Сочинение по творчеству бунина (11 класс)

Сочинение по творчеству Бунина (11 класс) 11 класс / 7 класс / 8 класс

Перед вами сочинение на тему «Размышления над лирикой Бунина».
Это сочинение, без сомнений, поможет вам подготовится к написанию собственного
сочинения-рассуждения по творчеству этого замечательного русского писателя и
поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе.

Размышления над лирикой Бунина

Творчество И. А. Бунина всегда будет интересовать нас своей
поэтической таинственностью. Его мысли, пройдя через года, пережив все капризы
моды и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня. Вновь и вновь мы
перечитываем строки его творений, задумываясь о смысле жизни, размышляя об
идеалах добра, верности и красоты.

Несмотря на то, что в произведениях Бунина много и радостных
картин, все они как бы пропитаны элегическим настроением. Грусть для
лирического героя Бунина является его привычным душевным состоянием. Он как бы
смотрит на свою уходящую жизнь, осознавая, как ценны и сладки были ее
мгновения, ставшие теперь лишь воспоминаниями:

  • И тебя так нежно я любил,
  • Как меня когда-то ты любила…
  • Все как было. Только жизнь прошла…

Осознавая, что все уходит, поэт пытается найти в мире «сочетание
прекрасного и вечного
«, он стремится слиться со всемирным
единством, приобрести покой и счастье в гармонии с природой:

  1. Пройдет моя весна, и этот день зайдет,
  2. Но весело бродить и знать, что все проходит,
  3. Меж тем, как счастье жить вовеки не умрет…

Обманчивая жизнь несет в себе много горечи и невзгод, много
неудач, но все недостатки возмещает любовь. Земная, телесная, человеческая —
она, может быть единственное средство, чтобы возместить духовную неполноценность
жизни.

Но любовь порой очень близко сходится со смертью, она даже как бы
одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности.

Мы часто встречаем
строки о любви и смерти в стихотворениях Бунина, эти две огромные силы
составляют неизменный мотив его поэзии.

Однако не меньше внимания Бунин уделял и природе. Его можно
назвать мастером поэтического пейзажа. Бунин умел передать в своих творениях
неуловимые оттенки света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, на
деревенской улице, и в поле. Искусно может он выделить совсем незаметные
детали, подчеркнуть важные, но неуловимые подробности:

  • Весна, Весна! И все ей радо:
  • Как в забытьи каком стоишь.
  • И слышишь свежий запах сада
  • И теплый запах талых крыш.

Наиболее жизнелюбивая часть поэзии Бунина – это лирика
родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живописность природы:

  1. Под застрехи ветер жесткий дует,
  2. Сыплет снегом… Только он один
  3. О тебе, родимый край тоскует
  4. Посреди пустых твоих равнин!

Не чуждо Бунину и философское настроение. Картины природы
предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими через их души и
сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже.

  • «Митя… глянул на … крышку гроба, обитую золотой парчой, — и вдруг
    почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней
    траве на дворе, в небе, в саду…»
  • Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо
    бунинского героя только что прошествовала смерть, и даже весна стала какой-то
    не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна
    стала прелесть весны, ее вечной юности!»
  • Несмотря на столь мрачные настроения, поэт много пишет о
    любви. Главное место в любовной лирике Бунина — гамма возвышенных переживаний,
    красивое чувство, изображая которое, поэт делает образ любимой расплывчатым,
    похожим на прозрачное легкое облако:
  1. Горько мне, когда ты, опуская
  2. Темные ресницы, замолчишь:
  3. И любовь застенчиво таишь.
  4. Но всегда, везде и неизменно
  5. Близ тебя Светла душа моя…
  6. Милый друг! О, будь благословенна
  7. Красота и молодость твоя!

При жизни Бунин имел узкий круг читателей. Лишь после смерти
к нему пришло признание. Многие современники, такие как Блок и Брюсов, уважали
и ценили творчество Бунина, хотя сам поэт начисто отвергал творческую позицию
этих людей.

Развивая достижения «серебряного века» русской
поэзии, Бунин остается для нас певцом русской природы, вечных, первородных тем,
мастером любовной философской лирики.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-razmyshleniya-nad-lirikoj-bunina/

Сочинения по творчеству И. А. Бунина — Бунин И.А

«Господин из Сан-Франциско»

на свои пятьдесят восемь лет, он только что приступал к жизни. до этого он не жил, а просто существовал. «Он работал не покладая рук, — китайцы , которых он выписывал к себе на работу целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!» И когда он понял, что сделано уже много, и он достиг уровня своих идеалов, то решил передохнуть.

    Жизненный путь господина из Сан-Франциско начинается с твёрдого решения посетить Старый Свет. «Люди, к которым он принадлежал, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же». Он определил маршрут своего путешествия, продумал всё до мелочей.

    Господин из Сан-Франциско верил в вечность бытия — с поварами, соблазнительными и доступными женщинами, с лакеями и гидами. Но как коротка оказалась его настоящая жизнь, которую он себе представлял.    И. А. Бунин точно указывает временные отрезки для более тонкого восприятия сюжета читателями. Благодаря указанию времени И. А.

Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни, о её скорой и неотвратимой гибели, о том, что время неподвластно человеку, а человек времени — всецело.    Автор описывает в этом рассказе последние моменты жизни господина из Сан-Франциско и показывает, насколько коротка была та жизнь к которой он стремился все пятьдесят восемь лет обычного существования.    Зачем И. А.

Бунин вставляет рассказ о римском императоре Тиберии?Смерть, которая уравнивает всех, низводит господина из Сан-Франциско до уровня последнего бедняка. смерть безжалостно разрушает всё то, что было создано с помощью денег, показывая, что не всё в этом мире имеет цену и подчиняется расчёту.

    теперь господин из Сан-Франциско отправляется домой в ящике из-под содовой в чёрном трюме, подобном «мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу». вся власть, принадлежавшая ему, теперь исчезла. а ведь при жизни он многое мог подчинить себе.    И. А .

Бунин в своём рассказе сосредоточил главное внимание на власти тех, кто жестоко притесняет миллионы людей. Неслучайно он вводит рассказ о римском императоре Тиберии, который вошёл в историю из-за своей жестокости. Богатство и власть, достигнутые жестокостью и унижением, не приносят человеку счастья, автор ещё раз напоминает об этом.

    Автор вспоминает о римском тиране, о роскоши и разврате, о рабстве и патрицианском блаженстве, и духовно нищей старости, приведших великий Рим к падению. Это было две тысячи лет назад, но с того момента мало что изменилось. И теперь миром правят богатство и власть. Но всё равно ничто не сможет спасти человека от смерти, деньги перед ней бессильны.

    Путь к себе в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

    «Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не даёт загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме».

    Человек – единственное из земных существ, наделенное разумом и волей выбора. Человек постоянно стоит перед выбором: как поступить? куда идти дальше? Человек свободен выбирать работу, страсти, увлечения, мысли, мировоззрение, любовь.

Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обычная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу. В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня без имени. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню «она».

Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, что смотрит сквозь него, «все то думала, все вроде в какие-то мысли вникала. Лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно смотрела перед собой».

    Она была будто совсем из другого мира и, казалось, машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. Но ее всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу.

Она часто ходила в церковь, посещала обители, старые кладбища. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она выпила ее чашу до дна, простила всех в Прощеное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в Чистый понедельник – ушла в монастырь: «Нет, в жены я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой.

Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но в действительности она пошла домой. И даже ее земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте».

Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”.

На мой взгляд, действительно, рассказы, вошедшие в сборник, — образец величайшего таланта писателя и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величайших тайн мира.

Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

    Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название “Темные аллеи”, появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости.

Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом.
    Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда.

Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.

    По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: “На другой день…

он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал… выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов”. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни.

Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

    Стремясь получить свою долю счастья, герои Ивана Алексеевича Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты — не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе “Муза” героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа — тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья — всегда высочайший взлет в жизни человека, в которые он на время избавляется от горестей.

Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
    Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу.

Только любовь дает счастье духовного общения. Но — увы! — как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа “В Париже”.
    Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости.

Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт. В некоторых же рассказах (“Антигона”, “Кума”, “Визитные карточки”) речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала.

Бунин не осуждает в них своих героев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоящее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь.
    И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные.

В рассказах “Пароход “Саратов”, “Ворон” Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества. В рассказе “Натали” писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью.

Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек “имеет право” полюбить (“Руся”, “Кавказ”). В рассказе “Галя Ганская” речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.

А героиня рассказа“Дубки” сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь.
    У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок.

А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

    Рассказы цикла “Темные аллеи” — образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

Источник: https://www.sites.google.com/site/buniniasch88/socinenia-po-tvorcestvu-i-a-bunina

Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. Материалы к уроку в 11 классе Учитель: Оксак М.В. — презентация

1 Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. Материалы к уроку в 11 классе Учитель: Оксак М.В.

2 Темы сочинений: Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «…что это было; любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет») Философская проблематика произведений И. А. Бунина.

Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И: Куприна Талант любви в произведениях А. И. Куприна. Символическое звучание деталей в прозе А. И.

Куприна.

3 Этапы работы над сочинением обдумывание темы сочинения; определение основной идеи сочинения; определение жанра сочинения; подбор материала (цитат, высказываний и др.); составление плана сочинения; обдумывание вступления к основной части; составление подробного плана основной части; анализ заключения.

4 1 этап: обдумывание темы сочинения

5 Примерные результаты анализа выбранной темы сочинения. А)«Я выбираю первую тему. Главное слово в ней, на которое я могу опереться в своей работе над сочинением, «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения А.И.

Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли». Б)«Я выбрал вторую тему: «… что это было: любовь или сумасшествие ?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод.

Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости от того, что буду доказывать».)

6 2 этап: определение основной идеи сочинения

7 Формулировка идеи сочинения. «Чувствабедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шейной это любовь, а не сумасшествие».

Б) «Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова»: «Я проверял себя это не болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою Богу было угодно за что- то меня вознаградить».

«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение». Г) «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

8 3 этап: определение жанра сочинения

9 4 этап: подбор материала (цитат, высказываний и др.)

10 Выбор и обоснование эпиграфа А)«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира: Нам говорит согласье струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

Б) Эпиграф строки из стихотворения Тютчева: Любовь, любовь, гласит преданье, Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее, В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, страстно млея, Оно изноет наконец».

11 Выбор и обоснование эпиграфа В)«Мне показалось, говорил князь, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек» (А. И. Куприн) Г) «Мне понравились слова Омара Хайяма: Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая любовь. Но еще нелюбовь соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, любовь! Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».

12 5 этап: составление плана сочинения. План это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично.

13 А) Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре. Основная часть.

Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: а)генерал Аносов о любви; б)обретенные чувства; в)любовь и письма Желткова; г)бездушные люди; д)последнее письмо; е)соната номер два.

Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

14 Б) «Свое сочинение я буду писать по такому плану: Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов». Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?».

Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов: а)глубина чувств Желткова; б)последнее письмо Желткова; в)отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

15 6 этап: выбор вступления. Вступление первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

16 Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения). Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы). Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

17 ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЙ: «Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце…

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил.

Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная». Какая красивая сказка… подумал я. А ведь она мне напоминает какое-то произведение.

И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера… Былинка Желтков и Солнце Вера». ( Это лирическое вступление.)

18 ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЙ: «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет».

Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз». (Это вступление лирическое.) «Любовь излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн». (Это вступление сравнительное)

19 7 этап: обдумывание вариантов заключения. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».

«Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

«Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

20 Примерный развернутый план сочинения Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина I.Введение Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ:'богатства, власти, плотских удовольствий. I.

Основная часть 1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина: внимание к внутреннему миру отдельного человека; патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм. 1. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества: Родина, любовь, смерть. 1.

Изображение России как основы жизни: а)элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»: ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.

б)размышления о России в повести «Деревня»: попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм изображение анти идеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа.

Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (…) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд). в)боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции. 1.

Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей: любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) Примеры из 2-3 рассказов.

1. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»: ценности героя упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев.

Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения. I.Заключение Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/906991

Интимная лирика и. а. бунина

11 класс

Сочинения по русской литературе

Интимная лирика и. а. бунина

В одной из своих статей И. А. Бунин утверждал: «Любовь…

вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме».

Тема любви является одной из главнейших в бунинском творчестве. В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком И. А. Бунин увидел проявление наиболее общих законов жизни, связь личности с жизнью Вселенной.

Для И. А. Бунина в истинной любви есть нечто общее с нетленной красотой природы. Поэтому любовные переживания в бунинской лирике оказываются неразрывно слиты с таинственной жизнью природы:

  • Звезды тихо искрились над нами,
  • Тонко пахло свежестью росы.
  • Ласково касался я устами
  • До горячих щек и до косы.
  • Прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для поэта любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая, жизнь уже не нужна, она становится пустой и бессодержательной:
  • И только ночью, когда бушует

Осенний ветер, все чуждо снова…

И одинокое сердце тоскует:

О, если бы близость сердца родного!

В любовной лирике И. А. Бунина проникновенно воссоздано пробуждение любви, первые движения юного сердца, созерцающего женскую красоту в свете первого чувства:

  1. Как серьги длинные блестят,
  2. И потемневшие зеницы
  3. С восторгом жадности глядят
  4. Сквозь серебристые ресницы.
  5. Но восторг пробуждающейся любви тесно связан с мыслью о быстротечности этого чувства, о том, что оно, осветив все существование человека, скоро исчезнет, оставив после себя горечь и одиночество. «Ласку прощания» ощущает поэт в любовных объятиях, и это обостряет переживание, делает его напряженно-трагедийным:
  6. Беру твою руку и долго смотрю на нее,
  7. Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

  • Но Ангел мятежный, весь буря и пламя,
  • Летящий над миром, чтоб смертною страстью
  • губить.
  • Уж мчится над нами!
  • Трагедийность любви — не только в близости разлуки, а именно в том, что ощущение глубокого счастья здесь сталкивается с ощущением столь же глубокого несчастья, свет — с тьмою, жизнь — со смертью.

Единственный выход из этого столкновения — воспоминания, которые остаются после ушедшей любви, которые сохраняют ее живой и нетленной. Любовная память в лирике И. А. Бунина — это властная сила, которая возвращает прошлое, оживляет его:

Иду — и вспоминается мерцанье

Мне звезд иных… глубокий мрак ресниц,

И ночь, и тучи жаркое дыханье,

И молодой травы благоуханье,

И трепет замирающих зарниц…

В воспоминании примиряются все противоречия, остается лишь «всепрощающая даль», из которой поэт вглядывается в свое прошлое и понимает, что в нем было счастье. Нет, не безоблачное чувство — любовь, часто слезы, горе, трагедии сопутствуют ему. И все-таки:

  1. Пора и горе, и ненастье,
  2. И зиму темную забыть, —
  3. Одно есть только в мире счастье —
  4. Весь божий свет душой любить.

«Ах, люблю я простор жизни, — восклицал И. А. Бунин. — Жизнь люблю — люблю любовь. Как люблю!» Любовь, разлука, память — вечные темь;, получившие трогательное и просветленное воплощение в лирике И. А. Бунина.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/512.html

Ссылка на основную публикацию