Сочинение по рассказу царь-рыба

Евгений Храмцов (группа 2 уровня)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорил главный герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Но так ли это? Мастерская ли природа? И имеет ли право человек считать себя ее хозяином? Ответы на эти вопросы я нашел в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Царь-рыба» состоит из нескольких новелл, объединенных одним героем. Сам автор определил жанр своего произведения как повествование в рассказах.

И эти одна за другой небольшие истории вливаются в единое повествование, идея которого – не человек хозяин природы, а природа – мать человека, и любое преступление против природы, против человека как ее сына обязательно будет наказано, за любые грехи придет час расплаты.

Центральное место в сборнике новелл занимает новелла «Царь-рыба». Неспроста именно ее название вынесено в заглавие всего произведения.

Полная чувства глубокого уважения к природе, преклонения перед ее красотой и мудростью, она не может оставить равнодушным ни одного читателя. На каждого новелла в той или иной степени оказывает влияние, а возможно, у кого-то даже меняет мировоззрение.

Я не стал исключением. Произведение изменило мое отношение к природе, напомнило о ее первостепенной важности в нашей жизни.

Главный герой новеллы браконьер Игнатьич.

Знаменитый на весь поселок рыбак, пользующийся уважением у окружающих, он обладал, на первый взгляд, неплохими человеческими качествами: «От людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение чацкий в комедии горе от ума (образ и характеристика 9 класс грибоедов)

Оценим за полчаса!

Но не умел Игнатьич проявлять тех же качеств по отношению к природе. Возомнив себя хозяином мира, он без капли сомнения и сожаления занимался браконьерством. Жадность, жажда наживы толкали его на преступление против природы.

Переломным моментом в судьбе героя стала охота на Царь-рыбу. Легенды о ней давно ходили по поселку, и Игнатьич, желая прославиться, выделиться среди остальных рыбаков, решил в одиночку вступить в поединок с Царь-рыбой. А ведь герой помнил слова дедушки о том, что лучше отпустить эту великую рыбу и жить дальше, но «забылся в человеке человек! Жадность обуяла его!».

В поединке человека и природы ярко раскрывается позиция автора. Он изображает Царь-рыбу могущественной, умной, «редкостной», а Игнатьич предстает перед нами не человеком – зверем, который ни перед чем не остановится на пути к своей добыче. Однако победу одерживает именно Царь-рыба.

Более того, она удерживает героя на грани жизни и смерти, заставляет задуматься о прожитых годах.

  • Заполни формуи получи скидку 50% на видеокурс
  • по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике
  • от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов

Сочинение по рассказу Царь-рыба

Анализируя прошлое, Игнатьич приходит к выводу, что много зла и подлости совершил. Особенно ему стыдно перед Глашкой Куклиной, которую он обидел, просто чтобы похвастаться перед мужиками, изобразить из себя мужчину, «познавшего грех».

Бедная девушка ничем не могла ответить обидчику, молча снесла унижение, которое «не только душу, но и кости» опустошило ей. Но, как отмечает В.Астафьев, «природа… тоже женского рода», и у нее не дождаться за такой поступок ни прощения, ни пощады, а только наказания.

И именно эта необычная Царь-рыба, символизирующая природу, выступила в произведении в роли вершителя суда над Игнатьичем.

И в то же время, я думаю, встреча с Царь-рыбой, для Игнатьича стала шансом начать новую жизнь, покаяться в совершенных грехах. Действительно, когда он просит прощения у природы, у Глаши, Царь-рыба отпускает его, освобождает его душу. Для героя начинается новый этап жизни.

Итак, прочитав произведение В.Астафьева «Царь-рыба», я еще раз убедился, что природа и человек – единой целое.

Автор призывает нас прекратить беспощадную эксплуатацию и загрязнение природы, ведь это чревато непоправимыми последствиями.

Призывает нас задуматься над своими поступками, помнить, что за все хорошее природа отблагодарит, но ведь и за все плохое – накажет. Природа- хозяйка всего живого на земле, она – наша «Царица».

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniya_po_literature/430

Сочинение на тему Человек и природа – друзья или враги? (В.П.Астафьев Царь-рыба) ( : Итоговое сочинение)

Человек и природа – одна из центральных тем русской литературы. В современной прозе и публицистике эта тема звучит особенно пронзительно. Почему? Потому что человек забыл, что он часть природы, малая её часть.

Потому что не секрет, что одной из глобальных проблем человечества сегодня является угроза экологической катастрофы.

Как избежать её? Наверное, нужно перестать быть врагом природы, безжалостно эксплуатировать её и уничтожать.

Взаимоотношение природы и человека – центральная тема повествования в рассказах «Царь–рыба» В. Астафьева. Природа Сибири предстаёт перед читателем в своём могуществе и первозданной красоте, в обилии преподносимых ею даров. Но в то же время она сурова и неприступна и жестоко карает тех, кто приходит к ней со злым умыслом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Природа скрывает в себе дух справедливого возмездия за потребительское, варварское отношение к ней. Символом страдания природы становится образ израненной, измученной царь-рыбы, огромной стерляди, пойманной местным рыбаком-браконьером Игнатьичем.

Помнил Игнатьич наказ стариков: если поймаешь царь-рыбу, не вяжись с ней, отпускай сразу, будто её и не было. Но обуяла его жадность и пренебрёг он наставлением умудрённых опытом предков, решил в одиночку обуздать огромную рыбину, самому себе доказать, что он царь на этой реке. Переоценил свои силы герой, и вот уже рыбак и рыба бок о бок истекают в воде кровью.

Настал час возмездия. Вспомнил Игнатьич всю свою жизнь, надругательство над женщиной. Ожёг его стыд за содеянное, громко просит он прощения у Глаши. Может быть, это позднее, но искреннее покаяние спасло героя. Услышав шум приближающегося мотора, напрягла все свои последние силы рыбина, сорвалась с крючков и ушла умирать на дно реки.

Царь-рыба становится символом страдания природы от неразумного посягательства на неё со стороны человека, а также заставляет героя задуматься над смыслом своей жизни, в полной мере осознать те поступки, которые он совершил.

Уважаемый в посёлке человек, искусный механик, добропорядочный семьянин, а на самом деле браконьер и рвач, заботившийся только о собственном благополучии. Царь-рыба помогла Игнатьичу совершить суд над самим собой, и, может, с этой минуты начнётся его душевное исцеление.

По мысли В.П.Астафьева, отношение к природе – это своеобразное мерило нравственности человека. С этим нельзя не согласиться. Наше общество больно страшной и разрушительной болезнью – болезнью потребительства. Когда мы поймём, что нельзя быть природе врагом, нельзя только брать, нужно заботиться о ней, быть ей другом, бескорыстным и любящим, мы встанем на путь исцеления.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id11278

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=11278

Как написать сочинение Победа и Поражение в повести Царь — рыба?

Перед нами рассказ Астафьева «Царь-рыба». Вы когда-нибудь читали его? О том, как Игнатьич завалил рыбу? Он ее убил. Просто шаг за шагом автор показывает кам, как он это сделал. Вот мы встречаем эту великолепную рыбу: «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела».

А дальше начинается кошмар.

Человек пытается одолет эту рыбу:

«Жабры осетра захлопали чаще, заскрипели решительней». Игнатьич понимает что «одному не совладать с этаким чудищей». Он думает: «Надо засадить побольше

крючков в осетра и бросить конец — пусть изнемогает в глуби». Какие жестокие слова. Жесток ли Игнатьич? А почему автор использует такие выражения? Зечем так подробно и кроваво описывает убийство рыбы?

  • Только прочтите:
  • «А-а, была не была!» — удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом
  • топора в лоб царь-рыбу и по тому, как щелкнуло звонко, без отдачи гукнуло,
  • догадался — угодило вскользь».

И наконец рыба сдается: «Рыба унялась. Словно бы ощупью приблизилась к лодке, навалилась на ее борт — все живое к чему-нибудь да жмется! Ослепшая от удара, отупевшая от ран, надранных в теле удами и крюком-подцепом, она щупала, щупала что-то в

воде чуткими присосками и острием носа уткнулась в бок человеку».

Каке жестокие сцены.

Победил ли Игнатьич? Да он завалил рыбу. Но сделала ли это ему чести? Я думаю, это не победа, а поражение.

Для сравнения мне хочется привести пример похожего произведения. Это рассказ Хемингуэя «Старик и море». Там старик живет тем, что ловит рыбу, продает ее и тем и живет. И ему, как и Игнатьичу, попадается большая рыба. И он борется с ней. Но Хемингуей полон сострадания к рыбе, а сам старик просит у рыбы прощения, за то что вынужден убить ее, он преклоняется перед ее силой.

  1. Он разговаривает с рыбой:
  2. «Хотел бы я, чтобы она заснула, тогда и я смогу заснуть и увидеть во сне львов, — подумал он».
  3. Он все время пытается понять, каково сейчас рыбе:

«Как ты себя чувствуешь, рыба? — спросил он громко».

И наконец он делает такой вывод: «Рыба — она тоже мне друг, — сказал он. — Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!».

Чувтсвуете разницу? И дело не в Игнатьиче и в старике, а в самом авторе. Почему то у Хемингуея нашлись слова сострадания к рыбе, а у Астафьева нет.

Это просто мое мнение. Я читала два этих рассказа. И советую вам прочитать Хемингуэя, а Астафьева не стоит, он не должен был так писать.

На мой взгляд, человек должен всегда оставаться человеком, проявлять гуманность. В этом и есть победа.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2207412-kak-napisat-sochinenie-pobeda-i-porazhenie-v-povesti-car-ryba.html

Сочинение «Природа» по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»

  • Министерство образования Республики Саха (Якутия)
  • МКУ «Управление образования Кобяйского улуса»
  • МБОУ «Танаринская средняя общеобразовательная школа»
  • МО «Кобяйский улус Республика Саха (Якутия)»
  • сочинение «Природа»

(по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»)

Выполнила: Варламова Аля,

ученица 6 класса

Руководитель: Степанов П.П.,

учитель истории

2016 год

С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся ей, порою принося жертвы. В наш век прогресса отношение к природе кардинальным образом поменялось. Люди стали считать себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос и решить поставленную жизнью задачу : природа — храм или мастерская? Нравственные проблемы бытия, по мнению Астафьева.

сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях человека и природы. Это — главное содержание его творчества.  В романе «Царь-рыба» вопросы экологии становятся предметом рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Писателя интересуют реальные люди. Лучшим из его героев свойственна душевная тонкость, естественное умение чувствовать прекрасное.

Отличает астафьевских персонажей желание и, главное, умение делать добро. Это не подвиги, а обычные, непримечательные поступки, но они служат поддержанию и утверждению общечеловеческих нравственных законов.

  Повествование в романе «Царь-рыба» целиком посвящено современности: проблема охраны природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного состояния человека.

Стремительное развитие техники в человеке «козявочное» чувство своей ничтожности, которое, по мнению писателя, рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще, безнравственное отношение к миру. Люди настолько свыклись с пропастью, отделяющей их от природы и, следовательно, друг от друга, что просто перестали принимать ее во внимание.

Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти, в духовном слиянии с природой. Так, в «Царь-рыбе» в главе «Капля» прекрасно выражено это благотворное воздействие природы.  В центральной главе повествования «Царь-рыбы» браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не но не смог с ним справиться.

Рыба утащила его в воду, и долго, бесконечно долго находились реки «царь» и всей природы «царь» в одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия, когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика — человека и природы.

Но не возвышенно-легкое, когда, как в главе «Капля», душа природы внятна человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки. Израненные, человек и «царица» рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь «царь» природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. 

Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь.

Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее.

Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время — и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и родители, на ней учили ходить мы и сделают первые шаги наши потомки.

Во все века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине цветистый луг рылова (6 класс)

А беря от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу.

В наше время перед нами остро стоит экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. Вследствие работы производств перепачкались реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов.

Вонючие водохранилища были когда-то украшением живописной земли. Пошли под воду беленькие домики, вишневые сады и кудрявые вербы над прудами. А когда-то красивое и богатое Касппийское море высыхает, так как из него выкачали воду на орошение засушливых районов.

Потомкам в наследство остались только прекрасные рисунки Каспия.

Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над следствиями своих поступков.

Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. Вследствие аварии погибло сотни людей.

А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через много лет после аварии превышает допустимые нормы.

Мне кажется, что атомные электростанции вообще нужно запретить, ведь пока они существуют, страна — в опасности. Осушение болот оставило людей без питьевой воды. А у нас вследствие изменения русла реки появились подтопленные жилые массивы.

Река исчезнувшая, оставив по себе только название. ЕСТЬ у нас набережная вдоль несуществующей реки. И таких фактов можно привести множество. И вреднее, по моему мнению, то, что рядом с горе — хозяевами стояли равнодушные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы.

Досадно, но таких среди нас немало.

Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели мы всегда будем учиться только на ошибках? Нужно, в конце концов понять, что человек — это частичка большой матери-природы, которую не следует покорять, а нужно жить с ней в гармонии.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/sochinieniie_priroda_po_proizviedieniiu_v_p_astaf_ieva_tsar_ryba

Сочинение по произведению В. Астафьева «Царь-рыба» на тему «Взаимоотношение человека и природы»

Сочинение по произведению В. Астафьева «Царь-рыба» на тему «Взаимоотношение человека и природы»

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Наш союз должен быть вечен и нерушим.

Мы – люди ни сможем прожить ни минуты без живой природы. Поэтому нам необходимо всеми способами оберегать и ценить Матушку-Природу.

Не стоит забывать об этом ни на секунду и непременно рассказывать подрастающему поколению о бесценности и необходимости хрупкого равновесия человека и живой природы.

Но часто и довольно большое количество людей из-за корыстных намерений причиняют непоправимый вред окружающей среде. Так было и в новелле Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба». В ней повествуется о жадном рыбаке Игнатьиче. Он был уважаемым человеком в своем поселении. Его ценили за смекалку, ум, удачливость и рыбацкие навыки.

Все это позволило ему стать довольно зажиточным и обеспеченным человеком. Односельчане часто обращались к нему за помощью. Игнатьич не отказывал в просьбах, но многие замечали, что какой-то искренности и доброжелательности в его поступках не было. Даже когда он кому-то помогал им, скорее всего, двигала жажда наживы.

Поэтому каких-то хороших и дружеских отношений с главным героем ни у кого не было. Даже с родным братом взаимоотношения было очень прохладными.

Игнатьич ни гнушался никакими способами для достижения своих целей и дополнительного обогащения. Поэтому он занимался браконьерством. Главный герой из-за своей неконтролируемой жадности по ночам ловил в сети больше рыб, чем мог продать или съесть. Тем самым многие рыбы просто гибли. И этим наносился непоправимый вред живой природе.

При этом что меня довольно серьезно удивило, Игнатьич прекрасно понимал, что поступает плохо, что его ждет общественное порицание и неприязнь со стороны односельчан, а также существенный штраф от рыбнадзора, но никак не мог остановиться и прекратить заниматься незаконной и ненужной рыбной ловлей.

Даже сложно представить насколько человек должен был быть жадным.

Однажды Игнатьич как обычно принялся ночью ловить рыбу. И вдруг увидел запутавшегося в сетях огромного осетра.

Главный герой понимал, что не сможет один справиться с такой серьезной добычей и даже хотел позвать брата на помощь. Но и тут его жадность остановила.

Игнатьич не мог представить , чтобы с кем-то поделиться своей добычей. Поэтому он решил справляться своими силами, которые прибавились от рыбацкого азарта.

Главный герой ударил рыбу ручкой от топора, но не рассчитал тяжесть собственного тела и сам оказался в воде в своих же сетях вместе с царь-рыбой. Игнатьич начинает отчаянно сопротивляться, но понимает, что рыба тянет его ко дну вместе с собой и сетями.

Тогда он забывает о прежних обидах и зовет брата на помощь. Но в ответ тишина. Кроме того, осетр начинает ласково прижиматься к рыбаку.

В этот момент герой вспоминает, что старожила предупреждал молодых рыбаков, что если они увидят царь-рыбу, но на их душах будет лежать грех, то не стоит и пытаться его поймать.

Тут Игнатьич вспоминает, что помимо браконьерства на нем лежит еще один тяжкий грех. В молодости он очень сильно обидел молодую невесту, и теперь живая природа будет мстить ему. Рыбак обращается с мольбой к Богу и просит прощения за все содеянные грехи.

В этот момент происходит чудо – осетр освобождается от сетей и уплывает на глубину, оставив рыбака с шансом на спасение. При этом Игнатьич начинает чувствовать себя гораздо лучше. Но не только физически, но еще и духовно, ведь ему были отпущены все самые страшные грехи.

Теперь он может начать новую жизнь с чистого листа и не совершать больше таких страшных грехов.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-po-proizvedeniyu-v-astafeva-tsar-ryiba-na-temu-vzaimootnoshenie-cheloveka-i-prirodyi/

Сочинение размышление по повести В. Астафьева "Царь Рыба", — Сочинения по литературе

В 70-х годах происходило углубленное исследование одной из важнейших проблем современности — проблемы «человек и земля». По мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все острее вставал вопрос об охране окружающей среды.

Аналитическое исследование действительности в современной литературе ведется путем изображения множества сложных контактов человека с природой. Одним из наиболее характерных произведений, дающих читателю пищу для размышлений на эту тему, является повествование в рассказах В. П.

Астафьева (р. 1924) «Царь-рыба» (1976).

Одна из существенных особенностей творческого метода Астафьева — постоянное возвращение к своим написанным ранее произведениям. При переизданиях он правил текст, вторгался иногда в композиционные решения, изменял финал (повесть «Стародуб»).

Существовал прецедент, когда в уже созданную вещь («Последний поклон») дописывались и вставлялись заключительные главы. Многие произведения Астафьева имеют «вневременной «характер, ибо они создавались на протяжении многих лет («Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба»).

В произведении (назвать его можно очень условно и романом в новеллах, и повестью, и циклом рассказов), состоящем из серии различных эпизодов, объединенных единой мыслью и лирическим пафосом повествования, изображен ряд колоритных образов, проанализированы различные стороны взаимосвязи человека с землей на основе совершенно конкретных жизненных ситуаций. Главный герой у Астафьева — хранитель земной красоты и «человеческого в человеке». В этой связи раздумья о человеке на земле, о его нравственных возможностях представляют собой своеобразную лирикофилософскую стихию, на фоне которой разворачиваются сюжетные события.

В повести «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между индивидуумом и обществом.

В роли первого выступает Игнатьич — мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства.

Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк, и природой самой приучен почитать „опчество“, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить». Однако разбираться в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные определения: «отрицательный» или «положительный» герой.

Итак, первая мысль, возникающая при прочтении рассказа, это «характер Игнатьича очень противоречив». Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью.

Мне кажется, что Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам.

И действительно он добился всего сам; только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигнув всего, так и остался сам по себе.

Я считаю, что в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности.

Поначалу это было неза 449 метно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. По этому поводу он думал так: «Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить».

Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.

Встав на ноги, Игнатьич невольно оказался над обществом, которому он все время помогал. Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог.

Вот откуда проистекает некий психологический террор Игнатьи ча, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Этому давлению он подвергает весь поселок. Здесь, по сути, опровергается данное самим автором определение отношения «опчества» и Игнатьича.

На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.

Показав это, дав понять читателю, кто есть на самом деле Игнатьи ч, автор приступает к свершению наказания над своим героем. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, о которой он очень много узнал от своего деда-рыбака.

Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич в этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился: герой впервые по-настоящему попросил у всех прощения.

Почти не владея ртом, он все же надеялся, что хоть кто-нибудь да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.

Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, не то жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.

Благодаря затронутым нравственным проблемам повествование Астафьева превратилось в социальное философское произведение о прошлом, настоящем и будущем, о критериях духовных ценностей личности и взаимоотношении человека и природы. Голос писателя обращен ко всему человечеству, он призывает бережно, чутко относиться к земле, уметь преклоняться перед вечной красотой, неповторимостью и богатством природы-кормилицы.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-razmyshlenie-po-povesti-v-astafeva-tsar-ryba/

Взаимоотношения человека и природы в рассказе “Царь-рыба”

В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

В рассказах Виктора Петровича Астафьева

тема отношений природы и человека – главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям.

Герои этих рассказов – простые деревенские жители, у каждого из них за спиной особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. Это описание как нельзя лучше иллюстрирует рассказ “Царь-Рыба”.

В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич – главный герой рассказа, предстает перед нами в образе хорошего и честного человека,

ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл – это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешенные конфликты.

Зиновий Игнатьич – опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает черная зависть.

Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки.

Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ “Царь-Рыба”, отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, – это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несет в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями.

Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам дает, человек будет несчастен и беден. Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, – все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении.

Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева “Царь-Рыба”.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/vzaimootnosheniya-cheloveka-i-prirody-v-rasskaze-car-ryba/

Готовые школьные сочинения

Авг
01 2010

Сочинение по произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба”

В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах “Царь-рыба”. Главные герои “Царь-рыбы” — это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение.

Название повествованию дала глава “Царь-рыба”, имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки.

Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть; “Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу”.

Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И.

Вернадский создал свое учение о ноосфере — сфере человеческого разума, где необходимо “мыслить и действовать… не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте”.

Понятие “человечество” возникло несколько веков назад, однако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством — нераздельной общностью.

Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы.

Возвращение к “райскому саду”, то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.
В повествовании “Царь-рыба” все герои — главные.

Читайте также:  Сочинение бал в доме фамусова (анализ эпизода)

Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие.

Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов.

Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен.

Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.

Одна из главных задач “Царь-рыбы” — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.

“Царь-рыба” — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование.

Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми.

Большое идейно-художественное значение имеет и место действия “Царь-рыбы” — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.

“Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сочинение по произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба” . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-po-proizvedeniyu-v-p-astafeva-car-ryba/

Анализ рассказа «Царь-рыба»

В рассказ «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго — жители его родного поселка Чуш.

Игнатьич — это мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик, и истинный рыбак. Но не это главное в нем.

Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства. Именно

эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Мне особенно хотелось бы подчеркнуть, как сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — на давать себе на ноги топор ронить.» Именно это одно предложение, по моему мнению, и заключает в себе весь смысл рассказа. Разбираться же в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные ярлыки «отрицательный» или «положительны» герой.

И так, первая мысль при прочтении рассказа — это «характер Игнатьича очень противоречив». Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью. Да, именно самостоятельностью.

Мне кажется, что Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам.

И действительно он добился всего сам, но только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигши всего, так и остался сам по себе.

По-моему, пока он так рос, в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности.

Поначалу это было не заметно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. Скорее всего, он думал так: «Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить».

Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.

Вставши на ноги, Игнатьич невольно становится над обществом, которому он все время помогал. Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог.

Таким образом и объясняется некий психологический террор Игнатьича, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Это давлению он подвергает весь поселок. То есть на самом деле опровергается данное самим автором определение отношения «опчества» и Игнатьича.

На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.

Показав это, дав понять читателю: кто есть на самом деле Игнатьич, автор приступает к свершению наказания для своего героя. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, о которой очень много узнал от всего деда-рыбака. Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич на этот раз жестоко поплатился.

Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился. Все дело в том, что он впервые по-настоящему попросил у всех прощения, почти не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь, да услышит его.

И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.

Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, а не жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.

(No Ratings Yet) Анализ рассказа «Царь-рыба»

Источник: https://home-task.com/analiz-rasskaza-car-ryba/

История написания произведения Астафьева "Царь-рыба"

Сам писатель рассказывал, с каким трудом у него «выстраивалась» «Царь-рыба»:
«Не знаю, что тому причиной, может быть, стихия материала, которого так много скопилось в душе и памяти, что я чувствовал себя буквально им задавленным и напряженно искал форму произведения, которая вместила бы в себя как можно больше содержания, то есть поглотила бы хоть часть материала и тех мук, что происходили в душе. Причем все это делалось в процессе работы над книгой, так сказать, на ходу, и потому делалось с большим трудом»

В этих поисках формы, которая бы соединяла всю мозаику рассказов в единое целое, выражали себя муки мысли, пытающей мир, старающейся постигнуть справедливый закон жизни человека на земле.

Не случайно на последних страницах «Царь-рыбы» Автор обращается за помощью к вековой мудрости, запечатленной в Священной книге человечества: «Всему свой час, и время всякому делу под небесами. Время родиться и время умирать. Время войне и время миру».

Но эти уравновешивающие все и вся афоризмы Екклезиаста тоже не утешают, и кончается «Царь-рыба» трагическим вопрошанием Автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? — нет мне ответа».

Искомая гармония между человеком и природой, внутри самого народного «мира» не наступила. Да и наступит ли когда-нибудь?

Однако проблема лада и разлада продолжает оставаться самой «болевой» точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе.

С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях — в рассказе «Жизнь прожить», который увидел свет в сентябрьской книжке «Нового мира» за 1985 год, и в романе «Печальный детектив», напечатанном в январском номере журнала «Октябрь» за 1986 год.

В сущности, рассказ «Жизнь прожить» — это завершение линии «монументального рассказа», начатой еще в 1950-е годы шолоховской «Судьбой человека».

Эпическая монументальность здесь сохранилась — вся жизнь человека из народа и в гуще общенародной истории дана как на ладони. Но вот эпического величанья героя и его судьбы совсем нет.

Ибо само содержание понятия «лад» открывается вовсе не с идиллической стороны.

Автор чуть ли не с первых строк предупреждает читателя:

«Ивана Тихоновича лихая сторона жизни миновала. И все у него в смысле биографии в полном порядке. Однако тоже есть чего вспомянуть, есть чем попеть и поплакать. И старость он заслужил себе спокойную».

Но как выслушаешь всю его исповедь: и про то, как с десяти лет сиротой остался, и как «натужно и недружно жили» в семье Сысолятиных, которая приютила сироту, и про войну, про один только бой у местечка Оринина в Прикарпатье, и про послевоенную службу на енисейских бакенах в окружении надсаженных в тылу да вымолоченных на фронте людей, то слова о том, что «Ивана Тихоновича лихая сторона жизни миновала», покажутся горько-ироническими. И напрасно. Все ведь познается в сравнении. Раз в тридцатые он годы не познал власть формулы «сын за отца не отвечает», а в сорок пятом вернулся домой при своих собственных ногах и руках, — значит, и впрямь его «лихая сторона жизни миновала». Но каков стандарт-то! Какой же она была, эта обыкновенная, общепринятая норма народной жизни! Вот о чем с действительно горькой, но не иронией, а печалью напоминает Виктор Астафьев.

Как такое выдержать? До лада ли при таком стандарте повседневности? Тут уж куда больше оснований для разлада, для всеобщего безразличия и взаимной ожесточенности.

Для обозначения этого уклада народной жизни, который в «Последнем поклоне» назывался «на растатур», Астафьев в этом рассказе нашел другое, не менее хлесткое деревенское слово «вразнопляс».

«Вразнопляс» — это разобщенность в самой неделимой «молекуле» общества, в семье, «вразнопляс» — это вечно пьяный папуля Костинтин, что детей своих родимых видел «только исключительно по праздникам», это и бабка Сысолятиха-Шопотница, что для облегчения жизни семьи принялась сводить со свету новорожденного внука…

Там, где все идет «вразнопляс», личность может либо расплыться в податливый кисель, либо ожесточиться до каменной бесчувственности. Ведь такое чуть было не случилось и с Иваном Заплатиным, когда он мальчишкой оказался в доме с бабкой Сысолятихой.

«И вот стал я замечать за собой, что трусливый и подлый делаюсь, — вспоминает Иван Тихонович, — …стыдно вспомнить, доносы на братьев и сестер учинял, те меня, конечно, лупить, дак я на убогую Дарью бочку катить примуся, поклепы и напраслину на нее возводил…

» Да и потом, уже в зрелые годы, случалось, поддавался Иван Тихонович соблазну пожить «вразнопляс»: то, вернувшись с фронта, они с братишкой «от вольности попивать начали» да вовсю веселиться в условиях изобилия женского пола, а потом Ивана Тихоновича побродяжничать поманило, «и стал бы я бичом отпетым», — признается он.

А почему же не стал он «бичом отпетым», как не стал ни «тюремным поднарником», ни «полномошной шестеркой», хотя все это ему очень даже реально угрожало? Что внесло или, точнее, — что каждый раз вносило лад в душу Ивана Заплатина, что вновь помогало налаживать отношения с людьми, с миром?

Ответ — в сюжете рассказа, в сцеплении событий и поступков, из которых выстраивается судьба Ивана Тихоновича. Вот, приспосабливаясь к «разноплясу», едва не исподличался малец-сирота, а не исподличался оттого, что Лелька, тетка крестная, вовремя спохватилась и «наотдаль от дома и от стариков Сысолятиных… на зимовку в бригаду шуганула» Ивана.

А потом является на свет не очень-то желанный пятый братик Борька, бабка его травит и студит, а остальные Сысолятины обороняют, как могут. И вот что получается из этого: «Спасенье его, борьба за Борькино здоровье, заботы об ем как-то незаметно сплотили наши ряды, всю из нас скверну выжали, всю нашу мелочность и злость обесценили, силы наши удвоили…

«

Вот ведь когда кончилось житье «вразнопляс» и когда в Лелькиной семье стал лад налаживаться. Это очень важная, поворотная веха в судьбе Ивана Заплатина, это первый для него урок самосознания, рубеж отсчета дальнейших поступков.

И далее, с какими бы соблазнами ни встречался Иван Заплатин, в какие бы передряги ни попадал, всегда тревога за родных, чувство заботы о них удерживают его от срыва, а то и возвращают из начатого было «разнопляса».

И не один ведь Иван Тихонович одной заботой о другом свою душу в порядке содержит, не один он на этой заботе и любви строит свой лад с человечеством.

А крестная тетка Лелька, что «для всех и нянька, и генерал»? А убогая Дарья, что в войну «приняла к себе раненого инвалида без ног»? А вовсе еще девчонка Лилька, что после гибели матери тащит весь сысолятинский дом на себе? А Татьяна, которая забыла все свои обиды, когда увидела, что Иван пропадает?

Выходит, таков универсальный закон, лежащий в основе лада? Это вечный груз, вечная, без роздыху тревога, — помогать, вытаскивать, спасать, жалеть. Не случайно многие герои рассказа «Жизнь прожить» не живут, а «ломят», как Дарья, они «надорванные», как Татьяна, и в глазах у них надсада, как у Лильки.

Но как ни трудно соглашаться с неуютной, беспокоящей концепцией Астафьева, однако простая и драматическая жизнь Ивана Тихоновича Заплатина, судьбы его родных и близких убеждают: настоящий, не утопический лад, лад земной, достигался титаническими усилиями тех, кто, не жалея сердца своего, растрачивал себя на заботу о других.

Астафьев идет дальше, он утверждает: чем горше испытания, чем тревожнее угроза для жизни, тем прочнее вяжутся узы лада. Что ж, история нашей страны хранит в себе достаточно страниц, которые могут подтвердить эту идею писателя.

Но неужто лад на Руси может держаться только ценою надсады самых чутких и добрых людей? Неужели нам нужна только большая беда, напасть какая-то, чтоб мы, преодолевая мелочные раздоры, соединялись в единое, дружное и теплое, целое, которое никто и никогда не смог победить?

Такая печальная и горькая концепция лада обретает особую убедительность благодаря эмоциональной атмосфере, разлитой по всему рассказу. Эта атмосфера связана с образом Енисея, на берегах которого протекает жизнь Ивана Тихоновича и его родовы.

«Анисей-батюшка», «Анисеюшко», как его величают в рассказе, это река жизни, которая символизирует творящую силу бытия — дарует героев ни с чем не сравнимым счастьем земного существования и неотвратимо поглощает их в своих глубинах.

Образ «Анисея» служит постоянным напоминанием о жестоком роке, в свете которого лад предстает как необходимая, естественная и единственная возможность разумного общежития всех людей на земле.

Но, вскрыв трагическую «подоснову» лада, представив воочию ту непомерную цену, которую платят добрые люди за установление хоть ненадолго какого-никакого равновесия в социуме, писатель не мог не встать перед вопросом: отчего же в народном мире берется разлад, что его порождает? Об этом Астафьев раздумывает в «Печальном детективе».

Сам автор назвал его романом, но роман этот необычен — его структура образована сплавом беллетристики и публицистики.

Факты, а точнее — грубо натуралистические образы современной повседневности, здесь служат пищей для публицистических размышлений автора-повествователя, который старается заразить своим чувством читателя, вовлечь его в круг волнующих его проблем, сделать своим единомышленником.

И действительно, текст «Печального детектива» сработан так, что читатель ввергается в неявный диалог с автором-повествователем. И анализ этого произведения приходится вести через вскрытие предполагаемого («запроектированного» в тексте) диалога между Автором-повествователем и потенциальным читателем.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/istoriya-napisaniya-proizvedeniya-astafeva-34-car-ryba-34/

Ссылка на основную публикацию