Анализ произведения портрет (гоголь)

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой.

Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Анализ произведения Портрет (Гоголь)

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» — вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя — композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы.

Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника.

В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет.

Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя.

Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины.

Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника — тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу.

Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог, где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте по теме:

  • Краткое содержание повести «Портрет»
  • Биография Николая Гоголя

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-portret-gogolya-0

Гоголь «Портрет» – анализ — Русская историческая библиотека

См. также статью Гоголь – хронология жизни.

Из повестей Гоголя особенно интересна «Портрет» (см. её полный текст и краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике.

В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству, практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез.

И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни».

Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Анализ произведения Портрет (Гоголь)

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения.

Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал.

Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества, когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола.

Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану.

С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя, Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср.

«Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе.

В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана, Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2832-gogol-portret-analiz

Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь) | Литерагуру

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы.

Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести».

В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

История создания

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году.

Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет.

В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище.

Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя.

Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель.

Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства.

Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении.

Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека.

Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе.

Читайте также:  Сочинение профессия учитель

Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета.

Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

О чем?

Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом.

На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов.

Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает.

Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Темы

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

  • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
  • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
  • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

Проблематика

  • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
  • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
  • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь.

Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат.

Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Чему учит?

Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика.

Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов.

Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

Критика

Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя.

Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту.

Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя.

В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве.

В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-portret-n-gogol/

Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь) | СуперСоч

В 19 веке Санкт-Петербург имел славу блестящей столицы Российской империи. Словно мастерски ограненный бриллиант, он сверкал прекрасными дворцами, фонтанами, нарядно одетыми дамами и дорогими экипажами.

Однако за всей этой пышной мишурой скрывалась совсем иная жизнь, полная лицемерия, тщеславия, пороков.

Все это прекрасно видел Николай Васильевич Гоголь, который и обозначил основные проблемы Северной Пальмиры в своем сборнике «Петербургские повести», в котором одним из центральных произведений является повесть «Портрет».

История создания

Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески».

Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».

В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец».  Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.

Смысл названия

Главный замысел повести кроется в его названии. Гоголь не зря дал своему детищу столь простое и лаконичное название, поскольку именно в потрете заключалась вся суть произведения: он стал сосредоточением всех мыслей и поступков героя, символом безудержной алчности и всевозможных пороков.

Столь меткое, емкое название повести уже заставляет задуматься над многими проблемами, которые попытался раскрыть писатель. Оно фокусирует внимание, притягивает к себе все мысли. В данном случае в правильно подобранном названии повести кроется половина успеха произведения.

Жанр и направление

Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него.

В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе.

Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.

Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.

Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.

Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу:

  • Экспозиция (описание быта молодого нищего художника).
  • Завязка (случайная покупка портрета).
  • Кульминация (утрата душевного здоровья главного героя).
  • Развязка (смерть Чарткова).
Читайте также:  Сочинение по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского (описание)

Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного приема «рассказ в рассказе».

Во время продажи злополучного холста на аукционе появляется сын художника, написавшего это полотно, который и поведал историю трагической судьбы отца, раскрыл тайну мистического портрета.

В качестве обрамления его речи стал тор на аукционе и таинственное исчезновение портрета.

О чем?

В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.

В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.

В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества.

Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные  мазки.

Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в  творческом бессилии безжалостно уничтожал их.

Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.

Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.

Главные герои и их характеристика

В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.

  1. Чартков – бедный молодой художник, наделенный талантом и искренней любовью к живописи. В самом начале произведения его образ окутан романтическим флером: Чартков мечтал беззаветно служить искусству, учась у лучших мастеров и всячески развивая свои способности. Однако на это у героя не было денег, и он прозябал в страшной нищете. Когда же деньги появились, художник приобрел все необходимое для работы, но при этом решил встать на путь не самосовершенствования, а славы и признания. Чартков брался писать на заказ портреты богатых дворян, и, обуреваемый жадностью, стал не творцом, а ремесленником от искусства. Растеряв свой талант и страдая сильнейшей завистью, он принялся скупать лучшие полотна и безжалостно уничтожать их. Неожиданное богатство сломило личность героя, сделало его жалким, безвольным, и в итоге вогнало в могилу.
  2. Ростовщик – именно его изображение было на загадочном потрете, сыгравшем роковую роль в судьбе юного художника. Это был смуглый старик, персиянин с пронзительными, жгучими темными глазами. Он был жадным, скупым человеком, который одалживал деньги тем, кто в них нуждался. Почувствовав приближение смерти, он заказал художнику свой потрет, чтобы и после смерти сохранить свою власть над людьми.

Темы

Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.

  1. Тема творчества. Гоголь намеренно ввел в произведение двух художников, чтобы сопоставить их отношение к искусству. Оба они всем сердцем любят живопись, но один из них готов изменить своей привязанности ради славы и богатства, в то время как другой немало сил прикладывает для работы над собой. Для этого художника искусство было настоящей философией, смыслом всего его существования. Он полагал, что человек, решивший заниматься творчеством, должен заслужить на это право тяжелым трудом и прилежным старанием.
  2. Тема добра и зла. Автор раскрыл эту тему через призму искусства и богатства. Изначально Чартков был полон благих намерений, и деньги для него были лишь возможностью приблизиться к своей мечте и стать настоящим мастером. Однако, почувствовав вкус богатства, он решил выбрать иной путь, который и привел его к нравственной, а затем и физической гибели. Вот только не мистическая сила была тому виной, а сознательный выбор героя. Эту мысль и хотел донести до читателя автор – каждый человек в ответе за все то, что происходит в его жизни.
  3. Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. Герою казалось, что нужно совсем немного денег, чтобы обрести долгожданный покой и уверенность в завтрашнем дне. Но на деле все вышло иначе. Деньги являются не только способом удовлетворения насущных потребностей: они способны развратить человеческую душу, породить в ней зависть, алчность, скупость.
  1. Проблема искусства. У героя повести был выбор: посвятить всего себя служению искусству, игнорируя многочисленные удовольствия и соблазны, или же писать портреты на заказ, и тем самым приобрести славу и деньги. Художник выбрал второй путь. Его прельстил быстрый и легкий способ заработка, который обеспечивал ему комфортную стабильную жизнь. Однако у этого выбора была иная сторона медали: Чартков, стараясь угодить богатым клиентам, растерял свой былой талант, и уже не смог вернуться в мир настоящего искусства.
  2. Тщеславие. Писатель продемонстрировал, как внезапно свалившееся богатство и слава способны изменить характер человека, сделав его надменным и тщеславным. Так, Чартков поначалу перестал замечать своего учителя, затем ради денег стал безропотно терпеть капризы своих клиентов. В итоге герой закончил очень плохо, лишившись рассудка.
  3. Бедность. Это наиболее острая проблема, которая была хорошо знакома многим героям повести. Чартков не мог свободно заниматься любимым делом из-за нищеты. Один из персонажей второй части произведения не мог жениться на любимой девушке. Но проблема бедности касается не только материального, но и духовного мира. Будучи человеком слабым, малодушным, герой не выдержал испытания золотом, и резко изменился в худшую сторону, а со временем и вовсе лишился рассудка.

Смысл повести

Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни.

Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд.

Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.

Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя?  Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств.

Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой.  Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика.

В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.

Чему учит?

Своим произведением Николай Васильевич Гоголь предостерегает от сильной зависимости от денег. Богатство не должно становиться смыслом всей жизни, поскольку это приводит к медленному, но верному разрушению души.

Будучи духовно бедным человеком, Чартков быстро стала рабом денег, которые так и не принесли ему счастья и душевного покоя. Единственно верный путь Гоголь видит в духовном самосовершенствовании, сознательном отказе от светских соблазнов. К сожалению, эта простая жизненная истина приходит к главному герою слишком поздно.

Не прислушавшись к наставлениям своего мудрого учителя, он оказывается в западне, из которой так и не смог выбраться.

Повесть «Портрет» — произведение вне времени, поскольку в ней затронуты темы и проблемы, актуальные для всех эпох и народов. Именно поэтому книга получила признание при жизни писателя, и продолжает оставаться популярной на протяжении многих лет.

Критика

После публикации окончательной версии «Портрета» на писателя обрушилась критика современников. Так, Белинский весьма неодобрительно отреагировал на произведение.

Особенное недовольство литературного критика вызвала вторая часть повести, которую он считал искусственно приделанной к первой части. Такого же мнения придерживался и Шевырев, обвинивший Николая Васильевича в отказе от фантастического в повести.

Чернышевский же полагал, что творчество Гоголя оказало огромный вклад в развитие русской прозы, и «Портрет» не стал исключением из этого правила.

Источник: https://SuperSoch.ru/ege/analizy-proizvedenij/analiz-povesti-portret-n.-gogol.html

«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи.

Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду.

Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант.

Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту.

Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту.

Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться.

Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

Читайте также:  Сочинение какой будет школа через 20 лет

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления.

В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя
  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • По произведению: «Портрет»
  • По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/647-portret-analiz

Смысл повести Портрет Гоголя

Повесть «Портрет» входит в цикл повестей Н. В. Гоголя «Петербургские повести» и продолжает их тематику, находясь на стыке романтизма и реализма, что позволяет сочетать мистику, элементы фантасмагории и обыденность, размышлять о смысле жизни «маленького человека».

Смысл названия повести Портрет

Повесть называется «Портрет». Такое название не случайно и носит идейную направленность. Можно сказать, что портрет становится своеобразным героем произведения, лакмусовой бумажкой, проверяющей главного героя – начинающего художника Чарткова.

Портрет делит его жизнь на до и после, влияет на персонажа, живет своей жизнью, то интригуя и искушая, то прячась и возникая вновь. На портрете, случайно купленном юношей, мастерски изображен старик – ростовщик с потрясающе «живыми глазами».

История самого портрета, взаимоотношения портрета и Чарткова, позволяют Н. В. Гоголю обратить внимание читателя на ряд проблем: влияние денег (богатства) на человека вообще и художника в частности, истинное и мнимое искусство и служение им, художник и общество.

Использование портрета помогает Гоголю привнести мистически – детективные элементы в свое произведение, увлекая читателя.

Произведение композиционно состоит из двух частей. Первая посвящена истории жизни Чарткова от юности до зрелости, прослеживаются этапы разрушения талантливой, но слабой личности.

Вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет, так повлиявший на Чарткова. О его страдании и нравственном выборе.

Таким образом, противопоставляются два жизненных пути, две талантливые личности, которых соединил портрет.

О чем повесть Портрет

Петербуржский художник Чартков в лавке на последний гривенник покупает портрет, поразивший его видом. На запыленном старинном полотне талантливо изображен старик-ростовщик с потрясающе «живими» глазами. Пребывая в крайней нужде, Чартков мечтает о деньгах, они ему снятся.

Как снится ему ростовщик с портрета, считающий и теряющий червонцы. На следующий день почти мистическим образом герой повести находит эти деньги, выпавшие из рамы. И жизнь кардинально меняется. Подавив робкие мысли о работе, Чартков посвящает свою жизнь обретению дохода, статуса и в результате непомерному тщеславию и потере таланта.

Несмотря на востребованность у публики, маститый художник больше не способен ни на что, кроме клишированного воспроизведения заученных мотивов. И тогда приходит озлобленность и ненависть. Он скупает старинные шедевры и варварски их уничтожает. Душевная болезнь переходит в телесную и герой умирает.

На аукционе после его смерти снова появляется портрет, и мы узнаем историю портрета и его создателя.

Смысл произведения Портрет

Как любое художественное произведение повесть «Портрет» многогранна и несет множество смыслов, затрагивая общечеловеческие вопросы. Каким должен быть художник? На примере трех художников Гоголь исследует роль творчества в жизни художника.

Как поступить? Опуститься до ремесла, как это сделал главный герой повести, подняться до служения и постижения, шлифования таланта, как это сделал его друг, или подчинить страсти, усмирить дух и тогда служить искусству по -христиански, как это сделал автор портрета.

Читатель выберет для себя сам, но Гоголь склоняется к последнему: художник должен обладать высокой духовностью, тогда он сможет справляться с мирскими искусами и служить искусству, неся за него ответственность. Как влияет бедность и богатство на талантливую личность? На примере художника Чарткова Гоголь показывает губительную роль как нищеты, так и богатства.

Первое не позволяет достойно жить и работать, второе слишком губительно для слабых духом: искушение роскошью не все могут преодолеть, как и искушение славой. Автор подводит читателя к выводу, что ни бедность, ни богатство не должны оказывать влияния на творческий процесс и богатая духовно личность достойно пройдет испытания и деньгами, и «медными трубами».

Каково влияние общества на художника? Должен ли творец в угоду публике опускаться до клишированного творчества? Гоголь говорит нам, что это путь к деградации. Итак, талант – Дар от Бога, и тот, кто носит в себе талант, должен совершенствовать себя и быть «чистым душою».

Смысл финала произведения Портрет

Художник Чартков не состоялся ни как художник, ни как человек. Потакание своим страстям привело к моральной деградации, душевной болезни и физической гибели главного героя.

После него не осталось ничего значимого, ценного. Свою жизнь он прожил бесцельно, служа «золотому тельцу».

А когда осознал это, пришел в отчаяние, породившее злобу и ненависть ко всему прекрасному, что оказалось не доступно

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-povesti-portret-gogolya/

20. Тема искусства в повести «портрет». Проблематика повести и ее решение Гоголем

Повесть «Портрет» рассказывает о
художнике, продавшем свой дар за деньги,
— он продал дьяволу душу. Здесь, если
иметь в виду художественные произведения,
Гоголь наиболее полно высказал свои
взгляды на искусство.

Проникновение
злых сил в душу художника искажает и
его искусство, — ведь оно должно быть не
просто способностью создавать прекрасное,
но подвигом трудного постижения духовной
глубины жизни. Важно, что соблазнил
Чарткова предмет искусства — необычный
портрет с живыми глазами.

Тайна портрета
тревожит автора и побуждает к размышлению
о природе искусства, о различии в нем
создания и копии. Живость изображения
у художника-копииста, написавшего
портрет ростовщика, для Гоголя — не
просто поверхностное искусство, а
демонический отблеск мирового зла.

Такое искусство часто обольщает душу
зрителя, заражает греховными чувствами.
Недаром с портрета глядят живые недобрые
глаза старика.

Автор рассказывает, что у благочестивого
живописца, написавшего странный портрет
с живыми глазами вдруг без всякой причины
переменился характер: он стал тщеславен
и завистлив.

Но такие же необъяснимые
на первый взгляд факты случаются в жизни
повседневно.

«Там честный, трезвый
человек делался пьяницей, там купеческий
приказчик обворовал своего хозяина;
там извозчик, возивший несколько лет
честно, за грош зарезал седока».

В книге «Выбранные места из переписки
с друзьями» Гоголь сказал, чем должно
быть, по его мнению, искусство. Назначение
его — служить «незримой ступенью к
христианству».

По Гоголю, литература
должна выполнять ту же задачу, что и
сочинения духовных писателей, — просвещать
душу, вести ее к совершенству. В этом
для него — единственное оправдание
искусства.

И чем выше становился его
взгляд на искусство, тем требовательнее
он относился к себе как к писателю.

Одной шуткой переданы уровень и интересы
светского общества. Художник с большим
интересом и еще не утраченным талантом
начал писать портрет. Он передавал
холсту все оттенки юного лица, не
пропустил и некоторую желтизну и едва
заметную голубую тень под глазами. Но
матери это не понравилось. Она возразила,
что это может быть только сегодня, а
обычно лицо поражает особой свежестью.

Исправив недостатки, художник с огорчением
заметил, что пропала и индивидуальность
натуры. Желая все же выразить то, что он
подметил в девушке, Чартков переносит
все это на свой старый эскиз Психеи.
Дамы же приходят в восторг от «сюрприза»,
что художник придумал изобразить ее «в
виде Психеи». Не сумев переубедить
дам, Чартков отдает портрет Психеи.

Общество восхищалось новым талантом,
Чарткову посыпались заказы. Но это было
далеко не то, что дает возможность
развиваться живописцу. И вот со временем
Чартков становится модным, но, увы,
пустым живописцем. Причиной тому,
конечно, был купленный портрет с его
дьявольскими чарами. Но через фантастический
сюжет автор показывает, что могут
сотворить с человеком слава и богатство.

Не обязательно покупать волшебный
портрет, чтобы стать рабом.

На пьедестал, который раньше занимала
живопись, взгромоздилась страсть к
золоту. Золото стало для Чарткова всем.
Оно заполонило бы его жизнь полностью,
если б не одно событие. Академия художеств
пригласила знаменитого Чарткова оценить
привезенную из Италии картину русского
художника.

Увиденная картина так поразила
знаменитость, что он даже не смог выразить
заготовленное пренебрежительное
суждение. Живопись была так прекрасна,
что всколыхнула в нем зачерствевшее
прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав
ни слова, он выбежал из залы. Внезапное
озарение погубленной жизни ослепило
его.

Осознав, что никогда не вернуть
убитый талант, ушедшую молодость, Чартков
становится страшным чудовищем. Со
зловещей алчностью начинает он скупать
все достойные произведения искусства
и уничтожать их. Это становится главной
стра тью и единственным его занятием.

В итоге безумный и больной художник
умирает в жуткой горячке, где везде ему
чудится портрет старика. Отовсюду
смотрят на него страшные глаза с
портрета…

Но еще один герой, о котором говорится
только во второй части повести, поступает
иначе. Этот молодой художник встречает
очень необычного человека, ростовщика,
который просит написать его портрет.
Слухи о ростовщике ходят очень
таинственные.

Все;' кто связывался с
ним, обязательно попадали в беду. Но
художник все же берется писать портрет.
Сходство с оригиналом выходит
поразительное, глаза словно смотрят с
портрета. И вот, написав ростовщика,
художник осознает, что не сможет больше
писать чистые образы.

Он понимает, что
изобразил дьявола. После этого он
навсегда уходит в монастырь, чтобы
очиститься. Седым старцем он достигает
просветления и, берясь за кисть, уже
способен писать святых. Но тем не менее
повесть не заканчивается оптимистично.

Гоголь дает портрету продолжить свое
роковое путешествие, предупреждая, что
никто не застрахован от зла.

В «Портрете» можно найти отражение
духовной жизни Гоголя. Художник, создавший
портрет ростовщика, решает уйти из мира
и становится монахом.

Приготовив себя
в монастыре подвижнической жизнью
отшельника, он возвращается к творчеству
и создает картину, которая поражала
всех видевших ее как бы исходящей из
нее высокой духовностью.

В конце повести
монах-художник наставляет сына: «Спасай
чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою.
Другому простится многое, но ему не
простится».

Здесь Гоголь как бы наметил программу
своей жизни. В середине 1840-х годов у него
появилось намерение оставить литературное
поприще и уйти в монастырь.

Но эти
монашеские устремления (которые не были
секретом для школьных приятелей Гоголя),
по всей видимости, не предполагали
окончательного отказа от творчества,
но как бы подразумевали возвращение к
нему в новом качестве.

Путь к большому
искусству, полагал Гоголь, лежит через
духовный подвиг художника. Нужно умереть
для мира, чтобы пересоздаться внутренне,
а затем вернуться к творчеству.

Источник: https://studfile.net/preview/1721214/page:13/

Ссылка на основную публикацию