Анализ сказки снегурочка

Анализ сказки СнегурочкаАнализ сказки Снегурочка
Анализ сказки Снегурочка

Общие детали

Краткое содержание «Снегурочки» Островского известно практически всем. Героиня — дочь Мороза и Весны, но отец покидает ее, отправляя к людям. Девушку давно манят чудесные песни, которые поет пастух Лель, так что она даже рада пожить под присмотром Бакулы-бобыля.

Хотя девушке нравятся песни пастуха, она на самом деле не испытывает к нему настоящей любви. Ей только обидно, что в сердце Леля для нее нет места.

Но не может она ответить и на любовь красавца Мизгиря, ведь ее сердце не может испытывать никаких чувств. Она просит Весну, свою мать, дать ей самый драгоценный дар любви.

Но именно тогда, когда она его получит, Снегурочка станет по-человечески уязвимой…

История создания

Анализ сказки Снегурочка

Жанр этой пьесы часто определяют как феерию или весеннюю сказку. И в отличие от многих других пьес Островского, она написана в стихах. А появилось это произведение благодаря случайному стечению обстоятельств. История его появления такова. В 1873 году было решено отремонтировать здание Малого театра, и его труппа переехала в здание Большого театра.

И вскоре комиссия, управлявшая московскими императорскими театрами, решила, что нужно поставить такой спектакль, в котором могли бы участвовать все труппы — и драматическая из Малого, и балетная и оперная из Большого. С просьбой написать такую пьесу обратились к Островскому (и он решил использовать для нее народный сюжет). А музыку заказали молодому композитору Петру Чайковскому.

Интересные факты:

  • Многие критики, привыкшие видеть в Островском писателя-реалиста, в сочинениях которого всегда были элементы сатиры, оказались неготовыми к такому произведению, они называли его фантастическим и даже бессодержательным.
  • Публике пьеса понравилась. А в 1881 году на сюжет пьесы была написана одноименная опера Николая Римского-Корсакова, также пользовавшаяся успехом.

Подробный сюжет

Анализ сказки Снегурочка

Действие пьесы разворачивается в вымышленном царстве царя Берендея. Читателя знакомят с Весной и Морозом. Из их разговора можно узнать, что 15 лет назад у них родилась красавица-дочка Снегурочка. Но это разгневало Ярило-солнце. Из-за его гнева лето стало коротким, а зима — длинной и морозной. Поразмыслив над этим, Мороз обещает, что покинет царство берендеев, вот только беспокоит его, кто позаботиться о девушке в его отсутствие. Ведь Ярило только и ждет повода, чтобы отомстить и зажечь в сердце девушки огонь, который ее погубит.

В итоге родители решают отпустить Снегурочку к Бакуле-бобылю. Девушка не против, ее зачаровывают песни пастуха Леля, хотя она и сама не понимает, почему.

Вот только пастух сейчас поет ей, а заслышав смех других девушек, убегает к ним. Снегурочка, впрочем, не успевает погоревать. К ней приходит ее подруга Купава и говорит, что скоро выйдет замуж за красавца Мизгиря.

Как принято исстари, Мизгирь должен выкупить невесту у ее подруг, он приходит к девушкам с подарками, но, увидев Снегурочку, влюбляется в нее и отвергает Купаву.

Девушке советуют просить заступничества у самого царя Берендея.

Анализ сказки Снегурочка

Правителя же беспокоит другое. В его стране лето стало совсем коротким, значит, берендеи чем-то прогневили Ярило-солнце.

Царь решает, что нужно умилостивить божество, и прямо завтра, в Ярилин день, устроить грандиозный праздник, обвенчав всех невест и женихов. Но тут к нему приходит Купава и рассказывает об измене Мизгиря.

Глава государства в гневе, он велит привести к нему изменника, чтобы осудить его на вечное изгнание.

Мизгирь и не пытается оправдываться, а только просит царя посмотреть на Снегурочку.

Взглянув на нее, Берендей поражается ее красоте, но в то же время понимает, что сердце девушки холодно, и поэтому Ярило гневается.

Царь говорит, что тот, кто сумеет до рассвета заставить девушку полюбить себя, тому она и будет принадлежать на законных основаниях. Тогда Мизгирь просит отсрочить изгнание, чтобы он тоже мог попытать счастье.

Параллельные действия

Анализ сказки Снегурочка

Тем временем в заповедном лесу Берендеи готовятся к завтрашнему празднику. Царь, очарованный песнями Леля, предлагает ему выбрать себе невесту по сердцу, и красавец выбирает Купаву. Это несказанно печалит Снегурочку, хотя она и сама не может понять почему. Тем временем к девушке приходит Мизгирь, который объясняется ей в любви, но Снегурочка не может ответить ему взаимностью.

Девушка бежит в лес, а Леший, которого родители Снегурочки попросили о ней позаботиться, преграждает путь Мизгирю, зачаровывает лес, дразнит юношу призраками. Тем временем в лесу Снегурочка видит, как на поляне разговаривают Лель и Купава, как нежно ее подруга благодарит своего жениха. Снегурочка опечалена, и она идет просить у своей матери Весны настоящего душевного тепла.

Весна ничего не может сделать, только просит свою дочь избегать солнечных лучей. Она надевает на девушку волшебный венок, и теперь Снегурочка получает дар любви. Она встречает Мизгиря, и теперь уже может ответить на его чувство.

Скоро взойдет опасное для нее солнце, и девушка торопит возлюбленного, чтобы они могли укрыться от губительных лучей.

Но тут они встречают царя Берендея с его свитой, который пришел благословить пары, которые сегодня должны поклясться в любви перед алтарем.

Счастье Снегурочки длится недолго. Первый яркий солнечный луч рассекает туман и освещает девушку. И хотя она понимает, что скоро погибнет, все равно благодарит Весну за ее дар. Снегурочка тает, растекаясь чистой водой.

В отчаянии ее возлюбленный Мизгирь бросается в глубокое озеро.

И хотя все опечалены этой трагичной историей любви, царь Берендей понимает, что это была необходимая жертва: само существование Снегурочки противоречило законам природы, и теперь Ярило перестанет гневаться и пошлет долгое лето.

Персонажи пьесы

Анализ сказки Снегурочка

Описание Снегурочки в пьесе Островского «Снегурочка» во многом соответствует народным традициям, где образ этой героини складывался столетиями. Правда, в большинстве русских сказок это маленькая ледяная девочка, которая ушла с подружками в лес по ягоды да и потерялась там.

Причем в народных сказках есть два варианта развития событий — либо девочке помогают добраться до дома лесные звери, либо она выходит к купальскому костру, прыгает через него и тает.

Но некоторые легенды пересказывают историю Снегурочки иначе — это прекрасная снежная дева, которая зимой нисходит на землю в мир людей, с приходом же лета снова удаляется на небо, чтобы позже вернуться вновь.

Вот этот образ и использовал для своей книги Островский.

Вообще все главные герои «Снегурочки» Островского получились достаточно противоречивыми. Но так и было задумано. Одна из основных тем пьесы — это взаимосвязь противоположностей, без которой просто невозможен был бы естественный ход вещей.

Анализ сказки Снегурочка

Будет ли школьник заполнять читательский дневник или писать сочинение в классе, ему нужно будет описать характер Снегурочки, и это сделать непросто. Ведь даже краткий пересказ дает понять, что в ней все время борются противоречивые черты:

  • С одной стороны, девушка выросла одинокой дикаркой, которой чужды обычные девичьи забавы, но с другой — они ее манят.
  • Она не знает ласки и любви, но все-таки людские чувства находят отклик в ее сердце, и она жаждет их испытать.

Такую характеристику двойственности натуры Снегурочки дают даже ее родители.

Анализ сказки Снегурочка

Еще один персонаж этой истории — пастух по имени Лель, ветреный и веселый. Кстати, он является воплощением одноименного славянского божества любви. Он привлекает Снегурочку, но она сама не понимает, какие чувства испытывает по отношению к нему.

Красавец Мизгирь — торговый гость (то есть купец). Его чувство к Снегурочке было самым искренним, но он оставил свою невесту Купаву, что по законам Берендеева царства является серьезным проступком.

В целом, каждого персонажа пьесы автор постарался сделать как минимум запоминающимся. И те, кто будет учить произведение в школе, наверняка отметят, что даже фантастических персонажей вроде Весны или Мороза драматург постарался очеловечить в этой теме.

Анализ произведения

Внешне — это совсем простой рассказ о любви Снегурочки и Мизгиря. Но анализ «Снегурочки» Островского показывает, что все намного сложнее. Во-первых, несмотря на фантастичность истории, царство Берендея описано так, что читатели могут легко его представить. Это такое идеальное старорусское государство. Здесь проявляется социальный аспект:

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

Главная мысль сказки «Снегурочка» такова: любовь — это драгоценный дар. Жизнь без любви не имеет смысла. И даже если ради этого чувства придется чем-то пожертвовать, в этом плане оно стоит любых жертв.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/snegurochka-ostrovskiy.html

Снегурочка

Анализ сказки Снегурочка

[На главную]

Урок литературного
чтения
2 класс (система Л.В. Занкова)

(презентация
1.4 МиБ)

Тема:
Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:
Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать
текст. Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных
средствами разных видов искусства.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления,
умения определять основную мысль произведения.
Формировать первичные исследовательские навыки, развивать
познавательную активность.

  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства
    сопереживания.
  • Оборудование:
    компьютер, проектор, презентация,
    индивидуальные карточки,

учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I:
Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара,
2003

Ход урока

1. Оргмомент. Психологическая
гимнастика. Какое время года наступило?

Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам
на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть
летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите
огорчение.

Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком
снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые
снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь.

Какое
у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично
поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.

2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи. Прочитать, выделяя логическим
ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд
2)
Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3)

Жили-были…
Не по дням, а по часам
Запоёт — заслушаешься…
Души не чаяли…


Сказка — ложь, да в ней…

Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они
все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее
выражение принадлежит А.С. Пушкину.)

Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд 4)

3. Актуализация знаний (слайд
5)
Что вы хотели бы рассказать мне о сказке «Снегурочка»? (Дети
высказываются. В основном, это будет пересказ сюжета. Если в классе
найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о
цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитываем.

По гиперссылке в презентации
перехожу к слайду 18 с цветком. По гиперссылке возвращаюсь вновь на
слайд 5. Также работаем, если дети скажут, что в сказке есть следы
очень древнего происхождения — описание русского обряда празднования
дня Ивана Купалы — слайд 10.

Если об этом дети не скажут, внимание этим
эпизодам сказки уделим позже — см. 8 этап урока.)

Вот мы и восстановили сюжет сказки. Что такое сюжет? (последовательная
цепочка событий)

4. Постановка проблемы.
О ком сказка? А о чём она? Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником
жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас
лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня
постараемся раскрыть её тайну.

5. Физминутка (слайд 6-8)

Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

6. Решение прблемы приемом
подводящего диалога.

Читаем начало сказки (первый абзац).
Что узнали об Иване и Марье? Были ли они счастливы? Почему?
А когда счастье поселилось в их доме? Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с
любовью.

(слова уменьшительно-ласкательные) Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают
родители? (характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная,
веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая) (слайд
9) Вот мы и раскрыли одну тайну сказки.

Эта сказка о семейном счастье,
которое без детей не бывает. Смысл жизни — в воспитании детей. Мечтают
родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых,
жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.
Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях.

Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что
нужно, чтобы родители вас понимали? (общение)
Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)
Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное
настроение?(праздник) — выборочное чтение
В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 10)

В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он
приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес,
чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. На самом деле
папоротник не имеет цветов.

В лесу девушки плетут венки, водят
хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер.

Существует поверье,
что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по
воде венок , обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.

7. Физминутка (слайды 11-13)

8. Образ Снегурочки
Жалко вам Снегурочку, Ивана, Марью? Придумайте дома другое продолжение
сказки. В.И. Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке
(слайд 14)
карточка — отрывок из сказки В.И. Даля
Что потом случилось со Снегурочкой — прочитаете сами.

Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу
«Снегурочка». (слайд 15) Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её
великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 16)
По пьесе А.Н.

Читайте также:  Сочинение на тему космос

Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков,
композитор — сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу
предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ
Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы
обменяемся впечатлениями.

Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее? Удалось ли
композитору передать настроение? Какое?
Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки
— это чистота, доброта, таинственность, красота.

Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей
Белозёров (читаю стихотворение).
На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих
впечатлениях.

Что роднит это стихотворение и сказку? Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд 17) Что вы можете сказать о цветке? Какой он?
Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о
происхождении нарцисса — красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и
другие легенды о цветах, а может придумаете свои.
В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение —
слайд 18)

9. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли
пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать
детей)
Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по
определённым правилам:
1) Существительное 2) Два прилагательных 3) Три глагола 4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример: Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта.
Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека.
Чтение синквейнов.

10. Домашнее задание

Придумайте дома другое продолжение сказки.
Почитайте легенду о происхождении нарцисса. Найдите другие легенды о
цветах или придумаете свои.

Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите
её.

Даль В.И. Девочка
Снегурочка. Читаем сами (серия) Москва: Детская литература, 1985г.

Седова Е. А. Урок
литературного чтения Русская народная сказка « Снегурочка»
http://www.liderschool63.ru/metodicheskaja-kopilka/eksperimentalnaja-dejatelnost-pedagogov/razrabotki-urokov/nachalnaja-shkola/,
http://www.openclass.ru/lessons/97182

Свиридова В.Ю.,
Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Самара: Издательство
«Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», 2003

Тренина И.А. Урок
литературного чтения «Сказки народные и литературные»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка» http://nayrok.ru/index.php?newsid=1806

Сайт
управляется
системой uCoz

Источник: http://tsgalcova.narod.ru/stranici/vse/uroki/snegurochka.htm

Сказка Снегурочка. Русская народная сказка

Сказка Снегурочка – добрая, но печальная история о снежной девочке. На примере сказки детей можно поучить осторожности и предусмотрительности. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с малышами.

Сказка Снегурочка читать

Кто автор сказки

Существует несколько вариантов сказки Снегурочка. Русская народная сказка заинтересовала собирателя русского фольклора В.И. Даля. Интерпретировал он известный сюжет в своей сказке «Девочка Снегурочка». У фольклориста А.Н.

Афанасьева сказка существует в его обработке. Драматург Н.А. Островский, взяв за основу русскую народную сказку, наполнил ее образами и картинами славянской мифологии.

Получилась удивительная романтическая пьеса-сказка Снегурочка о силе любви.

Краткое содержание сказки

В любви и согласии прожили старик со старухой свой век. И достатком их судьба не обидела. Только не дал бог им детишек. С грустью смотрела баба на соседских детей. Однажды зимой вышли старики на улицу полюбоваться на детей, которые снежную бабу лепили. Стали дедушка с бабушкой лепить фигуру из снега – получилась девочка, ожила она и пошла к избе.

Радости стариков не было предела. Вот она долгожданная доченька – Снегурочка. Стала расти девочка не по дням, а по часам. Приветливая, добрая, работящая, красивая, только румянца на щеках нет. Души дед и баба не чают в доченьке. По весне Снегурочка загрустила, а лето пришло – вовсе нелюдимой стала, все больше в избе пряталась.

Уговорили дед с бабой доченьку пойти с подружками в лес развеяться. В лесу девочки резвятся, бегают, а Снегурочка возле студеного ручья сидит. Под вечер надумали девочки через костер прыгать, зовут Снегурочку присоединиться к забаве. Не смогла она подружкам отказать. Подошла Снегурочка к огню поближе – побледнела.

Растаяла снежная девочка и белым облачком поднялась в небо. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Снегурочка

У сказки Снегурочка, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки. Если рассматривать сказку с философской точки зрения, то смысл ее заключается в цикличности природы. Трактовка содержания с точки зрения жизненных понятий подводит к мысли: не могут все быть одинаковыми, поэтому не стоит стремиться быть как все.

Нужно выбирать тот путь, который тебе подходит. Родителям не следует «переделывать» ребенка, требовать от него чего-то, только потому, что это умеют Маша или Вова. Все дети разные, особенные, и подход ко всем должен быть индивидуальный.

Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть! Тогда они не попадут под влияние сомнительных «авторитетов».

Мораль сказки Снегурочка

В современном мире детей подстерегают различные опасности и соблазны. Мораль сказки Снегурочка будет им очень полезна – не следует идти на поводу у других, это может быть опасно.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Осторожность никогда не помешает.
  • От судьбы не уйдешь.
  • Лучше поберечься, чем обжечься.
  • Кто согнем играет, тот в огне сгорает.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/snegurochka-russkaya-narodnaya-skazka/

О чём сказка снегурочка суть: чему учит народная сказка, суть, смысл

В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.

«Снегурочка» — любимая зимняя сказка для детей

В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.

В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.

В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.

Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.

Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.

Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.

Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.

Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.

«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.

Источник: https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/smyisl-skazki-snegurochka/

Анализ сказки Снегурочка

Анализ сказки «Снегурочка»
Русская народная сказка»Снегурочка» — одна из сказок, основанных на желании необразованных, но имеющих творческую фантазию людей, объяснить своим детям и самим себе различные явления природы. Выпадение снега зимой и таяние снега — процесс, с которым быстро знакомились даже маленькие дети. Но одно дело пронаблюдать явление, и совсем другое — понять как и что происходит. Детишки, услышавшие сказку про растаявшую от пламени костра Снегурочку, навсегда запоминают, что снег при теплых температурах тает и превращается в воду или в пар.А вот в философском плане сказка «Снегурочка» наводит на мысль о том, что все хорошо в свое время и на своем месте. Снегурочка — образец утонченной натуры, не склонной ни к каким необдуманным порывам, ни к каким неумеренным страстям. Не слишком часто, но в жизни встречаются такие люди, для которых чужды интересы толпы. Глубокое увлечение наукой, творчеством как бы уводит таких людей из среды, в которой они обитают.К примеру, знаменитый российский ученый Михайло Ломоносов, рожденный в крестьянской семье, больше всего в жизни любил образование, научные исследования, литературу, поэзию. Не удивительно, что, сидя за партой рядом с младшими по возрасту школярами, Ломоносов жадно поглощал знания, невзирая на смешки соучеников. В результате, все прочие крестьянские дети так и остались простыми землепашцами, а Ломоносов навсегда покинул простую среду, в которой родился — растаял, как снег весной, на облаке своих знаний перелетел в столицу, став знаменитым ученым. Чем не прообраз Снегурочки?!

Текст сказки Снегурочка

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено.

Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить.

Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

— Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано — сделано.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

  • Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
  • Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.

— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было!

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях…

  1. Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
  2. Дед да баба все ахают:

— Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алу земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

— Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

— Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки:

— Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула…

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка…

Источник: http://positivecreativ.ru/board/russkie_narodnye_skazki/analiz_skazki_snegurochka/1-1-0-59

«Снегурочка», анализ пьесы Александра Николаевича Островского

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра.

Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – «Снегурочка», написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший.

Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку.

Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Читайте также:  Сочинение как я провожу свободное время 5, 7 класс

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы.

Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия.

А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке.

Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник.

Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским.

Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть.

Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить».

И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом.

Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов.

Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее.

Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему.

Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, — возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно.

Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется.

Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись». Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе». Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной», потом «чудесной». Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина И страшная погибель МизгиряТревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

По произведению: «Снегурочка»

По писателю: Островский, Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/ostrovsky/641-snegurochka-analiz

Анализ пьесы Островского «Снегурочка»

Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее анализ, охарактеризовав Снегурочку в пьесе.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем.

Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями.

Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная сказка о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе.

И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои.

Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить.

А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви.

Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.

Главные герои

В пьесе Островского Снегурочка много персонажей. При этом все они яркие будь они главные герои или второстепенные. Говоря о самых главных героях, это без сомнения Снегурочка. Кроме нее к важным персонажам можно отнести родителей Мороза и Весну, а также ее женихов Леля и Мизгиря.

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-pesy-ostrovskogo-snegurochka.html

"Снегурочка" (Островский): описание и анализ пьесы

«Снегурочка» – «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу».

Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней.

Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь».

Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.).

Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В.

Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве».

«Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно.

Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми.

Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону — закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех…» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения.

Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства.

В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви.

(Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить…».

Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей.

В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней…».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века.

Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие.

«Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира.

Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. — в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф.

Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И.

Читайте также:  Сочинение описание картины портрет сестер шишмарёвых брюллова 8 класс

Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника.

Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин).

В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/snegurochka_ostrovskij_opisanie_i_analiz_pesy/65-1-0-1452

Анализ пьесы "Снегурочка" Островского | Инфошкола

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы».

Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

В основу содержания пьесы Островский положил судьбу сказочной героини Снегурочки, привлекшей его внимание ещё в молодые годы. Он тщательно изучал произведения устного народного творчества и научные книги о них, «Слово о полку Игореве», отзвуки которого читатель и зритель без труда услышат в пьесе.

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым.

Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии.

Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

  • Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:
  • Исчезло в них служенье красоте …
    А видятся совсем другие страсти:
  • Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником.

Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие.

/ Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно.

Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей.

Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,

Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину.

Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

  1. Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:
  2. Пусть гибну я, любви одно мгновенье
    Дороже мне годов тоски и слёз …
    Всё, что есть на свете дорогого,
    Живёт в одном лишь слове. Это слово
  3. Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья

Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане.

Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком.

Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

Пьеса Островского богата своими художественными достоинствами. Отметим прежде всего ясность и чёткость композиции — порядок развёртывания сюжета от пролога, вводящего читателя и зрителя в суть конфликта, до кульминации (разрыв Снегурочки с Лелем и Купавой) и до развязки в четвёртом действии. Оригинальны и выразительны стихи, которыми написана пьеса.

О великих и звучных стихах драматурга говорил Станиславский. Диалог Купавы с царём Берендеем считается жемчужиной русской лирической поэзии. Красотой и лёгкостью языка Островского восхищался Тургенев. Пьеса органично впитала в себя народную речь, как сказано выше, с элементами просторечия.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-pesy-snegurochka-ostrovskogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector