Образ медного всадника в поэме пушкина медный всадник

Создание характеристики Евгения из «Медного всадника» часто становится проблемой для школьников. На самом деле описать значение роли главного героя поэмы – дело нехитрое. Что ж, попробуем описать образ Евгения из «Медного всадника», который занимает ведущее место в данном произведении.

Анализ произведения Пушкина

Поэма «Медный всадник» по праву считается одним из самых лучших произведений великого Александра Сергеевича Пушкина. Произведение имеет особое звучание, интонацию и даже ритм.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Все это в комплексе создает прекрасный слуховой эффект, который производит неизгладимое впечатление на каждого, кто однажды услышал поэму.

Многие моменты уже входят в ряды хрестоматии, ведь во время чтения произведения перед глазами встает образ прекрасного и величественного Санкт-Петербурга.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Поэма была создана Александром Сергеевичем в 1833 году. Вся она посвящена герою того времени – Петру I. Именно образ Петра Великого и стал тем самым медным всадником – огромным памятником, где император изображен в качестве воина, сидящего на коне. Этот памятник находится в Санкт-Петербурге, у самого берега Невы.

Нужно сразу сказать, что отношение Пушкина к реформам, проведенным Петром, очень сильно изменилось со временем. Его поэма «Медный всадник» изначально не прошла цензурный барьер, но вскоре все-таки была допущена к печати. Произведение является своеобразным протестом поэта к нынешнему правительству, которое постоянно ставит свои правила перед народом и требует их безукоризненного выполнения.

В центре сюжета всего два персонажа – Евгений и Медный Всадник – величественный монумент, установленный в честь великого реформатора. Евгений в произведении «Медный всадник» играет ведущую роль – памятник реформатору преследует его, отчего главный герой начинает страдать паранойей, виня монумент во всех своих неурядицах.

Образ главного героя произведения

Образ Евгения в «Медном всаднике» состоит из двух конфликтов – между обычным гражданином страны и самим государством. Образ последнего представлен в поэме в виде величественного монумента, который «взирал на всех и видел все».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Всегда ли любовь делает человека счастливым? - сочинение

Оценим за полчаса!

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Отдельным человеком, гражданином, стал Евгений – герой поэмы, который начал ненавидеть монумент, обвиняя только его во всех своих неудачах. Меланхоличный, имеющий какие-то свои странные видения, время от времени трусливый – именно таким рисуется образ главного героя.

Характеристика Евгения – главного героя

Перед читателем Евгений предстает как человек, который не имеет особых заслуг.

Создавая характеристику Евгения из «Медного всадника», нужно сказать, что сам автор не упоминает ни места работы, ни чина, ни какой-либо еще информации о главном герое.

Однако, читая произведение и видя его жизнь со стороны, со временем мы можем сказать, что Евгений – мелкий чиновник, не обладающий ни богатствами, ни талантами.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Говоря о характеристике Евгения из «Медного всадника», не будет лишним упомянуть и то, что у центрального персонажа была возлюбленная. Однако когда город охватывает стихийное бедствие, девушка, которая жила и росла в обычной небогатой семье, погибает.

Даже тогда главный герой «Медного всадника», Евгений, не переживает свою утрату. Он расстроен, огорчен, но нельзя сказать, чтобы он был убит горем.

Вероятно, такую реакцию можно наблюдать у юноши в связи с тем, что стихия не успокаивалась, и Евгений был сильно напуган происходившим вокруг ужасом: полуразрушенные дома, огромное количество смертей.

Финал поэмы Александра Сергеевича

В поэме Пушкина «Медный всадник» Евгений, характеристика которого стала ключевым моментом этой статьи, выступает чужаком, изгоем.

Пережив все потрясения, главный герой выглядит очень плохо, он похож на совершенно сумасшедшего человека.

Окружающие его люди смотрят на юношу со смехом и презрением в глазах – им просто не суждено понять всех тех волнений, которые переживает главный герой: потеря возлюбленной, страшные последствия стихийного бедствия.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Но кроме всего этого, у парня появляется паранойя, будто во всем этом виноват монумент Петру I. Юноша начинает думать, что памятник преследует его, насмехается над ним, глумится.

Молодой человек обвиняет во всем «Медного всадника», наивно веря в то, что именно он принес столько горя петербуржцам, забирая невинные жизни и благополучие всего города.

Он падает к монументу и шепчет всевозможные проклятия в адрес «всадника», не понимая, что все-таки в некоторых происшествиях виноваты и сами жители города.

Цитаты из «Медного всадника»

Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.

  • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
  • «Померкла старая Москва».
  • «…Россию поднял на дыбы».
  • «Люблю тебя, Петра творенье».
  • «И жизнь ничто, и сон пустой».
  • «Живет в Коломне, где-то служит».
  • «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
  • «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
  • «Вскипела кровь».
  • «Вода и больше ничего!»
  • «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
  • «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».

Вывод по произведению

«Медный всадник» стал изображением всех тех разногласий, которые возникают между каждым отдельным человеком и огромным государством.

Изображая государственную власть в качестве монумента, который везде преследовал своего слугу – обычного гражданина, Пушкин затронул очень важную политическую проблему. Народу нужна была свобода, нужен был глоток свежего воздуха.

Однако правительство не могло этого дать, ведь российский менталитет имеет одну особенность: населению нужен строгий контроль, чтобы в государстве был порядок.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

В своей поэме Пушкин затронул и проблему «маленького человека», которым стал главный герой – Евгений, не сумевший справиться с такой сильной стихией, как государственный контроль, представленный в произведении как природная сила.

Кроме того, здесь четко выражено и отношение самого Александра Сергеевича к тем нововведениям, которые произошли при Петре Великом.

Пушкин признавал за каждым возможность и право быть счастливым, а правительство тем временем подавляло все мятежи.

Политические проблемы

Несмотря на все реформы, которые смогли помочь Российской империи в становлении могучего и сильного государства, были и те изменения, которые в какой-то мере смогли обуздать российский нрав.

Естественно, что каждый гражданин относился к этому по-разному.

Пушкину же удалось завуалировать свою неприязнь к новому государственному строю таким образом, что если не анализировать произведение полностью, вряд ли можно заметить отношение автора к новой политике.

Источник: https://www.syl.ru/article/350826/poema-a-s-pushkina-mednyiy-vsadnik-harakteristika-evgeniya

Анализ поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина

Поэма Медный всадник была написана в 1833 году, однако при жизни Пушкина ее так и не напечатали, поскольку император запретил. Существует мнение, что Медный всадник должен был стать лишь началом задуманного Пушкиным длинного произведения, однако точных свидетельств на этот счет нет.

Эта поэма очень похожа на Полтаву, главные ее темы — Россия и Петр Первый. Однако она глубже, выразительнее. Пушкин активно использует такие литературные приемы, как гипербола и гротеск (ожившая статуя тому яркий пример). Поэма наполнена типично петербургскими символами: статуи львов, памятник Петру, дождь и ветер в осеннем городе, наводнения на Неве…

Здесь больше, чем в других поэмах, используется яркая эмоциональная лексика, благодаря которой читатель и понимает, что именно происходит в душах у несчастных героев.

Образы в поэме «Медный всадник»

Во вступлении к поэме говорится об императоре Петре: он строил Петербург, не думая о простых людях, не думая о том, что жизнь в городе на болоте может быть опасной… Но для императора важнее было величие России.

Главный герой поэмы — юноша по имени Евгений, чиновник. Он немного хочет: всего лишь спокойно жить своей обычной жизнью… У него есть невеста — Параша, простая девушка.

Но счастье не свершается: они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года. Невеста погибает, а самому Евгению удается спастись, забравшись на одного из петербургских львов.

Но, хоть он и выжил, после гибели невесты Евгений сходит с ума.

Его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией, свершившейся в Петербурге. Он начинает гневаться на императора, допустившего в городе своего имени такие беды.

И тем самым гневит Петра: в одну прекрасную ночь, когда он подходит к памятнику императору, ему мерещится, что Медный всадник (конная статуя Петра Первого на Сенатской площади) сходит со своего постамента и гоняется за ним всю ночь по улицам Петербурга.

После такого шока Евгений не выдерживает — потрясение оказалсь слишком сильным, в конце концов бедняга умер.

В этой поэме Пушкин сравнивает две правды: правду Евгения, частного человека, и правду Петра — государственную. По сути, вся поэма — это их неравный конфликт.

С одной строны, тут нельзя сделать однозначный вывод, кто прав: оба преследуют свои интересы, обе позиции имеют право на существование. Однако тот факт, что в итоге Евгений все-таки сдается (умирает), позволяет понять, что, по мнению самого Пушкина, прав Петр.

Величие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора.

Интересно, что помимо Петра, в поэме появляется и Александр Первый. Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать. Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора.

Нужна помощь в учебе?

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник Предыдущая тема: Вопрос о роли личности в истории: судьба человека и ее роль
Следующая тема:   Лев Толстой «Война и мир»: общий анализ романа

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/pushkin-mednyi-vsadnik

Образ Петра 1 в поэме Пушкина "Медный всадник"

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Поэма «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована. Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого. Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.

С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер.  Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве.

Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».

Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира».

Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан.

Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.

Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?

В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства.

Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно.

Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/obraz-petra-1-v-poeme-mednyj-vsadnik.html

Сочинение Образ Медного всадника в одноименной поэме Пушкина

Произведение Пушкина «Медный всадник» было опубликовано во время Болдинской осени. Книга описывает размышления писателя касаемо правления Петра Первого.

Медный всадник является вымышленным героем, который сейчас установлен в виде статуи на площади в Санкт-Петербурге. Образ всадника автор сопоставил с Пером Великим, которого сильно уважал. Пушкин знал всю биографию великого царя.

В качестве Медного всадника в поэме Пушкина царь является отрицательным персонажем. Статуя является противоположным отражением правителя России. Ранее царь был патриотом и защитником, также гордостью своего народа.

К концу своего правления правитель стал деспотичным и грозным, холодным и горделивым и бездушным как каменное изваяние.

История страны связана с 2 главными героями поэмы. Автор описал персонажей как 2 противоположных образов. Первый герой – это простой чиновник, который мечтал о спокойной жизни вместе с возлюбленной. Второй же был целеустремленным, суровым и образцом Великой Державы.

Безликий человек и влиятельный реформатор по-своему были правы. Пушкин не любил отрицательные черты царя и с особой жалостью относился к русскому народу.

В произведении автор раскрывает все отрицательные черты характера правителя, которые плохо отразились на простых людях и привели к разрушениям.

Благодаря сопоставлению образа Медного всадника с характером правителя, писатель хотел показать непоколебимость царского нрава. Тем самым Пушкин выразил еще больше уважения к Петру Великому. События, произошедшие в стольном граде, уничтожили не только дома, но и забрали жизни многих людей. Великий город превратился в руины и нанес ущерб жителям Петербурга.

Медный всадник оживает в глазах Евгения, когда он начал угрожать Петру Великому. Всю свою обиду Евгений обрушает на статую и обвиняет ее в собственных бедах. В ответ герой испытал настоящий страх.

Всадник сошел со своего места и начал преследовать обезумившего Евгения. Впоследствии герою пришлось покориться воле всадника. Бунтарь умер, испытывая сильную тоску.

Медный всадник стоит на площади вот уже несколько столетий.

Образ Медного коня автор сопоставил с великим государством, а всадника с Петром Великим. Всадник, несмотря на препятствия, направляет своего коня все дальше и дальше, держа его крепко в узде.

Произведение Пушкина подчеркивает исторические события, произошедшие при правлении великого царя. Медный всадник является олицетворением тирании, деспотизма и безразличия правителя к судьбам простого народа.

Через образ всадника писатель оценил личность Петра и описал страдания и жертвы русского народа.

Вариант 2

Санкт-Петербург – город, имеющий свой собственный стиль, он уникален, иногда, кажется, что у него есть своя душа.

В нем чувствуется что-то мистическое, эта погода, атмосфера улиц, архитектура, это формирует какое-то особое “настроение” города, кажется, что он живой, кажется, как будто у  него есть свой характер.

Это место вдохновляло и до сих пор вдохновляет многих людей искусства, одним из них был великий русский  поэт  А.С. Пушкин.

У города непростой характер – с самого основания его жизнь была тяжелой. Он был построен вопреки всему свету. Вопреки природе, ведь там была болотистая местность, там не жили люди, вопреки иностранным государствам, с которыми Россия соперничала на Балтике. Казалось, что построить город, тем более столицу в такой обстановке – невозможно.

Однако трудности преодолимы, если есть хотя-бы один энтузиаст, особенно если этот человек является руководителем государства. Только благодаря гению Петра Первого был создан этот город. Первый император России – очень неоднозначная фигура, его любили и ненавидели одновременно, прогрессивный и  жестокий, ради достижения целей он не щадил никого, даже самого себя.

Императору был воздвигнут огромный, монументальный памятник на Сенатской площади, в честь которого была названа поэма – “Медный всадник”. В произведении государь Петр Великий и памятник очень сильно различаются, медный всадник это то – что стало с государем позже.

Памятник становится тем, что создал великий российский царь, его творением.

В начале поэмы царь представлен энтузиастом, который хочет изменить страну к лучшему, построить город ,который обеспечит России контроль над Балтийским морем, ведь без флота не может быть сильного государства, оно не сможет диктовать свои условия на мировой арене. В конце произведения медный всадник предстает внушающим страх каменным истуканом,  у которого нет жалости к людям.

Всадник как будто оживает, он не дает покоя герою произведения, ведь Евгений посмел обвинить памятник в смерти своей возлюбленной, в его неудачах. Героя преследует топот копыт всадника, Евгений сходит с ума, старается избегать памятника.

Петр I, представляемый в начале произведения человеком, желающим только блага для государству, в конце становится  Медным всадником олицетворяющим государственную систему, безразличную к людям, сметающую все на своем пути.

Читайте также:  Сочинение по произведению слову о полку игореве

Наделив “Медного всадника” безличием, бесчувственностью Пушкин попытался указать то, что реформирование страны не было идеальным. К власти были допущены случайные люди, царская власть из самодержавия превратилась в самовластие.

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-mednogo-vsadnika-v-odnoimennoj-poehme

Образ Медного Всадника в одноименной поэме А.С. Пушкина

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Медный всадник / Образ Медного Всадника в одноименной поэме А.С. Пушкина

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Название поэмы «Медный Всадник», являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории петровской эпохи.
    Великий царь Петр I представляется в поэме символическим образом Медного Всадника – огромного монументального памятника.

    Медный Всадник – это не сам Петр, который «могуч и радостен, как бой», который «весь, как божия гроза». Медный Всадник – это превращение Петра, которое произошло с ним (и с его делом) за минувший век. Живой, «мощный властелин судьбы» превратился в застывшее изваяние.
    Медный Всадник, как будто, противостоит живому Петру.

Если Петр в начале поэмы представлен как царь-реформатор, которым гордится Россия, то Всадник предстает как устрашающий образ:
    «Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    А в сем коне какой огонь!
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?».

    Когда один из главный героев поэмы, Евгений, в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает гнев на «горделивого истукана», тот начинает преследовать его:
    «И во всю ночь безумец бедный,
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал».

    Если живой Петр поглощен мыслью о судьбах России, то его окаменевший образ утратил этот патриотизм. Бесчувственный памятник, сорвавшись с места, преследует бедного Евгения. Бездушная государственность обезличивает всех, простые люди выглядят несчастными и обездоленными.

    Такое противоречие образов Петра и его воплощения Медного Всадника вызвано переосмыслением автором событий Петровской эпохи. Расправа над дворянской аристократией, уничтожение дворянства и допуск в дворянское сословие людей случайных, лишило царскую власть нравственной и духовной опоры и превращало самодержавие в самовластие.

    И Медный всадник теперь предстает как главный виновник стихии, обрушившейся на город, поэтому, сошедший с ума Евгений, грозит кумиру на бронзовом коне «Ужо тебе…».

    Поэма Пушкина — это рассказ о великой роли Петра I, о его реформаторских начинаниях, имевших различные исторические последствия, олицетворением которых и стал застывших Медный Всадник, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Медный всадник / Образ Медного Всадника в одноименной поэме А.С. Пушкина

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00811441352215208283

Образ Медного всадника

Медный Всадник в одноименной поэме А. С. Пушкина является одним из главных героев. В реальности он предстает памятником Петру I французского скульптора Фальконе.

В историко-философском смысле Медный Всадник воплощает собой образ великого исторического деятеля, создателя Российской империи.

В идейном смысле оживший памятник олицетворяет величие самодержавия, которому безуспешно пытается противостоять «маленький человек» Евгений.

Образ Петра Великого неоднозначно оценивается в русском самосознании. Первый русский император прославился своими великими преобразованиями, направил Россию по «правильному» европейскому пути развития. Прогрессивное значение деятельности Петра I не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, еще при жизни монарха считали царем-антихристом, который преднамеренно обрубает национальные корни.

Одним из главных мероприятий Петра I стало основание новой столицы — Санкт-Петербурга. «Окно в Европу» превратилось в символ ничем не ограниченного абсолютистского режима. Пушкин одним из первых в русской литературе обратился к теме петербургской символики. Открытый в 1782 г. памятник Фальконе — монументальное признание и воплощение заслуг царя-реформатора.

Появление образа

Во «Вступлении» Пушкин описывает далекий 1703 г., когда на пустынном берегу Финского залива появляется самодержец: «стоял он, дум великих полн». Основание города в этом болотистом неприветливом месте казалось безумием. Но неугомонная натура Петра I побуждала его постоянно действовать против правил. Наперекор всему на «мшистых, топких берегах» возник великолепный «юный град».

Автор признается в любви к Петербургу и его дерзкому основателю, сумевшему одержать верх над природной «стихией». Призыв Пушкина («Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия») является плавным переходом от прошлого к настоящему, от живого императора к его воплощению в Петербурге.

Столкновение великого и ничтожного

Медный Всадник появляется перед глазами Евгения в самый разгар страшного наводнения. Перед этим описаны смущение и страх нынешнего правителя империи — Александра I.

Пушкин не скрывает своего критического отношения к слабому потомку Петра I, который может лишь констатировать: «С Божией стихией царям не совладать». При этом «кумир на бронзовом коне» остается непоколебим, одерживая победу над мятежной Невой.

Медный Всадник стоит к Евгению спиной, выражая свое полное равнодушие к страданиям мелких ничтожных людишек. Горе Евгения несопоставимо по масштабам с великими деяниями.

Спустя почти год сошедший с ума Евгений вновь «встречается» с Медным Всадником. Знакомая исполинская фигура заставляет его разум прояснится. На этот раз величественный образ словно бы раздваивается.

В «мощном властелине» ничтожный человек разглядел «горделивого истукана», по чьей непосредственной вине «под морем город основался». Основание Петербурга было осуществлено ценой множества человеческих жизней.

Даже спустя столетие «роковая воля» приводит к катастрофам и жертвам.

«Бунт» сумасшедшего Евгения против «державца полумира» имеет важное символическое значение. Сталкиваются не просто памятник и безумец, а идея неограниченной власти с собирательным образом пострадавшего от нее человека. Таким образом раскрывается второй, отрицательный лик великого Петра — бездушный деспотизм.

Медный Всадник начинает неумолимое преследование Евгения, что подтверждает бесперспективность восстания против деспота. Бессильная попытка безумца приводит его к смерти.

Оценка образа

Двуличность Медного Всадника (великий государственный деятель и безжалостный тиран) признается практически всеми критиками. Вопрос заключается в том, какая из этих сторон является определяющей.

Одна группа исследователей творчества Пушкина придерживается мнения Белинского: Петр I олицетворяет собой высшую государственную волю, мощную творческую энергию, против которой выступает единичная личность. Жестокость и деспотизм Медного Всадника исторически оправданны. «Слабосильному мятежнику, кончившему безумием, противостоит государственный зодчий» (Л. П. Гроссман).

Согласно другой точке зрения, в Медном Всаднике воплощается самый грубый произвол и бесчеловечность самодержавия. «Бунт» Евгения — справедливое возмущение страдающего народа, которое можно сравнить с восстанием декабристов.

Через образы Медного Всадника и Евгения сталкиваются государственность и человечность. Пушкин не дает четкого ответа на вопрос, кто из них прав. Признавая заслуги Петра I, поэт оставался убежденным противником деспотизма русского самодержавия, которое окончательно оформилось в правление великого реформатора.

На основании поэмы можно судить об отношении Пушкина к современной ему власти. Если Петр I (чей дух воплощен в Медном Всаднике) был одновременно как тираном, так и созидателем, то последние слабовольные самодержцы уже не способны на великие дела.

Источник: https://spadilo.ru/obraz-mednogo-vsadnika/

Образ медного всадника в поэме Пушкина Медный всадник

Произведение Александра Пушкина соединило в одном из главных героев «Медном всаднике» два разносторонних образа. Первый образ выступал, как символ великих поступков. Это великий царь, которого уважает вся страна. Он делает перестройку и хочет поменять России ее облик.

Но позже этот образ сменился на каменное образование, не имеющее души, которого боится весь народ. Также изменился и темперамент, и поведение правителя.  Молодой царь, которым гордилась вся России, теперь причиняет вред и боль людям. Он стал жестоким и злым правителем. Он словно камень без души.

И вот он сошел с постамента. И этот всадник уже не олицетворяет славу и победу, он превратился в настоящего деспота, причиняющего много страданий человечеству. 

В этом произведении рассказывается о том, что данный памятник ожил и начал преследовать главного персонажа Евгения по пятам. Евгению всюду слушался звук его железных копыт ожившей скульптуры. Евгений же, перенесший страх и ужас, обходил памятник Медного всадника.

Памятник «Медный всадник» это бесчувственная машина государства, которая готова смести все на своем пути.

Наделив «Медного всадника» таким страшным образом, сделав его безразличным бесчувственным и жестоким, поэт пытался донести до людей то, что реформы при правлении Петра Великого принесли народу горе и страдания.

Ведь правленцу были абсолютно безразличны проблемы простого человечества. Простой людь страдал от самодержавного правления.

Простой человек для такого государства был очень мелок. И как раз главный персонаж по имени Евгений, это и есть тот маленький человек, который страдает от такого правленца.

Пушкин этим произведением хотел показать то, что правитель Петр оставил свою страну, он словно застопорился, замер, и ничего не предпринимает для своей родины.

Бронзовая скульптура была не в состоянии увидеть, как живет простой человек. Но когда эта огромная скульптура ожила, то стало страшно за жизнь простого маленького человека.

Простой народ остался совершенно без поддержки во время вступления во власть Петра.

Автор показал, как государство в образе памятника преследует мелкий народ, загоняет его в углы, как Медный всадник преследовал героя произведения Евгения. Маленькому человеку приходится жалко сосуществовать в этом государстве.

Рассказ Пушкина в образе медного всадника полностью олицетворяет роль правления Петра первого в стране.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Летние радости 5 класс
    Лето самая лучшая пора года. Летом всегда весело. Солнце согревает землю, хочется гулять и веселиться целый день. Прекрасно, что у меня есть друзья, которые меня в этом поддерживают и мне никогда не бывает скучно.
  • Сочинение описание по картине Родник Пластова
    На картине «Родник» художником А. А. Пластовым запечатлен обычный момент, в процессе которого выполняется работа одного из деревенских жителей на фоне природы. Художник погружает зрителя
  • Анализ произведения Мастер и Маргарита Булгакова
    Имя Булгакова несомненно известно во всем мире. Пожалуй, легендарным является его произведение Мастер и Маргарита. На его создание автор затратил целых двенадцать лет, постоянно вносил изменения, но окончательные изменения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/pushkin/obraz-mednogo-vsadnika

Сочинение: Образ Медного всадника в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин) | Литрекон

(393 слова) Дав поэме название «Медный всадник», Пушкин обозначил центральное место памятника в системе образов произведения. Так же, как и у Евгения, у петербургской твердыни есть свои неповторимые черты, из которых складывается ее многогранный образ.

Он раскрывается читателю постепенно, открываясь все больше и больше по ходу знакомства с поэмой.

Автор не дает готового изображения Медного всадника, предлагая нам самим составить образ памятника из описательных фрагментов произведения и обнаружить противоречие, которое лежит в его основе.

В начале поэмы твердыня Петра – это символ величайших достижений Российской Империи и ее первого императора. Он приобретает особенную торжественность и стать на фоне красочных пушкинских описаний пышного Петербурга.

Возвышаясь над ним, Медный всадник олицетворяет петровскую силу, мощь царя-самодержца, сумевшего вывести российское государство на новый уровень экономического и культурного развития. Великий император оказывается запечатленным в камне, гордо застывшим в вечном сне в сердце своего главного «творенья» — величественного Петербурга.

Живописность образа усиливают идиллические описания города, полные подлинного восхищения пейзажами. Автор верит в его непоколебимость перед лицом врага: «Люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…».

Стихийная катастрофа становится переломным моментом в представлении образа Медного всадника. После чудовищного потопа он приобретает неожиданные черты и предстает перед нами совершенно другим.

Если в спокойное время памятник символизировал государственную мощь, пышную славу и великие дела царя, то теперь это «горделивый истукан», глухой к людскому горю, мрачно стоящий над болезненным, подвергшимся безумной стихии Петербургом.

Олицетворяя собой незыблемую государственность и царскую силу, Медный всадник также становится символом холодного безразличия к судьбе народа, страшного равнодушия к его страданиям и бедам.

Это особенно наглядно представлено в сцене, где Евгений упрекает «державца полумира» за то, что тот, не позаботившись о жизни людей, воздвиг город на беспокойной, необузданной Неве.

Как только Евгений произносит слова упрека, овеянный мотивами безумия Медный всадник оживает, превращаясь в грозную и неуправляемую силу, преследующую героя по пятам. Интересно, что в период преследования образ изваяния не описывается с помощью зрительных изображений. Главным становится характерный «тяжело-звонкий» звук копыт, олицетворяющий собой незримую угрозу, исходящую от Медного всадника и блуждающую по улицам Петербурга вслед за главным героем.

Обнаружив заложенное автором в образ Медного всадника противоречие, мы понимаем пафос поэмы, в которой одной из центральных тем выступает неоднозначная оценка деятельности Петра Великого.

Авторское отношение к императору становится понятным благодаря противоречивому образу памятника, который, с одной стороны, достоин огромного уважения и гордости как увековечивающий великого самодержца, а с другой – выступает как свидетельство чудовищного равнодушия императора к судьбе уязвимого народа, непримиримо возвышающегося над страдающими жителями Петербурга.

Дарья Калачева

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-mednogo-vsadnika-v-poeme-mednyj-vsadnik-a-s-pushkin/

Петербург в поэме "Медный всадник" Пушкина: образ, характеристика, описание

Во «Вступлении» Петербург представлен в двух состояниях: «до» и «после» основания города.

Так, в начале XVIII века, территория будущего Петербурга — это малозаселенные, болотистые берега:

«…По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца…» «…Где прежде финский рыболов… Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод…»

Проходит сто лет. Петербург начала XIX века — это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли «со всех концов земли»:

«…ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся…»

В том же «Вступлении» к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу — городу, с которым поэта связывает многое:

«…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»

Говоря о Петербурге, Пушкин, конечно же, упоминает о знаменитых белых ночах:

«…Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады…»,«…Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса…»

Поэт с не меньшей любовью отзывается о петербургской зиме, несмотря не ее «жестокость» и «мороз»:

«…Люблю зимы твоей жестокой  Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой…»

Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года:

«…Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!..»

Несмотря на трагические последствия наводнения, Петербург вскоре приходит в себя и жизнь идет «прежним порядком»:

«…В порядок прежний все вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел…»

На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово Петербург, кроме подзаголовка «Петербургская повесть». Вместо названия «Петербург» Пушкин использует такие выражения, как: «Петра творенье»«град Петров» , «Над омраченным Петроградом», «И всплыл Петрополь». 

Почему Пушкин не захотел упоминать оригинальное название города «Петербург»? Что именно он хотел этим сказать? Исследователи не перестают задаваться этим вопросом.

Это были материалы об образе Петербурга в поэме «Медный всадник» Пушкина: описание и характеристика города в цитатах. 

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/06/peterburg-mednyj-vsadnik-pushkin-obraz-opisanie.html

Характеристика Петра I (Медный всадник)

В данном произведении автор попытался обратить внимание читателя на проблему, волнующую людей той эпохи – конфликт государства и личности человека.

Образ и характеристика Петра I в поэме «Медный всадник» будут представлены в двух обличьях.

С одной стороны Петр сильный и смелый человек, производящий реформы на благо народа, с другой самовластный самодур, заставляющий слушаться и слепо подчиняться.

Образ и характеристика

Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина олицетворяет собой государство и безграничную власть над народом. Петр I историческая личность. Именно он является основателем Петербурга, города на Неве. В противовес государю стоит обычный работяга Евгений, чьи надежды на счастливую жизнь оказались разбиты.

В самом начале поэмы Петр предстает в образе реформатора, в голове которого Выбирая место для столицы, Петр в первую очередь думал о величии и богатстве государства, но никак не о людях, живущих в нем. Ему удалось осуществить мечту, построить город на Неве, ставшим одним из красивейших городов мира.

Читайте также:  Любовная лирика лермонтова - сочинение

«Красуйся град Петра и стой неколебимо». «Поднявшийся из тьмы лесов, из топи блат». Столица Российской империи оказалась чужой для народа. Ему не было места среди этих колонн и величественных памятников. «По оживленным берегам громады стройные теснятся…теснился кучами народ».

Во вступлении к первой части имя Петра не упоминается. Пушкин называет создателя Петербурга «он».

«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полон». Позже становится понятным, что идея построить город у берегов буйной реки была обречена на провал. Неуравновешенная река выражала свой протест в виде страшных наводнений, посылаемых на народ.

Петербург был идеальным городом для богатых и знатных людей. На судьбы простых смертных ему было плевать. Он просто растаптывал их, как ненужную вещь. Петр старался улучшить жизнь тех, у кого и так все было хорошо. От его реформ страдали обычные люди, бессильные что-либо изменить.

Во второй части произведения Петр предстает в образе каменного истукана. Памятник, расположен на Сенатской площади. Медный всадник словно взлетел на высокую скалу на бронзовом коне, чтобы сверху любоваться своим творением.

Пушкин перенесет Петра Великого на сто лет вперед, превратив одушевленный образ любимого героя в его изваяние. Величие и мощь Медного всадника невольно внушают страх каждому, кто сталкивается с ним нос к носу.

Недаром автор награждает его возвышенными эпитетами «властелином Судьбы», «державцем полумира».

Пушкин идеализировал Петра, сравнивая его с полубогом, параллельно давая понять насколько мелок и ничтожен Евгений в сравнении с ним. Они столкнулись на берегу реки, представляя собой две крайности. Одна из них мощь и сила, другая безличие и жалость.

В финальной части произведения Медный всадник ожил, пустившись в погоню за Евгением. Эта сцена еще раз дает понять, что простой человек, не в силах вести борьбу с государством в одиночку. Это как капля в море.

Отношение автора к Петру двояко. Он уважает его и критикует одновременно. Император предстает символом русского государства, безразличного к интересам людей и обслуживающего только само себя.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2072-harakteristika-petra-i-mednyy-vsadnik.html

Глава 2. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение

Образы «Медного всадника» имеют
обобщенно-философический,
аллегорико-символический характер.

Когда Пушкин пишет о Неве, которая
«дышит, как с битвы прибежавший конь»,
то река предстает стихией не только
природной, но и социальной. Действия
наводнения социально разрушительны.

Нева проявляет себя как вор, разбойник,
злодей, то есть не как природная, а как
человеческая сила. Нева то державна, то
революционна.

Сближая Неву с мятежной
силой народного возмущения, поэт
использует образ осажденного Зимнего
дворца («дворец казался островом
печальным» среди потопа).

Медный всадник на коне — всадник,
оседлавший стихию, управляющий ею с
помощью железной узды. Конь — Нева —
державная власть — народ — бунт — все
это звенья метафорической цепи, каскад
переносов значения, «смысловой игры»,
аллегорических сближений, феерия
смыслового содержания. Эта небольшая
по объему поэма — средоточие «сверхплотного
вещества» смысла.

Ее малый объем не
только результат великого чувства
художественной меры, но и знак
спрессованности ее смысла.

Конечно же,
стихия потопа не прямо тождественна
народному бунту, но имеет известное
художественно-моделирующее значение:
наводнение то действительно схоже с
народным возмущением, то прямо сопрягается,
перекликается с реальным народом,
стоящим по берегам Невы в ожидании
развязки событий:

Народ зрит божий гнев и казни ждет.

Огромную роль образ
водной стихии играет в поэме «Медный
всадник». Поэт описал реальное наводнение,
случившееся в Петербурге, но сумел
увидеть в нем глубокий символический
смысл. Во вступлении к поэме Пушкин
рисует фигуру Петра I, который своей
непреклонной волей сумел обуздать
Россию, как ретивого коня.

Поэт называет
Петербург творением Петра, потому что
город был построен наперекор всему по
воле царя. Однако природная стихия не
подчиняется даже царям. Пушкин не жалеет
ярких красок при описании наводнения.
И ветер, который гонит воду из Финского
залива вспять, и Нева, затопляющая город,
выступают в поэме одушевленными
существами.

Автор использует прием
олицетворения, когда природа наделяется
человеческими качествами. Морская
стихия как будто гневается на людей,
посмевших построить город в таком
опасном месте. Александр I говорит в
поэме, что с божьей стихией царям не
совладать. Знаменитый памятник Петру
I, Медный всадник, возвышается над
волнами.

С ним стихия ничего сделать не
может.

Глава 3. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме

Петровские
преобразования в оценке Пушкина.


За «Медным всадником» прочно утвердилась
репутация загадочного произведения, и
это несмотря на то, что он изучен с самых
разных сторон и, вероятно, трудно
высказать новое суждение о поэме или
сделать новое наблюдение, которое в той
или иной форме уже не было высказано.
Загадочность поэмы сама по себе загадочна.
В ней нет никаких неясных мест, тёмных
символов. Загадочны не отдельные
частности, а целое, общая идея, мысль
поэта.

Высоко
оценивая личность Петра («Сильный
человек», «северный исполин») и
прогрессивность его преобразований
(Пётр ввёл европейское просвещение,
которое должно было иметь своим неминуемым
следствием народную свободу), Пушкин
не закрывает глаза на теневые стороны
петровских реформ: разобщение просвещённой,
европеизированной части дворянства и
народа, всеобщее рабство и безмолвное
повиновение («История представляет
вдруг его всеобщее рабство … все
состояния окованные без разбора, были
равны перед его дубинкою.
Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось»).
И тем не менее поэт полон исторического
оптимизма. Ему представлялось, что 
лишённое политических свобод русское
дворянство заменит отсутствующее в
России третье сословие и, несмотря на
культурную разобщенность с народом,
соединится с ним в борьбе «противу
общего зла», и сумеет одержать победу,
даже не прибегая к кровопролитию.
«Желанье лучшего соединяет все состояния»
и «твёрдое мирное единодушие», а не
«страшное потрясение» уничтожит в
России «закоренелое рабство» и «скоро
поставит нас наряду с просвещёнными
народами Европы». (VIII, 125— 127).

Но надеждам этим не
суждено было осуществиться. Пушкин
много размышлял над неудачей декабрьского
восстания. В «Записке о народном
воспитании» он писал, что люди, разделявшие
образ мыслей заговорщиков, «с одной
стороны, …увидели ничтожность своих
замыслов и средств, с другой— необъятную
силу правительства, основанную на силе
вещей».

Под «силой вещей» Пушкин
подразумевал «дух народа» и отсутствующее
в России общественное мнение. («Общее
мнение, ещё не существующее»).

Это значит,
что не проходит даром разрыв между
европеизированной просвещённой частью
русского дворянства и народом, сумевшим
«удержать бороду и русский кафтан», и
не проходит даром «всеобщее рабство»,
всеобщее безмолвное повиновение.

Поэтому меняется и
оценка петровских преобразований. По
мнению Пушкина, именно Пётр сумел
«чинами» уничтожить потомственное
дворянство как общественную силу,
игравшую столь важную роль в московский
период русской истории.

И на место
старинного потомственного дворянства,
главными качествами которого являются
независимость, храбрость и честь, и на
значение которого быть «мощными
защитниками» народа «1а sauvegarde трудолюбивого
класса», пришла бюрократия.

«Деспотизм
окружает себя преданными наёмниками и
этим по давляется всякая оппозиция и
всякая независимость. Потомственность
высшего дворянства — гарантия этой
независимости. Обратное неизбежно
связано с тиранией, вернее, с низким и
дряб лым деспотизмом».

Отсюда вывод:
конец дворянства в монар хическом
государстве означает рабство народа
(VIII, 147—148).

Образ
Евгения
.
Сложен образ Евгения. Евгений —
бедный чиновник, представитель столичной
мелкоты, тех городских низов, для которых
наводнение как раз и ужаснее всего.

И в
то же время в образе Евгения характерно
отразились напряженные историко-политические
размышления Пушкинана
тему о русском дворянстве, которые нашли
место в его многочисленных заметках,
планах, набросках, наконец, В ряде
произведений тридцатых годов.

Евгений,
подобно самому поэту, выходец из того
феодального «старинного дворянства»,
которое в результате централизующей
государственной политики Петра «упало,
— говоря словами Пушкина, — в неизвестность»:
«обеднело», «пришло в упадок», «составило
род третьего сословия». И поэт считает
необходимым довести это до сведения
читателей, представляя им своего героя:

  • Прозванья нам его не нужно,
  • Хотя в минувши времена
  • Оно, быть может, и блистало,
  • И под пером Карамзина
  • В родных преданьях прозвучало;
  • Но ныне светом и молвой
  • Оно забыто.

Все это
определяет то сложное историческое и
социальное обобщение, которое стоит за
«мятежом» Евгения, следующим сразу же
после лирического отступления Пушкина.

Кулак на Медного Всадника сжимает не
только петербургский бедняк, счастье
и жизнь которого разбиты в щепы выбором
места для новой столицы, но и «темный
потомок» «некогда знатного, боярского
рода», мститель за обиды «униженных» и
«раздавленных» Петром предков.

«Мятеж»
Евгения — основное содержание его второй
встречи с Медным Всадником — дан с еще
большей, чем все предшествующее,
пластической выразительностью и силой.
Сперва, как и во время первой встречи,
Евгений находится позади Медного
Всадника, который и теперь обращен к
нему спиною.

Затем, после того как
«прояснились в нем страшно мысли»,
Евгений обходит памятник кругом и
оказывается перед Медным Всадником
лицом к лицу. Там — Евгений и Медный
Всадник были поставлены друг около
друга, здесь — друг против друга. Там —
сопоставление, здесь — противопоставление,
конфликт.

  • Кругом подножия кумира
  • Безумец бедный обошел
  • И взоры дикие навел
  • На лик державца полумира.
  • Стеснилась грудь его.
  • Чело К решетке хладной прилегло,
  • Глаза подернулись туманом,
  • По сердцу пламень пробежал,
  • Вскипела кровь.
  • Он мрачен стал
  • Пред горделивым истуканом
  • И, зубы стиснув, пальцы сжав,
  • Как обуянный силой черной,
  • «Добро, строитель чудотворный!
  • Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе!..»

Слово «ужо»
весьма выразительно как по своей
стилистической, сугубо просторечной,
окраске, так и по своей семантике (значит
«потом», «позже» и вместе с тем зачастую
употребляется как угроза мести,
наказания).

И в «Ужо
тебе!..» Евгения заключено в высшей
степени значительное историческое и
политическое содержание. О характере
его можно судить по следующему. Издавна
установилась, встречается уже в русской
публицистике XVI века, символика коня и
всадника: народ и царь (см.

басню Крылова
«Конь и Всадник», впервые опубликованную
в 1816 году и в издании 1825 года поставленную
на первом месте; см. аналогичное сравнение
в пушкинском «Борисе Годунове» — в
диалоге Басманова с Борисом). Эта же
символика прямо выражена в пушкинском
«Россию поднял на дыбы». На фальконетовском
памятнике Петру конь и всадник слиты
воедино.

Но в поэме Пушкина между ними
проводится и тонкое различение: в отличие
от «горделивого» всадника, коню придан
эпитет «гордый»; о всаднике сказано в
прошедшем времени: «Россию поднял…»,
о коне — в настоящем и будущем: «Куда ты
скачешь…» и «где опустишь…» В связи с
этим особую выразительность приобретает
рисунок фалькокетовского памятника
Петру, набросанный Пушкиным в его
черновых тетрадях примерно около этого
же времени. На рисунке — скала; на ней —
конь; но всадника на коне нет.

  • В ответ на слова Басманова:
  • Всегда народ к смятенью тайно склонен:
  • Так борзый конь грызет свои бразды
  • По что ж? Конем спокойно всадник правит
  • царь Борис отвечает)
  • Конь иногда сбивает седока.

Па рисунке
Пушкина гордый конь сбил горделивого
седока. Это, несомненно, бросает яркий
свет и на «Ужо тебе!..» Евгения. Но
восклицание-угроза Евгения-прозрение
в далекое будущее.

’ Что же касается
«мятежа» Евгения — это еще только бунт
«частного» против «общего», причем —
самое главное — бунт во имя только
«частного». Поэтому «бунт» Евгения —
бунт одиночки, безумный и безнадежный
протест, не только неизбежно, но и законно
обреченный на неудачу.

И все это тоже
выражено с необыкновенной пластичностью,
в ярких и живых художественных образах
«Медного Всадника» — гармонической пере
кличкой начала поэмы с ее концом.

Проблема
личности и государства в поэме.
Если
допустим термин «шедевры пушкинского
творчества», то поэма «Медный всадник»,
бесспорно, относится к их числу.

Исторические, философские, лирические
мотивы слились в единый художественный
сплав.

 И
«петербургская повесть», как по жанру
определил ее Пушкин, приобрела те черты
масштабности, которые позволяют отнести
«Медного всадника» к «вечным», бесценным
памятникам поэзии, не разгаданным до
конца.

В центре
поэмы — личность Петра I, великого
преобразователя, деятельность которого
постоянно интересовала поэта, потому
что петровская эпоха — один из крупных
поворотов в истории России.

Поэма «Медный
всадник» — грандиозное философское
раздумье Пушкина о поступательном ходе
истории.

Вступление композиционно
противопоставлено двум частям, в которых
развертывается сюжет «петербургской
повести».

В нем дан величественный образ
Петра — преобразователя, осуществляющего
великое национальное дело, о котором
мечтали многие поколения, — укрепление
русского государства на берегах
Балтийского моря:

  • Отсель
    грозить мы будем шведу,
  • Здесь
    будет город заложен
  • Назло
    надменному соседу
  • Природой
    здесь нам суждено
  • В Европу
    прорубить окно…
  • Петр выступает
    здесь и как покоритель самой природы,
    ее стихий, и как воплощение победы
    культуры и цивилизации над той дикостью
    и отсталостью, которые до него веками
    царили «на берегу пустынных волн».
  • Пушкин
    сложил поэтический гимн могучей силе
    разума, воли и творческого труда человека,
    способного на такое чудо, как возведение
    из «тьмы лесов» и «топи блат» великого
    и прекрасного города, символа новой,
    преобразованной России.
  • Это пример
    человека, который, мог, казалось,
    предугадать поворот в течении истории
    и повернуть Россию в ее новое русло,
    мог, выходит, стать «властелином судьбы»
    не только своей собственной, но и всей
    России:
  • О мощный
    властелин судьбы!
  • Не так ли
    ты над самой бездной
  • На высоте,
    в узде железной …
  • Россию
    поднял на дыбы?

Да, Петр
поднял Россию на дыбы, но и на дыбу
одновременно. Самодержец и самодур.
Человек власти, этой властью развращенный,
употребляющий ее на великое и низкое.
Великий человек, унижающий достоинство
других людей.

Герцен писал: «Петр I —
самый полный тип эпохи или призванный
к жизни гений-палач, для которого
государство было все, а человек ничего,
он начал нашу каторжную работу истории,
продолжающуюся полтора века и достигнувшую
колоссальных результатов».

Слова эти
можно поставить эпиграфом к «Медному
всаднику».

…Проходит
сто лет, осуществлен гениальный замысел
Петра. Облик Петербурга — «Петра
творенья» — Пушкин рисует с чувством
гордости и восхищения. Лирическая часть
вступления завершается гимном Петру и
его делу, незыблемость которого — залог
достоинства и величия обновленной им
России:

 Красуйся,
град Петров, и стой

Неколебимо,
как Россия.

Но возвышенный
пафос вступления сменяется печальным
рассказом последующих глав. К чему
привели петровские преобразования?
Лучше ли стало обыкновенному, бедному
человеку? Пушкин рассказывает историю
жизни бедного чиновника Евгения, нежно
влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения
о семейном счастье и личной независимости
вполне законны, но им, увы, не суждено
сбыться. Стихийное возмущение природы,
противопоставленное разумной воле
Петра, несет гибель и Параше, и всему
бедному люду.

Пушкин
переносит столкновение между стихией
и разумной деятельностью Петра в план
социально-философский. Евгению
противостоит уже не Петр-преобразователь,
а тот самодержавный порядок, который
олицетворен в бронзовом изваянии («кумир
на бронзовом коне»).

Евгений чувствует
на себе мощь деспотизма Петра, представшего
ему в образе Медного всадника, «горделивого
истукана». И он отважно бросает ему
вызов: «Ужо тебе! …». Но бунт отчаявшегося
одиночки лишен смысла. Едва бросив вызов
кумиру, Евгений, в ужасе от собственной
дерзости, бежит прочь.

Сломленный,
раздавленный, он жалко кончает свои
дни.

А что же
горделивый всадник, «державец полумира»?
Все напряжение, вся кульминация поэмы
в жуткой, мистической картине, которая
последовала за вызовом Евгения.

  1. Бежит и
    слышит за собой
  2. Как будто
    грома грохотанье
  3. Тяжело-звонкое
    скаканье
  4. По
    потрясенной мостовой.
  5. И, озарен
    луною бледной,
  6. Простерши
    руку в вышине,
  7. За ним
    несется Всадник Медный
  8. На
    звонко-скачущем коне.
  9. Оказывается,
    жалкого выкрика бедного безумца оказалось
    достаточно, чтобы горделивый истукан
    потерял покой и с сатанинским рвением
    стал преследовать свою жертву.

По-разному
можно оценивать поэму. В ней многие
видели воспевание сильной государственной
власти, имеющей право пренебречь судьбами
отдельной личности ради общего блага.
Но есть в поэме Пушкина и другое — гимн
гуманизму, сочувствие «маленькому
человеку», восставшему против «воли
роковой».

Воля Петра,
противоречивость его деяний, и есть
точка символического сопряжения всех
сюжетных компонентов повествования о
бедном петербургском чиновнике —
натуральных, фантастических, исторических,
загадочно связанных с судьбами
послепетровской России.

Величие
Петра, прогрессивность его деяний
оборачиваются гибелью бедного человека,
имеющего право на счастье. Конфликт
между государством и личностью неизбежен.

Личность всегда терпит поражение, когда
ее интересы приходят в столкновение с
самовластительным порядком. Гармония
между личностью и государством не может
быть достигнута на почве несправедливого
общественного порядка.

Эту мысль Пушкина
подтверждает вся трагическая история
нашей страны.

Источник: https://studfile.net/preview/1754898/page:7/

Ссылка на основную публикацию