Сочинение руслан из поэмы руслан и людмила пушкина (образ и характеристика)

  • День науки и творчества
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Чебоксары»
  • КАФЕДРА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи и музыке»

  1. Научный руководитель
  2. Петрова Елена Сергеевна,
  3. учитель русского языка
  4. и литературы
  5. МБОУ «Средняя общеобразовательная
  6. школа №9 г. Чебоксары»
  7. Чебоксары- 2012
  8. Оглавление
  9. Введение…………….……………………………………………………3

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в музыке……………………….4

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи ………………………7

Заключение………………………………………………………………..18

Литература……………………………………………………………….19

Цель работы – рассмотреть, как темы и образы поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина воплощаются в музыкальных произведениях и произведениях живописи.

Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать арии из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

  2. Рассмотреть фронтиспис И.А. Иванова, палехское искусство Котоухиной А.А., репродукции Сомова К.А., И.Я. Билибина.

  3. Определить роль данных произведений искусства в понимании произведения.

В ходе нашей исследовательской работы мы использовали метод анализа и сравнения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение андрей болконский в романе война и мир (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в музыке

Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти поэта. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново.

Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость.

Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни.. Опера «Руслан и Людмила» в 5 актах (8 картинах). Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

Либретто В. Ширкова и М. Глинки Действующие лица

Светозар, великий князь Киевский (бас)

Людмила, дочь его (сопрано) Руслан, киевский князь, жених Людмилы (баритон) Ратмир, князь хазарский (контральто) Фарлаф, князь варяжский (бас) Горислава, пленница Ратмира (сопрано) Финн, добрый волшебник (тенор) Наина, злая волшебница (меццо-сопрано) Баян, певец (тенор) Черномор, злой волшебник (без речей) Голова его брата (хор)

Б Действие происходит в Киеве и сказочных краях во времена Киевской Руси.ояре, народ, девы волшебного замка, рабы Черномора.

Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина).

Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия [1. С. 291]. Мы проанализируем фрагмент из арий и посмотрим, как композитор передает с помощью музыки характер героев. Итак ария Руслана.

  «Дай, Перун, булатный меч…» Благодаря такой музыкальной характеристике, мы можем сказать что герой полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу. Но Глинка начинает арию с другой темы. Ария начинается с речитатива. (Слушают «О поле, кто тебя усеял…»).

Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков- вот какие чувства Руслана передает эта музыка. Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре.

Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами.  Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии [3. С. 87]. (Фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»). Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.

Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства. Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Черномор олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина.

Коварный, злобный Черномор,Семейства нашего позор,Рожденный карлой, с бородою……Умен, как бес, и зол ужасно.Притом же, знай, к моей беде,В его чудесной бороде

Таится сила роковая…

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин. Теперь проследим, как характеризует Черномора сам композитор. Музыка звучит грозно, резко, отрывисто.

  • Раздался шум; озаренаМгновенным блеском мгла ночная,Мгновенно дверь отварена;Безмолвно, гордо выступая,Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идетПопарно, чинно, сколь возможно,Седую бороду несет;И входит с важностью за нею,Подъяв величественно шею,Горбатый карлик из дверей:Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой,
  • Принадлежала борода

Мы представляем Черноморауродливым, маленьким, коварным, жестоким. Это образ зла. Для характеристики образа Черномора  М.И. Глинка выбирает жанр марша, в котором заметны резкие акценты, угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков.

Все это создают гротескный образ злого чародея.

С помощью музыки композитор способен не только характеризовать героев, но и показывать, как развиваются события, а также передавать настроение. В качестве доказательства проанализируем первый акт. Он впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт включает ряд номеров.

Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция (вступление) завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава».

Каватина (песнь) Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» — развитая сцена с хором — отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен.

Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье», передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости [2. С. 120].

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкина в живописи Первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина — это картинка к «Руслану и Людмиле», фронтиспис поэмы. Фронтиспи́с— рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе. Фронтиспис первого издания создан И. А. Ивановым по композиции президента петербургской Академии художеств А. Н. Оленина. » Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

«В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени продаётся с превосходною картинкой, — кого мне за неё благодарить?» — писал Пушкин 4 декабря 1820 года Н.И. Гнедичу. Фронтиспис к «Руслану и Людмиле» — это комбинация из пяти рисунков, изображающих основные сцены поэмы и представляющих ее главных героев.

Бои Руслана с Головой, Великого князя, пробуждающего Людмилу ото сна, встречу старца-финна с колдуньей Наиной, битву Руслана с карлом Черномором. Сравним изображение боя Руслана с Головой с отрывком из поэмы. А. С. Пушкин с иронией описывает сказочную Голову. Она морщится, зевает и чихает.

Поэт использует гротеск и гиперболу, чтобы показать, какая большая голова, с которой придется сражаться главному герою.

  1. «Объехал голову кругом, И стал пред носом молчаливо; Щекотит ноздри копием, И, сморщась, голова зевнула,
  2. Глаза открыла и чихнула»…
  3. Поднялся вихорь, степь дрогнула, Взвилася пыль; с ресниц, с усов, С бровей слетела стая сов; Проснулись рощи молчаливы, Чихнуло эхо — конь ретивый Заржал, запрыгал, отлетел,
  4. Едва сам витязь усидел.
  5. Или гипербола в описании гибели головы.
  6. И в щеку тяжкой рукавицей С размаха голову разит; И степь ударом огласилась; Кругом росистая трава
  7. Кровавой пеной обагрилась,

Иван Андреевич Иванов также в фрагменте фронтисписа ярко раскрывает масштабность сказочного персонажа. Голова, только что проснувшаяся, с надутыми щеками выглядит смешно и нелепо по сравнению с решительным и отважным Русланом, поднявшим меч и готовым пронзить противника. А. С. Пушкин в изображении Руслана в этой героической схватке использует сравнение.

  • Как ястреб, богатырь летит С подъятой, грозною десницей И в щеку тяжкой рукавицей
  • С размаха голову разит;
  • Рассмотрим также битву Руслана с карлом Черномором.

Рассмотрим картину, которую создал В.М. Васнецов, «Баян».

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

  1. Слилися речи в шум невнятный;
  2. Жужжит гостей веселый круг;
  3. Но вдруг раздался глас приятный
  4. И звонких гуслей беглый звук;
  5. Все смолкли, слушают Баяна:
  6. И славит сладостный певец
  7. Людмилу-прелесть, и Руслана,
  8. И Лелем свитый им венец.
Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

1972 г. Владимир выдает дочь замуж. Радость за молодых одолевает Владимира. Он произносит тост за молодых, высоко поднимая одну руку со стаканом вверх, другую держа на груди. Руслан и Людмила держатся за руку. Любовь и нежность мы читаем в их жестах и лицах.

Сравним: «В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал». Три молодца, изображенные рядом со столом опечалены. Один тоскливо поник головою, другой держится за меч, третий смотрит недоверчиво и завистливо.

Все потому, что они тоже хотели жениться на Людмиле. То же мы находим и в поэме.

  • Не слышат вещего Баяна; Потупили смущенный взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один — Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой — Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир: Все трое бледны и угрюмы,
  • И пир веселый им не в пир.

На палехе «Людмила в замке Черномора» главная героиня изображается грустной, опечаленной. Она склонила голову и поднеся руку к щеке, быть может, вытирает слезы. Ее не радует экзотическая природа вокруг.

  1. Волшебства роскошь ей постыла,
  2. Ей грустен неги светлый вид;
  3. Куда, сама не зная, бродит,
  4. Волшебный сад кругом обходит,
  5. Свободу горьким дав слезам,
  6. И взоры мрачные возводит
  7. К неумолимым небесам.

Котухина А.А. четко обрисовывает все детали сада, показывает всю его красоту и богатство.Здесь и аллеи пальм, и лес лавровый, и кедровые вершины, и пение китайского соловья, и водопады, и ручейки в тени лесной, и ветки роз. Людмила расположена в центре, и ничего ее не радует.

  • Пушкин использует при его описании мифологических персонажей и даже исторических лиц.
  • В саду. Пленительный предел:
  • Прекраснее садов Армиды
  • И тех, которыми владел
  • Царь Соломон иль князь Тавриды.

Например, сады Армиды — Сады, для постройки и украшения которых Армида истощила всю магию. Армида – волшебница.

Соломон -третий еврейский царь. В описаниях упоминается, что его дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальма, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами.

  1. И, мнится, живы; Фидий сам,
  2. Питомец Феба и Паллады,
  3. Любуясь ими, наконец,
  4. Свой очарованный резец
  5. Из рук бы выронил с досады.

Фидий- древнегреческий скульптор и архитектор. Феб- эпитет Аполлона, бога скусства. Паллада – эпитет Афины, покровительница ремесел, защитница городов. Таким образом, А. С. Пушкин подчеркивает красоту и исключительность сада Черномора, что мы находим и на палехе Котоухиной А.А.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

Следующий палех – битва Черномора с головой. Здесь мы видим ту же решительность Руслана, что и на фронтисписе И.А. Иванова.

И Сразу вспоминаем строки: «Но витязь знаменитый, Услыша грубые слова, Воскликнул с важностью сердитой: «Молчи, пустая голова! Слыхал я истину, бывало: Хоть лоб широк, да мозгу мало!» Нелепо и смешно выглядит голова.

Она ничего не предпринимает, лишь недоверчиво смотрит, будто настораживаясь Руслана. На палехе «Бой Руслана с Черномором» центральное место занимает Руслан. Величественный и мужественный в одной руке он держит меч, в другой — бороду злодея.

На Руслана преданно смотрит конь, Черномор изображен жалким и беспомощным. Природа вокруг оживлена, леса колышутся, синие облака на черном небе беспорядочно бегут, словно волнуясь за Руслана. Темная атмосфера, царящая на полотне, придает картине предчувствие ужаса, навивает страх за главного героя.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

Вот как описывает это сражение А. С. Пушкин:

  • Руслан, не говоря ни слова,
  • С коня долой, к нему спешит,
  • Поймал, за бороду хватает,
  • Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает…

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика) Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика) Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

  1. Полет Черномора тоже подчеркивает силу и отвагу Руслана.
  2. Поймал, за бороду хватает,
  3. Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает…

Черномор испуганно смотрит на своего противника. Но здесь он изображен не таким беспомощным, как на рассмотренном нами палехе. Билибин И. Я. заставляет нас поволноваться за героя.

.

В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Произведения живописи и музыка используют разные средства выражения. Живопись — краски, музыка — звуки.

Так, в опере М. И. Глинки характеристика героев передается через вокальные партии. Вокальные партии положительных героев насыщены песенностью. Отрицательные персонажи лишены вокальной характеристики (Черномор).

Для характеристики образа Черномора  М.И. Глинка выбирает жанр марша, в котором заметны резкие акценты, угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков.

Все это создают гротескный образ злого чародея.

Живопись характеризует героев через цвета, жесты, позы. Так, три молодца, изображенные рядом со столом на палехе «Руслан и Людмила», опечалены. Один тоскливо поник головою, другой держится за меч, третий смотрит недоверчиво и завистливо.

  1. Произведения живописи и музыка ярко передают темы, раскрываемые в поэме. Главная тема рассмотренных нами картин решительность и героизм главного героя, верность любви, высмеивание злодейства, борьба за справедливость.

  2. Таким образом, произведения живописи, музыки играют важную роль в понимании произведения.

Литература

  1. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95.

  2.   Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.

  3. Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». Учебник для вузов. [Текст] : Учебник для вузов / Л.А.Рапацкая. — Москва : Владос, 2001.

  4. Солонин П. Н. Здравствуй, Палех! Лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького посёлка срединной России. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1974. — 168 с. 

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/proekt-po-literature-ruslan-i-lyudmila-v-muzyke-i-zhivopisi.html

Характеристика Руслана из поэмы "Руслан и Людмила": краткий анализ :

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна тем, что этот персонаж занимает центральное место в произведении.

Именно его подвиги ради спасения невесты являются двигателем сюжета, и даже многочисленные отступления и дополнительные линии служат раскрытию главной темы.

При анализе образа персонажа следует помнить, что автор вдохновлялся при написании своего сочинения древнерусскими былинами, поэтому его главный герой – это витязь, который спасает не только свою возлюбленную от злого колдуна, но и родной город от нападения кочевников.

Образ персонажа

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» должна начинаться с описания его внешности. Этот витязь имел прекрасные белокурые волосы, которые, по замыслу автора, символизировали его душевную чистоту и благородство. Он носил яркие блестящие латы как храбрый, всегда готовый к бою человек.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

В начале произведения автор акцентирует внимание на его любви к своей невесте. На свадебном пиру он всецело поглощен мыслью о ней, поэтому не обращает внимания на зависть соперников. Пушкин рисует образ героя на контрасте с ними: Рогдай – злой и мстительный, Ратмир – хитрый и переменчивый, Фарлаф – подлый и низкий. Эти качества ярче оттеняют честность и прямоту главного героя.

Путешествие

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» включает анализ поведения персонажа во время его поисков своей невесты, которую украл злой волшебник Черномор.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

В пути он раскрывается читателю с новой стороны. Так, именно ему доверяет Финн свою страшную тайну, поскольку видит в нем честного и порядочного воина.

Молодой витязь сумел противостоять гигантской фантастической голове, перед которой до сих пор никто не смог остаться целым и невредимым.

Наконец, он один из всех четверых претендентов на руку княжны сумел добраться до того места, где она была спрятана колдуном.

Поединки

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна для понимания всего произведения в целом, так как именно вокруг его образа автор построил все основные сюжетные линии. Особенно важна сцена боя с Рогдаем.

Именно в ней поэт мастерски сыграл на контрасте, показав подлость противника главного героя, который хотел исподтишка его убить. Не менее важен эпизод с его противостоянием голове. Эта сцена ценна не только тем, что в ней Пушкин показал твердость, мужество и упорство своего героя, но и его великодушие к побежденному противнику.

Он победил страшного врага, однако в последний момент сжалился над ним, за что получил меч, помогший ему победить злого карлика.

Бой с Черномором и финал

Характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила» позволяет лучше понять замысел автора, который в своем произведении подражал стихам Жуковского и древним рыцарским европейским романам.

Последний жанр предполагал в качестве кульминации финальный поединок главного персонажа со злодеем. Так же поступил и Пушкин. Сражение молодого витязя с Черномором – это наиболее напряженный момент в поэме.

Злой волшебник несколько дней и ночей носил Руслана, пока тот не отрубил ему бороду, в которой заключалась его сила.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)

Однако поэт не остановился на этом и, следуя традициям древнерусских сказок, ввел дополнительный сюжетный ход уже после того, как основная история подошла к концу. Спящего витязя настиг трусливый Фарлаф и пронзил его во сне, похитил Людмилу и вместе с ней вернулся в город, который уже осаждали кочевники.

Однако витязь был спасен своими друзьями; он избавился от своих ран, приехал в столицу и отбил неприятелей, после чего женился на своей невесте.

Итак, краткая характеристика поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что ее сюжет очень тесно перекликается с произведениями древнерусской литературы, а также некоторыми историческими событиями.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине единородный сын слово божие васнецова

Источник: https://www.syl.ru/article/282257/new_harakteristika-ruslana-iz-poemyi-ruslan-i-lyudmila-kratkiy-analiz

Главные герои поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Белинский назвал поэму «Руслан и Людмила» нисколько не гениальною. Пусть это высказывание останется на совести литературного критика.

Потому что «нисколько не гениальное» произведение продолжает жить в русской литературе, с удовольствием читается и малым и старым. Это первое крупное произведение было написано молодым Пушкиным в 1818-1820 годах.

В этом произведении имеет место юношеский задор со смесью некоторого хулиганства. Сказка очаровательна и по стилю, и сюжету, заимствованному из русских народных былин.

Князь Владимир-солнышко – реальное историческое лицо, отец Людмилы, правитель Киевской Руси.

Людмила – семнадцатилетняя девушка, готовится стать женой Руслана. Сказка началась свадьбой. Юная невеста была похищена Черномором почти с брачного ложа.

Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?

Еще милее тем она.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)Руслан – храбрый витязь, князь, жених Людмилы. Но в то же время великодушный и честный человек.

Рогдай – воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей. Человек серьезный, как говорят, себе на уме.

Но жажда мести, и стремление к битве были в нем сильнее любви к девушке. Не зная, куда ехать дальше, он поворотил назад. Коварная Наина разгадала воинственный нрав Рогдая и направила его в сторону Руслана.

Между двумя витязями состоялась жестокая битва, в которой Рогдай погиб.

Фарлаф – крикун надменный, любитель поесть, но воин скромный средь мечей. Фарлаф тоже не торопился на поиски. Расположившись на берегу, он сладко выспался и устроился поесть.

Увидев скачущего Рогдая, рванул от него изо всех сил. Трусливого Варлафа выбрала Наина для своего коварства.

Когда Руслан со спящей Людмилой возвращался домой, во время его отдыха Варлаф ударил мечом спящего Руслана, а сам вместе с Людмилой отправился в Киев.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)Ратмир – молодой хазарский хан, самоуверенный, темпераментный юноша. Отправившись на юг, он нашел в пути свое счастье с юной пастушкой, стал простым рыбаком. Он радушно принял Руслана, когда тот возвращался вместе с Людмилой.

Старик Финн, обитатель пещеры:

ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

Эти строчки говорят о мудрости старика. По рождению старик – финн. В молодости был пастухом и страстно влюбился в местную красавицу Наину. Чтобы заслужить любовь холодной красавицы, он ушел воевать с дружиной, принес к ее ногам драгоценности, несметные богатства, но Наина отвергла любовь Финна.

Тогда он нашел волшебников-мудрецов, не один десяток лет изучал их науки и сумел разжечь сердце Наины. Но годы пролетели, и Наина превратилась в старуху. Финн испугался того, что сотворил и сбежал из родных мест.

Этот факт из жизни финна, рассказанный им Руслану, говорит об упорстве и целеустремленности этого человека. Старик оживил убитого Руслана и научил, как разбудить Людмилу.
Наина – злая колдунья. Способна перевоплощаться то в змея, то в кошку.

Совершает злодейства из желания отомстить Финну, который сначала влюбил ее в себя, а потом отверг ее чувство. Она творит зло даже просто из-за злого сердца.

Черномор – колдун, похититель красавиц, в том числе и Людмилы. Карлик, обладатель бороды, длина которой была больше его самого. Волшебная сила Черномора была заключена в его бороде.

Сочинение Руслан из поэмы Руслан и Людмила Пушкина (образ и характеристика)Голова брата Черномора. Брат был развитым физически, можно сказать великаном, но простодушным и бесхитростным. Черномор легко обманул его. Голова просит Руслана наказать колдуна, и рассказывает в чем его сила. Возвращаясь, Руслан показал Голове Черномора, и тот умер, успокоенный, тем, что зло наказано, а он сам отомщен.

Сказочная поэма заканчивается тем, что добро восторжествовало, а зло было наказано. Счастливый князь Владимир закатил пир.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/geroi-poemy-ruslan-i-lyudmila.html

Сочинение-рассуждение по «Руслан и Людмила» А.Пушкина (характеристики Людмилы и Руслана)

Недавно всем классом мы ходили на фильм «Руслан и Людмила», снятый по поэме Пушкина. Больше всех персонажей мне понравилась Людмила. Актриса очень точно сыграла эту роль. Ее образ совпал с образом, нарисованным в моем воображении при чтении поэмы.

В Людмиле Пушкин воплотил лучшие черты русской женщины, а женщины на Руси всегда славились своей красотой. Людмила очень женственная, нежная. У нее золотые кудри, красивые руки и светлый взор. Ее прелесть притягивает мужчин, поэтому претендентов на ее руку несколько, но Людмила любит только одного – Руслана.

Людмила с ее добротой, красотой и скромностью олицетворяет в поэме добро, а в любой сказке добру противопоставлено зло. И оно приходит в жизнь княжеской дочери в виде страшного волшебника, злого колдуна Черномора, который на свадьбе похищает и уносит ее в свои чертоги.

Людмила тоскует вдали от любимого Руслана. Супругой Черномора она стать не хочет, ей не нужны его богатства. Она «любви супружеской верна». Как истинно русская женщина, русская княжна Людмила может быть смелой и решительной, проявить твердость характера.

Не желая быть «рабой влюбленного злодея», Людмила думает о смерти. «Мне не страшна злодея власть: Людмила умереть умеет. Не стану есть, не буду слушать…» Но Людмила – рассудительный человек.

Мысли о том, что она своими необдуманными действиями может огорчить любимых людей, останавливают девушку.

«Горбатый карлик» противен Людмиле. Но она не обладает физической силой, чтобы сопротивляться ему. Поэтому она пытается избавиться от него женскими способами.

В сцене первой встречи с Черномором красавица так визжит, что ужасный волшебник пугается и падает, запутавшись в своей бороде.

Страх перед злобным колдуном рассеивается, потому что он просто ей смешон, а смешное уже не может быть страшным.

Разгадав чудодейственную силу шапки злобного карлика, безутешная Людмила «больше не боится чародея». «Никем не зрима, от нападений колдуна волшебной шапкою хранима», Людмила «гуляет по садам, о друге мыслит и вздыхает», любит и ждет своего избавителя Руслана.

Находясь в разлуке, и Людмила, и Руслан свои силы черпали в любви. Ничто сверхъестественное не может сопротивляться этой силе. Я думаю, что надо быть смелой, верить в любовь, и тогда никакое зло не страшно.

Руслан и Людмила — анализ поэмы, характеристика Руслана

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» — сказка. В ней добро борется со злом. Пушкин очень точно, легким и запоминающимся языком создал характеры положительных героев – Руслана и Людмилы. Но мне кажется, что еще более ярко и красочно он описал главного отрицательного персонажа – Черномора. От него исходит темная энергия, энергия злобы. Именно характерностью мне этот герой и понравился.

Черномор – старый карлик с необыкновенно длинной бородой, горбатый, голова его обрита и покрыта высоким колпаком. Вся его волшебная сила заключена в бороде.

Пушкин подчеркивает несоразмерность ее длины и роста чародея, чтобы показать, насколько велика сила его волшебства.

Именно с ее помощью высоко в горах он создал себе прекрасный замок со множеством слуг, необыкновенными садами и рощами, обеспечил себя богатством.

Черномор – колдун, изучивший черную магию. Он жестокий, коварный, завистливый и злобный, с детства ненавидел своего брата за его «дивный рост», был «умен как бес и зол ужасно». Хитростью он погубил брата, отрубил ему голову и заставил ее охранять волшебный меч, способный разрушить магические силы.

Волшебные способности позволяют Черномору летать. В угоду себе он может похищать красивых девушек. Таким же способом, прямо со свадьбы он похищает и русскую княжну Людмилу. Людмила прекрасна, и чародей влюблен. Он хочет, чтобы она стала его супругой. С помощью невидимой сети ему удается поймать беглянку в своих чертогах и заклинаниями погрузить ее в сон.

Пушкин дает понять, что со злом и коварством можно бороться. Так Черномор Людмиле смешон, и она перестает его бояться.

А Руслан, стремясь к любимой, волшебным мечом отсекает бороду, тем самым превращая свирепого Черномора в простого карлика-шута.

Следя за развитием событий в поэме, я понимаю, что сила колдовства многое может, но не может самого главного – зажечь ответную любовь в сердце другого человека. Именно любовь может разрушить все преграды и победить зло.

Источник: https://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-ruslan-i-ludmila-sochineniye-harakteristika-personagei.html

Образ Людмилы из поэмы "Руслан и Людмила"

«Руслан и Людмила» – поэма А.С. Пушкина, написанная им в юности. Он обратился к русскому фольклору, где черпал идеи и вдохновение. Сказочно-фантастический сюжет произведения искусно совмещает волшебство и юмор, героизм и меланхолию, национальный колорит и легкую иронию.

Поэма повествует о Руслане и его возлюбленной невесте. Людмила, главная героиня произведения, наделена небывалой красотой и ангельским характером. Сам автор признается, что она скромна, стыдлива и прелестна. Пушкин, делая описание Людмилы, восхищается ее золотыми кудрями, бледным челом и стройным станом. Однако она обладает не только светлыми волосами, но и чистой душой.

Давая характеристику Людмиле из поэмы «Руслан и Людмила», следует отметить, что она всегда была весела, резва, нежна, пока не оказалась во власти страшного чародея.

Тогда ее сильная душа надломилась, столкнувшись с непосильным испытанием. Людмила хотела утопиться или уморить себя голодом. Но не смогла, она не была малодушной. Мысли об отце и муже вразумили ее.

Она подумала о том, какую нестерпимую боль нанесет тем, кого больше всего на свете любит.

Девушка также проявила и твердость характера. Она смогла постоять за себя, когда впервые увидела Черномора. Красавица так отчаянно завизжала, что ужасный волшебник от испуга упал и запутался в собственной бороде.

Нельзя остаться равнодушным к испытаниям, выпавшим на долю главных героев. Искреннего восхищения достойна Людмила, которая терпеливо сносила все несчастья. Ее разлучили со всеми, к кому она была привязана. Но невеста Руслана проявила характер, была верна своей супружеской любви, ее сердце осталось непорочным.

Людмила предстает как идеальная женщина, ради которой каждый из претендентов на ее любовь стремится свершить подвиги. Владимир обещает дочь в супруги тому, кто ее найдет и вернет к отцу. Но все же любовное соперничество здесь бесполезно, ведь княжна уже давно выбрала того, кто ей по сердцу.

Храбрый Руслан, подвергая себя смертельной опасности, преодолевает большое количество препятствий. Он с доблестью находит свою супругу. Людмила была освобождена от ненавистного ею похитителя и возвращена к любимому отцу. Все страдания и беды остались в прошлом.

В поэме Людмила является одновременно и реальной, во плоти и крови, и сказочной героиней. В конце концов, добро побеждает зло, как это принято в сказках. В этом и заключается нравственная ценность поэмы. Добродетельность торжествует, а злодейство наказано. И по-другому быть не может ни в жизни, ни в сказке.

Источник: https://rus-liter.ru/publ/pushkin_aleksandr_sergeevich/poehmy/opisanie_i_kharakteristika_ljudmily_iz_poehmy_ruslan_i_ljudmila/45-1-0-74

Опера «Руслан и Людмила» (1842)

Ее премьера состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября). После народно-исторической трагедии композитор обратился к сказке, поэтично пересказанной в юношеской поэме А.С. Пушкина (1820 [1]).

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.

Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в него некоторые изменения. Так, например, у Пушкина временами проявляется легкая юношеская ирония по отношению к своим героям, у Глинки этого нет. Наделив положительных героев глубокими характерами, он придал им большую этическую значимость.

Обращение к Пушкину еще сильнее подчеркнуло светлое, гармоничное начало, присущее творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ли не самое «мажорное» произведение во всей оперной классике, посвященное идее торжества любви, победы богатырской силы над темными силами зла.

Либретто Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки [2].

Пушкинская поэма в интерпретации Глинки отличается эпическим тоном, она как бы «распета на былинный лад» (Асафьев). Композитор назвал свое сочинение«большой волшебной оперой». По жанру это народная сказочно-эпическая опера [3].

Новый жанр определил особенности драматургии «Руслана». Для нее характерны:

  • неспешное развертывание событий, свойственное русским былинам;
  • большая роль «случайности» в развитии сюжета [4];
  • замена острого интонационного конфликта (имевшего место в «Жизни за царя») контрастом. Враждебные силы здесь не столько сталкиваются, сколько контрастно сопоставляются. Самые напряженые и драматические моменты остаются «за кадром» (например, битва Руслана с Черномором);
  • размеренное эпическое повествование складывается в чередование больших контрастных картин:
    • 1-е действие – экспозиция образов главных героев (интродукция: свадебный пир Руслана и Людмилы в княжеских палатах Светозара) и завязка сюжета (похищение Людмилы). Далее следует ряд отдельных картин – эпизодов сказочных приключений героев.
    • 2-е действие: 1-я картина: встреча Руслана с волшебником Финном, его рассказ о любви к волшебнице Наине;
    • 2-я картина: встреча Фарлафа с Наиной, которая обещает помочь ему найти Людмилу;
    • 3-я картина: встреча Руслана с Головой, поединок, рассказ Головы, получение Русланом меча, которым можно сразить Черномора;
    • 3-е действие: волшебный замок Наины, в который попадает вначале Ратмир, а затем Руслан. От волшебных чар Наины их спасает Финн;
    • 4-е действие: Людмила тоскует в волшебных садах Черномора. Появляется Черномор. Руслан звуком сигнального рога вызывает Черномора на битву и побеждает, отрубив его бороду, в которой спрятана волшебная сила. Руслан находит Людмилу, но не может разбудить ее.
    • 5-е действие: 1-я картина: рабы Черномора сообщают Ратмиру об исчезновении Людмилы и о том, что Руслан отправился спасать ее. Финн передает Ратмиру волшебный перстень, который должен разбудить Людмилу.
    • 2-я картина: княжеские палаты Светозара. Фарлаф приносит похищенную им Людмилу, но разбудить ее никто не может. Появляется Руслан и пробуждает ее с помощью перстня, переданного ему Ратмиром. Народ прославляет жениха и невесту.
  • преобладание законченных сцен и отдельных замкнутых номеров, сравнительно небольшая роль сквозного действия;
  • множество равнозначных персонажей, несколько линий действия (Руслан и Людмила, их борьба за счастье и противодействие им Черномора и Наины; Ратмир – Горислава;  Фарлаф и Людмила, отчасти Фарлаф и Наина; Финн и Наина;
  • показ не столько событий, сколько реакции персонажей на них, выраженная в законченных номерах, а также включение номеров, не связанных с действием (песенные «рассказы» Баяна, баллада Финна, рассказ Головы);
  • использование «закона симметрии», характерного для русского фольклора. Тематизм увертюры повторяется в финале 5 действия в той же тональности D-dur, что придает опере особую стройность и завершенность. Кроме того,  возникает и сценическая арка: интродукция и финал рисуют величавые картины Киевской Руси, это монументальные хоровые сцены. Уравновешенность и стройность пропорций отличает не только общую конструкцию в целом, но и отдельные действия, сцены.
  • тот же неписанный закон сказывается в расстановке главных действующих лиц. Двум злым волшебниками – Наине и Черномору – противостоят два добрых вещих старца – Баян и Финн; Руслану и Людмиле «вторит» другая любящая пара – Ратмир и Горислава.

Вместе с тем эпос «Руслана и Людмилы» сказочный. А всякая сказка соотносится с сакральным мифом как его снижение. Вот почему своих «антигероев», которые противостоят светлым персонажам, Глинка не лишает пушкинского юмора. Они, скорее, комичны, чем ужасны. «Черноморское» и волшебное в «Руслане и Людмиле», конечно, враждебно, но как бы понарошку, по-сказочному.

В музыкальном отношении положительны» и отрицательные персонажи в «Руслане и Людмиле» разграничены. Первых характеризует вокальная музыка, вторых – инструментальная. Черномор вообще не поет, он немой персонаж, а Наина поет на одной-двух нотах сухой скороговоркой.

Важным средством обрисовки фантастических героев является гармония – целотонная «гамма Черномора», элементы уменьшенного лада (например, уменьшенное трезвучие в характеристике Наины), острые диссонансы.

Изысканность глинкинской фантастики сближает «Руслана» с «Обероном» Вебера и «Волшебной флейтой» Моцарта.

В характеристике положительных героев господствует народно-песенный тематизм. Композитор воссоздает наиболее яркие особенности русской народной песни, ее мелодику, гармонию, ритмику, не прибегая к прямому цитированию.

Особенно широко представлены древнейшие пласты музыкального фольклора – обрядовые песни (свадебные, величальные), былины, плачи и причеты (в хорах 5-го действия, отчасти в партии Людмилы в плену у Черномора), интонации эпических песен в партии Руслана.

Контрастно сопоставляются в «Руслане и Людмиле» не только реальность и фантастика, но и Русь с Востоком. В восточных сценах композитор использует подлинные народные мелодии, бытующие в разных регионах Кавказа и Ближнего Востока – арабские, персидские, грузинские.

Таким образом, «Восток» Глинки – это собирательное понятие, без точных национальных координат. Богатейшая фантазия композитора сотворила целый мир красочных, изысканных, необычных по звучанию музыкальных образов – то темпераментных и энергичных, то созерцательных, томных, упоительных.

Эти находки позднее легли в основу оригинальной сферы русской музыки – «русского Востока».

Оркестровое мастерство – одна из отличительных особенностей «Руслана и Людмилы».

Некоторых героев постоянно сопровождают определенные тембры (поэтому они называются лейттембрами): образ Руслана связан с тембром кларнета, Людмилы – с легкими пассажами флейты или со скрипкой, Гориславы – с «экзотическим» тембром фагота. Ратмира сопровождает тембр английского рожка, Наину – «колючее» звучание деревянных духовых, играющих стаккато.

Экспозицией важнейших тем оперы и концентрированным выражением ее идеи является увертюра, написанная после завершения оперы. Форма сонатная, построенная на сопоставлении противоборствующих образов: светлое, положительное начало сосредоточено в экспозиции, репризе и заключительной части коды; разработка и начальный раздел коды посвящены образам злой фантастики.

Начало увертюры (вступительный раздел, главная партия и начало связующей) целиком взяты из финала пятого действия. Богатырские образы проявляются уже в теме вступления – могучих аккордах плагального соотношения (Т-S-Т). Сам композитор  сравнил их с мощным ударом кулака.

Главная тема стремительна и оптимистична, «летит на всех парусах» (выражение Глинки). Она основана на гексахордовой попевке («глинкинский гексахорд»).

В связующей партии впервые появляется фрагмент целотонной гаммы (гаммы Черномора). В основе побочной партии – лирическая тема любви Руслана («О, Людмила, Лель сулил мне радость» из его арии).

Читайте также:  Сочинение по картине зеленый шум рылова (описание)

В разработке вновь возникает образ Черномора – в «аккордах оцепенения», которые звучат в сцене похищения Людмилы.

В коде у тромбонов дважды проходит полная целотонная гамма («гамма Черномора»), но после нее возвращаются интонации главной партии и вступления, воплощая идею торжества добра над злом.

Первое действие

Первое действие открывается монументальной хоровой сценой. Это интродукция, музыка которой создает ощущение древности. Главной фигурой интродукции является певец-сказитель Баян, известный по старинным сказаниям – образ-символ, воплощающий народную мудрость [5].

По форме  интродукция представляет собой рондообразную композицию. Рефреном служит запев Баяна «Дела давно минувших дней», развивающийся  у хора и солистов (на основной попевке – глинкинском гексахорде), а эпизодами – две песни сказителя. Хоры интродукции написаны в старинном жанре величальных свадебных песен.

В первой песне Баяна (тенор) – «Оденется с зарею» (с.23) – звучит предсказание будущих драматических событий оперы (о том, что «рок грозит жениху гибелью»). Характер былинного сказа подчеркивают аккорды  arpeggiato арфы и фортепиано.

Они имитируют игру на гуслях, которой традиционно сопровождалось исполнение былин. Народный колорит создается и ладовыми средствами (используется фригийский и натуральный минор).

Также типично для русской народной песни поэтическое сопоставление образов природы и человека (цветок любви и жених, буря и рок).

Вторая песня Баяна – «Есть пустынный край» (с.32) – вносит в праздничную атмосферу элемент лирического раздумья. Она посвящена памяти Пушкина («но недолог срок на земле певцу») [6].

Характеры главных героев раскрываются в развернутых ариях-портретах. Людмила (сопрано) является воплощением женственности, красоты и любви. Это идеальный возвышенный образ – архетип  чистоты, искренности и верности. Ее первая характеристика дана в каватине из 1-го действия. Это огромная сцена с участием хора.

Сначала, согласно свадебному обряду, Людмила прощается с отчим домом – «Грустно мне, родитель дорогой» (с.50). Музыка проникнута светлой грустью. Как и в партии Антониды, здесь сочетаются распевность русской народной песни, интонации городского романса и сложное виртуозное пение.

Виртуозность вокальной партии акцентирует юную жизнерадостность Людмилы.

Реплики хора, утешающего Людмилу и прославляющего Леля[7] – «Не тужи,  дитя родимое» (с.53) – звучат мягко, ласково на 5/4.

Затем героиня обращается к неудачливым претендентам на ее руку – Фарлафу и Ратмиру. С каждым из них она говорит по-разному: с Фарлафом – шутливо («Не гневись, знатный гость» в ритме польки, с.56), к Ратмиру обращается, имитируя восточные интонации («Под роскошным небом юга» с. 57  –  хроматизмы, гармонический мажор).

В целом, в каватине создается образ юной и по-детски беспечной княжны. Кульминация свадебного обряда 1-го действия – хор «Лель таинственный, упоительный» (с. 77), в котором возникает атмосфера древнего языческого действа.

Впечатление архаики создается унисонным исполнением мелодии в пятидольном метре, с повторением звуков в октавном удвоении, диковатыми выкриками «Ой, Дидо!».

Повторение мелодии без изменений образует форму «глинкинских вариаций» (варьируются фактура и оркестровка).

      Хор резко прерывается – начинается сцена похищения Людмилы. Вторжение враждебной фантастической силы меняет строй музыки: грозно звучит целотонная гамма (симметричный лад воспринимается здесь как нечто бесстрастно-холодное, враждебное).

Источник: http://musike.ru/rml/glinka/ruslan

Подробный анализ поэмы "Руслан и Людмила" Пушкина

Место поэмы «Руслан и Людмила» в литературном процессе 1820-х годов и в творчестве поэта. Исторические и литературные источники поэмы. Новаторство Пушкина. Мир героев и мир автора.

«Руслан и Людмила» не только первая поэма Пушкина, но и первая его книга, вышедшая в свет в конце июля или начале августа 1820 г. уже в отсутствии Пушкина, высланного из Петербурга в мае.

Поэма сразу же после выхода стала объектом бурной полемики.

Критики, антикритики, перекритики, как называли в то время дискуссионные выступления, свидетельствовали о том, что пушкинское творение стало важным явлением русского историко-литературного процесса начала 1820-х годов и стимулировало постановку проблем национального эпоса, народности, традиции и новаторства, нового слога, поэмного героя, стиха эпической поэзии. О том, что молодой Пушкин следил за этой критической битвой, свидетельствует предисловие ко второму изданию, в котором он изложил некоторые суждения своих зоилов и иронически ответил на некоторые их вопросы.

В том же предисловии читаем: «Он [автор] начал свою поэму, будучи ещё воспитанником Царскосельского лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни». Факты творческой биографии «Руслана и Людмилы» не подтверждают этого свидетельства: основной текст поэмы был написан в петербургский период: с 1818 по 1820 г.

Черновой вариант поэмы был завершен «26 ночью» (как указано в рукописи), а наутро В.А. Жуковский, прослушав уже оконченную вчерне шестую главу поэмы, подарил ему свой портрет (рис. Эстеррейха) с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила». 1820 марта 26 великая пятница».

И хотя работа по перебеливанию еще продолжалась, точка была поставлена.

Поэма стала итогом не только петербургского периода пушкинской творческой биографии, но и своеобразным эпилогом истории литературного общества «Арзамас», на одном из последних заседаний которого (7 апреля 1818 г.) Пушкин прочитал уже первые наброски будущего произведения.

Именно в недрах этого общества, его атмосферы буффонады и галиматьи, споров о национальной эпопее, о русской поэме автор «Руслана и Людмилы» черпал творческую энергию для своей победы. И, конечно, его учителем и наставником, как это будет нередко в его жизни, был Жуковский. Именно он в 1813—1816 гг. пытается создать «русскую поэму» на сюжет древней истории из времен Владимира.

Опираясь на материалы «Истории государства Российского» Карамзина, он не расстается с этой идеей до 1818 г.

Исследование многочисленных планов «Владимира» показывает, сколь тщательно готовился «русский балладник» к созданию поэмы, сколь обширен был круг его источников (от Гомера до русских былин и «богатырских поэм»). Не исключено, что именно в 1818 г. Жуковский лично благословил на эту работу Сверчка (арзамасское прозвище Пушкина) и, возможно, познакомил его со своими планами «Владимира».

Обратившись к этой же эпохе русской истории, почерпнув материалы из «Истории государства Российского» Карамзина, о чем свидетельствуют имена соперников Руслана, Пушкин с честью выполнил арзамасское задание. Но он написал не просто «поэму русскую», о которой мы читаем в стихотворной переписке арзамасцев Воейкова и Жуковского.

Так, в ответ на призыв Воейкова: «Напиши поэму славную, // В русском вкусе повесть древнюю…» — Жуковский в послании от 29 января 1814 г дает поэтический план своей поэмы, который предвосхищает пушкинский замысел. Уже его общий абрис напоминает опорные моменты «Руслана и Людмилы» (начало, история Ратмира).

Образы богатыря Добрыни, его сражений, тоска девицы-красы, ручей с живой водой, косматый людоед Дубыня, русалки хохот, леший козлоногий и т.д. — все это было знакомо «юному чудотворцу», «победителю-ученику».

И он не прошел мимо уроков «побежденного учителя», но его поэма открывала новые пути, казалось бы, столь уже традиционного жанра национальной эпопеи.

Уже первые критики поэмы, а затем и профессиональные литературоведы-пушкинисты были настойчивы в отыскании источников, на которые мог опираться Пушкин при работе над поэмой.

Кроме «Истории государства Российского» Карамзина, многочисленных памятников фольклора и лубочной литературы (в частности, сказка о Еруслане Лазаревиче), назывались имена Ариосто, автора поэмы «Неистовый Роланд», Вольтера с его «Орлеанской девственницей», Лафонтена, Оссиана, Парни, Антуана Гамильтона, Виланда, представителей русской «богатырской поэмы» (А. и Н. Радищевы, Н. Карамзин, Н. Львов, Г. Каменев, А Востоков, Херасков), массовой беллетристики XVIII в., конечно же, создателя «Душеньки» И. Богдановича и Жуковского, прежде всего автора «Двенадцати спящих дев». Перечень совпадений, мотивов, образов, повествовательных приемов, обнаруженных исследователями, мог бы занять множество страниц. Да и сам Пушкин не скрывал этого, иногда прямо отсылая к тем или иным источникам.

Создается впечатление, что это был сознательный творческий прием. Устойчивые литературные мотивы, как и рассказанная история, — «Дела давно минувших дней, // Преданья старины глубокой…

» Эти слова — стихи из Оссиана не случайно «окольцовывают» основной текст поэмы (кстати, и текст первой публикации): определялась некоторая дистанция между объектом и субъектом повествования.

«Дела» и «преданья» вводились молодым поэтом в новую историческую и литературную реальность, наполняясь новым содержанием и иной поэтической атмосферой.

Эпоха национального самосознанья актуализировала тему русской истории и русского богатырства. Подвиги Руслана, его битва с печенегами, освобождение Киева воспринимались как недавнее прошлое.

История верности и любви Руслана и Людмилы, преодолевших нешуточные (хотя и часто шутливо описанные) препятствия, воспринималась как живое явление вечной жизни. Оба героя были окроплены «живой водой» молодости.

Они не только юны по возрасту (Людмиле—17 лет, ненамного старше и Руслан), они молоды и современны своим мироощущением. В контексте любовных перипетий соперников Руслана, любовных интриг Наины история Руслана и Людмилы обретает свой нравственный смысл.

Как и балладные героини Жуковского (прежде всего Людмила и Светлана), пушкинская Людмила верна своему избраннику. А Руслан готов преодолеть все препятствия, чтобы воссоединиться с ней. Но вместе с тем эти герои из плоти и крови: ничто человеческое им не чуждо.

Руслан «уныньем как убит», «Томился молчаливо, // И смысл и память потеряв» после похищения Людмилы, «со вздохом витязь вкруг себя // Взирает грустными очами», «Наш витязь в трепете веселом его схватил…» — во всех этих и других ситуациях пушкинский герой страдает, сражается, грустит, озорует и весь во власти любви.

Сродни ему и Людмила, «милая Людмила», «моя Людмила». Она в отличие от своих «эпических» предшественниц не пассивна. Ей в поэме уделено не меньше места, чем герою. Она озорна, кокетлива, любопытна.

Она готова «утонуть в волнах», не «жить на свете боле», умереть среди садов Черномора, но природа берет свое: «Подумала — и стала кушать». Она отвергает всякое покушение Черномора на свою честь с такой решительностью, что «седой карла» забывает свою шапку.

Ее манипуляции с волшебной шапкой: «А девушке в семнадцать лет // Какая шапка не пристанет!» — достойны нескольких десятков стихов. И отвечая на вопрос: «Что делает моя княжна, // Моя прекрасная Людмила?», поэт передает спектр ее настроений: «Она, безмолвна и уныла…», «О друге мыслит и вздыхает…

», «К родимым кочевым полям // В забвенье сердца улетает», «Людмила ими забавлялась // В волшебных рощах иногда», «Томилась грустью и зевотой…», «Нередко под вечор слыхали // Ее приятный голосок…»

Молодой поэт пишет о молодых героях, воспевает молодость, сам резвится и озорует. И по старой канве эпической традиции он вышивает новые узоры.

Используя повествовательные приемы своих предшественников, он обрывает сюжет в самые напряженные моменты, переходит от одной истории к другой («Друзья мои! а наша дева? // Оставим витязей на час», «Оставим юного Ратмира Руслан нас должен занимать»), начинает каждую песню с шутливых вступлений, не чуждается иронических комментариев (таков, например, вызвавший особую неприязнь критиков пассаж из второй песни о пастухе, «султане курятника спесивом», который «…сладострастными крылами // Уже подругу обнимал…», и сером коршуне, унесшем бедную жертву — «трусливую курицу»). И все эти, казалось бы, известные и традиционные нарративные стратегии пушкинских предшественников погружены в другой контекст.

Пушкин прежде всего адресует свою поэму «Руслан и Людмила» молодым (неслучайно один из критиков произведения А.Г. Глаголев сразу же попал в разряд «литературных критиков», которыми «уже все слободы Москвы наполнились»).

Эта авторская установка, во-первых, разрушает дистанцию между автором и читателем, во-вторых, расширяет зону контакта с ним. Уже в «Посвящении», обращаясь к «души моей царицам», Пушкин характеризует свое творение как «времен минувших небылицы», «труд игривый», «песни грешные мои».

Обращения «друзья мои», «добрый мой читатель», «о друзья», «читатель», «други», «о друг мой нежный», «милая подруга», «друг мой милый», номинация главных героев: «наш витязь», «наша дева», «моя прекрасная Людмила», «добрый витязь наш», «витязь мой», «моя княжна», «моя Людмила», «славный витязь мой», определения своего дара: «стихи мои», «моя непостоянная лира», «стих мой, сердцу внятный», отступления с рассуждениями о критиках, о поэтической традиции: «Я не Гомер Милее, по следам Парни, //Мне славить лирою небрежной // И наготу в ночной тени, // И поцелуй Любови нежной!» — все эти приемы адресации текста были не новы, но они сопрягали историю и современность, героев, автора и читателей, материал и его осмысление. Игра стилями сама рождала новый стиль — живого, раскованного повествования.

Исторический сюжет, исторический колорит, связанный с образом Владимира и древнего Киева, казалось, были лишь фоном, композиционным обрамлением поэмы (ведь о Владимире говорится только в начале и конце повествования).

Но художническая мудрость юного поэта в том и заключалась, что он историю сделал органической частью человеческой жизни, вписал в неё человеческие страсти. Из очарованного царства злых духов, проверивших их любовь, они возвратились домой.

Битва с печенегами, занявшая целых 75 стихов, — образец батальной поэзии, предвосхищающий своей энергетикой знаменитый Полтавский бой, — завершает героические деяния Руслана, а вместе с тем поэмный сюжет любви героев получает эпическое дыхание и размах.

Объем поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» по всем меркам и канонам эпических образцов несоизмерим с ними: всего каких-то 2812 стихов и 6 песен. В «Неистовом Роланде» — почти 40000 (46 песен); у Вольтера около 10000 стихов (21 песня).

Даже в «Душеньке» Богдановича, считавшейся верхом изящества — около 3200 стихов.

И в этом лаконизме «Руслана и Людмилы» своя глубокая содержательность: разнообразный материал, пересекающиеся истории так переплетены и сопряжены, что воспринимаются на одном дыхании, а сферы контакта с читателем, образ авторского «я» максимально приближены в этом сгущенном пространстве.

Поэт и критик пушкинского времени С.Е. Раич, считавший «Руслана и Людмилу» уже в конце 1830-х годов чуть ли не лучшим его творением, дал замечательную по точности наблюдений оценку структуры поэмы. «Единство есть центр, — писал он, — разнообразие — лучи, разбегающиеся от центра и стремящиеся к окружности, к периферии.

Прелесть разнообразия усиливается эпизодами, отступлениями, картинами, образами, чувствами, мыслями, применениями и проч., но все это должно быть в зависимости от центра, от единства.

Разнообразие и единство представляют в поэме две силы — центробежную и центростремительную и находятся точно в таком же отношении друг к другу».

«Единство» поэмы Пушкина определяется образом автора. «Я» в «Руслане и Людмиле» — лицо активное и мирозиждительное. Он творец текста как реальности, он организатор атмосферы и настроения, он своеобразный культмассовик-затейник, втягивающий своих читателей в веселую и озорную литературную игру, в разгадку шарад.

Текст поэмы не является для поэта чем-то статичным. Он его обновляет, совершенствует. Эпилог добавляется к тексту первого издания, но эпилог создается раньше пролога.

Во втором издании появляется обширное прозаическое предисловие, изъятое из последней прижизненной публикации. Сравнение черновой редакции и печатного текста 1820 г.

, первого и второго издания показывает направление пушкинской правки по совершенствованию смысла поэмы. Эпилог, написанный уже в Южной ссылке, — выводил поэму в новое жизненное пространство:

  • Ищу напрасно впечатлений:
  • Она прошла, пора стихов,
  • Пора любви, веселых снов,
  • Пора сердечных вдохновений!
  • Восторгов краткий день протек —
  • И скрылась от меня навек

Богиня тихих песнопений…

Поэт искал новые горизонты, и его образ был устремлен в будущее. В эпилоге он прощался с тем лирическим «я», которое обретало уже новые черты.

Пролог «У лукоморья дуб зеленый…» — самая поздняя пристройка к зданию поэмы с хрестоматийным стихом «Там русский дух… там Русью пахнет!» — одновременно и вступление к поэме, и ее резюме. Созданный, вероятно, уже в Михайловском или, может быть, даже после возвращения из ссылки, для издания 1828 г., он ретроспективен.

Сказки «кота ученого» — импульс для творческой фантазии поэта: «Одну я помню сказку эту // Поведаю теперь я свету…» Поэма «Руслан и Людмила» Пушкина теперь обретает статус «сказки», и в свете «поэзии действительности» это не кажется странным.

Пролог придавал поэме новое звучание: он выявлял ее значение как этапа национального искусства и становления идей народности в литературе. О месте и значении этих компонентов текста точно сказал Н.Н. Скатов: «Подобно тому, как пролог к поэме стал подходом к ней уже из другого времени, в другое время уходил от поэмы эпилог.

Вступление к поэме оказалось возвращением назад, ее окончание засвидетельствовало движение вперед. Пролог сближал зрелость с юностью, эпилог отделил от юности молодость».

Текст поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина был таким же живым организмом, как и ее содержание. Самодвижущаяся реальность, идея исторического развития открывала движение от «Руслана и Людмилы» к «Евгению Онегину».

И когда в первой главе романа, представляя своего героя, автор обращался к «друзьям Людмилы и Руслана», он имел в виду не столько преемственность литературных героев, сколько генетическую связь повествовательных структур.

«Даль свободного романа» он ощущал в поэтике единства и разнообразия своей первой поэмы.

Поэма «Руслан и Людмила» буквально ворвалась в литературную жизнь 1820-х годов. О ней спорили, ее обвиняли во всех смертных грехах: и в «мужицких романах», в грубости и неправильности стиля. Но было очевидно: это «юный гигант в словесности нашей».

«Кто сушит и анатомит Пушкина? Обрывают розу, чтобы листок за листком доказать ее красивость. Две, три странички свежие, — вот чего требовал цветок такой, как его поэма.

Смешно хрипеть с кафедры два часа битых о беглом порыве соловьиного голоса» — так Вяземский возмущался педантизмом критических выступлений о поэме. И добавить к этому что-либо ещё трудно.

Источник: Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. — М.: ФЛИНТА, 2013

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/podrobnyj_analiz_poehmy_ruslan_i_ljudmila_pushkina/53-1-0-1647

Ссылка на основную публикацию