Сочинение порфирий петрович в романе преступление и наказание (образ и характеристика)

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве Федора Михайловича Достоевского и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Писатель Федор Достоевский

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым.

Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству.

Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Внешность Порфирия Петровича

Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое.

Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним.

При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать.

На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу.

Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов.

Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника.

Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны.

Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры.

Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Родион Раскольников

Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей.

При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Родион Раскольников на допросе у Порфирия Петровича

Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни.

К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника.

Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах.

Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания.

Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича

Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.

Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Андрей Панин в сериале «Преступление и наказание»

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел Иннокентию Смоктуновскому.

Александр Сокуров, работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста Сергея Барковского, а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере Андрея Панина.

Цитаты

«Вы и убили-с», — приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть — это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть — это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»

Автор предоставляет читателю возможность додумать финал фразы самостоятельно.

Источник: https://24smi.org/person/6382-porfirii-petrovich.html

Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"): характеристика персонажа

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым.

Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора).

На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.

В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона.

И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом.

Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.

Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике.

Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию.

Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.

Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова.

Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения.

И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.

Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве.

Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете.

Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.

Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову.

Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции…

После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.

Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова.

И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда…

И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.

Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так… кто же… убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?… да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с», — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.

Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя.

Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт.

Читайте также:  Сочинение по сказке конек-горбунок ершова

Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему.

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.

При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.

Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом.

Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы.

Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости.

С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.

Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик.

Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни.

Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.

Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.

Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером.

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека.

Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.

Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной.

Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший.

Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.

И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого.

Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына.

И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.

Порфирий уже выбрался из чащи на открытое поле, а Раскольников — еще нет. И следователь готов поделиться своим опытом с молодым человеком. Тот же тип связи характеризует и отношения между Свидригайловым и Раскольниковым.

Только вместо человеческого опыта здесь фигурируют грязное стариковское распутство и чистый юношеский идеализм.

Диалоги между Порфирием и Раскольниковым вписываются в ту же парадигму: это разговоры между человеком многоопытным и юнцом

Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу.

«Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.

Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.

Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша).

Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь.

Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.

Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/porfirij_petrovich_prestuplenie_i_nakazanie_kharakteristika_personazha/66-1-0-959

Сочинение на тему: ОБРАЗ СЛЕДОВАТЕЛЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Порфирий Петрович — это удивительный человек. Он не просто следователь, не просто разыскивает лю­дей, совершивших преступление, но делает из этой грязной и неприятной работы увлекательную игру.

Оно и понятно, ведь недаром Дмитрий Прокофьич Разуми­хин говорил: «Малый умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный… Недоверчив, скептик, циник… надувать любит, то есть не надувать, а дурить… А дело знает, знает…» Из этой характеристи­ки следует обратить особое внимание именно на то, что у Порфирия Петровича особенный склад мысли и он любит дурачить. Да, действительно — дурачить своих оппонентов, расставляя для них ловушки, изучать их, как подопытное насекомое в микроскоп, и при этом уверенно вести уголовное дело к раскрытию — вот об­раз действия этого незаурядного человека.

И это делает ему честь, потому что в условиях се­редины XIX века, когда еще не было практически ни­какой технической базы для раскрытия преступления, умственные качества и свойства характера дознавате­ля играли чрезвычайно важную роль.

В те времена да­же отпечатки пальцев еще снимать не умели, а все ос­мотры места преступления велись скорее по наитию, нежели по методике. И потому в полицейской работе особенно остро нужны были настоящие таланты, и именно здесь они могли ярко и значительно проявить себя.

И публичная известность тут почти совершенно ни при чем — она даже вредна для следователя.

Таким образом, Порфирий Петрович — талантлив, и не только потому, что способен раскрыть трудное де­ло, пользуясь «материальным методом» исключитель­но для сухой поисковой работы. Он — игрок, причем игрок отнюдь не пассивный. Больше всего Порфирий Петрович напоминает кота, охотящегося на крыс.

Кот не только знает, как броситься на жертву и закогтить ее, он порой способен заманить ее в хитроумную ло­вушку. Так и Порфирий Петрович — он добивается  того, что убийца сам запутывается в охотничьих при­емах следователя и, если даже замечает, что с ним бесцеремонно играют, все равно ничего не может поде­лать.

А искусство навязать свои правила игры оппо­ненту — это признак высочайшего мастерства.

Иногда даже создается впечатление, что Порфирий Петрович с самого начала прекрасно знал, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету.

Читатель понимает, что Раскольников столкнулся с серьезнейшим противником, сразу, едва заканчивает читать портретную характеристику Порфирия Петро­вича.

Опуская детали его в общем-то неказистой внешности, заострим внимание на том, что выпадает из облика увальня: лицо его «было бы даже и добродуш­ное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшей в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо

более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Вот оно — глаза! Именно они зачастую играют важнейшую роль в создании впечатления от человека. Недаром их называют «зеркалом души». Именно акцент на необычности взгляда Порфирия Пе­тровича заставляет быть настороже и знать: Расколь­ников обречен.

Поединок между следователем и убийцей завязы­вается буквально на первых минутах их знакомства. Для того чтобы одержать победу в схватке, нужно знать своего противника досконально.

И Порфирий Петрович, уже успевший составить некоторое впе­чатление о Родионе Романовиче по его статье, опуб­ликованной в газете, приступает к дальнейшему изу­чению Раскольникова, к познанию души и нрава по­дозреваемого.

Разумеется, он подозревает Раскольникова. Ведь к моменту их встречи Порфирий Петрович уже при­шел к выводу, что старуху убил именно закладчик. Значит, Родион Романович автоматически попадает в круг подозреваемых.

Пока что он — не главный по­дозреваемый, но статья — очень смелая и почти ци­ничная, допускающая право на совершение злодеяния для некой категории «необыкновенных» людей, — де­лает свое дело, и следователь присматривается внима­тельнее. Разумеется, он отдает себе отчет в том, что сама по себе эта публикация не только не улика, но да­же не зацепка.

Однако галочку в памяти ставит навер­няка сразу же после ее прочтения. А при первом удоб­ном случае, то есть едва познакомившись с Родионом Романовичем, вступает с ним в дискуссию. И дискус­сию Порфирий Петрович завязывает не только потому, что не согласен с развиваемыми в статье идеями, но и потому, что хочет понять, насколько автор статьи готов этим самым идеям следовать.

Игра ведется не из простых — на основании очень спорного материала следователь должен самому себе ответить на вопрос: способен ли этот нервный, лихорадочный юноша на убийство — самое страшное злодеяние?

Порфирий Петрович задает меткие, хлесткие во­просы и наверняка следит не только за каждым словом Раскольникова, но и за интонацией, и за реакцией на вопрос вообще. Достоевский не заостряет на этом вни­мание, но наверняка даже мимика Родиона Романовича фиксируется следователем со всем старанием.

Это не­обходимо, ведь материальных улик не осталось и вся надежда на психологию: никак иначе это убийство не раскрыть.

Венцом хитрой психологической конструк­ции, разумеется, является последний вопрос Порфирия Петровича: «Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то со­чиняли, — ведь уж быть того не может, хе, хе! чтобы вы сами себя не считали, — ну хоть на капельку, — то­же человеком «необыкновенным» и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с?» По­ходив вокруг жертвы, хищник показывает когти. Пока еще только показывает. Ведь каким бы ни был ответ Раскольникова, все равно он не стал бы для Порфирия Петровича знаковым. Следователь и сам потом скажет, что психология — это палка о двух концах. Но вопрос он задает, и не только потому, что ответ Родиона важен для него как деталь расследования, но и оттого, что сам он живет по другим принципам.

Порфирий Петрович по роду службы видит жертв злодеяния и ищет тех или того, кто это злодеяние со­вершил. Искать людей, преступивших закон, — его работа. Чтобы хорошо делать ее, следователь никогда не должен оказываться на стороне преступника.

Даже мимолетное согласие с ним, неохотное допущение пра­воты злодея могут погубить все. Настоящий следова­тель неизменно находится на стороне жертвы, кем она ни была.

В данном конкретном случае старуху-процентщицу, сколь отвратительной личностью она ни яв­лялась, остается человеком, над которым совершили преступление. И Порфирий Петрович выступает ее за­щитником, пусть и запоздалым.

Статья Раскольникова именно поэтому не может найти одобрения у Порфирия Петровича.

Разве он мо­жет понять это странное деление людей на «обыкновен­ных» и «необыкновенных»? И вообще: «Чем же бы от­личить этих-то необыкновенных от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть?» Да! Где он — кри­терий отбора, фактически закрепляющий за подавляю­щим большинством людей положение именно жертв? Раскольников обосновывает его неубедительно и даже цинично. Вроде бы именно в широте мышления и готов­ности выступать за рамки кроется этот знак, но сколько «обыкновенных» людей мнят себя не такими и готовы ошибаться и — совершить преступление, чтобы затем не вынести этого бремени. Следователь возражает про­тив того, что обыкновенные люди — лишь материал, сырье для решительных поступков некоторого, очень небольшого количества избранных, которых в придачу еще и определить невозможно. Порфирий Петрович не принимает взглядов Раскольникова потому, что всю жизнь занимается борьбой с такими вот якобы избран­ными, которые творят зло направо и налево.

Читайте также:  В жизни всегда есть место подвигу - сочинение-рассуждение

Здесь мы видим не только стычку следователя и по­дозреваемого, но и столкновение двух совершенно раз­ных идеологий. Ведя дискуссию по статье, игрок Порфи­рий Петрович небывало серьезен, он почти не играет

Однако только демонстрацией когтей дело не огра­ничивается. Следователь продолжает заниматься рас­крытием убийства, и потому подозреваемый получает от него каверзный вопрос о красильщиках.

Ловушка шита белыми нитками; разумеется, Порфирий Петрович не рассчитывает на возможность попадания в нее Расколь­никова. Однако другой цели он блестяще достигает: психически неуравновешенный молодой человек все сильнее начинает терзать себя.

И снова Порфирий Пет­рович не преминет приоткрыть нам позже завесу над своей профессиональной методикой: преступник должен выдать себя сам — это наилучший способ закончить де­ло. Кстати, вот и еще одно качество Порфирия Петрови­ча: тяга к честной игре.

Ведь преступник, сознаваясь в злодеянии, сдается победителю. Тем самым он при­знает, что следователь достоин этой победы. Изящность этого подхода может послужить примером любому, кто избирает для себя карьеру сыщика.

Ведя с Раскольниковым свою игру, следователь кое-чем рискует. Например, испортить отношения с Разумихиным, который убежден в невиновности Ро­диона Романовича и за друга готов кому угодно вце­питься в горло. Однако риск не так уж велик.

Расколь­ников уязвим из-за своей нервозности, сцена с Заметовым это великолепно показывает. Так что Порфирий Петрович может спокойно отнести этот риск к допусти­мому: либо Родион невиновен и однажды следователь это с облегчением признает, либо он — убийца. Тогда Разумихин все поймет.

Вот еще один поступок настоя­щего игрока, не боящегося вести игру по-крупному.

Итак, Порфирий Петрович понимает, что наверняка сумел изрядно задеть Раскольникова и своими вопроса­ми о статье, и демонстративной ловушкой в конце разго­вора.

После ухода Родиона и Дмитрия Прокофьича он позволил себе довольную улыбку: семя пало на благо­датную почву, нужно ждать скорых и обильных всхо­дов. Но пассивность не в его традиции, он делает игру, а не только играет в нее. И потому он рассчитывает на очную ставку с мещанином.

Наверняка это был бы силь­нейший удар по Родиону Романовичу, особенно если учесть, насколько старательно и навязчиво Порфирий Петрович по ходу их второй беседы убеждал его в том, что даже не мыслит об обвинении. Раскольников уже пляшет на самой грани нервного срыва, а именно того и нужно следователю.

Остается только определить мо­мент, когда последнее равновесие будет потеряно подо­зреваемым, и тогда — ударить. Наверняка, на пораже­ние, не оставляя противнику ни малейшего шанса.

И если бы не внезапное «признание» красильщика Николая, спутавшее все планы и вообще поставившее под угрозу следствие в отношении Раскольникова, на­верняка во вторую их встречу все бы и закончилось. Правда, Родион Романович не только нервозен и из­дерган. Он еще и умен — чего не отнять, того не от­нять. И впоследствии Порфирий Петрович сам замеча­ет, что были у Раскольникова пути к бегству.

Однако именно в момент громкого признания Нико­лая Порфирий Петрович оказывается в смятении. Его ловушка, которая с таким тщанием строилась для Рас­кольникова, оказывается растерзанной и развеянной по ветру. И на некоторое время он теряется, оттого и ведет себя вначале сумбурно.

Но ум следователя гибок, и почти сразу приходит к Порфирию Петровичу осознание того, что напрасно его паника, что на самом-то деле только что он смог раскрыть убийство старухи и Лизаветы. И далее он уже вполне держит себя в руках и снова ироничен, как прежде.

Ведь неспроста следователь догнал Расколь­никова, неспроста он желал ему здоровья и намекал, что видятся они не в последний раз. И наверняка Пор­фирий Петрович знал, что Родион тоже понял: все кончено, признание Николая неминуемо расставит все по своим местам.

И на последнюю встречу Порфирий Петрович яв­ляется уже победителем, который не только не наме­рен скрывать свой триумф, но даже рад, что можно чуть-чуть покрасоваться перед проигравшим.

Но не только затем он является к Раскольникову. Он прихо­дит рассказать, что поединок завершился, что до арес­та Родиона Романовича уже день-полтора, но не того нужно следователю.

Мы ведь помним, что он ищет признания от преступника.

Но и не только в этом дело. У Порфирия Петровича есть еще одна примечательная черта: человечность. Он нисколько не считает себя вправе относиться к пре­ступнику, как к отбросу. Иначе не был бы он таким хо­рошим следователем. Ведь он, ведя расследование, по­знает злодея, изучает его.

А это неизбежно влечет за собой глубокое, настоящее понимание мотивов любого поступка. Но ведь это означает и то, что невозможно относиться к преступнику не по-человечески, если ты постиг причины, побудившие его к нарушению закона. Порфирий Петрович приходит к Раскольникову, чтобы сказать о возможности смягчения наказания в случае явки с повинной.

Значит, он считает Раскольникова до­стойным такой поблажки. Наверняка в своих размыш­лениях следователь примерил на себя шкуру этого ис­теричного идейного студента, измученного нищетой. Он и впрямь понял, каково это — жить на шее у лю­дей, настолько же бедных, как и ты сам.

Порфирий Петрович действительно знал о мерзком характере процентщицы Алены Ивановны и представлял себе, каким чудовищем старуха выглядела в глазах Родиона Романовича. Так что убийство, совершенное Расколь­никовым, для следователя не только злостное преступ­ление. Это — еще и поступок отчаявшегося, избитого жизнью человека.

И душевных мук следом за пре­ступлением человек этот испытывает множество — так нужны ли ему излишние муки на каторге? «А я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем нео­жиданная.

Да известно ли вам, какая за это воспосле­дует сбавка? Ведь вы когда явитесь, в какую минуту? Вы это только рассудите! Когда другой уже на себя преступление принял и все дело спутал». Раз Порфи­рий Петрович говорит это, значит, он считает Расколь­никова достойным поблажки, не верит, что Родион Ро­манович — конченый человек.

Даже нежелание Раскольникова получать какие бы то ни было поблажки не мешает следователю прини­мать живейшее участие в решении его судьбы. Он дер­жит свое слово вопреки воле Раскольникова. И он бе­зусловно прав. Иначе этот странный молодой человек запросто был бы способен подвести себя не то что под каторгу, а даже под виселицу.

Следователь как бы добавляет к измышлениям Раскольникова одну очень важную деталь: вовсе не обязательно быть преступником, чтобы стать настоя­щим «необыкновенным» человеком.

И если уж так сло­жилась твоя судьба, что ты хотя бы отчасти вершишь судьбы других людей, то совсем не обязательно эти судьбы разрушать.

Созидание и понимание — эти чер­ты более приличествуют «необыкновенному» человеку, чем пренебрежение к чужим жизням и готовность на все, даже на «кровь по совести».

Так что свою главную победу Порфирий Петрович одерживает именно тем, что своим поведением и жиз­ненными принципами демонстрирует недоработанность теории Раскольникова. В этом его главная заслуга и еще один аспект наказания для Родиона Романовича.

Таков он, пристав следственных дел, правовед Порфирий Петрович — один из самых приятных геро­ев романа «Преступление и наказание».

На этой странице искали :

  • Образ Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание
  • следователь преступление и наказание
  • следователь в романе преступление и наказание
  • следователь РІ преступлении Рё наказании
  • образ следователя в романе преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-sledovatelya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

​Порфирий Петрович — следователь, поймавший Раскольникова

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание». 

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память.

Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив.

Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово.

Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства старухи процентщицы и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести Родиона Раскольникова. Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья.

Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении.

Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность.

И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния.

Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях. 

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза: 

Первая встреча — квартире Порфирия Петровича 

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу. 

Вторая встреча — в конторе 

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя «мучить».

Раскольников требует допрашивать его «по форме», а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя).

Это появление «кающегося» Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча — в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении.

Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово).

Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу — к явке с повинной (что тот и сделал).

Интересный факт

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский — лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен. 

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет».

Источник: http://fandea.ru/779-porfirii-petrovich-sledovatel-iz-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1866.html

Урок литературы в 10 классе ««…Весьма важная штука понять, в какую сторону развит человек…»: образ Порфирия Петровича в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Гимназия № 5» г. Брянска
  • Урок литературы в 10 классе

«…Весьма важная штука понять, в какую сторону развит человек…»: образ Порфирия Петровича в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. подготовила
  2. учитель русского языка и литературы
  3. Радькова Юлия Николаевна
  4. Брянск-2018
  5. Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; определить место в системе персонажей романа пристава следственных дел Порфирия Петровича и его роль в признании Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
  6. Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— В системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» особое место занимает пристав следственных дел Порфирий Петрович, которому поручено ведение дела об убийстве процентщицы Алены Ивановны и её сестры Лизаветы.

С этой точки зрения, отношения преступника Раскольникова и следователя Порфирия Петровича составляют основу авантюрно-детективной сюжетной линии романа, а их психологические поединки становятся своеобразной игрой «в кошки-мышки» и сохраняют напряженное внимание читателя.

Однако образ Порфирия Петровича не менее сложен и противоречив, чем образы Раскольникова или Свидригайлова.

Читайте также:  Сочинение в дурном обществе по произведению короленко (5 класс)

Почему не названа фамилия героя? Какую роль сыграл Порфирий в том, что Раскольников признался в преступлении? Если он ведет Раскольникова к покаянию и спасению, то почему такими негуманными методами? Если Порфирий побеждает в психологических поединках, добиваясь признания в совершенном преступлении, то почему выходит, «как-то согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова»? Как раскрывается характер Порфирия? Эти вопросы и будут в центре нашего внимания сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Что нам известно о Порфирии Петровиче?

Один из многочисленных юристов в романе (Лужин, Заметов, недоучившийся Раскольников). Имя героя – имперское, сильное, имеющее греческие корни: «порфирос» – багряный, «Петр» означает «камень», «каменная глыба», «утес».

По отчеству перекликается с Петром Петровичем Лужиным и Ильей Петровичем Порохом – поручиком, помощником квартального полицейского надзирателя.

Фамилия не указана, но известно, что Дмитрий Прокофьич Разумихин (Вразумихин) – его дальний родственник.

— В центре нашего внимания – три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича в романе. Встречи эти – психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова.

После совершённого убийства цель Раскольникова – во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою, побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу.

Вспомним первую встречу героев (ч. 3, гл. V). Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу?

Два месяца назад Порфирий познакомился со статьей в «Периодической печати», которая его поразила мыслью, что преступление можно оправдать, если оно совершено «необыкновенным человеком». Когда среди заложенных у убитой процентщицы вещей был найден заклад с именем Раскольникова, Порфирий сходил и узнал имя автора статьи в редакции и понял, что напал на след.

— Что произойдет после этого визита?

Раскольников бросится в свою каморку, чтобы посмотреть, не осталось ли в дыре в обоях какой-нибудь старухиной вещи, а когда выйдет из дома, узнает, что его спрашивал какой-то мещанин, а когда герой его догонит, тот назовёт Раскольникова убийцей. Герой вернётся в свою каморку и подумает о том, что «принцип-то…убил, а переступить-то не переступил», «да, я действительно вошь». Потом ему приснился сон, в котором Раскольников снова убивал процентщицу, а она «сидела и смеялась».

— Как вы объясните, что Раскольников, Разумихин и Порфирий Петрович в начале эпизода смеются и стремятся придать сцене «вид самой искренней веселости», выходят друзья от Порфирия мрачные и хмурые, а Порфирий Петрович провожает их чрезвычайно любезно?

Решив проверить, считает ли Порфирий его убийцей, Раскольников волновался от предстоящей встречи и, чтобы не выдать себя, разыграл сцену с Разумихиным (стал говорить ему, что он влюбился в Дуню, а сам как будто смеялся над ним). Это притворное веселье. Герою кажется, что он в ловушке. Он окружён людьми, молчание в этой ситуации ненатурально, поэтому он старается вести себя именно натуральнее.

— Как раскрывается характер Порфирия в его портрете?

Портрет Порфирия Петровича обманчив: в фигуре есть что-то бабье, круглое, он кажется комич-ным, тем более что постоянно жмурится, щурится, хихикает, передвигается быстро, размахива-ет руками («буффон-с»).

Но выражение глаз («с каким-то жидким водянистым блеском») не гармо-нирует со всей фигурой и выдает серьезного и умного человека. Он действительно лицедей, игра-ющий комическую роль в трагической пьесе. Кстати, он и Раскольникова называет человеком, соблазненным игривой остротой ума.

Эта манера поведения сбивает с толку Раскольникова, провоцирует его на объяснение теории.

— Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!»

Разумихин говорит о том, что Порфирий – искусный притворщик и способен обмануть кого угодно.

— Дискуссия в этом эпизоде начинается с обсуждения воззрений социалистов на преступление.

Разумихин не принимает объяснение «среда заела» и обвиняет социалистов в том, что они не любят живого процесса жизни: «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна…». С какой целью дан пересказ дискуссии, которая разворачивалась накануне?

Порфирий хотел посмотреть на реакцию Раскольникова, поэтому и завел разговор о преступлении, специально подняв эту тему на вечере у Разумихина, чтобы продолжить ее в присутствии Раскольникова.

— Почему Порфирий Петрович говорит, что его всегда интересовала статья Раскольникова о пре-ступлении? Что его могло настолько заинтриговать в статье, что он узнал через редактора имя автора?

Интерес Порфирия к Раскольникову, возможно, не только профессиональный.

Да, Раскольников для него – преступник, которого надо загнать в психологическую ловушку, определив «черточку», но, с другой стороны, Порфирия Петровича искренне заинтересовала статья Раскольникова, которую он прочитал до разворачивающихся в романе событий.

Возможно, идеи, подобные изложенной в статье Раскольникова, когда-то в молодости доводили до исступления и сердцебиения и самого Порфирия Петровича. Кроме того, в чем-то его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова.

— Раскольников считает, что его идея в изложении Порфирия Петровича «усиленно и умышленно искажена»: «Существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан». Почему он воспринимает это как вызов и решает его принять?

Поняв, что Порфирий подозревает именно его и хочет поймать, но будучи уверен, что фактов у следователя нет, Раскольников заступается за статью.

— Как Вы объясните трижды звучащий вопрос Порфирия Петровича о вере («Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»; «И-и-и в бога веруете?»; «И-и в воскресение Лазаря веруете? Буквально веруете?» Как отвечает Раскольников? В каких эпизодах снова возникнет тема воскрешения Лазаря?

Раскольников олицетворяется с Лазарем (Лазарь заболел, а потом умер, а Христос воскресил его, и жители Иерусалима начали верить в Христа): смерть Лазаря и его воскрешение — прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. Снова тема воскрешения Лазаря возникнет в сцене чтения Евангелия (Раскольников просит Соню прочесть ему о воскрешении Лазаря) и в эпилоге.

Раскольников отвечает, что верует.

— Почему Разумихин, наблюдающий за дискуссией Раскольникова и Порфирия Петровича, считает, что они друг друга морочат и подшучивают один над другим? Как вы определите роль Разумихина в этом эпизоде? Кто еще слушает размышления Раскольникова?

Разумихин: «…разрешение крови по совести…страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Замётов.

— Какое событие предшествовало второй встрече Раскольникова и Порфирия Петровича? Какой эпизод последует за ней?

Раскольников пошёл к Соне, а у неё «наклонился и, припав к полу, поцеловал ногу», сказав: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Герой размышляет о том, что поддерживает Соню, и приходит к выводу о том, что она «юродивая».

Раскольников просит, чтобы Соня прочитала ему про воскресение Лазаря, а потом говорит, что она тоже переступила, только через свою жизнь, а значит, им теперь вместе идти.

Признание Миколки в убийстве.

— Раскольников заходит в отделение пристава следственных дел, «готовясь к новому бою», испытывая страх и негодование. Как вы можете объяснить такое состояние героя?

На эту встречу Раскольников идет, преследуя единственную цель: «…хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздраженную натуру свою», хотя «всего ужаснее было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно…».

— Маленькая и толстенькая фигурка Порфирия сравнивается с мячиком, катающимся в разные стороны, герой постоянно смеется, щурится, «кудахчет», хлопочет, суетится… Почему следователь так преувеличенно подвижен в этой сцене? Как реагирует Раскольников на передвижения, жесты и мимику Порфирия?

Нарочно затягивает допрос, чтобы вывести Раскольникова из себя; герой начинает злиться ещё больше и бросает Порфирию вызов: говорит, что знает о таком приёме.

— В этом эпизоде Порфирий Петрович раскрывает Раскольникову свои воззрения на психологию преступника: «Он у меня психологически не убежит… Он по закону природы у меня не убежит… Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться, свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» Можно ли эти размышления считать своеобразным ответом на теорию Родиона Раскольникова о необыкновенных людях, которые тоже появляются по необъяснимому закону природы? Можно ли Порфирия Петровича назвать теоретиком? В чем вы видите основную идею его теории?

Порфирий стремится психологически уничтожить Раскольникова, добиться полной власти над его душой, его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова.

— Порфирий Петрович называет себя человеком откровенным, заявляет, что истинно любит Раскольникова и желает ему добра. Так ли это?

— Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович.

Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около.

Говорит о молодежи, напри-мер, а подразумевает Раскольникова: «Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!» Или твердит о разыскиваемом преступнике: «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук.

«Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу.

«Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь». Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя всевидящим и имеющим неогра-ниченную власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

Третью встречу Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже «не очень удивился Порфирию и почти его не испугался». С какой целью пришел Порфирий Петрович?

На этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним: «Хочу вам все дотла изложить, как все было, всю эту историю всего этого тогдашнего, так сказать, омрачения», – говорит он

— Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича?

Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность.

— Порфирий говорит о вине Раскольникова строго и убежденно, снижая голос до шепота. «Вы», — произносит следователь открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?».

Однако произносит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой.

Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет.

«Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», — в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение. Однако до осознания этого Раскольниковым ещё далеко.

  • Кто поможет ему осознать истину?
  • Соня Мармеладова.
  • — О ней и пойдёт разговор на следующем уроке.

4. Д/З: перечитать часть 1, глава 2; часть 3, глава 4; часть 4, глава 4; часть 5, глава 4; эпилог).

В чём правда Сони? Докажите, что автор утверждает «правду» Сони.

Литература: Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_literaturi_v_10_klasse_vesma_vazhnaya_shtuk_204639.html

Ссылка на основную публикацию