Сочинение раскольников в романе преступление и наказание (образ и характеристика)

Родион Раскольников – центральный персонаж одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно проанализировать сущность Раскольникова и основные поступки, совершаемые им в романе.

Идея Раскольникова

Внешность персонажа, несомненно, имеет большое значение. С самых первых строчек произведения в воображении читателя создается образ довольно красивого молодого человека: у него высокий рост, русые волосы, темные глаза.

Однако одежда Родиона Раскольникова изношена, а живет он в тесной комнате; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным.

Он отдает вещи старой процентщице, чтобы получить хоть какие-то деньги, и вскоре решает убить старуху, а ее деньги  использовать для помощи молодым людям.

Такая идея была порождена рассуждениями юноши о делении людей на обычных и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле вторых, которые могут распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения различных высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет улучшить качество жизни многих людей, пользуясь своим правом.

Разочарование

Однако осуществление этого плана не улучшило состояния Раскольникова: молодому человеку становится страшно и неприятно, он фактически находится на грани сумасшествия. Но это состояние вызвано не совершением тяжкого преступления, а тем, что он не выдержал поставленного перед собой испытания и, следовательно, не является «право имеющим».

Очевидно, что он совершил преступление из-за своей нищеты, подтолкнувшей его на подобные рассуждения. Юноша живет в постоянном страхе и напряжении, ему трудно, но он из гордости не признает своих ошибок.

Раскольников начинает бросаться в крайности: то совершает благородные поступки, например, отдает все свои деньги на похороны Мармеладова, то срывает свою злость на близких людях. Он боится осквернить честь родных своим страшным поступком. Через некоторое время ему стало невыносимо держать в себе всю накопившуюся на душе тяжесть.

Человеком, которому он смог открыться, стали не родные и не близкий друг Разумихин, а Соня Мармеладова – девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того чтобы кормить свою семью.

Помощь Сони

Скромная Соня постоянно терпит обиды и унижения, но сильная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и даже жалеть окружающих ее людей. Раскольников рассказывает ей о содеянном, и вскоре по совету девушки признается в этом и следователю.

Он должен отправиться на каторгу; однако более страшное для него наказание – терзания совести и необходимость обманывать близких людей – оказывается позади.

Соня едет в Сибирь вместе с Родионом, и впоследствии ее любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к богу, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь.

Основная идея (заключение)

Через образ главного героя писатель раскрывает перед читателями основную идею произведения: ни один человек не может остаться безнаказанным, и самым тяжелым наказанием являются испытываемые им душевные муки. Любовь к ближним, вера в Бога и следование принципам нравственности помогут каждому прожить жизнь как можно лучше. В конце романа это осознал и его главный герой – Родион Раскольников.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Источник: https://spadilo.ru/obraz-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — сочинения для 10 класса

  1. Многогранный роман
  2. Главный герой романа
  3. Внешний вид
  4. Черты характера
  5. Идея Раскольникова
  6. Преступление и наказание героя
  7. Родион Раскольников и Соня Мармеладова
  8. Основная идея произведения Ф. М.

    Достоевского

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов.

Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа.

Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете.

Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».
Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении.

У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми.

Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих.

Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению.

Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно.

Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия.

Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного.
Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой.

«Но зачем же они меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него.

Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу.

Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх.

«Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование.

Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою.

Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства.

Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок.

Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Характеристика образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – сочинение по теме | источник

Преступление и наказание Ф.М. Достоевский

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Анализ образ Раскольникова по роману Преступление и наказание

Достоевский Федор Михайлович – это величайший писатель-философ, который в своих произведениях не только затрагивал сложнейшие и вечные проблемы бытия, но и пытался найти для них верные решения. Его героями являются люди необычные, находящиеся в постоянном поиске истины.

Они страдают, мечутся, совершают злодейства, потом раскаиваются. Главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников Родион Романович является как раз такой неоднозначной личностью.

Бедность и сложные жизненные обстоятельства вынудили его уйти в себя, уединиться от всех и избегать нормального человеческого общения.

Уединение Раскольникова способствовало тому, чтобы в больном сознании юноши окончательно сформулировалась теория о сверхчеловеке, обладающем правом на всякое преступление, даже убийство.

Раскольников принимает смелое решение проверить свою теорию на практике.

Для этого он решает убить «никчемную» старуху-ростовщицу, по его мнению, абсолютно бесполезную и даже, в некотором смысле, вредную для общества.

Но как могла в голове достаточно образованного молодого человека возникнуть такая дикая теория? Причиной этому послужила ужасная бедность и невыносимые условия существования, а также безбожная несправедливость в обществе, с которой Раскольникову не раз доводилось сталкиваться.

Главный герой не знает, как можно переделать окружающую действительность, и поэтому решает встать над законами жизни, выделить себя из общей массы людей. Раскольников уверен, что таким образом он обретет действительную свободу, станет сверхчеловеком. Он не стремится изменить мир, а просто хочет поменять свое в нем положение.

Юноша решается на убийство, считая это достойным и смелым поступком.

Преступление уже совершено, все позади, но на душе у Раскольникова тяжело, ему страшно и одиноко. Он избегает общества даже самых близких ему людей: матери, сестры, лучшего друга Разумихина. Раскольников словно боится «замарать» их своим преступлением. Лишь с Сонечкой Мармеладовой главный герой смог поделиться страшной тайной, излить ей свою душу.

Она ведь такая же грешная (живет по желтому билету). От безысходной нужды Соня встала на этот путь и теперь не знает, как изменить свое положение. Она выслушала Раскольникова, тяжесть его вины легла и на ее плечи. Соня убеждает его покаяться в содеянном прилюдно, на площади, чтобы облегчить душу и обрести внутреннее равновесие.

Она искренне сочувствует Раскольникову и понимает его страдания, возможно, как никто другой не понял бы.

Юноша осознает, что теория его разбилась вдребезги, столкнувшись с реальностью. Но он даже рад этому.

Ведь те страдания, которые довелось испытать Раскольникову после убийства старухи, только доказывают, что нормальный человек безнаказанно совершать преступления не может, жизнь сложнее и запутаннее любой теории.

В момент убийства старухи домой вернулась ее безобидная сестра Лизавета, Раскольников вынужден был покончить и с ней тоже. Одно преступление повлекло за собой следующее. Это обстоятельство очень тяготило главного героя. Он, наконец, решается и во всем сознается следователю.

Однако вернуться к нормальной жизни Раскольников смог далеко не сразу. Только постоянная забота, ласка и внимание Сони помогли ему возродиться. Долгое время Родион мучился сам и вынуждал страдать при этом Соню, но пришел час и главный герой понял, что «бесконечною любовью» сможет он искупить все ее страдания.

Произведение оптимистично заканчивается мечтами героев о счастливой жизни, которую они в полной мере выстрадают годами, проведенными вместе на каторге.

Какова же главная мысль этого романа? Что хотел сказать читателю Федор Михайлович? Наказание за совершенное преступление неотвратимо и неизбежно, но у каждого, даже оступившегося человека, есть шанс на возрождение после искреннего покаяния.

Судьба человека может складываться по-разному, но всегда нужно стремиться жить по Божьим законам, только так можно приблизиться к тому самому идеалу совершенного человека, о котором мечтал Достоевский.

Источник: http://www.litra5.ru/dostoevskij/sochinenie-analiz-obraz-raskolnikova-po-romanu-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников как герой нового типа — это художественная альтернатива Достоевского образу «новых людей», созданному Н.Г.Чернышевским.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Детство героя

Это — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.

«Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.

Герой — студент юридического факультета

Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.

  • Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое.
  • (Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).
  • Теория Раскольникова
  • Главное в романе — теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей и автора:
  • содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Родиона сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка нищеты, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление (убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя (композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки

«Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»,

он чувствует себя отрезанным от всего мира

  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).

Система образов романа как отражение теории Раскольникова

  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией «все дозволено»;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Мармеладова).

Значение Сони Мармеладовой для героя

  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту — убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб (Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления героя — гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона (судьба героини, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).

Отношение автора к герою

Оно определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом же из ада может быть только покаяние.

Средства раскрытия характеров в романе «Преступление и наказание»

Художественные средства здесь — это:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;

  • поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова — отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.

Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности.

Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Сочинение на тему “Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор.

В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих».

Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того.

Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт.

Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.

Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, согласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству.

В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова.

Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией.

Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент – «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими».

Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».

Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника.

Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.

Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели.

Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова – он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона.

Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.

В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно.

Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество.

Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Описание образа Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Реформы 60-х годов были крупнейшим переворотом в жизни страны. Наряду с освобождением общества от изживших себя феодальных отношений они привели к резкому социальному расслоению. Особенно эти отрицательные последствия реформ сказались в крупных городах.

Одни богатеют, стремительно поднимаются вверх, а другие оказываются в положении, близком к отчаянию. Традиционные основы нравственности пошатнулись; для новых времен, полных несправедливости и страданий, они кажутся непригодными.

Теряется нравственная ориентация, представления о добре и зле становятся зыбкими, утрачивают свою всеобщность. Начинается эпоха индивидуализма, власти денег, вседозволенности.

Для Достоевского важно было понять, к каким последствиям может привести человека нравственный нигилизм, чем он может обернуться для общества. Этой теме и посвящен роман “Преступление и наказание”.

У теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, и личные, и социальные корни. Она родилась в сознании человека честолюбивого, гордого, одинокого и одновременно болезненно восприимчивого к чужим страданиям.

Задавленный бедностью студент ищет выход, который поможет ему одним рывком избавиться от унизительной нищеты. Но Раскольников далек от эгоизма, он хочет найти выход из трагического положения не только для себя, но и для других.

Бунтарский характер Раскольникова и стремление к социальной справедливости являются чертой того времени. Острое ощущение ненормальности складывающихся отношений было общим для людей самых разных взглядов.

Но взгляды Родиона Раскольникова неотделимы от его личности; это не философская концепция, изложенная читателю стройно и последовательно, а поиски, метания, заблуждения человека трагических противоречий.

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой он вынужден существовать. Он решает встать над жизнью, над ее ' законами. А это под силу немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу — так думает Раскольников, когда готовится к убийству.

Особое значение имеет в романе образ Наполеона. Путь человека, сумевшего из капрала стать императором, становится символичным. В атмосфере социальной несправедливости, безнадежности и отчаяния негативные стороны бонапартизма казались неизбежной платой за личное и социальное освобождение

Да, Наполеон отличался особым равнодушием к судьбе отдельной личности, но его путь давал возможность умному и честолюбивому человеку найти выход из социального тупика. Для Раскольникова оставалось определить, по какому праву Наполеон решал судьбы окружающих, и примерить это право к себе.

Раскольников считает, что все люди от природы делятся на два разряда: на тех, кому предназначено терпеть и подчиняться, и на гениев, людей особенных, которым дано двигать человечеством, не считаясь с законами морали. Себя наш герой причисляет ко второму разряду, этим совершая роковую ошибку.

В отличие от Наполеона Раскольников мечтает не только о своем счастье, но и о счастье окружающих. Ему кажется, что преступление можно искупить тысячами добрых дел, что жизнь старухи-процентщицы — ничто по сравнению с судьбами сотен людей, которых можно спасти добытыми деньгами.

“Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц,— и все это на ее деньги.

Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя потом на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен…

Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна”.

Но холодный арифметический расчет и благородство души не могут совмещаться в одном человеке, не могут они совместиться и в Раскольникове. Врожденная доброта героя романа, способность переживать, способность к состраданию вступают в конфликт с гордостью и честолюбием.

Этот конфликт приводит к таким нравственным мучениям, которые не дают Раскольникову перевоплотиться в Наполеона. Знаменитый сон о загнанной клячонке и летний вечер, стоивший жизни двум сестрам, являются в романе антиподами, нравственными полюсами запутавшейся души.

Раскольников казнит себя за то, что сделан не из бронзы, не смог, не сумел забыть об убийстве, не может не сострадать чужому горю, не жалеть людей из того самого разряда ничтожеств, на которых не должен обращать внимание гений, творящий справедливость для всех.

Но в этом неумении и заключено спасение Раскольникова.

“И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?”

После убийства Раскольников все время ощущает тяжелое, мучительное чувство разъединенности с родными, со всем человечеством. Самые близкие люди, ради которых он и пошел на убийство, оказываются бесконечно далекими, почти чужими ему.

Вместо гордости человека, ставшего выше толпы, Раскольников испытывает страдания нравственного одиночества. Своим преступлением он разрушил в себе ту самую силу, силу добра, которая объединяла его с людьми.

Убийство в романе Достоевского становится самоубийством, искажением человеческой сути. Герой романа мечтает о пути Наполеона, но постоянно мучается от своего выбора. Сердце и ум героя диктуют ему принципиально разные поступки.

Раскольников при этом не в состоянии сделать окончательный выбор. Это мучительное раздвоение личности и приводит его в полицию.

Воскрешение Раскольникова закономерно связано в романе с возвращением к Богу. Именно безверие, попытка самому решить, что есть добро и зло, привели Раскольникова к убийству. Преступление его — это в первую очередь вызов Богу, а не обществу. Но никому не дано безнаказанно нарушать нравственные законы.

Достоевский показывает нам процесс самоосуждения личности. Наказание главного героя состоит в его нравственных мучениях, в раздвоении личности и одиночестве. Только постоянная душевная забота Сони Мармеладовой и ее терпеливое внимание смогли вернуть Раскольникова к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню.

Но придет время, и обновленный герой поймет, что только безграничной любовью искупит он все страдания.

Переболев, как кошмарным сном, своей теорией, преодолев душевный раскол, герой романа обращается к вечной силе добра, выраженной в Библии. Бунт заканчивается смирением, а смирение позволяет Раскольникову вспомнить самого себя, обрести силу сострадания и жалости, которая изначально дана каждому человеку.

Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления. Он дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Только тот, кто живет по Божьим законам, приближается к тому идеалу, о котором мечтал писатель, к идеалу совершенного человека.

Сочинения по теме:

  • Мечты о Петербурге как о прекрасном городе в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Негативные стороны в образе Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» сочинение
  • Анализ образа Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/opisanie-obraza-raskolnikova-v-romane

Образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Родион Романович Раскольников бросает университет, ему не хочется становиться семейным учителем, разговоры с его единственным другом Разумихиным тяготят его, он пребывает в заточении в своей комнатке с низким потолком.

Выходя на улицу, он старается избежать встречи с домохозяйкой, он старается спуститься по лестнице незамеченным. Общество других людей раздражает его. Идя по улицам, он старается не видеть попадающихся ему навстречу людей.

Раскольников болен жестокой мизантропией. Желание Раскольникова нормально общаться с людьми целиком затмевается этой мизантропией. Этот человек, которому так немила действительность, бежит от нее и погружается в фантазии. Он поражен мизантропией в самое сердце.

По сравнению с действительностью настоящей, его иллюзорная действительность обладает большей убедительностью, и именно она управляет его поступками. Ведь он не то чтобы горел осмысленным желанием совершить убийство, нет, сначала это убийство явилось ему в его фантазиях.

И эта фантазия настолько заполнила его воображение, что он уже не смог остановить себя.

Когда Раскольников в романе «Преступление и наказание» в преддверии преступления отправляется «на пробу» к старухе-процентщице, он, оглядывая комнату, думает: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» На самом деле в это время он еще испытывает сомнения по поводу того, совершит ли он убийство, но он говорит о нем так, как будто бы он уже совершил его. Когда же он в действительности совершает убийство, он пребывает в лунатическом состоянии и, в сущности, не помнит себя. Когда он заносит топор, его действиями управляют фантазии. Можно сказать, что его реальность — это его фантазии. После убийства страх овладевает им, но он ощущает, что это убийство совершил не он, а кто-то другой.

Убийство — это главное событие романа, вокруг которого выстраивается сюжет. Но для самого Раскольникова оно не имеет определяющего значения, потому что сам он пребывает в прочной оболочке своих фантазий, которые не дают ему возможности осознать, что он потерял способность к общению с внешним миром.

Осознание того, что он собственными руками совершил убийство, не становится источником его страданий и мучений. Отправившись в сибирскую ссылку, он поначалу думает об «убийце» как о совершенно постороннем человеке и не испытывает раскаяния.

Его чувства — раскаяние, радость, печаль — не имеют отношения к реальности, они автономны — и именно это составляет главную проблему героя.

И Голядкин из ««Двойника», и Ордынов из ««Хозяйки» — тоже одиночки, пребывающие в плену своих фантазий, но, в отличие от них, Раскольников в романе «Преступление и наказание» имеет представление о «справедливости» — пусть это и справедливость его фантазий.

Он полагает, что человечество — это подавляющее меньшинство, которому все позволено, и большинство — материал для меньшинства, а потому человек, принадлежащий к «меньшинству», имеет право попирать нормы «большинства», и это является «справедливым».

В этом пункте Раскольников до определенной степени сходится со Ставрогиным, который проповедует русский мессианизм и идею богочеловека.

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с таким типажом одиночки, восприятие и характер которого отличаются от других, который не способен к сопереживанию и воспринимает жизнь в мрачных тонах.

В качестве защиты от чувства дисгармонии такой человек пытается элиминировать свои страдания за счет какой-нибудь «правильной» теории, которая якобы отстаивает некую «справедливость».

В психиатрии это явление хорошо известно: человек прочно привязывается к какой-то идее и использует ее для собственной защиты и оправдания.

В монологическом обосновании своей «справедливости» Раскольников весьма красноречив. Утверждая право сильного на протест против устоявшихся порядков, он еще более утверждает свойства своей натуры, страдающей от мизантропического раздражения и горестного разлада с миром.

Парадоксальным образом представление Раскольникова о справедливости, которое еще больше усиливает его одиночество, влечет его к контактам с другими людьми. Он вынужден постоянно представлять доказательства истинности своей «справедливости».

Его идеи, служащие щитом для самообороны, поддерживают его, но в то же самое время они являются и оружием для наступления и проявления агрессии, направленной против других.

Что отвращает людей от убийства? Заповедь «Не убий». А потому следует растоптать ее. Следует «наплевать» на нее. Сделаешь так — вот и будешь героем, докажешь свою «справедливость». Вот и я, может быть, сумею доказать свою силу. Раскольников объясняет Соне свои побудительные мотивы таким образом: я хотел доказать свое геройство и потому убил.

И до этого романа Достоевский неоднократно выводил на сцену одиночек. Эти персонажи желали обрести друга и спастись, разрушив стену своего одиночества, но дело начиналось и кончалось страданиями в «подполье», из которого они не могли выбраться.

А если Голядкину и удалось из него выйти, он тут же и угодил в психиатрическую лечебницу. Что до Раскольникова в романе «Преступление и наказание», то он, размахивая топором своей «справедливости», набрасывается с ним на совершенно посторонних людей.

Не способный к сопереживанию, этот одинокий человек с помощью страшного убийства устанавливает контакт с миром в качестве преступника.

«Преступление и наказание» — первое по-настоящему «криминальное» произведение Достоевского.

Обычный человек, которому удалось преодолеть свои внутренние проблемы, вряд ли захочет вновь исследовать тот комплекс агрессивности, который использует Раскольников для самозащиты. «Справедливость», о которой твердит страдающий молодой человек, весьма часто является выражением предельного эгоизма. И взрослому человеку вряд ли захочется еще раз смотреть на это.

Но Достоевский не отворачивает взора от трагедии — той страшной и конвульсивной самозащиты, которую избрал Раскольников. Он исследует не только его психологию и внутренний мир, не только мучающий его разлад с миром, которые приводят к убийству.

Достоевский в деталях описывает и телесные рефлексы Раскольникова, его физиологию. Можно сказать, что не виданная доныне живописность описания пораженного кризисом молодого человека достигается именно за счет изображения его телесного поведения.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» — так начинается роман — с описания душного летнего вечера.

Неуверенная походка Раскольникова, которому не хочется возвращаться в свою каморку, его отвращение от окружающей его вони, его странная радость, которую он испытывает от пророческих слов, подслушанных им на вечерних петербургских улицах, тяжесть топора, перевешивающего его волю… Все эти ощущения прописаны с подробностью и достоверностью.

Горячечный ужас Раскольникова, совершившего убийство, передается и читателю. Став убийцей, Раскольников не утрачивает своих представлений о «справедливости», но и избавиться от страха он тоже не может.

Не слушающиеся руки, озноб, от которого «чуть зубы не выпрыгнули», дрожь в коленях, стесненное дыхание, жар во всем теле, напряжение и холод до боли…

Достоевский безжалостно преподносит читателю телесно-физиологические подробности поведения своего героя.

Сила воздействия на читателя «Преступления и наказания» заключена в последовательном описании мельчайших изменений, происходящих в настроении, восприятии, нервном и телесном состоянии этого молодого человека, живущего в мире своих фантазий.

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский описывал жизнь одиночек, которые не умеют выстроить отношения с окружающими.

Это и Голядкин с Ордыновым, это и главные герои, от чьего имени ведется повествованиев «Белых ночах» и «Записках из подполья». Все они неспособны к нормальному и уравновешенному общению и являются людьми неприкаянными.

Из-за этого их никто не принимает за своих, и они коротают свои дни в одиночестве. Описывая их одиночество и страдания, Достоевский называл их «мертворожденными».

Согласно Достоевскому, такие «мертворожденные» лишены внутренней гармонии, они «ранены», и из этой раны постоянно сочится раздражение, недовольство, боль.

И хотя такой типаж страстно мечтает о том, чтобы избавиться от дисгармонии, обрести чувство слиянности и покоя в отношениях с другими людьми и с природой, возродить ощущение сопричастности, но в нем отсутствует забота о других и душевная мягкость.

Общество тяготит их, они ощущают себя в западне, из которой хотят вырваться. Таков этот болезненный типаж. Его душа расколота: он хочет сочувствия и сопричастности, но сам же и восстает против них.

Раскольников принадлежит к такому же «раздвоенному» типажу крайнего одиночки. Его каморка под самой крышей дома — самое подходящее место для того, чтобы никого не видеть. И все же его фантазии насчет «справедливости» не до конца отравляют его. В его душе теплится мечта вырваться из своего страшного заточения. На улице он пытается вызволить девушку из лап развратника.

Он, встретив на лестнице в доме Мармеладова сводную сестру Сони — Полечку, — просит ее молиться о себе. Когда пьяный в дым Мармеладов попадает под экипаж, Раскольников тут же приходит ему на помощь, признавая в Мармеладове своего знакомца. То есть в Раскольникове все же имеется глубоко спрятанное сочувствие и желание жизни.

Он хочет протягивать руку помощи, хочет он и такой руки, протянутой ему. Когда Порфирий спрашивает его, верит ли он в «новый Иерусалим», где все люди будут как братья, Раскольников без малейших колебаний отвечает утвердительно. В этом проявляется его глубоко спрятанная мечта о взаимном сочувствии и помощи.

Точно так же, как и герой «Записок из подполья», он раздваивается: он хочет быть не как все, но он хочет и ощущать теплоту человеческих рук.

Приятель Раскольникова — Разумихин — хорошо видит его двойственность. Разумихин так характеризует Раскольникова: он — человек от природы хороший, но в нем есть и холодность, которая не позволяет ему заботиться о других. «Точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Сам Достоевский не обсуждает с нами вопрос, насколько правильны идеи Раскольникова относительно «справедливости». Разумеется, Достоевский знает всё о «философии мертворожденных», и Порфирий высмеивает философа Раскольникова. Достоевскому было важно описать, как его герой, этот мечтатель-одиночка, возрождается для сочувствия, как он освобождается от плена фантазий и возвращается к жизни.

Для того чтобы показать, как Раскольников восстанавливает связи с миром, автор выводит на сцену проститутку Соню — человека, полного человеческих чувств.

Другим персонажам (и матери Раскольникова тоже) трудно сказать, в каком состоянии он сейчас находится, но вот Соня ясно видит его мучения, проистекающие от его разлада с природой и людьми.

Соня — особа необразованная, и у нее нет в мыслях развенчивать теории Раскольникова о справедливости. Но она жалеет его и принимает близко к сердцу его страдания.

Когда Раскольников из «Преступления и наказания» решает вопрос, явиться ли ему с повинной, она молчаливо понуждает его к этому. Когда же он отправляется в сибирскую ссылку, она безропотно следует за ним. От недуга, которым страдает Раскольников, нет лекарств, остается только быть рядом и ждать — Соня и Достоевский знают об этом.

И вот в эпилоге романа мы видим, как Раскольников избавляется от своего жестокосердия. Для читателя этот эпилог может выглядеть неожиданным.

Достоевский же хотел сказать, что в Раскольникове — этом молодом человеке, который находился в плену своих мыслительных конструктов — наконец-то пробудились человеческие чувства.

И теперь он возродился для живой жизни, где есть место для того, чтобы радоваться и печалиться вместе с другими людьми.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/obraz_raskolnikova_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie/66-1-0-953

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector