Анализ романа «бедные люди» достоевский (9 класс)

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе.

Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди», анализ которого и будет представлен.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди».

Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову, а тот — В. Г Белинскому.

И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве».

Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» — «вполне титулярные советники».

И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» — бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа — романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование.

Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь — с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Характеристика солохи из вечеров на хуторе близ диканьки

Оценим за полчаса!

А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека.

Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина — душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами.

Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее — он вообще хуже всех других, как ему кажется.

И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие».

Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других — он такой же, как те «другие».

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга.

Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах.

Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир.

Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой.

Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинелью» Гоголя. Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская — обижает.

Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку.

Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика — помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.

Заканчивается переписка героев в день свадьбы — 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку».

Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог.

Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности.

В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • По произведению: «Бедные люди»
  • По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/581-bednye-ludi-analiz

План-конспект урока по литературе по теме

Урок-исследование

 по теме «Что же, что же делать?»

( по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

  • Цель урока:
  • -знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;
  • -развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;
  • -воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.
  • Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

  1. Что же сделало его популярным?
  2. Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает…

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

(Слова проецируются на слайде)

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», — так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?
  1. Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.
  2. Итак, роман «Бедные люди» был опубликован в 1845 году.
  3. Как отнеслись современники писателя к роману?
  1. Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.
  • Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.
  • По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.
  • Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».
  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!… осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «… Никогда, я думаю,  слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

  1. Чем объяснить такой успех романа?
  2. ( Следуют ответы учащихся)
  3. Какое впечатление произвел роман на вас?
  4. ( Следуют ответы учащихся)
  5. Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.
  6. Дается определение «маленького человека»
  7. Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих проиведениях
  8. «Станционный смотритель А,С Пушкин.
  9. «Шинель» —
  10. Почему повесть о человеке названа «Шинель»?
  11. Мундир заменил личность, чин  заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому… Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

  • Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»
  • Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных  людей» не привнес  в изображение «маленького человека».
  • Согласны ли вы с этим мнением?
  1. Нет, так   как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В.  Акакий  Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  1. Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  1. Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
  2. Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.
  3. «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?
  1. Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.
  2. Вот почему автор обратился к эпистолярному жанру.
  3. (высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)
  4. Какими же предоставлены герои романа Достоевского  Варенька Доброселова и Макар Девушкин
  5. Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин  иначе говорить не может.

Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

                Переход к Вареньке Доброселовой

Вывод. Впервые  в романе Достоевского показана  жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств.

Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем.

Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

  • Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.
  • Заключение.
  • Что же делать?
  • Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:
  • -старался выразить тайну человеческой души.
  • А как  вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале уолка?
  • Домашнее задание.
  • Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»
  • Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/25/urok-issledovanie-po-teme-chto-zhe-chto-zhe-delat-po-romanu-fm

"Бедные люди": анализ произведения Достоевского

С появлением романа «Бедные люди» связана знаменательная история. В конце мая 1845 года Достоевский окончил переписывать роман набело и прочитал его Д.В. Григоровичу, снимавшему с ним одну квартиру. Восхищённый услышанным, Григорович передал рукопись Н.А.

Некрасову, они читали её не отрываясь всю ночь и в четыре часа утра поспешили к Достоевскому выразить свой восторг. На следующий день Некрасов принёс роман В.Г.

Белинскому со ставшими позднее хрестоматийными словами: «Новый Гоголь явился!» Белинский, сначала отнёсшийся с недоверием к такому известию, прочитал рукопись и под впечатлением от прочитанного попросил познакомить его с Достоевским.

Критик назвал роман Достоевского произведением «начинающего таланта», сказав, что он «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому» и что это «первая попытка у нас социального романа».

Таким образом, первыми читателями этого произведения были писатели Григорович, Некрасов и критик Белинский, и оно сразу получило высокую оценку взыскательных знатоков. «Бедные люди» были опубликованы 21 января 1846 года, и эту дату можно считать признанием Достоевского как всенародного русского писателя.

Тема романа — жизнь и судьба маленького человека, его внутренний мир, мечты и страдания. Русские писатели обращались к этой теме до Достоевского, поскольку она стала очень актуальной в 1830-1840-е годы в связи с изменениями в социальной жизни российского общества.

Наиболее значительными произведениями, посвящёнными теме «маленького человека», были повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1830) и Н.В. Гоголя «Шинель» (1839-1842).

С героями этих повестей — мелкими чиновниками Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным знакомится как читатель герой «Бедных людей» — Макар Девушкин.

В романе «Бедные люди» два главных героя — незначительный и почти нищий чиновник Макар Алексеевич Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара Добросёлова. Они соседи: Девушкин из своего окна может видеть занавеску на окне в комнате Вари.

Казалось бы, они живут так близко, что их встречи можно описать на страницах романа непосредственно как реальные события. Однако Достоевский выбирает форму эпистолярного романа, то есть вся история отношений героев раскрывается в переписке, даже о своих встречах они пишут в письмах, как и обо всём происходящем вокруг.

Переписка между ними, а значит, и действие романа длится около пяти месяцев. Из него читатель узнаёт историю короткой душевной близости двух людей и социальные условия их жизни — обо всём этом рассказывают сами герои в письмах друг другу. Так в произведении возникает картина социальной жизни, изображённая через восприятие и чувства героев.

Этот принцип — соединение внешнего, социального, и внутреннего, психологического, — лёг в основу социально-психологической прозы Достоевского.

Для понимания новизны в изображении героя в произведении Достоевского особенно важны те эпизоды в письмах Девушкина, в которых он отзывается о прочитанных им повестях А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н.В. Гоголя «Шинель».

Герой восторгается тем, с какой точностью переданы переживания Самсона Вырина в «Станционном смотрителе», и негодует на изображение Башмачкина в «Шинели», на которого он также очень похож.

Читайте также:  Сочинение по картине осенний пейзаж шишкина

Девушкин не вдаётся в вопросы гуманизма обеих повестей, его не волнует сочувствие писателей к его бедной жизни — он протестует против того, чтобы изображалась только неприглядная, жалкая сторона его жизни, страдания и ничтожество. Поэтому он с возмущением пишет Варе: «…

бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши! что уж у него ничего не дожно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!»

 «Амбиция» и «заветное» для Девушкина — это внутренняя жизнь и достоинство, личность человека. Герой требует, чтобы в нём признали именно это.

Таким образом, новаторство Достоевского в изображении маленького человека состоит в отношении к своему герою не как к объекту (предмету) описания, пусть даже очень сочувственного, а как к субъекту жизни, такому же, как и сам писатель.

Впервые с явной силой эта особенность стиля Достоевского проявилась в романе «Бедные люди», и поэтому он получил такую высокую оценку — в молодом писателе увидели продолжателя традиций Пушкина и Гоголя. Автор поднимает своего героя на новый уровень.

Прежде всего, он утверждает право маленького человека на бескорыстную, движимую душевным порывом любовь и заботу. В отношении Девушкина к Варе это проявляется в таких, казалось бы, незначительных, но трогательных деталях, как, например, радость героя, что отогнутый край занавески на окошке Вари — знак её внимания к нему.

Важнейшая сторона романа состоит в изображении чистых и прекрасных отношений людей наперекор жестокому и холодному миру расчёта и эгоизма.

Мы видим, как постепенно стягивается паутина обстоятельств вокруг Вареньки Добросёловой, как мечется «маленький человек» Девушкин, проявляя благородство и высоту своей души, сопереживая другим и пытаясь предотвратить неизбежное — утрату Вари.

Однако достижение Достоевского состоит не в том, чтобы показать, как жестокая жизнь поглощает человека и его высокие чувства. Напротив, Достоевский своим романом утверждает, что человека можно унизить, разрушить его жизнь, уничтожить, но нельзя заглушить в нём чувство любви и сострадания.

Показательно последнее письмо Девушкина к Варе: он не упрекает её, не отворачивается разочарованно, а желает ей добра. Возможно, история о Макаре Девушкине помогает понять, почему Достоевский считал Дон Кихота самым великим героем в мировой литературе.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/bednye_ljudi_analiz_proizvedenija_dostoevskogo/66-1-0-2123

«Бедные люди» (Ф. Достоевский)

Цитата: «До уничижения какого доводит людей нищета!».

История создания

Достоевский долго работал над рукописью «Бедных людей», исправлял её и перерабатывал. Но результат превзошёл все ожидания: Григорович, прочитав «Бедных людей», спешит к Некрасову.

Николай Некрасов не может оторваться от рукописи, и оба писателя бегут к литературному критику Виссариону Белинскому, восклицая: «Новый Гоголь явился!». Белинский также очень высоко оценил роман.

Это был настоящий успех.

Проблематика: «маленький человек» и его человеческое достоинство.

Смысл названия: материальная бедность героев «Бедных людей» противопоставлена их духовному богатству. Кроме того, в названии отражено сопереживание человеку, его душевным терзаниям и жизненным трудностям.

  • Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: повесть (по мнению ряда исследователей — роман).
  • Жанровые особенности: это эпистолярное произведение, то есть оно представляет собой цикл писем героев.
  • Время и место действия: действие происходит в Петербурге в середине XIX в.

Действующие лица

  • Макар Алексеевич Девушкин — чиновник средних лет. Небогат. Чувствителен. Семьи нет.
  • Варвара Добросёлова — бедная девушка с образованием. Сирота.
  • Господин Быков — обеспеченный человек, низменный и безнравственный.
  • Горшков — молодой мужчина, жених Вареньки Добросёловой.
  • Пётр Покровский — юноша, бывший студент. Болен туберкулёзом (чахоткой).
  • Анна Фёдоровна — родственница Вареньки, жестокая женщина.
  • Ратазяев — малоуспешный и не слишком талантливый писатель. Сосед Макара Девушкина.
  • Федора — женщина, которая даёт Вареньке Добросёловой приют.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург.

Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей.

Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Варя Добросёлова давала своему другу книги. Какая книга Макару Девушкину понравилась, а какая не понравилась? Почему?

Ответ. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина Девушкину понравился, потому что это трогательная жизненная история. А «Шинель» Н. В. Гоголя не понравилась: Макар Алексеевич возмутился тем, что человека (главного героя Акакия Башмачкина) так унижают.

Охарактеризуйте жанровые особенности «Бедных людей».

Ответ. Это эпистолярный роман (повесть): текст представлен письмами персонажей — Макара Девушкина и Вари Добросёловой.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquobednye_lyudiraquo_f_dostoevskij.html

«Бедные люди» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания романа — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе.

Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением.

Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности.

В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя.

Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями.

Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям.

У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение.

Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен.

Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” ( в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России.

Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды.

Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения.

Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах.

Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг.

Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедных людей».

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20707-bednye-ludi-analiz-proizvedeniia-dostoevskogo-janr-tema-smysl-nazvaniia-istoriia-sozdaniia-romana.html

8 класс Урок №54-55 Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека»

Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX в.

Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф.М. Достоевский.

Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях.

Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные “маленькому человеку”. В шестом классе это урок по повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” из цикла “Повести Белкина” (1830 г.).

В седьмом классе – по поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” (1833 г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя “Шинель” (1841 г.) из цикла “Петербургские повести”, а в 9 классе – по роману Ф.М.

Достоевского “Бедные люди” (1846 г.).

После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется “маленький человек”, как происходит в литературе эволюция этой темы.

Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения “Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе XIX века”, проведенный в форме семинара.

Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все вышеназванные книги.

  • Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.
  • Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что, действительно, в раскрытии темы “маленького человека” произошла эволюция.
  • Урок начинается со вступительного слова учителя.

Cегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема “маленького человека”. Это повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, его же поэма “Медный всадник”, повесть Н.В.Гоголя “Шинель” и роман Ф.М.Достоевского “Бедные люди”.

Наша первая задача – рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема “маленького человека”. Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин. Ответы учащихся определяем с точки зрения определения, записанного на доске:

“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.

Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин – “маленькие люди”.

Вторая наша задача – доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.

Эволюция – медленное, постепенное изменение.

Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, проследним, как показан в каждом из них “маленький человек” и как он изменяется, медленно, постепенно, от произведения к произведению.

Далее учитель знакомит учащихся с вопросами, предварительно записанными на доске. Вопросы одинаковые для всех четырех групп, но каждая группа работает только по одному произведению.

  1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.

  2. Представление героя о счастье.

  3. Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.

  4. Попытка героя защитить себя.

  5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?

  6. Как автор заканчивает свое произведение?

Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.

Герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих.

Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по–прежнему тихо и спокойно. Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург.

Он боится, что гусар бросит его дочь. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он – представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина. Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем.

Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь.

Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения.

Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку.

Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Читайте также:  Анализ рассказа «дураки» (тэффи)

Герой “Шинели” Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Для счастья ему нужно совсем чуть–чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений.

Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению.

Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.

“Бедные люди” – роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он, действительно, “маленький человек” – Макар Девушкин.

Не только потому, что чин его самый низкий и должность – бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается “Шинелью” Гоголя.

Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень.

Поняв, что его мечта о счастье не осуществится, и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.

Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: “Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?” Ответы были примерно такими: “Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства”.

Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.

Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями.

Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.

Заключение учителя.

Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы “маленького человека”.

Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем “маленький человек” обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение.

Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.

Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: “В чем проявилась эволюция в изображении “маленького человека” от Пушкина до Достоевского?”

На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.

Источник: https://multiurok.ru/files/8-klass-urok-54-55-f-m-dostoievskii-biednyie-liudi.html

Смысл романа Бедные люди Достоевского

Роман «Бедные люди» — первая книга Достоевского, сразу ставшая успешной. Вспоминают, что в комнату к молодому автору лично ворвались Григорович и Некрасов, восхищенно обнимали, пожимали руку, поздравляя с дебютом.

Сегодня мы привычно читаем и перечитываем более поздние романы Достоевского, почти позабыв об этом, первом.

Вот только в школе о нем не забывают – видимо, детям это произведение Федора Михайловича дается несколько легче, чем все прочие.

Смысл названия

Он очень прост… В романе речь идет о, так называемых, маленьких людях – бедных, не имеющих состояния и положения в обществе. Но не только поэтому они бедные.

А еще и потому, что даже самое униженное, забитое существо не лишено человеческого достоинства, гордости и крайне болезненно переносит то унизительное состояние, в котором вынуждено выживать.

Это бедный человек, потому что несчастный, обреченный на погибель, а не только потому, что у него нет денег.

Сюжет и смысл романа романа Бедные люди

Это роман в письмах, в котором соединяются черты сентиментализма и реализма – Достоевский еще только нащупывает собственный, неповторимый стиль.

Перед нами 54 письма чиновника Девушкина (говорящая фамилия) и прелестной девушки Вари, которая живет напротив него, в съемной комнате. Оба беспросветно бедны, потому что работа не может обеспечить им существование – обычное дело в те времена.

Да и в наши, в общем, тоже… Макар Девушкин зарабатывает на хлеб маленькой должностью в конторе, Варя пытается прокормиться шитьем. И тот, и другой явно не преуспевают.

В своих письмах чиновник, полный глубокой симпатии, пытается быть интересным и искренним, описывает обычную жизнь с некоторыми писательскими приемами – так он пытается развеять девушку и одновременно впечатлить ее.

В жизни Вареньки случилась трагедия – ее обесчестил богатый дворянин и она вынуждена теперь скрываться. Кстати, Девушкин принял некоторое участие в ее судьбе, помог ей. Но больше он своей симпатии не навязывается.

Он даже будто избегает личного общения с ней, как и со всеми другими людьми.

Девушкин – персонаж сверхчувствительный. За его социальным ничтожеством скрыта большая, невероятно чувствительная душа, чрезвычайная тонкость. Они-то и делают его жизнь в бедности столь невыносимой. Будь он существом грубым, примитивным, он бы так не страдал. Он добр, великодушен, но со стороны просто жалок.

Это не первый маленький человек в русской литературе – уже был гоголевский Акакий Акакиевич. Любопытно, что герой романа Достоевского читает «Шинель» Гоголя и… разражается гневом и проклятиями в адрес автора.

Он со стыдом узнает в Акакии, который несколько лет копит на шинель, себя самого, который уже давно копит на новые сапоги.

Ему кажется, что Гоголь подсмотрел его жизнь и описал ее с издевкой, словно насмехаясь над бедными, не видя в них людей. Тут с Достоевским нельзя не согласиться… Да, Гоголь одним из первых заметил маленького человека, но он рассматривает его словно насекомое под лупой. То ли дело Пушкин в своем «Станционном смотрителе». Кстати, Девушкин прочел и этот рассказ, он ему понравился, даже очень.

В том-то и состоит вся трагедия маленьких людей, что они ничуть не меньше богатых, избалованных и сытых способны чувствовать и страдать. Бедность не притупила их чувств, не заставила зачерстветь и привыкнуть к унижениям.

Напротив – с каждым днем этот ад становится все невыносимее. И особенно ужасно то, что бедность и беззащитность провоцируют сильных мира сего на новые унижения и издевательства по отношению к слабым и беззащитным.

Кто мог заступиться за бедную Варю, какой суд защитит ее от богатого и влиятельного насильника?

Увы, в романе случается страшное, хотя кому-то это покажется почти счастливым концом. Обнищавшая Варя вынуждена принять предложение и выйти замуж за помещика. Макар Девушкин теряет единственно близкую душу в мире.

А мы понимаем, что одинокая бесприданница Варя никогда не будет счастлива замужем – ее ждут новые издевательства и угнетение, положение взятой в жены из милости.

Достоевский впервые вводит читателя в мир униженных и оскорбленных, заставляет приглядеться, прислушаться, а не отворачиваться с омерзением от нищеты.

Смысл финала романа Бедные люди

Почти в самом конце романа, когда герои оказываются в совершенно безвыходном положении из-за своей нищеты, случается маленькое чудо – начальник безвозмездно дарит Девушкину 100 рублей, немалые деньги по тем временам, когда зарплата школьного учителя составляла 20-25 рублей в месяц. И вот, оба спасены от голодной смерти. Но тут случается страшное – Варя не выдерживает напора сводни и в страхе перед грядущей нищетой, которая вернется неизбежно, все-таки выходит замуж за своего насильника.

И Макар ничего не может поделать – он бессилен, несостоятелен. Он не может жениться на девушке, не сумеет ее спасти и обеспечить. На этой скорбной ноте и заканчивается роман, заставляя читателя грустить и предвидеть недоброе.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-bednye-lyudi-dostoevskogo/

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди"

В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский.

«О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового ог­ромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков.

В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».

Уже название романа указывало на тот материал, ко­торый положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существова­ние, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.

У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советни­ка (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин).

Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персо­нажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.

Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее.

В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку.

Он сам поверяет нам свои пережи­вания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все.

Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказы­вающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспо­минаний, но и они приложены к очередному ее письму.

«Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.

Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца.

Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют разви­тию переписки (вместе с тем это является и ее мотивиров­кой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеть­ся часто.

Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, при­обретает необычайную силу и выразительность.

«Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.

«С тональными вибрациями» — это значит с необы­чайным диапазоном тонких душевных движений. Подоб­ного русская литература еще не знала.

В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.

Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказа­лось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась…

» Узнав об этом, Макар Алексеевич расстро­ился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного…

» (колебания чувств Девушкина — вернее, пози­ции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).

Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь пре­краснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокину­ты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на го­ризонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.

В жанре романа в письмах у автора нет иной возмож­ности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответ­ствие.

И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.

Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюз­га, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать!»

Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, высту­пал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту дер­жите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироничес­кую подсветку.

Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в загла­вие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность матери­альная и физическая.

Но вот Девушкин говорит о семей­стве Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, ти­шиной, смирением. Но это обманчивое смирение.

«Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушива­ется к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят?..

И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…»

Перед читателем возникает целая гамма чувств и пере­живаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, поче­му Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бед­ные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Так уже в первом своем произведении писатель при­ступил к решению той задачи, которую впоследствии оп­ределил следующими словами: «При полном реализме от­крыть человека в человеке».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/369-roman-fm-dostoevskogo-bednye-lyudi.html

Ссылка на основную публикацию