Анализ поэмы твардовского «василий теркин»

«Василий Теркин» занимает исключительное место среди остальных исторических произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Твардовский со знанием дела изобразил в своей поэме детали войны и талантливо передал образ рядового русского солдата.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

История создания

Анализ «Василия Теркина» учащийся может начать с истории создания произведения. В своих письмах М. В. Исаковскому Твардовский писал о том, что армия останется одной из его главных тем на всю жизнь. И в этом поэт не ошибся.

У группы поэтов в редакции Ленинградского военного округа возникла идея создать серию рисунков, которые рассказали бы о подвигах обычного советского солдата. Кто-то из участников выдвинул предложение назвать главного героя Васей Теркиным.

В этом коллективном произведении Твардовский должен был написать вступление, описать самый общий главного персонажа и наметить направление его разговора с читателем.

Так в 1940 году в газете появилось произведение «Вася Теркин». Успех этого героя натолкнул Твардовского дописать рассказ о военных похождениях никогда не унывающего Васи Теркина.

В итоге сначала вышла небольшая книжечка под названием «Вася Теркин на фронте». Вместе с Твардовским герой шел тяжелыми дорогами войны.

Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Красноармейская правда» в январе 1940 года.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

С тех пор и до самого конца войны новые главы поэмы публиковались в той же газете, а также в журналах «Красноармеец» и «Знамя». 4 мая 1945 года Твардовский писал:

«…Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела — и можно будет поставить точку»

Так и возникло целостное издание «Василий Теркин. Книга про бойца». Это произведение воссоздает картину фронта, показывает те мысли и переживания, которые возникают у человека на войне.

Произведение «Василий Теркин», анализ которого проводится в данной статье, выделяется среди других произведения подобного жанра особой полнотой, а также реалистичностью изображения народной борьбы, тяжких страданий и героических подвигов.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Жанр

Поэма Твардовского по своему жанру принадлежит к героической эпопее. С одной стороны, произведению свойственна объективность, с другой – оно пронизано живым авторским чувством. Поэма эта своеобразна во всех отношениях. Она развивает традиции реализма в поэзии, а с другой стороны, является свободным повествованием.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Тема

Основная тема А. Т. Твардовского – это Великая Отечественная война. Анализ «Василия Теркина» показывает: данное произведение стало одной из ярчайших страниц в его творчестве. Посвящено оно жизни простого народа в условиях фронта.

В центре поэмы находится рядовой пехотинец Василий Теркин – выходец из смоленских крестьян. Фактически главный персонаж поэмы олицетворяет собой весь народ. В нем воплотился национальный русский характер.

Таким образом, обыкновенный человек становится в произведении символом воина-победителя. Его жизнь изображается Твардовским так, как она есть – в повседневных буднях и героизме, сплетении обыденного с возвышенным.

Поэма сильна тем, что показывает истину о войне как об одном из суровейших испытаний, через которые прошел весь народ и отдельно взятые люди.

Анализ «Василия Теркина»: идея

Художественная литература времен Великой Отечественной войны имеет ряд особенностей. Это исторический пафос, а также установка на доступность читателю. Василий Теркин является в данном отношении одним из удачнейших персонажей.

Подвиг солдата показан поэтом как ежедневный и тяжелый труд. Герой же, который этот подвиг совершает, – обычный солдат. Именно в том, чтобы защитить Родину и жизнь на земле в целом, и состоит справедливость войны против фашистских захватчиков.

Произведение Твардовского стало поистине народным.

Структура произведения

В поэме содержится 30 глав. Их можно условно разделить на три основные части. В четырех главах поэт говорит не о герое, а о войне, о тех горестях, которые выпали на долю простого народа. Роль данных отступлений невозможно преуменьшить, ведь они представляют собой диалог автора напрямую, как бы в обход главного героя.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

События, описываемые в поэме

По ходу повествования четкая хронологическая последовательность отсутствует. Автор также и не называет конкретных боев или сражений, но некоторые боевые операции, указанные в произведении, могут быть угаданы: например, отступления советских войск 1941-1942 года, или же битва у реки Волги. Безусловно, читатель узнает в завершающих главах и взятие Берлина.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Есть ли в произведении сюжет?

Анализ произведения «Василий Теркин» показывает, что в поэме, строго говоря, нет сюжета. Но у Твардовского и не было такой цели, как передача хода войны. Центральной главой произведения является «Переправа».

В этой части четко прослеживается главная идея поэмы – военная дорога. По ней Теркин вместе с товарищами двигается к достижению своей цели – полной победе над фашистскими захватчиками. А значит, и к новой, светлой жизни.

Краткий анализ «Василия Теркина» демонстрирует: своеобразие композиционного построения книги определяется самой реальностью военного времени. Твардовский в одной из глав замечает :

«На войне сюжета нету»

В поэме действительно нет традиционной завязки. Не отыскать в произведении и кульминации, развязки. Однако анализ «Василия Теркина» по главам показывает, что внутри отдельных частей произведения присутствует свой сюжет.

Внутри глав возникают отдельно взятые сюжетные связки.

Общее развитие событий, при всей разрозненности отдельно взятых глав, определяется ходом военных действий, ожидаемой сменой ее этапов – от горьких дней поражения до выстраданной потом и кровью победы.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Описание военной повседневности

На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод.

Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству.

Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.

Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу – вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.

Образ главного героя

Проводя анализ стихотворения «Василий Теркин», учащемуся необходимо описать главного персонажа поэмы. Основное действующее лицо произведения – вымышленный персонаж Василий Теркин. Несмотря на все тяготы военной жизни, он сохраняет жизнерадостность, искренность. Образ Теркина является собирательным. В нем есть все то, что характерно для многих простых солдат:

  • «Парень в этом роде
  • В каждой роте есть всегда,
  • Да и в каждом взводе».

Однако в Теркине все это воплотилось ярче, самобытнее. Герою свойственна и мудрость, и светлый взгляд в будущее, и выносливость, и терпение, и жизненная смекалка. Основная же черта героя – любовь к своей стране.

Он постоянно вспоминает о своих родных местах, столь дорогих каждому сердцу. Не может не привлекать читателя в Теркине и величие его духа. На поле боя он оказывается не ради удовлетворения воинского инстинкта, а ради сохранения жизни на земле. Все, что вызывает у героя поверженный враг, – это чувство жалости.

Теркин скромен, хотя иногда может и немного прихвастнуть. Читатель имеет возможность наблюдать за Василием в различных ситуациях. И везде можно отметить положительные качества героя. В компании товарищей он веселится, старается поднять дух побратимов. Когда же он идет в атаку, то становится примером для других бойцов, проявляет смелость и находчивость.

«Василий Теркин»: анализ «Переправы»

В одной из глав читатель может увидеть, как главный герой, рискуя собственной жизнью, доблестно ведет боевых товарищей через опасную переправу. Это один из самых главных эпизодов не только во всей поэме, но и в войне. Ведь в нем поэт изображает жестокие реалии военной жизни. «Переправа» — это место, где лишились жизни сотни людей.

Обычные солдаты должны пройтись по кромке льда, ночью преодолев зимнюю реку. Вода в ней «даже рыбам холодна». Поэт прекрасно изображает детали боевой обстановки, когда солдаты вынуждены прикладывает огромное количество усилий и труда.

Читая данную главу, можно понять, что великая победа над фашизмом далась людям не просто так, а ценой горьких потерь.

Поэт пишет:

«Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна»

Но те, кому было суждено остаться в живых, не теряют силы духа. Несмотря ни на что, идя по кромке тонкого льда, Теркин ведет за собой друзей.

Источник: https://www.syl.ru/article/381826/a-t-tvardovskiy-vasiliy-terkin-analiz-proizvedeniya

Анализ поэмы «Василий Теркин»

Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Василий Теркин придумывался центральным героем небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу — поэму.

Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет, поэтому произведение публиковалось в газете частями. История Теркина настолько полюбилась читателям, что, когда поэма была окончена, Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения.

Замысел истории солдата Великой Отечественной войны пришёл Твардовскому в то время, когда автор сам участвовал в военных действиях — был военным корреспондентом в русско-финской войне. Настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

Тема и жанр

Анализ стихотворения «Василий Теркин» можно начать с разбора темы поэмы. Автор сделал свой выбор в пользу жизни солдат, где есть место не только страшным событиям войны, но и юмору, и оптимизму. Примечательно, что в поэме отсутствует идеологическая подоплёка.

Со стороны власти на Твардовского оказывалось немалое давление — автору следовало затронуть в повествовании тему политической партийной значимости, её вклад в победу.

Но политика бы разрушила общий тон произведения, и автору удалось отстоять свою позицию и не включать «идеологические строки» в поэму.

Даже без «политических строк» поэма успешно публиковалась во всех главных изданиях, таких как «Правда», «Известия» и «Знамя». Известность стихотворного героя росла, строки декламировали по радио, зачитывали фронтовикам, даже дарили подарочные издания в качестве награды за боевые отличия.

«Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет увидеть его и пожать ему руку.

Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов.

Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Для полного анализа произведения «Василий Теркин» важно определить жанр. Твардовский оценивал жанр своего труда как «книга про бойца», потому что в классические каноны поэмы его работа не вписывалась. Тем не менее «Василий Теркин» — это поэма. Да, поэма особая, затрагивающая проблемы колоссальных масштабов, исключительно самобытная и бессмертная.

Герои и композиция

Структурно произведение состоит из 30 глав, пролога и эпилога. Повествование не «привязано» ни к каким конкретным датам в истории, ни к каким-то конкретным географическим координатам.

Описываемые действия происходят во время Великой Отечественной войны на фронтовых дорогах. Именно такая общность времени, места сделали образ Теркина универсальным — такой солдат мог служить в любой части страны, в любой миг военного времени.

Говоря словами автора: «У войны сюжета нету», зато есть полюбившийся бессмертный герой.

Композиция поэмы особенна тем, что она вобрала в себя истории, связавшиеся друг с другом образом центрального персонажа. Отличительным композиционным моментом является и присутствие диалогов между автором и героем.

Каждая глава произведения закончена и может считаться отдельным от всей поэмы стихотворением. Такая необычность сцепления частей между собой объясняется очень просто — главы выходили в печать отдельно, и читатели могли пропустить предыдущую или последующую часть.

При анализе поэмы «Василий Теркин» необходимо уделить время центральному персонажу произведения. Кто же этот Теркин? Василий — обычный крестьянин из-под Смоленска, служащий рядовым в пехоте, но благодаря своим героическим подвигам получивший военный орден.

Теркин — не конкретный солдат-герой, он — образ русского человека, твёрдого характера, оптимистического воина, сумевшего среди военных баталий отыскать и проявить, где нужно, и сентиментальность, и крепкость духа, и волю к победе, и умение смотреть жизнь позитивно. Это солдат-балагур, однако, в первую очередь, он воин, а значит, борется за людскую жизнь и свободу своей Родины.

Как любой живой человек, Василий имеет недостатки и даже боится смерти. Но именно такая «человечность» и делает образ Теркина бессмертным.

При первом же знакомстве с героем мы узнаем про то, что Василий — «парень обыкновенный». Его внешние характеристики скупы: не наделен «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал». Такая «размытость» внешности также способствует обобщению Теркина с простым русским солдатом.

Однако у него есть и уникальные черты — герой практически не уязвим, он невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Конечно, воин получает ранения, но он быстро исцеляется. А в битве ему помогают его верные боевые товарищи. Теркин получал ранение в руку, но от верной гибели его спасли танкисты.

Читайте также:  Сочинение на тему космос

А получив ранение в ногу, воин нашел спасение в лице похоронной команды.

Вторая глава «От автора» интересна тем, что Теркин в ней предстает сразу в двух ипостасях: и как реальный солдат, повидавший немало на своём веку, и как литературный персонаж, судьба которого — пережить самого автора.

Не случайна и фамилия героя, ставшая «говорящей». Теркин острый на язык, как терка, но он еще буквально перемалывает все трудности у себя на пути. «Перетерпим, перетрем» — девиз героя и всего русского народа в целом.

Теркин является не единственным героем на страницах поэмы. Подвиги и героические поступки совершают многие, пусть и безымянные персонажи. Так, спасателями являются танкисты, командир, рубивший дрова для своей семьи в свою свободную, для отдыха, минуту, дед и баба, провожающие и встречающие русские войска.

Сильным характером обладает и русская женщина в тылу. Она не только встречает своего мужа, но и его боевых товарищей, провожает на бой родного сына, пишет мужу на фронт оптимистичные письма, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Эта женщина, как и Теркин, не конкретный персонаж, но образ каждой русской матери и жены. Она получает за свою любовь и трудности награды — это не орден, нет, это лошадь, перина, корова, овечка.

Для женщины, что во время войны взвалила на себя все тяготы семейного быта, эти награды стали намного ценнее и полезнее, что любая медаль.

Особого упоминания достойны и обычные девушки — подруги бойцов. С началом войны солдаты покинули своих девушек, а ведь быть с ними рядом — лучшая награда для молодого военного человека. Так, Теркин, которого спасла шапка, данная ему неизвестной санитаркой, хочет ей продемонстрировать свою воображаемую медаль.

Отдельным мотивом выступают и враги наших войск. Они показаны не так подробно, как главный персонаж или русские простые люди, но некоторых Твардовский описывает более конкретно. Например, мы узнаем подробнее о немце, борющемся с Василием врукопашную.

Этот неизвестный немец также становится образом всех немцев на войне: он сытый, холеный, заботящийся о себе. Но в данном случае, все эти, по сути своей, неплохие человеческие качества, вызывают омерзение, чувство брезгливости и негодование.

Прочие враги достойны лишь жалости и смеха, но никак не страха или почтения.

Особыми героями поэмы становятся и неодушевленные предметы. Это вещи, которые всегда сопутствуют или встречаются на пути герою: шинель, гармонь и кисет, баня, пища и вода.

Основная мысль

Выполняя анализ «Василия Теркина», нельзя забыть упомянуть и об основной мысли произведения. Главным лейтмотивом поэмы становятся праведность сражений за жизнь и свободу своей Родины, святость этой борьбы.

В такой непрекращающейся борьбе нужны именно такие люди, как Теркин.

Это воины, способные не только дать отпор коварному врагу, но и неунывающие перед сложными жизненными ситуациями, бойцы, преисполненные патриотизмом и верой в победу.

Соблюдая принцип реальности, автор не всегда делает Теркина центральным персонажем, иногда Василий отходит на второй план. Есть в поэме и лирические отступления, и внутренние монологи, и рассуждения автора и персонажей.

Поскольку Твардовский создавал своё произведение в военной обстановке, то и развитие событий в поэме соответствует ходу войны: сначала отступление, затем наступление на врага и, наконец, движение наших войск на Запад.

В это же время показан и «ход» жизни центрального персонажа:

  • часть «На привале» повествует о том, как герой очутился в своей части;
  • глава «Перед боем» рассказывает о выходе Василия из окружения;
  • анализ «Василий Теркин» «Переправа» сообщает о героическом, но незасчитанном подвиге героя,
  • часть «Теркин ранен» — о ранении воина и его спасении,
  • глава «Поединок» показывает сцену рукопашной драки с врагом,
  • » Кто стрелял?» раскрывает подвиг героя, сумевшего сбить из винтовки самолет,
  • часть «Генерал» рассказывает о вручении награды бойцу,
  • «Бой в болоте» повествует о взятии пункта «Борки», длившемся долгие дни,
  • глава «В наступлении» — о командовании Теркина взводом во время наступления после гибели командира,
  • часть «Смерть и воин» сообщает об опасном ранении Василия в ногу,
  • и, наконец, глава «По дороге на Берлин» рассказывает о продвижении Теркина от границы до Германии.

Произведение не имеет окончательного завершенного сюжета, каждая часть сюжетно и композиционно оформлена и завершена. Каждая глава несёт в себе свою мысль, раскрывает мораль, ведь читатели могут не прочитать продолжение поэмы. К тому же, некоторые главы выделяются меж остальных: одни из них представляют собой сюжетные стихи, другие — лирические стихотворения, третьи — героическую балладу.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Твардовский «Василий Теркин»: анализ. Строфы, размер и рифмовка

Особенность построения «языка» поэмы восходит к желанию автора приблизить речь героев к живой разговорной. Почти всё произведение написано четырехстопным хореем.

Строфы же имеют различное количество строк (от 2 до 10). Каждая строфа выражает отдельную законченную мысль. Рифмовка чередуется со смежной на перекрестную.

Более того, отдельные строки не имеют рифмы вообще или рифмуются по три строки.

Лексика в поэме используется бытовая, изобилует просторечиями. Даже когда мысли героя восходят с серьезным темам, порой кажущимися пафосными, речь Теркина остается простой и понятной.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/analiz-poemy-vasiliy-terkin/

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

Творчество Александра Твардовского широко известно в России и за её пределами. Именно поэма “Василий Тёркин” стала его визитной карточкой, принесла огромную славу и признание.

Поэму изучают в 8 классе, при подготовке к урокам литературы понадобится подробный анализ произведения по плану и дополнительная информация о биографии и истории создания Твардовским “Василия Тёркина”.

В “Василий Тёркин” анализ специфичен из-за автономности глав и отсутствия общего сюжета, поэтому мы предлагаем ознакомиться с полным разбором художественного текста в нашей статье.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин»

  • Год написания – 1942-1945.
  • История создания – Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне.
  • Тема – подвиг простого солдата, русский характер, нравственная сила русского человека.
  • Композиция – 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя.
  • Жанр – поэма, лироэпическое произведение, “книга про бойца”.
  • Направление – реализм.

Главный персонаж поэмы – вымышленный герой – был придуман и назван редколлегией ленинградской газеты “На страже Родины”, в которую входили помимо самого автора, художники и поэты. Василий должен был стать главным персонажем небольших стихов-фельетонов. Однако персонаж стал настолько популярен, что Александр Твардовский решил написать более масштабное произведение.

В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное.

Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет.

Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента.

Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой.

Тема, которую выбрал Твардовский многогранна и разнопланова, в его произведении всё держится на юморе и оптимизме – так же, как и в реальной жизни бойцов в военно-полевых условиях.

Несмотря на давление со стороны власти за отсутствие в поэме упоминаний о значимости партии, её вклада в победу и борьбу, писатель не стал включать в повествование идеологические моменты.

Они, по словам автора, были совершенно несовместимы с общим тоном произведения, его идеей и целями. Несмотря на то, что цензура требовала правки сочинений, “Василий Тёркин” переиздавался всеми известными изданиями (“Знамя”, “Правда”, “Известия”), его популярность росла.

Каждый школьник знал наизусть строки из стихотворения, его декламировали на радио, читали бойцам на фронте, дарили издания в знак особых боевых заслуг.

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата.

Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте.

Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав).

Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом.

Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог. Она не подчинена географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы.

Именно эта особенность свойственна композиции произведения – оно собрало воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки.

Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность.

Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Василия Теркина».

Жанр произведения определён как поэма. По существу – это скорее лироэпическое произведение, так как оно содержит множество сюжетных повествований, но и лирические отступления равнозначны эпическому началу.

Сам автор называет жанр “книгой про бойца”, так как уложиться в традиционные структуры и компоненты ему не удавалось. Слишком особенной, самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра.

Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 431.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/vasiliy-terkin/analiz-proizvedeniya-tvardovskogo.html

«Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом.

В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем.

Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета.

Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю.

Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь.

Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину».

Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина.

Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона.

Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

Читайте также:  Сочинение берегите природу (2, 3, 5, 7, 9 класс)

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно».

Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению.

Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя.

«На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем.

«Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу.

«По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом.

Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги.

Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко.

А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная.

Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок».

Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный.

Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком.

Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь.

Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте.

Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка).

Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина.

Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную.

В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта.

Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» — сюжет сказки о солдате и чёрте.

Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе.

Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти).

Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная.

Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми.

С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой  лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о).

Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

  • «Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского
  • По произведению: «Василий Тёркин»
  • По писателю: Твардовский Александр Трифонович

Источник: https://goldlit.ru/tvardovsky/1173-vasilii-terkin-analiz

Краткий анализ поэмы "Василий Теркин" | Инфошкола

Реалистическая патриотическая поэма, посвящённая проблеме войны в жизни человека. Автор определял жанр «Василия Тёркина» как «поэму про бойца».

Русский солдат Тёркин — народный герой. Именно в его образе раскрывается национальная сила духа. Юмор главного героя служит способом пережить все ужасы войны и сохранить себя (простые незамысловатые шутки в поэме указывают на связь с фольклором).

Изложение событий в поэме нелинейно: как сказал сам Твардовский, начинается «с середины» и заканчивается «без конца».

Одна из самых сильных глав поэмы — «Переправа». Автор рисует мир природы, который противостоит человеку (ночь, шторм, ревущая ледяная вода). Гибель солдат описана с почти натуралистической честностью: «Люди тёплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно … ».

Глава заканчивается афористически: «Бой идёт святой И правый. / Смертный бой не ради славы, / ради жизни на земле».

В главе «Два солдата» переосмысливается сюжет известной сказки о каше из топора. Придя в дом старого солдата, Тёркин помогает наточить пилу, чинит часы, а потом настойчиво предлагает помочь в поиске и жарке сала.

В результате его угощают яичницей с салом. При этом сказочная хитрость в адрес жадной старухи имеет вспомогательные функции: в целом глава — о встрече старого солдата и сегодняшнего воина, о том, как для них обоих важно отстоять родную землю.

Глава «Поединок» — описание рукопашного боя Тёркина с немцем. Эта схватка иллюстрирует, как важен подвиг каждого бойца для конечной общей цели — победы над врагом. Здесь тоже возникают фольклорные мотивы, помогающие воспринимать врага не как человека («немец красной юшкой / Разукрашен, как яйцо»).

И совсем уж сказочный образ Смерти возникает во главе «Смерть и воин». Диалог Василия и Смерти — адаптация внутренней рефлексии человека.

Смерть видится уже привлекательной по сравнению с продолжительными муками. Но умереть сейчас — не увидеть общей поэмы в будущем. И Василий держится: его обнаруживают солдаты из похоронной команды и несут в санбат.

В этой главе Василий Тёркин максимально сближается с былинным богатырём. Поэма написана четырёхстопным хореем с различной рифмовкой (местами рифма вообще не соблюдается).

Поэма «Василий Тёркин» об обычном бойце, пехотинце, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина. Посвящена Великой Отечественной, жизни на войне одного человека и всего народа.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1939 г. — появление в фельетонах Твардовского собирательного героя — Василия Тёркина. Поэма задумана во время финской кампании (1939-1940 гг.).

⦁ 1941-1945 гг. — написание произведения.

⦁ С 1942 г. — публикация поэмы отдельными главами в фронтовых изданиях, параллельно незаконченное произведение выходит отдельным изданием.

  • КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
  • Поэма состоит из 30 глав: 26 самостоятельных произведений о событиях фронтовой жизни, объединённых одним героем — Василием Тёркиным, и 4 главы «От автора» — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле, работе над книгой.
  • Поэму можно условно разделить главами «От автора» на три части: ⦁ события войны первых лет; ⦁ переломный этап военных событий;
  • ⦁ завершающий этап войны, победное наступление.
  • В поэме нет чёткой сюжетной линии, однако отражены многие важные события: начальный период отступления, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.
  • Образ Василия Тёркина: ⦁ фамилия соответствует девизу героя: «Перетерпим, перетрём»; ⦁ собирательный, персонифицированный образ народа;
  • ⦁ воплощает лучшие черты, присущие советскому солдату;
  • ⦁ подобно сказочному богатырю, защищён от смерти: «Неподвержен Тёркин смерти, // Коль войне не вышел срок»; ⦁ душа своего подразделения, балагур и весельчак;
  • ⦁ находчивый воин, который не теряется в сложных ситуациях; ⦁ боится смерти, но не малодушен.
  • ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  • ⦁ Тема: праведный бой за жизнь и свободу родной земли.

⦁ Идея: в борьбе на фронте и в тылу в тяжёлое время очень нужен неунывающий герой, такой как Тёркин, который поможет бойцам отыскать в себе оптимизм, веру в победу, героизм. Он вместе с советской армией идёт военной дорогой освобождать землю от фашизма.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ Реалистическая поэма: описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. ⦁ Народная эпопея: второе название «Книга про -бойца»: близость к народному поэтическому языку, простота, высокий смысл, истинно народный герой, жизнь и смерть, война и мир.

  1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
  2. Язык поэмы простой, но не примитивный, стилизованный под народную речь:
  3. ⦁ фразеологизмы: один как перст, падать духом, парень хоть куда, зги не видно; ⦁ пословицы, поговорки и прибаутки: будем живы — не помрём, делу время час забаве;
  4. ⦁ уменьшительные слова: голубочек, сыночек, дружок, соколик и др.;
  5. ⦁ постоянные эпитеты: земля сырая, година горькая, дорога постылая, край чужой и др.;
  6. ⦁ выражения из устного народного творчества: встрепенулся ясный сокол, тем же ладом, тем же складом.
  7. СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Читайте также:  Сочинение-описание по картине аисты тихого (9 класс)

Теме Великой Отечественной войны посвящены сотни произведений, среди них «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «В списках не значился» Б. Л. Васильева, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева и др.

Источник: https://info-shkola.ru/kratkij-analiz-poemy-vasilij-terkin/

Анализ поэмы Твардовского Василий Теркин

Произведение Твардовского Василий Теркин стало его визитной карточкой и принесло автору известность.

Своей работой писатель выразил волю народа во время Великой Отечественной войны, которая заключалась в вере в победу, желании жить, и даже перед лицом смерти продолжать непримиримую борьбу с врагом.

Поэму Твардовского Василий Теркин мы изучали на уроке литературы и сегодня проведем анализ произведения, рассмотрев основные главы.

Василий Теркин анализ произведения

Анализируя работу Твардовского, стоит отметить, что автор описывает события, происходящие в период с 1942 по 1945 годы. Именно в это время были написаны главы, которые и составили знаменитую поэму Василий Теркин. Каждую часть Твардовский посвящал обычным солдатам, таким образом поддерживая бойцов и вселяя в их души веру в лучшее.

Работа представлена разнообразными рассказами, связанными с бойцом Василием Теркиным, который прошел войну, пережив все тяготы и лишения этого сурового времени. Бесстрашный солдат был ранен, но ни разу не был побежден. Наоборот, благодаря шуткам и прибауткам Василий Теркин вселял уверенность в сердца своих боевых товарищей, приближая неминуемый день победы над врагом.

Тема и композиция

Проводя тщательный анализ произведения, и говоря о композиции поэмы Василий Теркин, мы видим самостоятельные главы, в каждой из которых разворачивается свой сюжет. При этом каждая глава рассказывает об отдельном событии, не менее важном для каждого из солдат. Объединяет все главы главный герой поэмы — Василий Теркин.

Особенностью работы является то, что каждая из глав поэмы может существовать отдельно. Однако все вместе они представляют книгу о бойце, где в хронологическом порядке Твардовский изображает реалии военного времени.

Постепенно читатель знакомится с главным героем, который в главе На привале попадает в свою часть, а в главе Перед боем, мы узнаем о выходе Василия из окружения. После будет переправа и неучтенный подвиг солдата, ранение Теркина, и его поединок с немцем.

Узнает читатель и о подвиге Теркина, которому удалось сбить самолет, а в главе Генерал — Теркина представят к заслуженной награде.

Так, глава за главой, читатель поучаствует в боях и сражениях, и увидит в Теркине того самого отважного солдата, который не побоится взять на себя ответственность, и после смерти командира поведет взвод в наступление.

В каждой из частей поэмы Твардовский старается ничего не приукрашивать, а писать о войне, как есть. Писатель показывает каждодневный подвиг простого солдата, тем самым раскрывая русский характер, который зиждется на необыкновенной силе и нравственной мощи. И все это, словно цемент, скрепляет безграничная любовь к Родине. По своему жанру произведение является поэмой, хотя автор называет свою работу книгой о бойце.

Главные герои

В самом начале Твардовский знакомит читателя с суровой походной жизнью солдат, военным бытом, где умение приспосабливаться отчасти считается геройством. Но чтобы выжить на фронте недостаточно только еды и воды.

Шутки и юмор здесь становятся лекарством от уныния и страха, от горя и потерь, страдания и боли. Вот так и появляется на свет веселый и шебутной солдат Василий, главный герой поэмы Твардовского.

Этот выдуманный герой вобрал в себя все лучшие черты русского солдата, поэтому каждый из бойцов мог сказать, что именно в их взводе и воевал Василий Теркин.

В нужное время он мог поддержать боевой дух своих товарищей, байками мог поднять настроение и веру в лучшее, а в боях проявлял мужество и твердость характера. Василий Теркин — это храбрец в бою, а в компании — весельчак, гармонист, балагур и песенник.

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-poemy-tvardovskogo-vasilij-terkin.html

"Василий Теркин": анализ поэмы Твардовского (по главам)

«Книга про бойца» («Василий Теркин») Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А.

Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался «Теркиным» и талантом его автора.

Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой («На войне сюжета нету», — говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя.

Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом — кто его знает, попадет ли к нему «продолжение» истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…

Анализ главы «Переправа»

В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним.

Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу».

И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!».

После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.

Анализ главы «Два солдата»

Глава «Два солдата» в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии.

Теркин, солдат войны нынешней, и «дед-хозяин», отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все «хозяйственные проблемы», а потому, что оба они — защитники Родины, и их разговор – «разговор… солдатский».

Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит «подколоть» другого, на самом деле касается очень важной темы — исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: «Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?».

Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже «у самой двери», короток и точен: «Побьём, отец…».

Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ «казённого патриотизма», оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина «помочь» старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы «Поединок»

Глава «Поединок» имеет в поэме «Василий Теркин» особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который «был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит», но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: «Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит». Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами — натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом («Человек ты? Нет. Подлец!», — говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая «подвиги» этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: «Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!» Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом — в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы «Кто стрелял?»

Глава «Кто стрелял?» начинается с описания пейзажа, «вечера дивного», который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер «растревожил» солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют.

Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но «со страшным ревом» появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: «Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет».

Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: «Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…».

И на его слова откликается один из солдат, который «бьет с колена Из винтовки в самолет», и этот «бой неравный, бой короткий» заканчивается тем, что немецкий самолет «штопором» врезается в землю! Великолепна деталь: «Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай»! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что «парню счастье, Глядь — и орден, как с куста»: «- Не горюй, у немца этот — Не последний самолет…», и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы «Смерть и воин»

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы «Василий Теркин» Твардовского — глава «Смерть и воин», в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: «Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…». Полная капитуляция героя — если он сам станет просить Смерть «забрать» его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и «пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…» Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти («‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил»), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день «погулять среди живых», но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: » — Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой». Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат — полуживого и тех, кто спасает его («Берегут, несут с опаской»), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть «впервые» подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится «нехотя» давать «отсрочку» раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского «Василий Теркин», анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/vasilij_terkin_analiz_poehmy_tvardovskogo_po_glavam/15-1-0-1720

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector