Сочинение святослав в поэме слово о полку игореве (образ и характеристика)

Характеристика Святослава играет большую роль в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В основе сюжета этого произведения реальные события — провалившийся поход князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь. Предположительно, «Слово о полку Игореве» было написано в 1185 году, когда и состоялся этот поход.

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Роль Святослава в тексте

Характеристика Святослава дается и в самом тексте «Слова о полку Игореве». Стоит отметить, что в этом произведении не только описывается неудачный поход русских князей, но и подробно рассказывается о междоусобицах между ними. Также внимание уделяется их походам и военным удачам, начиная с древнейших времен. В «Слове…» разворачивается настоящая народная эпопея.

Святослав выходит на первый план в повествовании уже после того, как князья терпят поражение. Многие плачут по павшим. При этом автор «Слова…» отмечает, что всему виною стали неблагоразумные молодые князья, которые увлеклись спорами за чужое имущество и крамолами друг на друга.

После громкой победы Святослава над половцами, которая произошла в 1184 году, контраст просто поразителен.

Выступление Святослава в Киеве

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

События в «Слове о полку Игореве» переносятся в Киев. Там все обсуждают удачи Святослава и провал Игоря. Результат сражений оказался тем более удручающим, что сразу четыре русских князя попали в плен. Это сам Игорь, а также Всеволод, Владимир Игоревич и Святослав Ольгович.

Бояре обращаются к собравшимся с речью, которая постепенно переходит в настоящий плач. Именно тогда князь Святослав произносит свое знаменитое «золотое слово», это одно из самых значимых мест в произведении.

В своей речи он осуждает и упрекает Всеволода и Игоря, которые были слишком самонадеянны, отправившись в далекий и опасный поход.

В заключение он отмечает, что готов был бы встать за свою семью и близких, но надо спешить на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.

Князь Святослав

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Характеристику Святослава следует начать с того, кем был этот русский князь. Это отец Всеволода и Игоря, имя которого на Руси было у всех на слуху. Популярность он заработал благодаря тому, что сумел остановить бессистемные набеги половцев на Русь. Это значительно облегчило жизнь всего народа. На протяжении многих лет половцы не давали спокойной жизни многим населенным пунктам, расположенным у границы. Только Святослав дал им понять, что не потерпит такого. Он решительно дал им отпор с помощью силы и меча. При этом сумел между собой объединить некоторые приграничные города, чтобы им было проще обороняться. Это явно свидетельствует о его организационном таланте и сообразительности.

Ему удалось оставить после себя в княжестве мир и покой. Воспитал талантливых сыновей, которые неплохо до поры до времени управлялись со своими землями. Пока не отправились в самостоятельный поход против половцев.

Опрометчивый поход

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Ведь по большому счету поход, который описан в «Слове…», нельзя назвать умным и расчетливым поступком. Лучше всех это понимал как раз князь Святослав. В «Слове о полку Игореве» подробно описывается, к чему привела такая недальновидность.

Отец тяжело переживал поражение своих сыновей. Кроме того, волновался за будущее русской земли, на которой только все стало налаживаться после набегов половцев. Он осознает, что так половцы получают силу и уверенность в себе, о которой уже успели подзабыть. Победив сыновей Святослава, они начинают подозревать, что вполне в состоянии справиться и с их отцом.

Святослав понимает, что Русь может спастись, только объединившись, но его мало кто слушает.

Характеристика Святослава

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

В данном произведении герой нашей статьи предстает истинным патриотом, сильным и смелым человеком. Именно такой его образ сохранился и в летописях.

Образ Святослава в «Слове о полку Игореве» исключительно положительный. Его яркие и неординарные качества подчеркивает один из самых известных исследователей этого произведения академик Лихачев.

Примечательно, что к моменту описываемых событий Святославу около 60 лет. Это весьма почтенный возраст для того времени. Именно поэтому автор «Слова…» изображает его как старца, убеленного сединами.

Великий князь

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» вполне однозначна — его называют исключительно великим князем. Причем в конкретном случае понятие «великий», скорее всего, отражает не величие самого князя, а величие и значимость города, в котором он правил — Киева. На тот момент это, пожалуй, главный город славян, исторический и религиозный центр всей Руси.

Описание Святослава в «Слове о полку Игореве» неизменно сопровождается его значимостью. Ведь в то время киевский князь фактически был главою всех русских князей.

Патриот и защитник

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Давая характеристику Святослава в «Слове о полку Игореве», автор всегда его представляет как патриота и защитника своей Отчизны. Несмотря на преклонные годы, он не намерен давать в обиду Русь, на страницах произведения он часто называет ее своим «гнездом».

В описании Святослава в «Слове о полку Игореве» его сравнивают со старым соколом, который с виду слаб. Но при этом заставляет высоко летать всех окружающих его птиц.

Еще один исследователь этого памятника древнерусской литературы Булахов пишет о патриотизме Святослава, что князь в первую очередь заботился о безопасности своей страны, ратовал за ее единство. Все это характеризует образ Святослава в «Слове о полку Игореве» как настоящего патриота. Эту же черту отмечают и многие летописцы, которые отражали в своих трудах его значения для своего народа.

Цитаты про мужество Святослава

Многие цитаты о Святославе в «Слове о полку Игореве» свидетельствуют о нем как об отважном, грозном и беспощадном к врагам воине. Например, автор «Слова…» пишет, что князь «поганых ратей не щадил».

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Но грозность Святослава не следует понимать как грозность Ивана Грозного. Тот же Лихачев отмечает, что Святослав при всех своих достоинствах был чрезвычайно слабым князем из тех, которые когда-либо правили в Киеве.

Отмечая, какой Святослав в «Слове о полку Игореве», Лихачев пишет, что он не был по-настоящему грозным, владея только одним Киевом.

Оценка Святослава современными исследователями

Интересно, что нынешние исследователи, в отличие от современников князя, воспринимают его неоднозначно. Например, историк Рыбаков называет его, пожалуй, наиболее крупной фигурой среди всех русских князей того временного периода.

А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы «Слова…» были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.

Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его «золотое слово» имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.

Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь «Слова о полку Игореве» Барсов, который пишет, что Святослав — редкий на то время представитель идеи единства Руси.

А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

Сон Святослава

Важное место отводится в «Слове о полку Игореве» сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.

Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.

Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек — это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома.

Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место.

Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.

В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.

Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.

Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.

Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав — один из ключевых и центральных персонажей «Слова о полку Игореве». Образ князя в этом произведении максимально идеализирован.

Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно.

Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.

Источник: https://www.syl.ru/article/348712/obraz-i-harakteristika-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve

Слово о полку Игореве

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Слово о полку Игореве» — один из древнейших памятников русской книжности, образец русского эпоса (это что?), в котором соединяются черты воинской повести и притчи (это как?).

Ни одно другое произведение отечественной литературы не вызывает столько споров, сколько эта уникальная поэма.

Для успешного написания сочинения по «Слову о полку Игореве» в 9 классе, недостаточно простого знакомства с кратким содержанием «Слова о полку Игореве».

Необходимо внимательно прочитать текст в любом из существующих переводов (например, «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачёва или Р.Якобсона), познакомиться с историей изучения документа и разными взглядами на вопрос его происхождения.

План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:

  1. История происхождения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о полку Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение князей русских.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
  2. «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.

Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.

Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.

Читайте также:  Характеристика семьи мармеладовых в романе преступление и наказание

Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.

Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.

Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово…» не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.

Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).

Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.

Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.

Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.

Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.

Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.

Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.

Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.

Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.

В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.

Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.

Ярославна – героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.

Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.

Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.

В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.

Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.

Главная идея произведения

Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.

«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.

  • Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.
  • Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.
  • Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/slovo-polku-igoreve-plan-sochineniya-obrazy-geroev-istoriya-analiz.html

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно.

Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль.

Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла.

, хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки.

Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам.

Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и.

в результате, превращает в рабов.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: https://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-svyatoslava-v-slovo-o-polku-igoreve/

Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны в «Слово о полку Игореве»

Урок в 9 классе

Тема урока: Образы Игоря, Всеволода, Святослава в поэме «Слово о полку Игореве». Закрепление.

Цели урока:

Образовательная: Показать особенности создания образов Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев.

Развивающая: Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.

Воспитательная: Продолжать воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство любви, верности к близким (на примере Игоря и Всеволода), к жене, мужу (Игорь и Ярославна), к своему Отечеству.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3 минуты)

  2. Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы подробно рассмотрим образы Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Проследим по тексту, как изображен тот или иной образ, какие средства выразительности использует автор для их создания. Но сначала выполним небольшую работу по вариантам. Вы получите карточки с заданием.

Карточка 1:

Выпишите из текста 7-10 слов, которые вышли из употребления нашего языка. (Персты, усобицы, крамола, хоругвь, червленые и т.д.)

Карточка 2:

Выпишите из текста 7-10 слов, в которых грамматическая форма является несовременной, но смысл понятен. (на живые струны воскладал, князьям славу рокотали, сабли изострены, взбился див и т.д.)

  • (Работа рассчитана на 8-10 минут)
  • 3.Беседа с учащимися (10-15) минут:
  • -Ребята, давайте повторим еще раз, кто такой Игорь? (Князь Новгород- Северский)
  • -Кто найдет в тексте поэмы первое упоминание об Игоре?
  • (Начнем же, братия, повесть эту
  • от старого Владимира до нынешнего Игоря,
  • который скрепил ум силою своею
  • и поострил сердце свое мужеством;
  • исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
  • на землю Половецкую, за землю Русскую)
  • Кто еще нашел примеры того, как втор изображает Игоря?
  • (Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
  • и поехал по чистому полю)

-Ребята, как вы думаете, что значит «вступил Игорь-князь в золотое стремя»? (Игорь выступил в поход. Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря)

  1. -Каким вам представляется Игорь? (Смелым, отважным, храбрым, мужественным)
  2. -Каким представляется Киевский князь Святослав? (мудрым, дальновидным, могущественным)
  3. -Давайте выразительно прочтем «Золотое слово Святослава»(3 минуты)
  4. -Ребята, кто такой Всеволод? (Брат Игоря)

-Как Всеволод изображен в «Слове…»? (Ярый тур Всеволод!

  • Бьёшься ты впереди,
  • прыщешь на воинов стрелами,
  • гремишь о шлемы мечами булатными.
  • Куда, тур, поскачешь,
  • своим золотым шлемом посвечивая, —
  • там лежат поганые головы половецкие.
  • Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
  • ярый тур Всеволод!)

-Давайте подведем итог и сравним двух братьев? Кто хочет ответить? (Игорь и Всеволод — храбрые и мужественные воины, не оставили друг друга в беде. Всеволод подробно изображен в сражении, отличии от Игоря.

Читайте также:  Сочинение про неуверенность в себе рассуждение

Мы говорили, что Игорь отважный и смелый, но он еще и тщеславный. Он хочет прославится, как его отец, который однажды уже побеждал половцев. Игорь не дальновиден и не мудр, ведь он не подумал о том, что случится с Русью, если он проиграет.

Половцы еще более ожесточенно начнут нападать.)

4.Слово учителя: Сегодня у нас заключительный урок и мы выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. (Рассчитан на 7-10 минут)

  1. Рукопись «Слова…» была обнаружена в …века в Спасо – Ярославском монастыре?

а ) в конце XIX б ) в конце XVIII в) в начале XVI г)в начале XIX

2. Рукопись «Слова…» была обнаружена…?

а)Д. Лихачевым б) Бантыш – Каменским в) Мусиным- Пушкиным

3. Рукопись XVI века погибла при пожаре Москвы в … году?

а) 1888 году б) 1200 году в) 1812 году г) 1943

4. Рукопись XVI века погибла при пожаре Москвы, но сохранилась копия сделанная для …?

а) Екатерины II б) Александра I в) Елизаветы г) Николая I

5. О каком историческом событии повествует «Слово о полку Игореве»?

а)поход Игоря на половцев в 1883 году; б) поход Игоря на половцев в 1885 году

в) поход Игоря на половцев в 1880 году; г)поход Игоря на половцев в 1174 году

6. Какое знамение явилось Игорю?

а) наводнение; б) буря; в) солнечное затмение; г) полнолуние.

7. Первое сражение с половцами завершилось…?

  1. а) победой русичей; б) победой половцев; в) ничьей ;
  2. 8) Сколько длилось второе сражение?
  3. а) 5 дней б) 1 день в) 7 дней г) 3 дня
  4. 9) К чему призывает автор « Слова…» ?
  5. а) к разделению земель; б) к отступлению; в) к единению ;
  6. 10)Чем заканчивается «Слово…» ?
  7. а) побегом Игоря; б)здравицей князьям; в) плачем Ярославны; г) словом Святослава

5. Подготовка к сочинению. (5-7 минут)

-Все справились с заданием, завтра вы узнаете результаты. Я напоминаю вам, что завтра мы будем писать сочинение по «Слову о полку Игореве». Давайте запишем темы сочинений:

  • «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
  • «Святослав и его золотое слово»
  • «Образ Игоря и его поход против половцев»
  • «Природа в «Слове о полку Игореве»
  • «Сравнение братьев Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»
  • -Давайте один план мы запишем в классе.
  • Святослав и его золотое слово.
  • План

I. Краткие сведения о «Слове о полку Игореве».

II. Образ Святослава и основные мысли его речи.

  1. 1)Киевский князь Святослав:
  2. а) государственная дальновидность;
  3. б)могущество;
  4. в)патриотизм.
  5. 2)Золотое слово Святослава:
  6. а) упрек Игорю и Всеволоду;
  7. б) указание князьям на последствия междоусобиц;
  8. в)призыв к объединению.

III. Князь Святослав выразитель основной идеи произведения.

6.Выставление оценок и домашнее задание.

-Дома, вам нужно подготовиться к сочинению, то есть написать план. И выписать цитаты, которые вам понадобятся, для раскрытия вашей темы. Всем спасибо! До встречи!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/obrazyighoriavsievolodasviatoslavaiaroslavnyvslovoopolkuighorievie

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве” – героическая поэма о Руси

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году.

В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги.

Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников.

Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы».

Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:

 «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого;

с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Эти слова князя обращены к любимой дружине.

Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:

  •  «А мои куряне — опытные воины:
  • под трубами пеленаны,
  • под шлемами взлеяеянны, с
  • конца копья вскормлены,
  • дороги им известны, овраги знакомы,
  • сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле,
  • ища себе чести, а князю — славы».

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:

  1. «О, дружина моя и братья!
  2. Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;
  3. сядем же, братья, на борзых коней,
  4. да посмотрим хоть на синий Дон».

Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:

  • «Яр Тур Всеволод!
  • Бьешься ты в первых радах,
  • прыщешь на воинов стрелами,
  • гремишь по шлемам мечами харалужными,
  • … куда, ярый тур поскачешь,
  • своим златым шлемом посвечивая,
  • там лежат поганые головы половецкие».

Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской.

Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского.

Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора.

С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ». (Карл Маркс).

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-geroicheskaya-poema-o-rusi/

Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве»

Тема: Слово о полку Игореве

Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Север­ский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немного­численным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стрем­ление к личной славе.

Поэтому он не хочет возвратиться, считая это по­зором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приво­дит его к поражению.

Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.

Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, при­казывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.

Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его.

На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один.

Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о не­обходимости объединения, совместной борьбы.

Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным бра­том. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве».

Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он гово­рит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Рус­скую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совер­шали многочисленные набеги на Русь.

Святослав упрекает князей за без­деятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам. Материал с сайта //iEssay.ru

Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.

Образы Игоря и Святослава помогают автору «Слова о полку Игореве» передать главную мысль произведения — объединение Руси.

На этой странице материал по темам:

  • сочинение святослав в слове
  • святослав киевский в «слове о полку игореве»
  • за что упрекает святослав игоря
  • святослав характеристика слово о полку игореве
  • характеристика игоря из слово о полку игореве

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/sochineniya/slovo-o-polku-igoreve/igor-i-svyatoslav-v-slove-o-polku-igoreve

Подготовка к ОГЭ по литературе, Слово о полку Игореве

Задание 1.

Какое значение имеет «смутный сон» Святослава для понимания идеи «Слова о полку Игореве»?   Какие художественные средства помогают автору передать печаль князя Святослава и всей Русской земли? (3-5 предложений)   

Святослав видит сон непонятный.

Мутным сном он немало смутился:Снился град на горах, Киев снился,А дальнейшим немало встревожен:«В эту ночь, – говорит, – одеваютВдруг меня покрывалом печальным:Черным, черным, чернее, чем сажа!Я ж лежу на кроватке тисовой –Да из крепкого, красного тисаДоски к досочкам пригнаны прочно!Вот, вино подают, зачерпают –Синим, синим течет, синеалым!Будто в море вливается небоНочью звездной, чужой, безотрадной!Или будто руда синевоюОтливает, иль будто по жиламКровь течет, посиневши от тягот –Будто с горем вино мне смешали!Рядом сыплют мне жемчуг на лоно –Жемчуг белый да ровный, блестящий.Нежно холят, как в путь провожают.Только вижу, что сыплется жемчугИз пустых половецких колчанов!Крупный жемчуг!Да что же такое!Будто вижу свой терем, как с неба:Златоверхие отчи покои –А уж доски без связи, без князя –Это в тереме-то златоверхом!»

Читайте также:  История любви евгения базарова и анны сергеевны одинцовой в романе отцы и дети

Как уж тут не встревожиться!  Будто!

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотической направленностью.

Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.

Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика.

Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси.

Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.

Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду.

Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.

Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня.

А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «…

вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покры­ла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».

Задание 2.

Почему князь Игорь решается на побег? Какую роль в описании бегства Игоря из плена играют образы природы? (3-5 предложений)   

Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.     «Тяжко и голове,     Лишенной плеч,     А зло и телу     Без головы», —     Русской земле – без Игоря!

 Возвращение Игоря стало радостью для всего народа.

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.

Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».

Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

Задание 3.

Сопоставьте плач Ярославны из приведенного фрагмента «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А. Жуковского «Светлана». Что сближает двух героинь?

  • Над широким берегом Дуная,
  • Над великой Галицкой землей
  • Плачет, из Путивля долетая,
  • Голос Ярославны молодой:
  • «Обернусь я, бедная, кукушкой,
  • По Дунаю-речке полечу
  • И рукав с бобровою опушкой,
  • Наклонясь, в Каяле омочу.
  • Улетят, развеются туманы,
  • Приоткроет очи Игорь-князь,
  • И утрý кровавые я раны,
  • Над могучим телом наклонясь».
  • Далеко в Путивле, на забрале,
  • Лишь заря займется поутру,
  • Ярославна, полная печали,
  • Как кукушка, кличет на юру:
  • «Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
  • Что клубишь туманы у реки,
  • Стрелы половецкие вздымаешь,
  • Мечешь их на русские полки?
  • Чем тебе не любо на просторе
  • Высоко под облаком летать,
  • Корабли лелеять в синем море,
  • За кормою волны колыхать?
  • Ты же, стрелы вражеские сея,
  • Только смертью веешь с высоты.
  • Ах, зачем, зачем мое веселье
  • В ковылях навек развеял ты?»
  • На заре в Путивле причитая,
  • Как кукушка раннею весной,
  • Ярославна кличет молодая,
  • На стене рыдая городской:
  • «Днепр мой славный! Каменные горы
  • В землях половецких ты пробил,
  • Святослава в дальние просторы
  • До полков Кобяковых носил.
  • Возлелей же князя, господине,
  • Сохрани на дальней стороне,
  • Чтоб забыла слёзы я отныне,
  • Чтобы жив вернулся он ко мне!»
  • Далеко в Путивле, на забрале,
  • Лишь заря займется поутру,
  • Ярославна, полная печали,
  • Как кукушка, кличет на юру:
  • «Солнце трижды светлое! С тобою
  • Каждому приветно и тепло.
  • Что ж ты войско князя удалое
  • Жаркими лучами обожгло?
  • И зачем в пустыне ты безводной
  • Под ударом грозных половчан
  • Жаждою стянуло лук походный,
  • Горем переполнило колчан?»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А. Заболоцкого)

  1. Почему Ярославна обращается к природе?
  2. Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
  3. В чём смысл сравнения героини с кукушкой?

Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам.

Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» — это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» — обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать.

Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.

С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру. И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:

  • Что ты, Ветер, злобно повеваешь,Что клубишь туманы у реки,Стрелы половецкие вздымаешь,
  • Мечешь их на русские полки?
  • В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу: Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слезы я отныне,
  • Чтобы жив вернулся он ко мне!
  • Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
  • Днепр мой славный! Каменные горыВ землях половецких ты пробил,Святослава в дальние просторы
  • До полков Кобяковых носил.
  • Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:

Солнце трижды светлое! С тобоюКаждому приветно и тепло.Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину. Но обращается к силам природы она как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва.

И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который «стрелы половецкие вздымает,мечет их на русские полки».

Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».

  1. Тускло светится луна
  2.    В сумраке тумана —Конец формы
  3. Молчалива и грустна
  4.    Милая Светлана.
  5. «Что, подруженька, с тобой?
  6.    Вымолви словечко;
  7. Слушай песни круговой;
  8.    Вынь себе колечко.
  9. Пой, красавица: «Кузнец,
  10. Скуй мне злат и нов венец,
  11.    Скуй кольцо златое;
  12. Мне венчаться тем венцом,
  13. Обручаться тем кольцом
  14.    При святом налое».
  15. «Как могу, подружки, петь?
  16.    Милый друг далёко;
  17. Мне судьбина умереть
  18.    В грусти одинокой.
  19. Год промчался —  вести нет;
  20.    Он ко мне не пишет;
  21. Ах! а им лишь красен свет,

   Им лишь сердце дышит…

  • Иль не вспомнишь обо мне?
  • Где, в какой ты стороне?
  •    Где твоя обитель?
  • Я молюсь и слезы лью!
  • Утоли печаль мою,
  •    Ангел-утешитель».
  • Вот в светлице стол накрыт
  •    Белой пеленою;
  • И на том столе стоит
  •    Зеркало с свечою;
  • Два прибора на столе.
  •    «Загадай, Светлана;
  • В чистом зеркала стекле
  •    В полночь, без обмана
  • Ты узнаешь жребий свой:
  • Стукнет в двери милый твой
  •    Легкою рукою;
  • Упадет с дверей запор;
  • Сядет он за свой прибор
  •    Ужинать с тобою».

(В.А. Жуковский. «Светлана»)

Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем.

Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье. Баллада «Светлана» считается оригинальной балладой В. А. Жу­ковского. Повествование начинается картинами святочного гадания русских девушек, написанными с приукрашиванием крестьянского быта.

На этом фоне дается образ Светланы. Она молчалива и груст­на, разлука с милым делает ее тихой и печальной. Свое горе она пы­тается утешить, прибегая к молитве. За покорность, терпение и на­дежду автор награждает Светлану.

Ужасы она переживает только во сне, а пробуждение готовит ей радость — возвращение жениха. Бал­лада заканчивается веселой свадьбой.

ТО ЕСТЬ ДВУХ ДЕВУШЕК СБЛИЖАЕТ НАРОДНОСТЬ. РУССКИЙ ДУХ.

  1. Начало формы
  2. Задание 4.
  3. Напишите сочинение на одну из тем (200 слов)
  1. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

Основным побуждением к походу для Игоря было желание защитить Русь. Он проявил мужество, верность брату в бою, попал в плен, где томится, тоскует по родной земле: «Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца».

       Князь Игорь рад своему возвращению на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без нее: «Тяжело голове без плеч, беда телу без головы». Всё это и побуждает автора славить Игоря.        Русская земля оказывается не мстительной, а доброй, прощающей заблуждения.

Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. Святослав в своём «золотом слове» скорбит о печалях Русской земли, но надеется на разум князей и добром вспоминает их заслуги и доблести.        Добро оказывается основой и в плаче Ярославны, которая обращается к силам природы.

Она упрекает Ветер, Днепр и Солнце. Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость слышатся в её голосе.

       Добро и в «золотом слове» Святослава, и в плаче Ярославны – норма, коренное свойство жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, на ратных доблестях Игоревой дружины, но и на этой вере в добро как основу мира.

Источник: https://multiurok.ru/files/podgotovka-k-oge-po-literature-slovo-o-polku-igore.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector