История души человеческой в романе «герой нашего времени» (9 класс)

Слайд 1История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

«История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» МБОУ «Верхопенская СОШ имени М.Р.Абросимова» Выполнила: Ученица 9-а класса Крестова Виктория Верхопенье2013г.

Слайд 2История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.

Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.

Слайд 3История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного.

Он подчеркнуто холодно обходится с восторженно встретившим его после долгой разлуки Максимом Максимычем; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”.

Он цинично рассуждает о дружбе, о любви о счастье ,о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного.

Он подчеркнуто холодно обходится с восторженно встретившим его после долгой разлуки Максимом Максимычем; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”.

Он цинично рассуждает о дружбе, о любви о счастье ,о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Слайд 4История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом”. Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную. Он не видит смысла и радости в жизни. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом”. Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную. Он не видит смысла и радости в жизни. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро.

Слайд 5История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу.  Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. 

Слайд 6История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)Описание слайда:

Разочарование— тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

Разочарование— тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

Источник: https://myslide.ru/presentation/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

История души человеческой в романе “Герой нашего времени”

В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать «современного человека», «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени».

Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения.

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного.

Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он «хуже убийцы».

Он цинично рассуждает о дружбе («Из двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, «честным контрабандистам», Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», «палачом» («я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»).

Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не видит смысла и радости в жизни: «Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».

Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его «холодное, бессильное отчаяние».

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).

Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — «ровный путь без цели». Это трагедия «героя своего времени». На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.

Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: «Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних» людей. Печорин — это «Онегин своего времени» (Белинский). Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла.

Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы.

«Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество.

Вместе с тем он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив… я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает.

Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч.

Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: «…

его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие Печорина к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном».

Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Печорина».

Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» подтверждают это.

Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые «пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку». Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницко-го, мечтающего «сделаться героем романа».

В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчетВесь план обольщения Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви.

Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.

Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно.

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» — признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она — сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит.

Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.

История с Грушницким — иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен.

Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено»,- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное открытие Лермонтова-реалиста.

Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала».

И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть… Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Подведем итоги «практической деятельности» Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина «топором в руках судьбы»?

Читайте также:  Друг познается в беде - сочинение-рассуждение

Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели — углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует.

В этом — признак ранней «омертвелости», того, что перед нами действительно полутруп, у которого «царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством — эгоизмом.

Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он — эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм…

» Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства».

Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «…Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя по-знанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.

  • Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами…
  • И душа на простор вырывается
  • Из-под власти кавказских громад —
  • Колокольчик звенит-заливается…
  • Кони юношу к северу мчат…
  • В стороне слышу карканье ворона —
  • Различаю впотьмах труп коня —
  • Погоняй, погоняй! Тень Печорина
  • По следам догоняет меня…

Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского «На пути из-за Кавказа».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

История души человеческой в романе "Герой нашего времени"

   «Герой нашего времени» — очень захватывающее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман содержит в себе много философских мыслей. Кроме того, в нём повествуется история души главного героя — Григория Александровича Печорина.

   Важно отметить необычный композиционный строй романа. Главы в нём не расположены в правильном хронологическом порядке, поэтому изначально читателя может смутить поведение Печорина.

   Самой по первой по хронологическому порядку должна быть глава «Тамань».

Именно с этой части начинается дневник Печорина. Григорий оказался в этом городе по служебным делам, при этом город ему со всем не нравится:»Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить» Помимо всего этого, Печорину достаётся достаточно странное и подозрительное окружение.

   В главе «Тамань» Лермонтов начал раскрывать характер Печорина. Он совершенно не думает о других людях, заботится только о своих интересах и потребностях.

Печорин исковеркал судьбы других людей, о чём сам и рассуждает: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

   Далее следует самая объёмная часть романа — Княжна Мери. Её можно выделить как самостоятельную повесть. В этой главе раскрываются непростые взаимоотношения Печорина с обществом, его способность чувствовать, переменчивость его души. Читатель видит полное раскрытие сущности Печорина. Сложность и красота сюжета главы могут привлечь любого человека.

   Глава «Бела» является очень значимой в этом романе. Легко заметить контраст между Печориным и самой Белой. Бела готова пожертвовать собой ради любви, а для Печорина дороже его самого нет ничего.

Эта часть жизни очень поучительна для главного героя. Он осознал:»Любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни.» Печорин надеялся найти счастье с Белой. Но, увы, Бела трагически погибает.

После этого случая Печорин отчаялся в поисках любви всей своей жизни.

   Глава «Фаталист» завершает роман, кроме того, она является последней и в самом дневнике Печорина. Основой этой главы является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Тогда Вулич предложил Григорию проверить, может ли человек жить независимо от предсказаний своей судьбы, или всё предначертано свыше.

   Григорий заключает пари и проигрывает его — пистолет дал осечку. Здесь Печорин проявил себя как циник:»Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня н как будто не мог найти удобного случая!»Печорин убеждает себя в существовании предначертанной судьбы. Ещё одним доказательством для этого стала смерть Вулича:»После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка…»
  Глава «Максим Максимыч» по времени действия является самой последней. Она занимает своё заслуженное место в романе. В главе описывается последняя встреча Максима Максимыча с Печориным. Однако, Печорин был достаточно холоден к старику. Максим Максимыч сделал вывод:»А, право, жаль, что он дурно кончит…да и нельзя иначе!Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Его слова стали пророческими — Печорин погибает в Персии.

   Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно «Герой нашего времени», оказало большое вллияеие на русскую литературу. Его повествование развития человеческой души является достояним русской литературы XIX века.

Источник: https://goodhistorian.blogspot.com/2016/03/blog-post.html

История души человеческой в «Герое нашего времени» | Литерагуру

(316 слов) «Чужая душа – потёмки», — гласит старая добрая русская пословица. И это действительно так, ведь познать внутренний мир другого человека зачастую очень сложно.

Мировая литература, исследуя закоулки человеческой души, затрагивает проблемы личности на примере конкретных героев, неоднозначные и противоречивые образы которых становятся архетипическими.

Одним из таких типов в русской литературе стал главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Григорий Печорин – образ, который часто называют «портретным», вобравшим в себя характерные черты, свойственные лермонтовскому поколению. И, вместе с тем, под маской социально-психологического романа скрываются проблемы более глубокие, нравственно-философские, рисующие перед читателем подлинную трагедию человеческой души.

Печорин – уникальный персонаж! Его образ вобрал в себя множество черт, зачастую противоположных друг другу: жестокость и холодность сочетаются в нем с ранимостью и благородством. Его болезненная реакция на мир и людей обусловлена презрением к обществу, бунтом против любых внешних обстоятельств, ограничивающих его свободу.

Он находится в поиске простых истин, которые помогли бы ему определить свое место в жизни, понять себя. Тем не менее, характер героя складывается во многом именно под влиянием среды.

В этом заключается его трагедия: он стремиться стать выше общества, нравственно искалечившего его, но вопреки всему ищет не только жизненного смысла, но и простого человеческого тепла, нехватку которого остро ощущает. Поэтому он всё-таки тянется к людям, врывается в их жизнь с целью позабавить себя и высмеять их слабости.

Печорин стремиться обуздать обстоятельства, перебороть давление внешних сил, тем самым почувствовать себя свободным. Поэтому он играет чувствами  людей.

Но его встречи с другими персонажами всегда оборачиваются трагедией, невольной причиной которой он становится. В его действиях нет злого умысла, но он не в силах изменить ход событий.

Эти обстоятельства делают его внутренне несвободным, зависимым от неведомых ему сил, природу которых он тщетно пытается разгадать.

Печорин – трагический персонаж, незаурядная личность, способная на решительные и благородные поступки, но, вместе с тем, остро ощущающая и переживающая свой разрыв с обществом. Отрицая искренние человеческие чувства, герой обрекает себя на одиночество. Подлинная цель жизни так и остается для него загадкой.

Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-geroe-nashego-vremeni/

История души человеческой в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени"

Сочинение

Тема: «История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

ЭПИГРАФ

«История 
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» М.Ю. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя

 Сам Пеҹорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. Мы не способны более к великим жертвам ни для блага ҹеловеҹества, ни даже для собственного нашего сҹастья, потому ҹто знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.

Задаҹа воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противореҹивый характер героя.

 В «Герое нашего 
времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном проявлен в психологии романа. Печорин — типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма.

В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин 
потерпел крах, но его раздумья — это 
наболевшие мысли лучших людей того времени. Его глазами читатель видит 
«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия.

 В поступках и мыслях Пеҹорина много жестокого и эгоистиҹного. Он подҹеркнуто холодно обходится с Максимом Максимыҹем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является приҹиной гибели Бэлы; играет ҹувствами княжны Мери, поэтому она сҹитает, ҹто он хуже убийцы.

Читайте также:  Как я встретил новый год - сочинение

Он циниҹно рассуждает о дружбе (Из двух друзей всегда один раб другого), о любви (Женщины любят только тех, кого не знают), о сҹастье (А ҹто такое сҹастье? Насыщенная гордость), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Пеҹорин приносит страдания всем, с кем встреҹается: Бэле, ҹестным контрабандистам, Мери, Грушницкому, Максиму Максимыҹу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя нравственным калекой, палаҹом (я разыгрываю жалкую роль палаҹа, я играл роль топора в руках судьбы).

Он осознает, ҹто прожил жизнь пустую и бесцельную: Заҹем я жил? Для какой цели я родился? Он не видит смысла и радости в жизни: Я как ҹеловек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, ҹто еще нет его кареты.

Поколение 30-х годов 
застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии

 Однако душа Пеҹорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его холодное, бессильное отҹаяние.

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагиҹескую любовь к Вере, способность ҹувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние лиҹности Пеҹорина в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу.

Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, ҹто меня ожидает. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности лиҹности Пеҹорина его жизнь ровный путь без цели. Это трагедия героя своего времени.

На ҹто мог направить свои богатые душевные возможности Пеҹорин? Социально-психологиҹеские условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой лиҹности.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения.

С одной стороны, перед нами открывается широкая 
панорама света, представителей пошлого 
«водяного общества» с их мелкими 
страстями, с другой стороны — черты 
поколения находят свое выражение 
в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_09/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane/240180.2163350.page1.html

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» — сочинения для 9 класса

  1. История души Печорина как нравственная исповедь героя
  2. История взаимодействия друг с другом героев романа

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам.

Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства.

Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить.

Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.

С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга.

Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы.

Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа.

Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев.

Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям.

В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа.

Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович.

Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу.

По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни.

Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком».

Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина.

Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» – размышления для сочинения по теме | источник

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane-geroj-nashego-vremeni-sochineniya-dlya-9-klassa.html

«История души человеческой…» ( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — презентация

1 «История души человеческой…» ( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

2 Участники проекта: Алехина Кира Башлыкова Варвара Башлыкова Варвара Михайлова Анжелика — обучающиеся 9А класса обучающиеся 9А класса

3 Проблемный вопрос: Печорин злой гений или жертва общества?

4 Цель работы: выяснить, почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является социально – психологическим.

5 Гипотеза В Печорине «душа испорчена светом».

6 Ход работы: — познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; — познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; — выяснить причины несовпадения фабулы и сюжета; — выявить место Печорина — главного героя романа- в системе других персонажей.

7 История создания романа Роман начат в 1837 – 1838 гг. Закончен в 1839 году. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные В 1840 году Объединены в роман Сначала роман имел название «Один из героев начала века» «Герой нашего времени» н а з в а н и е

8 Николай I «Такими романами портят нравы и ожесточают характер».

9 «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». М. Ю Лермонтов

10 «Вы передаете его анафеме не за пороки, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». В.Г. Белинский

11 Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман

12 Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Журнал ПечоринаЖурнал Печорина История души История жизни

13 Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Старый офицер Дает объективную оценку Сам себя судит и казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинственный и загадочный человек. Попытка дать объяснение не- которым поступкам. Трагическая исповедь героя.

14 Система персонажей «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист»

15 В.А. Агин, 1840-е гг. Л.Е. Фейнберг, 1841 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. Повесть «Бэла»

16 Бэла в крепости В.А. Серов, 1891 г. В.А. Фербер, 1939 г. Е.Е. Лансере, 1914 г.

Читайте также:  Сочинение на тему левша - народный герой 6 класс

17 ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность Повесть «Максим Максимыч»

18 Не так я думал с вами встретиться… — Ну полно, полно!- сказал Печорин, обняв его дружески,- неужели я не тот же?… Что делать?… всякому своя дорога… Удастся ли еще, — бог знает!… Последняя встреча героев

19 Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.

20 Л.Е. Фейнберг, 1941 г.

21 Отношение Печорина к персонажам повести: В начале повестиВ конце повести Слепой мальчик Ундина « Неприятное впечатление» Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. «Странное существо…» Имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.

22 «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Печорин:

23 Повесть «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов, вид Пятигорска, 1937 г.

  • 24 Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть противоречить…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ
  • 25 Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
  • 26 Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «… занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», « производить эффект – его наслаждение» «…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным

27 Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий

28 Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

29 Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

30 Вера и Печорин Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно?» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»

31 Сцена погони за Верой «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя

32 «Фаталист» Тема судьбы и воли человека «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? »

33 Полученные данные Отсутствие цели в жизни – главный источник трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Очень верно отметил В. Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он то, чем самому себе кажется…»

34 Вывод Печорин, несомненно, злой гений: самой главной чертой его характера становится индивидуализм и эгоизм. Но он и жертва светского общества.

35 allery.com Company Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…

36

Источник: http://www.myshared.ru/slide/989931/

«История души человеческой» в романе «Герой нашего времени»

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил?
для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое,
потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»

Есть в истории русской художественной литературы потрясающие произведения, которые, кажется, никогда не сотрутся с памяти и не потеряют интерес со стороны читателей. Одним из таких произведений стал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Несмотря на то, что мы знакомимся с Лермонтовым на уроках литературы как с поэтом, творец оставил для нас и прозаические произведения, в том числе и первый в истории психологический роман.

В нем, несомненно, рассказана история человеческой души, души Григория Александровича Печорина.

Фигура Печорина крайне противоречива, что вызывает у читателей как симпатию, так и антипатию по отношению к персонажу.

С одной стороны Григорий Печорин действительно привлекает как личность, его хочется узнавать и раскрывать особенности его души. С другой же, этот человек отталкивает, вызывает неприязнь, и даже ярость в некоторые моменты его жизни.

Такие противоречивые чувства по отношению к персонажу объясняются поведением и складом характера самого героя.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Григорий Печорин – образованный, умный молодой человек.

«У вас большой дар соображения», – говорит один из героев романа Вернер, обращаясь к Печорину.

Кроме того, главный герой достаточно смел и храбр, он даже «ходил на кабана один на один». В Печорине есть какой-то природный ум, интуиция, данная ему от рождения. Не раз он сам признается, что его ощущения никогда не подводили его в жизни.

Несмотря на выше описанные качества, которые по праву могут считаться достоинствами героя, Печорин кажется другим людям странным, иногда даже жестоким и слишком властным. Всем, с кем приходится иметь дело Григорию Александровичу, после встречи с ним страдают, нередко приходят и к смерти.

По вине Печорина умирает Бэла и Грушницкий, рушится жизнь Веры.

Печорин – очень ветреный молодой человек. Сам о себе он говорит следующее: «я никогда ничем очень не дорожу».

Он действительно не умеет дорожить ни людьми, ни отношениями с ними, не умеет по-настоящему дружить и любить, приходить на помощь и делать чью-то жизнь лучше.

Напротив, по своей натуре являясь эгоистом и материалистом, Печорин не понимает чувств других людей. Возможно, он не понимает даже себя самого.

В дневниковых записях главных герой признается в скверности своего характера и никчемности прожитой жизни. Он тоскует, скучает в окружающем обществе.

Ему надоела сама жизнь, а потому Печорин перестал тянуться к ней. Молодой человек тоскует и тоскует еще более от сознания своей тоскливости.

Читатель знакомится с изнаночной стороной души Печорина благодаря тому, как удивительно точно смог описать Лермонтов историю его души.

Источник: https://sochinyalka.ru/2019/07/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane-geroj-nashego-vremeni.html

«История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Черты романтизма и реализма в романе

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве.

Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей. О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч.

Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель. Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

Затем сам странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя.

Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

В «Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

Повесть «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

Источник: https://students-library.com/library/read/46708-istoria-dusi-celoveceskoj-v-romane-mu-lermontova-geroj-nasego-vremeni-certy-romantizma-i-realizma-v-romane

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector