Сочинение ярославна в слове о полку игореве (образ и характеристика)

Настя Каверина Мастер (1241) 9 лет назад Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.

В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славу-тича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? » — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

Ксения Ларина Профи (832) 9 лет назад Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славу-тича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? » — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

Андрей Васиков Ученик (152) 3 года назад Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славу-тича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? » — спрашивает Ярославна у ветра.

Читайте также:  Трагедия печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

Влада Кан Знаток (328) 2 года назад Ярославна — это один из самых поэтичных персонажей «Слова о полку Игореве». В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века. Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла). По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей: «…Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями…» (В. П. Адрианова-Перетц ««Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков») В «Слове о полку Игореве» автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей : «…Голос Ярославны молодой…» «…Ярославна кличет молодая…» Автор «Слова» называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным сих пор. Существует версия, что Ярославну звали Ефросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии «Слова о полку Игореве» об этом пишут следующее: «…пока нет веских оснований называть имя Ярославны…» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» в 5 томах, 1995 г.) С образом Ярославны связан самый трогательный момент в «Слове о полку Игореве» — плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны: «…Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…» «…На стене рыдая городской… В своем плаче Ярославна обращается к силам природы — к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой: «…Что ты, Ветер, злобно повеваешь…» «…Днепр мой славный! Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне…» «…Солнце трижды светлое! Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?..» Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев: «…в «Слове о полку Игореве» образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием…» (Д. С. Лихачев «Человек в литературе Древней Руси») Княжна Ярославна принадлежит к «высшему сословию» — сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени: «…Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов — феодальных и народных. Вот почему Ярославна в «Слове о полку Игореве» представлена в образе лирической, песенной русской женщины — Ярославны…» (Д. С. Лихачев «Человек в литературе Древней Руси») Впервые «Слово о полку Игореве » было издано в 1800 году. И с тех пор образ Ярославны вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Например, многие поэты XIX века посвятили свои стихи и поэмы образу Ярославны. Образ Ярославны также представлен в работах таких знаменитых художников, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, И. С. Глазунов и др. ScionAltera ScionAltera Ученик (106) 1 год назад Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славу-тича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? » — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

Источник: https://otvet.mail.ru/question/45470139

Сочинение на тему “Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.

Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

  • Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
  • Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
  • Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
Читайте также:  Любовь и война - сочинение (11 класс) рассуждение

Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру —

  1. Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
  2. О ветер, ветрило!
  3. Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?..

  • О Днепр Словутич!
  • Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую…
  • Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
  • Чтобы не слала я к нему слез на море рано.

Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.

  1. Светлое и трижды светлое солнце!
  2. Всем ты тепло и прекрасно:
  3. Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучина воинов моего лады?
  4. В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?

Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.

  • Далеко в Путивле, на забрале
  • Лишь заря займется поутру,
  • Ярославна, полная печали,
  • Как кукушка, кличет на юру…

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

«Слово о полку Игореве» – яркое произведение – свидетельство средневековья. Чтобы его понять, надо проникнуться сознанием, или как сейчас говорят, менталитетом человека этой жестокой, суровой эпохи.

Средневековый рыцарь–богатырь был рождён для битвы, для войны. Смерть в сражении есть честь и достоинство, победа – вершина жизни. А сама по себе жизнь ничего не значила.

Женщина средневековья – только дама сердца – продолжение воина, хранительница его славы, чести. Сама по себе женщина мало что значила.

Именно в этом качестве предстаёт перед нами Ярославна – жена князя Игоря. Она символизирует объединённый образ всех русских женщин конца двенадцатого – начала тринадцатого веков. Их удел – страдание, оплакивание своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя или попавших во вражеский плен. Поэтому княгиня возникает в поэме, как женщина, оплакивающая своего мужа.

Своей любовью она пытается помочь князю спастись из плена. Её плач выражает её готовность пожертвовать всем, ради спасения дорогого человека. Она привлекает силы природы (что характерно для славянской веры), обращается к Солнцу, ветру, Днепру с мольбой о помощи. И автор приветствует её устремление, он сравнивает Ярославну с птицей, летящей вдоль реки, спасительницей своего мужа.

Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. Печаль, неизбывное горе нашли отражение в её монологе.

Но она не одна – сотни русских женщин Древней Руси оплакивали своих родных, и в их плаче – любовь, нежность, сострадание. Но мы слышим голос Ярославны.

В её душе мечты о мире и домашнем очаге, хранительницей которого является женщина. Она – воплощение созидательного, нравственного, народного начала.

Плач княгини символизирует печаль Русской земли. Светлый и поэтический образ княгини Ярославны является одним из популярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе. К её образу обращаются многие творцы современности.

Мы можем увидеть её портреты, созданные художниками, сценическое воплощение, музыкальные варианты.

Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а её монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.

Особенно ценным представляется следствие плача Ярославны. Кажется, что именно она спасает своего мужа, ведь все силы природы объединяются, чтобы спасти князя: помогает шумом ветер, прячет в своих волнах Днепр. Возвращается князь, словно солнце освещает Русскую землю.

Ярославна символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а её плач не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.

Хочется верить, что ещё много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/old-rus-literature/image-of-yaroslavna-in-lay

Образ ярославны как символ женской верности

  • 9 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • Образ ярославны как символ женской верности

Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря.

Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов. На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический. Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Настоящее имя княгини — Ефросинья.

Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь.

Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и любящая жена, которая героически ждет возвращения любимого мужа. Игорь в неволе создает планы будущего побега.

А в это время его милая Ярославна готова полететь на край света к милому мужу, чтоб залечить кровавые раны на его сильном теле.

Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину; по его мнению, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.

Рано утром, когда не спит только охрана, выходит Ярославна на городской вал и, плача, укоряет ветер-ветровей за то, что он мечет стрелы половецкие на воинов-русичей.

Возникает вопрос: почему плачет Ярославна в Путивле, ведь Игорь был князем в Новгороде-Северском? Исследователи говорят, что Путивль был укрепленным городом и естественно, когда половцы пошли на Русь, Ярославна перебралась в более безопасное место. Не совсем ясно, почему плачет Ярославна на «забрале».

Города-крепости ограждались стеной, на верху которой делался помост, защищенный с внешней стороны забралом — бруствером. На этом помосте стоял народ, провожая своих воинов в поход; когда враг окружал город, отсюда на него сыпался град стрел. Возможно, существовал некий обычай, когда на городской стене оплакивали погибших в далеком бою.

Так же на берегу Днепра оплакивала мать своего сына Ростислава. «Готские красные девы» поют на берегу моря, плещет «лебедиными крылы на синем море у Дону» Дева Обида, «девици поютъ на Дунай».

Не было ли обычаем петь и плакать именно на берегу? Не потому ли «Слово о полку Игореве» подчеркивает, что поражение войск Игоря произошло «на брезе быстрой Каялы», то есть в месте скорби?

Трижды обращается скорбящая жена к силам природы, стремясь облегчить страдания мужа. Обращается к буйному ветру, который принял сторону врага и шлет на русичей тучи половецких стрел. Обращается она и к Днепру-Славуте, просит его сквозь слезы: «Възлелей господине мою ладу къ мне, а быхъ неслала къ нему слезъ на море рано».

Рыдая в отчаянии, Ярославна обращает свой скорбный плач-заклинание к третьей стихии — солнцу пресветлому, чтобы оно в поле безводном горячими лучами своими не мучило жаждой воинов.

Все три строфы плача Ярославны начинаются одинаковым зачином-запевом, что роднит данное произведение с народной песней: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи».

Автор «Слова о полку Игореве» очень точно передает образы природы. Так, например, он сравнивает Ярославну с птицей «зегзицей». Принято считать, что зегзица — это кукушка. Однако издавна эмблемой печали у славян была не кукушка, а чайка. М.

Читайте также:  Сочинение по творчеству бунина

Шарлеман писал: «Следует напомнить, что на Десне между Коропом и Новгородом-Северским крестьяне называют иногда «гигичкой», «зигичкой», «зигзичкой» чайку, по-русски «пигалицу» или «чибиса».

Ярославна в своем отчаянии больше похожа на чайку, которая с таким же отчаянным криком летает над водой.

Обратим внимание: в порыве тоски и печали Ярославна просит силы природы ослабить муки не только ее мужа, она переживает о судьбах всех воинов-русичей: «Светлое и тресветлое слънце! Всемъ тепло и красно еси: чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вой? Въ поле безводне жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тули затче».

Ярославна не только верная жена, но и сознательная пламенная патриотка своего государства, которая выступает от имени всех жен русских.

Заметим, что автор «Слова о полку Игореве» упоминает плачи несколько раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, падших в походе Игоря, плач матери Ростислава.

Плачи же имеет в виду автор и тогда, когда говорит о стонах Киева, Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря.

Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к лирическим восклицаниям, столь характерным для плачей: «О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»; «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!» Лирический плач Ярославны, ее обращение к силам природы словно вторит «золотому слову» Святослава, его обращению ко всем русским князьям.

Плач Ярославны — это как бы продолжение обращения Святослава и автора «Слова о полку Игореве» ко всем русским князьям. Однако Ярославна отчетливее, чем Святослав, в свое обращение вплетает личные чувства. Обретя новые силы, Игорь бежит из плена на Русскую землю.

Могущественные природные стихии — и далекий Днепр, и господин-ветер, и теплое ласковое солнце — пробивают каменные нагромождения, покоряются скорбному слову княгини-заступницы: «Прысну море полунощи; идутъ сморци мъглами; Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Так произошло чудо, сотворенное женщиной, которая тужила безмерно в ожидании мужа-князя.

Образ Ярославны — величественный гимн моральной красоте женщины. Ее сила и человечность, благородство ее чувств, верность в любви возвеличивают ее в наших глазах. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/322.html

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» (Характеристика Ярославны)

Княгиня Ярославна, персонаж величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», является объединенным символическим образом русских женщин (конец XII – начало ХІІІ веков), которые оплакивали своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя либо же попавших во вражеский плен.

Плач Ярославны воплощает в себе величайшую силу любви, жалобы которой сравниваются с криком кукушки (чайки), символизирующей тоскующую женщину.

Монолог княгини также очень насыщен разными мифологическими образами, поэтому можно говорить о том, что мышление Ярославны языческое, без какого-либо христианского мироощущения и христианских верований.

Так, царство мертвых, в которое попадают все погибшие воины, размещается княгиней на западе.

Такое представление соответствует миропониманию русичей, существовавшему до принятия христианства. А перевоплощение души женщины в птицу является характерным для мифологического сознания славян-язычников.

Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. В ее образе нашли отражение лучшие черты женщин Древней Руси – любовь, нежность, сострадание. В монологе Ярославны выражены идеи мира и дома, при этом подчеркнуто созидательное, нравственное, народное начало. Плач княгини и других женщин соотносится с описанием печали Русской земли.

Светлый и поэтический образ княгини Ярославны, который является одним из наипопулярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе, – это постоянный объект внимания разных творцов нового времени.

В частности, писатели и поэты XIX-XX веков проявляли к Ярославне намного больший интерес, чем к центральному герою «Слова о полку Игореве» князю Игорю.

Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а ее монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.

Княгиня Ярославна является образом идеальной русской женщины, патриота, который и сейчас живет среди нас как напоминание глубокой любви и верности, а также любви к своей Родине. Этот персонаж символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а плач Ярославны – это не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.

Хочется верить, что еще много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

(23 votes, average: 3.96

Источник: https://school-essay.ru/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Тема: Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древ­нерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, су­ровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привле­кали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох.

Неизвестному ав­тору удалось не только рассказать нам о событиях, ока­завших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дру­жин, жен русских воинов.

Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.

В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяже­лую для мужа минуту она всем сердцем стремится ока­заться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярослав­на обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Свя­тославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днеп­ру и солнцу слышится надежда на справедливость и дове­рие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Поче­му же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, го­рем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Материал с сайта //iEssay.ru

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после по­ражения славных воинов в походе против половцев.

С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писате­лей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Тол­стого и многих других мастеров слова. Жуковский и Забо­лоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощуще­ние от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия пре­красного.

На этой странице материал по темам:

  • образ ярославны с цитатами
  • плача ярославны у заболоцкого жуковского
  • характер ярославны в слове о полку игореве
  • образ ярославны в слове о полку игореве с цитатами
  • «слово о полку игореве» характеристика ярославны

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/sochineniya/slovo-o-polku-igoreve/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector