Катерина — луч света в темном царстве сочинение

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле.

По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала.

В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле».

Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение мастер в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства». Естественно, что конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная.

Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться.

«Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха.

Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина«.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve/

Катерина — луч света в темном царстве (Вариант: Тема совести в русской литературе)

А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт.

Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа.

Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».

В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.

В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.

Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине.

Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого.

Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.

Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник.

Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.

У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.

Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства.

Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа.

Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.

В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь.

Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной».

Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.

Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.

После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо».

И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города.

Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».

У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.

Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос.

С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех.

Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».

И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.

В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее».

Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность.

Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

Источник: http://5litra.ru/soch/1014-katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve-variant-tema-sovesti-v-russkoy-literature.html

Я учусь. — катерина – луч света в темном царстве

Катерина – луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина – «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Катерины.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.
    8. Самоубийство – протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», — составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

Читайте также:  Сочинение по произведению старуха изергиль горького

Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре.

– Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе.

«В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени.

«А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения.

Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается».

Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся.

А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», — она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех.

«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти.

Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — это последние слова Катерины.

Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны.

Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Источник: http://yaychys.ru/shkola/sochineniya/217-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Катерина — луч света в темном царстве»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Центральным персонажем пьесы «Гроза» является молодая женщина Катерина, жена Тихона Кабанова, богатого купца. Известный литературный критик Н.А.Добролюбов назвал её «лучом света в темном царстве» — эта характеристика точно описывает характер и положение героини.

       Выросшая в любящей и заботливой семье, Катерина имеет стремление к свободе — в первую очередь это выражено в честности перед собой и людьми. Она говорит, что врать не желает и скрывать ничего не умеет, а натура её горяча. Девушка не желает жить против воли: её честность позволяет всегда, в любой ситуации оставаться собой. Героиня отождествляет себя с птицей.

       Катерина очень религиозна, она живет в собственном мире грез и светлых снов-видений. Выйдя замуж за Тихона, из родного дома девушка попадает в «темное царство»: именно так можно охарактеризовать дом Кабанихи.

Здесь царит ханжество, ложь, лицемерие. Открытая и честная Катерина не нравится свекрови, которая заправляет здесь: Кабаниха постоянно придирается и унижает девушку.

Муж же не обращает на это внимания, сам мечтая хоть ненадолго вырваться из-под опеки властной матери.

       Нравы дома Кабановых раскрыты в словах Варвары: «на обмане весь дом держится». Здесь не боятся греха, главное — чтоб никто не узнал об этом. Честная Катерина не чувствует себя здесь счастливой, однако терпит все издевки свекрови, даже в мыслях не допуская измены мужу.

       Девушка действительно боится греха — её пугают собственные чувства к Борису, она даже готова поехать вместе с мужем в Москву, чтоб не поддаться слабости. Однако Тихон не берет жену с собой (она будет ему мешать в загуле), и происходит измена.

       Сильный и отчаянный характер Катерины ярко демонстрирует сцена раскаяния и признания мужу: публично. на площади, во время грозы.

Девушка не желает таить в себе ложь, как это делают жители «темного царства», она не хочет становиться такой, как они. Её чувства к Борису, так непохожему на остальных, и даже измена вполне объяснимы.

Но героиня не может простить себе этого и просит прощения у мужа. 

       В разговоре с Варварой Катерина как-то говорит: «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

Именно так она и поступает, не выдержав позора и унижений: бросается в Волгу. Самоубийство Катерины — безуспешная попытка протеста против «темного царства», нежелание жить во лжи и лицемерии. Даже совершив грех и изменив мужу, Катерина остается честной перед собой и остальными.

Именно поэтому она является единственным лучом света в «темном царстве» дома Кабановых.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/422-sochinenie-na-temu-katerina-luch-sveta-v-temnom-tsarstve.html

Сочинение на тему: Катерина — луч света в темном царстве в пьесе Гроза, Островский

Главная>Сочинения по произведению Гроза

Катерина — луч света в темном царстве

Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие.

В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью «Темное царство», в которой заявил, что основной питательной средой для этого темного мира является человеческая кротость и невежественность. Но обязательно в скором времени наступят лучшие времена.

Добролюбов вопрошает: «Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” В том же 1859 году Островский написал новую пьесу «Гроза».

Пьеса стала художественной иллюстрацией тезиса Добролюбов о «темном царстве». В своем новом произведении Островский рассматривает проблему освобождения человека от оков купеческого уклада жизни.

По сути, город Калинов символизирует собой всю Русь.

В городе царят невежественность, алчность, грубость, а также деспотия, которая определяет характер отношений между богатыми и бедными, старшими и младшими, сильными и слабыми.

В пьесе много различных персонажей, большинство из которых являются или типичными представителями «темными царства», или людьми, испытывающими от них произвол и смирившимися с этим. Но центральным образом в пьесе стала Катерина, которая заметно отличается от остальных персонажей. Не зря в своей новой статье Добролюбов назвал ее “лучом света в темном царстве”.

Всю свою недолгую жизнь Катерина жила ожиданием счастья. В своих воспоминаниях она любит обращаться к жизни в родительском доме, где работать ее не принуждали, а только холили и лелеяли. Религиозные книги, обряды, а также походы в церковь будили ее воображение, которое уносило ее в небеса, в царство райской жизни.

Но после замужества ее живая и мечтательная натура была заперта в затхлый и душный мир купеческого быта, где царствовала деспотичная Кабаниха. Катерине такая жизнь чужда и противна, она чувствует, что ее сковали по рукам и ногам. К мужу Тихону, за которого ее отдали родители, никаких чувств у нее нет.

И даже уважение в глазах Катерины заслужить он не может, так как его воля полностью подчинена своенравной матери. Но вот на счастье и беду она встречает нового в городе человека – Бориса, который своими интеллигентными, столичными повадками отличается от грубых и невежественных жителей Калинова в лучшую сторону.

Но за культурными манерами скрывается безвольная, эгоистичная душа, и Борис оказывается не способен пойти на открытый конфликт с «темным царством» и увезти ее с собой. ­

Катерина же, наоборот, готова бороться за свое настоящее «я», а когда ее личность всенародно втаптывается в грязь, она пытается бороться за единственное, что у нее осталось — за свою любовь. Но в этом городе душатся на корню любые движения души. Предает ее и Борис.

Раздавленной и оставшейся одной главной героине не остается другого выхода, как покончить с собой. «Темное царство» победило, и жизнь Катерины мелькнуло лишь «лучом света». Но в человеке нельзя убить желание жить достойно. Поэтому выход обязательно будет найден.

  • см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский
  • Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
  • Краткое содержание Гроза, Островский
  • Краткая биография Александра Островского

Источник: https://www.sdamna5.ru/katerina_luch_groza

Сочинение на тему Катерина – Луч света в темном царстве

Островский в пьесе изображает город Калинов, где преобладают “жестокие нравы”. Жители города живут по своим законам. Читатель узнает эти подробности из диалога Бориса и Кулигина в первом действие.

В первом явлении этого же действия Островский дает характеристику Кабанихи и Дикого. Автор показывает, что в городе Калинове прожить честным трудом нельзя, ” а у кого деньги, тот старается бедного закабалить”. Дикой “пронзительный мужик” ругается на всех подряд. Автор дает ему говорящую фамилию от слова “дикий”.

А Марфа

Игнатьевна Кабанова все делает ” под видом благочестия”, то есть делает по закону, на показ. Эти люди имеют деньги и чувствуют вседозволенность. Кабаниха и Дикой показаны, как хранители традиций и устоев города.

Поэтому Островский создает свою главную героиню Катеринну, которая не может смириться с законами Калинова. Она единственная живет правильно, поэтому все что происходит вокруг ее угнетает. Из диалога Катерины и Варвары, читатель может узнать, что героиня до замужества была свободна “точно птичка на воле”. Она выросла в семье, где, где никто никого не заставлял делать, все было естественно.

Жизнь

Катерины в родительском доме автор сопоставить с устоями Кабанихи. Героиня не может с этим смириться. Настоящая вера Катерины сравнивается с верой Кабанихи, которая делает, все по закону, что бы о ней не сказали ничего дурного.

Кульминацией произведения – признание Катерины. Островский описывает как, женщина произносит “исповедь” и кается в своем грехопадении. Но место прощения, получает укор и издевательства со стороны свекрови.

Не в силах существовать в этом мире, брошенная любимым Борисом, автор находить находит для героини один верный путь. “Жить нельзя” – произносит Катерина, перед совершением самоубийства.

  • В заключении можно сказать, что Катерина единственный положительный персонаж пьесы, поэтому ее можно назвать “лучем света в темном царстве”
  • Гроза эссе по пьесе Островского Гроза – Катерина Кабанова луч света в темном царстве

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve/

Катерина – “Луч света в темном царстве”

А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания.

А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

Не долго будет он покорен. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” – спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”. Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение.

И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни. В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”.

Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства? В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя. Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”.

Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови. В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви.

Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии – “поэт” . Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву.

Читайте также:  Ум с сердцем не в ладу - сочинение

Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться.

Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей.

В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной.

Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису – это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”.

Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом.

Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров.

Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель такой женщины – это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого.

Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя!

Прощай!” Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены. Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”.

Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve-2.html

Сочинение РЅР° тему Катерина — «Луч света РІ темном царстве» РїРѕ литературе

Катерина — «Луч света РІ темном царстве»

А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”.

В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания.

А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А.

Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности.

Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.

“Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. � в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина.

Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других.

Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.

В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви.

Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя).

Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву.

Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности.

Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться.

Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность.

Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей.

В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. � во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. �менно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех.

Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”.

А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

/

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskvpnp/index.html

Почему Катерина – “луч света в темном царстве”?

Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Островский как художник является глубоким реалистом. Создавая свои произведения, он руководствовался принципом, что “драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь”. Может быть, поэтому герои его пьес нам частенько кого-то напоминают: и Кабаниха, и Дикой, и Тихон, и Борис…

Только вот катерины встречаются не так часто! Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”.

“Темным царством” он считал мир бессмысленного самодурства и страданий “наших младших братии”, “мир затаенной, тихо вздыхающей скорби”, мир, где “наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения”, сочетаются с “рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством”.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги. И это очень важно, что Катерина появилась не откуда-то извне, а сформировалась в калиновских условиях. Именно в душе женщины из обычного российского города рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине. “Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необыкновенное.

Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю”. Это. просыпающееся чувство личности. В лице героини оно естественным образом принимает не форму гражданского протеста , а форму любви.

Любовь и воля нераздельно сливаются в ее сознании.

Стремление к воле, поселившееся в ее душе, Катерина воспринимает как нечто гибельное, противоречащее ее собственным, вполне патриархальным представлениям о жизни.

Протест Катерины также идет вразрез с ее идеальным представлением о нравственности, и в этом ее трагедия.

Мы знакомимся с Катериной в тот момент, когда в ее сердце уже зародилась любовь к Борису, но она еще отчаянно старается сохранить добрые отношения со своим мужем.

Мы пока не знаем Катерину, но уже сочувствуем ей, потому что диалог между ее мужем и свекровью заставляет нас содрогаться от ужаса.

Тихон выглядит совершенно бесхарактерным, хотя и не злым, не смеющим ничего сказать, а уж тем более сделать, вопреки матери. Кабаниха же производит впечатление абсолютно темной, злой, деспотичной женщины.

Мы сразу же можем представить себе положение Катерины в этом семействе. Кабаниха ругает сына за то, что жена его не боится.

отвечает ей совершенно правильно, только как-то неуверенно : “Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит”. Эта реплика вызывает просто взрыв гнева у его матери: “Как зачем бояться? Как зачем бояться?

Даты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно: какой же это порядок-то в доме будет!” Тихон не перечит, и здесь он выглядит настолько жалким и ничтожным, что мы понимаем: он не так безвреден, как кажется, потому что молчаливо поддерживает мать в ее самодурстве.

Катерина терпит, но это не то терпение, которое заканчивается привычкой. Нет, в каждой ее сдержанной реплике чувствуется такая сила характера, что мы понимаем: Катерина никогда не смирится с оскорблениями и не привыкнет к своему положению – рано или поздно она вырвется из него.

Она никогда не жалуется, но свекровь чувствует в ней что-то непонятное и враждебное.

Видимо, поэтому она всеми силами старается натравить сына на жену. И Тихон покорно наказывает Катерине, чтобы она без него “в окна глаз не пялила” и “на молодых парней не заглядывалась”.

Он прекрасно знает, что его жена не из тех, кто “в окна глаза пялит”, видит, что оскорбляет ее этими словами, но состояния ее до конца понять не может. Он также не в силах постичь ее неожиданного душевного порыва, когда она прижимается к нему и ласкает его.

Он как будто мимо ушей пропускает ее слова-причитания: “Ах, беда моя, беда!..

Куда мне, бедной, деться! За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Нет, за Тихона не ухватишься. У него одна радость – исчезнуть с материнских глаз и где-нибудь не стороне предаться разгульной жизни.

Очевидно, что он поступает так всякий раз, когда есть возможность, и при этом совесть его не мучает, в отличие от Катерины, которая даже мысль о другом мужчине считает тяжким грехом.

Еще ничего не было, а она уже угрызается, просит мужа взять с нее какую-нибудь страшную клятву: “…чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком другом, кроме тебя”.

Интересно, что клятва эта напоминает наставление самого Тихона о том, чтобы она “на молодых парней не заглядывалась”, но те слова оскорбительны, потому что в них содержится ни на чем не основанное подозрение, а здесь Катерина чувствует свою вину.

Другое дело – Варвара, которая советует Катерине скрывать свою любовь к Борису: “А по-моему – делай что хочешь, только бы шито да крыто было”.

Но она не чувствует характера Катерины: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. В пьесе нет ни одного человека, способного понять, что творится в душе этой женщины.

Невозможно представить, чтобы кому-нибудь из них, как Катерине, пришло в голову задуматься, “отчего люди не летают так, как птицы?” Никто из них никогда не захочет “разбежаться, поднять руки и полететь”. Борис, которому посчастливилось быть любимым такой женщиной, тоже бескрылый.

Он мог бы стать ее спасителем, ведь она, узнав, что он едет в Сибирь, просит забрать ее с собой.

Но Борис материально зависит от своего дяди Дикого, мало чем отличающегося от Кабанихи. Дикой и Кабаниха сговорились отправить его в Сибирь и никогда не дадут ему взять с собой Катерину. Борис не стоит Катерины, которая и полюбила-то его от безысходности.

Больше всего он боится показаться своему дяде непочтительным и лишиться наследства.

Может быть, его следует понять – ведь он заботится о своей сестре, старается для нее, – но наши симпатии целиком и полностью на стороне Катерины, только она вызывает наше сострадание.

Встреться ей другой человек, ее судьба сложилась бы по-другому, в этом можно быть уверенным: Катерина использовала бы свой шанс. Добролюбов пишет: “Но в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими характерами, как Катерина”.

Смерть становится для Катерины избавлением. Был ли это протест? Можно понимать и так, но, скорее, это – отчаянное стремление вырваться из “темного царства”, давившего и душившего ее самобытную личность.

Протест должен был возникнуть у читателей и зрителей пьесы, которым следовало, по мнению Добролюбова, задаться вопросом: “Но ведь есть же какой-нибудь выход из этого мрака?” Сам Добролюбов предлагает нам оглянуться вокруг себя и обратить “свои требования к самой жизни, так вяло и однообразно плетущейся вокруг нас”. В пьесе Островского эту попытку могла совершить только Катерина, и за это мы и называем ее “лучом света в темном царстве”.

Источник: https://goldsoch.info/pochemu-katerina-luch-sveta-v-temnom-carstve/

Ссылка на основную публикацию