Актуальность повести собачье сердце булгакова сочинение

Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.

Шариков, как неоднократно подчеркивает Булгаков, — это воплощение хамства и бескультурья. Писатель стремился показать, что эксперимент профессора Преображенского превратил хорошую собаку в омерзительного человека.

Однако дело здесь не только в манерах Полиграф Полиграфыча. При новой власти этот новый человек смог достаточно быстро попасть в органы власти, возглавив подотдел по борьбе с кошками. Сделайся Шариков просто разнорабочим или уборщиком, от него особого вреда бы не было.

Но он становится мелким начальником, так как государственная (даже  можно сказать больше – общественная система) построена так, что единственные качества, которые под определенным углом можно понимать, как полезные дают возможность попасть наверх. Речь идет о настойчивости и умении завязывать контакты, демонстрируя лояльность.

В довоенное время, когда власти были нужны не рассуждающие исполнители, путь для шариковых наверх было открыт.

Однако и сегодня  мало что изменилось в принципе. Конечно, теперь, когда российская деревня по сути уже умерла, и больше нет притока в города в массовом масштабе, стало больше лоска. Люди выражаются более вежливо, но подлинной культуры больше не стало. Говоря на русском литературном языке также можно хорошо хамить и унижать людей, многие освоили это «искусство».

Сегодня расширились возможности для получения высшего образования и все больше людей оканчивают ВУЗы, но для большинства из них это бесполезно. Человека можно продержать в стенах университета пять лет, при этом он способен и забить свою память множеством бессистемной информации. Однако мало ил при этом остаются теми же шариковыми, пусть и приличнее выглядящими, если не присматриваться.

Следует также отметить, что существующая система, пусть, и не осознано, оно поощряет таких людей, как Полиграф Полиграфыч. При продвижении наверх ценятся (помимо связей, что было и будет всегда) лояльность и угодничество по отношению к начальству. Реальные знания, способность решать проблемы стоят даже не на втором или третьем месте.

Сложно сказать, когда проблема фактического поощрения наглости и бездарности, о которой писал Булгаков, будет, хотя бы отчасти решена и люди подобные герою данного произведения будут хотя бы пытаться эволюционировать в лучшую сторону.

← Подвал Мастера в романе Мастер и Маргарита
← Анализ повести Собачье сердце↑ БулгаковИстория создания повести Собачье сердце Булгакова →
План рассказа Анна, не грусти! →

Актуальность повести Собачье сердце Булгакова сочинение

  • Герои Городка в табакерке Одоеского (характеристика персонажей)
    Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.
  • Василий Денисов в романе Война и мир образ и характеристика сочинение
    Денисов Василий Дмитриевич являлся гусарским офицером, азартным человеком. Денисов так же был командиром и хорошим другом Ростова. Его можно описать как храброго, способного на необдуманные поступки человека.
  • Герои повести Приключения Тома Сойера (характеристика)
    Том Сойер – мальчик, который живет в захудалом американском городке с громким названием Санкт-Петербург. Ему лет десять-двенадцать, не больше. Родителей у него нет. Воспитывает Тома его тетка по матери,
  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители
    Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие
  • Анализ повести Первая любовь Тургенева
    В свое произведение «Первая любовь» автор вместил все свои переживания, которые раньше он испытывал когда первый раз влюбился. Он рассказывает о ней как о чувстве, которое рушит все на своем пути

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/aktualnost-povesti-sobache-serdce-v-nashi-dni

Актуальность повести Собачье сердце Булгакова сочинение

В Собачьем сердце автор всячески высмеивал пролетариат и, на мой взгляд, одна из наиболее очевидных и явных трактовок заключается в неспособности принять пролетариатом более высокие идеи.

Различные светлые идеалы коммунизма, новые возможности для простых людей могут восприниматься как человеческое существование по сравнению с «собачьим» бытием угнетенного рабочего.

Только вот, когда он оказывается вне этих угнетающих рамок, то не может ничего воспринять, он требует за собой контроля.

На самом деле Булгаков, вероятно, писал и в целом про человеческую природу и поэтому повесть актуальна и в настоящие дни, да и вообще практически всегда.

Немного шовинистически Михаил Афанасьевич разделяет человеческих существ на достойных и воспитанных и недостойных, таких, которые по своей природе являются еще животными, собаками.

Такие аналогии используются во многих традициях, к примеру в индуизме человека, который интересуется только животными делами и удовольствиями, называют чанчала или пашу, даже православные старцы писали о разных типах людей, в том числе и таких, которые суть – просто псы, обличенные человеческим телом.

Если посмотреть на настоящие дни, ситуация не особенно поменялась, да и, вероятно, не поменяется. Ведь, когда разумные люди размышляют зачем, животные – размножаются.

Как пел известный панк-музыкант Игорь Летов: «В мире правят собаки, тела населяют собаки, в мозгах завывают собаки и здесь останутся только собаки».

Весьма точный диагноз человечеству как процессу, подобный диагноз ставит и Преображенский, когда отчетливо заявляет: «Клим, Клим Чугункин» имея в виду даже не негативное воздействие собачьей природы, но суть забулдыги Чугункина, который влачил собачью жизнь, по сути.

Безусловно, все эти концепции с градациями, кто является животным и кто является аристократом несут нередко деструктивные элементы. К примеру, подобное миропонимание может выливаться в крайне непродуктивные формы, которые также могут наблюдаться в отмеченной выше Индии, хотя ,в целом, кастовая система там весьма разумна.

Булгаков иронизировал не только над собако-людьми, он критически относился и к представителям интеллигенции, если разобраться, поэтому повесть и актуальна, она многогранно исследует человеческое общество и взаимоотношения между различными его представителями и пластами.

Сочинение 2

В произведении Булгакова «Собачье сердце» два главных героя: профессор Преображенский и Шариков – искусственный человек, созданный профессором и его помощником доктором Борменталем из уличной собаки Шарика.

Сама задумка профессора была гениальна: очеловечить собаку путем пересадки ей важной железы внутренней секреции – гипофиза. Ожидания от операции были огромны: новый человек должен был быть гораздо лучше и развитее, чем все остальные.

Но что-то пошло не так: хотя сердце у Шарикова осталось собачьим, мозги явно работали по-пролетарски. Видимо, сказывалось влияние пересаженного гипофиза, взятого у пьяницы Клима Чугункина.

Шариков превращался в человека очень быстро: быстро вылезла лишняя шерсть, отпал хвост, появились зачатки осмысленной речи. И поначалу ученых все радовало: стал курить и есть селедку, как человек. Разрешил надеть на себя брюки. Но положительные эмоции на этом и закончились.

Очеловечившись, Шариков стал вести себя нагло и бесцеремонно, считая, что вокруг ему все должны: должны кормить, так как он где-то должен столоваться, должны прописать, так как у него самого нет жилья. Нищий Клим Чугункин ничего не нажил за свою недолгую жизнь и ничему не научился.

Единственное, что он мог, это – играть на балалайке по трактирам. Но ему ничего больше и не было нужно! Зачем напрягаться, если можно отнять у богатых все и поделить между такими же бедными. Вот это будет справедливо! Все мастерство нетрезвого пролетария и его мировоззрение передается Шарикову.

И он пытается «все поделить», тем более, что у него куча единомышленников – Швондер и его компания.

Действие происходит после революции в двадцатые годы прошлого века. Начинается «уплотнение» богатых и дележ их имущества: для начала в квартиры подселяют бездомных, которые начинают топить паркетом печки и гадить в туалетах.

Это, к сожалению, долгое время считалось нормой и признавалось большинством. Ведь сколько храмов были просто загажены и разрушены. «Мир – хижинам, война – дворцам». Вот лозунг того времени.

А почему все должны разрушить дворцы и жить в хижинах, сказать трудно.

Шариков со своим мировоззрением неожиданно для профессора и Борменталя «идет в гору»: он даже находит работу «по специальности» — очищает город от бродячих животных, ненавистных ему котов. За ним начинают присылать машину, он начинает носить «кожанку», так модную тогда среди руководящих работников.

Но это еще полбеды: он пишет на профессора и доктора Борменталя кляузу. И их спокойный мир рушится: мало того, что нарушено спокойствие, возникает еще и куча физических неудобств, доставляемых Шариковым. Но Шариков нагло объясняет все происходящее: да, затопил ванную, так ведь хотел проучить кота! И проучил, несмотря ни на что.

Все можно, все дозволено. И ничего за это не будет.

Пословица гласит: бойся гнева терпеливого человека. И терпеливый профессор Преображенский и не менее терпеливый Борменталь прогневались со всеми вытекающими отсюда последствиями: они превратили вредного Шарикова обратно в собаку. Причем, пес был добрый и ласковый, по словам профессора. Значит, всему виной не собачье сердце, а гены Клима Чугункина, как сейчас принято говорить.

Это сказка, а сказки всегда кончаются хорошо. Все получили по заслугам. И карета превратилась обратно в тыкву, а наглый Шариков – в доброго пса, благодарного, в отличие от Шарикова, за все сделанное ему профессором.

В СССР это произведение Булгакова длительно замалчивалось, потому что симпатию вызывал не пролетарий Шариков, как этого бы хотелось, а буржуазный Филипп Филиппович – умный, интеллигентный и образованный. Да и революционные деятели не вызывали доверия.

А это в корне противоречило учению марксизма-ленинизма и верному курсу партии, которым наша страна шла долгие годы.

С момента написания «Собачьего сердца» прошло почти сто лет, но этот шедевр Булгакова стал не менее, а более актуальным и востребованным: сюжет с налетом фантастики, чудесный язык и торжество справедливости делают это произведение одним из лучших произведений мировой классики. Как, впрочем, и все остальные произведения Булгакова.

9 класс

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Новые хозяева Богданова-Бельского (для 5 класса)
    Мы видим красивую светлую комнату, стол с самоваром, ватрушками… Вот люди вокруг и пьют чай. Ничего особенного. А вот тебе сказали название, так ты сразу задумался. Что за хозяева?
  • Сочинение по картине Допрос Салавата Кузнецова
    Кузнецов был тем художникам, что умело изображал в своих работах различные исторические события. Картина «Допрос Салавата» не является исключением. Она довольно реалистична и привлекает взгляд.
  • Моя бабушка сочинение (2, 3, 4, 5, 7, 10 класс)
    Сегодня я хочу рассказать о своей бабушке. Она у меня самая лучшая, именно поэтому я решил рассказать вам про нее.
Читайте также:  Сочинение по картине карточный домик серебряковой (6 класс описание)

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bulgakov/aktualnost-povesti-sobache-serdce

Сочинение на тему: Актуальность повести "Собачье сердце" Булгакова

Главная>Сочинения по произведению Собачье сердце

Актуальность повести

Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году и являлась последней сатирической повестью писателю. В этот период как раз зарождался социализм и М. А. Булгаков в своей повести затронул возникшие в обществе проблемы.

Этот период он видел как эксперимент, во время которого разрушались старые идеалы, на которых издавна держалась царская Россия, и создавалось новое революционно настроенное общество с такими элементами как Шариков, Швондер. Они не любили интеллигенцию и пытались всяческие с ними бороться путем науськивания, доносов и даже насилия.

Они проявляли неуважение к любым материальным и духовным ценностям в своем стремлении построить справедливое, коммунистическое общество.

В основе повести «Собачье сердце» также лежит эксперимент, в ходе которого профессор Преображенский, выдающийся хирург и светило медицины, превращает собаку в человека.

Несмотря на то, что в прошлом бездомный пес Шарик внешне начинает походить на человека, ведет он себя как существо с задатками вечно голодного, униженного пса и алкоголика, уголовника Клима Чугункина, чьи органы ему были пересажены. Как только профессор не старался перевоспитать нового гражданина, ничего не выходило.

Тогда на него успевает повлиять новый председатель домкома – товарищ Швондер. Он дает Шарику, теперь уже Полиграфу Полиграфовичу Шарикову, почитать Энгельса, «напичкивает» идеями о строительстве социализма, а также настаивает, чтобы профессор прописал нового жильца.

Швондер выступает этаким идеологом и духовным наставником наглого Шарикова. Такие, как они не стыдятся своего низкого происхождения и недостатка образования, а наоборот считают, что господа с высоким разумом и духом должны быть унижены и втоптаны в грязь.

Только так Шариков и Швондер могли бы возвыситься, что и в наши дни нередко встречается. Однако в финале повести профессор проводит еще одну операцию на возвращение Шарику его собачьего естества. Эксперимент прошел удачно.

Общество избавилось от назойливого Шарикова, а в квартире Преображенского вновь появился добросердечный пес.

В своей повести М. А. Булгаков акцентировал внимание на том, что Шариковых в обществе может быть сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от остальных, но внутри имеют «собачье» сердце.

Они, не задумываясь, пройдут по головам других ради своих целей, предадут близких, напишут донос, подставят и т. д. Таких людей всегда предостаточно.

Повесть была, есть и будет актуальной, потому что главная угроза общества в любую эпоху – это собачье сердце в союзе с человеческим разумом.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков
  • Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков
  • Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков
  • Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: https://www.sdamna5.ru/aktualjnostj_sobachje

Сочинение на тему актуальность повести «Собачье сердце»

Творчество Михаила Булгакова актуальное в любое время. Так его произведение «Собачье сердце» поднимает проблемы, которые существуют и в наше время. Хоть повесть была написана около 100 лет назад.

Содержание произведения

Михаил Булгаков застал сложные времена. Страна переживала серьезные перемены. Все старое и привычно уходило в небытие. Россия привыкала к другим принципам и нравам. Так зарождался социализм, который приносил неприятные и даже мерзкие личности.

Их в произведении «Собачье сердце» представляют Шариков и Швондер. Эти люди не обладают благородством или интеллектом, зато мечтают быстрее обогатиться. Ради достижения своей цели они готовы на любые подлости.

Они яро выступали за коммунистические идеи, жаловались на несправедливость, но ничего не предпринимали для изменения своего положения.

В основе сюжета положен эксперимент профессора Преображенского. Он взял бездомную собаку и сделал из него настоящего человека, рабочую ячейку общества. Это интересный опыт, последствия которого достаточно необычные. В итоге профессор создал человека с ужасным набором качеств. Он имел криминальные наклонности и определенную любовь к спиртным напиткам.

Проблематика романа

Михаил Булгаков смысл своего романа выражает в том, что проблемы человечества в неправильном мышлении. Профессор старался изменить Шарикова, обучить его, направить на истинный путь. Но все его старания оказались напрасными.

Когда его воспитанник встречает своего друга Швондера, то окончательно превращается в уголовника. Он не имеет ни стыда, ни совести. Для собственной наживы он готов на любые бесчестные поступки. Он прямо рассуждает о том, на что тратит краденное.

Обычно это женщины, выпивка и неоправданно дорогая еда.

Профессор понял свою ошибку. Он решил исправить ситуацию и поменять сердце Шарикову, сделав его обратно псом. Операция проходит без проблем. Преображенский получает назад добрую и верную собаку. О неудачном эксперименте вскоре все забывают.

Произведения Булгакова остаются популярными и в современном мире. Так многие люди способны на ужасные поступки ради достижения собственной цели. Для таких личностей моральные принципы не играют никакой роли. Хорошие люди страдают от такого расклада. Зато подлые натуры всегда остаются довольными.

Если вам понравилось сочинение на тему актуальность повести «Собачье сердце», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Моя любимая сказка

Моя мечта

Сочинение на тему “Учимся работать”

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/sochinenie-na-temu-aktualnost-povesti-sobache-serdce.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Актуальность повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Повесть Булгакова «Собачье сердце» не теряет своей актуальности уже много лет. Думаю, и в будущем она будет по-прежнему актуальна и интересна читателям. 

       Во все времена людей волнуют жилищные вопросы, как волновали они Клима Чугункина, то есть Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Эксперименты и опыты над животными тоже продолжаются по сей день, ведь братья наши меньшие не могут возразить людям словом. Бедному и бездомному псу Шарику пересадили железы внутренней секреции от трижды судимого за воровство Клима Чугункина.

Пёс не мог сопротивляться этому. А ведь профессор своими руками убил в собаке всё доброе и светлое, превратив его в настоящего монстра. Это в очередной раз подтверждает, что животные лучше людей. Они искренние, отрытые, благодарные. Они умеют любить всем сердцем и жертвовать собой. Люди же в большинстве своем помешаны на наживе, на комфорте.

Они пытаются урвать «кусок пожирнее» и занять своё «место под солнцем». Так было и так будет всегда. Очень мало, к сожалению, в мире людей, которых можно назвать настоящими людьми. Часто встречаются люди, которые хуже животных. Животные по природе своей естественны и открыты. Их не беспокоят финансовые и жилищные вопросы.

А вот люди могут предать, подставить, оболгать своих близких ради своей выгоды. 

       Сейчас мы все чаще читаем о пугающих экспериментах, якобы направленных на то, чтобы сделать жизнь людей лучше и интереснее. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что речь не идет о том, чтобы сделать эту жизнь более разумной, нравственной и достойной. Исследователям кажется важным лишь то, что касается чисто физических потребностей.

Так и эксперимент профессора Преображенского направлен на то, чтобы продлить молодость. А из изображения пациентов, которые приходили на прием к этому специалисту, мы можем сделать вывод, что интересует его конкретно молодость половой системы.

Но это ли главное в жизни? Не принижает ли человека тот факт, что акцент делается только на сексуальной сфере? И разве не то же самое можно сейчас наблюдать в средствах массовой информации?

       Собачье сердце встречается у многих людей. В том смысле, что это сердце зверя, животного, которое думает лишь о том, как удовлетворить свои низшие потребности. А вот у многих животных сердце бывает Человеческое.

В том плане, что им не чуждо что-то нравственное, доброе, светлое. Животные умеют искренне любить, не обманывают и не предают. Наоборот, братья наши меньшие учат нас состраданию и доброте. И такие случаи были в жизни всегда. И всегда будут.

Поэтому повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» актуальна во все времена.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/sochineniya-po-sovetskoj-literature/652-sochinenie-na-temu-aktualnost-povesti-m-bulgakova-sobache-serdtse.html

Сочинение: Смысл повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков) | Литрекон

(483 слова) Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» о непредсказуемых последствиях научных открытий, к сожалению, не увидела свет при жизни автора. Оно и понятно — в то время это была «недозволенная сатира».

Книга весьма не типична для традиционной русской литературы, ведь в ней поднимаются новые темы и проблемы, возникшие лишь после революции 1917 года.

Поэтому весьма актуален вопрос об основной идее книги, в котором мы постараемся разобраться.

Гениальный учёный-медик Преображенский и его ассистент Борменталь проводят необычный эксперимент: в чисто научных целях они пересаживают собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга.

И бездомный Шарик, к изумлению профессора, преображается в человека. Но с собачьими повадками.

Так что теперь Преображенскому предстоит заниматься с новоиспечённым Полиграфом Полиграфовичем Шариковым нравственно-психологическими проблемами.

Действие происходит в декабре 1924 года. Как человек независимый и высококультурный, Филипп Филиппович возмущён неразберихой и нелепостями, которые начались весной 1917 года и которые ему объясняют «разрухой» в стране. «Разруха не в клозетах, а в головах» — так рассуждает Преображенский.

И между прочим, Булгаков разделяет многие позиции профессора. Общая точка зрения у автора и героя в отношении к революционному террору. А единственным средством преобразования профессор считает доброту и ласку, собственным примером пытаясь превратить собаку в нравственную личность. Но Шарик становится лишь агрессивнее и опаснее.

По чистой случайности мозги достались Шарику от уголовника Чугункина, в характеристике которого отражается революционная действительность: «сочувствующий», «происхождение спасло». Ещё более портретно время передано образом Швондера: чувство пролетарской солидарности диктует ему решение уравнять в правах профессора и Шарикова.

Сначала Шариков становится сознательным участником пролетарского процесса, затем заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Но сфера его деятельности начинает расширяться и на людей, он осмеливается угрожать Преображенскому с Борменталем.

Профессор вовремя останавливается в своём эксперименте и возвращает Шарикова в Шарика. Но эксперименты с революционными преобразованиями в обществе продолжаются.

Шарикова можно считать не только плодом воображения писателя, ведь «Шариковы» уже проникли в руководящие сферы и давали указания, как лечить, как писать стихи и сеять хлеб… Несогласные с указаниями оказывались за пределами родины или погибали.

А Шариков ещё и потомство после себя оставил… Так что точка зрения писателя ясна — он противник всякого насилия над природой, человеком и историей. В этом и состоит смысл повести — всё произведение пропитано скорбью о гибели культуры на всех уровнях жизни, начиная от уборных в домах и заканчивая административным аппаратом.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине клубника и белый кувшин машкова 5 класс

Главная идея «Собачьего сердца» — это размышления о том, куда приведут страну бездуховность и люди, которые получили свободу, но не знают, как ею воспользоваться. Помимо этого, Булгаков рассуждает об этичности научных исследований в области медицины. Вряд ли профессор, подобно Богу, имел право вмешиваться в законы природы и менять их по собственному желанию.

Он и сам говорит, что гения может родить любая баба. Шариков же, в свою очередь, заявляет о том, что он вовсе не просил превращать его в человека. 

Булгаковская сатира сильна и сложна. За это мы её уважаем и любим. Поэтому читать «Собачье сердце» интересно даже сегодня, ведь смысл книги актуален и сейчас. Попытки государства навязать людям мнимую сознательность повторяются снова и снова, как и разруха с неизменным своим источником.

Александр Варламов

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/smysl-povesti-sobache-serdtse-m-a-bulgakov/

Актуальность повести Собачье сердце сочинение

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображенский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жизни — уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «предка».

Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной.

Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

«Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника — управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы.

Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя.

Это длительный эволюционный процесс.

Источник: https://schoolessay.ru/aktualnost-povesti-sobache-serdce-sochinenie/

Эссе на тему “Михаил Булгаков “Собачье сердце” (повесть)”

Влияние человека на животное (в ходе научного эксперимента)

Жила-была живая душа – пёс Шарик. По-своему справлялась с действительностью, страдала и радовалась. И была эта душа ни плохой, ни хорошей, а просто живой, способной и приврать, и притвориться, когда это для дела нужно.

Жестокие правила улицы заставили Шарика заняться самообразованием. Он стал осторожен и недоверчив.

Но тут в его жизни появился человек, круто изменивший всё его существование: профессор Преображенский сделал из пса человека, пересадив гипофиз умершего мужчины животному.

Сущность Человека

Кого можно назвать человеком с большой буквы? Того, кто, невзирая на внешние обстоятельства, всегда им остаётся. А это не каждому под силу. У профессора Преображенского было чему поучиться. Но учиться пришлось долго и трудно.

Оказалось, плохое, низкое и примитивное пристаёт к нам гораздо быстрее и проще, чем хорошее. Окружение тоже влияет. Так, судьбоносную роль в судьбе Шарикова сыграли Швондер и его компания.

Возможно, Шариков путём жёсткого воспитания стал бы всё-таки человеком…

Последствия научного эксперимента

И ад, и рай мы порождаем сами. Создавая новое существо, новую страну, новую жизнь, мы должны понимать всю долю ответственности, возложенную на нас. Это пришлось осознать и профессору Преображенскому.

Сотворение новой личности Шарика перекликается с появлением нового государства. Это был великий эксперимент, но трагический и неудачный.

Полиграф Полиграфович Шариков не справился с данными ему возможностями, по мнению профессора и доктора Борменталя, зато швондеры и им подобные нашли в нём пригодную личность для государства, в котором все «равны».

Проблема интеллигенции и революции. Проблема взаимодействия интеллигенции с народом

В повести «Собачье сердце» М. Булгаков создаёт образ подлинного московского интеллигента – профессора Преображенского. Это человек выдающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке и обладающий независимым умом и своей точкой зрения на всё происходящее.

Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческого органа, становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создаёт «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали. Позже ему приходится вновь превратить Шарикова в собаку.

Образ интеллигента у писателя противопоставлен образу пролетария. Любое насилие над природой и человеком оборачивается неизбежной трагедией.

Влияние власти на человека

Народной властью в повести «Собачье сердце» наделены Швондер и его сотоварищи. Она оказалась в их руках и опьянила, развратила.

Познав это чувство, герои решили «подарить» его новому человеку, Шарикову, который сразу же им воспользовался. Но незрелым личностям нельзя давать в руки власть.

С криками «мы хозяева жизни» они ворвались в чужие жизни, мечтая завоевать и переделать всех и всё под себя…

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/jesse-na-temu-mihail-bulgakov-sobache-serdce-povest/

«Собачье сердце» — «повесть-предупреждение»

  • Урок литературы в 11 классе
  • Тема урока: «Собачье сердце» — «повесть-предупреждение»
  • Вид урока: урок-исследование
  • Цели урока:
  • — проанализировать содержание повести и ее героев;
  • — выявить основные идеи повести;
  • — определить суть шариковщины и ее опасность;

— показать актуальность произведения М.А. Булгакова в наше время.

  1. Развивающая: развивать умения и навыки работы с текстом, работы в группе; формировать коммуникативные компетенции старшеклассников, речемыслительную деятельность.
  2. Воспитательная:  привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека ( ученого) за свои идеи, изобретения, поступки;помочьосознать, что проблема сохранения духовности – одна из главных нравственных проблем на все времена.
  3. Оборудование: презентация, карточки,листы самооценивания, сердечки, листы А4, герои в иллюстрациях учащихся, музыкальное сопровождение («Интернационал»),буктрейлер «Собачье сердце», фрагменты фильма «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко.
  4. Ход урока.
  5. Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона.
  6. В. Бубнис
  7. Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу.

А.М.Горький

I. Организационный момент.

  • II. Мотивация учебной деятельности учащихся
  • 1. Создание эмоционального настроя на работу
  • Звучит «Интернационал»

Вступительное слово учителя: Окунемся в 20годы 20 века… Сложное для страны время. Разруха после Первой мировой войны. Безработица. Голод. Очереди за хлебом.

Новая экономическая политика (НЭП), предложенная Лениным, предполагала устранение социального неравенства, отсюда всяческое давление на интеллигенцию. Утверждение класса рабочих и крестьян. Создание «нового человека» нового государства путем усиления пропаганды атеизма, коммунистических идей Маркса и Энгельса. Манипуляция сознанием необразованного пролетариата.

Эта эпоха достаточно ярко и через призму сатиры освещена в произведениях М.Булгакова.

Слайд 1-2

2.Определение цели и задач урока (учащиеся)

— Сегодняшний урок можно определить как урок-исследование по повести Булгакова «Собачье сердце». В ходе исследования мы должны будем найти ответ на проблемный вопрос.

— Исходя из названия темы, сформулируйте вопрос(ы) урока.

(1. Почему«Собачье сердце» — это «повесть-предупреждение» ?

2. О чем предупреждает повесть?)

  1. — Определите задачи урока.
  2. Задачи: чтобы ответить на главный вопрос урока, необходимо
  3. 1) проанализировать текст, образы главных героев (пса Ш, товарища Ш., профессора П) ;
  4. 2)сравнить результаты до и после эксперимента;
  5. 3)выявить последствия эксперимента;
  6. 4)сделать выводы и получить ответ на вопрос-урока

Какие качества вам необходимо будет проявить сегодня, чтобы реализовать цели и задачи урока? (Активность, целеустремленность, внимательность и т.д. )

  • — Чтобы достичь поставленной цели вам необходимо уметь…
  • 1) активно участвовать в работе группы, обсуждении;
  • 2) проявить себя людьми, которые разбираются в творчестве Булгакова,
  • 3)уметь использовать материал, которой вы знаете,
  • 4) высказывая свою точку зрения, аргументируя её,
  • 5) при анализе художественных образов вы должны уметь сравнивать – находить общее,
  • различие, на основе этого обобщать и делать вывод знать правила работы в группе
  • Правила работы в группе
  • — Дополнять, корректировать ответы в вежливой форме
  • — Показать ваше умение в построении монологического ответа
  • — Слушать, не перебивая своих одноклассников
  • III. Актуализация опорных знаний
  • О чем повесть Булгакова «Собачье сердце»?
Читайте также:  Сочинение по рассказу господин из сан-франциско бунина

1. Презентация индивидуального проекта Болотова А.(буктрейлер «Собачье сердце»)

Повесть М.Булгакова о том, как профессор Преображенский сделал уникальную операцию, в результате которой из бездомного пса Шарика получился страшный и опасный человек — заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

Во времена Булгакова сюжет не казался столь фантастическим, так как с 1921 года научно-популярная печать публиковала материалы по омоложению по методу австрийского физиолога Э.Штейнаха путём пересадки половых желез у млекопитающих. В 1924 году вышли два сборника под редакцией профессора Н.К.Кольцова «Омоложение».

  1. М.Булгаков сатирически переосмыслил идею создания «нового человека» — «кто был никем, тот станет всем»
  2. Слайд 3-4
  3. 2.Работа с эпиграфом
  4. — Обратимся к высказыванию прозаика В. Бубниса (эпиграф 1):
  5. «Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона»
  6. Вспомним, что такое сатира?
  7. 3. Словарно-терминологическая работа

Слайд5 Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек. Предмет сатиры – пороки человека и общества.

  • Виды сатиры:
  • ирония — смешное скрывается под маской серьезного;
  • юмор — серьезное скрывается под маской смешного;
  • сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

4. История создания повести. Индивидуальное опережающее задание

Повесть «Собачье сердце» позволяет глубже понять творчество писателя в целом. Повесть была написана в 1925 году, первоначально называлась «Собачье счастье. Чудовищная история»и тд.

В повести Михаил Булгаков показывает абсурдность идеи «Кто был ничем, тот станет всем»и мысли о необходимости и возможности создания «нового человека» из пролетарской массы.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична.

Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения.

Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

III. Практическая работа

— Почему же повесть «Собачье сердце» — это повесть-предупреждение?!

1. Работа с текстом в зоне поиска и общего обсуждения в  микрогруппах.

1группа: Образ профессора Филиппа Филипповича Преображенского

Задание: составьте портрет героя, опираясь на текст и отвечая на предложенные вопросы. Используйте цитаты.

-Что может рассказать о герое его фамилия? Портрет?

  1. — В чем особенности характера?
  2. — Определите взгляды профессора на советскую действительность, опираясь на текст (процитировать)
  3. -Над чем трудится профессор?
  4. 2 группа:
  5. Задание: на основании глав 1 -4 составить рассказ «Пёс Шарик».

1.Расскажите о жизни Шарике в холодной и голодной Москве.

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует? Как воспринимает пес обитателей квартиры?

— Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

— Почему Булгаков наделяет пса человеческими чувствами? (это разумное живое существо, также чувствующее как и человек. Это не бездушный материал для эксперимента)

— В чём фантастичность этого образа? ( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

2.Приведите примеры иронии в изображении образа.

3.Напишите на листе А4 основные характеристики пса Шарика (кластер)

3 группа. Результат эксперимента — Полиграф Полиграфович Шариков

Задание: 1. Подготовьте портретную характеристику героя (портрет, черты характера, привычки, поведение, речь) на основании текста. Используйте цитаты.

2. Приведите доказательства того, что образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова — сатира на тех, кто «кто был никем, тот станет всем».

3. Напишите на листе А4 качества, появившиеся в герое после операции (кластер).

Можно ли Шарикова назвать человеком? Почему? Докажите свое мнение приведя примеры и цитаты из текста.

Какое бы определение дали ему вы? (человекообразное существо, человекоподобный, экспериментальный образец, лабораторное существо)

Вывод: «Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности» А.Д.Сахаров

«Автор делает пса симпатичным Соединившись по недоброй воле Преображенского с этой мерзкой личностью, умный и человечный пес превращается в злобного и пакостливого душителя котов Шарикова». А.Д.Сахаров

4 группа (свободные художники):

Задание: Создайте портретную галерею «Герои повести моими глазами»: пес Шарик, профессорПреображенский, Полиграф Полиграфович Шариков

3. Просмотр эпизодов художественного фильма «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко. В ролях: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев.

  • (представление «нового человека» на конференции, после потопа, Шариков угрожает профессору и Борменталю пистолетом …)
  • 4. Работа в паре (опережающее задание)Создание «лестницы жизни» Шарикова
  • Задание: изобразите в ходе работы на уроке “Лестницу жизни” Шарикова. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя (на листе А4)
  • — Как вы считаете, можно ли было развить Шарикова в личность?

5. Интервьюирование литературных героев .Прием « примерь на себя роль»

Обратимся к самому профессору Филиппу Филипповичу Преображенскому с вопросом:

-Уважаемый господин Филипп Филиппович, на что вы рассчитывали, когда приступали к эксперименту по пересадке гипофиза человека собаке? Спасибо.

— Как вы сами оцениваете результат уникальной операции? (с1- удался. Профессор обнаружил, что ошибся в своих предположениях и получил неожиданный для себя результат — не омоложение, а полное очеловечивание. К этому он вовсе не стремился,

с 2-провалился, т. к. продукт эксперимента стал опасен как для профессора, так и для окружающих)

Как результат опыта повлиял на ваши убеждения?(Просчет заставил задуматься и понять, что исследователь должен «идти параллельно и ощупью с природой», а не «форсировать вопрос и приподымать завесу». «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите»).

  1. Чувствуете ли вы как ученый свою вину перед Полиграфом Полиграфовичем Шариковым? Спасибо
  2. Обратимся с вопросом к товарищу Полиграфу Полиграфовичу Шарикову:
  3. — Скажите, товарищ Шариков, есть ли у вас претензии к профессору Преображенскому?

Стр.191-192 «Что уж это на самом деле? Что вы мне жить не даете?!…Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело, ухватили животную. Исполосовали ножиком голову. А теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить»

«А если бы я у вас помер под ножом? Вы что на это выразите, товарищ?»

  • Почему же ученым, людям образованным, культурным не удалось воспитать Шарикова?Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают)
  • Как вы считаете, под влиянием чего формируется характер человека?
  • Чем же закончился эксперимент по созданию «нового человека»?

— Согласны ли вы с мнением М. Горького, что это «жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу»? (Эпиграф2)

— Нужно ли вмешиваться в законы природы?

6. Инд зад.в паре (эксперты)2чел

  1. Задание:Сформулируйте главные «пункты» булгаковской программы: А4
  2. 1. Нарушение законов природы – губительно для человека
  3. 2.Безнравственность «научного» насилия над человеком и природой
  4. 3. Нарицательность образа Шарикова
  5. 4. Каждый должен быть на своем месте
  6. 5. Перевоспитать человека можно лишь в том случае, если он захочет этого

6. Невозможно перевоспитать личность, генетически заражённую страшными пороками, инстинктами. «Лабораторное существо» – тип определённой среды.

VI. Итоговая рефлексия

1. «Мозговой штурм».— Чем опасны Шариковы?

Слайд — Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?(собака была лучше экспериментального образца, безобиднее .Невозможно перевоспитать личность, генетически заражённую страшными пороками, инстинктами)

— Всегда ли возможно ли повернуть эксперимент вспять?

— Как по-вашему, что такое шариковщина? (чел. недалекий, но наделенный к –то полномочиями, неблагодарный, подлый, жаждущий занять место, ему не принадлежащее. Ничтожные, жалкие, но с амбициями)

— Почему образ Шарикова стал нарицательным? (Власть имущие считают в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, как жить и…)

— Встречались ли вам такие типы людей?

2.-Порассуждайте, в чем актуальность предупреждений Булгакова?

Можно ли повесть назвать современной? Дайте обоснование своему ответу.

-Что вы думаете о клонировании? (нет индивидуальности, обезличивание…)

— Нужно ли искусственно фабриковать людей. Вмешиваться в жизненные процессы?

2. Слайд5-минутное эссе на тему: «Какие истины открылись для меня сегодня на уроке».

(Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут быть непредсказуемы и привести к катастрофе)

  • 3. Самооценивание на оценочных листах
  • Лист самооцениванияФИ ученика _____________________
  • Я считаю заслужил(а) оценку « » за урок, потому что
  1. Я выразительно читал текст …

  2. … раз ответил на вопрос учителя

  3. Помог товарищу …

  4. Помог учителю в подготовке материала к уроку…

4. Взаимооценивание работы на уроке.«Благодарю за сотрудничество» (ученик –ученика; учитель- учеников)

Перед каждым из вас лежит 2сердечка. Вручите его тому, кто, на ваш взгляд, был самым активным участником и самым интересным собеседником на сегодняшнем уроке.

4. Рефлексия.

— Напишите отзыв об уроке, пожелание и опустите в почтовый ящик.

Ребята, поднимите руку те, кто сегодня доволен своей работой на уроке.

— Поднимите руку те, кто не доволен. Что помешало?

VII. Задание на дом:Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:

1) Вечный спор добра и зла.2) В чем смысл названия повести «Собачье сердце»?

  1. 3) Нравственно или безнравственно проведение экспериментов над животными?
  2. 4) Как поступил бы я на месте профессора Преображенского?
  3. Слово учителя: Упрятанная от читателя повесть Булгакова «Собачье сердце», выйдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздала и по прошествии многих десятилетий, как мы смогли убедиться, актуальна.

Источник: https://infourok.ru/sobache-serdce-povestpreduprezhdenie-2528613.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector