Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс)

Гончаров создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера.

Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России.

И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.

Обломов и обломовщина сочинение

Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя — это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни.

Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс.

Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.

Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения.

Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни.

А далее мы знакомимся с «обломовщиной».

Как по мне, это болезнь и болезнь всепоглощающая. Понятие обломовщина в романе поднималось не раз. Главным симптомом заболевания является лень, бездействие и боязнь перемен.

Есть ли среди нас обломовщина и Обломовы сегодня? Как ни грустно это прозвучит, но обломовщина есть и сейчас. Эта болезнь просто неискоренима. Люди боялись перемен тогда, люди боятся перемен и сегодня. Они хотят что-то изменить, но хотят, чтобы это сделали другие.

Все мы любим перекладывать дела на кого-то, желая быть просто наблюдателями за происходящим. Не получается переложить свои обязанности на кого-то? Ну и пусть все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову.

А ведь нужно все менять, двигаться вперед, действовать, спотыкаться в своих начинаниях, падать, подниматься и идти дальше. Только так мы сможем достичь в жизни большего. И именно по такому принципу я собираюсь жить в дальнейшем.

Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina.html

Обломов и «обломовщина» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Обломовка и «обломовщина»
  3. Детство Обломова в Обломовке
  4. Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
  5. Заключение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке.

Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам.

Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами.

Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность.

Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью.

Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях.

Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду.

Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня.

Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии.

Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии.

Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Читайте также:  Анализ произведения господин из сан-франциско бунина

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова – сочинение на тему | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/oblomov-i-oblomovshhina-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов» Гончаров

Главная>Сочинения по произведению Обломов

Обломов и «обломовщина»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году и был впервые опубликован в журнале «Отечественные записки». С тех пор он считается одним из популярнейших произведений русской классики.

Сразу после появления романа в обиход вошло слово «обломовщина», которое со всей масштабностью передало праздность и лень дворянства того времени, а также причины такого образа жизни.

Что же такое «обломовщина»? Это можно понять, изучив характер главного героя.

Илья Ильич Обломов является истинным представителем русского дворянства середины XIX века, воплотившим черты духовной апатии. Его лень и праздность не знают границ. Он предпочитает целыми днями лежать на диване и ничего не делать, а лишь мечтать о том, на что никогда не хватит смелости.

Рисуя образ Обломова, автор отчетливо показал, каким обрюзгшим может стать человек в свои тридцать лет без активности, а также как мертвенность духовная может приводить к смерти физической. Отдельное внимание в романе уделяется деталям. Например, засаленный халат героя, стоптанные тапочки.

Ничем не отстает от хозяина и его слуга Захар, который всегда ходит с прорехой под мышкой. Они оба легко находят оправдание своей лени.

Несмотря на то, что Обломов неглупый человек и имеет много полезных идей, он предпочитает все оставлять незавершенным. Такое отсутствие жизненной цели обусловлено воспитанием, которое герой получил в детстве. Выросший в деревне Обломовка, был изнежен и окружен бесконечной заботой. Ничего не делал сам, так как всем занимались няньки.

Мог лишь поесть, поспать, да помечтать. К учебе особой тяги тоже не питал, так как быстро охладевал к любому виду деятельности. Так, окружающие постепенно убивали любую инициативу в душе мальчика. Однако он сохранил своеобразную наивность и чистосердечность. Именно этими качествами он был интересен и даже на время привлёк Ольгу Ильинскую.

Испытание любовью автор использует также, чтобы проверить личность героя на состоятельность. Сначала в жизни Обломова появляется Ольга, являющая собой идеал, как для самого героя, так и для автора.

Однако она любит Обломова не сегодняшнего, а будущего, каким она его хотела б видеть. Поняв это, он предостерегает её от будущих разочарований и постепенно перестает видеться с ней.

Семейный идеал и атмосферу родной обломовщины герой приобретает в отношениях с Агафьей Пшеницыной. Разница между двумя женскими персонажами хорошо показана через детали.

Так, например, если Ольга хотела «сменить» халат Ильи Ильича на новый, то Агафья Матвеевна хотела «залатать» его, чтобы тот дольше прослужил хозяину. Учитывая то, что Обломов ничего, по сути, не хотел менять в своей жизни, такая забота Пшеницыной его устраивала.

Таким образом, автор хотел показать, что «обломовщина» – это не просто лень и апатия, а также отсутствие воли и инициативы, моральная мертвенность, ведущая к физической. А более всего, это состояние российского общества, при котором даже лучшие задатки личности подавлялись бездеятельностью. По этой причине, «обломовщина» быстро нашла понимание и стала понятием нарицательным.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров
  • Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров
  • Краткое содержание Обломов, Гончаров
  • Краткая биография Ивана Гончарова

Источник: https://www.sdamna5.ru/oblomov_i_oblomovcshina

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина»

Образ Обломова и значение понятия «обломовщина» глубоко и полно объяснил Добролюбов в статье «Что такое обломовщи­на?» Главные черты Обломова — апатия, лень, бездеятельность. Герою только 32 года, а он лишен всякого интереса к жизни. Целыми днями он лежит на диване, созерцая стены и потолок.

Но ведь не родился же таким Илья Ильич! В детстве у него был живой, любознательный ум. Обломов получил образование, ко­торое открывало ему дорогу в жизнь. Когда-то он мечтал послу­жить России, считая, что «вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, темный, но непрерывный».

Правда, и в юно­сти труд он воспринимал как подвиг.

У Обломова «хрустальная, прозрачная душа», по выражению Штольца. Он честен, добр, сердечен. Его любят окружающие. Но главное, всепобеждающее качество Обломова, — лень. Эта лень произросла на почве крепостного строя. Илья Ильич привык все получать, не прикладывая никаких усилий, — для работы были слуги и крепостные крестьяне.

Он даже гордится, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. «Ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабаты­вал и вообще черным делом не занимался». «Черное дело» — удел крепостных. Обломов же — барин. Он считает, что одно это уже ста­вит его выше других.

Такое мнение воспитывалось хозяевами Обломовки, которые были уверены, что Илюша Обломов, по­томственный дворянин и наследник имения, должен занимать «особенное» положение. Но чтобы занять «особенное» место, надо было приложить усилия в университете, на службе.

«Беспоко­ить» себя Обломов не хотел, трудиться, чтобы стать похожим на других петербургских чиновников, не посчитал нужным. Проще было, лежа на диване, доказывать свою исключительность кре­постному слуге Захару.

Обломов мыслит категориями, усвоенными с детства в Об­ломовке, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринима­ет как норму, а всю другую жизнь — как «вечную беготню вза­пуски». Обломов осуждает петербургскую суету из-за собствен­ной инертности, но объективно оказывается прав.

«Чего там ис­кать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, за­девающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества! …Разве это не мертвецы?..

» Слова Обломова перекликаются с оценкой крепостников (правда, по­мещиков) Гоголем в «Мертвых душах».

Обломов начинает читать, но чтение утомляет его. Он пыта­ется проанализировать свою жизнь и свой характер, но посреди этого самоанализа «нечувствительно», незаметно для себя засы­пает. Обломов не хочет перемен, боится, чтобы «жизнь его не тронула». Он только лежит на диване и спит, и ему даже «во сне хочется спать». Мечты, которым он иногда предается, не идут дальше сытой и спокойной жизни.

В «Сне Обломова» Гончаров рисует идиллию патриархальной крепостной деревни. С одной стороны, подчеркивается эпичес­кий характер такого существования, но вместе с тем Обломовка показана как сонное царство, а обломовцы — как спящие бога­тыри. Гончаров говорит о тех могучих задатках, которые были у Обломова, но которые навеки «уснули», не развившись.

Обло­мов оказался нигде и никому ненужным, даже себе. «Началось с неуменья надевать чулки, а кончилось неуменьем жить», — под­водит итог Штольц, а Захар восклицает: «Зачем ты на свет бо­жий родился?» Обломов — и порождение, и жертва условий, среды.

Как жертва он объективно является обвинителем современ­ного общества: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится».

В романе Гончарова было названо явление — «обломовщина». В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов дал объяснение этого понятия, показал его истоки и характер.

Дополнительная литература

Краснощекова Е. А. «Обломов» Гончарова. М., 1970.

Петрова Н. К. Творчество Гончарова. М., 1979.

Нядзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. М., 1992.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему обломов и обломовщина
  • сочинение на тему что такое обломовщина
  • обломов и обломовщина сочинение
  • сочинение обломов и обломовщина
  • обломов и обломовщина

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina.html

Развёрнутые планы сочинений по роману И.А. Гончарова "Обломов" (10 класс)

Развёрнутые планы сочинений по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Тема «Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»

  1. Роман «Обломов» — одно из самых выдающихся произведений предреформенных лет.

Роман появился в печати в начале 1859 года, был сразу замечен критикой. В нём были затронуты актуальные для того времени социальные проблемы: разоблачение крепостничества, осуждение дворянской бездеятельности, оправдание деловитости и рационального отношения к жизни.

  1. Художественные особенности романа «Обломов»

  1. Социально – любовный характер конфликта.

Роман читается с интересом. Это не идейный роман; в нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале. В основе произведения – социально – любовный конфликт. Это взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Обломовым, Ольгой и Штольцем, Обломовым и Агафьей Тимофеевной Пшеницыной. За этими отношениями скрывается социальный подтекст.

  1. Простота и естественность сюжета.

Автор не изощряется и не придумывает замысловатые сюжетные линии, ходы; не подбирает эпизоды, не работающие на заявленные темы и проблемы. Простота, строгость, ясность и естественность сюжета способствует тому, что читатель сразу улавливает авторские идеи, размышляет о главном в произведении. Сюжет подчинён тематике, проблематике произведения.

  1. Композиция романа отличается медлительностью и неторопливостью развития действия и повествования в нём.

Особое, причём значительное место в романе занимают эпизоды, которые играют роль экспозиции действующих лиц. Экспозиции Обломова и Штольца занимают 3/8 текста произведения. Обе любовные истории заканчиваются к 4 главе последней части, и следующие 7 глав посвящены изображению жизни Обломова у Пшеницыной и описанию семейного благополучия Штольцев.

  1. Наличие двух сюжетных линий в композиции: роман Обломова и роман Штольца, связанные образом Ольги Ильинской.

Две сюжетные линииданы через роман Обломова с Ольгой и роман Штольца с Ольгой. Любовные отношения героев лишены гражданского пафоса. Они складываются медленно, исподволь вызревают в повседневном обмене мнений, впечатлений, иногда переходящем в споры. Поэтому с ними связано много эпизодов, подробностей, деталей, монологов. Особенно это касается сцен сближения Ольги с Обломовым.

  1. Контрастность образов (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына, Захар – Анисья).

Приём контраста является основным в композиционном отношении. Можно выделить несколько пар контрастных образов. Характеристика пар. Смысловая обусловленность контраста.

  1. Мастерство типизации образов (через портрет, детали, пейзаж).

В романе даны типические образы, то есть образы, наделённые такими чертами характера, которые наиболее ярко выражены и распространены среди определённого круга людей. При создании таких персонажей автор использует определённую долю вымысла и обобщения, но в основе образов – существующая реальность.

Типизация представлена через портретные характеристики, детали, пейзажные зарисовки, отбор эпизодов и систему образов. Большое место занимают портретно – бытовые характеристики действующих лиц (это своеобразная черта творческой манеры И. А. Гончарова). Они обычно даются в экспозициях и предысториях героев. А потом отчасти повторяются.

Портреты выявляют психологию героев, их внутренний мир. В них включается изображение манер, привычек героев, окружающих их вещей. В результате портретный облик героя оказывается не столько отражением его идейных и нравственных позиций, сколько воплощением определённого социального уклада, в котором сформировался характер героя.

Читайте также:  Сочинение по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского (описание)

Портретно — бытовая характеристика одного образа (по выбору).

Гораздо большее значение, чем портретно – бытовые характеристики, имеют в романе диалоги, раскрывающие образ мыслей героев. Большинство сцен в произведении строится по диалогическому принципу. Все другие приёмы изображения (описания действий, обстановки действия, портреты, характеристики внутреннего состояния героев) лишь направляют и дополняют ход диалога.

Темы диалогов тесно связывают и хроникальные, и конфликтные эпизоды романа. Диалог – основное средство развития действия в произведении. Особенность творческой манеры И. А. Гончарова: диалоги почти лишены психологизма. Герои говорят о своём образе жизни, принципах, идеалах, но мало и скупо – о своих переживаниях и душевном состоянии.

Диалоги более мыслительны, нежели эмоциональны.

  1. Богатство использования языковых художественных средств и приёмов (пословицы, поговорки, индивидуализация речи персонажей, эпитеты, сравнения, монологи).

В подборе приёмов словесной изобразительности И. А. Гончаров проявляет свою объективность, стремится занять позицию стороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить в наружности, в манерах, характере, если смотреть на героев со стороны. И взяв такой тон повествования, автор применяет соответствующие словесные обороты и принципы построения фразы.

Этим он развивает приёмы реалистического стиля Н. В. Гоголя, но без их резкой комической экспрессии. Речь героев романа обыденна, колоритна и проста по строю. Особой удачей Гончарова являются словесные «лейтмотивы». Они органично входят в диалоги. Многозначительное выражение или слово становится смысловым центром диалога, к нему затем неоднократно возвращаются герои.

  1. Моя оценка мастерства И. А. Гончарова (по роману «Обломов»).

Развёрнутый план сочинения на тему «Обломов как социально – психологический тип» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

  1. Основной вопрос, занимавший И. А. Гончарова в 40 – 50 – х годах IX века.

Гончарова интересовала возможность перехода привилегированных слоёв русского общества от старого, патриархального уклада к новой, предпринимательской деятельности, в развитии которой писатель основу процветания страны. В жизни отдельной личности залогом такого перехода он считал склад мышления, определённый порядок повседневной деятельности. В 1848 году в фельетоне Гончаров назвал этот склад деятельности «уменьем жить».

  1. Обломов как социально — психологический тип.

  1. «Уменье или неуменье жить» — вот принцип, по которому автор оценивал изображаемые характеры.

  1. Дворянская лень и романтическое прекраснодушие Обломова.

Эти качества характера Ильи Ильича Обломова И. А. Гончаров считал особенно вопиющими проявлениями «неуменья жить». В образе Штольца, наоборот, сконцентрированы цельность, деловитость, практицизм. Это два социально – психологических типа, два антипода в романе.

  1. Барская избалованность, бездеятельность, бессилие ума и воли – основные качества характера Обломова.

В понимании характера ленивого и мечтательного помещика проявились антикрепостнические убеждения И. А. Гончарова. Обломов отошёл от всякой деятельности и не способен к ней вернуться.

У него вялый, флегматический темперамент. Он не только не желает заниматься чем–нибудь, но даже не хочет встать с дивана, одеться и выйти на прогулку или посетить общественное место.

Символичен образ халата: он олицетворяет лень и барскую избалованность героя.

  1. Крайняя степень инертности Обломова – результат паразитической, патриархально – помещичьей жизни.

Для раскрытия этой зависимости Гончаров создаёт «предысторию» своего героя (сон Обломова). В ней автор подчёркивает крайнюю степень инертности всего хозяйственно – бытового уклада дворянской усадьбы: повсюду царят беспросветная лень и сонная одурь. Обломовка – это родина Ильи Ильича, «благословенный уголок земли», в котором сформировался характер героя.

  1. Отношения Обломова с его крепостным дядькой Захаром – символическое воплощение полного застоя и упадка усадебной жизни.

Слуга – подобие своего барина: такой же ленивый, инфантильный, неопрятный.

  1. Житейская «философия « Обломова.

При всей своей физической и умственной неспособности жить Обломов отличается удивительной душевной безмятежностью. Он убеждён в нормальности и законности своей жизни. У героя своя житейская «философия», согласно которой состояние «отдыха и покоя» является «поэтическим идеалом жизни». И к этому идеалу следует стремиться при любых условиях.

  1. Попытка идеализации некоторых нравственных сторон жизни Обломова.

Доброта, радушие, искренность, открытость, чистота и ранимость души Обломова выигрывают на фоне карьеризма, стяжательства, цинизма, нравственной испорченности представителей столичного чиновничье – дворянского общества (на примере гостей Обломова: Судьбинского, Волкова и других).

  1. Основной вопрос романа – дальнейшая судьба Обломова и Обломовки. Здесь обнаруживаются две различные и исключающие друг друга перспективы:

  1. Обломов может попасть под покровительство ловкого, грубого пройдохи и афериста Тарантьева, так как не может постоять за себя в трудных условиях буржуазного развития помещичьей России;

  1. Покровительство добропорядочного предпринимателя Штольца.

Именно Штольц призван в романе спасти Обломовку для её законного наследника – сына Обломова, спасти от инертности, лени, хищнических поползновений аферистов и мошенников.

  1. Автор вводит Обломова в любовный конфликт, чтобы испытать героя самой жизнью.

    Обломов полюбил Ольгу; но когда он почувствовал, что должен стать деятельным человеком и устраивать свои имущественные дела, считаться с мнением окружающих, готовиться к браку, то здесь и выявилось, что на самом деле стоит его «золотое, верное и честное сердце».

    Оказалось, что инертность Обломова сильнее любви. Причина такого поведения Обломова и его душевного состояния – «обломовщина». Это не название недостатка, который можно преодолеть, это имя зла, сгубившего человека.

  1. Символическое значение финала основного конфликта романа. Обломов, расставшись с Ольгой, поселяется в домике мещанки Пшеницыной, живёт под тёмной властью Тарантьева и Мухоярова.

    Он ушёл из-под влияния Штольца, возвратился к своим прежним привычкам: к халату, дивану, тапочкам… Он становится дворянином в мещанстве, жертвой изворотливых и грубых мещан. Но от них его спасает Штольц. Но изменить характер Обломова Штольц не в силах.

    Илье Ильичу уютно и комфортно в доме Агафьи Тимофеевны – он как будто вернулся в своё детство, в Обломовку. Под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.

  1. Обломов в оценке критики и автора романа:

  1. критики с консервативно – реформистскими взглядами (Дружинин) старались выдвинуть на первый план черты характера Обломова, которые оправдывал в нём сам автор, и затушевать основное – критическую направленность романа. Дружинин называл Обломова «добрым, милым и светлым существом», а его инертность – свойством «целого народа».

  1. Демократическая критика (Н. А. Добролюбов) указывала на «нравственное рабство» Обломова. Добролюбов увидел в «типе Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй русской жизни, а на деле примирявшегося с ним.

  1. И. А. Гончаров в своём романе на образе Обломова показал полное внутреннее вырождение старого русского барства и обречённость крепостнических отношений, сформировавших Обломова и «обломовщину».

Развёрнутый план сочинения на тему «Пути, которые не выбирал Обломов» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

  1. Исключительная злободневность романа «Обломов».

Роман был написан в 1859 году и привлёк внимание критики поставленными в нём проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман как нечто «более, нежели просто удачное создание сильного таланта».

Она увидела в нём «произведение русской жизни, знамение времени». Так была оценена исключительная злободневность произведения.

В чём же секрет романа? Видимо, в том, что Гончаров, как гениальный художник, сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление – «обломовщина».

  1. Пути, которые не выбирал Обломов.

  1. Кто он – Илья Ильич Обломов? И что есть «обломовщина»?

Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя и многих других персонажей романа. И за пределами романа читатель видел великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно.

Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». На что герой отвечает: «Есть… Обломовщина». Царство крепостнической России – вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью.

Привычка получать всё даром, не прикладывая к этому труда, — основа всех поступков и решений Обломова.

  1. Представим себе, что Ольге Ильинской удаётся изменить Обломова.

Любовь их соединяет в браке. Любовь и семейная жизнь преображает героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным.

Понимая, что крепостной труд не принесёт ему больших выгод, Обломов освобождает своих крестьян из-под крепостнической зависимости.

Он выписывает из-за границы новейшую технику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести своё хозяйство по-новому. За короткий срок ему удаётся разбогатеть. Жена – его помощник, соратник, друг.

  1. Другой вариант развития сюжета: Обломов «пробуждается» ото сна сам.

Он понимает, что бездарно растрачивает свои силы, душу, способности. Обломов видит бедность своих крестьян. Преодолев «обломовщину» в себе, он примыкает к революционерам – демократам, ратующим за революционный путь развития России. Ведь многие современники Обломова, сформировавшиеся в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до высшей цели – служения народу, Родине.

  1. Третий вариант развития сюжета: наконец-то Штольцу удалось «разбудить» Обломова.

Илья Ильич Обломов уезжает со своим другом и спасителем за границу, активно включается в жизнь, которая ранее проходила мимо него.

Обломов много читает; посещает выставки, деловые приёмы; начинает заниматься практической деятельностью, обсуждать новшества в науке, политике. Затем возвращается в Россию и преображает своё имение.

Успехи дают ему право думать о будущем России, о путях её преобразования, переустройства.

  1. Изменить сюжет романа И. А. Гончарова невозможно.

Это произведение было написано очевидцем тех событий, причём политически и идеологически не ангажированным. Роман объективно отражал то время, в котором жил автор. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен.

В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков полагают, что крепостное право будет существовать вечно. Роман Гончарова сохранил своё обаяние как произведение беспощадной авторской откровенности.

Гончаров осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену активной жизни расплывчатой мечтательностью.

Источник: https://multiurok.ru/files/razviornutyie-plany-sochinienii-po-romanu-i-a-gonc.html

Образ Обломова в романе Гончарова | Литерагуру

Обломов — главный герой одноименного романа И.А. Гончарова. Фамилия персонажа говорящая, поскольку жизнь его сломлена и лишена всяческих стремлений, потому что он не умеет преодолевать трудности.

Илья Ильич – дворянин, и с детства был изнежен. Тот Обломов, которого мы видим в основной части романа, – итог родительского воспитания, особенности которого раскрываются через  «Сон Обломова».

В нем видно бойкого и задиристого мальчишку, который, как и свойственно его годам, полон энергии и желаний. Но родители всячески подавляют резвость ребенка, его окружают слуги (Васька, Ванька и Захар), делающие все за своего господина.

Даже носки запрещалось надевать самому.

Не только родительское воспитание посеяло семена лени в душе героя. Село, в котором он воспитывался, называлось Обломовкой. Образ жизни семьи Обломова был типичным для жителей этого места.

Складывается ощущение, что время покинуло деревню, людей там волнуют только домашние хлопоты.

Отсюда никогда бы и не смог выйти другой Илья Ильич, лень и отвлеченность от суетной жизни здесь передаются генетически и основательно укореняются под воздействием атмосферы праздности и скуки.

Так, особенности воспитания и «застывшее время» села сделали героя типичным дворянином 19 века. Дни он проводит лежа на диване, управлять имением не хочет, а от выходов «в свет» открещивается.

Раньше он служил в департаменте, но после нескольких лет скучной работы и ожиданий повышения выбрал тот стиль жизнь, в котором он предстает перед нами. Халат – символ лени, в нем от зари до зари Обломов, лежа на диване, трапезничает, мечтает и спит.

Обстановка в квартире Ильи Ильича апатичная, атмосфера Обломовки перебралась и обосновалась в комнатах Петербурга.

Всего один раз в жизни Илья Ильич вновь, как в детстве, готов был бросить свой диван и халат, — когда чувство влюбленности овладело сердцем. Ее имя Ольга Ильинская. Но страстные желания изменений остановились и навсегда остались на стадии невыполнимых.

Корни лени, вложенные в детстве и стремительно развивающиеся в Петербурге, проросли и в сердце, не оставив места для пылкой любви.

Потом Обломов найдет жену, которая доведет до идеала тягучий и размеренный стиль жизни, окружит его заботой, но совершенно ничего не поменяет в его душе (Агафья Пшеницына).

Обломова принимают за отрицательный образ, хотя таковым его назвать нельзя. Гончаров вырисовывает своего героя мечтательным, нравственно чистым и добрым человеком. Он стал заложником обстоятельств, сломавших его личность внутри.

В нем воспитали барство, презрение к прислуге и лень, но не лишили способности мыслить, проникать в суть вещей.

Так, в разговоре со Штольцом, он обвиняет своих соотечественников в чинопочитании, распускании сплетен, лживости слов и озлобленности, но все это так же порочно, как и бездействие.

Анастасия Фёдорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-oblomova-v-romane-goncharova/

Что такое обломовщина

  • 10 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • Что такое обломовщина

Центральный герой одноименного романа И. А.

Гончарова до сих пор привлекает к себе внимание читателей и часто оказывается предметом горячих критических обсуждений.

Интересен ли в наше, отмеченное общественной активностью людей, время образ человека, олицетворяющего духовную и физическую лень и считающего ничегонеделанье нормой жизни? Изображая уникального лентяя, писатель поставил столько важных социальных и нравственных проблем, осветил такие стороны русской жизни, что становится понятно: автор показывает истоки и последствия обломовщины, утверждает, что общественно полезное дело — естественная и единственно плодотворная, духовно здоровая форма существования.

В романе «Обломов» Гончаров изобразил два типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя. Жизнь в движении характерна для сильных, энергичных и целеустремленных людей, жизнь в состоянии покоя — для ленивых, спокойных и беспомощных перед жизненными трудностями. В Обломове второй тип жизни преобладает над первым.

Гончаров считает, что жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родители, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью.

Им не нужно было зарабатывать себе на жизнь, они ничего не делали: за них работали крепостные крестьяне. При такой жизни человек погружается в беспробудный сон: он не живет, а существует. В семье Обломова все сводилось к одному: вкусно поесть и хорошо отдохнуть.

Особенности жизни Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая от возникающих перед ним трудностей, слабохарактерный отец, постоянный сон в Обломовке — все это сказалось на характере героя.

И Обломов вырос таким же сонным, апатичным и не приспособленным к жизни, как и его отцы и деды.

Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Обломов ничего не делает, ему все приносят «на блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Из этого оцепенения Обломова пытаются вывести сначала Штольц, а потом Ольга, но безуспешно.

Из-за своего бездействия Обломов постепенно угасает. Перед смертью его жизнь близка к существованию животного: герой смирился и покорился своей неспособности жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обломова мы видим, что жизнь — это движение.

Спать можно только в могиле или в раю, Обломова вырвали из рая — значит, остается только одно — смерть.

В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. Обломов тоже прошел проверку любовью. Любовь подтолкнула Обломова к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других, а Обломов не способен заботиться ни о самом себе, ни о других. Ему нужна любовь не равноправная, а материнская, —как любовь Агафьи Пшеницыной.

Жизнь Обломова в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, физически инертной, ненормальной и нездоровой. И Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти.

Автор так оценивает эту стадию жизни героя: «С летами волнение и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывается в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу: кто же способен увидеть что-то обнадеживающее в добровольном копании собственной могилы? А это копание — сущность внутренней деятельности героя, чьи природные задатки смолоду были загублены мертвящими обстоятельствами.

Илья Ильич сознает, что его губит обломовщина. То, что это явление губительно для общества в целом и для человека в отдельности, прекрасно объяснил Добролюбов.

Сам Гончаров видел в обломовщине социальное явление, продукт определенных общественно-исторических условий, крепостного строя. Изобличение обломовщины было настоящей патриотической заслугой писателя.

Глубокий и верный анализ обломовщины Гончаров нашел в статье Добролюбова. Имея в виду социальную и психологическую характеристику обломовщины, а не революционно-демократические выводы, которые делал в своей статье Добролюбов, Гончаров писал: «…

мне кажется, об обломовщине, т. е. о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя».

Роман Гончарова был использован Добролюбовым как острое оружие в обличении прогнившего крепостнического строя, в борьбе за интересы народа. Великий критик-демократ указал на «необыкновенное богатство содержания романа», глубоко раскрыл его социально-политический смысл, увидев в обломовщине порождение крепостнического строя, и расценил роман как протест против крепостничества.

Добролюбов писал: в романе «сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это —обломовщина…

» Оно «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести».

Понятию «обломовщина» великий критик придал широкое историческое значение. Он увидел ее проявления и на прежних этапах русской жизни. Добролюбов справедливо полагал, что у Гончарова были предшественники в изображении обломовщины.

К ним он отнес Пушкина, Лермонтова, Тургенева, создавших образы «лишних людей», — Онегина, Печорина и Рудина. Добролюбов раскрывает историческую связь между ними и Обломовым, потому что все они — выходцы из дворянской среды и воспитаны на почве крепостного строя.

Конечно, между «лишними людьми», отличавшимися высоким интеллектуальным уровнем, идейными исканиями и неудовлетворенностью жизнью в обстановке крепостного строя, и Обломовым большая разница.

Критик указывает на различия между этими персонажами — это различия, обусловленные разницей исторических периодов, к которым они относились, и своеобразием их темпераментов и поступков.

Но Добролюбов справедливо утверждает, что «над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества». Критик прав, говоря о том, что такие черты в героях произведений Пушкина, Лермонтова, Тургенева, как праздность или «кипенье в действии пустом», неспособность к труду, нерешительность в критические моменты жизни, являются проявлениями обломовщины.

Добролюбов отмечал, что обломовы в общественной жизни являются злейшими врагами рождающегося нового.

В иносказательной форме критик указывал, какая опасность таится в подобного рода обломовых для народного дела, выражал уверенность, что народ сметет с пути этих бездействующих болтунов в тот момент, когда осознает «необходимость настоящего дела» — революции.

Гончарову революционно-демократические идеи были чужды, но своим романом он содействовал борьбе с обломовщиной как со страшным социальным злом, сковывающим творческую жизнь народа, препятствующим его общественному, духовному и нравственному развитию.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/418.html

Что такое обломовщина?

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Что такое обломовщина?

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Социально-психологический роман Гончарова «Обломов» создан во второй половине XIX века и отображает общественную жизнь той эпохи, однако проблемы, поднимаемые автором, актуальны и в наше время. Одним из самых важных вопросов произведения становится понятие и существование «обломовщины» в человеческой жизни.

Так что же такое эта «обломовщина», является ли она случаем единичным, уникальным или же повсеместно распространена в обществе?
    Замечательный русский публицист Н.А.Добролюбов в своей критической статье «Что такое обломовщина?» заявил: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы по-прежнему Обломовы.

Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время…» И, действительно, Гончаров через Обломова, по моему мнению, лишь представил на всеобщее обозрение одни из главных пороков и слабостей каждого из нас: лень, праздность, слабоволие.

Просто показал он их читателю без внешней мишуры и приукрашивания,доведя эти недостатки до того безобразия, которое вызывает отвращение, неприятие и ужас.

    Однако стоит задуматься, почему нас столь возмущает поведение Обломова, его судьба и поступки? Не потому ли, что мы неосознанно видим в этом персонаже отголоски самих себя, своего характера и недостатков? Ведь обломовщина кроется практически в каждом из нас.

Это вся наша лень; высказанные, но не выполненные намерения и мысли; все наши заброшенные мечты; цели, которых мы не достигли, свернув на полпути, предпочтя не получить желаемое, чтобы только не прилагать никаких усилий, оставаться в покое.

За этим словом кроется не только и не столько открытое проявление праздности и лени, как было у Обломова, для которого просто встать с кровати и одеться — тяжкий труд, а прочитать книгу или сменить квартиру — настоящий подвиг.
    Нет, обломовщина — это наше воспитание, внутреннее желание переложить свои обязанности на других, стремление к спокойной, размеренной, сытой жизни, не омраченной никакими проблемами.
    «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов» — писал Добролюбов, потому что понимал, что дальше пустых разглагольствований дело не продвинется, а громкие фразы землевладельца останутся лишь словами, не воплотившимися в жизнь.

    Таким образом, обломовщина — это в первую очередь различие «…между великими…силами и ничтожностью дел…»

Добавил: Mell21

130386 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00310481362907088336/woid/00012601184773069654/

Ссылка на основную публикацию