24.04.2019
Как часто в русских сказках бывает, что все упования и надежды родителей относятся только к старшим детям, а на младших они не особо обращают внимания и дети растут как бы сами по себе.
То же самое происходило и с Иваном, главным героем сказки Конек — Горбунок. Он младший сын пожилого крестьянина. У Ивана была очень простая натура, и он постоянно погружался в свои собственные переживания.
За этот характер все и прозвали Иваном — дурачком.
Однако на самом деле именно младший брат показывает себя в жизни умным, храбрым, смекалистым и добрым парнем. Именно Иван ловит вора, а его старшие братья, спавшие всю ночь, лживо претворяются очень уставшими после тяжелой бессонной ночи караула.
Когда он ловит лошадь и общается с ней, то скрывает это от братьев и отца. Иван прячет ее, и проявляет большую смекалку, рассказывая им о приходе черта. Взяв обещание с кобылицы больше не вытаптывать поле, Иван говорит семье, что обещание ему дал черт.
В сюжете всей сказке Петра Ершова Конек — Горбунок главный персонаж всегда находчивый, наивный и прямолинейный. Иван находится все время в выигрышном положении. Даже когда его братья, обманным путем, продают подаренных ему кобылицей златогривых коней, он получает волшебное перо жар-птицы.
Окружающие его люди вообще не воспринимают его серьезно. Однако он не боится даже того что бы лично обращаться к царю.
Персонаж русского парня Ивана олицетворяет нам лучшие черты народа. Честные поступки, прямота, способность не упасть духом в трудную минуту жизни и найти выход из любой ситуации.
Такие качества как отвага, смелость, бесстрашие, самостоятельность и дружелюбность помогают главному герою сказки Конек — Горбунок не только преодолеть все препятствия, но и получить признание народа и заслужить титул царя.
Сочинение о Иване из Конька-Горбунка
Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом.
Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке.
Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.
Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.
Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного.
Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок.
Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь.
В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.
Источник:
Сочинение на примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.
П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа».
В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.
Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа.
Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.
Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе.
- Рекомендуем почитать ►
- Изложение: «Учитель» – (Астафьев)
- Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
- Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.
- В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
- Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет …
- А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).
Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня.
Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Источник:
Сочинение на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок”
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.
П. П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. “Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа”.
В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки.
Кроме того, “Конек-горбунок” состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
Чудесный конь помогает положительному герою.Перо чудесной птицы приносит горе и т. п.
Все эти мотивы встречаются в сказках “Сивка-бурка”, “Свинка – золотая щетинка”, “Жар-птица и Василиса-царевна”. Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа.
- Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.
- Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
- За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле,
- Жил старик в одном селе.
- Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
- Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была
- Недалече от села.
- В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
- Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет,
- Разны песенки поет…
- А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна
- Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).
Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться,
А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать “двойник” Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – “паршивенький” жеребенок, который также таит все признаки могучего коня.
Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей “волшебной сказке” самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Источник: https://school-10.ru/kartiny/sochinenie-na-temu-konek-gorbunok.html
Сочинение на тему «Конек-Горбунок»
Как часто в русских сказках бывает, что все упования и надежды родителей относятся только к старшим детям, а на младших они не особо обращают внимания и дети растут как бы сами по себе. То же самое происходило и с Иваном, главным героем сказки Конек — Горбунок. Он младший сын пожилого крестьянина. У Ивана была очень простая натура, и он постоянно погружался в свои собственные переживания. За этот характер все и прозвали Иваном — дурачком.
Однако на самом деле именно младший брат показывает себя в жизни умным, храбрым, смекалистым и добрым парнем. Именно Иван ловит вора, а его старшие братья, спавшие всю ночь, лживо претворяются очень уставшими после тяжелой бессонной ночи караула.
Когда он ловит лошадь и общается с ней, то скрывает это от братьев и отца. Иван прячет ее, и проявляет большую смекалку, рассказывая им о приходе черта. Взяв обещание с кобылицы больше не вытаптывать поле, Иван говорит семье, что обещание ему дал черт.
В сюжете всей сказке Петра Ершова Конек — Горбунок главный персонаж всегда находчивый, наивный и прямолинейный. Иван находится все время в выигрышном положении. Даже когда его братья, обманным путем, продают подаренных ему кобылицей златогривых коней, он получает волшебное перо жар-птицы.
Окружающие его люди вообще не воспринимают его серьезно. Однако он не боится даже того что бы лично обращаться к царю.
Персонаж русского парня Ивана олицетворяет нам лучшие черты народа. Честные поступки, прямота, способность не упасть духом в трудную минуту жизни и найти выход из любой ситуации.
Такие качества как отвага, смелость, бесстрашие, самостоятельность и дружелюбность помогают главному герою сказки Конек — Горбунок не только преодолеть все препятствия, но и получить признание народа и заслужить титул царя.
Сочинение о Иване из Конька-Горбунка
Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом.
Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке.
Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.
Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.
Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного.
Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок.
Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь.
В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.
Источник: http://5klassnik.ru/po-literature/11-konek-gorbunok.html
«Конек-горбунок» главные герои
В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания.
Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка.
Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.
Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души. |
Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка. |
Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания. |
Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана. |
Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом. |
Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места. |
Оказалась “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, за это она родила ему трёх волшебных коней. |
Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту птицу. |
Чудо-рыба, которая страдает из-за того, что когда-то съела несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти съеденные корабли. |
Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/konek-gorbunok/glavnye-geroi-harakteristika.html
Отзыв о сказке П.Ершова «Конек-Горбунок»
Главный герой сказки «Конек-Горбунок» — крестьянский сын Иван, который в семье считался самым глупым. Семья жила выращиванием и продажей пшеницы и все было хорошо, пока кто-то не начал пшеницу с поля воровать. Стал глава семейства посылать по очереди своих сыновей сторожить пшеницу. Старший всю ночь просидел в стоге сена и никого не видел, средний замерз во время караула и тоже вора не поймал. Младший сначала не хотел идти ловить вора, но отец пообещал купить ему гостинцев и Ваня согласился.
И поймал он в ту ночь белую кобылицу с золотой гривой, которая пообещала ему принести двух замечательных коней и одного маленького коня с двумя горбами на спине. Притом наказала, чтобы маленького конька он никому не продавал.
Дома Иван рассказал небылицу о том, как он ночью поймал самого дьявола и тот обещал целый год пшеницу не трогать. Вся семья посмеялась над Иваном-дураком и никто ему не поверил.
Но через год или два старшие братья узнали про чудесных коней Ивана и тайком повели их в город на продажу. А чудного маленького коня они брать не стали.
Иван очень расстроился, обнаружив пропажу дорогих коней, но маленький конек сказал Ивану на себя садиться и быстро старших братьев догнал.
Объяснили те младшему брату, что ничего дурного не желали, а хотели только продать коней, чтобы поправить семейные дела. Иван с ними и поехал коней продавать.
По дороге, во время ночевки заприметили братья вдалеке огонек. Иван на своем горбунке отправился посмотреть, что там светит, и обнаружил перо Жар-птицы. Завернул он его в тряпицу и с собой взял. А братьям сказал, что пень горел.
В городе все удивлялись красивым коням, которых привели братья. Даже сам царь приехал на них посмотреть и тут же купил коней, не торгуясь. Но кони царевых слуг слушаться не хотели, и пришлось царю назначить Ивана главным конюшенным. Так Иван стал жить при царе.
Но его начальник, спальник царя, узнал, что у Ивана есть перо Жар-птицы, тайком выкрал его и царю передал, добавив при этом от себя, что Иван похвалялся саму Жар-птицу достать. Царь вызвал Ивана и приказал тому добыть Жар-птицу.
Загоревал Иванушка, но Конек-Горбунок научил его, что у царя просить надо для поимки Жар-птицы и потом вместе с ним отправился в поход. Доставил конек Ивана в те места, где водились Жар-птицы, и одну из них удалось поймать и привезти во дворец.
Царь на радостях Ивана повысил и дал ему должность царского стремянного.
Царский спальник затаил зло против Ивана и однажды, послушав сказки, что рассказывали друг другу слуги, отправился к царю и сказал тому, что его стремянной хвастался, что может привезти дивную Царь-девицу.
Царь тут же вызвал Ивана и повелел в три недели доставить к нему Царь-девицу. Опечаленный стремянной снова пошел за советом к Коньку-Горбунку. Тот и в этот раз не подвел, помог найти и доставить во дворец Царь-девицу.
Царь жениться на ней собрался, но Царь-девица условие поставила, чтобы в три дня к ней ее перстень доставили, что в океане хранился. И снова Иван с Коньком-Горбунком отправились в дальний путь.
Во время путешествия Иван с коньком побывали в гостях у Луны-Месяца, матери Царь-девицы и помогли чудной рыбе-киту от наказания избавиться. За это рыба-кит им принесла из океана перстень Царь-девицы.
Доставил Иван перстень к царю, а тот бегом к Царь-девице про свадьбу спрашивать. А Царь-девица и говорит, что царь очень старый и ему надо омолодиться – искупаться сначала в кипящем молоке, потом в вареной воде и напоследок в студеной воде.
Царь побоялся в кипящее молоко прыгать и Иванушку заставил первым это сделать. И тут Конек-Горбунок сослужил настоящую службу своему другу. Он сделал так, что Иванушка не сварился в молоке, а остался жив, да еще и стал настоящим красавцем.
Царь, на это глядя, тоже прыгнул в котел с кипящим молоком, да и сварился в нем.
А Царь-девица вышла замуж за Ивана и стали они тем царством править. Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Конек-Горбунок» состоит в том, что для настоящего друга нет ничего невозможного.
Конек-Горбунок стал Иванушки лучшим другом и много раз выручал его в сложных ситуациях, а в конце сказки не только спас друга от смерти в кипящем молоке, но и сделал его красавцем, за которого Царь-девица вышла замуж. Сказка учит добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.
Иван, в отличие от своих братьев, честно сторожил поле с пшеницей, и поэтому сумел поймать удачу в лице белой кобылицы. В итоге, он из простого крестьянского парня превратился в царя.
В сказке мне понравился Конек-Горбунок, который верой и правдой служил Ивану и помогал выполнять самые сложные и нереальные задания.
Какие пословицы подходят к сказке «Конек-Горбунок»?
Будешь стараться — всё может удасться.
Верный друг лучше сотни слуг.
Обжегшись на молоке, дуют на воду.
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_konyok_gorbunok/
Сочинение на тему «Конек-Горбунок»
Сказка П.П. Ершова «Конек–Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина.
Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся – эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых.
Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой – Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.
Очень часто Ивана называют дураком, начиная с его собственной родни -отца и двух старших братьев, заканчивая царем и придворными. Что с одной стороны и понятно, ведь в начале книги показано, что больше всего ему нравится валяться на печи и есть, не особо заботясь о других вещах.
Да и найдя перо Жар- птицы, он был предупрежден Горбунком, что лучше бы его не брать, ведь оно принесет больше бед и забот, чем счастья. Но, опять же из-за своей беспечности он не обратил на это никакого внимания, за что действительно потом не раз поплатился. Но, если подумать глубже, этот персонаж не так уж и глуп.
Например, когда он сторожил поле, ему не составило большого труда подкараулить и поймать волшебную кобылицу, и даже суметь с ней договориться о том, что поле она больше топтать не будет, а в награду за то, что он ее отпустит, ей пришлось пообещать родить ему двух златогривых красавцев- коней, и еще одного, неприметного с первого взгляда конька , который потом станет его лучшим другом, что она и предвидела, попросив ни в коем случае его не продавать ни за какие деньги. Мало того, он даже не рассказал об этом случае своей семье, придумав рассказ, будто изловил самого черта, чтобы те не узнали о его приобретении. Позже он, правда не без помощи конька, смог провести и царя, сумел поймать для него Жар-птицу, и заморскую красавицу Царь- девицу, ставшую в будущем его женой.
В целом же наш Иван-дурак как человек очень положительный, он не раз приходил на помощь другим, никогда не помышлял ничего лихого, и даже прощал козни против него другим, тех же братьев, которые не постеснялись украсть у него жеребцов ради собственной наживы.
Стоит отметить и Конька–Горбунка, который ради любимого хозяина не раз рисковал собственной шкурой. Он является замечательным образцом друга, бескорыстного и верного, и доказывает, что не стоит обращать слишком много внимания на внешний вид.
Хоть он совсем не был похож на своих красивых братьев, а казался даже смешным из-за своего маленького роста, двух горбов и длинных, будто ослиных ушей, — именно он оказался самым ценным другом Ивану, будучи готовым в любой момент оказать ему помощь.
В общем, сказка действительно не только очень интересная, но и поучительная, ведь показывает читателям что хорошие люди, не смотря ни на какие козни, все равно рано или поздно выйдут победителями, а нечестные и плохие – сполна заплатят за все свои прогрешения, как тот же царь, сварившийся из-за своего коварства в кипящем молоке.
Источник: https://moy-karapuzik.ru/sochinenie-na-temu-konek-gorbunok/
Конек-горбунок. Русская сказка. Сочинение П. Ершова
Виссарион Григорьевич Белинский
Конек-горбунок. Русская сказка. Сочинение П. Ершова
КОНЕК-ГОРБУНОК. Русская сказка. Сочинение П. Ершова. В III частях. Санкт-Петербург, в типографии X. Гинце. 1834. 122. (12).
Было время, когда наши поэты, даровитые и бездарные, лезли из кожи вон, чтобы попасть в классики, и из сил выбивались украшать природу искусством; тогда никто не смел быть естественным, всякой становился на ходули и облекался в мишурную тогу, боясь низкой природы; употребить какое-нибудь простонародное слово или выражение, а тем более заимствовать сюжет сочинения из народной жизни, не исказив его пошлым облагорожением, значило потерять навеки славу хорошего писателя. Теперь другое время; теперь все хотят быть народными; ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и все это во имя народности. Не ходя далеко, укажу на попытки Казака Луганского и на поименованную выше книгу. Итак, ныне совсем не то, что прежде; но крайности сходятся; притом же давно уже было сказано, что
Ничто не ново под луною,
Что было, есть и будет ввек[1].
И потому, несмотря на такую очевидную разность в направлениях, поэты настоящего времени споткнулись на одном ухабе с поэтами былого времени. Как те искажали народность, украшая ее, так эти искажают ее, стараясь приближаться к ее естественной простоте.
Что в русских сказках в тысячу тысяч раз больше поэзии, нежели в «Бедной Лизе», не только в «Боярской дочери»[2] и «Марфе Посаднице», об этом в наше время нечего много говорить: это аксиома.
Как же хотите вы воспроизводить их? Не то ли же это, что, подобно Дюсису, переделывать в пошлые трагедии генияльные драмы Шекспира? Не то же ли, что поправлять народные русские песни, вставляя в них паркетные нежности и имена Лил, Нин и проч.
, как то делывалось нашею доброю стариною! Эти сказки созданы народом: итак, ваше дело списать их как можно вернее под диктовку народа, а не подновлять и не переделывать.
Вы никогда не сочините своей народной сказки, ибо для этого вам надо б было, так сказать, омужичиться, забыть, что вы барин, что вы учились и грамматике и логике, и истории и философии, забыть всех поэтов, отечественных и иностранных, читанных вами, словом, переродиться совершенно; иначе вашему созданию, по необходимости, будет недоставать этой неподдельной наивности ума, не просвещенного наукою, этого лукавого простодушия, которыми отличаются народные русские сказки. Как бы внимательно ни прислушивались вы к эху русских сказок, как бы тщательно ни подделывались под их тон и лад и как бы звучны ни были ваши стихи, подделка всегда останется подделкою, из-за зипуна всегда будет виднеться ваш фрак. В вашей сказке будут русские слова, но не будет русского духа, и потому, несмотря на мастерскую отделку и звучность стиха, она нагонит одну скуку и зевоту. Вот почему сказки Пушкина, несмотря на всю прелесть стиха, не имели ни малейшего успеха. О сказке г. Ершова – нечего и говорить. Она написана очень не дурными стихами, но, по вышеизложенным причинам, не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели.
Примечания
Конек-Горбунок… Сочинение П. Ершова… (с. 366–367). Впервые – «Молва», 1835, ч. IX, № 9, «Новые книги», стлб. 143–145 (ц. р. 1 марта). Подпись: (-он -инский). Вошло в КСсБ., ч. I, с. 329–331.
Проблема литературной обработки фольклорного материала связана у Белинского с общей концепцией развития художественного сознания. Подделаться под дух фольклорного произведения невозможно, так как невозможно искусственно восстановить предшествующие формы художественного сознания.
Отсюда отрицательное отношение критика не только к произведению П. Ершова, но и к сказкам Пушкина. В рецензии на сказку «Царь-девица», М., 1835 («Молва», 1835, № 12, ц. р. 22/III; Белинский, АН СССР, т. I.
), Белинский писал, имея в виду сказку Пушкина: «Ох, царь Салтан Салтанович! Бог тебе судья! встормошил ты наш неугомонный народ – житья не стало от сказок; хоть беги со света долой!» Подобные воззрения были характерны для русской философской эстетики. Так, Н. Станкевич в письме к Я.
Неверову от 30 октября 1834 г, отзывался о «Коньке-Горбунке» следующим образом: «что путного в этом немощном подражании народным поговоркам, которые уродуются, искажаются стиха ради, и какого стиха? Пушкин изобрел этот ложный род…» (Станкевич с. 295–296).
Источник: https://iknigi.net/avtor-vissarion-belinskiy/51065-konek-gorbunok-russkaya-skazka-sochinenie-p-ershova-vissarion-belinskiy/read/page-1.html
Смысл сказки Конек горбунок — Ершова
Прекрасная сказка Петра Павловича Ершова, одинаково любимая детьми и взрослыми. Поэтичная, самобытная, добрая и не без юмора, она вся пронизана глубоким смыслом и поучительна.
Ласковое название сказки говорит о настоящей дружбе между волшебным коньком и Иванушкой.
О чём сказка Конек горбунок
Младший сын обычного крестьянина, добрый и бесхитростный Иванушка однажды ловит на поле волшебную кобылицу, которая уничтожала пшеницу.
Она просит Ивана отпустить её, а взамен дарит ему двух прекрасных коней и небольшого, странного вида конька, с двумя горбами и аршинными ушами.
На прощание сказочная кобылица советует Иванушке никому не отдавать конька, потому что тот будет другом Ивана.
Так и случилось. Волшебный конёк оберегал Иванушку от бед и неприятностей. Правда, тот не всегда слушал верного друга. Например, взял перо Жар-птицы, хоть конёк и говорил:
«Много, много непокою
Принесёт оно с собою.»
Иванушка попал к царю на службу, присматривать за подаренными кобылицей конями. Царь купил себе прекрасную пару, которая слушалась только Ивана. У Иванушки есть два брата. Они жадные и ленивые, им он и отдаёт деньги, уплаченные царём за коней.
Злой спальник из зависти наговаривал царю на Иванушку. И поэтому по царскому приказу ему пришлось достать Жар-птицу, похитить Царь-девицу и добыть её перстень со дна моря.
Во всех приключениях Иванушке помогал его верный друг, Конёк-горбунок с волшебной силой.
Когда Иванушка исполняет поручения царя, он встречает на пути рыбу-кит. Волшебное чудовище терпит мучения много лет, на его спине разместилась целая деревня, в которой живут люди. Иванушка рассказывает киту, почему он мучается. Давно кит проглотил 3 десятка кораблей. Рыба-кит освобождает их и получает долгожданную свободу. Взамен он добывает со дна моря перстень Царь-девицы.
Царь тем временем решил жениться на Царь-девице. Но она поставила условие-жених должен помолодеть. И рассказала старому царю способ. Нужно было искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с кипящей и с молоком, тоже кипящем.
По совету коварного спальника царь решает испытать волшебное купание на Иванушке. Тот по приказу царя ныряет в котлы и выныривает прекрасным юношей. Царь тут же ныряет в один из котлов и его уже нет, он сварился.
А Иван женится на Царь-девице и становится царём.
Смысл сказки Конек горбунок
Главная мысль и смысл сказки в том, что нет на свете ничего лучше, чем друг, старый, испытанный, готовый всегда явиться на помощь по первому зову. Этот друг способен отвратить беду, помочь и делом, и советом. Пусть этот друг выглядит странно, как конёк из сказки, но его добрая душа и преданность — важные качества.
Сказка учит доброте, учит дружить, помогать, не жадничать. А ещё она учит верить в чудо. И тогда это чудо непременно случится, как оно случилось с Иванушкой.
Смысл финала сказки в том, что справедливость наконец восторжествовала, старый капризный и деспотичный царь погибает в котле, а на его место встаёт преобразившийся Иван, символизирующий новую и счастливую жизнь. А свадьба Ивана с дочерью Месяца и сестрой Солнца Царь-девицей прямо подводит к его будущему предназначению — стать добрым царём.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-konek-gorbunok-ershova/
Часть "Конька-горбунка" написал не Ершов
Прочитав «Конька-горбунка» в рукописи Александр Сергеевич воскликнул: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить…»
Кадр из советского мультфильма «Конек-горбунок» 1948 года.
А дело было так
Шел 1834 год, вчерашний выпускник Тобольской гимназии Петр Ершов стал студентом столичного Университета. К тому моменту рукопись «Конька-горбунка» уже была завершена, и, робея, Ершов передал ее своему университетскому преподавателю — Петру Алексеевичу Плетневу. Тот высоко оценил самобытный язык и литературный талант студента и показал рукопись Пушкину.
Александр Сергеевич в те годы уже был в зените славы, но тем не менее без всякой ревности встретил молодое дарование. Ершов приехал к Пушкину домой и они много разговаривали, Ершов рассказывал о жизни в Сибири. Разъездная работа отца позволила ему повидать края от Ледовитого океана до Бухары.
- Молодой студент открыто признавал, что именно сказки Пушкина родили в нем желание самому стать сказочником. А гений русской поэзии был в восторге от образов, от сатирических эпизодов сказки и считается, что именно тогда он подарил четыре строчки, которые при издании станут заглавием произведения:
- За горами, за лесами
- За широкими долами,
- Не на небе, на земле
- Жил старик в одном селе
- Много лет спустя, перед очередным изданием «Конька-горбунка» Ершов внесет правку и поменяет третью строку четверостишья, написав: «Против неба, на земле».
- Кстати правки он вносил перед каждым прижизненным изданием книги, поэтому вышедшие в середине XIX века экземпляры «Конька горбунка» считаются раритетными.
А Пушкин тем временем, если выражаться современным языком, активно пиарил Петра Ершова в высшем свете Петербурга. К тому времени сказка вышла сначала частями в журнале «Библиотека для чтения», а чуть позже отдельным изданием.
Публика приняла Горбунка с восторгом, даже не смотря на то, что главный герой — крестьянский сын.
Александр Сергеевич ратовал за то, что «Конька-горбунка» надобно выпустить в дешевом переплете и массовым тиражом, но вскоре поэт погиб, а другой поэт — молодой Петр Ершов уехал обратно в Сибирь.
Одно из последних прижизненных изданий «Конька-горбунка», денег за которое он так и не дождался.
Менделеев и Ершов
Вернувшись в Тобольск Ершов становится преподавателем русского языка и словесности в гимназии, где сам он учился. Сын бывшего директора Ивана Менделеева — Дмитрий становится учеником Ершова.
Всего через несколько лет Павла Петровича Ершова назначают директором гимназии, а Дмитрий Иванович Менделеев женится на падчерице Ершова.
Молодые уезжают в столицу и на долгие годы Дмитрий Менделеев становится «агентом» тестя-поэта, помогает с изданием его книг, выбивает гонорары у издателей помогает в переписке.
Только Горбунок и вывозил
Ершов написал довольно много произведений, но, по мнению критиков, ушел от своего истинного назначения — быть сказочником.
Только «Конек-горбунок» переиздавался при жизни автора 7 раз и приносил хоть какой-то доход. Петр Ершов ушел из жизни в 54 года, оставив жену Елену и шестерых детей.
Семья жила без гроша за душой и умирая, он утешал супругу: «Не плачь, Леночка, «Конек-горбунок» вывезет».
После смерти в одном из ящиков его бюро нашли лишь медный пятак…
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d95c59cd4f07a00ad6e3608/5e046479ba281e00ae82e4de
klassreferat.ru
Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова «Конек-Горбунок»«Конек-Горбунок» — это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста.
Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного героя Ивана. Новаторски «организует» Ершов и композицию своей сказки. «Конек-Горбунок» — многоплановое сюжетное произведение.
Одни персонажи, сыграв свою роль в сказочном действии, исчезают, другие отходят на второй план, третьи вновь появляются. Уже в первой части устраивают свое житейское благополучие братья Ивана и больше не появляются на страницах сказки. Поражение темных сил в сказке Ершова и воцарение Ивана совершается с помощью Конька-Горбунка.
Подобно волшебному коню народной сказки, Конек-Горбунок ведет за собой героя, помогает ему, утешает в тяжелые минуты жизни. В то же время он отличается от своего фольклорного прототипа. Это не пышущий огнем богатырский конь Сивка-бурка, а ничем не примечательный жеребенок. Он так же невзрачен среди «златогривых коней», как и Иван среди своих братьев.
И характеры у Конька-Горбунка и у Ивана во многом сходны. Конек-Горбунок — «существо не просто преданное хозяину, но горячо и требовательно любящее его, награжденное, как и герой, чувством доброты и гуманности к простым людям и откровенного недоброжелательства к царю», — читаем мы о герое сказки в одной литературоведческой работе.
«Конек-Горбунок» — это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста. Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного героя Ивана.
Новаторски «организует» Ершов и композицию своей сказки. «Конек-Горбунок» — многоплановое сюжетное произведение.
Одни персонажи, сыграв свою роль в сказочном действии, исчезают, другие отходят на второй план, третьи вновь появляются. Уже в первой части устраивают свое житейское благополучие братья Ивана и больше не появляются на страницах сказки.Оригинально осмыслены в сказке «Конек-Горбунок» и другие образы русского фольклора — образы Жар-птицы, Царь-девицы, Месяца Месяцовича, подводного царства. Красивый и справедливый «иной мир» во главе с Месяцем Месяцовичем противопоставлен миру земному, оскверненному насилием царя и его прислужников.
Появление Царь-девицы помогает Ершову до конца развенчать безвольного, злого царя. Отрывок сказки о Царь-девице свидетельствует о том, что Ершов вводит в произведение наряду с волшебными образами детали и подробности реального мира. Так, дочь Месяца Месяцовича Царь-девица представляется герою просто некрасивой женщиной. Она сравнивается с цыпленком.
С обыденными существами и предметами сравниваются и другие волшебные герои: чудесная кобылица — с саранчой, Жар-птица — с курицей, небо — с землей и т. д. Автор иронизирует, когда описывает стаю жар-птиц, клюющих зерно. Иван даже сплевывает от досады, наблюдая эту сцену, будто бы перед ним какая-нибудь очень неприятная будничная картина:
Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряней, привалило!..
Для сказки Ершова характерно широкое изображение народной жизни и быта. Это отличает ее от народных и пушкинских сказок.
С первых же строк «Конька-Горбунка» возникает широкий бытовой фон: братья Ивана сеют пшеницу, продают ее в «град-столице», которая находится недалеко от села, возвращаются с выручкой, платят подати, оброк, а в неурожайные годы бедствуют, не имея возможности содержать престарелого отца.
Описание конного рынка, нравов и обычаев горожан и пришлых сюда людей современники относили к лучшим жанровым картинам русской поэзии. Даже балагурные присказки произведения отражают сцены народной жизни. Таковы две присказки к третьей части «Конька-Горбунка».
Они рассказывают о веселой крестьянской семейке, о злой свекрови, что бьет свою невестку, гуляющую «по зарям» с молодыми парнями. Эпизоды и картины народной жизни в сказке овеяны лиризмом, сказочно-поэтичны. Вспомним, например, изображение волшебной сторонки, «где крестьянки лен прядут, прялки на небо кладут».
Или чудесное описание поляны, на которую должны прилететь жар-птицы: здесь зелень, «словно камень-изумруд», а «по зелени цветы несказанной красоты».Сказка Ершова ближе к фольклорным традициям, чем сказки других русских писателей первой половины XIX века. Стремясь сроднить литературную и народную сказки, Ершов воссоздает в «Коньке-Горбунке» манеру фольклорного сказа.
Он часто обращается к слушателям, начинает рассказ о каких-либо событиях с частицы «ну» и как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-либо непонятное слушателю.
С речевой манерой народного сказочника связаны в «Коньке-Горбунке» и многочисленные присказки, прибаутки, пословицы, поговорки, идиомы, простонародные и местные диалектные слова («ажио», «балясы», «зельно», «нешто», «сызнова» и т. д.).
Ярко и сильно передает Ершов важнейшие особенности живой разговорной речи: ее остроту и образность, меткость и юмор, музыкальность и песенность. Близость Ершова к фольклору послужила поводом для ошибочных толкований его сказки.
Одни критики считали ее вариацией на темы народных сказок, другие — пересказом определенного фольклорного текста, якобы услышанного писателем от народного сказочника.Во второй части расширяется круг действующих лиц. Вместо семейных отношений героев, как это было в первой части, выявляются отношения социальные — служба героя при дворце и вражда к нему царя и царедворцев.
Третья часть переносит нас в неземной мир, где мы видим новые сказочные лица. И только Иван и Конек-Горбунок совершают победоносный путь, объединяя сюжетные линии сказки. Чисто литературный прием — предварение в конце первой двух последующих частей сказки. Большую роль в «Коньке-Горбунке» играют эпиграфы, которых мы не встретим ни в народной сказке, ни в сказках Пушкина.
Перед первой частью стоит эпиграф: «Начинается сказка сказываться». Это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Второй главе предшествует эпиграф: «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Эпиграф к третьей главе: «Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал» — говорит о превратности судьбы героя и о начале его новой жизни. «Конек-Горбунок» так же, как и некоторые сказки Пушкина, написан четырехстопным хореем с парными рифмами. Этот размер встречается и в народных плясовых припевках, детских песенках, потешках, которые оказали большое влияние на ритм ершовской сказки. Иногда Ершов приводит эти малые фольклорные жанры в слегка измененном виде, и тогда мы особо ощущаем их органичность в «Коньке-Горбунке». Например, третья глава открывается детской народной песенкой, которая полностью укладывается в ритм сказки Ершова:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра! Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали Да покрепче привязали. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу.В основе сказки «Конек-Горбунок» лежит разговорная поэтическая речь. Интересна сцена любовных объяснений царя с Царь-девицей, где царь предстает в своем истинном существе: жалким, беспомощным, ничтожным, заискивающим перед девчонкой, которая, издеваясь, говорит ему, что никогда не выйдет замуж «за дурного, за седого, за беззубого такого!». Ей автор отводит 96 строк. А вот эпизод, в котором говорится о гибели царя, занимает всего три строчки. Почти символичен поражающий читателя ее лаконизм: казалось бы, незыблем страшный, грозный царь, но как легко и быстро исчезает он:
Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, Бух в котел — и там сварился!
Сказка Ершова — одна из любимых книг читателя. Она издавалась 128 раз общим тиражом более 7 миллионов экземпляров на 27 языках.
«Конек-Горбунок» оказал большое влияние на многие области нашей культуры — кино, театр, живопись, скульптуру, балет, музыку, прикладное искусство.
Вспоминая сказки своего детства, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова относит сказку Ершова к тем книгам, которые с давних пор заронили у нее мечту о полете к дальним небесным светилам: «Зимой вечера длинные, а ночи страшные, и бабушка ночевала с нами, уложит нас, и пока мы не уснем, бубнит свои сказки про Красную Шапочку, про Серого волка, про ковер-самолет, про скатерть-самобранку. Очень полюбилась нам сказка о Коньке-Горбунке и Жар-птице. Часто в полуснах видела я себя мчащейся по небу на стремительном Коньке-Горбунке».
Источник: https://klassreferat.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochineniya-4-klass/8481-obrazy-russkogo-folklora-v-skazke-konek-gorbunok
Лекция 7. Сказка «Конёк – горбунок» П. П. Ершова
Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815—1869) — произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа. Эта сказка родилась в 1834 году.
Пушкин отозвался о ней высокой похвалой: «Ваша сказка — настоящая сокровищница русского языка!.. Вы избрали правильный путь. Теперь этот род сочинений можно мне и оставить… А сказку вашу издать для народа.
Миллион книжек!., с картинками и по самой дешевой цене…». Сам Ершов признавался незадолго до кончины: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку.
Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось».
П. П. Ершов появился на свет в глухом селе Безрукове Ишимского уезда Тобольской губернии.
Учась в Тобольской гимназии, юноша Ершов слушает предания и легенды об историческом прошлом края, старинные сибирские сказки и песни, пословицы и прибаутки.
По окончании университета Ершов не получил возможности остаться в Санкт — Петербурге. Он уехал в Тобольск, где служил учителем словесности, а затем стал директором гимназии.
Петр Павлович Ершов вошел в историю русской литературы как автор одного произведения — сказочно-стихотворной повести ''Конек-Горбунок''. Сочинялась она девятнадцатилетним студентом первого курса Петербургского университета, человеком очень замкнутым и общавшимся в основном только со своим братом, во время лекций и между ними.
Сатирическое творение по мотивам русских сказок и песен было представлено на суд профессора литературы П. А. Плетнева, и тот пришел от произведения в восхищение. Он устроил встречу молодого автора с Пушкиным. Поэт высоко оценил сказку и помог Ершову опубликоваться, возможно, даже приняв некоторое участие в редактировании текста.
Есть свидетельство, что именно Пушкин — автор зачина:
- За горами, за лесами,
- За широкими морями,
- Против неба — на земле
- Жил старик в одном селе.
- Ершову в вину ставили подражание Пушкину, сознательное или неосознанное (Ср.:
''Пушки с пристани палят'' у Пушкина — ''Пушки с крепости палят'' у Ершова;
''Ой вы, гости-господа,//Долго ль ездили? куда?'' у Пушкина —
''Путь-дорога, господа!//Вы откуда и куда?'' у Ершова).
Но преимущество Ершова состояло в ином. Сказочник стремился вырваться за границы сказочного жанра и воспользовался для этого завоеваниями всей русской словесности. В своем произведении поэт нарисовал эпическую картину России: и крестьянской, и самодержавно-крепостнической, и древней, и современной.
В «Коньке-горбунке» — сочетаются три основные типа народной сказки: волшебная, сатирическая и сказка о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное.
Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» — в описании подводных владений.
Все герои, за исключением заморской Царь-девицы, представляют единый национальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски.
Контрасты национального характера в изображении Ершова отвечают представлениям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудолюбие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и — насмешка над чудесами.
Композиция. Сказка состоит из трёх частей. Зарисовка семейных отношений внутри крестьянского мира, данная в первой части произведения, сменяется панорамой русской социальной и государственной жизни во второй части сказки. Третья, заключительная глава ''Конька-Горбунка'' воссоздает модель неземного мира, и там мы наблюдаем новые сказочные лица и события.
Главам сказки Ершова предшествуют эпиграфы. Их не бывает в народных произведениях, нет и в пушкинских текстах. Эпиграф — изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Назначение эпиграфов ''Конька-Горбунка'' — наметить общий смысловой итог главы, стать прелюдией сказочных событий, своего рода формулой: зачина действия (''Начинается сказка сказываться''), его продолжения (''Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается'').
По сути же это пословицы и поговорки: ''Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал''.
Сказочные образы ''Конька-Горбунка'' гораздо сложнее, нежели фольклорные. Например, ершовская Царь-девица — это и дочь Солнца, и сказочная Мудрая дева, и обычная земная женщина, знающая себе цену, независимая и гордая.
Она совсем молода, но уже по-житейски умна: хочет выйти замуж за достойного человека! В то же время это персонаж экзотический: родом она из ''немских'' стран, в русской фольклорной традиции означающих заморские пределы, где не говорят (как будто немые!) на русском языке.
Но даже в этом своем качестве Царь-девица — образ интернациональный, а, следовательно, принадлежащий и отечественной словесной культуре.
Пара главных героев составляет сердцевину всей системы образов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: младшие дети, антиподы «образцовых» старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и все им удается. Их речи и дела утверждают народный идеал справедливости и совестливости.
Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. Заметим, что по росту Конек-горбунок едва выше кошки (два вершка), поэтому и Иван, сидящий на нем верхом, должен восприниматься читателем человеком очень небольшого роста.
Путешествуют Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле, но свободный дух и веселый нрав позволяют им совершать невероятные подвиги. Благодаря раскрепощенному, «детскому» зрению Ивану удается видеть невиданное, добывать неведомое. Как магическое существо его ''конек'' обладает даром предвидения. Как ''обычный'' герой — строг и ироничен.
У конька есть качество, какое не всегда и у живого человека встретишь: необыкновенная преданность в дружбе. Главный герой ''Конька'' пользуется хитростью с подачи всезнающего помощника-животного, и только как орудием слабого в борьбе против сильного.
Ершовский Иван непредсказуем и не по-сказочному практичен: поет, глубоко чувствует прекрасное, хотя весьма своеобразно понимает его (вспомним, как увидев красавицу Царь-девицу, Иван разочарованно восклицает: ''А ножонка-то, ножонка/ Тьфу ты, словно у цыпленка!'').
Иван бывает противоречивым, по-настоящему дурашливым, когда ленится, любит поспать, не ценит помощи Конька. Но есть в нем и масса положительных качеств: верность в дружбе, отходчивость, бескорыстие. Идеально в Иване одно — чувство собственного достоинства.
Несмотря на все недостатки, в народе таких любовно зовут: ''дурашка'', ''дурачок'', ''дуранюшка''. И в этих своих качествах Иван ближе всего к реальному крестьянину, с его ''лукавым и трезвым русским умом'' (В. Г. Белинский). Иван-дурак отличается простодушием и детской непосредственностью в восприятии мира.
Персонажи второго плана: царь, спальник, Ивановы братья, Ерш и другие жители подводного царства. Эпизодические действующие лица: — старик-отец, дворяне, стражники, глашатай. По своему человеческому содержанию они примитивны.
Городничий, к примеру, поначалу кажется решительным, грозным и исполнительным. На поверку он угодлив и подобострастен.
Писателем использован принцип обрисовки героев через антагонистические пары, принятый в драматургии: Иван и царь, Иван и Горбунок, Иван и спальник, царь и Царь-девица, Иван и братья и т.д.
Не забывая о развлекательной функции сказки, Ершов веселит читателей разными способами: неожиданным поворотом сюжета, нетрадиционным поведением героя, острым словечком, вроде этого: ''Все пустяк для дурака''. Своих ''балагурских'' намерений Ершов-сказитель не скрывает.
Он стремится к особой доверительности в отношениях с читателем: ''Но теперь мы их оставим,//Снова сказкой позабавим…'' Разговорной лексике —просторечной, диалектной, даже грубой — Ершов осмеливается придать статус книжности, с истинным совершенством владея всем богатством родного языка.
Произведение писателя стало настоящим бестселлером (от англ. bestseller — раскупаемая книга, издаваемая большими тиражами). В последующие литературные эпохи ''Конек-Горбунок'' не раз подвергался переделкам, и порой самым нелепым.
Почувствовав революционную тенденцию стихотворной сказочной повести, в 1905 году член боевых дружин С. Басов-Верхоянцев написал сказку ''Конек-скакунок''. В произведении рассказывалось о восстании народа, сокрушившем самодержавие.
В эпоху советской власти на Коньке-Летунке Иван обозревал счастливую Страну Советов. Необыкновенная популярность сказки, выражающей мечту патриархального крестьянства о мудром правителе, А. М. Горького побудила включить произведение в детское чтение.
По настоянию писателя ''Конек-Горбунок'' стал первой книгой, изданной для детей после революции 1917 года.
Анализ сказки
1. Тип сказки.
2. Образная система сказки (герои главные и второстепенные, положительные и отрицательные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки).
- 3. Наличие существенных признаков, характеризующих вид сказки:
- × В волшебных сказках – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои;
- × В бытовых сказках – наличие социальной сатиры.
- 4. Композиция сказки
- × Из скольких частей состоит сказка
- × Найдите присказку, зачин, концовку.
- 5. Художественный мир сказки
- × Троекратные повторы,
- × Просторечная и диалектная лексика: сухотка, доселева, ражный, балясы, нешто, ажно, зельно, суседка…(продолжить)
6. Определить нравственную проблематику сказки.
Источник: https://megaobuchalka.ru/15/25541.html