Трагедия печорина, ее сущность и причины — сочинение (9 класс)

Презентация на тему: Трагедия Печорина, её сущность и причины Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс) Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Трагедия Печорина, её сущность и причины

№ слайда 2

Описание слайда:

«… Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться».                                    ПЕЧОРИН

№ слайда 3

Описание слайда:

Печорин — личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

№ слайда 4

Описание слайда:

Просмотр видеофрагментаКак вы думаете, почему авторы фильма взяли для финальной сцены слова, произносимые Печориным в повести «Бэла»? Обоснуйте свое мнение.

№ слайда 5

Описание слайда:

Кто же виноват в судьбе Печорина?

№ слайда 6

Описание слайда:

Анализ видеофрагментов-Насколько образ Печорина в фильме соответствует вашему представлению о главном герое романа Лермонтова?- Какое место в жизни Печорина занимали дружба и любовь?

№ слайда 7

Описание слайда:

Составьте кластеры1 гр. – Дружба в жизни Печорина. 2 гр. – Любовь в жизни Печорина.

№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10

Описание слайда:

Критика романаВ.Г. Белинский: «проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования»»такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него»»совершенно новый мир искусства»»переходное состояние духа»»глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины», глубокое знание человеческого сердца и современного общества.

№ слайда 11

Описание слайда:

Критика романаС.О. Бурачок: «нет ни религиозности, ни народности»образ Печорина является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей»»отвратительных и грязных» героев»в натуре этакие бесчувственные, бессовестные люди невозможны»: «В ком силы духовные хоть мало-мальски живы, — заключал критик, — для тех эта книга отвратительно несносна».

№ слайда 12

Описание слайда:

Критика романаО.И. Сенковский: «Г.

Лермонтов, — писал Сенковский, — счастливо выпутался из самого затруднительного положения, в каком только может находиться лирический поэт, поставленный между преувеличениями, без которых нет лиризма, и истиною, без которой нет прозы. Он надел плащ истины на преувеличения, и этот наряд очень к лицу им». «нельзя выдавать Героя нашего времени за что-нибудь выше миленького ученического эскиза».

№ слайда 13

Описание слайда:

Критика романаФ. Булгарин: «Лучшего романа, — писал Булгарин, — я не читал на русском языке».

№ слайда 14

Описание слайда:

Критика романаС.П. Шевырев: «Всё содержание повестей г-на Лермонтова, кроме Печорина, принадлежит существенной жизни; но сам Печорин, за исключением его апатии, которая была только началом его нравственной болезни, принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность».

№ слайда 15

Описание слайда:

Защита проектов«Мой взгляд на «Героя нашего времени»

№ слайда 16

Описание слайда:

Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следитьза его судьбой и называть его Героем времени…

№ слайда 17

Описание слайда:

Домашнее заданиеПодготовиться к написанию сочинение по темам: «Нравственные проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова», «Смысл названия романа», «Мой Лермонтов», «Трагедия Печорина, ее сущность и причины», «Евгений Онегин и Печорин» (опыт сопоставления), «Любимые страницы лирики М.Ю. Лермонтова», «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова» и др.

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/tragedija-pechorina-ejo-sushhnost-i-prichiny.html

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» по роману Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» — один из самых значимых для русской классической литературы, а в образе Печорина автор сумел отобразить трагедию целого поколения.

Лермонтов утверждал, что персонаж собирательный. И он писал о тех, кого сам встречал в 30-е годы XIX века.

Сочинение «В чем трагедия Печорина?» станет ответом на этот все еще актуальный вопрос, ведь «лишние люди» появлялись во все времена.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Образ Печорина

Григорий Александрович Печорин — неоднозначный персонаж. Он одновременно и привлекает, и отталкивает.

Лермонтов старался показать его умным и красивым молодым человеком, но в глазах других он выглядит странным. Герой молод, богат и полон амбиций.

Но весь его ум, энергичность и талант не находят себе применения и растрачиваются в никуда. Сердце героя пустует. Григорий живет без надежды на что-то лучшее.

Он постоянно предается самоанализу и отчасти напоминает Евгения Онегина. Григорий не может разглядеть и смысла в своем существовании и всегда рассматривает себя отдельно от общества. Печорину все надоело, а этот мир кажется скучным. Мужчина пренебрежительно к себе относится.

«Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? Умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядоч­но уже скучно».

Печорин

Лермонтов предлагает читателю детальное описание внешности Григория Александровича. Это дает возможность лучше понять его характер и осознать, в чем трагедия Печерина.

У него редкое сочетание темных глаз и светлых волос, широкие плечи, но худые бледные пальцы рук, а также темные усы. Особенно собеседников при встрече с ним поражали его глаза, что отдают холодным блеском и не смеются, когда он смеется.

Автор говорит, что это признак глубокой внутренней грусти или злого нрава.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Образ Григория трудно отнести к положительному или к отрицательному. У персонажа есть все задатки, чтобы стать действительно добрым человеком.

Кажется, он самостоятельно сделал выбор в сторону «нравственного калеки», который взял на себя смелость распоряжаться судьбами других.

Григорий совершенно равнодушен к таким явлениям, как любовь и дружба, и исключает их из своей жизни. Может быть, именно в этом выборе заключается трагедия его образа.

Проблема влияния общественности на человека и его судьбу является одной из ключевых в романе. Ведь, будучи молодым, Григорий был полон надежд. В нем жила вера на совершение жизненного подвига. Он рисовал себе высокие идеалы и хотел их достичь, но в течение жизни от них осталась одна лишь усталость.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Печорин — трагический образ сильной, мыслящей личности. Его поведение — истинный плод его времени. В нем Лермонтов отобразил типичные пороки своей эпохи:

  • индивидуализм;
  • скуку;
  • презрительность.

Писатель изобразил человека в вечной борьбе с самим собой и обществом вокруг, и трагедию этого человека.

Трагедия личности

Главный герой отличается от окружающих его людей. Он эгоист, который убивает собственную скуку, делая несчастными других людей. Его душа наполнена ненавистью и презрением к окружающим его людям. Он любит устраивать стрессовые ситуации, изучая психологию человека, при этом не сопереживая и не сочувствуя.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Он прекрасно знает, как заставить других людей страдать, и не поступается своим принципам, даже если на кону стоит человеческая жизнь.

В любой сложной задачи он видит вызов, и чтобы решить ее не останавливается перед моральным выбором, даже если дело ничего для него не значит.

Из-за капризов Григория вокруг него гибнут люди, но это не слишком его тревожит. При этом герой спокойно и адекватно анализирует собственное поведение.

  • Но все же в нем живет две противоположные личности: одна толкает его на свершение бесчеловечных деяний с каменным безразличием, а вторая порицает себя же за это и ненавидит.
  • Его совесть все-таки не давала ему покоя после совершения им преступлений против нравственности:
  • Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)
  • смерть Бэлы и Мэри;
  • дуэль и убийство Грушницкого;
  • трагичная судьба единственной любимой им женщины — Веры.

Печорин объективно понимает, что совершает преступления против нравственности и даже вначале винит себя в них. Но затем он сам в следующей ситуации не делает выбор в пользу добра. Его жизнь и поступки выглядят как некий эксперимент над собой. Трагедия персонажа заключается в том, что выбор в пользу цинизма сделан сознательно.

Но все же смелость, стремление к неизвестному и сильный дух выделяют Печорина среди людей его поколения и позволяют Лермонтову сочувствовать главному герою и величать его героем своего времени.

Трагедия поколения

Эпоха, в которую живет человек, имеет непосредственное влияние на его поведение и взгляды на жизнь. В 30-е годы ХIХ века, в период написания романа в обществе потеряли свою цену мораль и нравственность.

Герою лермонтовского романа Печорину поистине скучно жить, а жизнь его не имеет ни единой высокой цели. В его времени нет большой, будоражащей сердце идеи, ради стремления к которой хотелось бы существовать. У его современников нет ничего, ради чего стоило бы быть нравственными людьми.

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Как личность Печорин наделен положительными чертами характера. Одна его половина всегда ненавидит себя за плохие поступки. Но казалось, это эпоха диктует, как их использовать, а не человек сам ими распоряжается.

К примеру, у Григория есть хорошее качество — целеустремленность. Но герой направляет его не во благо других людей, а ради удовлетворения собственных амбиций.

Одновременно с этим он ломает несколько чужих жизней и судеб.

Печорин считает, что причиной его трагедии стало общество: именно оно превратило его в «нравственного калеку». Григорий осознает свою духовную деградацию и видит, как он гниет внутри. Но персонаж привык к подобному образу жизни и уже не в состоянии вернуться на праведную тропу. Цинизм и отчужденность стали для него привычной маской, за которой легко спрятать свою сущность.

Трагедия отображаемого поколения в том, что умным и одаренным личностям попросту нечем себя занять и некуда пристроить свою энергию, талант. Эпоха поставила такие условия, при которых положительный человек становится потерянным.

Тема, затронутая в романе Лермонтовым, актуальна и на сегодняшний день. Время и общество влияет на людей и меняет их вне зависимости от их собственных желаний.

Но все же выбор собственного «Я» и то, каким оно будет, остается за самим человеком во все времена. Легко пойти за массами и сделать из себя «нравственного калеку», не знающего сочувствия и любви.

Но, чтобы противостоять этому напору, необходима истинная красота и мощь души, а также твердость характера.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/na-temu-v-chem-tragediya-pechorina-po-romanu-lermontova.html

В чем трагедия печорина

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Печорин – один из первых литературных героев, созданных реалистично, без романтических прикрас. Лермонтов ставит его в самые различные обстоятельства и ситуации, описывает его изнутри и со стороны. Чтобы понять трагедию Печорина нужно лучше узнать самого героя.

Сначала о Григории Александровиче Печорине рассказывает старый капитан Максим Максимыч. Затем Лермонтов встречает его в гостинице и описывает его таким, как видит сам. И наконец, он передает право рассказать о себе самому герою, публикуя его якобы дневниковые записи.

Существует еще одно, неоконченное произведение – «Княгиня Лиговская», начатое до «Героя нашего времени». После ареста, последовавшего за написание стихотворение «На смерть поэта», Лермонтов утратил интерес к этой работе.

По замыслу это должно было стать произведением масштабным, не меньше «Героя нашего времени».

В нем Лермонтов успел создать только экспозицию и завязку сюжета, но в этом произведении дан портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, и оно многое дает пониманию личности главного героя.

Кстати, из этого произведения читатель узнает, что Печорин родился и жил до 19 лет в Москве. Он учился в пансионах, поступил в университет, но когда пришло время сдавать экзамен, влюбленный в княгиню Веру Лиговскую, Жорж поехал в гости в родственнице, куда были приглашены семьи Р. и Печориных. Он не мог упустить возможности оказаться рядом с девушкой, которая ему нравилась.

Читайте также:  Сочинение характеристика города калинова

Татьяна Петровна, мать Печорина была в ужасе, когда узнала, что сын не явился на экзамены. Григорий Александрович уговорил мать отпустить его вступить на военную службу. Он участвовал в польской кампании, после которой был переведен в гвардию. Тогда же его мать и сестра Варенька переехали в Петербург.

Ни в одном, ни в другом произведении не упоминаются причины, приведшие Печорина на Кавказ. Но, судя по тому, что он не был разжалован, и даже не был понижен в звании, можно предположить, что воевать на Кавказе он напросился сам.

Возможно, выскажу крамольную мысль в том, что рядом с Лермонтовым, с Печориным, с тем же Чацким, не оказалось женщины, способной понять, поддержать, любить, создать семью. Онегин такую женщину проглядел, а когда увидел, было слишком поздно. Белинский писал:

Трагедия Печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Трагедия Печорина в том, что он любит не того человека. Вера не способна сделать его счастливым. Она обещала ждать, но всякий раз, когда он покидал Петербург, Вера выходила замуж.

  Что заставило ее дважды выйти замуж? Стремление к высокому положению и красивой жизни? Неспособность любить? Или в силу своей слабости характера она всякий раз поддавалась на уговоры родни? Лермонтов не дает ответа на этот вопрос.

Любит ли она Печорина, или ей удобно держать молодого человека около себя, как собачку? На этот вопрос тоже нет исчерпывающего ответа.

Трагедия Печорина – это, по сути своей, трагедия самого поэта. Отчасти она выражена  названием грибоедовской комедии «Горе от ума». Можно сказать, что Печорин родился не в свое время.   Он тяготился светским обществом, сплетнями по углам, лицемерием, откровенной глупостью некоторых представителей общества, учившихся «чему-нибудь и как-нибудь».

И бежал от этого общества на Кавказ, «где люди вольны, как орлы». По складу характера Печорин был авантюристом, искателем приключений. И в то же время его тянуло в Санкт-Петербург, где были дорогие друзья, женщины, которых он любил.

Печорин, как и Лермонтов, чувствовал, что его способности не востребованы в полной мере, и это становилось причиной его депрессий, неадекватных поступков, придирок к окружающим.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/v-chem-tragediya-pechorina

В чем трагедия печорина? сочинение, реферат

  • Сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных скептиков, «страдающих эгоистов», опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся «силы необъятные». Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы.

Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, «водяным обществом». И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество.

Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в «Тамани» на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка «мирных контрабандистов». Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.

Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем.

При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности «тоненького прапорщика». Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести «Максим Максимыч» автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев.

Но особенно поражает его взгляд: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь.

Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с «водяным обществом» Пятигорска.

Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые «пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку».

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого».

Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою».

Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его.

Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким — иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях «Бэла» и «Тамань».

Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы»? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике.

Он не верит в дружбу, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». По его определению, счастье — это «насыщенная гордость».

Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за «приманками страстей», которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь.

Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую.

Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=80

Сочинение "Трагедия Печорина" (по роману "Герой нашего времени")

Судьба целого поколения молодежи 1830-х годов нашла отражение в судьбе Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Автор утверждал, что Печорин – это его современник, каким он его «понимает и… часто встречал».

Лермонтов писал, что это «портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии».

Изображая Печорина, Михаил Юрьевич хотел выяснить, почему одаренные, талантливые люди не находят себе применения, почему они вынуждены впустую растрачивать свои силы, почему остаются одинокими…

Автор описывает сцены, в которых герой предстает перед нами в различных жизненных обстоятельствах. Это помогает лучше раскрыть суть Печорина и людей, подобных ему. С этой же целью Михаил Юрьевич показывает его в среде представителей различных слоев общества (среди контрабандистов, горцев, «водяного общества»).

Почему же Печорин везде приносит окружающим лишь страдания? Ведь он обладает большим умом, он талантлив, в душе этого героя таятся «силы необъятные». Ответ на этот вопрос можно дать, познакомившись с Печориным поближе.

Он вырос в дворянской семье, получил обычное для своего времени и круга образование и воспитание. Из исповеди героя мы узнаем, что, освободившись от опеки родных, Печорин начал искать удовольствий.

Когда он вошел в большой свет, он стал весело проводить время и ухаживать за светскими красавицами. Однако он быстро разочаровался в такой жизни, и тоска овладела героем. Тогда он решил читать книги, заниматься наукой. Но вскоре и это ему надоело.

Затем Печорин поехал на Кавказ, решив, что «скука не живет под чеченскими пулями».

Где бы ни появился наш герой, он всегда становится для окружающих «топором в руках судьбы». К примеру, Печорин ищет опасных приключений в повести «Тамань», из-за чего страдают «мирные контрабандисты», налаженную жизнь которых он разрушает.

В повести «Бэла» наш герой рушит жизнь Бэлы, а также отца этой девушки и Казбича. В «Княжне Мери» с героями происходит то же самое. В «Фаталисте» умирает Вулич, смерть которого предсказал Печорин.

А в повести «Максим Максимыч» старик, веривший в молодое поколение, совершенно разочаровывается в нем.

Я считаю, что главная причина трагедии Печорина заключается в системе его ценностей. В дневнике герой признается, что для него радости и страдания людей являются пищей, которая поддерживает его силы. Это говорит об эгоистичной натуре Печорина.

Создается впечатление, что этот герой ставит серию экспериментов, общаясь с людьми. И все эти эксперименты завершаются неудачно.

К примеру, Печорин прямо говорит Максиму Максимычу, что ему одинаково надоедают невежество дикарки и кокетство знатной барыни, поэтому любовь первой немногим лучше любви второй. В беседе с Вернером он признается, что не вынес из жизненной бури ни одного чувства, лишь несколько идей.

Печорин говорит о том, что давно живет головой, а не сердцем. Он с любопытством наблюдателя разбирает свои поступки и страсти. Даже к собственной жизни Печорин относится «без участия», а уж судьбы других его и подавно не волнуют.

На мой взгляд, именно из-за равнодушного отношения к людям этот герой не находит себе места в жизни. Скука и разочарование Печорина связаны с тем, что он не способен чувствовать. Оправдывая себя, сам герой говорит, что такова была его участь с детства. Все пытались найти в нем признаки дурных свойств – и они появились. В результате Печорин стал «нравственным калекой».

Я считаю, что в самом названии произведения заключен ответ на вопрос, в чем состоит трагедия Печорина.

«Герой нашего времени»… Это название, с одной стороны, подчеркивает типичность этого героя для 1830-х годов, а с другой – говорит о том, что Григорий Печорин – порождение своего времени.

Читайте также:  Город моей мечты - сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов считает, что трагедия Печорина заключается в невостребованности временем его талантов, ума, его жажды деятельности.

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/sochinenie_tragedija_pechorina_po_romanu_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1935

В чем трагедия печорина (по роману м.ю. лермонтова «герой нашего времени»)

Лермонтова давно волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно…

В конце 30-х годов Лермонтов создает роман «Герой нашего времени», в котором воспроизводит, по его словам, «портрет, но не одного лица: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Читатели России узнали из романа горькую правду о своих современниках, об обществе, которое делает лучших людей своего времени «нравственными калеками».

Таков Григорий Печорин — главный герой романа, трагический герой 30-х годов XIX века. Печорин — человек большой силы воли, умный, талантливый, энергичный. Он молод, красив, богат. Все в нем говорит о том, что это незаурядная натура.

Но его ум, способности, энергия не находят себе применения, растрачиваются попусту. Сердце его пусто и холодно ко всему. Герой живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя. «Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? умереть так умереть.

Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно», — говорит Печорин.

Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни».

В первые годы молодости были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений…»

В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает.

Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям, с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит только несчастья.

По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого.

Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; «разбито» сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч.

Несмотря на то, что Печорин — сильная, волевая, одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека.

Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой -«нервическая слабость».

Печорину около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское».

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…»

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а головою.

Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать

к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли прп-вый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере.

Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость и не дает Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя, как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни — и полная безнадежность, осознание своей обреченности.

Страдания Печорина усиливаются тем, что, по его признанию, в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его.

Трагизм страдающего эгоиста в том, что его ум, его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем, к «радостям и бедствиям человеческим» не столько его вина, сколько тяжелый крест. Он иногда сам себя презирает за свои «мелкие слабости, дурные страсти», за то зло, которое он невольно причиняет всем, кто встречается на его пути.

Но «ненасытная жадность», заставляющая смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую душевные силы», стала уже сущностью его натуры, Печорин ощущает в себе эту жадность независимо от собственной воли.

Успевший ко всему привыкнуть, разучившийся по-настоящему чувствовать, герой лермонтовского времени вызывает острое сожаление тем, что жизнь его «становится пус-тее день ото дня».

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог.

«Трагедия Печорина, — писал Белинский, — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий».

Источник: http://www.1kessay.ru/read/3400

В чем трагедия печорина?

Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин — человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, не понятый окружающими и не понимающий их.

Лермонтов ласт очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Даже такие, казалось бы, незначительные черты, как темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности, противоречивости и в то же время — аристократичности.

Глаза у Печорина никогда не смеются и блестят холодным стальным блеском.

Внешность главного героя описывается только во второй главе и дополняет то, что мы уже знаем о нем. Первая глава посвящена истории мимолетного увлечения Печорина и трагической гибели молодой женщины, похищенной им.

Все закапчивается печально, но надо признать, что Печорин не стремился к этому и не знал, что так будет. Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако его постигло очередное разочарование. Он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.

Что бы ни делал Печорин — это делается от желания чем-то занять себя. Но уже ничто не приносит удовлетворения.

Читатель начинает понимать, что за человек перед ним. Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. При этом он походя губит всех, кто встречается ему на пути.

Раздвоенность личности Печорина в том, что первоначально он обуреваем самыми благими намерениями и начинаниями, но, в конце концов, разочаровывается и отворачивается от людей. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею.

С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно, а затем холодно отвернулся от старого друга. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма.

С Грушницким, молодым и восторженным, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное.

Беда в том, что Печорин прекрасно понимает, как заставляет страдать окружающих. Он холодно, рассудительно анализирует свое поведение. Зачем он добивается любви труднодоступной женщины? Да просто потому, что его прельщает тяжесть задачи. Ему совершенно неинтересна женщина, которая уже любит его и на все готова. Почему-то в своих недостатках Печорин склонен обвинять общество.

Он говорит, что окружающие читали на его лице признаки «дурных свойств». Именно поэтому, считает Печорин, он и стал обладать ими. Ему и в голову не приходит винить себя. Интересно то, что Печорин действительно может довольно объективно оценить себя. Он постоянно подвергает анализу свои собственные мысли и переживания.

И делает это с каким-то научным интересом, как будто проводит над самим собой эксперимент.

Печорин, вращаясь в обществе, стоит вне его. Он наблюдает за людьми со стороны, как и за собой. Он лишь свидетель жизни, но не ее участник. Он пытается найти хоть какой-то смысл в своем существовании. Но смысла нет, нет цели, к которой следовало бы стремиться. И Печорин приходит к горькому выводу, что единственное его назначение на земле — разрушение чужих надежд.

Все эти печальные раздумья приводят Печорина к тому, что он становится равнодушен даже к собственной смерти. Мир, в котором он живет, опостылел. Нет ничего, что привязывало бы к земле, нет человека, который понял бы метания этой странной души.

Да, были люди, которые любили Печорина. Он умел производить впечатление, был интересен, язвителен, изыскан. Кроме того, он обладал эффектной внешностью, что не могло остаться незаметным для женщин. Но, несмотря на всеобщее внимание, не было никого, кто понимал бы его.

Читайте также:  Сила духа - сочинение

И это сознание было тяжело для Печорина.

Ни мечты, ни желаний, ни чувств, ни планов па будущее — ничего не было у Печорина, ни одной нити из тех, что привязывают людей к этому миру. Зато было полное и ясное осознание своей никчемности. Печорина остается только жалеть. Ведь срок человека на земле короток и любому хочется познать как можно больше радостей. Но Печорину это не удавалось.

Он искал этих радостей, но не мог найти, потому что не умел их чувствовать. В этом не только его трагедия. Это беда всей эпохи. Ведь Лермонтов сам говорил, что Печорин — лишь портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения». Остается надеяться, что на свете очень мало людей, для которых жизнь так же пуста и бессмысленна.

А Печорин — лишь яркий литературный образ.

(No Ratings Yet) В чем трагедия печорина?

Источник: https://home-task.com/v-chem-tragediya-pechorina/

В чем заключается трагизм существования печорина? — сочинение

В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.

И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,— замечает рассказчик.

Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный кон­траст представляют детская улыбка героя и его холодный, тя­желый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеял­ся».

«Это признак — или злого нрава, или глубокой постоян­ной грусти»,— замечает рассказчик.

Печорин — герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой харак­тер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разно­сторонним образованием, познаниями в области литературы и философии.

Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество.

Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объек­том злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных по­рядочности, благородства, чести.

В душе его появляется от­вращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».

Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печори­на, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «де­тей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоря­ет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча.

При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а.

Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.

Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Зло­действа» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушниц­кого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся.

Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные на­стоящего человека.

Вместо активной, осмысленной деятель­ности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречаю­щимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бес­цельна.

Когда герой оценивает свои поступки, то сам прихо­дит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действи­тельной жизни».

Страстно жаждущий идеала, но не нашед­ший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманка­ми страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благород­ных стремлений, лучший цвет жизни».

Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него — это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скуч­но и гадко».

Сомнения опустошили его до того, что у него ос­талось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представ­лении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордо­сти».

«Возбуждать к себе чувство любви, преданности и стра­ха — не есть ли первый признак и торжество власти?» — пи­шет Печорин.

Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни — в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Оне­гин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», — писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него.

И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.

Раскрывая внутренний облик героя, автор использует раз­личные художественные средства. Мы видим подробный пор­трет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного об­щества»).

Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порож­дает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины лю­бят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью).

Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермон­тов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «во­ображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».

Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, со­ставленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к актив­ной деятельности. Такова авторская позиция в романе.

Здесь искали:

  • в чем трагичность судьбы печорина
  • в чем заключается трагедия Печорина
  • в чем трагизм печорина

Источник: https://sochineniye.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-tragizm-sushhestvovaniya-pechorina/

В истории жизни Печорина — главного героя романа М. Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его «понимает и… часто встречал».

Это «портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии».

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, «водяное общество»).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование.

Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука, Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги.

Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести «Княжна Мери».

В «Фаталисте» сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести «Максим Максимыч» он подрывает веру старика в молодое поколение.На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы.

В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

В разговоре с Верне-ром он говорит, что «из жизненной бури-вынес только несколько идей — и ни одного чувства». «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», признается герой.

Если Печорин «без участия» относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: «…

такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…»Я думаю, что М. Ю.

Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: «Герой нашего времени». С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что

Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-lermontovu-m-yu/3154-v-chem-tragediya-pechorina-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni-variant-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector