Анализ произведения ионыч чехова

Анализ произведения Ионыч Чехова

Одним из самых противоречивых героев А. П. Чехова является Дмитрий Старцев – он же Ионыч, анализ личности которого вызывает сомнения у большинства читателей.

Краткое содержание произведения поражает простотой сюжета. Но полный текст многогранен, насыщен нюансами и противоречиями. Важна каждая мелочь.

По главам одновременно прослеживаются развитие и деградация главного героя.

Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова

По сюжету Дмитрий Ионович Старцев приезжает служить земским врачом в один из уездных городов. У исследователей есть версия, что Антон Павлович описал свой родной город – Таганрог. А что-то почерпнул в среде московских врачей, многие из которых начинали свою практику в провинции.

Анализ произведения Ионыч Чехова

Автор не утруждает себя дать название этому месту. В тексте он отмечен лишь буквой «С». Что делает его своеобразным символом, обобщенным образом небольшого городка. Любой губернский город России подходит под описание, предложенное Чеховым.

Тема оскудения личности становится основной в рассказе. Полный сил душевных и физических, Старцев берется за дело. Он внимателен к пациентам, ходит пешком, поет песни, бодр, активен. В конце произведения читателю предстает совсем иной образ.

Раннее творчество А. П. Чехова отличается прозрачностью идеи, выводы лежат на поверхности. Автор высмеивает пороки общества: чинопочитание, лицемерие, скупость. Грустное уживается на одной странице со смешным. Все образы узнаваемы, знакомы читателю.

Анализ произведения Ионыч Чехова

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).

В 1880-е годы, когда Чехов становится практикующим врачом, взгляды писателя на окружающую действительность несколько меняются, что находит отражение в творчестве. Объектом произведений становится личность.

Автор активно занимается исследованием человеческой души. Живо интересуется судьбой человека, занят поиском факторов влияния на нее. Чехова волнует значение любви в жизни человека.

Способно ли искреннее чувство изменить личность, судьбу. Писатель становится беспощаднее к порокам, выставляя напоказ глубинные переживания героев.

Но Антон Павлович деликатен, поэтому не дает прямой авторской оценки описанным поступкам.

Читать его рассказы становится интереснее, но сложнее. Смыслы теперь спрятаны глубже, неоднозначны. Детали особенно важны. Поэтому поздние произведения автора не стоит изучать в сокращении.

К данному периоду творчества относится рассказ «Ионыч». Образ земского врача часто появляется на страницах писателя. Тема ему близка, любима. А врач в губернии сталкивается с более сложными профессиональными, а также личностными задачами, чем в столицах. Чехову любопытно, как персонажи с ними справляются.

Правда, изначально в набросках сюжета не было такого действующего лица. Предполагалось небольшое сочинение о семье Филимоновых (будущие Туркины).

О духовной нищете героев, праздном образе жизни мелкопоместного дворянства. Но в итоговой версии Туркины представлены как самая лучшая, интеллигентная, талантливая семья в городе.

О личностном развитии иных обитателей уезда читателю остается только догадываться.

В 1897 году образ Старцева впервые появляется в дневниках писателя. Антон Павлович пишет о юном докторе. Это было краткое содержание будущего произведения. Ключевой фразой становится «не надо бы толстеть». Но Дмитрий Ионович не только толстеет, он деградирует. Меняются интересы, теряется такт, внимательность по отношению к людям.

В рукописях автора уже тогда были наброски о неудачном сватовстве юноши. Автор представлял план произведения, основные темы, но пока не знал как их раскрыть. Записи завершает описание «ожиревшего» мужчины, ужинающего за большим столом. Вывод о судьбе героя сделать нетрудно.

Окончательной отшлифовкой текста автор занялся через год в имении Мелихово. И летом 1898 года произведение было напечатано в журнале.

Смысл названия

Сюжет произведения повествует о жизни земского врача в уездном городе. Имя доктора, то как его называют окружающие, меняется по главам. Читатель может проследить путь главного героя от Дмитрия Ионовича Старцева до Ионыча.

Грубоватое, деревенское звучание отчества символизирует степень метаморфозы, которую претерпел мужчина. Разница настолько велика, что кажется, будто это два разных человека. Из интеллигентного доктора, «дьячковского сына», он стал грубым, жадным мещанином.

Жанр, направление, композиция

У читателя может возникнуть сомнение, к какому жанру принадлежит произведение: рассказ это или повесть. Рассуждение должно отталкиваться не только от объема. Текст по объему подходит к обоим жанрам.

По содержанию и поднятым темам соответствует реалистичному рассказу. Время не растягивается, искусственно не сжимается, как бывает в повести, а соответствует реальности.

Чехов нарочито подчеркивает принадлежность к реализму. Это заметно в эпизоде, когда барыня читает свой роман о том, чего быть не может. В сочинении молодая графиня устраивает школы, больницы и обеды для крестьян. Вымышленная дворянка влюбляется в нищего художника, странника.

Анализ произведения Ионыч Чехова

А за окном народ поет грустную «Лучинушку» о своей тяжелой жизни.

Композиционно текст состоит из пяти глав. Третья глава становится кульминационной. Старцев увлекается Екатериной Ивановной, просит стать его супругой. Но Котик не приняла предложение.

Автор использует зеркальную композицию. Прослеживается симметрия некоторых образов и эпизодов, которые несут идейный смысл.

Например, Чехов описывает способ передвижения героя. Сначала юноша бодро ходит пешком на дальние расстояния, так как собственной брички пока не имеет. Процесс не напрягает молодого человека, он что-то напевает, не устает, готов пройти еще большие расстояния. Затем у доктора появляется «пара» и кучер Пантелеймон.

Старцев по-прежнему преодолевает небольшие отрезки пути пешком. Например, оставляя кучера во дворах, идет до кладбища, надеясь на встречу с возлюбленной. Чем дольше живет Дмитрий в уезде, тем шире разрастается его практика. Улучшается бричка, которая становится символом финансового положения мужчины. Полнеет и грубеет герой, те же метаморфозы происходят с кучером.

Особенности композиции помогают читателю отследить перемены, происходящие со Старцевым.

Главные герои и их характеристика

Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.

О Дмитрии Ионовиче нам известно, что он «дьячковский сын». А значит из небогатой, но интеллигентной семьи. Выбор профессии у таких детей редко бывает добровольным. Но Старцев не идет по стопам отца. Он хочет лечить людей, помогать им.

Анализ произведения Ионыч Чехова

Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.

Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.

Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.

Этапы жизни, возраст героя Описание
После получения медицинского образования. Около 25-ти лет. Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания.
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных. Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ.
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет. Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет.
32 34 года Обыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер.
Спустя несколько лет. Возраст 36 40 лет. Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости.

Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.

Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.

Анализ произведения Ионыч Чехова

Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.

Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.

Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.

Таким образом, в семействе у каждого свой «талант». Гости в восторге, ведь иных развлечений в городе нет. Тем более, что их ждет вкусный ужин.

Основная мысль произведения

Основная мысль «Ионыча» в духовном обнищании человека под воздействием среды. Жизненный путь Старцева вызывает противоречия в оценке. С одной стороны, герой стал богаче, приобрел широкую практику как в земстве, так и в городе. Приобрел несколько домов, солидный счет в банке. И кому-то может показаться это прогрессом.

Анализ произведения Ионыч Чехова

С другой – мужчина деградировал как личность. Ионыча интересуют лишь деньги. Он груб, бестактен с пациентами, хотя стал неплохим врачом. И бывает приглашен на консилиумы.

Автор не дает жесткой оценки. Писатель предлагает задуматься, сделать вывод самому читателю.

Темы и проблемы

Чехов поднимает несколько проблем в своем тексте. В первую очередь, это духовное оскудение человека. Молодой, энергичный доктор, стремившийся к идеалам, заканчивает жизнь грубым мещанином.

Автор раскрывает тему быта уездного города. Чехов обращает внимание на праздный образ жизни помещиков, мнимое благочестие.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/ionyich-analiz-rasskaza-a-p-chehova

Анализ рассказа "Ионыч" А. П. Чехова

Рассказ Чехова «Ионыч» был написан в тысяча восемьсот девяносто восьмом году. Идея рассказа пришла к Чехову после того, как он вернулся в Мелихово после своего лечения во Франции в мае того же года. Впервые опубликован был этот рассказ в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива», который издавался с конца девятнадцатого и примерно до середины двадцатого веков.

Замечание 1

Об истории написания этого рассказа ходит много споров. Некоторые литературоведы приходят к выводу о том, что замысел этого рассказа неоднократно менялся самим автором. Это прослеживается в сюжетной линии рассказа.

Анализ данного произведения можно условно разделить на несколько частей. К первой части относится описание характеров и внешности героев, композиция самого рассказа, а также его жанровая уникальность. Ко второй же части мы можем отнести темы и их функции в аспекте всей русской литературы того периода, а также место рассказа, занимаемое им в творчества Антона Павловича.

Анализ произведения Ионыч Чехова

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Итак, выделим следующие характерные особенности и отличительные черты данного рассказа.

Герои рассказа. Главным героем рассказа данного произведения А. П. Чехова является Дмитрий Ионович Старцев, впоследствии просто – Ионыч. По профессии он – врач, который любит свою работу, посвящает ей достаточно много времени. Можно сказать, что работа приносит ему удовольствие.

Все свое свободное время Дмитрий посвящает пациентам, даже ни с кем не общается помимо них. Он живет в городе С. – название, достаточно характерное для произведений девятнадцатого века. Еще одними героями выступает семья Туркиных – самая образованная в городе С., по мнению горожан.

Самыми образованными и культурными они считаются потому, что отец, глава этой семьи, Иван Петрович очень остроумен, жена его, Вера Иосифовна пишет романы и мемуары, а дочь – Екатерина Ивановна – играет на фортепьяно.

Конечно, если копнуть глубже, то выясняется, что шутки Ивана Петровича довольно-таки скучны, романы его жены – однообразны, неправдоподобны, а дочь-то и не так уж хорошо играет. Однако, сама семья Туркиных этого не замечает, постоянно хвастаясь своими достижениями перед всем городом.

Сюжет рассказа. Его можно назвать очень простым, ненавязчивым. История этого рассказа довольно характерна для того времени. В «Ионыче» А. П. Чехова читатель может наблюдать деградацию личности и культуры в человеке, а, как следствие, падение его нравственных идеалов и ценностей.

Дмитрий Ионович Влюбляется в Катю, даже делает ей предложение, однако, Екатерина Ивановна отвечает резким отказом. Дмитрий Ионович шокирован, его глубоко ранил и возмутил отказ, однако, вскоре это забылось.

Далее, жизнь Ионыча протекала весьма скучно, он располнел, разочаровался в людях и в Катерине Ивановне – она ему теперь казалась неинтересной, уставшей женщиной. Он решил, что правильно сделал, что не женился на ней в молодости. Еще через несколько лет Ионыч и стал Ионычем – грубым, некультурным, не желающим развиваться ни внешне, ни внутренне.

Читайте также:  Сочинение по рассказу господин из сан-франциско бунина

Он перестал хотеть чего-либо кроме своего комфорта, сытости и богатства. Можно сказать, что к финалу рассказа произошла полная деградация личности Дмитрия Старцева – молодого доктора из провинции.

Композиция рассказа. Композицию рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч» можно назвать линейно развивающейся, логичной и последовательной. Здесь нет нескольких одновременно развивающихся линий, он не осложнен различного рода сюжетными вставками. Сам рассказ небольшой по объему.

Линии и мотивы. Как уже говорилось в предыдущем пункте, в данном рассказе Чехова нет сложного по композиции, однако, основная идея дополнена, а точнее, взаимосвязана с любовной линией. Подразумевается, конечно, любовь Дмитрия Старцева к Екатерине Ивановне.

Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты и разделы рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч», которые необходимы для анализа данного произведения.

Тема и мотивы данного рассказа

Итак, второй частью анализа данного произведения можно считать выделение мотивов и общего смысла. Темой данного произведения можно назвать обесценивание жизненных идеалов, предпочтение скучного «болота» комфортной жизни.

В этом рассказе мы можем постепенно наблюдать полную духовную и нравственную деградацию героя. Что сделало его таким? Ответ на этот вопрос довольно непрост.

Причин, на самом деле, множество: начиная от окружения, заканчивая собственными разбитыми амбициями человека.

В этом городе, где самыми культурными считались люди довольно простые и скучные, сложно было не «погаснуть» духовно – главный герой не выносит этого общества, а вскоре и сам становится таким же.

Основным конфликтом в данном произведении является конфликт: общество – человек. Однако, по развитию сюжета герой не побеждает в этом конфликте, а уподобляется обществу, ассимилируется с ним.

Значение данного рассказа в творчестве Антона Павловича Чехова следующее:

  1. Это произведение в творчестве Чехова принадлежит к целому циклу подобных рассказов, основной темой которых является столкновение нравственности и духовных идеалов человека с реальным миром, в котором ценится только комфорт и богатство.
  2. Данное произведение несет в себе поучительную функцию, а также имеет ярко выраженный философский подтекст. Оно содержит в себе упрощенный вопрос: что лучше, отречься от великих идеалов в пользу собственной выгоды или идти своей, уникальной дорогой, принося пользу людям?
  3. Данный рассказ имеет также ярко выраженное социальное значение – ведь в нем упоминается о загнившем и развращенном обществе, представители которого грубые и необразованные. Так, в этом произведении читатель может наблюдать гибель личности, яркой, умной, среди грубиянов и лицемеров.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_rasskaza_ionych_a_p_chehova/

Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов) | Литерагуру

Guru · 15.03.2018

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души.

С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя.

В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

История создания

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи.

В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных).

Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения.

Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия.

В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить.

Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение.

Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения.

Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?».

Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы.  Его произведение «Ионыч»-  реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но  за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры  и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации.

Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик.

Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей.

    Его жена,  Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло.

    В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».

  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать.

    Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения.

    Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.

Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.

Идея

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города.

При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений.

Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил.

По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является  однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается  тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

Полина Филиппович

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-ionych-a-p-chehov/

Ионыч — анализ

На примере главного героя А.П. Чехов хотел показать картину падения Дмитрия Ионыча Старцева, впоследствии просто Ионыча, когда жажда наживы способна затмить собой все остальное.

В такие моменты человека засасывает на самое дно, но вместо того, чтобы сопротивляться сложившимся обстоятельствам, пытаясь выбраться на поверхность, он еще больше опускается туда, откуда нет возврата.

Анализ рассказа «Ионыч» поможет понять, как человек, подающий большие надежды может деградировать, поддавшись порокам и слабостям, постепенно теряя лицо и превращаясь в обычного обывателя.

В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий.

В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями.

На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве.

Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом.

Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал.

Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.

Третья глава переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго.

Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом.

Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил.

Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.

Другие материалы по «Ионычу» на нашем сайте:

  • Краткое содержание
  • Анализ произведения
  • Описание главных героев рассказа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1390-ionych-analiz.html

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек.

Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно.

Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно.

Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество.

Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • По произведению: «Ионыч»
  • По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/29-ionych-analiz

Анализ рассказа "Ионыч" Чехова

Можно спорить о жанре произведения «Ионыч» (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы «маленький роман», вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева.

Вероятно, по жанру «Ионыч» можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру. Сюжет произведения представляет собой историю молодого доктора, который со временем превращается в «языческого бога», вызывающего страх и своей внешностью, и своим отношением к людям.

Пять частей повести — это пять ступеней деградации этого человека, и Чехов показывает нам, как постепенно жажда наживы вытесняет из его души всё человеческое.

В начале произведения Старцев предстаёт обычным молодым врачом, который очень добросовестно относится к своим обязанностям, он всецело отдаёт себя работе. Живя в «девяти верстах» от С.

, он не бывает в городе по причине занятости, но когда оказывается там, «как интеллигентный человек» вынужден посетить семью Туркиных, «самую образованную и талантливую в городе».

«Демонстрация талантов» членами этого семейства описана Чеховым с явной иронией, однако на доктора Старцева это производит все-таки благоприятное впечатление: «Недурственно».

Во второй части герой изменяет своё отношение к Туркиным под влиянием чувства любви к Екатерине Ивановне. Влюблённому в нее Старцеву всё, что происходит с ним, кажется необычным, состояние любви для него — откровение, и поэтому Екатерина Ивановна тоже «казалась» ему совсем не такой, какой она была на самом деле.

Однако герой здесь показан с большой симпатией, его ночная поездка на кладбище, куда он едет неожиданно для себя, говорит о настоящем глубоком чувстве, которое он испытывает.

На кладбище он переживает одно из самых волнительных в своей жизни состояний: «Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже никогда не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое…» Оказавшись наедине с природой, с вечностью, он отчаянно «ждёт любви во что бы то ни стало», но записка Котика оказывается всего лишь шуткой..

. И как подтверждение этого – «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом». Представляется, что именно в эту ночь в душе Старцева произошёл перелом, не дождавшись любви, она постепенно стала превращаться в «душу» Ионыча…

О том, что это действительно так. можно судить на основании того, что переживает герой в третьей части, посвящённой описанию его объяснения с Екатериной Ивановной.

Он едет «делать предложение» — и думает о том, что «приданого они дадут, должно быть, немало»; он отговаривает себя от женитьбы, потому что его избранница и он — слишком разные люди, но сам же себя утешает: «Дадут приданое — заведём обстановку…» Он оказывается в клубе, одетый в «чужой фрак» (прекрасная деталь, подчёркивающая, что пока что он всё-таки «чужой» этой жизни!), и искренно объясняется с Екатериной Ивановной, но, получив отказ, испытывает сначала чувство стыда («Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено…»), а уж потом — жалости («жаль было своего чувства, этой своей любви»)… Чехов показывает, что отказ морально уничтожил героя, с помощью опять же детали: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце». Он уже стал Ионычем, потому что сейчас он, вспоминая о себе самом, когда он был влюблен и счастлив, «лениво потягивался и говорил: — Сколько хлопот, однако!»

В четвёртой части описывается «превращение» Старцева в Ионыча. Чехов показывает, как постепенно в герое человеческие чувства заменяются стремлением к наживе, как ещё недавно «чужой» ему клуб становится «своим», как он находит себе «еще одно развлечение» (кроме игры в карты): » по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

Такая жизнь заставила его совсем по-иному увидеть некогда любимую им девушку «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде».

Именно сейчас, когда Екатерина Ивановна смогла оценить его человеческие качества, «ему стало неловко» от того, каким он был четыре года назад, он стыдится себя и своей любви. Казалось бы, встреча с ней оживила Старцева, он снова готов быть честным по отношению к себе, но…

«Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас»… И теперь он даже радуется, что «тогда не женился», потому что в его теперешней жизни всем этим «чувствам» нет места.

Последняя часть повести «Ионыч» Чехова — это окончательный «диагноз» главному герою, который Чехов беспощадно ему «поставил».

С ним произошло самое страшное — он перестал быть врачом, его «жадность одолела», поэтому больные для него уже не люди, которым он может и должен помочь, а источник «бумажек», и он относится к ним грубо.

Врач, который когда-то не мог бросить своих больных, — и нынешний Ионыч… «Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует», — говорит автор.

Образы остальных героев на фоне образа Старцева кажутся схематичными, но это не совсем так. Семья Туркиных нарисована Чеховым с большой глубиной, все члены её отличаются индивидуальностью, но всех их объединяет несостоятельность как людей, которых считают украшением города.

Это хорошо понимает доктор Старцев, ещё не совсем превратившийся в Ионыча, который «подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Но если Туркины-старшие так и остаются в неведении относительно своих «талантов», то Екатерина Ивановна всё понимает, она способна трезво оценить себя и своих родных, что делает ее образ очень привлекательным, вызывающим сочувствие.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Кто виновен в этом? Автор даёт ответ на этот вопрос всем ходом повествования.

Конечно, сам человек, который отвечает не только за своё «физическое» здоровье, но и в первую очередь за нравственное.

Доктор Старцев, который не смог излечить самого себя от болезни стяжательства, превращается в Ионыча, которому ничего уже в этой жизни не нужно — и который сам никому не нужен…

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/analiz_rasskaza_ionych_chekhova/79-1-0-1675

Анализ произведения Чехова "Ионыч"

Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе «Ионыч» (1898).

Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности.

Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах «Ионыча» и «Евгения Онегина». В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом.

Подобно Пушкину, Чехов включает в повествование мотив времени. Оно помогает увидеть, как быстро и неузнаваемо меняется герой, превращаясь из Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча — «поляка надутого», подобного языческому богу. Контраст, сравнение, гипербола укрупняют ужасное перерождение полного благих намерений, умного, мыслящего человека, прекрасного врача в человека, главным мотивом жизни которого стала «нажива». Как и почему это произошло?

Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев по-настоящему увлечен делом, способен жить «в труде и одиночестве», помогая больным, служа «благородной цели жизни». Он уверен, что «постоянно надо трудиться, нельзя жить без труда».

С первых абзацев повествования параллельно следуют мотивы стремления к неординарному, возвышенному и скуки, однообразия провинциальной жизни, которая отталкивает Дмитрия Ионыча; как мыслящий человек, он убежден, что разговаривать с обывателями не о чем. Да и отношения с Туркиными приводят к разочарованию: «…

если одни из самых талантливых жителей во всем городе настолько бездарны, то какой тогда город».

Писатель утверждает, что к духовной деградации Дмитрия Старцева привело не только влияние среды. Чехов, проницательно вглядываясь в личность, даже на пространстве рассказа раскрывает множество внутренних, зависящих от самого Ионыча причин духовного оскудения. Первые симптомы духовного разрушения он ощущает через телесные недостатки. Мысль «Ох, не надо бы полнеть!» звучит как понимание того, что безобразное в физиологии сигнализирует об опасности духовной.

Старцев, наблюдая за собой, подмечая собственные недостатки, как образованный человек предвидит их последствия.

Действительно, низменные азартные страсти — игра в вист, стяжательство — постепенно вытеснят высокую жизненную цель, породив бездушие и черствость в профессиональной деятельности. Недавнее юношеское стремление быть выше обывателей вытесняется страстью к покупке домов.

Ионыч еще молод, но время уже ощущает, как старик, который боится всего нового. Ему уже уютно в «футлярном» пространстве, которым он закрылся от многообразия жизни.

Огромная дистанция, образовавшаяся между Дмитрием Старцевым и Ионычем, объясняется расстоянием, которое отделяет идеальное от нормы. Середину, норму трудно найти и выдержать.

Размышление над тем, почему от высших помыслов человек нисходит до безобразного, приводит к сравнению Ионыча с Туркиными. Ведь в духовном опустошении он превзошел их.

Значит, есть нечто, что удерживает Туркиных на плаву жизни, не позволяет опуститься ниже нормы.

Сюжет заканчивается многозначительным эпизодом. При каждом наступление осени жена вместе с дочерью уезжает в Крым. «Провожавший их на перроне, Иван Петрович, когда поезд трогается, вытирает наступившие слезы…» Не подсказка ли это автора, видящего в семье, сердечной привязанности людей основу для нормального существования?

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-proizvedeniya-chekhova-ionych.html

Учительський журнал ~online



             Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  •                                                            Материалы к уроку внеклассного чтения
  •                                                            преподавателя зарубежной литературы
  •                                                            специлиста высшей категории
  •                                                           учителя-методиста  гимназии №7 г. Одессы
  •                                                                 ФОКИНОЙ  ИРИНЫ  ПАВЛОВНЫ

     «Краткость – сестра таланта». Этот принцип поэтики А. Чехова хорошо известен. Читателя поражают концентрация глубокого философского содержания в рамках чеховского рассказа или повести. Свои взгляды на мир писатель воплощал во всей образной системе произведений – сюжете и композиции, характеристике действующих лиц, изображении их мыслей и чувств.

     В 1898г. Чехов создаёт рассказ «Ионыч». Автор сознательно пренебрегает внешне увлекательным сюжетом, избирая предметом изображения обыденные события. Но именно они раскрывает глубинные процессы психологии героев.

  1.      Тема это явление жизни, которые отражены в произведении.
  2. Тема рассказа – история превращения неглупого, трудолюбивого человека в пошлого, равнодушного обывателя.
  3.      Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении: решенный или оставшийся неразрешенным.
  4. Автор пытается исследовать причины, которые способствуют разрушению личности Дмитрия Старцева.
  5.      Идея – главная мысль, выраженная в художественных образах.

Чехов протестует против пошлости,  обывательщины, духовного мещанства. Главная идея заключена в призыве: «Берегите в себе человека!».

     Протестует и призывает писатель, как всегда, не громогласно и открыто, а тонко, делая акцент не на событийный ряд, а на психологию героев. Ведь особенность чеховского стиля и заключается в том, что основную смысловую нагрузку несёт не текст, а подтекст; внешний «быт» раскрывается через внутреннее «бытие». Чехов не подсказывает нам готовых ответов, а, доверяя читателю, учит его мыслить.

     Глубина содержания находится в гармонии с совершенной формой чеховского рассказа.

     Сюжет – ход событий, складывающихся из поступков героев, т.е. пространственно-временная  динамика изображённого.

     Сюжет рассказа прост. Главный герой – Дмитрий Старцев, молодой талантливый врач, который живёт и практикует в губернском городке С. Он энергичен и трудолюбив, интересуется литературой, чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его своей пошлостью и ограниченностью.

Познакомившись с семьёй Туркиных, увлекается Екатериной Ивановной, даже делает ей предложение и собирается жениться. Но Котик не принимает его чувства, они расстаются. Через несколько лет перед нами – преуспевающий врач: у него есть большая практика, шикарный выезд, несколько домов, счёт в банке… ожирение, отдышка, одиночество.

Он, как и все, жаден, скучен, равнодушен.

    В данном рассказе сюжет и фабула совпадают. Нет ни экскурсов в прошлое, ни забеганий вперёд, т.к.

  •      Фабула – это хронологически последовательное изображение событий,  изображенных в произведении.
  •      Композиция проста на первый взгляд.
  •      Композиция – это определённая организация, построение и соотношение частей произведения. Она состоит из сюжетных элементов:

     Мы помним, что основная динамика у Чехова – внутренняя. События и происшествия – это, прежде всего устремления, мысли и чувства Старцева.

     Если взять за точку отсчёта чувства героя к Екатерине Ивановне, то в экспозиции мы знакомимся с семьёй Туркиных; завязкой является зарождение любви Дмитрия; развивается чувство – развивается действие; кульминационная сцена объяснения и отказа почему –то  не является для нас неожиданностью; на самом деле, перестрадав 3(!) дня, герой остывает; и в эпилоге мы узнаём, что о предмете своей увлечённости он вспоминает с трудом. Внесюжетных элементов (вводных эпизодов и лирических отступлений) в прозе Чехова немного, краткость и объективизм – принципы его художественной эстетики.

     В основе сюжета лежит художественный конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

     В «Ионыче» конфликт – в сознании героя. У Старцева внутреннее неприятие мещанской среды быстро угасает, и он сам всё больше подчиняется инерции обывательщины.

     Для проникновения в сущность конфликта нужно тщательно анализировать приёмы создания художественного образа персонажа: портрет, психологический анализ, характер героя (поступки, речь), сопоставление с другими лицами, изображение окружающей среды. Но особое внимание следует обратить на чеховскую  художественную деталь – мельчайшие изобразительные или выразительные подробности.

     Первые предложения рассказа знакомят нас со «скукой и однообразием» жизни губернского города С. и указывают на самую «умную, интересную и приятную» семью Туркиных. Мы уже чувствуем иронию в подтексте. Ирония и в «говорящей» фамилии – Туркины (от «турки»?); первоначальная версия в черновиках Чехова – Филимоновы. Каждый из них обладает доморощенным «талантом».

     Но в картину описания семейной идиллии и просторного гостеприимного дома диссонансом врезается деталь – запах жареного лука. Он становится символом пошлого мещанского мирка.

     Именно тогда и появляется главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. Он молод, однако фамилия подсказывает, что процесс душевного старения у него не зависит от возраста. Интересно и отчество – Ионыч, ведь именно оно вынесено в название рассказа.

 Поэтику названия объясняет библейская легенда, согласно которой кит проглотил Иону, но подавился и выплюнул. Так и Ионыч в конце повествования становится одиноким, никому не нужным, «выплюнутым» из «полноценной» жизни.

А пока он полон желания работать, наслаждаться жизнью и даже верить в любовь. Портрет героя в начале рассказа не нарисован.

     Портрет – изображение внешности человека, его лица, одежды, жестов.

     Но мы видим Старцева, который идёт пешком, т.к. «своих лошадей у него ещё не было».

Несколькими штрихами обрисованы члены «приятного» семейства. «Большинский роман», «здравствуйте  пожалуйста» — и перед нами бездарный домашний остряк Иван Петрович. Роман о том, «чего никогда не бывает в жизни», — детище глупой и жеманной Веры Иосифовны. Нежное прозвище «Котик» никак не гармонирует с тяжёлой, грубой игрой Екатерины Ивановны.

  1.      И вообще в рассказе «Ионыч» общую смысловую атмосферу низости и пошлости ограниченной, тупой мещанской жизни помогают воссоздать и понять запахи (жареного лука, осенних листьев) и звуки (песня «Лучинушка», вой собак).
  2.      А так же передать душевное состояние героев помогают лаконичные пейзажные зарисовки.
  3.       Пейзаж – описание природы в литературном произведении, которое противопоставляет или уподобляется внутреннему состоянию человека.
  4.      Первое знакомство героев – весной, красота Екатерины Ивановны говорит «о весне, настоящей весне»   чувств; разговор в саду – «приближалась осень»; в день объяснения «накрапывал дождь», а в момент последней встречи просто «было темно»!

     Между событиями I и II части  прошло более года. Время здесь – важная художественная деталь. Старцев пребывает в трудах и одиночестве. Будучи приглашенным вторично в дом Туркиных, влюбляется в Екатерину Ивановну. Выбор предмета страсти – лучшая характеристика героя. Какова же героиня?

     Умна и начитана? Из знакомства с книгой Писемского запомнила только его странное отчество. Увлечена искусством? Но игра её напоминает камнепад (в её пользу свидетельствует пусть позднее, но всё-таки понимание своей бездарности).Остроумна и весела? Но хохочет невпопад она во время серьёзного разговора, а шутка о свидании на кладбище была пошлой и жестокой. Такова Котик.

             Но влюблённый Старцев, интуитивно чувствуя, ещё всего не видит. И на странное свидание приезжает (благо, уже есть пара лошадей), и даже начинает размышлять о вечных ценностях. И тут опять врывается нота «глухой тоски небытия, подавленного отчаяния» Это голос грядущего, пока ещё очень тихий, но именно в этот момент  герой и ощущает, что любви нет.            

                 Однако вязкое болото обыденности начинает засасывать. Практика, дом, лошади, жена – это минимальный «джентельменский набор ». И он идёт делать предложение. Если бы не глупая улыбка Котика, мы бы поверили в слова  её высокомерного монолога, когда она отказывала Старцеву. Но мы не верим, не верит и он – вздыхает облегчённо,  развязывает галстук.

     В дальнейшем действии рассказа не происходит, можно сказать, качественных скачков. Только количественные изменения. Художественные детали повторяются, видоизменяясь.

  •      Прошёл не гол, а четыре.
  •      У Старцева не пара лошадей, а тройка.
  •      О деньгах он не думает не только в связи с приданным, а всегда.
  •      Раздражают его не только обыватели, но уже и пациенты.

     Образы Туркиных статичны. Екатерина Ивановна, возвратясь, была всё так же красива, худа и шумна в игре.

     А Ионыч толст и стар, одинок и скучен, хотя ему едва за 30.

     Личность, по Чехову, начинает  разрушаться, когда идеалы, счастье, смысл жизни начинают принимать материальные формы. Но страшно не только стремление к наживе.

На примере счастливой семьи Туркиных особенно ясно становится, что опасны не внезапные перемены, не резкие повороты в человеческой судьбе,  страшно только одно: человеческая жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек равен самому себе.

     Это и есть, по Чехову, безвыходно страшная жизненная ситуация. Изображая её, писатель напоминает нам, что надо беречь в себе лучшее, святое, чистое; ставить цели и добиваться их; верить в любовь и быть искренним; всегда оставаться Человеком.

Источник: http://test.teacherjournal.in.ua/index.php/shkilni-predmeti/mirovaya-literatura/2665-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-ionych

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector