Сочинение по сказке конек-горбунок ершова

24.04.2019 Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Как часто в русских сказках бывает, что все упования и надежды родителей относятся только к старшим детям, а на младших они не особо обращают внимания и дети растут как бы сами по себе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

То же самое происходило и с Иваном, главным героем сказки Конек — Горбунок. Он младший сын пожилого крестьянина. У Ивана была очень простая натура, и он постоянно погружался в свои собственные переживания.

За этот характер все и прозвали Иваном — дурачком.

Однако на самом деле именно младший брат показывает себя в жизни умным, храбрым, смекалистым и добрым парнем. Именно Иван ловит вора, а его старшие братья, спавшие всю ночь, лживо претворяются очень уставшими после тяжелой бессонной ночи караула.

Когда он ловит лошадь и общается с ней, то скрывает это от братьев и отца. Иван прячет ее, и проявляет большую смекалку, рассказывая им о приходе черта. Взяв обещание с кобылицы больше не вытаптывать поле, Иван говорит семье, что обещание ему дал черт.

В сюжете всей сказке Петра Ершова Конек — Горбунок главный персонаж всегда находчивый, наивный и прямолинейный. Иван находится все время в выигрышном положении. Даже когда его братья, обманным путем, продают подаренных ему кобылицей златогривых коней, он получает волшебное перо жар-птицы.

Окружающие его люди вообще не воспринимают его серьезно. Однако он не боится даже того что бы лично обращаться к царю.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение-описание по картине единородный сын слово божие васнецова

Оценим за полчаса!

Персонаж русского парня Ивана олицетворяет нам лучшие черты народа. Честные поступки, прямота, способность не упасть духом в трудную минуту жизни и найти выход из любой ситуации.

Такие качества как отвага, смелость, бесстрашие, самостоятельность и дружелюбность помогают главному герою сказки Конек — Горбунок не только преодолеть все препятствия, но и получить признание народа и заслужить титул царя.

Сочинение о Иване из Конька-Горбунка

Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом.

Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке.

Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.

Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.

Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного.

Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок.

Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь.

В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.

Источник:

Сочинение на примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.

П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа».

В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки.

Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.

Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа.

Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.

Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе.

  • Рекомендуем почитать ►
  • Изложение: «Учитель» – (Астафьев)
  • Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
  • Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.
  • В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
  • Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет …
  • А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня.

Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Источник:

Сочинение на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок”

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.

П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. “Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа”.

В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки.

Кроме того, “Конек-горбунок” состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

Чудесный конь помогает положительному герою.Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.

Все эти мотивы встречаются в сказках “Сивка-бурка”, “Свинка – золотая щетинка”, “Жар-птица и Василиса-царевна”. Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа.

  1. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.
  2. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
  3. За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле,
  4. Жил старик в одном селе.
  5. Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
  6. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была
  7. Недалече от села.
  8. В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
  9. Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет,
  10. Разны песенки поет…
  11. А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна
  12. Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться,

А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать “двойник” Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – “паршивенький” жеребенок, который также таит все признаки могучего коня.

Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

Ершов уловил и воплотил в своей “волшебной сказке” самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Источник: https://school-10.ru/kartiny/sochinenie-na-temu-konek-gorbunok.html

Сочинение на тему «Конек-Горбунок»

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Как часто в русских сказках бывает, что все упования и надежды родителей относятся только к старшим детям, а на младших они не особо обращают внимания и дети растут как бы сами по себе. То же самое происходило и с Иваном, главным героем сказки Конек — Горбунок. Он младший сын пожилого крестьянина. У Ивана была очень простая натура, и он постоянно погружался в свои собственные переживания. За этот характер все и прозвали Иваном — дурачком.

Однако на самом деле именно младший брат показывает себя в жизни умным, храбрым, смекалистым и добрым парнем. Именно Иван ловит вора, а его старшие братья, спавшие всю ночь, лживо претворяются очень уставшими после тяжелой бессонной ночи караула.

Когда он ловит лошадь и общается с ней, то скрывает это от братьев и отца. Иван прячет ее, и проявляет большую смекалку, рассказывая им о приходе черта. Взяв обещание с кобылицы больше не вытаптывать поле, Иван говорит семье, что обещание ему дал черт.

В сюжете всей сказке Петра Ершова Конек — Горбунок главный персонаж всегда находчивый, наивный и прямолинейный. Иван находится все время в выигрышном положении. Даже когда его братья, обманным путем, продают подаренных ему кобылицей златогривых коней, он получает волшебное перо жар-птицы.

Окружающие его люди вообще не воспринимают его серьезно. Однако он не боится даже того что бы лично обращаться к царю.

Персонаж русского парня Ивана олицетворяет нам лучшие черты народа. Честные поступки, прямота, способность не упасть духом в трудную минуту жизни и найти выход из любой ситуации.

Такие качества как отвага, смелость, бесстрашие, самостоятельность и дружелюбность помогают главному герою сказки Конек — Горбунок не только преодолеть все препятствия, но и получить признание народа и заслужить титул царя.

Сочинение о Иване из Конька-Горбунка

Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом.

Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке.

Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.

Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.

Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного.

Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок.

Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь.

В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.

Источник: http://5klassnik.ru/po-literature/11-konek-gorbunok.html

«Конек-горбунок» главные герои

В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания.

Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка.

Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.
Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.
Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания.
Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана.
Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом.
Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.
Оказалась “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, за это она родила ему трёх волшебных коней.
Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту птицу.
Чудо-рыба, которая страдает из-за того, что когда-то съела несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти съеденные корабли.

Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/konek-gorbunok/glavnye-geroi-harakteristika.html

Отзыв о сказке П.Ершова «Конек-Горбунок»

Сочинение по сказке Конек-горбунок ЕршоваГлавный герой сказки «Конек-Горбунок» — крестьянский сын Иван, который в семье считался самым глупым. Семья жила выращиванием и продажей пшеницы и все было хорошо, пока кто-то не начал пшеницу с поля воровать. Стал глава семейства посылать по очереди своих сыновей сторожить пшеницу. Старший всю ночь просидел в стоге сена и никого не видел, средний замерз во время караула и тоже вора не поймал. Младший сначала не хотел идти ловить вора, но отец пообещал купить ему гостинцев и Ваня согласился.

Читайте также:  Сочинение поступок, которым я горжусь

И поймал он в ту ночь белую кобылицу с золотой гривой, которая пообещала ему принести двух замечательных коней и одного маленького коня с двумя горбами на спине. Притом наказала, чтобы маленького конька он никому не продавал.

Дома Иван рассказал небылицу о том, как он ночью поймал самого дьявола и тот обещал целый год пшеницу не трогать. Вся семья посмеялась над Иваном-дураком и никто ему не поверил.

Но через год или два старшие братья узнали про чудесных коней Ивана и тайком повели их в город на продажу. А чудного маленького коня они брать не стали.

Иван очень расстроился, обнаружив пропажу дорогих коней, но маленький конек сказал Ивану на себя садиться и быстро старших братьев догнал.

Объяснили те младшему брату, что ничего дурного не желали, а хотели только продать коней, чтобы поправить семейные дела. Иван с ними и поехал коней продавать.

По дороге, во время ночевки заприметили братья вдалеке огонек. Иван на своем горбунке отправился посмотреть, что там светит, и обнаружил перо Жар-птицы. Завернул он его в тряпицу и с собой взял. А братьям сказал, что пень горел.

В городе все удивлялись красивым коням, которых привели братья. Даже сам царь приехал на них посмотреть и тут же купил коней, не торгуясь. Но кони царевых слуг слушаться не хотели, и пришлось царю назначить Ивана главным конюшенным. Так Иван стал жить при царе.

Но его начальник, спальник царя, узнал, что у Ивана есть перо Жар-птицы, тайком выкрал его и царю передал, добавив при этом от себя, что Иван похвалялся саму Жар-птицу достать. Царь вызвал Ивана и приказал тому добыть Жар-птицу.

Загоревал Иванушка, но Конек-Горбунок научил его, что у царя просить надо для поимки Жар-птицы и потом вместе с ним отправился в поход. Доставил конек Ивана в те места, где водились Жар-птицы, и одну из них удалось поймать и привезти во дворец.

Царь на радостях Ивана повысил и дал ему должность царского стремянного.

Царский спальник затаил зло против Ивана и однажды, послушав сказки, что рассказывали друг другу слуги, отправился к царю и сказал тому, что его стремянной хвастался, что может привезти дивную Царь-девицу.

Царь тут же вызвал Ивана и повелел в три недели доставить к нему Царь-девицу. Опечаленный стремянной снова пошел за советом к Коньку-Горбунку. Тот и в этот раз не подвел, помог найти и доставить во дворец Царь-девицу.

Царь жениться на ней собрался, но Царь-девица условие поставила, чтобы в три дня к ней ее перстень доставили, что в океане хранился. И снова Иван с Коньком-Горбунком отправились в дальний путь.

Во время путешествия Иван с коньком побывали в гостях у Луны-Месяца, матери Царь-девицы и помогли чудной рыбе-киту от наказания избавиться. За это рыба-кит им принесла из океана перстень Царь-девицы.

Доставил Иван перстень к царю, а тот бегом к Царь-девице про свадьбу спрашивать. А Царь-девица и говорит, что царь очень старый и ему надо омолодиться – искупаться сначала в кипящем молоке, потом в вареной воде и напоследок в студеной воде.

Царь побоялся в кипящее молоко прыгать и Иванушку заставил первым это сделать. И тут Конек-Горбунок сослужил настоящую службу своему другу. Он сделал так, что Иванушка не сварился в молоке, а остался жив, да еще и стал настоящим красавцем.

Царь, на это глядя, тоже прыгнул в котел с кипящим молоком, да и сварился в нем.

А Царь-девица вышла замуж за Ивана и стали они тем царством править. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Конек-Горбунок» состоит в том, что для настоящего друга нет ничего невозможного.

Конек-Горбунок стал Иванушки лучшим другом и много раз выручал его в сложных ситуациях, а в конце сказки не только спас друга от смерти в кипящем молоке, но и сделал его красавцем, за которого Царь-девица вышла замуж. Сказка учит добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

Иван, в отличие от своих братьев, честно сторожил поле с пшеницей, и поэтому сумел поймать удачу в лице белой кобылицы. В итоге, он из простого крестьянского парня превратился в царя.

В сказке мне понравился Конек-Горбунок, который верой и правдой служил Ивану и помогал выполнять самые сложные и нереальные задания.

Какие пословицы подходят к сказке «Конек-Горбунок»?

Будешь стараться — всё может удасться.
Верный друг лучше сотни слуг.

Обжегшись на молоке, дуют на воду.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_konyok_gorbunok/

Сочинение на тему «Конек-Горбунок»

Сказка П.П. Ершова «Конек–Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина.

Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся – эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых.

Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой – Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.

Очень часто Ивана называют дураком, начиная с его собственной родни -отца и двух старших братьев, заканчивая царем и придворными. Что с одной стороны и понятно, ведь в начале книги показано, что больше всего ему нравится валяться на печи и есть, не особо заботясь о других вещах.

Да и найдя перо Жар- птицы, он был предупрежден Горбунком, что лучше бы его не брать, ведь оно принесет больше бед и забот, чем счастья. Но, опять же из-за своей беспечности он не обратил на это никакого внимания, за что действительно потом не раз поплатился. Но, если подумать глубже, этот персонаж не так уж и глуп.

Например, когда он сторожил поле, ему не составило большого труда подкараулить и поймать волшебную кобылицу, и даже суметь с ней договориться о том, что поле она больше топтать не будет, а в награду за то, что он ее отпустит, ей пришлось пообещать родить ему двух златогривых красавцев- коней, и еще одного, неприметного с первого взгляда конька , который потом станет его лучшим другом, что она и предвидела, попросив ни в коем случае его не продавать ни за какие деньги. Мало того, он даже не рассказал об этом случае своей семье, придумав рассказ, будто изловил самого черта, чтобы те не узнали о его приобретении. Позже он, правда не без помощи конька, смог провести и царя, сумел поймать для него Жар-птицу, и заморскую красавицу Царь- девицу, ставшую в будущем его женой.

В целом же наш Иван-дурак как человек очень положительный, он не раз приходил на помощь другим, никогда не помышлял ничего лихого, и даже прощал козни против него другим, тех же братьев, которые не постеснялись украсть у него жеребцов ради собственной наживы.

Стоит отметить и Конька–Горбунка, который ради любимого хозяина не раз рисковал собственной шкурой. Он является замечательным образцом друга, бескорыстного и верного, и доказывает, что не стоит обращать слишком много внимания на внешний вид.

Хоть он совсем не был похож на своих красивых братьев, а казался даже смешным из-за своего маленького роста, двух горбов и длинных, будто ослиных ушей, — именно он оказался самым ценным другом Ивану, будучи готовым в любой момент оказать ему помощь.

В общем, сказка действительно не только очень интересная, но и поучительная, ведь показывает читателям что хорошие люди, не смотря ни на какие козни, все равно рано или поздно выйдут победителями, а нечестные и плохие – сполна заплатят за все свои прогрешения, как тот же царь, сварившийся из-за своего коварства в кипящем молоке.

Источник: https://moy-karapuzik.ru/sochinenie-na-temu-konek-gorbunok/

Конек-горбунок. Русская сказка. Сочинение П. Ершова

Виссарион Григорьевич Белинский

Конек-горбунок. Русская сказка. Сочинение П. Ершова

КОНЕК-ГОРБУНОК. Русская сказка. Сочинение П. Ершова. В III частях. Санкт-Петербург, в типографии X. Гинце. 1834. 122. (12).

Было время, когда наши поэты, даровитые и бездарные, лезли из кожи вон, чтобы попасть в классики, и из сил выбивались украшать природу искусством; тогда никто не смел быть естественным, всякой становился на ходули и облекался в мишурную тогу, боясь низкой природы; употребить какое-нибудь простонародное слово или выражение, а тем более заимствовать сюжет сочинения из народной жизни, не исказив его пошлым облагорожением, значило потерять навеки славу хорошего писателя. Теперь другое время; теперь все хотят быть народными; ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и все это во имя народности. Не ходя далеко, укажу на попытки Казака Луганского и на поименованную выше книгу. Итак, ныне совсем не то, что прежде; но крайности сходятся; притом же давно уже было сказано, что

Ничто не ново под луною,

Что было, есть и будет ввек[1].

И потому, несмотря на такую очевидную разность в направлениях, поэты настоящего времени споткнулись на одном ухабе с поэтами былого времени. Как те искажали народность, украшая ее, так эти искажают ее, стараясь приближаться к ее естественной простоте.

Что в русских сказках в тысячу тысяч раз больше поэзии, нежели в «Бедной Лизе», не только в «Боярской дочери»[2] и «Марфе Посаднице», об этом в наше время нечего много говорить: это аксиома.

Как же хотите вы воспроизводить их? Не то ли же это, что, подобно Дюсису, переделывать в пошлые трагедии генияльные драмы Шекспира? Не то же ли, что поправлять народные русские песни, вставляя в них паркетные нежности и имена Лил, Нин и проч.

, как то делывалось нашею доброю стариною! Эти сказки созданы народом: итак, ваше дело списать их как можно вернее под диктовку народа, а не подновлять и не переделывать.

Вы никогда не сочините своей народной сказки, ибо для этого вам надо б было, так сказать, омужичиться, забыть, что вы барин, что вы учились и грамматике и логике, и истории и философии, забыть всех поэтов, отечественных и иностранных, читанных вами, словом, переродиться совершенно; иначе вашему созданию, по необходимости, будет недоставать этой неподдельной наивности ума, не просвещенного наукою, этого лукавого простодушия, которыми отличаются народные русские сказки. Как бы внимательно ни прислушивались вы к эху русских сказок, как бы тщательно ни подделывались под их тон и лад и как бы звучны ни были ваши стихи, подделка всегда останется подделкою, из-за зипуна всегда будет виднеться ваш фрак. В вашей сказке будут русские слова, но не будет русского духа, и потому, несмотря на мастерскую отделку и звучность стиха, она нагонит одну скуку и зевоту. Вот почему сказки Пушкина, несмотря на всю прелесть стиха, не имели ни малейшего успеха. О сказке г. Ершова – нечего и говорить. Она написана очень не дурными стихами, но, по вышеизложенным причинам, не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели.

Примечания

Конек-Горбунок… Сочинение П. Ершова… (с. 366–367). Впервые – «Молва», 1835, ч. IX, № 9, «Новые книги», стлб. 143–145 (ц. р. 1 марта). Подпись: (-он -инский). Вошло в КСсБ., ч. I, с. 329–331.

Проблема литературной обработки фольклорного материала связана у Белинского с общей концепцией развития художественного сознания. Подделаться под дух фольклорного произведения невозможно, так как невозможно искусственно восстановить предшествующие формы художественного сознания.

Отсюда отрицательное отношение критика не только к произведению П. Ершова, но и к сказкам Пушкина. В рецензии на сказку «Царь-девица», М., 1835 («Молва», 1835, № 12, ц. р. 22/III; Белинский, АН СССР, т. I.

), Белинский писал, имея в виду сказку Пушкина: «Ох, царь Салтан Салтанович! Бог тебе судья! встормошил ты наш неугомонный народ – житья не стало от сказок; хоть беги со света долой!» Подобные воззрения были характерны для русской философской эстетики. Так, Н. Станкевич в письме к Я.

Неверову от 30 октября 1834 г, отзывался о «Коньке-Горбунке» следующим образом: «что путного в этом немощном подражании народным поговоркам, которые уродуются, искажаются стиха ради, и какого стиха? Пушкин изобрел этот ложный род…» (Станкевич с. 295–296).

Источник: https://iknigi.net/avtor-vissarion-belinskiy/51065-konek-gorbunok-russkaya-skazka-sochinenie-p-ershova-vissarion-belinskiy/read/page-1.html

Смысл сказки Конек горбунок — Ершова

Прекрасная сказка Петра Павловича Ершова, одинаково любимая детьми и взрослыми. Поэтичная, самобытная, добрая и не без юмора, она вся пронизана глубоким смыслом и поучительна.

Ласковое название сказки говорит о настоящей дружбе между волшебным коньком и Иванушкой.

О чём сказка Конек горбунок

Младший сын обычного крестьянина, добрый и бесхитростный Иванушка однажды ловит на поле волшебную кобылицу, которая уничтожала пшеницу.

Она просит Ивана отпустить её, а взамен дарит ему двух прекрасных коней и небольшого, странного вида конька, с двумя горбами и аршинными ушами.

На прощание сказочная кобылица советует Иванушке никому не отдавать конька, потому что тот будет другом Ивана.

Так и случилось. Волшебный конёк оберегал Иванушку от бед и неприятностей. Правда, тот не всегда слушал верного друга. Например, взял перо Жар-птицы, хоть конёк и говорил:

«Много, много непокою

Принесёт оно с собою.»

Иванушка попал к царю на службу, присматривать за подаренными кобылицей конями. Царь купил себе прекрасную пару, которая слушалась только Ивана. У Иванушки есть два брата. Они жадные и ленивые, им он и отдаёт деньги, уплаченные царём за коней.

Злой спальник из зависти наговаривал царю на Иванушку. И поэтому по царскому приказу ему пришлось достать Жар-птицу, похитить Царь-девицу и добыть её перстень со дна моря.

Во всех приключениях Иванушке помогал его верный друг, Конёк-горбунок с волшебной силой.

Когда Иванушка исполняет поручения царя, он встречает на пути рыбу-кит. Волшебное чудовище терпит мучения много лет, на его спине разместилась целая деревня, в которой живут люди. Иванушка рассказывает киту, почему он мучается. Давно кит проглотил 3 десятка кораблей. Рыба-кит освобождает их и получает долгожданную свободу. Взамен он добывает со дна моря перстень Царь-девицы.

Царь тем временем решил жениться на Царь-девице. Но она поставила условие-жених должен помолодеть. И рассказала старому царю способ. Нужно было искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с кипящей и с молоком, тоже кипящем.

По совету коварного спальника царь решает испытать волшебное купание на Иванушке. Тот по приказу царя ныряет в котлы и выныривает прекрасным юношей. Царь тут же ныряет в один из котлов и его уже нет, он сварился.

А Иван женится на Царь-девице и становится царём.

Смысл сказки Конек горбунок

Главная мысль и смысл сказки в том, что нет на свете ничего лучше, чем друг, старый, испытанный, готовый всегда явиться на помощь по первому зову. Этот друг способен отвратить беду, помочь и делом, и советом. Пусть этот друг выглядит странно, как конёк из сказки, но его добрая душа и преданность — важные качества.

Сказка учит доброте, учит дружить, помогать, не жадничать. А ещё она учит верить в чудо. И тогда это чудо непременно случится, как оно случилось с Иванушкой.

Смысл финала сказки в том, что справедливость наконец восторжествовала, старый капризный и деспотичный царь погибает в котле, а на его место встаёт преобразившийся Иван, символизирующий новую и счастливую жизнь. А свадьба Ивана с дочерью Месяца и сестрой Солнца Царь-девицей прямо подводит к его будущему предназначению — стать добрым царём.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-konek-gorbunok-ershova/

Часть "Конька-горбунка" написал не Ершов

Прочитав «Конька-горбунка» в рукописи Александр Сергеевич воскликнул: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить…»

Кадр из советского мультфильма «Конек-горбунок» 1948 года.

А дело было так

Шел 1834 год, вчерашний выпускник Тобольской гимназии Петр Ершов стал студентом столичного Университета. К тому моменту рукопись «Конька-горбунка» уже была завершена, и, робея, Ершов передал ее своему университетскому преподавателю — Петру Алексеевичу Плетневу. Тот высоко оценил самобытный язык и литературный талант студента и показал рукопись Пушкину.

Александр Сергеевич в те годы уже был в зените славы, но тем не менее без всякой ревности встретил молодое дарование. Ершов приехал к Пушкину домой и они много разговаривали, Ершов рассказывал о жизни в Сибири. Разъездная работа отца позволила ему повидать края от Ледовитого океана до Бухары.

  • Молодой студент открыто признавал, что именно сказки Пушкина родили в нем желание самому стать сказочником. А гений русской поэзии был в восторге от образов, от сатирических эпизодов сказки и считается, что именно тогда он подарил четыре строчки, которые при издании станут заглавием произведения:
  • За горами, за лесами
  • За широкими долами,
  • Не на небе, на земле
  • Жил старик в одном селе
  • Много лет спустя, перед очередным изданием «Конька-горбунка» Ершов внесет правку и поменяет третью строку четверостишья, написав: «Против неба, на земле».
  • Кстати правки он вносил перед каждым прижизненным изданием книги, поэтому вышедшие в середине XIX века экземпляры «Конька горбунка» считаются раритетными.

А Пушкин тем временем, если выражаться современным языком, активно пиарил Петра Ершова в высшем свете Петербурга. К тому времени сказка вышла сначала частями в журнале «Библиотека для чтения», а чуть позже отдельным изданием.

Публика приняла Горбунка с восторгом, даже не смотря на то, что главный герой — крестьянский сын.

Александр Сергеевич ратовал за то, что «Конька-горбунка» надобно выпустить в дешевом переплете и массовым тиражом, но вскоре поэт погиб, а другой поэт — молодой Петр Ершов уехал обратно в Сибирь.

Читайте также:  Наступила весна - сочинение

Одно из последних прижизненных изданий «Конька-горбунка», денег за которое он так и не дождался.

Менделеев и Ершов

Вернувшись в Тобольск Ершов становится преподавателем русского языка и словесности в гимназии, где сам он учился. Сын бывшего директора Ивана Менделеева — Дмитрий становится учеником Ершова.

Всего через несколько лет Павла Петровича Ершова назначают директором гимназии, а Дмитрий Иванович Менделеев женится на падчерице Ершова.

Молодые уезжают в столицу и на долгие годы Дмитрий Менделеев становится «агентом» тестя-поэта, помогает с изданием его книг, выбивает гонорары у издателей помогает в переписке.

Только Горбунок и вывозил

Ершов написал довольно много произведений, но, по мнению критиков, ушел от своего истинного назначения — быть сказочником.

Только «Конек-горбунок» переиздавался при жизни автора 7 раз и приносил хоть какой-то доход. Петр Ершов ушел из жизни в 54 года, оставив жену Елену и шестерых детей.

Семья жила без гроша за душой и умирая, он утешал супругу: «Не плачь, Леночка, «Конек-горбунок» вывезет».

После смерти в одном из ящиков его бюро нашли лишь медный пятак…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d95c59cd4f07a00ad6e3608/5e046479ba281e00ae82e4de

klassreferat.ru

Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова «Конек-Горбунок»«Конек-Горбунок» — это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста.

Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного героя Ивана. Новаторски «организует» Ершов и композицию своей сказки. «Конек-Горбунок» — многоплановое сюжетное произведение.

Одни персонажи, сыграв свою роль в сказочном действии, исчезают, другие отходят на второй план, третьи вновь появляются. Уже в первой части устраивают свое житейское благополучие братья Ивана и больше не появляются на страницах сказки.  Поражение темных сил в сказке Ершова и воцарение Ивана совершается с помощью Конька-Горбунка.

Подобно волшебному коню народной сказки, Конек-Горбунок ведет за собой героя, помогает ему, утешает в тяжелые минуты жизни. В то же время он отличается от своего фольклорного прототипа. Это не пышущий огнем богатырский конь Сивка-бурка, а ничем не примечательный жеребенок. Он так же невзрачен среди «златогривых коней», как и Иван среди своих братьев.

И характеры у Конька-Горбунка и у Ивана во многом сходны. Конек-Горбунок — «существо не просто преданное хозяину, но горячо и требовательно любящее его, награжденное, как и герой, чувством доброты и гуманности к простым людям и откровенного недоброжелательства к царю», — читаем мы о герое сказки в одной литературоведческой работе.

«Конек-Горбунок» — это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста. Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного героя Ивана.

Новаторски «организует» Ершов и композицию своей сказки. «Конек-Горбунок» — многоплановое сюжетное произведение.

Одни персонажи, сыграв свою роль в сказочном действии, исчезают, другие отходят на второй план, третьи вновь появляются. Уже в первой части устраивают свое житейское благополучие братья Ивана и больше не появляются на страницах сказки.Оригинально осмыслены в сказке «Конек-Горбунок» и другие образы русского фольклора — образы Жар-птицы, Царь-девицы,  Месяца Месяцовича, подводного царства. Красивый и справедливый «иной мир» во главе с Месяцем Месяцовичем противопоставлен миру земному, оскверненному насилием царя и его прислужников.

Появление Царь-девицы помогает Ершову до конца развенчать безвольного, злого царя. Отрывок сказки о Царь-девице свидетельствует о том, что Ершов вводит в произведение наряду с волшебными образами детали и подробности реального мира. Так, дочь Месяца Месяцовича Царь-девица представляется герою просто некрасивой женщиной. Она сравнивается с цыпленком.

С обыденными существами и предметами сравниваются и другие волшебные герои: чудесная кобылица — с саранчой, Жар-птица — с курицей, небо — с землей и т. д. Автор иронизирует, когда описывает стаю жар-птиц, клюющих зерно. Иван даже сплевывает от досады, наблюдая эту сцену, будто бы перед ним какая-нибудь очень неприятная будничная картина:

    Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряней, привалило!..

Для сказки Ершова характерно широкое изображение народной жизни и быта. Это отличает ее от народных и пушкинских сказок.

С первых же строк «Конька-Горбунка» возникает широкий бытовой фон: братья Ивана сеют пшеницу, продают ее в «град-столице», которая находится недалеко от села, возвращаются с выручкой, платят подати, оброк, а в неурожайные годы бедствуют, не имея возможности содержать престарелого отца.

Описание конного рынка, нравов и обычаев горожан и пришлых сюда людей современники относили к лучшим жанровым картинам русской поэзии. Даже балагурные присказки произведения отражают сцены народной жизни. Таковы две присказки к третьей части «Конька-Горбунка».

Они рассказывают о веселой крестьянской семейке, о злой свекрови, что бьет свою невестку, гуляющую «по зарям» с молодыми парнями. Эпизоды и картины народной жизни в сказке овеяны лиризмом, сказочно-поэтичны. Вспомним, например, изображение волшебной сторонки, «где крестьянки лен прядут, прялки на небо кладут».

Или чудесное описание поляны, на которую должны прилететь жар-птицы: здесь зелень, «словно камень-изумруд», а «по зелени цветы несказанной красоты».Сказка Ершова ближе к фольклорным традициям, чем сказки других русских писателей первой половины XIX века. Стремясь сроднить литературную и народную сказки, Ершов воссоздает в «Коньке-Горбунке» манеру фольклорного сказа.

Он часто обращается к слушателям, начинает рассказ о каких-либо событиях с частицы «ну» и как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-либо непонятное слушателю.

С речевой манерой народного сказочника связаны в «Коньке-Горбунке» и многочисленные присказки, прибаутки, пословицы, поговорки, идиомы, простонародные и местные диалектные слова («ажио», «балясы», «зельно», «нешто», «сызнова» и т. д.).

Ярко и сильно передает Ершов важнейшие особенности живой разговорной речи: ее остроту и образность, меткость и юмор, музыкальность и песенность. Близость Ершова к фольклору послужила поводом для ошибочных толкований его сказки.

Одни критики считали ее вариацией на темы народных сказок, другие — пересказом определенного фольклорного текста, якобы услышанного писателем от народного сказочника.Во второй части расширяется круг действующих лиц. Вместо семейных отношений героев, как это было в первой части, выявляются отношения социальные — служба героя при дворце и вражда к нему царя и царедворцев.

Третья часть переносит нас в неземной мир, где мы видим новые сказочные лица. И только Иван и Конек-Горбунок совершают победоносный путь, объединяя сюжетные линии сказки. Чисто литературный прием — предварение в конце первой двух последующих частей сказки. Большую роль в «Коньке-Горбунке» играют эпиграфы, которых мы не встретим ни в народной сказке, ни в сказках Пушкина.

Перед первой частью стоит эпиграф: «Начинается сказка сказываться». Это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Второй главе предшествует эпиграф: «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Эпиграф к третьей главе: «Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал» — говорит о превратности судьбы героя и о начале его новой жизни. «Конек-Горбунок» так же, как и некоторые сказки Пушкина, написан четырехстопным хореем с парными рифмами. Этот размер встречается и в народных плясовых припевках, детских песенках, потешках, которые оказали большое влияние на ритм ершовской сказки. Иногда Ершов приводит эти малые фольклорные жанры в слегка измененном виде, и тогда мы особо ощущаем их органичность в «Коньке-Горбунке». Например, третья глава открывается детской народной песенкой, которая полностью укладывается в ритм сказки Ершова:

    Та-ра-ра-ли, та-ра-ра! Вышли кони со двора;

    Вот крестьяне их поймали    Да покрепче привязали.    Сидит ворон на дубу,    Он играет во трубу.В основе сказки «Конек-Горбунок» лежит разговорная поэтическая речь. Интересна сцена любовных объяснений царя с Царь-девицей, где царь предстает в своем истинном существе: жалким, беспомощным, ничтожным, заискивающим перед девчонкой, которая, издеваясь, говорит ему, что никогда не выйдет замуж «за дурного, за седого, за беззубого такого!». Ей автор отводит 96 строк. А вот эпизод, в котором говорится о гибели царя, занимает всего три строчки. Почти символичен поражающий читателя ее лаконизм: казалось бы, незыблем страшный, грозный царь, но как легко и быстро исчезает он:

    Царь велел себя раздеть,

    Два раза перекрестился,    Бух в котел — и там сварился!

Сказка Ершова — одна из любимых книг читателя. Она издавалась 128 раз общим тиражом более 7 миллионов экземпляров на 27 языках.

«Конек-Горбунок» оказал большое влияние на многие области нашей культуры — кино, театр, живопись, скульптуру, балет, музыку, прикладное искусство.

Вспоминая сказки своего детства, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова относит сказку Ершова к тем книгам, которые с давних пор заронили у нее мечту о полете к дальним небесным светилам: «Зимой вечера длинные, а ночи страшные, и бабушка ночевала с нами, уложит нас, и пока мы не уснем, бубнит свои сказки про Красную Шапочку, про Серого волка, про ковер-самолет, про скатерть-самобранку. Очень полюбилась нам сказка о Коньке-Горбунке и Жар-птице. Часто в полуснах видела я себя мчащейся по небу на стремительном Коньке-Горбунке».

Источник: https://klassreferat.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochineniya-4-klass/8481-obrazy-russkogo-folklora-v-skazke-konek-gorbunok

Лекция 7. Сказка «Конёк – горбунок» П. П. Ершова

Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815—1869) — произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа. Эта сказка родилась в 1834 году.

Пушкин отозвался о ней высокой похвалой: «Ваша сказка — настоящая сокровищница русского языка!.. Вы избрали правильный путь. Теперь этот род сочинений можно мне и оставить… А сказку вашу издать для народа.

Миллион книжек!., с картинками и по самой дешевой цене…». Сам Ершов признавался незадолго до кончины: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку.

Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось».

П. П. Ершов появился на свет в глухом селе Безрукове Ишимского уезда Тобольской губернии.

Учась в Тобольской гимназии, юноша Ершов слушает предания и легенды об историческом прошлом края, старинные сибирские сказки и песни, пословицы и прибаутки.

По окончании университета Ершов не получил возможности остаться в Санкт — Петербурге. Он уехал в Тобольск, где служил учителем словесности, а затем стал директором гимназии.

Петр Павлович Ершов вошел в историю русской литературы как автор одного произведения — сказочно-стихотворной повести ''Конек-Горбунок''. Сочинялась она девятнадцатилетним студентом первого курса Петербургского университета, человеком очень замкнутым и общавшимся в основном только со своим братом, во время лекций и между ними.

Сатирическое творение по мотивам русских сказок и песен было представлено на суд профессора литературы П. А. Плетнева, и тот пришел от произведения в восхищение. Он устроил встречу молодого автора с Пушкиным. Поэт высоко оценил сказку и помог Ершову опубликоваться, возможно, даже приняв некоторое участие в редактировании текста.

Есть свидетельство, что именно Пушкин — автор зачина:

  • За горами, за лесами,
  • За широкими морями,
  • Против неба — на земле
  • Жил старик в одном селе.
  • Ершову в вину ставили подражание Пушкину, сознательное или неосознанное (Ср.:

''Пушки с пристани палят'' у Пушкина — ''Пушки с крепости палят'' у Ершова;

''Ой вы, гости-господа,//Долго ль ездили? куда?'' у Пушкина —

''Путь-дорога, господа!//Вы откуда и куда?'' у Ершова).

Но преимущество Ершова состояло в ином. Сказочник стремился вырваться за границы сказочного жанра и воспользовался для этого завоеваниями всей русской словесности. В своем произведении поэт нарисовал эпическую картину России: и крестьянской, и самодержавно-крепостнической, и древней, и современной.

В «Коньке-горбунке» — сочетаются три основные типа народной сказки: волшебная, сатирическая и сказка о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное.

Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» — в описании подводных владений.

Все герои, за исключением заморской Царь-девицы, представляют единый национальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски.

Контрасты национального характера в изображении Ершова отвечают представлениям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудолюбие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и — насмешка над чудесами.

Композиция. Сказка состоит из трёх частей. Зарисовка семейных отношений внутри крестьянского мира, данная в первой части произведения, сменяется панорамой русской социальной и государственной жизни во второй части сказки. Третья, заключительная глава ''Конька-Горбунка'' воссоздает модель неземного мира, и там мы наблюдаем новые сказочные лица и события.

Главам сказки Ершова предшествуют эпиграфы. Их не бывает в народных произведениях, нет и в пушкинских текстах. Эпиграф — изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Назначение эпиграфов ''Конька-Горбунка'' — наметить общий смысловой итог главы, стать прелюдией сказочных событий, своего рода формулой: зачина действия (''Начинается сказка сказываться''), его продолжения (''Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается'').

По сути же это пословицы и поговорки: ''Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал''.

Сказочные образы ''Конька-Горбунка'' гораздо сложнее, нежели фольклорные. Например, ершовская Царь-девица — это и дочь Солнца, и сказочная Мудрая дева,  и обычная земная женщина, знающая себе цену, независимая и гордая.

Она совсем молода, но уже по-житейски умна: хочет выйти замуж за достойного человека! В то же время это персонаж экзотический: родом она из ''немских'' стран, в русской фольклорной традиции означающих заморские пределы, где не говорят (как будто немые!) на русском языке.

Но даже в этом своем качестве Царь-девица — образ интернациональный, а, следовательно, принадлежащий и отечественной словесной культуре.

Пара главных героев составляет сердцевину всей системы образов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: младшие дети, антиподы «образцовых» старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и все им удается. Их речи и дела утверждают народный идеал справедливости и совестливости.

Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. Заметим, что по росту Конек-горбунок едва выше кошки (два вершка), поэтому и Иван, сидящий на нем верхом, должен восприниматься читателем человеком очень небольшого роста.

Путешествуют Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле, но свободный дух и веселый нрав позволяют им совершать невероятные подвиги. Благодаря раскрепощенному, «детскому» зрению Ивану удается видеть невиданное, добывать неведомое. Как магическое существо его ''конек'' обладает даром предвидения. Как ''обычный'' герой — строг и ироничен.

У конька есть качество, какое не всегда и у живого человека встретишь: необыкновенная преданность в дружбе. Главный герой ''Конька'' пользуется хитростью с подачи всезнающего помощника-животного, и только как орудием слабого в борьбе против сильного.

Ершовский Иван непредсказуем и не по-сказочному практичен: поет, глубоко чувствует прекрасное, хотя весьма своеобразно понимает его (вспомним, как увидев красавицу Царь-девицу, Иван разочарованно восклицает: ''А ножонка-то, ножонка/ Тьфу ты, словно у цыпленка!'').

Иван бывает противоречивым, по-настоящему дурашливым, когда ленится, любит поспать, не ценит помощи Конька. Но есть в нем и масса положительных качеств: верность в дружбе, отходчивость, бескорыстие. Идеально в Иване одно — чувство собственного достоинства.

Несмотря на все недостатки, в народе таких любовно зовут: ''дурашка'', ''дурачок'', ''дуранюшка''. И в этих своих качествах Иван ближе всего к реальному крестьянину, с его ''лукавым и трезвым русским умом'' (В. Г. Белинский). Иван-дурак отличается простодушием и детской непосредственностью в восприятии мира.

Персонажи второго плана: царь, спальник, Ивановы братья, Ерш и другие жители подводного царства. Эпизодические действующие лица: — старик-отец, дворяне, стражники, глашатай. По своему человеческому содержанию они примитивны.

Городничий, к примеру, поначалу кажется решительным, грозным и исполнительным. На поверку он угодлив и подобострастен.

Писателем использован принцип обрисовки героев через антагонистические пары, принятый в драматургии: Иван и царь, Иван и Горбунок, Иван и спальник, царь и Царь-девица, Иван и братья и т.д.

Не забывая о развлекательной функции сказки, Ершов веселит читателей разными способами: неожиданным поворотом сюжета, нетрадиционным поведением героя, острым словечком, вроде этого: ''Все пустяк для дурака''. Своих ''балагурских'' намерений Ершов-сказитель не скрывает.

Он стремится к особой доверительности в отношениях с читателем: ''Но теперь мы их оставим,//Снова сказкой позабавим…'' Разговорной лексике —просторечной, диалектной, даже грубой — Ершов осмеливается придать статус книжности, с истинным совершенством владея всем богатством родного языка.

Произведение писателя стало настоящим бестселлером (от англ. bestseller — раскупаемая книга, издаваемая большими тиражами). В последующие литературные эпохи ''Конек-Горбунок'' не раз подвергался переделкам, и порой самым нелепым.

Почувствовав революционную тенденцию стихотворной сказочной повести, в 1905 году член боевых дружин С. Басов-Верхоянцев написал сказку ''Конек-скакунок''. В произведении рассказывалось о восстании народа, сокрушившем самодержавие.

В эпоху советской власти на Коньке-Летунке Иван обозревал счастливую Страну Советов. Необыкновенная популярность сказки, выражающей мечту патриархального крестьянства о мудром правителе, А. М. Горького побудила включить произведение в детское чтение.

По настоянию писателя ''Конек-Горбунок'' стал первой книгой, изданной для детей после революции 1917 года.

Анализ сказки

1. Тип сказки.

2. Образная система сказки (герои главные и второстепенные, положительные и отрицательные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки).

  1. 3. Наличие существенных признаков, характеризующих вид сказки:
  2. × В волшебных сказках – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои;
  3. × В бытовых сказках – наличие социальной сатиры.
  4. 4. Композиция сказки
  5. × Из скольких частей состоит сказка
  6. × Найдите присказку, зачин, концовку.
  7. 5. Художественный мир сказки
  8. × Троекратные повторы,
  9. × Просторечная  и диалектная лексика: сухотка, доселева, ражный, балясы, нешто, ажно, зельно, суседка…(продолжить)

6. Определить нравственную проблематику сказки.

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/25541.html

Ссылка на основную публикацию