Нет уз святее товарищества (по повести н.в. гоголя тарас бульба) сочинение

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля. Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас. В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы. В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы». В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед… Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила атмосфера «вольного неба и вечного пира души». С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры. Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их — значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей. Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих… Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?» Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель? Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей… так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..» Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию. Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги. По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду». Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком. Всю свою жизнь Н. В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость. Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов — все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Сочинение на тему «Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).Гоголь Н.В.Стр. 1

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Сочинение на тему «Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).Гоголь Н.В.Стр. 2

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Сочинение на тему «Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).Гоголь Н.В.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171laquonet-uznbspsvyatee-tovarishhestvaraquo-ponbsppovesti-n-v-gogolya-laquotaras-bulbaraquo187

Сочинение на тему Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)

Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде. Это можно сравнить с любовью. Существовать без неё невыносимо, это потерянный шанс, который дан каждому человеку.

И если не использовать эту возможность, не взять то, что дарует судьба, то потом можно жалеть об этом до конца жизни, о том, что можно было исполнить прямо здесь и сейчас. С этим можно сравнить дружбу, но нельзя назвать эти две вещи полностью похожими.

Если любовь происходит чаще всего внезапно, «с первого взгляда», то дружба между людьми может произойти спустя долгое время после знакомства.

По этой причине дружбу или товарищество можно назвать одним из самых чудесных и сакральных моментов в недолгой человеческой жизни. Лишь связь, скрепленная долгими и тяжёлыми испытаниями, пережитыми бок о бок, можно назвать по-настоящему крепкой и нерушимой. Это и есть товарищество.

Истинные друзья, познанные в беде, будут верны друг другу, невзирая ни на какие препятствия. Но, помимо верности, важным качеством дружбы можно назвать умение людей относится к другим с заботой и пониманием.

Люди ведь разные, и настоящие друзья должны принимать достоинства и недостатки друг друга.

Об этом и говорит Николай Гоголь в одном из своих лучших произведений «Тарас Бульба». Тема дружбы хорошо раскрыта в этой повести. Все ведь знают цитату «Нет уз, святее товарищества»? Эти слова лучше всего иллюстрируют эту проблему.

Ведь не зря писатель показал, что, хотя один из героев и предал родину, семью и друзей, но второй, Остап, остался верен этим важнейшим человеческим ценностям. Преданность, дружба – всё это говорит о том, что товарищество не пустой звук.

Хорошо иметь друзей, зная, что они помогут в любой беде и даже не подумают о предательстве. С такими людьми можно идти навстречу любой опасности.

Люди всегда мечтали о настоящей дружбе, ведь в жизни каждого из нас бывали моменты, что новые приятели и знакомые оказывались в итоге далёкими от того, чтобы быть настоящими друзьями. Но и дружба тоже, бывает, заканчивается, увы. Люди меняются, и с этим ничего не поделать.

Расставания неизбежны, и в этом дружба также напоминает любовь.

Однако даже в этом случае мы можем сохранить эти тёплые воспоминания, оставив их с собой, чтобы в самые трудные моменты жизни помнить о том, что мы не одиноки и всегда можно найти по-настоящему близкого и родного человека, товарища.

Отсюда можно сделать вывод, что товарищество необходимо для человека, без него он пропадёт, ведь не каждую беду можно пережить в одиночку.

2 вариант

Гоголь очень часто акцентировал своё внимание на поведении общества, он написал множество произведений на эту тему. Он писал о том, каким общество стало сейчас, как оно изменилось.

Автор делает акцент на том, что настоящее общество очень разрозненно, то есть каждый сам по себе. Какая-либо совместная деятельность или совместные интересы могут быть построены только на финансовой платформе.

Положительные качества теряются, каждый заботится только о себе. Можно заметить, что предыдущие поколения были намного серьёзней и ответственней, чем последующие. Это очень серьёзная проблема.

Гоголь заостряет внимание на ценностях русского казачества, оно для него является неким идеалом. Автора вдохновляют отношения между казаками, их дружба и забота друг о друге. Повесть «Тарас Бульба» описывает жизнь казаков.

Повесть «Тарас Бульба» полностью построена на любых знаниях и познаниях автора по этому вопросу. Сам автор не служил в армии и казачество знакомо ему только по рассказам других.

Николай Васильевич описывает казака как благородного человека, героя, который всегда придёт на помощь, отдаст свою жизнь за других, если понадобится такая жертва. В своем произведении Гоголь приводит примеры такого поведения. Он воистину восхищен жизнью казаков.

Их моральные принципы и качества создают отличную платформу для жизни единого общества, в котором каждый заботится о другом. Для Николая Васильевича истинна дружба – это когда каждый делает для другого больше, чем для себя. Это значит, что для человека дружба и товарищество ценнее личных притязаний и желаний.

Автор объясняет такое поведение тем, что юным казакам с детства прививаются подобные качества. С детства их обучают лучшим качествам. С ранних лет казаки знают, что такое честь и насколько она важна. Никто не хочет позорить своих родных и своих сослуживцев.

Восхищаясь дружбой и товариществом казаков, Николай Васильевич сожалеет, о том, что сейчас уже всё совсем не так. Автор пишет о том, что люди того времени жили совсем по-другому, их жизнь строилась на взаимопомощи, уважении и заботе друг о друге.

Сегодня же люди эгоистичны, алчны, корыстны. Каждый думает только о своей выгоде. Теперь мало кого интересуют проблемы окружающих людей, даже близких, мало кого интересуют проблемы страны. Для автора это люди, потерявшие мораль.

Он даже не хочет называть их личностями, потому что этих индивидов не интересует ничто, кроме удовлетворения собственных потребностей. Таким людям плевать на то, что происходит вокруг, им интересно только их собственное благосостояние.

К сожалению, в подобных условиях о товариществе говорить не приходится, все чисты ценности и принципы медленно уходят в небытие.

← Тарас Бульба — патриот русской земли
← Почему Чичиков — главный герой поэмы Мертвые души?↑ ГогольПо повести Тарас Бульба →
Тарас Бульба — характер, рожденный временем →

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

  • Цели жизни Евгения Онегина
    В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» смысл в жизни главного героя прослеживается не сразу. Он не уверен в своих чувствах, жизненных ощущениях и желаниях. Но точно знает, что не является частью пошлости и бездеятельности окружающей жизни.
  • Сочинение на тему Киров — мой любимый город
    В этом сочинении я хотел бы рассказать о моём самом любимом городе, который носит название Киров. Этот довольно большой город расположен в европейской части России, в Предуралье, и в нём живёт больше 500 000 человек.
  • План рассказа Томка испугался Чарушина
    В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной
  • План рассказа Дети подземелья Короленко 5 класс
    Когда главному герою было шесть лет, его родная мать умерла. Его отец очень тосковал по ней, а на сына ему было плевать. Отец проводил больше времени с младшей дочерью потому, что она напоминала ему жену.
  • Сочинение по Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс
    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
Читайте также:  Сочинение-описание по картине дубовая роща шишкина (3, 4 класс0

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/net-uz-svyatee-tovarishchestva-taras-bulba

Сочинение Нет уз святее товарищества (по повести Гоголя Тарас Бульба)

В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов.

Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент общество людей представляет собой довольно     разрозненную группу, которая на ничто совместное не способна, очень часто приводя в пример людей минувших лет, которые, по его мнению, в моральном плане были на порядок выше и ответственное людей сегодняшних.

Также очень часто он приводил русское казачество как некий идеал человеческой личности, и отношений между товарищами и близкими людьми в частности, одним из подобных произведений стало его произведение “Тарас Бульба”.

В произведении “Тарас Бульба” Гоголь описывает казачество, показывает его именно таким, каким его запомнил автор, и какие вещи он слышал о нём.

В произведении перед нами образ казаков предстаёт как образ чистый, готовый всегда пойти на жертву ради другого, сделать что-то большое для кого-то, совершить благородный поступок, и автор приводит наглядный пример в своём произведении именно такого человека, и именно такого поступка.

Он говорит о том, что настоящая дружба, это такая дружба, в которой каждый человек делает для другого больше, чем делает для себя, то есть становится по сути альтруистом в плане товарищества и дружеских отношений.

Обуславливает он это тем, что с самого детства казакам прививают самые лучшие черты характера, и самые ясные добродетели из всех возможных, что повзрослев, юные казаки не позорили имя казака, и свой род в частности.

Приводя, таким образом, в пример людей минувших лет, автор заостряет своё внимание на том, что это было раньше, ну а сейчас всё в корне не так, как было тогда. Он говорит о том, что люди, жившие в то время, были очень благодарны друг другу за помощь, всегда помогали друг другу, и, конечно же, жили на взаимном уважении.

А на данный момент, люди стали очень алчными, жаждущими выгоду лишь для своей личности, и не обращающие внимания ни на проблемы своей страны, ни на проблемы окружающих их людей.

Эти люди для него являются личностями, которые начали свое моральное и этическое разложение, и по правде говоря, уже и не имеют права называться личностями, так как они наплевали на весь окружающий мир, и живут лишь в угоду своим прихотям  и желаниям.

Таким образом, мы видим, что автор представляет настоящую дружбу как искреннее желание помочь, говорит о том, что настоящие товарищеские узы не разрушить ничем, даже враждой государств, и именно потому такие узы необходимо ценить и беречь их от посягательств со стороны окружающих.

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/net-uz-svyatee-tovarishchestva-po-povesti-taras-bulba

Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение

Речь Тараса Бульбы не только показывает взаимоотношения в Запорожской Сечи, но и проникнута патриотизмом, не навязанным извне, но выработанным стихийно.

Герой Гоголя подчеркнуто противопоставляет родственные связи и те, что порождены товариществом. Первые, по его словам, свойственны и животным, которые также способны любить детей и родителей. Однако вторые построены на духовной основе, на единстве целей и жизненных устремлений. Упоминаемые Тарасом Бульбой славная история родной земли и ее бедственное положение служат основанием для этого.

В событиях, изложенных в этом произведении, эта тема поднимается неоднократно. Сначала сам Тарас Бульба быстро увозит сыновей в Запорожскую Сечь, не давая матери толком побыть с ними. Он не желал, чтобы семейные чувства стали у них выше тех, что порождает совместная борьба, ведомая во славу православной веры и своего народа.

Андрий, для которого любовь оказалась сильнее уз товарищества становится предателем. Гоголь ставит любовь к женщине ниже преданности своему делу и товарищам, так как в этом случае человек получает что-то взамен, действует в своих эгоистичных интересах.

В случае же преданности товарищам, он постоянно рискует жизнью и не задумываясь готов пожертвовать ей ради них и общего дела. Такая мотивация действительно выше с моральной точки зрения.

Недаром Тарас Бульба в своей речи о товариществе осуждает именно страсть к наживе, богатой и комфортной жизни, в пристрастии к этому он видит одну из угроз силе духа товарищества, которую он восхваляет.

Тарас Бульба восхваляет именно русское товарищество. Он говорит, что и в других странах есть нечто подобное, но далеко не той силы. У людей других наций нет такой преданности своей земле и верности своим.

События повести дают этому яркие примеры. Мужественная гибель Остапа пытаемого в ходе казни, его презрение к врагам и готовность вытерпеть все, но не показать слабости, а также сожжение самого Тараса Бульбы демонстрируют, что речь главного героя произведения не была пустыми словами.

В речи Тарас Бульба высказывает убеждение, что дух товарищества и преданности своей вере, земле и народу присущ всем его соотечественникам. Человек может отступить и даже предать, но потом все равно раскается. Смерть Андрия, покорно давшего отцу убить себя за измену и, по крайней мере, умершего достойно, без просьб о пощаде – хорошая этому иллюстрация.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/net-uz-svyatee-tovarishchestva-po-povesti-taras-bulba

Сочинение: Товарищество в повести «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь) | Литрекон

(353 слова) Товарищество и воля для героев повести «Тарас Бульба» являются священными принципами, к которым они приучены с самого детства.

Любовь к своему товарищу для них гораздо значимее и важнее любви к матери и отцу, потому что «породниться родством по душе, а не по крови» гораздо труднее для казаков, ведь это не такое естественное и природное чувство, которое изначально заложено в каждого.

Это чувство, которое человек развивает и воспитывает в себе сам. Важнее него для запорожских казаков может быть только любовь к своей Родине, которая и является основой товарищества: 

«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». 

Важно заметить, что именно общая любовь запорожцев к своей земле объединяет их и делает благородными воинами. Одним из самых запоминающихся моментов повести «Тарас Бульба» является речь главного героя.

Всю суть товарищества и братства Тарас Бульба раскрывает в ней.

Перед непростым боем, в котором многие погибнут, он напоминает запорожцам об их могуществе и непобедимой силе духа, призывает их всегда помнить о своем наследии и о долге перед родной землей.

Знаменательным фактом для читателя является то, что даже перед своей смертью Тарас Бульба думает о том, как спасти товарищей. Он — воин, который до конца жизни не отступался от своих идеалов.

Это наталкивает нас на мысль, насколько значимыми и правдивыми являются ценности запорожских казаков. Они — простые люди с жестокими нравами, но их объединяет стремление к свободе и независимости, святой долг перед Родиной.

Они — воины, преданные своим нравам и готовые умереть за них.

В своем произведении Н. В. Гоголь затрагивает темы героизма и великой силы русского народа. Для русской души «нет уз святее товарищества». На мой взгляд, это и является основой их непобедимого духа.

Автор не так сильно погружает читателя в отдельную жизнь каждого героя, основное внимание занимает образ народа, как единого целого, их образ жизни, идеи, нрав, обычаи и сила, которая заключается в единстве всех этих понятий.

Таким образом, братская любовь для народа становится главным жизненным ориентиром. Понятия чести, долга и достоинства укореняется в их образах и заставляет читателя восхищаться такой отвагой и преданностью. Автор воплощает в героях повести идеал воинов-защитников того времени, наделяет их духовной силой и преданностью товариществу и своей Родине.

Майя Лаошвили

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tovarishhestvo-v-povesti-taras-bulba-n-v-gogol/

«Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / «Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество.
    Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.
    Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

    Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас.
    В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа.

Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.     В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи.

В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».
    В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер.

В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев.

Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

    В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила атмосфера «вольного неба и вечного пира души».     С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи.

Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте.
    Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств.

Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества.

Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.     Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою».

    Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.

    Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину.

Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.

Читайте также:  Зачем человеку заглядывать в будущее? - сочинение

    Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества».

В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?»
    Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».
    Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель?
    Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..»     Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию.
    Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги.     По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду».     Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.
    Всю свою жизнь Н.В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость.

    Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / «Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00025101184864206351

Нет уз святее товарищества (Н.В.Гоголь)

Епонешникова Л.В.

Советская средняя школа

им. У.М.Ахмедсафина

Аккайынский район

Муканова Жансулу

Совсем недавно прочитала повесть Гоголя «Тарас Бульба», и мне сразу захотелось поделиться своими впечатлениями. Объясню почему.

В современном прагматичном мире иногда приходится делать неутешительные выводы о том, что из нашей жизни уходят такие понятия, как настоящая дружба, преданность, привязанность к людям, с которыми не находишься в кровном родстве.

Бабушка всегда рассказывает о том, что раньше люди были добрее, доброжелательнее, доверяли и поддерживали друг дуга, не бросали в беде и всегда помогали нуждающемуся.

Повесть Гоголя не только воспевает товарищество как сообщество близких не по крови, а по духу людей, но и провозглашает человеческое единение как способ выживания, единственное средство, способное пробудить в человеке потребность сплочения. Только сплотившись, люди могут противостоять всем жизненным невзгодам и превратностям судьбы.

Это произведение посвящено событиям освободительной борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Польские паны хотели навязать Украине свой язык, веру, традиции свою культуру. Многие, не в силах противостоять гнёту, принимали чужую веру и чуждые нравы.

Но разве не было на Украине других людей – смелых и гордых духом? Эти люди не были сломлены под натиском польской шляхты. В этой упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, поистине народные герои. Они бежали от польского гнёта на юг, в низовья Днепра.

Там, за его порогами, казаки образовали укреплённый лагерь и стали называть себя запорожскими казаками. Свой лагерь они разбили внутри так называемой «засеки» — то есть вырубленного леса. Засека, по-украински «сечь», поэтому лагерь стал называться Запорожской Сечью. Одним из запорожских казаков был Тарас Бульба. Тарас – настоящий казак.

Этот герой – воплощение свободного духа казачества как особой касты людей. Тарас суров, решителен в поступках. Он видит смысл своей жизни в сражениях, битвах за родную землю. Считал своим священным долгом служить отчизне, защищать свободу своей страны, хранить целостность своей родины. Ему была больше по душе простая жизнь казаков.

Тарас перессорился со всеми своими товарищами, которые приняли обычаи поляков. Он считал себя законным защитником православия. Готов был отдать свою жизнь во славу своей религии. Своих сыновей Тарас воспитывал по своему подобию. Он хотел видеть в них своё продолжение.

Конечно, он не сомневался, что каждый из них со временем станет настоящим воином, достойным сыном своей земли. Их место он видел только на Запорожской Сечи. Ведь именно здесь воспитывались сильные и мощные характеры. И сейчас, на склоне лет, Тарас он испытывал законную гордость, глядя на своих сыновей, видя в них настоящих мужчин.

Но с малых лет он всё-таки прежде всего решил дать им образование и отправил учиться в Киевскую бурсу (академию). Уже там проявились характеры обоих сыновей. Старший, Остап, долго привыкал к новым условиям. Он учился с небрежностью, учёба навевала на него скуку, уныние. Она подавляла его вольную натуру.

Остап отличался непокорным, бунтарским характером. И это неудивительно: в нём жила вольная казачья душа. Он всегда мечтал быть воином. В Остапе кипела жажда подвига. Поэтому только угроза отца отлучить его от Запорожской Сечи заставила его учиться прилежнее.

Его привлекали действия, где можно было проявить свою отвагу, мужество, свои лидерские качества.

И это вполне объяснимо. Ведь перед ним был пример его отца. Остап обладал непокорным, дерзким, прямолинейным характером. Он никогда не сваливал вину со своих плеч, не предавал друзей. Никогда не прощал обиды, даже родному отцу. Под суровой внешностью скрывалась чувственная натура: в минуту отъезда из родительского дома он был тронут слезами своей матери.

В жизни и в бою Остап руководствовался разумом, имел холодную голову. Он с детства усвоил заповеди отца: преданность своей родине, решительность, стойкость. Тарас считал, что нет лучшей науки для молодого человека, чем

Запорожская Сечь. Именно здесь куются могучие характеры. Остап и стал воплощением такого могучего характера. Он отдал жизнь во славу Отчизны, во славу воинского братства, которому был верен до конца своей недолгой жизни. Мучительные пытки врагов не заставили его издать мольбы о пощаде. Остап жил с достоинством и погиб с честью.

Другой сын Тараса, Андрий, тоже был добрый казак. Во время учёбы он быстро приспособился к новым обстоятельствам. Учился охотно и без напряжения. В кругу учёной братии был несколько, скрытен. С лёгкостью увиливал от наказания. В жизни руководствовался чувством, голосом сердца.

За время учёбы влюбился в прекрасную полячку. Ради её любви предал родину, товарищей, свой сыновний долг. Погиб бесславной смертью от руки своего отца. Так поплатился за измену родине и ратному делу. Последними словами, которые он услышал, был приговор отца: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Он погиб с именем любимой на устах.

Но вернёмся к Тарасу. Перед битвой с поляками Тарас произнёс свой знаменитый монолог: «Нет уз святее товарищества!» В нём он воспел воинское братство, любовь к родной земле.

Крепкое, нерушимое воинское братство основано на крепкой, спаянной дружбе, на преданности своим традициям и обычаям, на честности и открытости, на верности своему долгу перед родиной.

Никакая сила не могла разрушить это монолитное, закалённое в битвах товарищество!

Когда Тарас попал во вражеские сети, он смело смотрел смерти в глаза. В момент гибели Тарас не был сломлен. Прибитый гвоздями к могучему дереву, он не замечал, как пламя уже подбиралось к его ногам.

Но разве найдётся такой огонь, который пересилил бы казацкую силу? Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки. Собрав остаток сил, крикнул им старый вояка, чтобы сделали правильный манёвр.

И в умирающих глазах вспыхнул радостный огонёк оттого, что его услышали свои…

Тарас погиб смертью героя. Но всегда будет жить этот образ, несущий в наш мир пример беззаветного служения своей родной земле. В характере Тараса Бульбы меня привлекает сила его духа, мужество, стойкость перед лицом врага, преданность и верность своим традициям, своим товарищам, своей стране.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/153.html

Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок литературы в 7 классе

Тема: Товарищество и братство в повести

Н.В.гоголя «Тарас Буьба»

Учитель: Пикуль Наталья Николаевна

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя

  • «Тарас Бульба».
  • Цель урока: 1) Помочь ученикам выявить основную идею повести
  • Гоголя, её патриотический пафос и связь с
  • православной традицией;
  • 2) Совершенствовать навыки анализа текста, навыки
  • монологической речи, выразительного чтения.
  • Оборудование: аудиозапись песни о поле, иллюстрации к повести,
  • запись высказываний на доске:
  • «Нет больше той любви, как если кто положит
  • душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна)
  • «Первый долг и первая честь козака есть
  • соблюсти товарищество…Нет уз святее

товарищества (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Ход урока:

I Вступительная часть.

1. Слушание песни о поле.

  1. 2. Чтение описания степи подготовленным
  2. учеником.
  3. 3. Вопросы к анализу прослушанного текста:
  4. -Каким чувством проникнуто описание?
  5. Чувством восхищения, любви.
  6. -Из чего это видно?
  7. Автор прямо говорит: «Как вы хороши, степи!»

Слово учителя. Мы сейчас определили основную мысль отрывка из повести. А на сегодняшнем уроке мы с вами должны понять главную мысль, идею всей повести.

— Скажите, о чём эта повесть?

О битвах, о мести, об отношениях в семье. Но больше всего места в ней отведено описанию жизни козаков

II. Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано подготовить рассказ о мирной и военной жизни козаков. А вообще кто такие козаки, как ими становились?

Козаком мог стать любой: и беглый крестьянин, и дворянин, и купец, среди них были и учёные люди, и монахи, и воины. Принимали всех, только спрашивали: «В Бога веруешь? А ну, перекрестись».

Расскажите о мирной жизни козаков.

В мирное время козаки вели разгульный образ жизни: они были беззаботны, как дети. У них не было правил, которые бы были призваны упорядочить их жизнь. Они пили, веселились, переплывали Днепр, скакали на лошадях, стреляли в цель.

  • -В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?
  • Чтобы подчеркнуть простоту этого устройства, построенного целиком на доверии.
  • Прочитать и прокомментировать отрывки:
  • Описание танца, описание спящего козака
Читайте также:  Сочинение на тему почему люди убегают от реальности?

В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дёгтем для показания полного к ним презрения.(учебник литературы для 7 класса, стр.131)

Бульба любуется этой картиной. Вместе с ним любуется и автор.

Теперь расскажите, какими мы видим козаков в походе и бою? Подтвердите свой рассказ цитатами из повести.

В походе и в бою козаки предстают пред нами как герои и настоящие богатыри. Они храбрые и беспощадные в бою к врагам и не бросают товарища в беде. Например, вот одно из описаний боя:

Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайновцами в самую середину.

В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям, и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет Уманский куренной атаман и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу.

Там, где прошли незамайновцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!(Там же стр.220)

  1. III Анализ текста.
  2. -В каких эпизодах говорится о вере, патриотизме, товариществе?
  3. В речи Тараса перед боем, во время битвы говорят козаки пред смертью.

Чтение и анализ речи Тараса о товариществе. ( стр.217 — 218)

  • -Как вы понимаете слова породниться родством по душе, не по крови может один только человек.
  • Тарас Бульба говорит о жертвенной любви, способности отдавать жизнь за другого человека.
  • Чтение евангельских слов, записанных на доске.
  • -Как вы понимаете смысл этих слов?

Здесь тоже говорится о жертвенной любви. Иоанн говорит, что выше этой любви нет.

  1. -Почему с этой речью обращается Тарас Бульба к козакам пред боем?
  2. Хотел избавить от уныния, чтобы достойно встретили мученическую смерть, которая их ожидала.
  3. -Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
  4. В бою они подтвердили слова Тараса Бульбы.
  5. -Каковы последние слова погибающих козаков?

Мосий Шило: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Кокубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» (с.221, 222, 223)

-Почему так схожи последние слова козаков?

Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру , за Родину, за товарищей. В их предсмертных словах о себе нет ни единого слова.

IVСделаем выводы.

-Какими рисует козаков Гоголь на страницах своей повести?

Он их изображает смелыми, мужественными, самоотверженно любящими свою Родину. Они готовы, не щадя жизни, защищать своих товарищей. И в то же время они простодушны и беззаботны, как дети.

Слово учителя:

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют ,скучающих в тихом семейном кругу, привыкших к вольной козацкой жизни, к жестоким сражениям.

Главной ценностью эти люди считают товарищество и братство, основанное на вере в Бога и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев. Поэтому главную мысль своей повести он вложил в уста главному герою – Тарасу Бульбе.

Они у нас написаны на доске. Давайте запишем их в тетрадь как вывод.

Запись вывода: «Нет уз святее товарищества».

-Почему в начале урока мы слушали песню о поле в исполнении группы «Любэ»? Как она связана с темой сегодняшнего урока?

  • Эта песня о поле, о коне, о русской природе вообще, она о любви к Родине.
  • Заключительное слово учителя:
  • Любовь к Родине, патриотизм – качество, которое свойственно православному, а, значит, русскому человеку во все времена: и во времена Тараса Бульбы и сегодня в XXI веке.
  • Задание на дом: по вариантам приготовить
  • рассказ о сыновьях Тараса: Остапе и
  • Андрии.

Источник: https://multiurok.ru/files/tovarishchestvo-i-bratstvo-v-povesti-n-v-gogolia-t.html

«Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842

году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас. В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.

В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий

лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы». В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила атмосфера «вольного неба и вечного пира души». С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры. Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их — значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей. Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?» Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель? Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..» Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию. Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги. По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду». Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком. Всю свою жизнь Н. В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость.

Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов — все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.

(1 votes, average: 5,00

Источник: https://russkie-sochineniya.ru/net-uz-svyatee-tovarishhestva-po-povesti-n-v-gogolya-taras-bulba/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector