Анализ «слово о полку игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Русский героический эпос

2 слайд Описание слайда:

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

В основе героического эпоса положена победа Французские эпос «Песнь о Роланде»  (1170) Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» (1190) Испанский «Песнь о моём Сиде» (1195) В основе русского героического эпоса — поражение

3 слайд Описание слайда:

В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Может ли опытный человек ошибаться? - сочинение

Оценим за полчаса!

В кратких и сжатых выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея.

4 слайд Описание слайда:

Князь Игорь Новгород-Северский; Великий князь Святослав; Жена Игоря – Ярославна; Русская земля; Автор.

5 слайд Описание слайда:

Литературный герой в современном смысле термина — то есть характер, наделенный сюжетной ролью, — в литературе Древней Руси отсутствует. Значительная часть произведений, созданных в Х-XVI вв.

, вообще связана с риторикой — это торжественные слова, проповеди, поучения, притчи; там же, где есть сюжетная основа — в житии, путешествии (хожении), летописном рассказе о важных исторических событиях — нет вымысла, по крайней мере сознательного.

А литературный герой, как правило, действует в условных, специально придуманных автором обстоятельствах, позволяющих персонажу полнее раскрыться перед читателем, проявить себя.

6 слайд Описание слайда:

Одним из основных, устойчивых приемов в композиции «Слова» является «принцип зеркально-симметричного построения»: 1)мотив затмевающегося солнца в начальной части и мотив сияющего солнца в заключительной части «Слова» образуют «симметричную рамку, которая замыкает всю композицию». 2)картины похода и битвы на Каяле (т. е. цепь событий, приводящих главного героя в потусторонний мир) и картины побега (возвращение героя из потустороннего мира).

7 слайд Описание слайда:

Зачин. Воспоминание о Бояне; Завязка. Игорь вступает в поход; Развитие действия. Бои с половцами; Кульминация. «Золотое слово Святослава» Развязка. Плач Ярославны. Побег из плена. Заключение. Величие князей.

8 слайд
9 слайд Описание слайда:

Вставные конструкции обязательно содержат доминирующий экспрессивный или оценочный элемент, выражают субъективное отношение автора к сообщаемому. Сон Святослава; «Золотое слово Святослава»

10 слайд Описание слайда:

Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду; Воззвание к князьям о помощи; Мысль о единении против общего врага.

11 слайд Описание слайда:

Ярославна – реальное историческое лицо, жена князя Игоря, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Образ тоскующей по мужу Я. – одно из ярчайших поэтических достижений автора «Слова».

Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.

– носительница лирического, женского начала.

12 слайд Описание слайда:

ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик) — жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека. В «Плаче» Ярославны можно обнаружить черты разных жанров: плача, заклинания, заговора, языческой молитвы.

13 слайд Описание слайда:

Христианство принято, а в плаче Ярославны отчетливо слышны верования язычества: она, как к богам, обращается к солнцу и ветру, мощному Днепру, прося защиты для Игоря и его воинов. Почему? “Плач…

”, по сути, – это моления, обращения, упования, взывание женщины к силам природы, к живому Мирозданью, в котором реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило, Ярило-Солнце, обнаруживают способность непосредственного участия в судьбах людей и влияния на важнейшие события, ситуации и положения. Вывод: почему «Плач Ярославны считается шедевром русской литературы?

14 слайд Описание слайда:

Но восходит солнце в небеси — Игорь-князь явился на Руси. Вьются песни с дальнего Дуная, Через море в Киев долетая. По Боричеву восходит удалой К Пирогощей Богородице Святой.

15 слайд Описание слайда:

Основана в 1131 г. под названием Богородицы Пирогощей. Согласно летописным сообщениям, каменная церковь Богородицы, «рекомая Пирогоща», была заложена князем Мстиславом С XVI в. соборный храм Киево-Подола, в 1620—33 гг. кафедра православного митрополита. В 1935 г. уничтожена, а в 1997—98 гг. воссоздана в предполагаемом первоначальном виде.

16 слайд

Источник: https://infourok.ru/slovo-o-polku-igoreve-analiz-1573238.html

«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)

Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).

Сведения об авторе: Имя автора «Слова…» неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.

Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».

Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове…», можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.

Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.

Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.

История создания

В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.

Значение произведения

«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.

Действующие лица

Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве».

Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход.

А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.

Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.

Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.

Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.

Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.

Краткое содержание

Начинается авторским вступлением, в котором упоминается древний певец боевой славы Боян. Автор выражает уважение к нему, но обозначает желание рассказать историю о походе князя Игоря просто.

Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.

А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.

И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

Композиция «Слова о полку Игореве»

В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.

Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.

За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.

«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.

Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.

Важное и интересное

Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».

В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).

Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.

«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова…» мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»

Экранизации

«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто помог князю Игорю бежать из плена?

Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.

Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?

Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.

Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».

Ответ. Князь Святослав.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/slovo_o_polku_igoreve_predpolozhitelno__1185-1187.html

Анализ «Слова о полку Игореве»

1     2     3     4     5     6     7

Содержание:

  • История создания
  • Жанр
  • Композиция
  • О чем произведение?
  • Главные герои и их характеристика
  • Тема
  • Проблематика
  • Основная мысль и идея
  • Чем закончилось?
  • Чему учит произведение?
  • Критика

Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)

«Слово о полку Игореве» — это величайшее открытие в мире отечественной литературы. Оно является красноречивым доказательством того, что самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Это произведение встало в один ряд с такими великими историческими памятниками, как Сказание о Беовульфе и Песнь о Роланде.

История создания

На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:

В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого.

По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства.

Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле.

Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки.

От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.

Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом.

Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда.

Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик.

В пользу этой конспирологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий.

Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

Следующая страница

Источник: https://slovo-igoreve.ru/analiz-slova-o-polku-igoreve-1/

Анализ произведения «Слово о полку Игореве» | Литрекон

Самый Зелёный · 04.06.2019

На сегодняшний день у нас есть крайне мало образчиков древнерусской литературы. Единицы литературных творений наших далёких предков смогли дожить наших дней.

Большинство из них были навсегда утрачены, они исчезли в исторических катаклизмах, потрясших нашу древнюю родину.

В этом плане «Слово о полку Игореве» представляет собой поистине бесценный памятник древнерусской литературы, который проливает свет на особенности культурной жизни той эпохи. Многомудрый Литрекон представляет разбор «Слова».

История создания

История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце 18 века обер-прокурором Синода Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены.

Читайте также:  Сочинение про волка (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс)

Именно поэтому к обер-прокурору впоследствии появился вопрос об авторстве произведения: зачем он оставил ценнейшую рукопись в занятом французами городе, если дворяне выехали накануне оккупации со всеми наиболее дорогими вещами? Не он ли сам, обладая знаниями церковно-славянского языка, взялся за сочинение этого труда? Есть две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»:

  1. Мусин-Пушкин сам сочинил произведение, чтобы поддержать мнение о том, что русская цивилизация не менее богата и развита, чем европейская. Тогда общество преклонялось перед западными веяниями, говорило на французском языке и не интересовалось родной культурой. В Синоде этим были недовольны, и обер-прокурор решил «найти» и «потерять» снова рукопись. Так объясняется происхождение «Слова о полку Игореве» такими «скептическими» критиками, как М.Т. Каченовский, О.И. Сенковский, А. Мазон и др. Также некоторые критики называли другие версии авторства, но все они относились ко времени, когда рукопись была найдена. Основной аргумент: несоответствие языка «Слова» и более поздних памятников литературы, например, «Задонщины». Авторская манера первого образца была явно совершеннее того, что появилось после.
  2. Иную версию выдвигали многие критики и писатели, в том числе знаменитый советский филолог Д. Лихачев. Они делали анализ средств выразительности и стиля написания работы, чтобы доказать ее подлинность. По их мнению, автор явно участвовал в походе Игоря и был хорошо знаком с описанными территориями. Кроме того, лингвисты вроде А.А. Зализняка посвятили целые ученые труды тому, чтобы на уровне языка доказать подлинность памятника.

«Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.

В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».

Направление, жанр, размер

Поскольку «Слово» является образчиком древнерусской литературы двенадцатого века, оно не может быть отнесено ни к какому общепринятому литературному направлению. Самое первое из них – классицизм, появилось лишь в начале семнадцатого века. Именно этим обусловлено жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».

Жанр произведения – эпическая поэма. Повествование охватывает длительный промежуток времени, который включает в себя множество важных событий, в которых участвует великое множество людей.

Также «Слово» представляет собой стихотворное произведение большого объёма. Кроме того, к нему применимы средневековые представления о жанре, более того, он даже указан в названии поэмы.

Это «Слово» — эпическое произведение среднего объема.

Неоднократно предпринимались попытки точно определить стихотворный размер произведения. Однако все эти попытки были неудачными. Ритм «Слова» постоянно меняется в зависимости от описываемых в тексте событий.

Композиция

В первую очередь стоит отметить обращение автора к своей аудитории в самом начале произведения, в котором он рассказывает о своём намерении отобразить описываемые события максимально правдиво и достоверно.

В остальном же композиция «Слова о полку» достаточно проста. Она делится на вступление, в котором князь Игорь собирает своих соратников в поход, на основную часть, в которой происходят все главные события, и эпилог, в котором создатель подводит итоги произошедшего.

Если делить композицию «Слова о полку Игореве» на части по содержанию, то получится следующая структура:

  1. Авторский зачин.
  2. Завязка: Игорь собирает войско.
  3. Кульминация: битва с половцами.
  4. Стенания автора о междуусобицах на Руси.
  5. Золотое слово Святослава.
  6. Плач Ярославны.
  7. Развязка: Побег Игоря.
  8. Финал: Возвращение Игоря.
  9. Эпилог автора.

Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» выражаются в том, что внутри произведения расположены части, являющиеся самостоятельными произведениями. В средневековье Плач и Слово были жанрами литературного творчества. Они на правах автономных, но все же взаимосвязанных частей располагаются в тексте «Слова».

Важную роль произведении играет славянский фольклор, выражающийся в одушевлении окружающей природы.

Суть

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым.

Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.

Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.

Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.

Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Слове о полку Игореве» отражена в таблице:

герои «слова о полку игореве» статус характеристика
игорь молодой новгород-северский князь отважный, но неразумный воин. проходит путь от самоуверенного, тщеславного наглеца до человека, который осознаёт ответственность перед своей страной и народом. этот образ органично вплетается в мифологический контекст. игорь обнаруживает связь с историческими корнями и пользуется поддержкой сил природы. «внук даждьбога» находит тропу домой и радует подданных своим возвращением.
святослав киевский князь мудрый старик. уязвлён раздробленным состоянием руси. его «златое слово» — призыв к древнерусским феодалам отложить свои междоусобные склоки и объединиться против внешнего врага.
ярославна молодая княжна. жена игоря главный женский образ всего произведения. её плач по судьбе игоря символизирует плач всей руси по погибшим дружинникам. она же является основным носителем фольклорных традиций, ведь обращается к языческим силам природы, и они ее слушаются.
боян певец и сказитель мимоходом упоминается во вступлении. воспринимается автором негативно, как любитель приукрасить и исказить реальные исторические события.
рассказчик автор образ настоящего патриота, который, тем не менее, не настолько знатен, чтобы повлиять на исторические события. но это человек, наделенный мудростью, эрудицией и знанием традиций, поэтому он может предугадывать будущее и обозначать мрачные предзнаменования. он явно осуждает игоря и соглашается со святославом, ведь русь, по его мнению, должна объединиться, иначе погибнет.

Темы

Тематика «Слова о полку Игореве» весьма богата и насыщенна.

  • Народный эпос – «Слово о полку Игореве» ставит на первое место судьбу всего русского народа. По мнению автора, настоящий князь должен прежде всего думать о благе простых людей, а не о себе. Игорь шел за славой, а не за процветанием для Руси.
  • Патриотизм – Автор осуждает человеческий эгоизм. Каждый, кто считает себя достойным человеком, должен думать о благе своей родины. Так, отражением темы является князь Святослав, который призывает князей объединиться.
  • Тема природы – Природа является полноценным действующем лицом в повествовании. Солнечное затмение предостерегает Игоря от его затеи. Вокруг дружины Игоря тревожно шумят деревья и воют звери. Когда же молодой князь сбегает из плена, природа затихает, помогая ему спастись. Это отражение фольклорных традиций, в которых языческие силы окружающего мира человек ставил очень высоко.
  • Родина – По мнению автора, отчизна — самое важное, что есть у человека. Тема родины-матери раскрывается в образе Ярославны, которая плачет и пытается вызволить своего мужа. Русь всегда ассоциировалась с женщиной, а князь — это ее защитник.
  • Русь – Автор вырисовывает очень противоречивый образ Древней Руси. С одной стороны, эта земля населена отважными, добрыми и преданными людьми. С другой же, она ослаблена междоусобицами и уязвима перед внешним врагом.
  • Родная земля – Внутри каждого хорошего человека живёт любовь в родной земле. Разлука с Родиной — самое жестокое наказание, возвращение на неё -великая радость, что и продемонстрировал нам Игорь.
  • Любовь и верность – Любовь к близкому человеку и верность Родине представлены как величайшие человеческие добродетели. Именно они и спасли героев: любовь Ярославны и преданность Руси помогли Игорю бежать.
  • Героизм и смелость – Автор показывает, что зачастую бездумная смелость приводит лишь к бедам и несчастьям. В то время, как настоящим героем является только тот человек, который способен думать не только о себе, но и о благе большинства.
  • Единство – Автор показывает всю пагубность политической раздробленности Древней Руси. Именно из-за междоусобиц и эгоизма князей Русь подвергается чудовищному разорению. Это и есть основная тема произведения «Слово о полку Игореве».

Проблемы

Проблематика «Слова о полку Игореве» не менее интересна.

  • Тщеславие – Именно тщеславие двигало князем Игорем в начале повествования, именно оно в итоге едва не погубило и его, и всю Русь.
  • Разобщённость – «Слово о полку Игореве» в какой-то степени можно считать политическим манифестом того времени. Ведь оно содержит открытый призыв к объединению княжеств против внешних угроз.
  • Эгоизм — Игорь, как и многие князья, думает лишь о себе и своей славе, а судьба дружины его не беспокоит. Это осуждается автором.
  • Но основная проблема произведения — жадность и властолюбие князей. Автор подробно описывает хронику тех лет: брат идет на брата, лишь бы присвоить лишнюю деревню. Это и является погибелью Руси, ведь сами русские друг для друга хуже, чем внешние враги.

Основная идея

«Слово о полку Игореве» позволяет нам понять контекст времени, в которое была написана эта поэма. Раздробленная Русь с трудом противостояла натиску степных народов с Востока.

Автор предостерегает князей, предсказывает, что, если военная аристократия не попытается найти компромисс и не создаст надёжного военного союза, она будет неизбежно сметена натиском кочевников. Характерно, что спустя век именно так и случилось.

Таким образом, главная мысль произведения заключается в призыве к единению, а идейный смысл текста — в подробном историческом доказательстве этой необходимости. 

Идейно-тематический комплекс «Слова о полку Игореве» дублирует многие средневековые эпосы, где в центре повествования был сильный и смелый герой, который учится на своих ошибках и спасает родину. Однако памятник древнерусской литературы отличается от них колоритом, фольклорными нововведениями и главной идеей.

Чему учит?

Это произведение учит нас во время принятия решений руководствоваться не собственной выгодой, а потребностями большинства. «Слово» показывает нам, что такое настоящий патриотизм. Оно осуждает эгоизм, глупость и подлость, и превозносит сострадательность, ум и честность.

Нравственные ценности, заложенные в произведении, направлены на все слои общества, ведь и князь, и его дружинник должны одинаково сильно любить отечество и одинаково смело защищать его интересы.

Мораль «Слова о полку Игореве» может быть выражена в «Золотом слове Святослава»:

Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано

И в буйстве закалено!

Таким образом, смелость не должна выражаться в жестокости. Бесчестно проливать кровь ради славы. Отвагу нужно беречь для защиты, а не для нападения. Таковы выводы Святослава и рассказчика из этой истории.

Критика

С самого своего обнаружения «Слово о полку Игореве» вызывало бурный интерес, как со стороны историков, так и со стороны литераторов.

«Слово о полку Игореве»,– писал поэт П. Антокольский, – представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства… Из памятника старины оно преврашается в живое достояние созидательной культуры»

Великий поэт А. С. Пушкин, всегда симпатизирующий образам Древней Руси, настолько проникся эти произведением, что даже намеревался сделать свой собственный перевод этой поэмы.

Реминисценции из «Слова» широко использовали А. С. Пушкин, М. Ю . Лермонтов, Н. В. Гоголь. Древнерусскую поэму Пушкин помнил от начала и до конца наизусть.

Виссарион Белинский видел в «Слове» образец русской культуры, ещё не осквернённой монголо-татарским игом. Он подчеркнул особую значимость книги для культуры. Наиболее высоко критик оценил Плач Ярославны, отметив поэтичность и искренность этой главы.

Критики не раз комментировали роль автора в «Слове о полку Игореве»:

«Автор поэмы, – писал П. Павленко, – воин, политик и поэт, образ живой и близкий нам». Политический, гражданский пафос в «Слове о полку Игореве» органически слит с его художественным пафосом, что и делает это произведение бессмертным, позволяет ему постоянно «сохранять характер современности», как отмечал знаменитый польский поэт Адам Мицкевич.

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/slovo-o-polku-igoreve/

Анализ "Слова о полку Игореве": краткий анализ сюжета и особенностей произведения

«Слово о полку Игореве» является выдающимся произведением русской литературы.

«Слово о полку Игореве» — это высокопоэтическое произведение XII столетия, памятник поэзии дружинного эпоса.

Содержание «Слова» — это рассказ о походе новогород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В походе принимают участие еще 3 князя: брат Игоря — Всеволод, князь Курский Трубчевский; сын Игоря — Владимир Путивльский, и племянник — Святослав Рыльский.

Русские войны встречают в степи половцев и побеждают их; но при второй встрече они сами терпят поражение в кровавой битве на реке Каяле; князья попадают в плен, а войско погибает.

В это время в Киеве великому князю Святославу снится вещий сон; бояре объясняют его сон как знамение беды, приключившейся с князьями. Святослав хотел бы помочь князьям, но его беспокоит мысль, что другие князья не поддержат его.

За этим следует лирическое обращение автора «Слова» к различным князьям с энергичным призывом подняться на половцев, чтобы отомстить за раны Игоря и соединиться на защиту русской земли.

Далее автор изображает супругу Игоря — Ярославну, плачущую в Путивле на городской стене. Княгиня обращается к солнцу, к ветру, к Днепру, прося их не вредить ее милому князю и помочь ему вернуться домой (см. эпизод «Плач Ярославны»).

«Слово» заканчивается повествованием о бегстве Игоря из плена; русские города веселятся и радуются возвращению князя.

Автор «Слова о полку Игореве» нам неизвестен; но можно догадываться, что он был певцом в дружине князя Святослава и поход на половцев описал по слухам и рассказам избежавших плена.

В самом начале произведения автор «Слова» говорит о певце Бояне, которого он называет «вещим» и «соловьем старого времени». Автор противополагает себя Бояну; он говорит, что Боян, воспевая князей, «растекался мыслью по древу…».

Автор «Слова» хочет петь не по «замышлению Бояна», а иначе — «по былинам сего времени». Боян, значит, был поэтом иного характера, иного направления, — он давал волю своей фантазии; певец «Слова» хочет быть верен действительности, изображать жизнь такой, какой она была. Боян — лицо, действительно существовавшее. Кроме Бояна, по всей вероятности, на Руси были и другие поэты-певцы княжеского эпоса. Автор не ограничивается современными ему былинами. Он также рассказывает и о том, что было прежде. Действительно, «Слово о полку Игореве» изображает три эпохи. О древнейшей из эпох говорится в начале произведения. К ней относятся: старый Ярослав, сын Владимира Святого, храбрый Мстислав и Роман Святославич. Ко второй эпохе «Слова» относятся времена разгоревшихся княжеских междоусобиц, когда князья друг на друга «крамолы ковали». К этому времени принадлежат: Олег Святославич (названный в «Слове» Гориславичем), который «мечем крамолы ковал и стрелы в земле сеял»; Всеслав Полоцкий, чародей и оборотень, и юноша-князь Ростислав, утонувший в Стугне-реке. Наконец, изображение третьей эпохи составляет главное содержание «Слова»: это подробный рассказ о походе Игоря на половцев. В этой части повествования автор совершенно верен действительности: он поет, как и обещал, «по былинам сего времени». Рассказанный в «Слове» поход князей записан в летописи: в Ипатьевской под 1185 годом, в Лаврентьевском списке под 1186 годом. «Слово о полку Игореве» сходно с летописью по своей внешней стороне. Однако оно совершенно самобытно и оригинально с внутренней стороны. Внутренний смысл произведения и его идея — в лирическом выражении скорби о русской земле. В «Слове» встречаются всевозможные синонимы для выражения чувства печали: тоска, уныние, «туга», скорбь, горе, «труд». Сам рассказ о походе Игоря назван «трудной повестью». Главная причина печали поэта есть вместе и причина бед русской земли — это княжеская междоусобица. Художественные образы, которые автор часто берет из крестьянской жизни, рабочей или семейной, из деревенской природы, носят на себе тот же отпечаток горя. Самое яркое и поэтическое выражение скорби в «Слове» — плач Ярослваны: княгиня хотела бы полететь кукушкой к Каяле-реке и утереть князь его кровавые раны.

Но скорбь, постоянно выражающаяся в «Слове», не соединена с отчаянием: автор находит выход из нее в горячей любви к родине, в вере в ее внутреннюю силу и в мысли о единстве русской земли. 

Это чувство, вера и мысль выражаются с замечательной поэтической силой в лирическом воззвании поэта к русским князьям, которое следует за рассказом о вещем сне Святослава. Певец призывает князей соединиться, чтобы защищать русскую землю.

Читайте также:  Анализ произведения ионыч чехова

Поэзия «Слова о полку Игореве», кроме лирического чувства и скорби, заключается также в описаниях природы. Живыми красками поэт рисует картины южной степи: по равнинам летают орлы, стаи воронов, по воде плавают лебеди и т.д.

Природа в «Слове» изображена живой и одушевленной, она сочувственно относится к русским.

Это сочувствие сказывается, например, в предзнаменованиях, сопровождавших выступление князей в поход.

Когда Игорь собрал войска и поехал по чистому полю, солнце стало ему заступать путь тьмой (случилось солнечное затмение, считавшееся плохим знаком). Когда Игорь освобождается из плена, природа сочувствуя ему, помогает в бегстве. Есть некоторое сходство между «Словом о полку Игореве» и народными песнями: в «Слове» мы встречаем сравнения и эпитеты, обычные в устном народном творчестве. Так, князья называются соколами, княгиня Ярославна сравнивается с горемычной кукушкой и т.д. «Слово о полку Игореве» написано в христианскую эпоху, но в нем заметны еще некоторые следы языческих верований, не исчезнувших из жизни. В «Слове» называются имена всем известных языческих богов: Даждь-бога, Хорса, Велеса и Стри-Бога. В «Слове» идет речь также и об оборотнях: чародей-князь Всеслав Полоцкий оборачивается волком и рыщет по ночам. В конце «Слова» князь Игорь возвращается на родину и приносит благодарственную молитву за свое спасение. Произведение завершается славой доблестным русским войнам.

(по материалам статьи «Слово о полку Игореве» А. И. Незеленова в книге «История русской словесности» в двух частях, часть I)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/analiz-slovo-o-polku-igoreve.html

Слово о полку Игореве: анализ произведения (подробный)

Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь «Слово о полку Игореве» было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной… Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать «связь времен» и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее…

История создания и открытия

История открытия «Слова о полку Игореве», анализ которого мы проведем, — история темная, поскольку А.И.

Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание.

Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II…

Неизвестно, в каком точно году «Слово о полку Игореве» было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что «Слово» все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.

Авторство

Бесспорно о «Слове» известно только то, что оно посвящено реальному историческому событию: походу против половцев русских войск под предводительством князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, который начался в конце апреля и бесславно закончился жестоким поражением 9 мая 1185-го года. Об этом рассказывают летописи, но поход Игоря никоим образом не стал бы для русской истории событием огромной важности, если бы его не обессмертил неизвестный автор «Слова о полку Игореве».

Есть множество гипотез о том, кем же он все-таки были, этот автор. Ученые называют разных исторических деятелей, есть даже гипотеза о том, что сам Игорь был автором песни о своем походе, и этот вопрос еще не решен окончательно.

Но, думается, кем бы он ни был, он в первую очередь был патриотом родной земли, любящим её преданно и самозабвенно, он был гениальным художником слова, создавшим произведение, которое по своим художественным достоинствам намного опередило своё время.

Композиция произведения

Композиция «Слова о полку Игореве» отличается удивительным единством пространства и времени, с ее помощью создаётся неповторимый мир, в котором живут и действуют герои произведения.

Первое, что нельзя не отметить, — это показ автором событий, одновременно происходящих в разных местах, как событий взаимосвязанных и взаимообусловленных: плач Ярославны и битва, пленение Игоря и «золотое слово Святослава» существуют в «Слове» как явления самостоятельные, но они связаны незримыми нитями, что создаёт, благодаря особому «монтажу» событий (принцип «монтажа» появился в литературе значительно позже, он же стал основой киноискусства — вот насколько безымянный автор «Слова о полку Игореве» как художник был впереди своего времени!) ощущение единства изображаемых событий, целостность жизни как таковой.

Особенности поэтики

Для «Слова» характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения.

Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, «одушевление» неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы «несчастий», подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор («золотое слово», «Игорь соколом полетел», «чисто поле» и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, — вот основные особенности поэтики «Слова», делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.

Образная система

Образная система произведения представляет собой разветвлённую систему образов, каждый из которых несет свою идейно-художественную нагрузку, являясь совершенно необходимым с точки зрения смысловой и художественной целостности произведения. Примечательно, что «второстепенные» образы (Гзак, Кончак, Овлур и другие), нарисованные несколькими штрихами, необыкновенно выразительны, в этом они ничуть не уступают образам главных героев произведения.

Образ Русской земли

Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим — в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, «Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля».

Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось».

И «храбрые русичи» из Игоревой дружины тоже «полегли за землю Русскую», и языческие богини скорби после поражения Игоря «поскакали по Русской земле», и «тоска разлилась по Русской земле», и «горем взошел посев по Русской земле», политой кровью воинов князя Игоря…

А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: «Солнце светится на небе — а Игорь-князь в Русской земле». Следовательно, образ родной земли в «Слове о полку Игореве» становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.

Образ князя Игоря

Система образов «Слова» построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря.

Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы «Слова «.

И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия «Слова».

В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет «славы». Вот что стало причиной похода князя: «Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье».

Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу.

Что это? «Затмение ума» или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор «Слова о полку Игореве» не дает на это однозначного ответа…

Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах.

Несмотря на огромное мужество, с которым бились «храбрые русичи», несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), «на третий день к полудню пали стяги Игоревы», а сам «Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское» — так метафорически показано положение попавшего в плен князя.

Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: «…

по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу…

» Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, — это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.

Образ Святослава в «Слове о полку Игореве»

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в «Слове», Святослав — далеко не тот персонаж, которого знает история.

Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов.

Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства.

В знаменитом своем «золотом слове», названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший «смутный сон», отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода («ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены»), укоряет их в том, что они «рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Обращаясь к «детям своим» (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!».

Наконец, главной мыслью «золотого слова» можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: «Но вот зло — князья мне не помогают: худо времена обернулись».

Подлинно государственный подход к власти звучит в «золотом слове» Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это «слово» обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит «слава» Русской земли.

Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за «золотым словом», является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Образ «русской дружины»

Образ «русской дружины» в «Слове о полку Игореве» представлен обобщенно, здесь мы не видим отдельных воинов (кроме князей, которые в битве оказываются простыми ратниками, отличающимися разве что гиперболизированной мощью), но упоминание о воинских подвигах прошлого, показ битвы, в которой «с раннего утра до вечера, с вечера до света, летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные…», отношения русских воинов к богатствам, которые были захвачены ими после победной битвы («Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими»), рассказ Всеволода о своих «курянах — опытных воинах», стойкость воинов, бившихся до конца и полегших в битве, — всё это даёт возможность увидеть величие духа русского воина, его преданность Родине, самоотверженность и моральное превосходство над теми, кто оказался победителями.

Образ Ярославны

Одни из самых трагических образов «Слова о полку Игореве» — это образ Ярославны, жены князя Игоря, которая своим «плачем» выражает извечную женскую скорбь, женскую долю — ожидать возвращения мужа и верить в то, что беда и в этот раз обойдёт стороной того, кто дан тебе Богом в мужья…

Примечательно, что автор дает возможность увидеть и прочувствовать не только скорбь «жен русских», оплакивающих своих «милых лад», он показывает нам и страдание одной русской женщины, оплакивающей своего живого, но пленённого, мужа.

Таким образом, можно говорить о том, что память о близких для русской женщины органична и естественна, она способна хранить эту память и быть верной ей.

Плач Ярославны раздаётся «рано», то есть с рассветом жена обращается к высшим силам — ветру, солнцу, Днепру (стихия воды) — с мольбой о спасении своего мужа, и это обращение поражает своей трогательной верой в то, что они помогут ей: «Прилелей же, господин, моего милого ко мне..

.» — просит она у «Днепра Словутича». И в том, что силы природы покровительствую Игорю, помогают ему вернуться на Родину, нельзя не увидеть их отклика на отчаянную мольбу Ярославны. Со времён «Слова» этот женский образ стал высоким образцом верности своему нравственному долгу.

Образ автора

Особое место занимает в «Слове о полку Игореве» образ автора, как мы уже отмечали, это прежде всего патриот своей земли.

Но автор произведения — это и удивительно тонко ощущающий художественное слово поэт, высокообразованный человек своего времени, создавший произведение, которое «не укладывается» ни в один из существовавших в древнерусской литературе жанров, стоящее не то чтобы особняком, но как-то над всеми жанрами благодаря своей неповторимости и уникальности. После открытия «Слова» в древнерусской литературе появился и особый жанр — жанр «слова», представленный в ней этим гениальным произведением.

Значение «Слова о полку Игореве»

Выше говорилось о том, что русская культура без «Слова» немыслима. И не только потому, что «суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских полчищ» (К. Маркс).

К нему как к источнику творческого вдохновения обращались и обращаются великие русские писатели (Пушкин, Жуковский, Цветаева и другие авторы), художники (Перов, Васнецов, Фаворский), композиторы — от Бородина до современных рок-музыкантов.

Так было всегда, так будет и дальше: народ не может не чтить свои духовные святыни, а для русского народы в числе первых из них – «Слово о полку Игореве», анализ которого мы провели.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/slovo_o_polku_igoreve/slovo_o_polku_igoreve_analiz_proizvedenija_podrobnyj/71-1-0-1715

Ссылка на основную публикацию