Сочинение семья мелеховых в романе михаила шолохова тихий дон

Сочинение Семья Мелеховых в романе Михаила Шолохова Тихий Дон
Семья Мелеховых.
Художник С. Корольков

Семья донских казаков Мелеховых — это группа центральных персонажей романа «Тихий Дон» Шолохова. В этой статье представлена краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» (описание героев).
Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» состоит из следующих членов семьи:

Характеристика членов семьи Мелеховых (описание героев)

1. Пантелей Прокофьевич Мелехов

Пожилой донской казак Пантелей Прокофьевич Мелехов — отец главного героя, Григория Мелехова. По происхождению Пантелей Мелехов наполовину турок (по матери).

В молодости бил и изменял своей жене Ильиничне, но на старости лет остепенился. Энергичный и трудолюбивый старик, вспыльчивый и упрямый. В своей большой семье является настоящим главой.

Умирает от тифа во время Гражданской войны.
     Смотрите: Характеристика Пантелея Мелехова

2. Ильинична 

Василиса Ильинична Мелехова, или просто Ильинична — пожилая донская казачка, мать семейства Мелеховых, мать главного героя, Григория Мелехова. Ильинична — трудолюбивая, гостеприимная и рачительная хозяйка.

Она вынесла много обид и измен со стороны своего вспыльчивого мужа. Мудрая и заботливая жена, мать и бабушка. После смерти мужа и сына Петра старушка Ильинична теряет смысл жизни. Она умирает, не дождавшись сына Григория с фронта.

     Смотрите: Характеристика Ильиничны

3. Петро Мелехов

Петр Пантелеевич Мелехов — старший сын в семье Мелеховых, старший брат главного героя, Григория Мелехова. Смирный, тихий человек. На войне он старается угодить и начальству и подчиненным, за что получает награды и повышения.

Петро терпит измены своей «беспутной» жены Дарьи. У Петра и Дарьи рождается ребенок, который умирает во младенчестве. Петр погибает во время Гражданской войны от рук коммуниста Мишки Кошевого.

     Смотрите: Характеристика Петра Мелехова

4. Григорий Мелехов

Григорий Пантелеевич Мелехов — главный герой романа, младший из двух сыновей Мелеховых. Григорий — молодой донской казак, своенравный, храбрый и честный человек.

В ходе Гражданской войны он сначала воюет на стороне «красных», затем переходит на сторону казаков-повстанцев, а затем снова воюет за «красных». Всю свою молодость Григорий проводит на фронтах Первой мировой войны и Гражданской войны.

Война опустошает его и уносит жизнь почти всей его семьи.   
     Смотрите: Характеристика Григория Мелехова, 

5. Дуняша Мелехова 

Дуняша (Евдокия Пантелеевна) Мелехова — младшая сестра главного героя, Григория Мелехова. В начале романа Дуняша является веселым подростком. С годами Дуняша превращается в красавицу-казачку. Она выходит замуж за Мишку Кошевого, виновного в смерти ее брата Петра. Дуняша помогает брату Григорию в тяжелых ситуациях. 

      Смотрите: Характеристика Дуняши Мелеховой

6. Дарья Мелехова

Дарья Мелехова — жена Петра Мелехова, старшая сноха в семьей Мелеховых. Дарья — ленивая, легкомысленная женщина, которая думает только о развлечениях и «игрищах». У Дарьи и Петра рождается ребенок, который умирает во младенчестве.

Дарья изменяет мужу, как только остается без его присмотра. После смерти Петра Дарья ведет беспорядочную жизнь и заболевает сифилисом. Она отказывается лечить болезнь, чтобы на хуторе не узнали о ее позоре. Дарья кончает жизнь самоубийством.

    Смотрите: Характеристика Дарьи Мелеховой

7. Наталья Мелехова 

Наталья Мелехова (в девичестве Коршунова) — жена главного героя, Григория Мелехова, младшая сноха в большой семье Мелеховых. Наталья — добрая, трудолюбивая женщина. Она выходит за Григория замуж по любви, но муж бросает ее ради соседки Аксиньи.

Спустя время Григорий возвращается к Наталье и у них рождается двое детей. Счастливая жизнь с Григорием длится недолго. Наталья узнает, что Григорий снова видится с Аксиньей. Беременная Наталья делает аборт, который проходит неудачно. Она умирает.

    

     Смотрите: Характеристика Натальи Мелеховой

8. Полюшка и Мишатка Мелеховы (дети Григория и Натальи)

В 1915 г. у Натальи и Григория рождается двойня — мальчик Мишатка и девочка Полюшка. В конце романа дочь Полюшка умирает осенью 1921 г. У Григория остается сын Мишатка.

Это была краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова: список членов семьи с кратким описанием.

Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

Источник: https://www.literaturus.ru/2017/01/chleny-semji-melehovyh-tihij-don-opisanie-harakteristika.html

Сочинение: Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» (М. А. Шолохов) | Литрекон

(514 слов) Семья Мелеховых в романе-эпопее «Тихий Дон» занимает одно из главных мест. С этого семейства начинается повествование романа, на нем же и заканчивается. По задумке М.А. Шолохова, на примере одной семьи можно проследить разрушающие последствия Гражданской войны, изменившие традиционное устройство общества.

Пантелей Прокофьевич Мелехов живет в доме с женой Василисой Ильиничной, сыновьями Петро и Григорием, невесткой Дарьей и дочерью Дуняшкой.

Знакомство с семьей происходит с рассказа о том, почему жители хутора прозвали их «турками»: после турецкой кампании вернулся Прокофий Мелехов в деревню с женой – пленной турчанкой. Казаки не приняли ее, и он отделился от отца и жил уединенно на отшибе.

Супруга, избитая односельчанами за выдуманные ими занятия черной магией, умерла при родах. Пантелей вырос похожим на мать: смуглый, с подбористой фигурой, горбатым носом и горячими глазами. Женил его вернувшийся с каторги отец (он убил зачинщика расправы над женой) на соседской дочери – Василисе.

Пантелей был полноправным и своенравным хозяином в доме, «все домашние ему безоговорочно подчинялись». К старости казак отрастил седую бороду, носил в ухе серьгу и ходил с костылем, так как хромал на левую ногу. 

Василиса Ильинична представляет собой собирательный образ сильной и доброй казачки. Ее жизнь с мужем была нелегка: он бил жену и изменял ей, но женщина всегда была хорошей и гостеприимной хозяйкой, в любви и заботе вырастила троих детей. Много испытаний пережила Ильинична. По-настоящему сложным периодом стала для нее утрата почти всех членов семьи с началом Гражданской войны. 

Петро Мелехов – старший сын в семье. Спокойный и тихий казак, похожий на мать: небольшого роста, с карими глазами и пшеничного цвета волосами. Во время войны Петро не упускает возможность продвинуться по службе, получает награды и повышения.

Привлекает в этом персонаже верность собственным идеалам. Он не мечется из лагеря в лагерь как Григорий, а твердо отстаивает сторону Белых, отчего и погибает от рук большевика Мишки Кошевого.

Жена Петро — Дарья Мелехова, пожалуй, единственный член семьи, который вызывает только отрицательные эмоции. Девушка никогда не отличалась трудолюбием и заботливостью, а в отсутствие мужа изменяла ему.

После смерти Петро разгульная жизнь оборачивается для девушки серьезным заболеванием, а затем и смертью. Так автор показывает бессмысленность и отсутствие будущего у подобного образа жизни.

Григорий Мелехов – главный герой романа. Молодой казак внешностью пошел в отца: смуглая кожа, черные волосы, миндалевидные, горячие глаза, высокий рост и хорошо слаженная фигура. Его напористость и своенравность помогают добиться расположения красавицы-соседки Аксиньи, любовь к которой будет сопровождать Григория на протяжении всей жизни.

Существенный недостаток в его характере – неспособность принять окончательное решение. Григорий все время мечется между женой и любовницей, между станом Красных и Белых, между мирной и военной жизнью.

Эти волнения в полной мере отражают неспокойное общественное состояние того времени, когда Революция и Гражданская война коренным образом изменили жизнь народа и заставили его искать замену привычному укладу жизни. 

Дуняшка – младшая в семье, любимица отца, внешне похожа на него. По ходу действия романа эта веселая и беззаботная девушка-подросток вырастает в серьезную, хозяйственную и заботливую женщину, которая готова идти за своим любимым, несмотря на возражения родителей.  

На примере семьи Мелеховых автор показал глобальные потрясения и общие настроения эпохи: противостояние Красных и Белых (Григорий против брата и отца), восстание казаков (переход Григория в стан белогвардейцев), разрушение патриархальных устоев (бунт Дуняши). 

Вероника Параскевова

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/semya-melehovyh-v-romane-sholohova-tihij-don/

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом.

Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные».

Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером.

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Читайте также:  Сочинение по картине над вечным покоем левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/semya-melehovyh-v-romane-harakteristika.html

Тема семьи в романе "Тихий Дон" (М. Шолохов) | Литерагуру

(353 слова)

Шолохов считал, что семья — хранилище нравственности, и мысль семейная в романе «Тихий Дон» раскрывается на протяжении всей эпопеи.

Вначале автор знакомит нас с историей казачьих куреней, с их жизненным укладом, с их традициями, чтобы мы поняли, как гражданская война перевернула эти вековые устои, какой перелом произошел в быте и нравах казаков.

Позже на примере семей Коршуновых, Мелеховых и Листницких (эти семьи в центре повествования в «Тихом Доне») Шолохов показывает, какое великое значение имеет в нашей жизни семья.

В первой книге перед нами предстает полномасштабная картина жизни казаков — образ семьи Мелеховых.

Например, мы видим драку Пантелея Прокофьевича с сыном и узнаем, что честь («Не срами отца!») и единый дух товарищества («Не пакости соседу!») издавна считались для этого народа основополагающими ценностями.

В казачьих станицах также есть строгая иерархия: сын подчиняется отцу, главе рода, а женщины подчиняются мужчинам. К примеру, Григорий хоть и не хотел жениться на Наталье, все же был вынужден это сделать, ведь такова была воля отца.

Семья в романе «Тихий Дон» — это не только основа станичной жизни, но и ее история. Каждое семейство хранит и передает своим детям определенные черты, повадки и даже судьбы. Например, первой части рассказывается о корнях Григория, и мы понимаем, в кого он такой непокорный и упертый. Его предки по мужской линии были абсолютно такими же, поэтому можно сказать, что судьба его была предрешена.

Автор не закрывает глаза на дикость семейного уклада казаков, которая иногда дает о себе знать. Он не приукрашивает распутное поведение Дарьи, ее хамские выходки и деревенские замашки.

Также он поведал читателю горькую правду об изнасиловании Аксиньи: ее обесчестил родной отец. За это его забили камнями жена и сын. Такие поступки возможны только тогда, когда семья не выносит сор из избы и живет единым духом.

Поэтому даже негативные примеры служат доказательством того, что семья в «Тихом Доне» имеет исключительную ценность.

Поражение белой армии стало концом семьи Мелеховых и всего традиционного станичного уклада. Не было теперь казаков, сынов, отцов, братьев, остались только белые и красные.

Погиб Петр, потерял свой авторитет отец Григория, умерла Дарья, бунтует Дуняша. «У всех все рухнулось», — говорит Пантелей Прокофьевич своему неприкаянному сыну Григорию.

На примере распада семьи Мелеховых автор показывает разрушение всего казачества.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/tema-semi-v-romane-tihij-don/

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней.

Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.

В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский «открыл» всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест.

Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки.

Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам.

Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет.

В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня.

Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева.

Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: «Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч». Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье.

В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране.

Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи.

Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания.

Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца.

В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

Читатель помнит «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «звероватую» улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны.

В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/semja_melekhovykh_v_romane_tikhij_don/2016-02-27-1855

Образ и характеристика Григория Мелехова. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — война и любовь в жизни Григория Мелехова

Тихий Дон — это уникальная классика, уникальность которой заключается в ее героях. О главном герое и пойдет речь в статье.

Роман «Тихий Дон», написанный Шолоховым М. А., стал великим литературным произведением 20 века. Книга посвящена проблемам русского казачества в революционный и военный период.

В ней раскрываются проблемы человечества в эпоху исторических событий. Описано множество сломленных судеб. На написание романа автор потратил более десятка лет.  Часть событий и героев, описанных в книге, взяты из реальной жизни.

«Тихий Дон» принес Шолохову мировую популярность.

Образ Григория Мелехова

Шолохов вырос на берегу Дона. Проблемы казачества тесно переплетались с его жизнью и оставили свой неизгладимый значимый след. В произведении можно подробно познакомиться с казачьим бытом, особенностями их жизни.

Автор очень много пишет о ценностях и принципах Донского казачества. Доносит до читателя, насколько сложно для свободолюбивого казака расстаться с родной землей и привычным укладом жизни.

В романе заложена часть исторических событий, имеющих документальное подтверждение.

Центральным образом в романе выступает казак Григорий Мелехов. В этом человеке автор представил множество разносторонних противоречивых качеств, олицетворяющих силу народного духа.

На протяжении всего романа в главном герое переплетаются воинская отвага казака и тонко чувствующая душа обычного человека. Шолохов не относит образ Григория Мелехова к отрицательным или положительным героям.

На примере казака и жизни его семьи, автор показывает всю сложность бытия Донского казачества.

  • Представитель старинного казачьего рода родился в 1982 году на Татарском хуторе на берегу реки Дон в работящей семье с достатком. С рождения ему прививается любовь к земле и тяжелому труду. Ему нравится заниматься рыбалкой, ухаживать за лошадьми, выкашивать траву. Его юность проходит в счастливых и беззаботных буднях. На примере порезанного косой утенка, автор подчеркивает его сострадание ко всему живому.

Образ Мелехова

  • В начале романа Григорий предстает перед читателем, как красивый молодой парень с яркими чертами внешности. Бабка Мелехова была турчанкой, поэтому автор указывает на его схожесть с типичными турецкими чертами – смуглая кожа, курчавые черные волосы, темные глаза.
  • У казака скуластый тип лица с хрящеватым носом. Его взгляд был подобен взгляду дикого зверя. Неординарная внешность подчеркивает его своеобразный характер и выделяет из толпы.
  • Красоту его черт лица Шолохов упоминает на протяжении всего романа. Казацкие корни Григория автор подчеркивает его традиционной одеждой — красные шаровары с лампасами, белые шерстяные чулки, чирики на ногах.

Характеристика Григория Мелехова

Григорий обладал вспыльчивым нравом. В нем кипела кровь, подталкивающая на отчаянные и необдуманные поступки. Мелехов всегда высказывает свое мнение и не прислушивается к советам окружающих. Казак не терпел насмешек над собой и не прощал их даже своим родным.

  • Его спутником по жизни становится старший брат Петр. В молодости Григорий с Петром помогают друг другу по хозяйству, а в дальнейшем они вместе отправляются на войну. Идеалы братьев кардинально расходятся. Для Григория на первом месте всегда остаются честь и достоинство. Петр не испытывал никаких душевных страданий, для него война открывала новые перспективы для собственной самореализации.
  • Отец Мелехова был ярким представитель коренного казачества. Именно он прививает Григорию доблестные казацкие качества. На протяжении всего романа отец поучает сына, однако Григорий настойчиво идет к своим целям. В конфликтных ситуациях Григорий никогда не позволяет себя ударить.  Во время войны отец испытывает гордость за достижения сына.
  • Живя в казацком хуторе, Григорий наслаждается красотами родной земли. Он является горячим патриотом своего родного края: «…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..».  Находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми. Сердце молодого и энергичного казака открыто для самозабвенной любви. Идя на поводу у испытываемой страсти, Мелихов не в силах остановится и поступает вопреки родительским наказам.
  • Первое значимое событие в жизни Григория – это любовь и страсть к замужней женщине Аксинье. Он упорно и настойчиво ухаживал за ней. Вопреки нравственным устоям, казак не побоялся придать огласке свои чувства. Это ниже его достоинства.
  • Взаимоотношения между Аксиньей и Григорием воспринимаются коренными жителями как протест узаконенным традициям и нравам казачества. Люди злорадствуют и избегают их общества.
Читайте также:  Сочинения по творчеству островского

С любимой женщиной

  • Затронутая честь семьи вынуждает отца Григория как можно скорее женить сына. Совестливый казак идет на поводу у своей родни и женится на девушке из зажиточной семьи.
  • Жена Григория Наталья бесконечно предана ему и горячо влюблена в мужа, но они так и не приходят к взаимопониманию. Не смотря на замужество, Мелехов не прекращает взаимоотношения с Аксиньей.
  • Чувства к этой женщине берут верх и Мелехов уходит от жены, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Григорий всегда открыт и честен со всеми. Он не станет скрывать правду, даже если она причиняет сильную боль. Слезы не вызывают у него сострадания, он способен прямо в лицо сказать о своей нелюбви к женщине.

Гордость казака не дает опустить ему голову и просить чьей либо помощи. Григорий винит отца за насильную женитьбу. Он покидает хутор вместе с Аксиньей и строит свою новую независимую жизнь.

Перед началом военных действий у них рождается дочь, которая еще больше скрепляет из взаимоотношения. Под влиянием исторических событий, их любовь закончилась трагично. Однако на протяжении всей жизни она была наполнена открытостью и искренностью.

  • Любовь в Аксинье придавала силы Григорию в сложные времена. Окрыляла надеждой на светлое будущее и возвращала его в родные края. Находясь далеко от дома, он часто вспоминает свою счастливую семейную жизнь в Ягодном.
  • Не смотря на предательство Аксиньи с панским сыном, Мелехов пронесет чувство к ней через всю свою жизнь. Воспоминания об этой женщины приносили ему душевные муки. Любое напоминание о ней заставляло сердце казака биться сильнее.

На смену этим событиям приходит новый период жизни Григория. Спустя год с его военной службы начинается первая мировая война. Мелехов отправляется на войну для выполнения своего казацкого долга. В военное время характеристика персонажа Григория Мелехова раскрывается с новой стороны.

По гениальному произведению снят фильм еще в СССР

  • На службе казак впервые сталкивается с кровью, насилием и жестокостью. В боях у Мелехова с одной стороны проявляется смелость и отвага. С другой стороны, убийство противника причиняет ему неизлечимую душевную травму: «…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..».
  • Благородство и великодушие побуждает казака помогать слабым и беззащитным. Он никогда не остается в стороне при проявлении несправедливости и насилия. На первом месте для Григория всегда остается ценность человеческой жизни.
  • В начале войны Мелехова переполняет казацкая отвага и упорство. Он уверенно ступает по земле и в своих поступках руководствуется непоколебимыми жизненными принципами. Мелехов не прогибается перед военными и даже начальству всегда дает отпор. Не позволяет грубо с собой разговаривать и командовать собой.
  • Его переполняет огромная жизненная сила, подчиняющая окружающих, вне зависимости от их звания. Честь и долг для Григория превыше всего. Он не раз спасает жизни своих боевых товарищей. Пересиливая свои ранения, выносил раненных с поля боя.
  • Спасает от смерти своего соперника Степана Астахова. За военные подвиги удостоен офицерского звания и неоднократно награжден медалями. За терпение и выдержку получил Георгиевский крест.
  • Первое кровопролитие на войне переворачивает духовный мир Мелехова. Собственноручное убийство врага становится для него трагедией. Приносит ему множество душевных переживаний и мук совести. Сущность его характера стремится к проявлению любви к окружающему миру.
  • Ему чуждо причинять боль людям. Обстоятельства заставляют пересматривать свои внутренние убеждения. Анализировать происходящие события и пересматривать свое отношение к окружающим людям.
  • Хладнокровное отношение казачества к смертям вокруг приводит Мелехова в недоумение. Человечность, переполнявшая Григория, со временем начинает угасать. Но он так и не смог смириться с убийствами людей, которых можно было бы избежать.

Григорий Мелехов в российской экранизации

Жестокость и непредсказуемость войны зарождает у Григория множество сомнений в происходящем вокруг. С угрызений совести и начинается трагичность судьбы Мелихова. Натыкаясь на постоянный обман, он запутывается в своих стремлениях и желаниях. Новая власть не приводит к обещанному равенству народа.

  • В поисках истины Григорий мечется между разными военными сторонами, сталкивается с различными идеологиями. После отстаивания интересов «красных», переходит на позиции буденновцев, следом примыкает к белым соединениям. Происходит полное непонимание на чьей стороне правда и за какие идеалы нужно бороться.
  • Григорию претит следовать чужим непонятным указаниям: «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запутанный». Вокруг происходила борьба за материальные ценности, а для Мелехова ценность была прежде всего в человеческой жизни.
  • Военные события придают характеру Григория озлобленность и жестокость. В нем притупляется чувство сострадания. Постоянно сталкиваясь со смертью близких ему людей, он заливает свои переживания алкоголем.
  • В бою против «белых» Мелехов становится свидетелем жестокой расправы с военнопленными. Это событие становится переломным моментом в его жизни, «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавис­тью, враждебного и непонятного мира…».
  • Чувство несправедливости подкашивает его военный дух. Он принимает решение больше не воевать и покидает отряд. Вскоре Мелехова возвращают в военные ряды. И его снова настигает новое потрясение. На его глазах убивают безоружных военных.
  • Психика Григория не выдерживает, и он в качестве дезертира возвращается в родные края. В результате преследования советской власти, Мелехов вынужденно примыкает к казацкой банде и вскоре возглавляет ее. Однако их военные действия не приводят к успеху.

В боях

Не изменяя свои жизненным позициям, находясь в постоянной борьбе за правду, Григорий вызывает подозрение и недоверие у окружающих. Мелехов не находит поддержки в своей идеологии и это наполняет его сердце бесконечным одиночеством. Его все чаще тянет к спокойной мирной жизни.

На протяжении войны Григория постоянно охватывает желание вернуться на родную землю. Его душа разрывается между военным долгом и тоской за родными краями, семьей.

Родительский дом и трудовые будни на своей земле становятся для него ценнее борьбы за чужие идеалы. Мысли о семье переполняют Григория и греют его изнутри.

Он постоянно представляет, как будет собирать урожай, заботиться о домашней скотине, справляться по хозяйству. На протяжении всего романа жизненные обстоятельства ставят Григория перед выбором.

Любовь между Мелеховым и Аксиньей проходит испытание временем и после войны Григорий предпринимает новые попытки к счастливой и спокойной жизни. Однако его настигает новая сердечная трагедия. При непредвиденных обстоятельствах погибает его любимая женщина Аксинья. Ее смерть превращает храброго и свободолюбивого воина в человека убитого горем. Теряется смысл существования Григория.

В конце романа Мелехов оставляет военный образ жизни. Окутанный одиночеством, он все вокруг видит в черном цвете – черные тучи и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Он возвращается в родной дом с надеждой начать новую жизнь на своей земле. Силы для продолжения своего существования Григорий находит в своем сыне. В Мишутушке он видит воплощение своей любимой.

Григорий с сыном

Характер Григория Мелехова притягивает читателя своей человечностью. Стойкость и непоколебимость народного духа вызывает удивление на протяжении всего романа. Образ Григория вобрал в себя лучшие черты русского национального характера.

Видео: Судьба Григория Мелехова

Источник: https://heaclub.ru/obraz-i-harakteristika-grigoriya-melehova-glavnyj-geroj-romana-mihaila-sholohova-tihij-don-vojna-i-lyubov-v-zhizni-grigoriya-melehova

Жизнь обитателей дома Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равносильно чуду. Этот роман поистине стал «шедевром» века благодаря могучему таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Прежде всего мы познакомимся с главой семьи — Панте-леем Прокофьевичем. «Под уклон сползавших годов за-кряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…

» Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей.

И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям.

«Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель.

» В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания.

На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота.

Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Мы познакомимся с главой семьи — Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Читайте также:  Сочинение андрей болконский в романе война и мир (образ и характеристика)

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…

» Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей.

И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое— семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям.

«Старший, уже женатый сын его Петро, напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит тяжелый путь самопознания.

На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, к отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у него.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи.

Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живущие с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/zhizn-obitatelej-doma-melexovyx-v-romane-tixij-don/

Какие семьи изображены в романе Тихий Дон? — Сочинение

В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная». Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы – все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – турки».

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий – сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне.

И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать.

Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку.

Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила – Марьи.

Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы.

Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании.

Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне – как брат». Но «под разговор и зарезать можно».

Григорий думает иначе: «Ежли все помнить – волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство – непреходящая ценность.

К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан – в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Здесь искали:

  • семьи в тихом доне
  • семья коршуновых в романе тихий дон
  • семьи в романе тихий дон

Источник: https://sochineniye.ru/kakie-semi-izobrazheny-v-romane-tihij-don/

Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования.

Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер ,– анализ мира донского казачества.     Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.     Род, семья — святые понятия для казаков.

Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

    Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего.

Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело… От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?     Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.
    Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги.

Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

    Романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя.

Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.
    Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких.

Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества.

    Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00034301184864214399

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector