Анализ произведения «фауст» гете (9 класс)

Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно самое масштабное, великое и непостижимое произведение во всей мировой литературе.

Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения.

“Фауста” анализ может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.

Анализ произведения «Фауст» Гете (9 класс)

Год написания – около 1773 -1831г.г.

История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.

Тема – смысл человеческого бытия.

Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.

Жанр – философская трагедия, драматическая поэма, пьеса.

Направление – романтизм.

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. История немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в 16 веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.

Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его, как человека стремящегося к истине.

Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством,в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником.

До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жаждой к правде, он верен делу, которое выбрал.

Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр.

Между 1825-31 годами уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни.

Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”.

Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно.

Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы пройдя дьявольские испытания сохранить душу невредимой и чистой.

Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал.

Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда.

Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья – то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Литературоведы склонны считать шедевр Гёте драматической поэмой, ведь она полна лиризма и глубоко поэтична.

Учитывая, что многие сцены из “Фауста” можно поставить в театре, произведение также можно называть пьесой.

Следует учесть, что в произведении достаточно явное эпическое начало, поэтому остановится на определённом жанре достаточно сложно.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 365.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/faust/analiz-proizvedeniya-gete.html

Гёте. "Фауст", краткий анализ

«Фауст» справедливо признается вершиной творчества Гете, каждая строчка произведения поражает своей семантической емкостью, уместностью, простотой, афористичностью. Свое главное произведение Гете создавал почти шестьдесят лет.

Замечание 1

Сам автор не скрывал, что в основание произведения он положил идею о споре Господа и Дьявола по поводу судьбы человека, образ Фауста взят из библейского мифа об Иове, повествующего об искушениях праведника.

Особенности сюжета

На страницах произведения представлен весь мир во всем многообразии проявлений его противоречивости и одновременно целостности. Уже в завязке трагедии ангелы развертывают перед Богом гармоничную и грандиозную картину мироздания, однако Гете резко нарушает эту гармонию, вводя «плута и весельчака» — Падшего Ангела.

Весь сюжет трагедии базируется на вопросе: будет ли Фауст повержен, «ползая в помете, жрать прах от башмака», как полагает Мефистофель, либо же ему уготована иная, более завидная судьба и, несмотря на то, что человек слаб ему удастся избежать соблазна.

Анализ произведения «Фауст» Гете (9 класс)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В споре Господа с Дьяволом последний следующим образом охарактеризовал сущность человека:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

Его ты божьей искрой изнутри.

Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет»

Мефистофель подчеркивает, что без разума человек жил бы лучше, он не смог творить бы зла. Гете полемизирует с мыслителями Просвещения, которые создали радужный портрет идеального человека.

Мефистофелю не нравится это творение Господа, которое, по его мнению, все время прыгает в надежде взлететь, однако неизменно падает на землю и продолжает петь свою старую песню. Гетевский же Бог верит в человека, в то, что любой ищущий разум рано или поздно будет освещён лучом света.

Таким предстает и Фауст, который стремится достигнуть совершенства. Фауст верит в том, что человек – это земное отражение божества:

«Я, названный подобьем божества»

Осознание того, что человек – подобие Бога на земле побуждает его к богоборчеству. Разочарование в собственной жизни, в возможностях постичь «всю мира внутреннюю связь» толкает его на сделку с дьяволом, который в обмен на его бессмертную душу готов выполнить все желания Фауста на земле. Мефистофель уверен в собственной победе.

Фауст Гете стремится к недостижимым идеалам, к абсолютному счастью, которого нет и быть не может. Без страдания счастье – стагнация и гибель. Гете утверждает, что человек всегда будет бороться за собственные идеалы, поскольку именно в этой борьбе человечество черпает энергию и силы для выживания.

Персонажи трагедии

Фауст давно стал архетипом немецкого национального самосознания. В его образе с наибольшей обобщенностью нашел свое воплощение конфликт между интеллектом и этикой, который не утрачивает своей актуальности ни в одну историческую эпоху, однако в различные эпохи разрешается по-разному:

  • либо в пользу смиренному благонравию
  • либо в пользу ищущему истину разума.

Фаусту претит дух сухой науки, он стремится к познанию истинной сути вещей.

Зеркальным отражением Фауста является Мефистофель, его живая часть такая же метущаяся и постоянно ищущая, только со знаком «минус». Возникает вопрос: если в мире есть зло, то почему Творец его терпит? Гете находит ответ на этот вопрос в том, что между Богом и дьяволом есть своего рода «симпатия». Мефистофель символизирует человеческую активность, он символизирует зло.

В свою очередь без борьбы противоположностей, постоянного противостояния Добра и Зла нет и не может быть развития, жизни как таковой. Зло, воплощённое в облике Мефистофеля, само вызывает Человека на борьбу с ним. Человек же без борьбы «расчеловечивается», теряет свою божественную сущность.

Получается, Зло, борьба с ним позволяет сохранять человеческое в человеке, осуществлять постоянное самопознание.

Мефистофель – дух отрицания, воплощение противоречия, опровержения всего, что часто кажется незыблемым в человеческом бытии. Он – соперник не только Бога и человека, но противник самой жизни, ее непрерывного потока:

«Повремени; остановись!»

В этой формуле заключается вся сущность Мефистофеля, он стремится подменить жизнь и движение покоем и неподвижностью, «смертью при жизни», но в своей борьбе с движением, Жизнью он невольно способствует продолжению этой жизни, становится:

«Я — части часть, которая была

Когда-то всем и свет произвела.»

Отдельно следует остановиться на образе Маргариты, посланной омоложенному Фаусту Богом. Наивная провинциалка, мещанка, которая не задумывается над глобальными проблемами, над разрешением которых всю жизнь работал старик-ученый, не интересуют Маргариту. Гете наделяет женский образ мощным духовным потенциалом.

По сути, Маргарита вписывается в излюбленный гетевский типаж героини, обладающей ангельской душой. В то же время, в отличие от других героинь, Гретхен – трагическая героиня. Она не предает свою любовь, в отличие от других героинь, но она гибнет, став героической личностью, способной делать собственный выбор.

Изначально Маргарита светла и светел мир, ее окружающий, однако постепенно она погружается во тьму. Под влиянием Мефистофеля она (неосознанно) убивает мать, а затем (осознанно) и ребенка.

Осознание всего ужаса произошедшего, заключение в тюрьму сводят девушку с ума.

Но и в тюрьме она оказывается неготовой принять помощь нечистой силы, она делает трагический выбор, жертвуя собственной душой во имя Фауста, за что и получает вердикт:

«Спасена!»

Душа Маргариты устремляется вверх, в небеса, а Мефистофель впервые испытывает страх перед величием, самоотверженностью человека.

Замечание 2

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании конфликта бессмертного произведения Гете – извечный конфликт между светом и тьмой, между добром и злом, между Творцом и Мефистофелем. Главной ставкой в этом извечном споре выступает человеческая душа, равно склонная как к добру, так и злу.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/gete_faust_kratkiy_analiz/

Анализ пьесы «Фауст» (Иоганн Гёте) | Литрекон

Самый Зелёный · 21.08.2019

Немецкая литература 19 века занимает одно из самых значимых мест в мировой культуре. Немецкие прозаики и поэты внесли огромный вклад в западноевропейскую литературу, прославив немцев на весь мир, как народ мечтателей и творцов.

Наибольшую же известность среди немецких литераторов приобрёл Иоганн Гёте, обессмертивший своё имя великой философской драмой «Фауст». Даже те, кто не прикасался к произведениям Гёте, знают о «Фаусте», а имена и слова героев стали нарицательными  и крылатыми. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор трагедии «Фауст».

История создания

История написания пьесы «Фауст» включает в себя интересные факты:

  • В основе произведения Гёте лежит старая немецкая легенда о докторе Фаусте, который устал от жизни и после неудачной попытки самоубийства продал свою душу дьяволу за исключительные знания и мирские удовольствия. Также имя Фауста в фольклоре ассоциируется с чумным доктором — человеком, который бросил вызов чуме, уничтожившей половину населения Европы. Кроме того, в трагедии использованы фольклорные мотивы: вальпургиева ночь, зелье ведьмы и описание духов. 
  • Однако есть и существенные различия в том, что придумал Гете, и тем, что было написано ранее. И в «Народной книге», и в «Трагической истории доктора Фауста» отсутствует упоминание о любовной линии. Она полностью выдумана.
  • Сколько Гете писал «Фауста»? К созданию пьесы Гёте приступил в последние годы восемнадцатого века. К 1806 году он закончил лишь пролог и первую часть. Вплоть до самой своей смерти 1932 году Гёте писал вторую часть, однако умер до того, как его творение целиком вышло в свет. В итоге работа над «Фаустом» заняла у писателя шестьдесят лет.
  • Именно поэтому «Фауст» соединил в себе черты нескольких литературных направлений.

Жанр и направление

Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы. Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении.

Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты.

Читайте также:  Ревизор - история создания комедии гоголя

Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии. 

В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику.

Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено.

В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы.

Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.

Суть: о чем пьеса?

Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.

Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.

В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое.

Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает.

Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.

Главные герои и их характеристика

Действующие лица пьесы «Фауст» очень многочисленны, всех не описать в одной статье. Если Вам не хватает характеристики каких-то персонажей, скажите Многомудрому Литрекону в х, и он добавит. А пока вот таблица:

герои пьесы «фауст» характеристика
фауст способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии.
мефистофель демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу.
маргарита обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук.
елена знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа.
вагнер ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

Темы

Тематика пьесы «Фауст» очень разнообразна, и если Вам не хватает описанных здесь тем, напишите в х, чтобы Многомудрый Литрекон их добавил.

  1. Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры». 
  2. Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
  3. Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
  4. Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
  5. Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
  6. Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.

Проблемы

Проблематика «Фауста» не менее насыщенна интересными вопросами:

  • Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
  • Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
  • Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
  • Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
  • Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
  • Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.

Основная идея

В чем смысл пьесы «Фауст»? Смысл человеческой жизни заключается в служении человечеству. По мнению Гёте, люди должны до конца бороться против несовершенства мира, при этом не впадая в крайности и не забывая о человечности. И пусть человек слаб и зачастую не способен контролировать свою судьбу, за свои старания он будет награждён после смерти. Ему же скажут спасибо благодарные потомки.

Главная мысль Гете — стремление показать умным и достойным людям единственно правильный путь: не нужно копить знания и беречь их от посторонних глаз, ведь человек не вечен, и его труды пойдут прахом после смерти. Чтобы избежать этого, нужно применить свою мудрость в деле и внести свой вклад в становление мира.

Чему учит пьеса?

Книга «Фауст» учит нас таким вещам, как сострадание и любовь, но не к себе и не к своей семье, а к людям в целом. Рассказывает нам о том, как важно верить в себя и не отчаиваться даже перед самыми страшными и тяжёлыми испытаниями. Учит тому, что добро в итоге всегда побеждает зло, а справедливость в итоге восторжествует. Таковы уроки «Фауста» Гете.

Единственное достойное применение знаний — дело, которое улучшит то, что уже создано до нас. Только так человек может сравняться с Богом: он тоже создаст нечто свое.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/faust-iogann-gyote/

Описание и подробный анализ трагедии "Фауст" Гете

«Фауст» («Faust») — трагедия в двух частях Иоганна Вольфганга Гёте. «Фауст» был задуман в начале 1770-х годов. Гете работал над ним всю жизнь.

Не торопясь с публикацией, менял написанное, откладывал в сторону, прерывая работу на целые десятилетия, и вновь возвращался к этому сюжету. Понадобилось около 60 лет, чтобы в 1831 г., менее чем за год до смерти автора, трагедия была завершена и отдана в печать.

Премьера первой части «Фауста» состоялась 19 января 1829 года, в Брауншвейге, второй — 4 апреля 1854 г. в театре Гамбурга.

Первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст», оставшийся незавершенным, был создан в 1773—1775 гг. и опубликован только спустя более ста лет, в 1886 году, немецким филологом Эрихом Шмидтом, обнаружившим в архивах его рукопись. В 1788 г., находясь в Италии, Гете вновь обратился к своему «Фаусту», внеся в текст некоторые коррективы. В 1790 г.

в печати появился незаконченный набросок под названием «Фауст. Фрагменты». Следующий этап работы — 1797—1801 гг. Именно тогда был написан ряд принципиально важных для основной концепции великой трагедии сцен. В 1808 г. в печати появилась первая часть «Фауста».

Читайте также:  Сочинения по картинам кипренского ореста

Над второй частью Гете работал в 1825—1831 годах (опубликована она была уже в посмертно изданном собрании сочинений поэта в 1833 г.).

Фауст — реально существовавшее лицо времен Реформации. Есть множество свидетельств, относящихся к первой половине XVI века (иногда противоречащих друг другу) о чернокнижнике и маге докторе Фаусте, его связи с нечистой силой, его жизни и смерти.

Вместе с тем ряд исследований прообраз фаустовской коллизии видят в раннехристианском романе о папе Клименте, произведении достаточно известном в кругу средневековых книжников.

(Там рассказывается история о том, как Симон-маг, «отец всех ересей», доказывая свою силу в споре с апостолом Петром, меняет внешность знатного римлянина Фауста, отца праведного Климента и неверного Фаустина, придав его лицу черты своей наружности.

Однако колдовское искусство ересиарха волей Бога обращается против сатанинских замыслов. В преданиях о Симоне-маге упоминается и Елена Прекрасная.) В 1587 г. легенда о Фаусте, распространявшаяся и устно, и письменно, обрела литературную форму: вышла в свет книга безымянного автора, изданная Иоганном Шписом.

Ее сюжет и мораль изложены уже в названии: «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинил и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние».

Фауст в народной книге трактован как бунтарь, стремящийся выйти за пределы схоластического знания, безбожник, способный бросить вызов самому дьяволу. Но жаждущий наслаждений и славы, он несет наказание за свою непомерную гордыню, за отсутствие благочестия и неумение устоять перед искушением. История Фауста в легенде и народной книге — история грехопадения и погибели души человека.

Первым, кто облек историю Фауста в форму драмы, был современник Шекспира Кристофер Марло, привлеченный ренессансным масштабом личности героя легенды. Фауст из трагедии Марло перекочевал в английские пантомимы и пьесы для кукольного театра. Странствующие английские комедианты вернули Фауста на родину: в середине XVIII в.

в Германии появилось множество драматургических вариаций истории о Фаусте, предназначавшихся также для кукольных представлений и носивших откровенно буффонный и развлекательный характер. (Один из таких спектаклей Гете видел в детстве.

) Любовь к немецкой старине и народному творчеству, увлечение Гансом Саксом, знаменитым автором фарсов XVII века, а также необыкновенная популярность образа Фауста у немецких просветителей (характерно обращение Г.Э. Лессинга к этой легенде) питали интерес Гете к данному сюжету.

«Многозначительная кукольная комедия о Фаусте звучала и отдавалась во мне на множество ладов», — свидетельствовал поэт много позже в «Поэзии и правде».

Первый вариант гетевского «Фауста» — «Прафауст» — своеобразный этюд к будущей грандиозной картине. В «Прафаусте» еще нет ни философского спора между Богом и дьяволом о человеке, ни договора Фауста с Мефистофелем, нет сцен, определяющих структуру трагедии в ее окончательном варианте.

Но как во всех произведениях Гете первой половины 1770-х годов, в этом наброске живет мятежный дух «Бури и натиска» (литературное движение в Германии 1770—1780-годов).

Фауст здесь не мудрец и философ, превращаемый Мефистофелем в юношу, а с самого начала — юноша, горячий и страстный, сильная личность, «бурный гений», отмеченный чертами своего творца, предпочитающий рассудочному знанию чувственное восприятие всей полноты жизни, отважно бросающийся в мир.

Как путь постижения жизни ему дана любовь. История с Гретхен (отсутствующая в легенде) разработана в «Прафаусте» почти так же подробно, как в позднейшем «Фаусте», и практически исчерпывает собой сюжет этого варианта пьесы.

«Прафауст» — особое явление того периода германской истории, когда происходило становление национальной литературы.

Рубленая отрывистая фраза (большинство сцен написано прозой), грубый прозаизм стиха в духе Ганса Сакса, речевой напор (удивительное количество восклицательных знаков) и особая фрагментарность, эскизность составляют стилевые черты этой трагедии.

Во «Фрагменте», первой печатной редакции «Фауста», были убраны прозаизмы «Прафауста», добавлены некоторые эпизоды, а сцена «Погреб Ауэрбаха в Лейпциге» переписана стихами. И «Прафауст», и «Фрагмент» — лишь подступы к масштабной философской трагедии, какую явил собой ее окончательный стихотворный вариант.

Трехступенчатое введение — три — пролога открывает канонический вариант «Фауста». «Посвящение» — лирическое свидетельство значимости для поэта никогда не отпускавшего его сюжета. «Театральное вступление» выражает гетевскую концепцию «весь мир — театр».

И наконец — «Пролог на небе», заявляющий философскую тему двухчастной пьесы: что есть человек? гармоничное творение Бога, наделенное той силой духа, что поможет ему, даже падшему, подняться из любой бездны? или создание низменное, подвластное любым искушениям, неспособное противостоять дьяволу, его игрушка? Спор в «Прологе на небе» Господа и духа зла, Мефистофеля, о Фаусте — экспозиция того спора, который Мефистофель, спустившись на землю, затеет с самим Фаустом.

Фауст вступает в трагедию мудрым старцем, разочаровавшимся в современной науке, уставшим от жизни и готовым к самоубийству. Диалог с ученым Вагнером, этим воплощением схоластического знания, прогулка «за городскими воротами» в толпе народа напоминают мудрецу о мертвом знании, не выходящем за пределы кабинета ученого.

Взявшись за перевод на немецкий язык Евангелия от Иоанна, он после долгих раздумий изменяет первую фразу классического текста. «В начале было Слово» — стоит в Евангелии. «В начале было Дело», — записывает Фауст, выражая свою убежденность в необходимости практического деяния.

Неудовлетворенность Фауста границами, поставленными человеческому знанию, провоцирует явление Мефистофеля.

Договор Фауста с чертом существовал и в старинной легенде, где он сам требовал от Мефистофеля исполнения всех своих желаний и за это обязывался через 24 года продать дьяволу душу. У Гете подобную сделку предлагает Мефистофель, обещая герою вторую молодость и все мыслимые наслаждения.

Условия договора — не 24 года, а — произвольно — тот момент, когда Фауст решит, что он постиг истину, что нет в мире ничего прекраснее переживаемого им мгновения. Зная истинную цену земным усладам, мудрец легко идет на сделку: ничто не сможет заставить его, убежденного в бесконечности познания, возвеличить отдельный миг бытия.

У Гете сделка с чертом для философа Фауста — возможность пройти заново круг жизни, понять, наконец, ее вечно ускользающий смысл.

Если в легенде Мефистофель был традиционным для средневековых мистерий и сказаний бесом (в ряде легенд его называют духом Земли), существующим лишь для совращения человека с пути истинного и низвержения в пучину греха, то у Гете фигура Мефистофеля неизмеримо сложнее.

Черт дан человеку в спутники, чтобы тот, подстрекаемый бесом, никогда не останавливался на достигнутом (таким образом, в трагедии ставился вопрос если не об апологии зла, то по крайней мере — о его происхождении и месте в Божественном замысле).

Издевающийся надо всем на свете, циничный комментатор жизни, Мефистофель — по сути дела, другая сторона бездны, именуемой «Человек». Та, что заставляет подвергать сомнению любую истину и идти в своем поиске дальше.

Знаменитая, не лишенная некоторого коварства и лукавой двусмысленности, самохарактеристика Мефистофеля («я — часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла») — выражение диалектической взаимосвязи полярных начал в мире: добра и зла, утверждения и отрицания, Фауста и Мефистофеля.

Сложная взаимосвязь, позволившая Гете заметить, что «не только мрачные, неудовлетворенные стремления главного героя, но и насмешки и едкая ирония Мефистофеля» — ипостаси его собственной души, души Протея.

Совокупность отдельных эпизодов, составляющих многофигурную композицию обеих частей «Фауста», — этапы на пути героя к истине. Первое испытание — любовь. История Фауста и Маргариты занимает собой почти всю первую часть трагедии.

Ведомый Мефистофелем, вернувшим ему молодость, Фауст оказывается в роли другого легендарного героя — Дон Жуана, обреченного также, как и Фауст, — только в иной форме — на вечное стремление к идеалу. И, как Дон Жуан, Фауст бежит от любви, и, как Дон Жуану, любовь к женщине не может дать ему успокоения, заставить остановить мгновение.

Воплощение простоты и естественности природного начала, Гретхен, уводящая Фауста к истокам народной жизни, в то же время — плоть от плоти своей патриархальной филистерской среды. Союз с ней означал бы для Фауста остановку в пути, погружение в маленький бюргерский мирок, конец познания.

Маргарита становится жертвой мещанских предрассудков, и, не отрицая виновности героя в ее трагической судьбе, Гете в итоге оправдывает Фауста: на мефистофельское восклицание «Осуждена на муки» голос свыше отвечает: «Спасена!»

Вторая часть трагедии, монументальная, состоящая из пяти актов, — конструкция чрезвычайной сложности. Сцены бытовые свободно соединены здесь со сценами, в которых воплощены фантастические видения Гете, полные символики: исторические эпохи вольно сменяют друг друга.

В слоге слышатся то звучная поступь александрийского стиха, то рубленая речь немецкого средневековья, то античные хоры, то лирическая песнь. Трагедия насыщена политическими аллюзиями, требующими особого .

И все это создает ту поэтическую форму, в которую только и могли отлиться философские и эстетические искания позднего Гете.

Если первая часть «Фауста» насыщена картинами быта, пронизана токами земной жизни, то вторая часть носит характер грандиозной аллегории. Блуждания Фауста через миры и пространства — история всего человеческого развития, какой она виделась Гете на рубеже двух эпох: эпохи феодализма, конец которой был положен Великой французской революцией, и начинавшейся эпохи капитализма.

Во второй части Фауст — умудренный новым опытом, мучимый упреками совести, ощущающий свою безвольную вину перед Маргаритой, осознает границы возможностей человека.

Но земля, природа возвращают ему жизненные силы (отсвет пантеизма Гете), а с ними и «желанье тянуться вдаль мечтою неустанной в стремленьи к высшему существованью».

В след за испытанием любовью, Мефистофель проводит Фауста через соблазны власти, красоты, славы.

Сцены при дворе императора, где Фауст получает должность советника ничтожного правителя, — картины средневековой Германии, всего феодального строя, приходившего к своему историческою концу на глазах поэта, во второй половине XVIII века.

Эпизоды с Еленой Прекрасной возвращает мысль Гете к детству человечества, античности, культура которой всегда имела для автора огромное значение.

Двор императора охвачен хаосом разложения, союз Фауста и Елены — попытка спасти этот мир красотой, отражение размышлений поэта о благотворном влиянии античной культуры, которую символизирует Елена Прекрасная, на европейскую. Как символ союза «древних и новых» в трагедии выведен Эвфорион, сын Фауста и Елены.

Но спасения в бегстве к античному идеалу нет. Дитя, рожденное Еленой, обречено: Эвфорион устремляется ввысь, к солнцу, и гибнет подобно Икару (известно, что образ Эвфориона — дань памяти Байрона, погибшего в 1824 г. и вызывавшего, в отличие от других романтиков, живейший интерес и глубокое уважение Гете).

Историософская концепция, представленная в «Фаусте» Гете, заключается в том, что каждая общественно-экономическая формация приходит на смену предыдущей через ее отрицание. Глубокого смысла исполнен эпизод, связанный с Филимоном и Бавкидой, мифологической супружеской четой.

В отличие от греческого мифа, по которому боги уберегли от огня во всем селении только хижину Филимона и Бавкиды, воздав им за благочестие, у Гете именно дом стариков понадобилось снести в интересах нового строительства.

Сочувствие трогательной паре сочетается у поэта с осознанной необходимостью отрицания их милого патриархального быта, тормозящего поступь цивилизации. И Мефистофель, выступая разрушителем, выполняет здесь (не в первый раз) роль созидателя, творящего день завтрашний.

Пламя, в котором исчезает сельская идиллия, расчищает место светлому будущему (характерно, что образ Фауста-градостроителя, по свидетельству современников, возник у Гете под влиянием известий о бурной деятельности Петра I и князя Потемкина).

Художник, целиком сформированный XVIII веком, Гете, которому было суждено прожить еще и треть века XIX, успел отразить в «Фаусте» нарождение на рубеже веков новых общественных отношений, основанных более, чем во все прежние времена, на власти денег.

Неизбежный технический прогресс несет с собой новое зло — повод для торжества Мефистофеля, предвкушающего гибель в человеке всего человеческого.

Но торжеству Мефистофеля альтернативно решение Фауста посвятить себя служению человечеству, строительству его счастливого будущего, хотя мечта героя об осушении громадных пространств, скрытых под морскими волнами, откровенно утопична: на новой земле люди смогут начать новую, свободную от всякого насилия, достойную человека жизнь. Грандиозная утопия, выстроенная Фаустом в мечтаниях и деяниях, — отражение знакомства Гете с теориями французских утопистов-социалистов XVIII века.

Читайте также:  Всегда ли любовь делает человека счастливым? - сочинение

В служении человечеству, в практическом деле Фауст, наконец, обретает себя и высший смысл существования. Воплощение вечного движения вперед, он готов остановить мгновение, когда слышит стук лопат, обозначающий для него начало работ по осушению болота.

Знаменитый предсмертный монолог Фауста проникнут идеей коллективного вседневного труда и вечного боя — «лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил». Однако обретя конечную цель, Фауст тут же становится добычей дьявола. Остановка тождественна смерти.

Есть глубочайший философский смысл в том, что к концу своей второй жизни Фауст слеп, и звук, принимаемый им за шум работ, на самом деле производят лемуры, призванные Мефистофелем, чтобы вырыть могилу Фаусту. Остановить мгновение может только слепец. (Впрочем, внимательное чтение слов мудреца, начинающихся с важнейшей оговорки, данной в условном наклонении: «Тогда сказал бы я…

», — показывает, что бес как истинный схоласт уцепился за букву, но не смысл целой фразы; таким образом, Фауст не обрел успокоения и Бог победил в споре с дьяволом.) Познание — бесконечно, абсолютная истина — лишь ряд истин относительных.

Потерпевший, казалось бы, в схватке с Мефистофелем поражение, Фауст все же остается победителем. В финале трагедии при положении в гроб его душа унесена ангелами на небо. «Бессмертная сущность» Фауста торжествует, символизируя собой торжество Человека.

«Фауст» Гете — художественный синтез творческого пути великого поэта. Здесь представлены все литературные искания, через которые прошел автор: «буря и натиск», «веймарский классицизм» и даже отзвук непринятого Гете в целом романтизма.

Трагедия содержит в себе гениальное прозрение диалектики как метода познания бытия.

Являющий собой сложнейший комплекс политических, исторических, теософских и философских проблем, «Фауст» подводит итоги эпохи просвещения и вместе с тем формирует вневременную модель всего мироздания.

Мировое значение трагедии «Фауст» было признано еще при жизни автора. Русская читающая публика располагает многими попытками перевода трагедии. Самым точным по отношению к оригиналу признан перевод Н.А. Холодковского, наиболее мощным по поэтической силе — Б.Л. Пастернака.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/gete_i/opisanie_i_podrobnyj_analiz_tragedii_faust_gete/116-1-0-1489

Анализ трагедии Гёте «Фауст»

Иоганн Вольфганг Гёте работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а окончена она была всего за полтора года до его смерти – в 1831. Произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, ставит перед читателем основные вопросы, связанные с осознанием смысла человеческого бытия.

Главный герой философской трагедии в стихах – доктор Фауст – воплощает в себе общественные мечты своего времени о всеобъемлющем познании мира.

Смена средневековой культурной формации на новую, возрожденческую и последовавшую за ней просвещенческую, как нельзя лучше раскрывается в художественном образе человека, готового отдать душу за истинное знание.

Прототипом литературного персонажа стал реальный чернокнижник Фауст, живший в конце XV века в Европе. Фауст Гёте совместил в себе черты и всех предшествующих ему литературных Фаустов: Фауста-богоборца К. Марло, Фауста – учёного-протестанта Лессинга, Фауста-гения – Клингера.

При этом у немецкого классика Фауст получился более живым и страстным, чем у его предшественников. Фауст Гёте – прежде всего, поэт: человек, наделённый неугасимой жаждой жизни, стремлением к познанию окружающей его вселенной, природы вещей и собственных чувств.

Главный герой трагедии чужд мещанской условности своего времени. Он не может, как Вагнер, узнавать тайны бытия из книг.

Ему нужен вольный простор лесов и полей, волшебные пляски фей и ведьмины шабаши позднего немецкого средневековья, телесная чувственность античности, воплотившаяся в прекраснейшей из женщин, когда-либо живших на земле, и действенная сила Нового времени, способная подчинить себе природу. Отданный Богом на растерзание Мефистофелю, Фауст лишь отчасти уподобляется библейскому Иову, прошедшему через цепь тяжёлых жизненных испытаний и невзгод. Герой Гёте, если что и теряет в трагедии, то только самого себя – свои лучшие чувства (любовь к Маргарите-Гретхен), свои искренние намерения (предотвратить разлив воды на плодородных землях). Его увлекает жизненная энергия Мефистофеля и собственные мечты о прекрасном.

Подобно классическим героям романтизма, Фауст не способен воспринять счастье в его земной ипостаси. Увлекшись колдовскими плясками, он теряет свою любимую и дочь. Счастье с Еленой ему больше по душе, но и здесь героя ждёт разочарование: легендарная героиня – всего лишь миф, тень былых времён.

Вышедшая из Аида, она вновь нисходит в него вслед за умершим сыном, оставляя Фауста его эпохе. При этом герой Гёте, при всех сатанинских искушениях, не теряет своих «благих душевных помыслов».

Ошибаясь и греша, он не боится признавать и пытаться исправить свои ошибки, он не останавливается в жизненном поиске и тем самым приятен Всевышнему, заявившему ещё в начале трагедии: «Кто ищет, вынужден блуждать».

И спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», позволивших ему приблизиться к истине, укрепиться духовно, понять, что главное – это действие, несущее добро и свободу людям.

Знаменитая трагедия Гёте – уникальное произведение, поднимающее на поверхность читательского восприятия не только вечные философские вопросы, но и ряд общественно-научных проблем своего времени. В «Фаусте» Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением.

Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов.

Научная проблематика нашла своё отражение в философском споре Анаксагора и Фалеса, отстаивающих разные точки зрения происхождения мира – вулканическую и водную.

  • После ознакомления с анализом знаменитой трагедии «Фауст» вам стоит прочитать другие сочинения:
  • По произведению: «Фауст»
  • По писателю: Гете Иоганн Вольфганг

Источник: https://goldlit.ru/goethe/133-faust-analiz

Анализ произведения «Фауст» Гете

Тема трагедии «Фауст» Гете: духовные поиски главного героя, доктора, вольнодумца и чернокнижника Фауста.

Ему стало мало познания обычного человека, и он заключил договор с дьяволом Мефистофелем о том, чтобы продлить свою жизнь на время существования человечества.

Это время Фауст хочет использовать для ценных открытий. Он хочет подняться над действительностью не только духом, но и своими делами.

В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям.

Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех.

Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души.

Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает разум, свет, добро.

Идея «Фауста» Гете в том, что без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты рядом с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания.

Фауст — не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Поэтому борьба добра и зла для Гете — это то, что движет мир человечества вперед, к новым знаниям.

Вторая главная идея «Фауста» Гете – в утверждении величия человека. В трагедии Фауст проходит через испытания, сомнения, грехи, разочарования, искушения, горе, пустоту и чувство вины.

Из-за него погибает Маргарита, он теряет Елену прекрасную. Однако в финале Фауст оказывается человеком, в которой побеждают именно высокие помыслы: человечность, любовь, неутомимый ум, вера в прекрасное.

Гете утверждает возможности развития человека, силу и красоту человеческого разума.

Смысл «Фауста» Гете , точнее, его написания – воплотить в образе доктора высшие духовные порывы человека.

Тема любви в «Фаусте» также присутствует. Она раскрывается с разных сторон. Это одновременно большое счастье, великое чувство, а вместе с тем и роковое. Любовь Фауста и Маргариты страстная и большая, но в нашем мире такую любовь лучше скрывать, ей нет места. История же наших героев заканчивается трагически. Любовь и страсть приводят героиню к гибели.

Образы «Фауста» Гете

Образ Бога . Добро и свет в произведении олицетворяет Господь, который ведет спор с Мефистофелем в прологе. Бог верит в человека, в то, что чистота, добро и истина победят в человеческой душе. «И посрамлен да будет сатана»

Образ Мефистофеля. Отрицание и неверие в трагедии олицетворяет дьявол Мефистофель, спутник Фауста. В человеческом обличье дьявол выглядит весьма рассудительным, здравомыслящим. Он вежлив и даже галантен.

Зло Мефистофеля не во внешнем его поведении. Он считает человеческую жизнь ничтожной и ограниченной, а мир — безысходным. Мефистофель не верит ни во что хорошее в этом мире, на все у него есть свое циничное объяснение.

Это и есть зло, как его видит Гете.

Образ Фауста в трагедии Гете: доктор является человеком высоких духовных стремлений. Он -деятельный, умный, эрудированный человек.

В своих поисках Фауст хочет найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть сольются, будут в гармонии. «Две души живут во мне» — признается Фауст.

Одна из них — земная и пылкая, любит земную жизнь. Другая тяготеет к небесной чистоте, подальше от тела.

Фауст — врач, за это его любят и уважают простые люди. С одной стороны, Фауст ценит это. Он стремится помогать людям. Но жажда неограниченного творчества и громадных свершений, важных поступков не оставляют его:

  • «Я людям руки распростер.
  • Я грудь печалям их открою
  • И радостям — всему, всему,
  • И все их бремя роковое,
  • Все беды на себя возьму…»

В любви Фауст страстный и эмоциональный. Увидев очаровательную Маргариту на улице, он мгновенно увлекается ею.

Его желание новых знаний, познания истин, деятельности не могут быть насыщены. Поэтому ум Фауста не бывает в покое, герой находится в постоянном поиске. Фауст договаривается с дьяволом продлить свою жизнь «до конца человечества», не только для того, чтобы получить безграничное познание мира для самого себя, он надеется также помочь людям преодолеть несовершенство этого мира.

Образ Маргариты в «Фаусте» Гете

Один из ярчайших образов трагедии «Фауст» — это образ Маргариты, возлюбленной доктора Фауста. Маргарита стеснительная, целомудренная и по-детски верит в Бога. Она живет честным трудом, иногда довольно тяжелым.

Маргарита, наверное, стала бы хорошей женой. «Вы созданы для радостей семейных» — говорит ей Мефистофель при первой встрече.

Как почти ангельское существо, Гретхен чувствует скрытую дьявольскую сущность Мефистофеля и боится его.

Однако Маргарита способна и на большую любовь, большую страсть. Полюбив Фауста, она способна пожертвовать для него всем в своей жизни. Их любовь противопоставляется отношениям Мефистофеля и Марты, рассудительным и лицемерным.

Фауста в Маргарите привлекает чистота и невинность, в том числе душевная. Эта милая девушка, почти ребенок, напоминает ему ангела. Фауст честно верит в то, что его любовь будет вечной. При этом он понимает, что близкие отношения с этой девушкой могут разрушить ее тихую и мирную жизнь.

В городке, где живет Маргарита, внебрачные отношения для девушки — большой позор. Но Фауст дает волю своей страсти, подталкиваемый Мефистофелем. Семья девушки разрушена, ее брат гибнет от руки Фауста в уличной стычке. Фауст и Мефистофель после убийства бегут из города, оставив девушку одну.

Опозоренная, она оказывается в нищете, сходит с ума и топит в пруду новорожденную дочь.

Но даже после того, как жизнь и разум Гретхен загублены, в ее душе остается что-то святое, «светлый мир ребенка». Ожидая казни в тюрьме, она снова видит своего любимого Фауста.

Тот опомнился и с помощью Мефистофеля пытается ее выручить. Маргарита отказывается от побега из тюрьмы: «Я покоряюсь Божьему суду … Спаси меня, Отец мой, в вышине!».

Душа Маргариты, несмотря ни на что, будет спасена.

Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=27

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector