Значение дуэли в романе герой нашего времени лермонтова

Значение дуэли в романе Герой нашего времени ЛермонтоваЗначение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Время на чтение: 10 минут Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Характеристика персонажей

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Первый снег попова - сочинение-описание по картине 7 класс

Оценим за полчаса!

Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты.

Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Грушницкий тоже не является однозначным персонажем. Когда он перестает играть выбранную им роль, он вполне мил и забавен в общении. «Остер на язык», но недостаточно, «чтобы убить оппонента одним словом». В бою он слывет храбрецом, даже добиваясь расположения княжны, он не играет ее чувствами.

Знакомство героев

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Первый раз герои встретились на Кавказе, в одном из полков. Звание первого — прапорщик, второго — юнкер. Второй раз судьба их свела в Пятигорске. Грушницкий был ранен и отправлен сюда на реабилитацию. Встретились они старыми приятелями, затем Печорин стал расспрашивать Грушницкого об образе жизни на водах.

Несмотря на внешнее приятельство и дружеские отношения, нельзя сказать, что они являются друзьями. Причем так считает как первый, так и второй. Григорий Александрович просто не верит в искренность дружбы, он считает бескорыстные чувства утопией. У него нет друзей. Всех, с кем он хорошо общается, он называет приятелями.

Что касается Грушницкого, то у него все еще хуже. Нет, он не считает искреннюю дружбу невозможной, скорее не испытывает ее именно к Печорину.

Юнкер не относился к богатым дворянам, поэтому часто страдал от недостатка денежных средств. Он не получил хорошего образования, не мог позволить себе жить роскошно, в отличие от Печорина.

Грушницкий обычный завистник, чья дружба показная и ненастоящая.

Печорин хорошо разбирается в людях — он легко видит как положительные стороны героя, так и отрицательные. Позднее Грушницкий понимает, что Печорин знает обо всех его намерениях, поэтому между ними развивается вражда.

Причина дуэли

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Печорин уже давно понимает, что рано или поздно их пути сойдутся, и тогда одному из них несдобровать. Повода для конфликта не пришлось ждать долго. Причиной стала любовь. В Пятигорске они знакомятся с княжной Мери. Печорин не испытывает чувства к девушке, однако становится частым гостем на всяких торжествах в ее доме, что не радует Грушницкого, который влюблен в княжну. Мери не может выстоять перед обаянием Григория Александровича и влюбляется в него.

В скором времени она совсем забывает о Грушницком и надеется на ответные чувства со стороны поручика. Тем временем отверженный хочет отомстить княжне и ее возлюбленному. Эпизод ведет к неизбежному столкновению бывших приятелей.

Он распускает слухи о том, что между ними существует любовная связь. В то время это было серьезным обвинением — люди могли подумать, что княжна ведет распутную жизнь. Это могло привести к тому, что ее бы никто не захотел взять в жены.

После того как Печорин узнает о слухах, он решает вызвать юнкера на дуэль. Вернее, он сначала призывает того отказаться от своих слов. Однако гордый солдат не хочет брать свои слова обратно и соглашается стреляться. Таким образом, Печорину предстоит отстоять свою честь и честь Мери в бою. Вести его будет доктор Вернер.

Поле действия и последствия

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Подлость Грушницкого не заканчивается на слухах, оказалось, что он хочет подсунуть Печорину незаряженное оружие и опозорить его. Планы срываются, потому что Григорий совершенно случайно узнает о приближающихся действиях и решает исправить несправедливость. Он рассказывает историю своему секунданту Вернеру. Тот предупреждает, что может состояться простое убийство, а не дуэль.

В ночь перед событиями Григорий Александрович почти не спит и ведет внутренний монолог. Тема размышления — завтрашние события. Он понимает, что идет на смерть. Действующие лица, которые на следующий день будут участвовать в дуэли:

  • Печорин.
  • Грушницкий.
  • Драгунский капитан.
  • Иван Игнатьевич.
  • Доктор Вернер.

Когда они встречаются в следующий раз, Печорин снова предлагает сопернику отказаться от своих слов, но он не соглашается. Понимая, что назад пути нет, Грушницкий говорит, что им двоим не жить на одной планете, и если сейчас они мирно разойдутся, то Грушницкий подстережет его ночью и зарежет.

После этих заявлений Печорин говорит, что хочет поменять условия дуэли. Он предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы даже в случае ранения, упасть со скалы и умереть. Грушницкий соглашается и начинает стрелять первым. Он метит прямо в лоб врагу, но в последний момент его рука срывается и он лишь царапает ему колено.

Печорин говорит о том, что, наверное, впопыхах ему забыли зарядить оружие. Драгунский капитан пытается возразить, на что Григорий предлагает стреляться с ним. Наступает право выстрела прапорщика. Заряженным пистолетом Печорин убивает Грушницкого. После того как Грушницкий погиб, Печорин спускается со скалы и видит сцену, которая вызывает отвращение — труп, лежащий на скалах.

Из-за того что дуэли были уже запрещены, победитель должен неизбежно понести наказание. Вскоре об этом узнают многие в городе, и его переводят в крепость N. Здесь и происходит знакомство с Бэлой и Максимом Максимовичем.

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Своим появлением в Пятигорске дуэлянты внесли кардинальные изменения в жизни некоторых его обитателей, причем не самые положительные. Для некоторых людей приезд Григория Александровича закончился трагедией.

Хоть в некоторых моментах Печорин и выглядит откровенным негодяем, он все имеет благородные черты. В случае с Грушницким он пытается решить возникший конфликт мирным путем.

Причем делает он это не из-за страха и трусости, а потому что не хочет проливать кровь. Он человек слова и всегда готов ответить за свои поступки.

Княжне Мери он прямым текстом сказал, что не любит ее, а раз никаких чувств нет, так зачем мучить человека.

Конечно, описания дуэли Печорина и Грушницкого и краткого содержания романа недостаточно, чтобы провести полноценный анализ произведения, например, для сочинения. Это великое сочинение М. Лермонтова не потеряло актуальности и сегодня, поэтому лучше всего прочитать его самостоятельно, чтобы понять причины дуэли.

Источник: https://nauka.club/literatura/duel-pechorina-i-grushnitskogo.html

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

Меню статьи:

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким.

Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями.

Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает.

Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее.

Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность.

В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться.

Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь.

В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину.

Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте.

Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование.

Читайте также:  Сочинение по повести не стреляйте в белых лебедей васильева

Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности.

Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N.

Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Для новых знакомых Печорина взаимоотношения с дуэлянтом стали губительны – он привнес в их жизнь кардинальные изменения, причем не самые положительные.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера.

Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию.

Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/geroj-nashego-vremeni-pechorin-grushnickij.html

Дуэль Печорина и Грушницкого

Роман «Герой нашего времени» является многоплановым произведением, состоящим из нескольких сюжетных линий. Одна из них — глава, посвященная знакомству Печорина с княжной Мери. Печорин в этой главе является главным героем и одновременно рассказчиком. Центральные герои главы — княжна Мери Лиговская, Грушницкий, Вера.

Участники дуэли

Драгунский капитан, которому Лермонтов не дает никакого имени, занимает далеко не последнее место в развитии сюжета этой главы романа. Это человек низкой души и низких поступков, недостойный называть себя дворянином.

Этот человек, обозленный на Печорина за то, что тот унизил его перед пьяными приятелями, решил свести с ним счеты чужими руками.

Возможно, лишив капитана имени, Лермонтов подчеркивает отношение к нему, как к чему-то низкому, может быть, даже неодушевленному.

Это он, капитан, подбил малодушного Грушницкого спровоцировать ссору и хотел избавиться от врага чужими руками. Так поступают только ничтожные, жалкие людишки. К счастью Печорина, он случайно подслушал разговор капитана с Грушницким и узнал о замысле заговорщиков.

Примечательно, что второго секунданта Грушницкого, которого почти не было ни видно, ни слышно, Лермонтов назвал по имени-отчеству Иваном Игнатьевичем.

Дуэли были запрещены, и Печорин думал не только о заговоре вчерашнего друга, но и о том, чтобы секунданты не понесли наказания, в случае гибели дуэлянтов. Этот факт говорит все-таки о благородстве Печорина.

Сцена дуэли

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед.

Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного.

Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет.

Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет.

В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Заключение. В чем заключена интрига?

В романе есть скрытая интрига. Да, Печорин слышал разговор Грушницкого и компании, где они решили испытать Печорина на храбрость, придравшись к чему-нибудь. И Печорин был уверен в том, что этот вызов был провокацией.

Но, Печорин не знал, что друзья, ловившие его в темноте, действительно не видели, из чьей комнаты выбрался Печорин.

Ведь о его отношениях с Верой не знал никто, зато все знали, что Григорий Александрович волочился за княжной Мери.

Поэтому, Печорин, требовавший от Грушницкого извинений, был убежден, что тот умышленно оклеветал юную барышню, а Грушницкий с капитаном были убеждены в том, что Печорин уходил от Мери, и считали его обманщиком.

Каждый при этом чувствовал собственную правоту. Возможно, если бы ревность не застилала бы глаза Грушницкому, а злость — Печорину, если бы приятели нашли в себе силы объясниться, то и дуэли никакой бы не было.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/duel-pechorina-i-grushnitskogo

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Произведение «Герой нашего времени» представляет собой роман из нескольких глав, каждую из которых можно назвать самостоятельной повестью с одним и тем же героем. Написано это творением Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Произведением можно назвать психологическим. Главным героем является молодой человек по имени Григорий Печорин.

Он живет в такое время, когда любое проявление свободной мысли карается властью. Потому Печорин озлоблен на окружающий мир. Он циничен, эгоистичен и холоден к людям. Все потому, что он не смог отыскать в этом обществе применение своему уму, знанию, умениям в нужном месте.

Все из-за власти, которая боится любых проявления свободомыслия после бунта декабристов, что был жестоко подавлен.

Герой ищет свое счастье в этом мире, но безуспешно. В итоге он умирает по дороге в Персию, но перед этим он успел столкнуться по жизни со многими людьми и даже некоторым из них разрушить жизнь, ранить душу и сердце безответной любовью.

В главе под названием «Княжна Мэри» жизнь сталкивает главного героя с таким человеком, как Грушницкий. Сначала они неплохо ладят, но в журнале, который ведётся Печориным, он записывает, что как-то не по душе ему приходится Грушницкий.

Григорию не нравится в его новом друге то, что он глуповат и постоянно пытается создать себе образ успешного военного, дабы очаровать местную красавицу, приехавшую отдохнуть с матерью, княжну Мэри. Мэри же влюбляется в Печорина, а тот не принимает ее чувств.

За это Грушницкий разозлился на своего нового знакомого и вызвал его, как было принято в то время, на дуэль. 

В качестве своего секунданта Печорин взял товарища Вернера, а Грушницкий – какого-то драгунского капитана, который вступил в сговор с ним, и они хотели нарушить правила, чтобы выставить Печорина в плохом свете.

Этот капитан хочет позабавиться и выставить главного героя посмешищем, но он даже не мог представить, каким ужасным концом обернется для его «подопечного» эта дуэль. Печорин и Вернер прибыли вовремя, как и надо.

Грушницкий был слишком глуп, так как доверился такому безответственному и легкомысленному человеку, который только накалил ненависть между героями еще больше.

Вся соль заключается в том, что Печорин убивает Грушницкого, который побоялся предложить мир, глядя в сторону общественного мнения, олицетворенного своим коварным секундантом.

Другие темы:

← Мой любимый поэт Лермонтов↑ ЛермонтовЛирика Лермонтова →

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/znachenie-duehli-v-romane-geroj-nashego-vremeni

Дуэль Печорина и Грушницкого

Дуэль Печорина и Грушницкого, ее причины и последствия помогают в раскрытии центрального образа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Психологизм – главный прием, используемый писателем при описании дуэли и ее предпосылок.

Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам.

В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника.

Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.

Однако истинные предпосылки берут свое начало в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин предполагал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Причиной таких взаимоотношений было то, что главный герой произведения понимал, каким человеком на самом деле является Грушницкий. Он пытался задеть его гордость и самолюбие, именно поэтому стал ухаживать за княжной Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда между героями пропасть стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир.

Взаимная неприязнь позволяет ответить на вопрос, почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной. Она была обречена и неотвратима.

Важно понять, каково было поведение Грушницкого и Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен. Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской шайки», которые были похожи на настоящее убийство.

Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».

Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.

Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».

Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного».

Колени Грушницкого дрожали, он не мог выстрелить, однако презрение драгунского капитана заставило его это сделать.

Печорин следил за противником, пытаясь найти хотя бы «легкий след раскаяния», однако он видел скрываемую улыбку.

Печорин вновь спросил у Грушницкого, не готов ли он отказаться от своей клеветы, а затем попросил доктора перезарядить пистолет, раскрыв их злой замысел. Печорин вновь предложил Грушницкому раскаяться, напомнив ему, что они когда-то были друзьями. После слов Грушницкого о том, что им нет на земле места вдвоем, Печорин выстрелил. «Грушницкого на площадке не было».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дуэль Печорина и Грушницкого», подробно проанализирует эпизод дуэли, раскроет ее причины и повод.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/duel-pechorina-i-grushnickogo-prichina.html

Значение дуэли в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Само
понятие дуэли (франц. duel, лат. duellium)
– это поединок между двумя людьми, по обоюдному их соглашению, с применением
оружия, при заранее определенных условиях и в присутствии свидетелей с обеих
сторон. История дуэлей тесно связана с представлением общества о способах  защиты чести.

Практически во всех странах
дуэли преследовались законом, тем не менее, общественное мнение осуждало
уклонение от дуэлей. Право на дуэль признавалось только за дворянами. Основным
видом оружия изначально было холодное, и только в XVIII веке всё большее
распространение получает огнестрельное оружие.

Применение пистолетов снимает
главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного
оружия – разницу в возрасте, различную физическую подготовку дуэлянтов. В русской
литературе тема дуэли вызывала особый интерес.

Писатели размышляли: можно ли
достойно отказаться от дуэли или же дуэль – это единственный способ защитить
свою честь?!

А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» ставит
эпиграфом к шестой главе, главе о дуэли, слова Петрарки:

«Там,
где дни облачны и кратки,
 Родится племя, которому умирать не
больно».

Читая эти строки, понимаешь, что дуэль неизбежна, один из дуэлянтов возможно
погибнет. Причина этой дуэли может показаться нелепой. Онегин, скучающий повеса,
которому нет дела до Татьяны Лариной, влюбленной в него, увидев, что её
пригласил на танец Ленский, решает его проучить:

  • «К минуте мщенья приближаясь,
  • Онегин
    втайне усмехаясь,

Подходит
к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей….
………………………..

Все в изумленье. Ленский сам

  1. Не
    верит собственным глазам».
  2. Ленский в гневе, ни с кем не объяснившись, уезжает домой:

«И скачет. Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего –

Вдруг
разрешат судьбу его».

Онегин, увидев, что Ленский уехал, отходит от Ольги, «довольный мщением своим».
Все успокоились, и не брось Ленский вызов Онегину, никто бы и не вспомнил об эпизоде
на балу. Но тут появляется Зарецкий, носитель «общественного мнения», и
понимаешь, что обратного хода уже нет:

«Он зол, он сплетник, он речист…
……………………………………
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!»

  • Возможно, не будь Зарецкого, былые друзья смогли бы найти общий язык и
    помирились. Онегин чувствует вину за свое поведение, приведшее к дуэли, но
    отказаться от дуэли не может, чтобы не прослыть трусом:

«Был
должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом».

  1.  И Онегин, и Ленский сожалеют о принятом
    решении, но вызов брошен и честь превыше всего. И вот результат – Ленский убит,
    а Онегин уезжает прочь из деревни:
  2. «Им
    овладело беспокойство,
  3. Охота
    к перемене мест».

Жизнь Онегина изменилась, он начинает свои скитания по России. И в этих
скитаниях ему дается возможность переосмыслить свою жизнь и отношение к ней.

     М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего
времени», в главе «Княжна Мери», пишет о дуэли Печорина с Грушницким. Печорину
скучно жить, он решает подшутить над Грушницким:

«Мне хотелось его побесить. У меня была врожденная страсть противоречить».

Печорин играет чувствами людей, не задумываясь о последствиях:

«О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар».

 Печорин оценивает окружающих по себе, не
догадываясь, что его приятель Грушницкий вовсе не так благороден, как он сам. И
когда затрагивается самолюбие Грушницкого, тот сразу забывает о благородстве и
порядочности.

И вот  Печорин, чтобы
защитить Мери от гнусной клеветы, вынужден вызвать Грушницкого на дуэль. И
здесь опять играет свою роковую роль «общественное мнение». Чтобы не прослыть
трусом, Грушницкий принимает решение стреляться, подстрекаемый бесчестным
драгунским капитаном.

И то, что должно было позабавить свет, превращается в
трагедию.
 Печорин, зная о подлом заговоре
Грушницкого, не перестает играть с судьбой. Он знает, что заряжен только
пистолет Грушницкого, но решает идти до конца. Печорину повезло, пуля
Грушницкого только оцарапало колено.

Читайте также:  Описание местности - сочинение

В минуту опасности мы видим истинные лица
героев. Печорин — благородный и великодушный, готовый простить: 

«Грушницкий!…. ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё».

Грушницкий – напротив лишен благородства, у него ложные понятия о чести, ведь
идя на сговор против Печорина, он нарушает условия дуэли. Чувство мести
Грушницкого так велико, что в ответ на предложение закончить дуэль миром, он
говорит:

«Я
себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за
угла».

Раздается
выстрел – Грушницкий убит, а Печорин продолжает дальше свою «скучную» жизнь,
постоянно испытывая свою судьбу.

     Сравнивая две дуэли в произведениях
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, мы видим, что в двух дуэлях много общего. Так,
оба героя —  Онегин и Печорин, решают
развлечься от скуки, не задумываясь, что их игры с чувствами других людей
приведут к дуэли.

Также поводом для дуэли в двух романах является желание
защитить честь девушки. Печорин действительно защищает Мери от клеветы, а Ленский
считает, что этим он убережет Ольгу от коварного Онегина. И финал дуэли
одинаков – один из дуэлянтов гибнет.

Но вместе с тем, мы видим и различия в
дуэлях. Если в «Евгении Онегине» дуэль проводится по всем установленным
правилам, то в «Герое нашего времени» происходит нарушение этих правил.

И после
дуэли герои ведут себя по-разному: Онегин пытается переосмыслить свою жизнь, а
Печорин снова и снова разочаровывается в жизни.

    Я выбрал эту тему потому, что понятие дуэли
было близко и Пушкину, и Лермонтову. Мне хотелось понять, почему авторы, зная о
дуэлях все, сами не уберегли себя от дуэли. Пушкин перед дуэлью пишет государю:

«Жду царского слова, чтобы умереть спокойно».

Значит,
он считал, что смерть – это единственный выход из его угнетенного состояния?!

После
гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Смерть поэта»
написал:

«Погиб поэт!- невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид…»

И ведь  у Лермонтова, как и у Пушкина,
эта дуэль была не первой. Но их души постоянно метались, не находя
умиротворения. Наверное, и Пушкин, и Лермонтов сами искали смерть, хотя и
понимали, что все эти обиды мелочные и не стоят такого пристального внимания.  Поэтому, я думаю, что значение дуэли в
романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» очень
велико.

Сами авторы пытались разобраться, стоит ли жертвовать собой из-за
мелочной обиды. Но, очевидно, что их гордый нрав не позволял прощать обидчиков.
И, как результат, в дуэлях мы видим гибель одних, и поломанные судьбы других.
Поэтому, дуэль в романах – это ключевой эпизод, ведь он делит жизнь героев на
до и после, позволяя им переосмыслить свою жизнь, а нам — лучше понять
характеры героев.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/lermontov/znachenie_duehli_v_proizvedenijakh_a_s_pushkina_evgenij_onegin_i_m_ju_lermontova_geroj_nashego_vremeni/45-1-0-547

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна Мери». Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.
    Изначально в романе существует противопоставление Грушницкого и Печорина. В первом отображен тип романтика, ставшего таковым по велению моды, а не души.

Это тот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в «необыкновенные» чувства. Грушницкий, по сути, не живет, а только играет в жизнь. Весь его образ характеризуется неестественностью и напускными чувствами. Его попытка прикрыть внутреннюю пустоту полностью проваливается в сцене дуэли.

    Для Печорина дуэль имеет важнейшее значение. Он готов сделать свой выбор между жизнью и смертью. Размышления главного героя в ночь перед поединком это доказывает: «И, может быть, завтра я умру!…» Печорин делает свой нравственный выбор. Он готов умереть. Именно поэтому он изменяет правила дуэли, делая их более категоричными.

Герой предлагает выбрать место для поединка на площадке на вершине горы, чтобы в случае даже легкого ранения исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…»     Главный герой предлагает Грушницкому своеобразную игру, ставкой в которой должна стать жизнь.

Юнкер сам спровоцировал подобное поведение Печорина, во-первых, своей подлостью, а, во-вторых, своей необдуманной бравадой и вызовом. Грушницкий ненавидел Печорина, потому, наверное, что чувствовал в нем «силу необъятную». Он понимал, что как противник непременно будет в проигрыше. Юнкер предлагает Печорину такие правила, по которым сам играть не в состоянии.

Именно поэтому в сцене дуэли он ведет себя так трусливо. Ему не хватает душевных сил ни для того, чтобы признаться в собственной клевете, ни для того, чтобы достойно доиграть роль, которую он выбрал. «Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. «Не могу», – сказал он глухим голосом. «Трус!» – отвечал капитан».

    Обвинять Печорина в убийстве было бы неверно. Он с самого начала был готов на примирение. Он постоянно оставляет Грушницкому лазейку, в которую тот мог бы ускользнуть. Но в своем глупом чванстве юнкер не способен понять простых вещей, увидеть и оценить благородство Печорина. Он не понимает, что спектакль, разыгранный им, зашел слишком далеко и пора остановиться.

«Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки».
    Сцену дуэли композиционно можно разделить на две части: ночь перед дуэлью и сама дуэль. Вторая часть представляет собой не синхронные дневниковые записи героя, а воспоминания об эпизоде, который Печорин пишет в крепости Максим Максимыча.

Показателен тот факт, что даже спустя время герой не винит себя в совершенном поступке. Думается, что это происходит оттого, что Печорин, в отличие от Грушницкого, от начала и до конца отдавал отчет в своих действиях. Печорин подготавливал себя к смерти.

На это указывает и его иронический тон в разговорах с Вернером: «Отчего вы так печальны, доктор? …Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, – и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете над мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений…Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?»
    Все описание Печориным природы, такое лиричное и трогательное, также напоминает прощание с этим миром, попытку в последний раз захватить взглядом всю красоту и запомнить ее: «Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»
    Трактовка образа Печорина не может быть однозначной. Сам автор не оставляет нам полноценного ответа на то, каким образом следует оценивать этот персонаж. Гениальность романа Лермонтова и состоит в том, что любой человек может найти в нем то, что трогает его. Парадоксальность и двойственность образа главного героя делает его чрезвычайно реалистичным.     Сцена дуэли, с одной стороны, помогает нам понять главного героя. Лермонтов широко использует для этого внутренние монологи. С другой стороны, этот эпизод еще больше запутывает читателя, не позволяет вынести категорического суждения в отношении героя.
    Вправе ли мы судить человека, признающегося нам: «…я чувствую в душе моей силы необъятные…я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений…» А еще раньше: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

    Урок, который преподнес нам Лермонтов, создав образ Печорина, заключается в том, чтобы каждый человек нашел в себе силы заглянуть в свою душу и вглядеться, нет ли в ней печоринских черт.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00045701184864219525

Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова

После написания романа “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким.

Печорин и Грушницкий – трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями.

Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли не как противопоставление друг другу.

Печорин сам заявляет, что ему незнакомо чувство дружбы, ему знакомо чувство приятельства. Печорин хорошо разбирается в людях, поэтому

он хорошо видит Грушницкого, видит все его недостатки и все его плюсы. Между ними, безусловно, натянутые отношения, хотя многим может показаться, что они приятели – это вовсе не так.

Как Печорин недолюбливает Грушницкого, так и Грушницкий недолюбливает Печорина.

Печорин заявлял, что чувствует, что когда-нибудь они с Грушницким сойдутся на узкой дороге и кому-то из них несдобровать. Это будто бы предвидение будущей дуэли. Причиной дуэли становится неуважительное отношение юнкера Грушницкого к княжне Мери и своему товарищу – Печорину.

Возникает в романе всем известный любовный треугольник, где Грушницкий влюбляется в Мери, а Мери влюбляется в Печорина.

Понимая то, что Печорин нравится Мери, Грушницкий становится агрессивным и вспыльчивым, чтобы вернуть справедливость, Грушницкий решает начать сплетничать, что якобы Печорин посещает комнату княжны Мери по ночам. По тем временам это было очень оскорбительно для девушки, тем более такого статуса.

Чтобы защитить честь дамы Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, где его уже бывший приятель должен будет ответить за клевету.

Грушницкий решается на подлость и подлаживает Печорину незаряженный пистолет, что, случайным образом стало известно самому Печорину.

Когда началась процедура дуэли Печорин неоднократно пытался решить все мирным путем, хотел не доводить до убийства и хочет перемирия, но при условии, что Грушницкий заберет свои лживые слухи обратно, однако Грушницкий продолжал настаивать на дуэли. Он лучше погибнет на дуэли, чем в очередной раз уступит Печорину и признает свое поражение перед ним.

Так и быть. Печорин взял заряженный пистолет, и началась дуэль. Грушницкий ранил Печорина, и дальше следовал быть выстрел Печорина. Выстрел.

Грушницкий умирает и падает с обрыва…

Дуэль нам показывает, что нельзя распускать некрасивые слухи о девушках, показывает, что Печорин давал шанс Грушницкому остаться в живых, но забрать свои слова обратно, но случилось так, как случилось. Эту дуэль нельзя забыть…

(No Ratings Yet) Loading… Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова« Взаимодействие природы и обществаГоре от ума характеристика образа Молчалин Алексей Степаныч »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-dueli-pechorina-s-grushnickim-v-romane-geroj-nashego-vremeni-lermontova/

Сочинение по роману Лермонтова “Герой нашего времени”. Анализ эпизода “Дуэль Печорина с Грушницким”

У него такой гордый и храбрый вид.» Дуэль была неизбежна, так как дама, за которой ухаживал Грушницкий, большее внимание обращала на Григория Александровича, что создавало впечатление предательства Печорина.

В ночь перед  дуэлью Печорин не мог уснуть. Он думал о шести шагах,назначенных Грушницким, о предстоящем роковом событии в его жизни.

Ощущая трагичность ситуации, Григорий Александрович стал задумываться о смысле своего существования: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»  Осмелюсь предположить, что он начал ценить жизнь,  стал понимать для чего жил и ради чего. Перед  угрозой смерти, Печорин оценивал, все совершённые им, поступки.

«Я не помню утра более глубокого и свежего!» – говорит Печорин о утре перед  дуэлью. И действительно, Лермонтов описывает природу тихой и безмятежной, передавая нам спокойствие Печорина.

Только, становясь на шаг ближе к предсмертному часу, можно заметить тревожность и мрачность природы. «Там путь всё становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной.

» Это говорит нам о нарастающем волнении главного героя.

Даже во время дуэли Печорин хотел насолить  Грушницкому. «…но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать» . Главный герой хочет, чтобы Грушницкий чувствовал не только физическую, но и моральную боль, в случае, если дуэль не состоится. По результатам жребия, Грушницкий должен был стрелять первым. К счастью, он промахнулся, оцарапав колено Печорину.

  И вот, находясь напротив Грушницкого с вытянутой рукой, держащей пистолет, Печорин испытывал внутри себя самые кипящие и бурлящие чувства.

«Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса. » Перед тем, как выстрелить, Печорин, не показывая, своей злобы и ненависти, шутит над Грушницким и пытается вытащить из него слова извинения , что ещё раз говорит нам, о нетерпении главным героем этого  персонажа.

Когда «комедия была окончена» и окровавленный труп Грушницкого лежал между расселинами скал, Печорин вдруг почувствовал какую-то грусть и ответственность за смерть человека. «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.

»  О мрачности настроения главного героя нам говорит окружающий его пейзаж: «..уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску  измученный, на измученной лошади.

» После поединка  Печорин хотел побыть один: «Вид человека был бы мне тягостен…» Это повествует нам о том, что  у Печорина есть сердце.

Эпизод дуэли в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» помогает нам лучше понять главного героя через оценку событий, диалоги с окружающими и пейзаж.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-po-romanu-lermontova-geroj-nashego-vremeni-analiz-epizoda-duel-pechorina-s-grushniczkim/

Ссылка на основную публикацию