Образ и характеристика кулигина в пьесе гроза

Искусство и развлечения 18 апреля 2015

А.Н. Островский создал в 1859 году пьесу «Гроза» — произведение, в котором были затронуты непростые вопросы перелома общественной жизни, смены социальных устоев. Александр Николаевич проник в суть противоречий своего времени.

Он создал колоритные характеры самодуров, описал их нравы и быт. Два образа выступают в противовес самодурству — это Кулигин и Катерина. Наша статья посвящена первому из них. «Образ Кулигина в пьесе «Гроза» — тема, которая нас интересует. Портрет А.Н.

Островского представлен ниже.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

Краткая характеристика Кулигина

Кулигин — механик-самоучка, мещанин. В разговоре с Кудряшом (первое действие) он предстает перед читателем поэтичным ценителем природы. Этот герой восхищается Волгой, чудом называет открывшийся ему необыкновенный вид. Образ Кулигина в пьесе А.Н.

Островского «Гроза» может быть дополнен следующими деталями. Мечтатель по натуре, тем не менее этот герой понимает несправедливость существующего строя, при котором грубая власть денег и силы решает все. Он говорит Борису Григорьевичу о том, что в этом городе «жестокие нравы».

Ведь у кого имеются деньги, тот стремится закабалить бедного для того, чтобы еще больше нажить себе капитал на его трудах. Сам герой отнюдь не такой. Характеристика образа Кулигина в драме «Гроза» прямо противоположна. Он мечтает о благополучии для всего народа, стремится делать добрые дела.

Представим теперь более подробно образ Кулигина в пьесе «Гроза».

Разговор Кулигина с Борисом

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, «пьянства» и «разврата темного». Герой возмущен устоями «темного царства», однако сразу же произносит после гневной речи: «Ну, да Бог с ними!», как будто отступаясь от сказанных слов.

Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза» характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его «живого проглотят», и сетует на то, что ему и так достается за его речи.

Просьба, обращенная к Дикому

Стоит отдать Кулигину должное за то, что он с упорством и одновременно учтивостью просит Дикого дать деньги на материалы. Они ему нужны, чтобы установить на бульваре солнечные часы «для общей пользы».

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

Кулигин, к сожалению, натыкается лишь на невежество и грубость со стороны этого человека. Тогда герой пытается хотя бы на громовые отводы уговорить Савелия Прокофьича, поскольку частым явлением в городе являются грозы. Не добившись успеха и в этом деле, Кулигин не может больше ничего сделать, кроме как, махнув рукой, уйти.

Кулигин — человек науки

Интересующий нас герой является человеком науки, с уважением относящимся к природе, ощущающим тонко ее красоту.

Он обращается в четвертом действии с монологом к толпе, пытаясь объяснить в нем людям, что не следует бояться грозы и любых других природных явлений. Нужно ими любоваться, восхищаться. Однако жители города не хотят его слушать.

Они живут по старым обычаям, продолжают полагать, что это Божья кара, что гроза — это непременно к беде.

Знание людей, которое проявляет Кулигин

Образ Кулигина в пьесе «Гроза» характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.

Именно этот герой вытащил из воды мертвую Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.

Белая ворона

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

В Калинове интересующий нас герой — белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза» характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои «темного царства» несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.

Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе «Гроза».

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128212/

Образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза" Островского

Главная страницапьеса Гроза

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза
Кулигин.
Художник С. В. Герасимов

Кулигин является одним из второстепенных персонажей драмы «Гроза» Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза».

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Кулигина в пьесе «Гроза»

Кулигин является одним из жителей города Калинов. Ему около 50 лет. Кулигин — мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка.

Кулигин мечтает изобрести «вечный двигатель», или перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile). Он в душе поэт, любит природу и ценит красоту окружающего мира. Кулигин читает книги, любит поговорить на разные темы и поделиться своей мудростью с другими.

Механик Кулигин — хороший и честный человек. Он готов трудиться на пользу общества и делать жизнь в городе лучше. Но его стремления никто не поддерживает.

Кулигин является носителем «новых взглядов» в пьесе. Его мировоззрение не похоже на мировоззрение большинства жителей города. 

Кулигин — 50-летний мужчина, «старик»:
«…пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу…» «…Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!..» (Кабаниха о Кулигине)Кулигин принадлежит к мещанскому сословию:
По профессии Кулигин — самоучка-механик и часовщик:
«…часовщик-самоучка…» «…Механик, самоучка-механик…» Кулигин — хороший человек:
«…Какой хороший человек!..» (Борис о Кулигине) «…Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет…»Кулигин — честный человек:
«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..»Кулигин — скромный, «маленький человек»:
«…Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго…»Кулигин — смелый человек:
«…А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь…»Кулигин — умный человек. Он дает полезные советы другим людям:
«…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить…» (Кулигин дает совет Тихону) Кулигин любит природу:
«…Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита…» «…Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости…»Кулигин ценит красоту окружающего мира:
«…все-таки украшение – для глаз оно приятней…»Кулигин — поэт в душе:
«…Я было хотел все это стихами изобразить…» Кулигин читает книги:
«…Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания…»

Кулигин любит поговорить, «рассыпать разговор»:

«…Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!..» «…Ишь, какие рацеи* развел! Есть что послушать, уж нечего сказать!..» (*рацеи — наставления)Кулигин — мечтатель:
«…Мечтает себе и счастлив…»

Самоучка Кулигин мечтает создать вечный двигатель («перпетуум-мобиле»):

«…Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!  Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают…» «…Борис. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Кулигин. Непременно, сударь!..»

Кулигин также хочет установить солнечные часы в городе для красоты и удобства:

«…сейчас подойдете и видите, который час…»Кулигин хочет установить громоотвод в городе для общей пользы:
«…Какие такие там у тебя громовые отводы?..»

Кулигин хочет быть полезным обществу и улучшить жизнь людей в городе:

«…я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки…» «…ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза…» «…Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы…»Кулигин готов трудиться даром на благо общества:
«…Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?
«Если искать в драме протеста против злых элементов «темного царства», то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/kuligin-groza-harakteristika-obraz.html

«Какой образ у Кулигина в пьесе Островского «Гроза»?» – Яндекс.Кью

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…  ·  

Кулигину 50 лет, он увлекается механикой, в целом достаточно эрудирован и имеет запас житейской мудрости. Кулигин добросовестный, честный, исренний.

Он часто дает советы, но привычки категорично приказывать, как у Кабаники или Дикого, у него нет. Кулигин трудолюбив. Он любит природу, любуется Волгой.

Он рассказывает о нравах города Калинова, осуждает их, но сам ведет себя отстраненно, не пытаясь бороться с ними.

Трагедия Бориса в том, что он ради наследства готов пожертвовать отношениями с Катериной. Этим он предает ее, и Катерина не выдерживает этого. Борис и сам страдает от этого, мечется постоянно, но в итоге, ничего путнего не принимает. Тем самым теряя Катерину. Уезжает в Сибирь, в угоду дядьке.

«…Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись…» 

Типичный бесхарактерный тип, портящий пейзаж всего произведения. Но Островский специально выделил этого героя, как олицетворение трусости и никчемности. Хотя и выглядит герой модно одетым, современным и внешне привлекательным. Яркий персонаж второго плана.

Прочитать ещё 1 ответ

Если мы говорим о ключевом для творчества Островского произведении «Гроза», то оно, разумеется, наделено чертами классической трагедии.

В первую очередь, для классической трагедии характерен глубокий конфликт — моральный, философский или идейно-политический — и борьба героя с общепринятыми установками как его следствие. Характерны и выдающиеся духовные свойства главного героя, и гибель главного героя в результате этой безнадежной схватки с действительностью.

Все эти трагические черты присущи пьесе «Гроза» (моральный конфликт, сильный герой, трагическая развязка). Кстати, не одна только Катерина вступает в конфликт с жителями города. Ведь есть ещё и изобретатель Кулигин, способный создавать инновационные, как бы сейчас сказали, аппараты, но вынужденного чинить мелкую домашнюю утварь.

Читайте также:  Сочинение семейная мысль в романе война и мир льва толстого

Прочитать ещё 1 ответ

На мой личный вкус, есть две эталонные экранизации, как и в случае с «Анной Карениной», являющие собой одну отличную классическую версию и одну не менее яркую постмодернистскую — это, конечно же, классическая постановка Франко Дзеффирелли с идеальным кастингом и китчевый хит База Лурмана с Лео Ди Каприо.

Прочитать ещё 4 ответаНе перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…  ·  

Гринев по сюжету становится свидетелем казни Пугачева. И во время казни Пугачев узнал Петра в толпе и незаметно кивнул ему.

Тем самым Пугачев признал в Гриневе друга и поблагодарил за поддержку, что, конечно, является испытанием для его гордости. Гринев же как офицер должен был ненавидеть осужденного, но вдруг осознал, что в данную минуту казнят человека, который сделал для него гораздо больше, чем любой другой.

Своим присутствием и ответным взглядом Петр хотел объяснить это Пугачеву. Их немой диалог был мимолетным, но для обоих он оказался очень важным.

Прочитать ещё 1 ответСвободный художник: люблю и умею готовить вкусную еду, растить цветы и отвечать…  ·  

Старый и новый мир не совпадают в представлениях о порядке вещей, укладе жизни — и этот социальный конфликт находит отражение на частном уровне: между старшим и младшим поколением в классическом конфликте «отцы и дети».

Прочитать ещё 1 ответ

Источник: https://yandex.ru/q/question/hw.literature/kakoi_obraz_u_kuligina_v_pese_ostrovskogo_b413cb22/?answer_id=59700e20-5342-4c05-93f9-95ef63cc7ea8

Характеристика образа Кулигина в пьесе «Гроза» островского — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы.

Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание.

Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них — путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин — механик-самоучка. То есть всему выучился сам.

Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции.

Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств.

Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает.

В нём совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины — отсутствие активного протеста.

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему».

Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города. При этом сам Кулигин ведёт себя несколько отстранённо. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается.

Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение.

Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21614-harakteristika-obraza-kyligina-v-pese-groza-ostrovskogo.html

Образ Кулигина (по пьесе А. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо­трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ­степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об­раз Кулигина сразу притягивает читательское внима­ние.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно­венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж­дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами.

Кудряш называет Кули­гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи­тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича­ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре­лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули­гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку­лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто­ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами.

Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате­лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти­ранят».

По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни­ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не­сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме­щанства «руки есть, а работать нечего».

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер­жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди­кому все выгоды, которые могут принести его задум­ки.

Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по­жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить.

Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст­ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно­го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би­сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо­ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт­вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на­деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст­вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

Источник: http://5litra.ru/soch/218-obraz-kuligina-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html

Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа — Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин — это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом.

Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной.

В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят.

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов.

Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается».

Читайте также:  Сочинения по творчеству мольера

Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество

Кулигин — человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту.

В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!..

любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы — все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!». После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он — как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями.

Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города.

И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего — его стремление к благополучию народа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru

Дата добавления: 27.12.2013

Источник: https://www.km.ru/referats/334851-obraz-kuligina-v-pese-ostrovskogo-groza

Образ Кулигина в пьесе Островского

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Кулигина в пьесе Островского

  Скачать сочинение

    Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. «Темное царство», олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение.

Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.     Первым с кем мы встречаемся в пьесе — Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.      С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы.

Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. «Восторг!» — говорит он, но они не понимают его радости, они «не видят» красоты пейзажа, потому — что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о «темном царстве». Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни.

Мы замечаем его реплики только «по — делу», и когда это необходимо. «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть», — заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: «Да не спускаю и я: он — слова, а я — десять.

» Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.
     В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого.

Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, «я здесь лишний, точно мешаю». Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует «угождать как-нибудь».

Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность — Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят».

В этом проявляется его нерешительность: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается». Если Катерина, главная героиня «Грозы», в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.      Кулигин умеет находить общий язык с людьми. «Какой хороший человек!», — говорит о нем Борис.

Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества — хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. «А то руки есть, а работать нечего».

     «Механик, самоучка — механик», — как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами.

Добролюбов писал в своей статье «Темное царство», о том, что «самодура легко «прекратить» силой рассудительно, просвещенного ума». «Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов.» Но все бесполезно.

Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.      Кулигин тонко чувствует красоту природы: «из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…»; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира.

Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только «молодые парни да девушки… у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться.

Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы «всякий должен бояться», — говорит Катерина.      К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери.

Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. «Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой». Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: «Нет, своего-то ума.

»
     В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.

     Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против «темного царства».

Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.      В «темном царстве» Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.      Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель — сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

     Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по — богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть «изгоем» в Калинове.

144245 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Кулигина в пьесе Островского

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074201184864183885

Характеристика образа Кулигина в драме «Гроза»

В драме «Гроза» показан и человек, сознательно защищающий общественные интересы. Это механик-самоучка Кулигин. Кулигин — представитель трудящегося народа.

И то, что драматург нарисовал его с такой симпатией, говорит о демократических взглядах Островского, о его вере в простой народ, в котором таятся замечательные таланты. Это подчеркивается и фамилией Кулигина, созвучной с фамилией известного русского изобретателя И. П. Кулибина (1735-1818).

Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей Калинова, он старается делиться с людьми своими знаниями, борется- против суеверий. Но, общаясь с представителями «темного царства», Кулигин сам смог узнать немного. Он «поначитался» произведений Ломоносова, Державина, а о Пушкине, возможно, и не слыхал.

И не с кем ему во всем Калинове поделиться своими мыслями. Хотел он в стяхах изобразить калиновскую жизнь, но побоялся, что его «съедят, живого проглотят».

Если Катерина только бессознательно чувствует красоту природы, то Кулигин выступает как_ее вдохновенный певец. С его восторженных слов о красоте Волги начинается действие в пьесе.

Читайте также:  Сочинение князь игорь в поэме слово о полку игореве (образ и характеристика)

Кулигин горячо сочувствует бедным и несчастным людям, но не имеет ни сил, ни. средств, чтобы помочь им. .

Он только мечтает изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обратить эти деньги на помощь нуждающимся — «для общей пользы».

Осуждая бесчеловечные нравы «темного царства», он боится решительных действий. Кудряшу, который отвечает Дикому грубостью на грубость, 'Кулигин советует: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». И делает бесполезные попытки «просветить» Дикого, в' ответ же слышит одни — оскорбления. Эта робость Кулигина не является его личным недостатком.

Он тоже жертва «темного царства». Несмотря на. сознательность и чувство собственного достоинства, он не может преодолеть веками воспитывавшуюся в народе рабскую покорность. Он и Борису говорит: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь».

Одиночество полуобразованного Кулигина среди совершенно невежественных калиновцев типично для предреформенной России.

Прав драматург и в том, что интеллигентные молодые, люди, «ожидающие наследства», не спешат на помощь талантам из народа. Борис знает, что вечный двигатель неосуществим, и мог бы объяснить это Ку-лигину, но общественные интересы Кулигина чужды Борису, он считает их пустыми мечтами и предпочитает не «разочаровывать» хорошего человека.

В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов . с беспримерною художественною полнотою и верностью».

Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение.

Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в пред-реформенной России, горячим призывом к свободе и свету.

Источник: https://www.school-essays.info/xarakteristika-obraza-kuligina-v-drame-groza/

Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения.

Одним таким «представителем» является Кулигин — мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами».

Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком».

«татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь.

Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин — человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века.

Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле — средневековая идея, громоотвод — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым.

Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны.

Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!..

Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

— Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://school-essay.ru/obraz-kuligina-v-pese-ostrovskogo-groza.html

Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза» — это город, отрицающий вмешательство в его жизнь нововведений, прогресса, любого, что противно размеренному неспешному течению времени в нем.

Там все по-старому: младшее поколение боится старшего, жены покорны мужьям, главные развлечения — походы в церковь и на рынок с кем-то из сопровождающих старших.

Здесь никогда не было машин, все или ругаются, либо боятся, здесь поют только ночами, потому что старшие этот признак воли не одобрят. И уж тем более, здесь никогда не захотят помочь человеку, который хочет изменить это.

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог.

Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике.

Все, что непонятно — от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию — нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Кулигину не повезло родиться здесь. Он даровитый изобретатель, как говорят, «от Бога», причём не корыстен, готов работать задаром, лишь бы людям было хорошо, лишь бы показать, что можно жить лучше.

Недаром его фамилия созвучна фамилии знаменитого русского механика — Кулибина, кстати, который тоже до конца не был понят, и многие его проекты так и не оказались реализованными, опередив время.

Кулибин, по большей части, был вынужден создавать то, что тогда востребовано: автоматы, игрушки с секретом, фейерверки для больших приёмов. Кстати, Кулибин писал стихи, как и его литературный двойник.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке.

Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие — он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится — все прогоняют его.

Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу.

Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он.

Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Кулигин, учёный-самоучка — единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает.

Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова — он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт.

Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни — и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Он — вечный проситель, и его терпение — это своего рода протест против нынешней жизни. Видимо, он придерживается мнения, что «капля камень долбит», и изо дня в день, не разочаровываясь от очередной неудачи, обращается к купцам, опять и опять объясняя достоинства нового изобретения.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины. Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама — и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот.

Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован — и понимает это. Но он не уезжает.

Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы.

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма — не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь.

Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения — прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс.

Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

Автор нам показывает: самоубийство — выход только для Катерины. А он для каждого должен быть свой. И для Кулигина выход — терпеть и ждать.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/11/obraz-kuligina-v-piese-ostrovskogo-groza.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector