К дню рождения Пушкина — 6 июня — советуем вам ознакомиться с семью эссе о его жизни и творчестве.
«О гуманизме Пушкина»
Георгий Федотов
Федотов реабилитирует два до ужаса затершихся в России слова: «Пушкин» и «гуманизм». Пушкин как «возможно единственный русский гуманист».
«Не всем и не во всем может помочь Пушкин. Блоку, пожалуй, он уже не мог помочь, как и большинству модернистов нашего фашистского и предфашистского времени.
Им нужны иные, более могущественные средства, чтобы спасти их от разложения. Но я принадлежу к тому поколению, или душевной формации, для которых Пушкин еще не утратил своей целительной и возрождающей силы.
В часы тоски и отчаяния, сомнений в человеке и человечестве мы раскрываем Пушкина, все равно на какой странице, и медленно пьем, — как назвать этот напиток? — не воду, конечно, но и не вино, — а какой-то божественный нектар, который вливает успокоение, надежду и любовь к человеку.
Словом, Пушкин для нас это то, чем был для Тургенева русский язык, уже не целительный для нас с тех пор, как мы узнали всю ту меру или безмерность лжи, какую он способен нести в мир. Но Пушкин жив, и пока он жив, еще не умер гуманизм, ибо Пушкин и есть наш великий гуманист, в каком-то смысле, может быть, даже единственный.
Невзирая на холод целого века Просвещения, подпочва русской жизни была и долго еще оставалась религиозно-горячей, и этого подземного тепла было достаточно, чтобы преобразить гуманизм Пушкина.
В своем сознательном мире Пушкин всегда был западником, или, по Достоевскому, всечеловеком. В подсознании он воспринял от своего народа больше, чем кто-либо из его современников.
Только это и позволило ему стать великим национальным поэтом не Московии, не Руси, но России».
«Закон русской истории»
Владимир Бибихин
Бибихин рассуждает о Пушкине как историке. Пушкин и Петр — «два монстра», отвечающие на вызов истории, вызов мира.
«Пушкинское осмысление Петра и России было прямым участием в ее истории.
На просторе вселенной под далекими звездами бездна, ураган, огонь, пир и чума параметры пушкинского мира, где слово и поступок одна расплавленная энергия.
Кто кроме него осмелился в России на такое собирание в самой середине огня. Кто, шагнув в огонь, приносил обратно такой подарок. Кто способен в принципе такое принять и вместить. Рядом с Пушкиным никого нет.
Петр «Полтавы» и Вступления к «Медному Всаднику» не портрет, не «реальность», не «возвышающий обман», а явление света, создание мира. Заглядывая в смерть, бездну и чуму, Пушкин несет то откровение, что человеческая история другого смысла кроме подвига, победы и праздника иметь не может.
Пушкинское заглядывание за край подготовлено, облегчено крайним опытом его страны и особенно петровской поры, к которой Пушкин настойчиво привлекает наше внимание: она предельная, окончательная, собрала в себе человеческую историю.
В странном Петре, глядящем как в зеркало в монстров, Пушкин угадывает человеческое существо, брошеное в вихрь и потому способное быть местом для мира, его безусловного принятия.
Ту же свободу Пушкин знает в себе. «Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет». Он чувствует, что Петербург, середина русской истории, стал или мог стать и во всяком случае должен был стать — иначе всё бессмысленно — праздником мира; на краю бездны, в огне, среди чумы — всё равно. Пушкин знает что говорит: этот сказочный Петербург расположился под золотыми небесами».
«Пушкин и Европа»
Владимир Вейдле
Вейдле рассматривает Пушкина как того, кто утвердил Европу в России, Россию в Европе. Почему Европа не узнает себя в Пушкине.
«Пушкин весь обращен не к сомнительному будущему, а к несомненному и великому прошлому Европы.
Он ее еще видел целиком такой, как она некогда была, а не такой, какой постепенно становилась; именно эту Европу он для России открыл, России вернул, не «просвещение», от которого исцелился, не романтизм, которым так и не заболел, а старую, великую Европу, в ее зрелости, в ее здоровье, с еще не растраченным запасом поэтических, творческих ее сил. К этой Европе он сам всем своим существом принадлежал, будучи русским, любя Россию и ее одной и той же сыновней любовью, и если «Европа тоже нам мать», то потому, что Пушкин не на словах, а всем творчеством своим назвал ее матерью.
Он был последним гением, еще избегнувшим романтического разлада, еще не болевшим разделением личности и творчества, формы и души.
Когда-то это понял Мериме, полюбивший его издали, видевший французское в его прозе, но греческое в его стихах, поклонявшийся в нем последнему божеству своей собственной духовной родины.
Другие этому божеству изменили; как же им было понять творения поэта, метко застреленного европейцем, но плохо переведенного на европейские языки?
Европа восхищается воспринятой на азиатский лад, искусственно-экзотической Россией, но в Пушкине не узнает себя; если же узнает, то узнанного не ценит: ей хочется чего-нибудь поострее, поизломанней… А Россия, знает ли она еще, что Пушкин не только Пушкина ей дал, но и Данте, и Шекспира, и Гёте — а потому и Гоголя, и Толстого, и Достоевского, — что в его творчестве больше, чем во всех революциях и переворотах, совершилась судьба ее самой, что из всех великих дел, начатых или задуманных у нас, ни одно так сполна не удалось, но ни одно и не предано так всей историей нашей через сто лет после него, как именно его дело?
Пушкин — самый европейский и самый непонятный для Европы из русских писателей. Самый европейский потому же, почему и самый русский, и еще потому, что он, как никто, Европу России вернул и Россию в Европе утвердил. Самый непонятный не только потому, что непереводимый, но и потому, что Европа изменилась и не может в нем узнать себя».
«Пушкин»
Дмитрий Мережковский
Мережковский рассматривает Пушкина как прежде всего великого мыслителя и противопоставляет его последущим русским писателям.
«Пушкин — великий мыслитель, мудрец, — с этим, кажется, согласились бы немногие даже из самых пламенных и суеверных его поклонников. Все говорят о народности, о простоте и ясности Пушкина[497], но до сих пор никто, кроме Достоевского, не делал даже попытки найти в поэзии Пушкина стройное миросозерцание, великую мысль[498].
Эту сторону вежливо обходили, как бы чувствуя, что благоразумнее не говорить о ней, что так выгоднее для самого Пушкина. Его не сравнивают ни со Львом Толстым, ни с Достоевским: ведь те — пророки, учителя или хотят быть учителями, а Пушкин только поэт, только художник.
В глубине почти всех русских суждений о Пушкине, даже самых благоговейных, лежит заранее составленное и только из уважения к великому поэту не высказываемое убеждение в некотором легкомыслии и легковесности пушкинской поэзии, побеждающей отнюдь не силою мысли, а прелестью формы.
В сравнении с музою Льва Толстого, суровою, тяжко–скорбною, вопиющею о смерти, о вечности, — легкая, светлая муза Пушкина, эта резвая «шалунья», «вакханочка», как он сам ее называл, — кажется такою немудрою, такою несерьезною. Кто бы мог сказать, что она мудрее мудрых?
Христианство Пушкина: оно чуждо всякой теологии, всяких внешних форм; оно естественно и бессознательно. Пушкин находит галилейскую, всепрощающую мудрость в душе дикарей, не знающих имени Христа[608].
Природа Пушкина — русская, кроткая, «беспорывная», по выражению Гоголя: она учит людей великому спокойствию, смирению и простоте. Дикий Тазит и старый Цыган ближе к первоисточникам христианского духа, чем теологический Doctor Marianus. Вот чего нет ни у Гёте, ни у Байрона, ни у Шекспира, ни у Данте.
Для того чтобы найти столь чистую форму галилейской поэзии, надо вернуться к серафическим гимнам Франциска или божественным легендам первых веков».
«Судьба Пушкина»
Владимир Соловьев
Статья, наделавшая в свое время много шума: великий русский мыслитель «оскорбил» память великого русского поэта. Соловьев пытается понять замысле Божий о Пушкине и считает, что Пушкин этот замысле не выполнил.
«Мы знаем, что дуэль Пушкина была не внешнею случайностью, от него не зависевшею, а.
прямым следствием той внутренней бури, которая его охватила и которой он отдался сознательно, несмотря ни на какие провиденциальные препятствия и предостережения. Он сознательно принял свою личную страсть за основание своих действий, сознательно решил довести свою вражду до конца, до дна исчерпать свой гнев.
Все многообразные пути, которыми люди, призванные к духовному возрождению, действительно приходят к нему, в сущности, сводятся к двум: или путь внутреннего, перелома, внутреннего решения лучшей воли, побеждающей низшие влечения и приводящей человека к истинному самообладанию; или путь жизненной катастрофы, освобождающей дух от непосильного ему бремени одолевших его страстей. Беззаветно отдавшись своему гневу, Пушкин отказался от первого пути и тем самым избрал второй, — и неужели мы будем печалиться о том, что этот путь не был отягощен для него виною чужой смерти и что духовное очищение могло совершиться в три дня?»
«Пушкин и Гетё»
Сергей Аверинцев
Аверинцев сравнивает Первого Поэта России и Первого Поэта Германии.
«Как бы сложно ни обстояло дело с религиозностью Пушкина и тем более Гёте в смысле более или менее ортодоксальном, очевидно, что у каждого из них была некая religio poetae, вера, имманентная их творческой активности и решительно несовместимая с «вольтерьянством» как системой негативистской риторики и постольку модусом отношения ко всему сущему.
У Гёте были причины специально вспомнить в связи с этой внутренней борьбой против Вольтера выработку «правильного отношения к природе». Каждый, кто помнит обертоны слова «Natur» у Гёте, ощущает, что стоит за этим кратким замечанием. Поэзия Гёте и Пушкина существенным образом «поствольтерьянская».
Она в некотором глубинном смысле слова религиозна не потому, что это так называемая «религиозная поэзия», то есть не в меру введения религиозных тем и мотивов, но по характеру модальности, в которой разрабатываются любые темы и мотивы, в том числе весьма далекие от благочестия. Все определяется, собственно, углом подхода к теме, к мотиву, к собственному настроению и умонастроению: контекстом, в который поэзия каждый раз ставит личный голос поэта».
«Пушкин»
Константин Мочульский
Мочульский дает общий очерк жизни и творчества Пушкина.
«Предел поэзии — молитва прообраз художественного слова — божественный Логос. В стихах Пушкина совершается чудо воплощения слова. Незадолго до смерти поэт записал: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь и т. д. — религия, смерть».
Он умер примиренный с Богом, после исповеди и причастия.
Пушкин — величайший гений России; он основатель нашей национальной литературы, которой в конце XIX века суждено было стать мировой, — все это давно стало бесспорной истиной. Но Пушкин более этого: он наше «солнце», лучи которого освещают и согревают каждое русское сердце. Он «наше все», как сказал Достоевский.
Он входит в жизнь каждого из нас, как самый близкий, самый любимый друг. Именно в любви, которую он излучает из себя и возбуждает в нас, тайна его гения и залог бессмертия. Мы учимся у него, восхищаемся им» но прежде всего и больше всего мы любим его.
Это чувство выразил Тютчев в двух простых строчках
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Владимир Шалларь
Редактор медиатеки «Предание.Ру»
Источник: https://blog.predanie.ru/article/sem_esse_o_pushkine/
Пушкин для меня…
С самого детства нам читали произведения Пушкина, а именно его волшебные сказки которые уносили в зачарованный мир, дарили яркие воспоминания и развивали фантазию с воображением. Моя мама часто читала мне такие его творения как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А сказку «У Лукоморья дуб зеленый», я помню наизусть до сих пор. У Александра Сергеевича всего семь сказок и каждая из них по-своему интересная, по-своему добрая, и по-своему поучительная. Благодаря этим трем качествам даже современные дети с большим интересом читают эти, любимые мною, сказки.
А в старших классах я познакомилась с не мение замечательными — стихотворения и романами. Я считаю, казалось что Александр Сергеевич мастер своего дела, ведь он так профессионально описывал все чувства которые испытывали его герои. Его стихи довольно простой, но в них заложен глубокий смысл. Одно из моих любимых является:
- Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной
- У ваших ног я признаюсь!
Это стихотворение называется «Признание» которое мне до безумства нравится. Произведения Пушкина раскрывают нам богатства русского языка, глубину и силу слова.
Пред его словом не могли устоять никакое преграды, самодержавие боялось его правдивых обличений, прогрессивное общество внимало его пламенным призывам, человечество с нетерпением ждало его новых творений.
Мировое признание творчества Пушкина пришло позже, созданные им литературные традиции обогатили русскую культуры, подняли мир духовного развития на новую высоту. Творчество Александра Сергеевича -это наследие мировой литературы, а о своих произведениях сам поэт оставил великие строки:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа.»
У каждого из нас свой Пушкин для меня – это эталон, символ нашей культуры, творчество которого и по сей день находит все новых и новых поклонников не только в нашей стране, но и всем мире. Он «жег сердца людей» словом и произведения никого не оставляли равнодушным.
Александр Сергеевич величайший поэт, оставивший нам большое наследство. Пушкин вошел в мою жизнь с детства и думаю, останется до конца. Каждый находит в поэте что-то свое и понятное только ему, что и произошло со мной.
Кажется, что знаю его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, читая его произведения, нахожу для себя что-то новое, прежде неизведанное.
28.05.2018 23:25 Мухамадиева Анара
Источник: https://bankreferatov.kz/sochineniya/56-sochi-na-russkom/8013-pushkin-dlya-menya.html
Биография Пушкина А.С. — Сочинение
А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года в старинной дворянской семье. Мать поэта, Надежда Осиповна Ганнибал, происходила от Абрама Ганнибала, «арапа Петра Великого». Отцом его был Сергей Львович Пушкин, потомок старинного дворянского рода, обладающего в XVIII в. значительным имуществом.
Семья Пушкиных вела широкую, открытую жизнь, у них царила атмосфера русского «вольтерьянства» и литературного любительства. В доме была очень большая библиотека. Сам Сергей Львович писал стихи в альбомы своих знакомых, сочинял каламбуры, любил декламировать Мольера.
Дядя Пушкина, Василий Львович, был известным в своем кругу поэтом. Частыми гостями семьи были известные писатели — Державин, Карамзин, Жуковский, Херасков, Дмитриев, Козлов, Батюшков. «Три Пушкина в Москве и все они поэты», — замечал Батюшков в шуточном стихотворном «Запросе» к П.А.
Вяземскому, имея в виду Сергея Львовича, его брата Василия Львовича и их дальнего родственника, Алексея Михайловича.
https://www.youtube.com/watch?v=03QaDFvu3nU
Пушкин с детства изучал французский язык и свободно читал в подлиннике Вольтера и Руссо. По замечанию младшего брата, Александр «проводил бессонные ночи и тайком в комнате отца пожирал книги одна за другой». В памяти Сергея Львовича сохранилась характерная сценка.
«В самом младенчестве, — рассказывает он в своих воспоминаниях о сыне, — он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин — не то, что другие.
Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, — во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз. Ему был шестой год».
Семейная обстановка не была для юного поэта слишком благоприятной. Любовь Пушкиных к светским развлечениям, некоторая безалаберность в ведении хозяйства, вспыльчивый нрав Надежды Осиповны — все это затрудняло его общение с родителями. Кроме того, Пушкин не был любимым ребенком, Надежда Осиповна отдавала явное предпочтение другим детям — Ольге и Льву.
Первыми воспитателями поэта были иностранцы, преимущественно французы. «Первым воспитателем, рассказывает сестра поэта, О.С. Павлищева, — был французский эмигрант, граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец; потом Русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие: им, как водилось тогда, дана была полная воля над детьми.
Разумеется, что дети и говорили, и учились только по-французски».
Противодействовала этой атмосфере засилья французского языка бабушка поэта по матери, М.А. Ганнибал. Дельвиг «еще в Лицее приходил в восторг от ее письменного слога, от ее сильной простой русской речи».
Очень любил Пушкин и свою няню, Арину Родионовну, знавшую большое количество сказок и русских народных песен. Стоит отметить здесь и дядьку поэта, Никиту Козлова, который явился затем прообразом Савельича в повести «Капитанская дочка».
Навсегда запомнил поэт их совместные прогулки по Москве.
Уже в детстве Пушкин пытался сочинять стихотворения, написал даже поэму и комедию. В 1811 году Пушкина определили в Лицей, который открылся осенью того же года в Царском Селе. Во главе его стояли люди достаточно прогрессивных убеждений (В.Ф. Малиновский). Благодаря лучшим преподавателям — А.П. Куницыну, И. К. Кайданову, П.Е. Георгиевскому, Д. И.
Будри — в Лицее торжествовал тогда либеральный дух. Среди лицеистов оказалось много поэтов, ценителей литературы. Пушкин подружился с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом и Вильгельмом Кюхельбекером. Учился Пушкин не слишком прилежно.
Куницын, профессор логики и нравственных наук, замечает о своем ученике: «весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе».
Первые лицейские стихи Пушкина датируются примерно серединой 1813 года. Более двадцати стихотворений было написано им в 1814 году, одно из них было напечатано в июльском номере «Вестника Европы». И уже в 1815 году он пишет поэму «Бова», примером которой послужила одноименная поэма Радищева.
В период Отечественной войны 1812 года лицеисты переживали большой патриотический подъем. С живым участием провожали они проходящие через Царское Село русские войска. Вот как писал об этом Пушкин в «Воспоминаниях в Царском Селе»:
- Страшись, о рать иноплеменных!
- России двинулись сыны;
- Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
- Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
Пушкин-лицеист страстно увлекается литературой. Он читает Державина, Жуковского, Батюшкова, сам пишет очень много.
- Сижу ли с добрыми друзьями,
- Лежу ль в постели пуховой,
- Брожу ль над тихими водами В дубраве темной и глухой,
- Задумаюсь — взмахну руками,
- На рифмах вдруг заговорю.
В этот период Пушкин начинает посещать литературный кружок «Арзамас», где получает прозвище «Сверчок». И в это же время поэт знакомится с Чаадаевым, дружбу с которым сохранил на многие годы.
Замечательным событием в жизни юного поэта становится переводной публичный экзамен 1815 года, на котором присутствовал Г.Р. Державин. Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе» — Державин был в восторге. Он хотел обнять юношу, но тот в смущении убежал. «Вот кто меня заменит!» — заметил Державин. Об этом событии Пушкин вспоминает в 8 главе романа «Евгений Онегин»:
Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.
Яркий поэтический дар Пушкина был оценен и другими писателями. В.А. Жуковский писал: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому гиганту, который нас всех перерастет».
В лицейских стихах Пушкина образ поэта — это зачастую образ беспечного певца любви, дружбы и пиров. Многие произведения его этого периода подражательны. На них ощутима несомненная печать классицизма, а также романтизма Жуковского и Батюшкова.
В 1817 году, окончив Лицей, поэт поселился в Петербурге и поступил в Коллегию иностранных дел. Однако служба не интересовала поэта. Он увлекается театром, балами, заводит романы, участвует в дуэлях. В этот период Пушкин близко сходится с И.И. Тургеневым, П.Я. Чаадаевым, П.А. Катениным.
Он становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературнополитическое общество «Зеленая лампа». В этот период поэт создает ряд вольнолюбивых стихотворений: оду «Вольность», элегию «Деревня». Также Пушкин завершает работу над поэмой «Руслан и Людмила». Известно, что В.А.
Жуковский в день окончания этой поэмы прислал Пушкину свой портрет с выразительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Произведения Пушкина этого периода тяготеют к романтизму. Он освобождается от классицисте кой условности, наложившей печать на его лирику лицейского периода.
В этот период Пушкин становится популярнейшим поэтом в кругах вольнолюбивой молодежи. Пущин приводит высказывание Александра I о поэте: «он наводнил всю Россию возмутительными стихами». Поведение поэта казалось вызывающим.
В начале апреля 1820 года он принес в театр потрет Лувеля — убийцы наследника французского престола, ге- роцога Беррийского. На потрете стояла надпись: «Урок царям». Император был крайне недоволен поведением поэта: Пушкину грозила ссылка в Сибирь или на Соловки.
Однако благодаря ходатайству Жуковского и Карамзина поэт был отправлен на юг, в распоряжение генерала И.Н. Инзова, наместника Бессарабии.
Однако прибыв в Екатеринослав, Пушкин тяжело заболел. Ехавшие на Кавказ Раевские ходатайствовали о его поездке на Кавказ для лечения. Так, Пушкин посетил Крым и Кавказ. По возвращении из своего путешествия поэт переехал в Кишенев, где прожил почти три года. Там он познакомился с членами «Южного общества» декабристов.
Для южной лирики поэта характерна романтическая направленность. В этот период он создает стихотворения, отличающиеся чистотой и глубиной переживаний («Мой друг, забыты мной следы минувших лет», «Умолкну скоро я», «Простишь ли мне мои ревнивые мечты»).
К кишиневскому периоду относятся вольнолюбивые стихотворения «Кинжал», «Узник», «К Давыдову» и южные романтические поэмы — «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1822), «Братья-разбойники» (1821).
В Кишиневе же в мае 1823 года была начата работа над романом «Евгений Онегин» (1823).
Вскоре по ходатайству друзей Пушкин был переведен из Кишенева в Одессу. Здесь поэт продолжает работу над романом «Евгений Онегин» и пишет большую часть поэмы «Цыганы».
Теперь начальником его становится генерал-губернатор граф Воронцов, натура очень сложная, своенравная. Со временем между ними возник конфликт. Одной из причин того явилась личная неприязнь графа — Пушкин ухаживал за его женой, графиней Воронцовой.
В письмах поэт называет Воронцова «придворным хамом и мелким эгоистом», а в одной из эпиграмм замечает:
- Полумилорд, полукупец,
- Полумудрец, полуневежда,
- Полуподлец, но есть надежда,
- Что будет полным наконец.
Из-за конфликта с Воронцовым тайное наблюдение за ссыльным поэтом усилилось. Вскоре на основании одного из перехваченных писем его обвинили в атеизме, уволили со службы и отправили в новую ссылку — в Михайловское.
В августе 1824 года поэт прибыл в Михайловское. Там он застал всю семью (родителей, сестру, младшего брата) и няню Арину Родионовну. Однако близость родных не утешила поэта. Отношения с отцом были напряженными: Сергей Львович согласился установить официальный надзор за «неблагонадежным» сыном. Когда поэт узнал об этом, то произошла неприятная сцена.
Поздней осенью родители Пушкина покинули Михайловское. Поэт остался в одиночестве. Он заметил в одном из писем: «Буря, кажется, успокоилась. Уединение мое совершенно — праздность торжественна.
Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно редко — целый день верхом — вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».
Михайловский период был удивительно плодотворным. Происходит становление пушкинского реализма.
Он продолжает работу над «Евгением Онегиным», работает над поэмой «Цыганы» (1824) и «Граф Нулин» (1825), пишет трагедию «Борис Годунов» (1824-1825).
Также им было написано более ста лирических стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Я помню чудное мгновенье», «Ненастный день потух», «Сожженное письмо», «Желание славы», «Пророк», «19 сентября», «Зимний вечер».
Одиночество тяготило поэта. С большой радостью встречал он в Михайловском своих друзей — сначала И.И. Пущина, а затем А.А. Дельвига.
Вскоре, живя в Михайловском, поэт узнает о восстании декабристов и о расправе над ними. С большим негодованием и волнением он воспринимает происходящие события, беспокоится о судьбах своих друзей.
Однако Жуковский и Вяземский советуют ему побыть пока в деревне.
В первых числах сентября 1826 года Пушкин приезжает в Москву. Он приглашен на беседу с Николаем I, решившим «приблизить» опального поэта, став его личным цензором. Аудиенция проходила без свидетелей. Известно, что Пушкин был смел и откровенен во время этой беседы.
На вопрос Николая 1, принял ли бы он участие в восстании, если бы находился тогда в Петербурге, поэт ответил утвердительно.
Пушкин провожал жен декабристов и передал с ними свои стихи (в их числе стихотворение «В Сибирь» и послание Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный!»)).
С 1826 по 1831 гг. жизнь поэта — бесконечные скитания и переезды. Он живет то в Москве и Подмосковье, то в Михайловском, то в Петербурге. В 1830 г. Пушкин просит руки Натальи Николаевны Гончаровой.
Вскоре он едет в Болдино, чтобы вступить во владение имением, которое отец подарил ему к свадьбе.
Однако волею судьбы остается в Нижегородской губернии на три месяца: в Москву въезд был закрыт в связи с карантином по случаю холеры.
Болдинская осень 1830 года — время расцвета поэтического гения Пушкина. В Болдине были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», стихотворения «Бесы», «Элегия», «Ответ анониму».
Вскоре после свадьбы Пушкин переезжает в Петербург, где снова поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Он начинает работать в архивах с целью изучения материалов к истории Петра Великого.
Тогда же он знакомится с Гоголем, интересуется его творчеством. В этот период поэт увлечен темой Емельяна Пугачева.
Он едет в Казанскую и Оренбургскую губернии — в места, связанные с восстанием Пугачева.
- Осенью же 1833 года Пушкин снова отправляется в Болдино. Там он заканчивает «Историю Пугачева» и создает поэму «Медный всадник», в которой звучит настоящий гимн Петербургу:
- Люблю тебя, Петра творенье,
- Люблю твой строгий, стройный вид,
- Невы державное теченье,
- Береговой ее гранит.
Семейная жизнь отнимала много сил, времени, требовала больших расходов. Пушкин стал отцом четырех детей.
Желая постоянного присутствия Натальи Николаевны на придворных балах, царь в конце 1833 года пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, что являлось для поэта скрытым оскорблением.
«Я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам); но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове», — замечает он в дневнике.
В 30-е годы Пушкин обращается к прозе. В 1832-1833 г. появляется «Дубровский», в 1833 г. — «История Пугачева» и «Пиковая дама», в 1836 г. — «Капитанская дочка». В конце 1835 г. Пушкин становится издателем и редактором журнала «Современник».
В 30-е годы отношения поэта со светским обществом все более обострялись. Пушкин получил несколько анонимных писем, порочивших честь его семьи. Поводом для конфликта послужило ухаживание француза Дантеса за Натальей Николаевной. Пушкин вызывал его на дуэль.
Однако дуэль была расстроена благодаря просьбам приемного отца Дантеса, барона Л. Геккерена. Дантес женился на Е.Н. Гончаровой. Но вскоре конфликт возобновился. Дантес продолжал преследовать Наталью Николаевну. И в январе 1837 года Пушкин отправляет барону Л.
Геккерену, письмо, результатом которого стала дуэль, состоявшаяся 27 января 1837 года, во время которой поэт был смертельно ранен. Дантес же получил легкое ранение в руку и быстро выздоровел. Через два дня (29 января) Пушкина не стало.
Похоронен он был в Святогорском монастыре.
Здесь искали:
- биография пушкина сочинение
- сочинение биография пушкина
- сочинение на тему биография пушкина
Источник: https://sochineniye.ru/biografiya-pushkina-a-s/
Эссе «Мой Пушкин»
Нет в России такого человека, который бы не знал имени Александра Сергеевича Пушкина. Пусть даже пара строк, но у каждого они пробуждают своё. Чистое и светлое. Недаром же кто-то сказал, что Пушкин – это солнце нашей поэзии.
Не просто солнце – «мороз и солнце»! Именно зимние пейзажи дарят мне его лучезарную улыбку. Быть может, потому, что я, как и поэт, не так люблю лето?! «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…» .
Хотя с комариного писка когда-то он (Пушкин) для меня и начался: «Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился, полетел и запищал, судно на море догнал, потихоньку опустился на корабль – и в щель забился».
Помню, с какой тревогой я следила за нелёгкой судьбой князя Гвидона Салтановича. Как восхищалась смекалкой Балды. Как смеялась над жадностью старухи.
Потом ко мне пришёл другой Пушкин. Пушкин лукоморья и Черномора, младого хазарского князя Ратмира и раздвинувшего «пределы богатых киевских полей» Рогдая. Наверно, тогда я поняла, что история – одна из самых интересных сказок.
А ещё повзрослев, увидела, что такой легкомысленный на первый взгляд поэт необычайно глубок. Каждое его произведение по – своему прекрасно и интересно. Оно несет в себе скрытый смысл, указывающий на пороки людей, общества и даже государства.
Александр Сергеевич жил в нелёгкое время: восстание декабристов, правление Николая I (Палкина), ссылки, казни, жесткая цензура. И многие его стихи пропитаны гордостью за своих друзей, решивших изменить (пусть и безуспешно) ход истории и желанием свободы.
Так, например, во вроде бы обычном дружеском послании « К Чаадаеву», он поддерживает дух несломленных судьбой друзей:
- Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья
- Напишут наши имена!
Да и самого поэта можно, наверно, назвать «звездой пленительного счастья». Как яркая звезда промелькнул он на небосклоне: слишком короткую жизнь и в слишком «холодное» время прожил, но сумел пленить сердца на века.
Меня взял без боя в плен «Евгений Онегин». Каждую работу, которую мы делали во время изучения этого романа, я выполняла с особенным трепетом и вниманием.
На уроке мы обсуждали образование Онегина – мне так хотелось пройти по его следам в Летнем саду и даже прочесть Адама Смита.
Читали про то, что «жизнь однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера», а я под впечатлением этих строк и бала, на который мы как раз ходили в музей, мечтала станцевать с Онегиным мазурку. Пушкин грустит:
Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Онегин хандрит: «Но и в деревне скука та же…». А я взахлёб читаю роман и как-то само собой, без указания учителя, запоминается письмо Татьяны: «Я к Вам пишу. Чего же боле…» . вот и я пишу о Пушкине и думаю: «Что я могу ещё сказать?». Ведь сказано с только прекрасных слов.
Написано столько книг и стихов… «Только сейчас, проходя пядь за пядью Пушкина моего младенчества, вижу, до чего Пушкин любил прием вопроса: «Отчего пальба и клики? — Кто он? — Кто при звездах и при луне? — Черногорцы, что такое?» — и т. д.
Если бы мне тогда совсем поверить, что он действительно не знает, можно было бы подумать, что поэт из всех людей тот, кто ничего не знает, раз даже у меня, ребенка, спрашивает.
Но раздраженный ребенок чуял, что это — нарочно, что он не спрашивает, а знает, и чуя, что он меня ловит, и ни одной подсказке не веря, я каждую, невольно, видела, — строка за строкой, как умела, по-своему, стихи — видела. Историческому Пушкину своего младенчества я обязана незабвенными видениями», — открыла себе и миру этого поэта Марина Цветаева. Но всё же слова поэта:
Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей
сбываются и века спустя. Не зная обо мне, Пушкин обольстил и «погубил», навсегда заразив своим солнечным и (простите за вольность) морозным талантом.
Овсянникова Юля 9 «Б» класс
МАОУ г.Владимира «Лицей №14»
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/moj_pushkin_004849.html