Столичное дворянство (евгений онегин) сочинение

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     подумаем над тайной прототипа Евгения Онегина;
  • ·     узнаем, в какой среде сформировался характер Онегина;
  • ·     разберёмся, что в этом персонаже типичного, а что индивидуального;
  • ·     попробуем понять, почему Онегина называют «лишним человеком».

Прежде чем начать разговор о Евгении Онегине, вспомним, в какой период времени разворачиваются события романа. Литературоведы считают, что начинается роман в 1819 году, а заканчивается в 1825 – незадолго до восстания декабристов.

Как мы уже знаем, Пушкин начал писать роман в 1823 году. То есть для современников Пушкина время романа – это недавнее прошлое. А если учесть, что на его страницах множество узнаваемых деталей времени и реальных лиц, легко понять, почему первые читатели пытались угадать, кто стал прототипом главного героя романа.

А можно ли вообще говорить о прототипе Онегина? Некоторые исследователи утверждают, что прототип Евгения Онегина – это русский мыслитель и выдающийся модник Пётр Яковлевич Чаадаев.

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

  1. В подтверждение своей гипотезы они приводят такие строчки романа:
  2. Второй Чадаев, мой Евгений,
  3. Боясь ревнивых осуждений,
  4. В своей одежде был педант
  5. И то, что мы назвали франт.
  6. Он три часа по крайней мере
  7. Пред зеркалами проводил
  8. И из уборной выходил
  9. Подобный ветреной Венере,
  10. Когда, надев мужской наряд,
  11. Богиня едет в маскарад.

Ироничные строки, не правда ли? Пушкин сравнивает своего героя с римской богиней любви и красоты. Да и вряд ли мы найдём что-то общее у Онегина и Чаадаева, кроме пристрастия к моде и умения блистать в светском обществе.

Другие исследователи уверены, что Онегин списан с Александра Сергеевича Грибоедова.

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

Пушкин дружил с Грибоедовым и восхищался им. Грибоедов тоже умел одеваться, как лондонский денди, и пользовался успехом в светском обществе. Обратимся к воспоминаниям поэта. Пушкин писал:

«Я познакомился с Грибоедовым в тысяча восемьсот семнадцатом году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности».

  • Теперь посмотрим, как автор-повествователь пишет о своём знакомстве с Онегиным:
  • Мне нравились его черты,
  • Мечтам невольная преданность,
  • Неподражательная странность
  • И резкий, охлажденный ум.
  • Я был озлоблен, он угрюм.

Похоже? Только на первый взгляд! Даже если вспомнить о бурной светской жизни Грибоедова, на роль прототипа он не годится. Почему? Начнём с того, что образование Онегина было очень поверхностным: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», – пишет поэт. Но ещё лучше характеризуют Онегина эти строки:

  1. Он рыться не имел охоты
  2. В хронологической пыли
  3. Бытописания земли:
  4. Но дней минувших анекдоты
  5. От Ромула до наших дней
  6. Хранил он в памяти своей.
  7. То есть по сути Евгений учиться не любил и запоминал только интересные факты, чтобы блеснуть в обществе якобы прекрасной образованностью. А чтобы поддержать свой имидж, можно
  8. С учёным видом знатока
  9. Хранить молчанье в важном споре.

Вспомним, что Онегину 18 лет. К этому возрасту Грибоедов прекрасно знал латынь и греческий, говорил на шести европейских языках, стал блестящим музыкантом и закончил целых 3 университетских курса! Слова «усердный труд ему был тошен» явно не про этого человека. К тому же, Грибоедов был поэтом, а Онегин не мог ямба от хорея отличить.

Так был ли у Евгения Онегина реальный прототип? Спросим об этом у самого поэта!

Вот что Пушкин писал из Одессы своему другу Александру Ивановичу Тургеневу в декабре 1823 года: «Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью».

А вот отрывок из письма брату 1824 года: «Может быть, я пришлю ему отрывки из “Онегина”; это лучшее мо` произведение. Не верь Раевскому, который бранит его он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал».

А когда в 1825 году первая глава «Евгения Онегина» вышла отдельной книгой, Пушкин в предисловии к ней назвал себя сатирическим писателем!

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

Нетрудно догадаться, что остриё пушкинской сатиры было направлено на столичное дворянское общество, типичным представителем которого и является Онегин. Он вобрал в себя все черты, характерные для светского молодого человека из Петербурга. Поэтому вряд ли мы можем говорить о каком-то одном прототипе.

Каким же было столичное дворянское общество? Насквозь фальшивым. Отец Онегина промотал состояние, давая по три бала в год, чтобы поддерживать свой статус и создавать видимость богатства.

  • Здесь нет любви, только «наука страсти нежной». Поэтому ветреные светские кокетки Онегина разочаровали:
  • Красавицы не долго были
  • Предмет его привычных дум;
  • Измены утомить успели.
  • Здесь нет и дружбы:
  • Друзья и дружба надоели,
  • Затем, что не всегда же мог
  • Бифштекс и страсбургский пирог
  • Шампанской обливать бутылкой
  • И сыпать острые слова,
  • Когда болела голова.

Разве дружба – это только остроумные беседы на светских приёмах? Разумеется, нет.

  1. Почему Евгений Онегин – типичный представитель столичного дворянства?
  2. Во-первых, поэт с самого начала подчеркивает типичность Онегина. Например, рассказывая о его образовании, Пушкин говорит:
  3. Мы все учились понемногу
  4. Чему-нибудь и как-нибудь.
  5. Распорядок дня Онегина подчинён светской жизни: балы, приёмы, театр, поздние ужины.
  6. Проснётся за полдень, и снова
  7. До утра жизнь его готова,
  8. Однообразна и пестра.
  9. И завтра то же, что вчера.

То есть, даёт понять, что такая поверхностная образованность – это норма. Такая же норма и увлечение модой, которое пришло в Россию из Англии. У денди была своя философия и даже строгий свод правил, по которым создавался модный образ. И продвинутый человек был обязан соответствовать этим правилам.

В столице кабинет Онегина полон модных вещичек, в его деревенском кабинете статуэтка Наполеона и портрет Байрона. Это романтические кумиры эпохи. Даже читает Онегин то, что модно. Это замечает Татьяна:

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Онегин не служит, не занимается творчеством – упорный труд ему был тошен. Фактически, он прожигатель жизни, бездельник с тоскующей ленью.

Современники Пушкина считали, что Онегин не достоин быть героем романтической поэмы, настолько его характер казался обыденным.

Что же получается, Онегин – всего лишь набор типичных черт дворянской молодёжи? Разумеется, нет. Есть в нём и особенные черты, характерные только для него.

Например, благородство вовсе не является типической чертой. При этом Онегин благороден. Он не воспользовался неосмотрительным поступком Татьяны, сохранил в тайне её письмо и не стал играть её чувствами, хотя и был хладнокровным ловеласом.

  • Вот что ещё пишет автор о своём герое:
  • Мне нравились его черты,
  • Мечтам невольная преданность,
  • Неподражательная странность
  • И резкий, охлажденный ум.

Эти черты выделяют Онегина из толпы прожигателей жизни. Светские забавы ему надоели, общество разочаровало. Он видит пустоту всей этой роскошной беззаботной жизни.

  1. Онегин пытается найти себя, он ищет, чем занять свою натуру, но быстро бросает любое дело. В деревне Онегин сделал легче жизнь своих крестьян:
  2. Ярем он барщины старинной
  3. Оброком легким заменил;
  4. И раб судьбу благословил.
  5. Но на этом его реформы кончились.

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

Управлять поместьем Онегин не захотел, его знание экономики осталось без применения. Но это нововведение настроило против Онегина местное дворянство.

Получается, что Онегин отвергает столичное светское общество и бежит в идеальный мир природы. Такой побег характерен для романтического героя. Обратим внимание на то, что Онегин разочарован и охладел ко всему душой – это черты байронического героя.

И что же мы видим? В деревне он тоже скучает и тоже отвергает общество – теперь уже общество местных дворян. На земле нет места, где Онегин был бы счастлив. Даже во время путешествий он думает:

  • Зачем, как тульский заседатель,
  • Я не лежу в параличе?
  • Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? Ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

Именно с Евгения Онегина в русской литературе начинается череда персонажей, которых критики называют «лишними людьми».

«Лишним человеком» считают лермонтовского Печорина, тургеневского Рудина, Бельтова из романа Герцена «Кто виноват?».

Их образование, таланты и ум не находят себе применения, а жизнь растрачивается впустую. Лишние люди – выходцы из дворянской среды, при этом они презирают всё то, чем живёт дворянское общество.

Лишний человек – разочарованный скептик, который чувствует усталость от жизни будучи очень молодым. Вспомним, разочарованному Онегину всего лишь восемнадцать лет.

Лишние люди всегда глубоко несчастны и приносят несчастье тем, кто их любит.

Рассуждая о типичности образа Онегина, Александр Иванович Герцен сказал: «Каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е.

человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

Источник: https://videouroki.net/video/27-evgenij-onegin-onegin-i-stolichnoe-dvoryanskoe-obshchestvo.html

Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": изображение и характеристика

В романе «Евгений Онегин»  Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться.

Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу.

Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах.

С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинениеНаряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее.

Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы.

Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек.

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить

Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем

И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку».

В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек.

Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,

И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

  • Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
  • Как dandy лондонский одет —
  • Что он умен и очень мил.

И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинениеОписанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны.

Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества.

Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

  1. цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лицы,
    Необходимые глупцы;
    Тут были дамы пожилые
    В чепцах и в розах, с виду злые;
    Тут было несколько девиц,
    Не улыбающихся лиц;
    Тут был посланник, говоривший
    О государственных делах;
    Тут был в душистых сединах
    Старик, по-старому шутивший:
    Отменно тонко и умно,
  2. Что нынче несколько смешно.
  3. Тут был на эпиграммы падкий,
    На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,

Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость.

Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере.

Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin.html

Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин": образ и характеристика

Главная страницаПушкин

Столичное дворянство (Евгений Онегин) сочинение
Онегин на балу.
Художник А. Самохвалов

Роман в стихах «Евгений Онегин» — это настоящая энциклопедия русской жизни начала XIX.

Среди образов, представленных в романе «Евгений Онегин», особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.

В романе «Евгений Онегин» одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.
В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества.

Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.

Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом.

Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов. 

Высший свет Москвы и Петербурга ведет пустую и однообразную жизнь :

«…Однообразная семья, / Все жадной скуки сыновья…» :«…И даже глупости смешной / В тебе не встретишь, свет пустой…»На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:
Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф) И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым.У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.:
Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; […] И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони.

На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:

Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен.Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд.Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:
Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, пересоленный); Да вот в бутылке засмоленной, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже; За ним строй рюмок узких, длинных.Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садяться играть в карты — в бостон, вист и т.д.:
Столы зеленые раскрыты: Зовут задорных игроков Бостон и ломбер стариков, И вист, доныне знаменитый, Однообразная семья, Все жадной скуки сыновья…»После карточной игры гостей угощают чаем и снова звучит музыка:
Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись, Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались […] И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе.Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться. Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:
Не обратились на нее Ни дам ревнивые лорнеты, Ни трубки модных знатоков Из лож и кресельных рядов.Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:
Ее привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар,Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Всё чувства поражает вдруг. Здесь кажут франты записные Свое нахальство, свой жилет И невнимательный лорнет. Сюда гусары отпускные Спешат явиться, прогреметь, Блеснуть, пленить и улететь.Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:
Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс… Меж тем Между двух теток, у колонны, Не замечаема никем, Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь.Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя «весь цвет столицы»:
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц, Не улыбающихся лиц; Тут был посланник, говоривший О государственных делах; Тут был в душистых сединах Старик, по-старому шутивший.В романе «Евгений Онегин» автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д. Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат. Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина. Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе «Евгений Онегин» Пушкина.

Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/evgenij-onegin-svetskoe-obshhestvo-roman-evgenij-onegin.html

Столичное дворянство

Сюжет произведения «Евгений Онегин» во многом основан на противостоянии взглядов столичного и провинциального дворянства. Есть в них и сходства, и различия, но автор выражает свою четкую позицию по отношению к каждому из них. В романе «Евгений Онегин» столичное дворянство описано без прикрас, подчеркнуты все пороки этого общества.

В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования.

В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Персонажи в романе вымышлены Пушкиным лишь на половину. Автор сам вращался в дворянских кругах, и большинство образов были действительно найдены им в реальной жизни.

Тунеядство и потребительское отношение к жизни были распространены в столичном дворянстве в реальной жизни, а не только на страницах произведения. Именно это делает роман достоянием мировой литературы.

Пушкин очень точно смог описать жизнь дворянства, добавив в роман не столько вымысел, сколько примеры из жизни.

Противопоставление столичного и провинциального дворянства. Татьяна в среде дворян.

Поместное дворянство показывается Пушкиным менее образованным, но при этом их отношение к жизни автор ценит гораздо больше. Они беседуют не о модных тенденциях, а о сенокосе и посевах, но жизнь их наполнена смыслом.

Семья Лариных относится именно к поместному дворянству. По приезду в Москву Татьяна немного разочарована. Она ждала чуда, а на деле увидела лишь бессмысленность бесед и скуку.

Несмотря на то, что приняли героиню очень хорошо, она не спешит новым знакомым открывать свою душу, выбирая в качестве собеседника няню.

Таким образом, мы видим столичное дворянство в романе Пушкина со стороны деградации общества. То, чем руководствуется в жизни столичная молодежь – лишь напыление, не имеющее никакого смысла. Статья поможет написать сочинение на тему «Столичное дворянство в романе «Евгений Онегин».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/evgeniy-onegin/stolichnoe-dvoryanstvo.html

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Сочинение, реферат

  • Сочинение

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века.

Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа.

На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений.

Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов.

Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц».

Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской.

Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

  1. Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:
  2. Но в них не видно перемены,
    Все в них на старый образец:
    У тетушки княжны Елены
    Все тот же тюлевый чепец;
    Все белится Лукерья Львовна,
    Все то же лжет Любовь Петровна,
    Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проникнуто мягким, добродушным юмором.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод… Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков.

Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни.

Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил».

Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

  • Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь —
  • Все это мужа не спросясь.
  • Сцена именин Татьяны позволила автору дать точную и емкую характеристику деревенских помещиков с их поразительным убожеством интересов, подавляюще однообразным существованием.
  • С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами «о вине, о псарне, о своей родне».

Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы.

Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его.

Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=57

Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости.

Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга.

Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной.

Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен.

Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова.

Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины».

Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг.

Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Александра Мокеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/dvoryanstvo-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это не только самое крупное по размерам, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест произведение. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма.Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г.

Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». По нему действительно можно судить об эпохе, изучать жизнь России начала XIX века.

В это время происходил подъем национального самосознания, зарождалось организованное революционное движение. Вспомним хотя бы декабристов. Однако абсолютное большинство дворян не было затронуто этими процессами.

Поэт нарисовал яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского света. Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил».

Дни его проходят весело: «три дома на вечер зовут». Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, опера, всевозможные празднества — вот основное времяпрепровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».Московское дворянство тяжеловеснее.

Хотя и здесь Шум, хохот, беготня, поклоны,Галоп, мазурка, вальс… И понятно, почему простодушной Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Лариных наперебой говорят им о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной иронией замечает: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец…

Пушкин начинает перечислять их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, и что характерно, «они клевещут даже скучно».Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов.

Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже хотя бы потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, у них есть дело. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже не мало.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Татьяна.Но это лишь несколько скрашивает поразительную убогость. Глядя глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни.

Вот дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне.Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, боязнь нового и душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование очень поверхностно.

Так, мать Тани «русский Я, как N французский произносить умела в нос», знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина «твердила часто ей о них». Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают.

В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это, по определению поэта, «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь».И конечно же, все они боятся нового, которое может ограничить их власть. Это особенно отчетливо видно по их отношению к Онегину.

Когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ославили как «опаснейшего чудака».С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.И столичное, и поместное дворянство представлено в романе в остросатирическом плане.

При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустота времяпрепровождения, сплетни и прочее.Пушкин открыто смеется над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы.

Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — говорит он.Но ведь прежде-то — дельным!Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях, Пушкин является продолжателем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуации у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени». Безусловно, без «Евгения Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/3106-dvoryanstvo-stolichnoe-i-pomestnoe-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгении Онегин»

Текст

    Многие страницы романа «Евгений Онегин» посвящены изображению столичного и провинциального дворянства — образу жизни, нравам и вкусам.    Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение («чему-нибудь и как-нибудь») становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея… отличить»), причиной «тоскующей лени», неспособности к труду.    Описывая образ жизни столичного «повесы» (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).    У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде «светской черни»: распространенный в этой среде «хладнокровный разврат», отношение к любви как к «науке», показная добродетель и «модная спесь» светских дам:    Они, суровым поведеньем    Пугая робкую любовь,    Ее привлечь умели вновь…

    В среде «светской черни» искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. «Друзья» из числа светской черни лицемерны, а подчас и опасны.

    Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:    …пылких душ неосторожность    Самолюбивую ничтожность    Иль оскорбляет, иль смешит…

    Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. «Общество» одобряет тех,

    Кто странным снам не предавался,    Кто черни светской не чуждался,    Кто в двадцать лет был франт иль хват,    Л в тридцать выгодно женат…

    Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного — словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна «твердо в роль свою вошла», стала подлинной аристократкой.

Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена… В ней сохранился тот же тон…» Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал «цвет столицы».

Автор любуется «порядком стройным олигархических бесед», описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет «глупого жеманства», пошлых тем или «вечных истин».

    Столичное дворянство — это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.    Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей. Вначале она «рвалась и плакала», оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина «самодержавно» управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством:    Она езжала по работам,    Солила на зиму грибы,    Вела расходы, брила лбы…

    Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее — няня, простая крестьянка. Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят «круглые качели», хоровод и подблюдные песни.

Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом. Ларин «в халате ел и пил», его жена носила шлафрок и чепец.

Описывая смерть Ларина, автор пишет не без иронии: «Он умер в час перед обедом…», подчеркивая характерную особенность поместной жизни: время всех событий (даже смерти) отсчитывают от времени еды. «Привычки милой старины» сохранились в семье Лариных, и после смерти отца.

Ларина-старшая осталась такой же радушной хозяйкой.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/98278

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector