Образ пьера безухова в романе толстого война и мир

Человек с детским добрым лицом и улыбкой, тот, чей образ запоминается надолго. Кому из героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» присущи такие черты? Конечно же, Пьеру Безухову, положительному герою, незаурядному человеку, прожившему на протяжении произведения интересную, трудную, но насыщенную событиями жизнь.

Первая встреча с Пьером Безуховым

В первый раз читатель «Войны и мира» встречается с Пьером Безуховым у Анны Павловны Шерер. Сразу бросается в глаза, что он вовсе не такой, как окружающие, и, не вписываясь в пронизанное фальшью светское общество, является как бы белой вороной. Не удивительно, ведь Пьер искренний, прямолинейный, не приемлет ложь и старается избегать её.

«…Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке.

Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве…» – так описывается встреча этого героя с Анной Павловной, которая, увидев столь нежеланного гостя, расстроилась до такой степени, что на лице появились беспокойство и страх.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

Казалось бы, почему? Оказывается, хозяйку дома напугал наблюдательный, естественный взгляд Пьера, так отличавший его от всех присутствующих в этой гостиной.

Предлагаем ознакомиться с “Характеристикой членов семьи Болконских“ в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Примечателен тот факт, что с Безуховым мы встречаемся именно на первых страницах большого четырехтомного романа, что может говорить о важности этого героя для Льва Николаевича, который приготовил ему нелегкую, но замечательную судьбу.

Прошлое Пьера

Из романа наблюдательный читатель может узнать, что Пьер Безухов, почти не знавший своего отца, с десяти лет воспитывался за границей и приехал в Россию уже юношей, в двадцатилетнем возрасте.

Опрометчивый шаг

Наивность и неопытность Пьера Безухова завела его в тупик. Однажды перед молодым человеком встал вопрос: на ком жениться, и так как Пьер после смерти своего отца, Кирилла Безухова, стал графом и богатым наследником, этим не преминула воспользоваться Элен Курагина, для которой любовь к деньгам стояла превыше всего.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

Даже внутренний голос, когда «какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге» не смог убедить молодого графа изменить решение.

К сожалению, только после свадьбы Безухов осознал, что, связав себя узами брака с такой коварной и корыстной девушкой, как Елена, совершил безрассудный и опрометчивый поступок, повлиявший на его дальнейшую судьбу.

Этот тяжелый период жизни описан автором в темных красках.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

«…Он молчал… и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно».

Шесть лет длилось это продиктованное отнюдь не любовью супружество, когда Элен не только проявляла свой скверный характер, но и изменяла Пьеру с Долоховым, что побудило героя сразиться с обидчиком в дуэли.

Результатом поединка стало ранение соперника. Однако, и здесь добрые чувства Пьера взяли верх: увидев, что Долохов ранен, он «едва удерживая рыдания, побежал к нему».

Таким образом, осознав, что его жена – развратная женщина, и жить с ней теперь невыносимо, Пьер разорвал отношения с Элен и уехал в Петербург. К сожалению, в тот период герой романа потерял веру в Бога. Но тогда разочаровавшийся в жизни Пьер даже не мог предположить, что за горами сложных и порою невыносимых обстоятельств, в будущем, его ожидает настоящее семейное счастье!

Новые планы Пьера Безухова

По замыслу автора, герой романа, уехав от Элен, начинает активную деятельность в Киевской губернии, где находилась большая часть его крестьян…”

Помогая им, он вновь обретает уверенность, несмотря на «босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы…» Даже взгляд Пьера меняется, ведь он знает, ради чего живет.

Перемены в судьбе

Пьер снова сходится с женой, но на короткое время. Затем их отношения разрываются окончательно, а Безухов отправляется в Москву, после чего уходит на войну, в русскую армию. Элен, поменяв православную веру на католическую, желает развестись с мужем, но внезапная преждевременная кончина не дает осуществиться её планам.

Пьер на войне

Война стала для неискушенного Пьера Безухова суровым испытанием. Несмотря на то, что он оказывал финансовую поддержку созданному им полку, а также задумал покушение на Наполеона, коварные и бесчеловечные действия которого вызвали у Безухова отвращение, на этом поприще он не смог проявить себя как храбрый и отважный защитник Родины.

Не имея навыков стрельбы, не зная по-настоящему военного дела, Пьер попал в плен к врагу, и это не удивительно.

Находясь в страшных условиях, герой романа проходил суровую школу жизни.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

Но и здесь появился шанс взглянуть на неё по-новому, сделать переоценку ценностей, а способствовал этому такой же пленный, как и он, по фамилии Картаев, который, однако, в отличие от графа Пьера, был простым крестьянином, и его действия резко отличались от тех, к которым Безухов привык на протяжении жизни. Общаясь с этим человеком не его круга, Пьер понимает, что во многом был неправ, и смысл надо искать отнюдь не в высшем обществе, но в общении с природой и простым народом.

Приближаясь к счастью …

Хотя Пьер Безухов испытал многое в своей жизни, в том числе горькие последствия неудачного брака, в душе он очень хотел любить и быть любимым. И тайные чувства к одной девушке жили в его душе. Любой, кто знаком с романом «Война и мир» знает, о ком идет речь. Конечно же, о Наташе Ростовой, с которой Пьер познакомился еще тогда, когда она была тринадцатилетней девочкой.

Родственные души – вот как можно было бы одной фразой охарактеризовать этих героев романа, которые, пройдя трудный путь, пережив испытания и потери, все же создали крепкую семью.

Вернувшийся из плена Пьер женился на Наташе, той, которая стала ему верным другом, советчиком, поддержкой, с кем можно было делить и радость, и горе.

Контраст с прошлой жизнью был очевиден, но Пьеру нужно было пройти путь испытаний с Элен, чтобы оценить настоящее счастье с Натальей Ростовой и быть благодарным за это Творцу.

Прочные семейные узы

Жизнь Пьера засверкала новыми красками, засияла радостью, обрела стабильность и прочный мир. Женившись на Наталье Ростовой, он осознал, как замечательно иметь такую жертвенную, добрую супругу.

У них родилось четверо детей – три дочери и один сын, – для которых Наташа стала хорошей матерью. На такой позитивной ноте заканчивается роман.

«Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» – вот какое точное определение дано Наталье, которая готова была принимать участие в каждой минуте супруга, всю себя без остатка отдавая ему. И это замечательно, что Пьер, хлебнувший так много горя в прошлой жизни, наконец, обрел настоящее семейное счастье.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-per-bezuhov.html

Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Льва Толстого Война и мир (кратко)

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

Внешность и манеры Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель знакомится на первых страницах романа в салоне известной светской львицы Анны Павловны.

Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

Вначале он производит не очень приятное впечатление своей массивностью и неуклюжей неловкостью. И хотя прибыл из-за границы, он не отличается светскими манерами.

Слабое зрение, вынуждавшее его носить очки, еще более усиливали его неловкость. Так, покидая салон Анны Павловны, он по рассеянности, вместо своей шляпы схватил генеральскую треуголку. И теребил в руках султан шляпы, пока генерал не попросил возвратить ему шляпу.

Образ жизни Пьера Безухова до войны, во время ее и после войны

Десять лет Пьер Безухов провел за границей. И теперь, когда ему исполнилось 20 лет, отец вызвал его и отправил в Петербург, давая время осмотреться и выбрать службу.

В Петербурге Пьер жил у князя Василия Курагина, и вот уже три месяца не мог выбрать, где ему служить. Светскому обществу Пьер Безухов был интересен как единственный наследник богатого графа Безухова и выгодный жених.

После смерти графа Кирилла Владимировича он получит в наследство 40 тыс. душ крепостных и миллионы.

Образ жизни Пьера Безухова в начале его жизненного пути можно назвать беспутным и бесшабашным. Он участвовал в кутежах вместе с сыном князя Василия. Однажды Пьер пообещал князю Андрею не ездить к Курагину и не кутить, но обещания своего не сдержал. И все это закончилось тем, что он был выслан из Петербурга в Москву за буйство.

После смерти отца, Графа Безухова Пьер наследует его состояние и графский титул. Князь Василий не упускает случая подобраться поближе к миллионам Пьера и принимает деятельное участие в его судьбе.

Тут же находятся непонятно откуда взявшиеся долги, которые князь Василий взимает с рязанских имений.

По возвращении Пьера в Петербург князь устраивает Пьера в дипломатический корпус и сводит Пьера со своей дочерью Элен.

Став богачом, Пьер ощутил на себе необычайную любовь и поклонение со стороны всех тех, кто еще недавно пренебрегал им и смеялся над его неловкостью.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

Получив наследство, он не умеет удержать его, не отличается практичностью и цепкостью. Сначала его обворовывает управляющий, потом еще и жена, дочь князя Василия Курагина – Элен. Он несчастлив в браке. Элен вела распутный образ жизни, а Пьер, не имея возможности с ней развестись, оставил ее, вызвав сначала на дуэль любовника жены Долохова и ранив его.

Разуверившись в Боге, Безухов стремился найти смысл жизни в масонстве. Война и пребывание в плену мало изменили его внешне, но Пьер изменился духовно.

Только после смерти Элен и плена он женился второй раз на Наташе Ростовой. Герой обрел смысл своего существования в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком.

Характер Пьера и становление его, как личности

Пьер Безухов был простодушен, как дитя. Будучи искренним сам, он не предполагал в людях коварства и предательства. Князь Андрей Болконский ценил Пьера за его искренность и доброту.

Проведя 10 лет за границей, он получил хорошее образование. Знает французский и немецкий языки, много читает. У него сложилось собственное мнение о внешней и политике. И если он не мог определиться с выбором места службы, то только потому, что с высоты своего образования он видел фальшь и ненужность службы в тех департаментах, которые ему предлагали.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

После пребывания в плену Пьер несколько изменился. Он научился ценить и любить жизнь.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

После женитьбы на Наташе Ростовой Безухов пересмотрел свое отношение к деньгам, стал их более разумно тратить. Ведь теперь он был не один. Он нес ответственность за жену и детей.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-pera-bezuhova-v-romane-voyna-i-mir

Образ и характеристика Пьера Безухова в романе "Война и мир": описание внешности и характера

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Пьера Безухова в романе «Война и мир»: описание внешности и характера Пьера.

«…вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…»

«…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате…»

«…расставив большие ноги…»
«…Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками…» 

   Смотрите: Внешность Пьера Безухова

Читайте также:  Образ и характеристика кулигина в пьесе гроза

Пьер Безухов — физически сильный мужчина, похожий на медведя:

«…Ну-ка ты, силач…» (обращение к Пьеру)
«…он был так силен…»»…Образуйте мне этого медведя…» (князь Василий Курагин о Пьере)У Пьера детская и добрая улыбка:
«…У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…»

  • Возраст Пьера Безухова — 20 лет (в начале романа, в 1805 году):
  • Пьер Безухов — незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова. У старого графа нет официальных детей, все его дети являются незаконнорожденными:
  • Пьер является любимым сыном графа Безухова:
  • Пьер Безухов живет и воспитывается за границей в течение 10 лет и возвращается в Россию в возрасте 20 лет:
  • После смерти отца молодой граф Пьер Безухов становится богатым человеком:
  • Пьер является членом Английского клуба (клуб для богатых людей): 
  • Молодой граф Пьер Безухов ничем не занимается и нигде не служит (в то время среди дворян было принято служить или в армии, или чиновником):
  •      Смотрите: Биография Пьера Безухова
  • Молодой Пьер не может найти себя и свое призвание:
  • Граф Пьер Безухов является добрым, скромным и простым человеком:
  • У Пьера золотое сердце, по мнению его лучшего друга Андрея Болконского: 

«…за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста…»

«…Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве…»
«… Что я такое? Незаконный сын!…»

«…Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный…»
«…Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был…»
«…Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю…»
«… Для Пьера, воспитанного за границей…»
«…только что приехал из-за границы, где он воспитывался…»
«…Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он
пробыл до двадцатилетнего возраста…»

«…Сорок тысяч душ и миллионы…»

«…член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества…»

«…Он нигде не служил еще…»
«…Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал…»
«…Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и действительно был выслан в
Москву за буйство…»

«…Я только никак не знаю, что мне начать…»
«– …Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей
– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится….»

«…выражением добродушия, простоты и скромности…»
«…Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту…»
«…Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой…»

«…Это золотое сердце…» (Андрей Болконский о Пьере)У Пьера высокая, небесная душа, по мнению его дальней родственницы Анны Михайловны Друбецкой: 
«…И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!..» (Анна Михайловна Друбецкая о Пьере)

Пьер — умный и наблюдательный человек:

«…умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной…»

Пьер Безухов — наивный молодой человек:
«…он наивно смотрел в очки вокруг себя…»
«…Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки…»

«…детские речи Пьера. такие глупости наивный вопрос …»

Пьер — неуклюжий, неловкий мужчина:
«…Пьер был неуклюж…»
«…он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное…»
«…ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью…»

«… Пьер неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу…»

Пьер является рассеянным человеком:
«…Кроме того, он был рассеян…»

Пьер Безухов любит мечтательно философствовать:
«… мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер)…»

Молодой Пьер Безухов является непрактичным человеком: 
«…Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом…»
«…ту недостававшую Пьеру практическую цепкость…»

Наследовав огромное состояние, Пьер оказывается не способен заниматься хозяйством. В результате управляющий обманывает и обирает его: 

«…дело… к которому он менее всего имел способности и склонности, – занятие делами…» 

«…каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов…» (управляющий обманывает Пьера с целью наживы) 

Будучи молодым человеком, Пьер не доверяет себе и слушает советы других людей (наставника-масона, знакомых и т.д.): 

«…В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне…»

Пьер не умеет красиво говорить и вести себя в высшем свете:
«…вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем…»
Пьер — скромный и смирный человек:
«…как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным…» (о пьяной выходке с медведем и квартальным)
«…этого большого, толстого и смирного человека …»

Пьер — смешной человек:

«…этот толстый Пьер такой смешной!…»

Пьер — жалостливый человек:

«…Мне его жалко, как человека… » (Пьер о больном отце)
«…Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать…»

Пьер Безухов хорошо относится к своим слугам и редко ругает их: 
«…при вас обиды не видим… за такими господами жить можно…»
«…Дурак! ск*тина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера…»Пьер является безвольным, бесхарактерным человеком:
«…все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…»
«…как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными…»

Пьер Безухов женится на развратной и пустой девушке Элен Курагиной. Их брак оказывается неудачным. Супруга не любит Пьера и обманывает его с другими мужчинами:

«…Через полтора месяца он был обвенчан…»

   Смотрите: Отношения Пьера Безухова и Элен Курагиной

Вскоре в России начинается Отечественная война 1812 г. и Пьер оказывается в плену у французов. Жизнь в плену меняет мировоззрение и характер героя:

«…Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем‑то своим, особенным…»
«…Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?..» (Наташа Ростова о Пьере)   Смотрите: Характер Пьера Безухова и его эволюция

Спустя 6 лет брака Элен Безухова внезапно умирает. После этого Пьер женится на своей подруге детства Наташе Ростовой. В их счастливом союзе рождается четверо детей:

«…Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…» Это была характеристика Пьера Безухова в романе «Война и мир»: описание внешности, характера и личности героя, его воспитания, занятий и т.д.

Смотрите:
Все материалы о Пьере Безухове
Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/09/per-bezuhov-harakteristika-roman-vojna-i-mir-obraz-vneshnost.html

Образ Пьера Безухова в романе Толстого "Война и мир"

Первоначально Толстой планировал в своем романе, осветить жизнь и судьбу дворян из высшего общества. Которые приняли участие в восстании декабристов 1825 года, но позже он решил описать события более ранней России на тот момент, когда его герои были еще совсем юные. 

Один из главных и любимых героев Толстого — Пьер Безухов, который на протяжении романа претерпевает сильных изменений. Эти изменения связаны с его исканиями высших идеалов и смысла жизни. Первая встреча Пьера Безухова и Анны Шерер и их расставание в эпилоге произведения, мы наблюдаем уже двух абсолютно разных людей. 

Описание Пьера в начале романа, наверное, больше вызывают насмешки окружающих его людей, это: упитанный и массивный молодой человек с коротко стриженой причёской в белых панталонах и очках, по моде тех времен одет в коричневый фрак и высокое жабо.

В данном салоне как еще называют «мастерская Анны Павловны» не места такой заурядной личности как Пьер.

Он умен и одновременно робок, наблюдателен и имеет естественные взгляды на жизнь, а присущее в нем искусственное и разбалованное высшее общество не сочетается с его интересами и поведением.

Пьер Безухов так и не смог найти себя среди высшего общества даже после того как он стал обладателем большого наследства это не развязало его руки. А наоборот, это еще больше привязало его к высшему обществу и заставило его жениться на красивой, но с черствым сердцем Элен Курагиной даме с отрицательными качествами.

Одна из самых лучших качеств Пьера это чрезвычайная доброта. В самом начале романа мы видим в нем добродушие и доверие присущее ребенку, он еще совсем не избалован жизнью. Не битый жизнью и не наученный горьким опытом он ведет свою жизнь, так как жилает сердце, а не его разум. Так и получился молодой Пьер, с безграничной энергией, импульсивностью, полон щедрости и любви к людям.

Первым горьким опытом жизненных испытаний он столкнулся благодаря Элен, которая имела связи на стороне. Узнав об этом, он принял решение о дуэли с Долоховым в результате, которого ранит последнего.

Эта измена и ряд других последовательных событий настолько ранят его духовный мир, что он впадает в кризис, из которого как ему кажется, уже нет выхода. Разочарованный в реальном мире Пьер вступает в ряды масонской ложи идея, которой как никогда пришлась ему по душе.

Масоны развивали идею равенства, совершенствовали внутренний мир человека и Баздеев наставник Пьера кажется ему человеком, открывшим новый путь к поискам себя. 

Регулярные посещения масонских собраний, больших пожертвований и анализа дневника, который он вел, Пьер приходит к выводу, что путь, которым он идет ошибочный.

Но, несмотря на разочарование в масонском братстве и ложных идеалов он не опускает руки. Пьер пытается найти смысл жизни, стать полезным для общества и обрести свой собственный взгляд на мир.

Данные поиски Пьера показывают нам, что он оправился после пережитых неприятностей, и повзрослел в духовном плане. 

Французский плен сыграл большую роль в формирование личности Пьера. Общение с простым солдатом сыграло большую роль в изменении взглядов на жизнь.

Рассказы солдата, наполненные народной мудростью, впечатлили Пьера – говорил Каратаев (простой солдат) Пьеру: «не грусти друг: час терпи, а век живи». Для Пьера даже эти простые, но с большим смыслом слова больше значат, чем все холодные и пустые нравоучения масонов.

За время, проведенное в плену, Пьер приобрёл новые духовные качества. Он стал более терпеливым к тяготам и лишениям жизни, поменял свое отношения к врагу он больше не питал ненависть к французским солдатам.

Переоценив все негативные моменты его жизни, он считает сору с Элен бессмысленной и глупой и даже прощает Курагина и Долохова. Взглянув на мир по новому, он научился видеть главное, бесконечно великое, ту жизнь, которая должна существовать. 

Когда Пьер Безухов выходит из плена, его образ наполнен свободой, его восприятие мира полностью изменено. Его отношения к людям изменилось, он научился видеть в каждом положительные черты. Ему легко отказать наглецам, которые требуют от него денег. Он стал более устойчивым и сформировал центр требований себя и окружающим, покинув навсегда свою неопределенность.

После женитьбы на Наташе Ростовой Пьер, наконец, обретает настоящее человеческое счастье. Вся его разгульная жизнь подталкиваемая Курагиным и масонские взгляды остаются позади. В завершение романа Пьер предстает перед нами как успешный и опытный семьянин счастливой женой и четырьмя детишками.

Читайте также:  Анализ произведения смерть чиновника чехова

Обретая счастья, он не останавливается на этом, в беседе с братом жены, рассказывает ему о высшем и о существование не личного счастья, а счастье, которое он должен дарить. Больше Толстой не показывает нам карьеру и деятельность Пьера он останавливается на семейном счастье.

Так как смысл жизни по Толстому заключается именно в семейном благополучии, которое и обрел Пьер Безухов.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/obraz-Bezuhova-romane-tolstogo-voyna-mir.html

Образ Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Пьер Безухов в наибольшей степени выражает идеологию самого Л.Н. Толстого. Нравственно-духовные искания героя нацелены на постижение вселенной. К тому же, Пьер – центральный герой для более глубокого понимания философского смысла произведения.

Впервые мы видим Пьера в салоне Анны Шерер. Герой не соответствует представлениям об утонченном аристократе, высокомерном и эгоистичном, бесчувственным и претворяющимся во всем. Пьер неуклюж, ведет разговоры, не подобающие молодому дворянину в обществе. Он восхищается Наполеоном, мечтает повторить его судьбу, достичь великих побед, но все это так и остается в мечтах.

Особенности характера героя

По натуре Пьер чрезмерно мягкий и сомневающийся человек, из-за этого он ведется на чужое мнение, подвергается влиянию привычек высшего света – ведет весьма разгульный образ жизни, при этом понимает, что она никчемна. Очень быстро Пьер осознает, что превратился в ничтожество, подвергшееся искусственному обаянию Элен. Он понимает ее сущность, но тем не менее вызывает Долохова на дуэль, совершив едва ли не роковую ошибку.

Духовные искания Пьера

Смысл жизни, ее истина – вот о чем постоянно думает Пьер. Эти мысли привели его к масонству, которое в то время казалось ему основным проводником истины на земле. Но фальшивость направления привели к скорому разочарованию героя.

Примерно в это же время Безухов переживает разочарование в Наполеоне, у него все сильнее назревает желание уничтожения кумира. Ради этого словно одержимый Пьер проходит всю горящую Москву.

Во время войны 1812 г. смыслом жизни для Безухова становится единение с простым народом. Во время Бородинского сражения обнажается истинный патриотизм, готовность умереть за родное отечество.

Возрождение Пьера

Тут начинается его внутреннее преобразование, он живет жизнью общественной, ощущает единство со всем миром, получает четкие ответы на все свои глубинные вопросы о том, что самое главное в мире. Переживая все большие жизненные трудности, герой с каждым днем ощущает все большее спокойствие и счастье. Философия Платона Каратаева помогла ему осознать, что «человек создан для счастья».

Счастье семейное

Но у Пьера не получается до конца следовать наставлениям Каратаева, он создает семью с Наташей Ростовой.

В отличие от Элен – первой жены Безухова, Наташа глубоко духовна, умеет любить, проявляет понимание, тонко чувствует мир. Она переняла интересы супруга, стала жить только им.

Семья Безуховых – идеальная модель мира, без которой невозможно земное счастье, да и в принципе, существование человеческого общества.

Жизнь Пьера не останавливается на семейности. Он пытается стать участником тайного общества, жизнь его не стоит на месте, он постоянно двигается. В финале романа вновь возникает противоречие – жизнь разумная и сердечная.

Наташа очень близка естественности, она не чужда народному единству. По мнению Пьера, если бы Платон Каратаев знал о их женитьбе, то непременно одобрил бы их союз.

Я думаю, через образ Пьера Безухова Л.Н. Толстой стремился изобразить, насколько сложно приходит осознание смысла человеческой жизни, какое счастье пронизывает простая человеческая семейная жизнь.

Источник: https://spadilo.ru/obraz-pera-bezuxova-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Война и мир образ пьера безухова

ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Пьер Безухов по своему характеру, по складу своеи натуры отличается от князя Андрея Болконского.

Князь Андрей — по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь — путь к народу через преодоление индивидуализма.

Пьер Безухов — преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его — ум, склонный к «мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы.

Это не значит, что князь Андрей не способен испытывать глубокое чувство, а Пьер — слабый мыслитель; тот и другой — натуры сложные.

Термины «интеллектуальный» и «эмоциональный» означают в данном случае преобладающие черты духовных сил этих незаурядных личностей.

Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный».

Главная его черта — искание «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера — непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Путь Пьера, как и путь князя Андрея, это путь к народу. Ещё в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян.

Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих сёлах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создаёт только видимость проведённых реформ.

Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живётся хорошо.

Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом.

Барская жизнь, светские салоны, роскошь томят и не удовлетворяют Пьера. Он болезненно чувствует свою оторванность от своего существования. Он упорно ищет народа и бесполезность свое искал этого выхода, решения вопроса ости светской жизни вине,  в филантропии, масонстве.   Найти смысл жизни помогает ему простой солдат -крестьянин Платон Каратаев,

Когда Москва была занята французами, Пьер остался в Москве, но ушёл из своего дома.

Попав в плен, он в общении с народом, с простыми людьми, с Каратаевым «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Здесь он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Теперь линия жизни и поведения Пьера коренным образом изменилась. Раньше он, углублённый в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью.

Теперь он присматривается к людям, прислушивается к ним, начинает видеть людей и вещи, как они есть. У него появляется практический взгляд на вещи.

Он критически начинает анализировать окружающую его жизнь; в нём зарождается и растёт склонность к активному протесту.

В эпилоге Толстой показывает нам Пьера одним из деятелей тайного общества.

Излагая перед Николаем Ростовым свои мысли и свою «программу», Пьер резко критикует власть: «В судах воровство, в армии палка; шагистика, поселения мучат народ; просвещение душат. Что молодо, честно, то губят».

Цель жизни теперь для Пьера ясна: сводить «независимых» и «деятельных» людей в общество борцов против общественного и политического зла.

Так Пьер, преодолев каратаевский фатализм и непротивленчество, впоследствии приходит к идеям декабризма.

Еще по данной теме::

  •     ЯЗЫК РОМАНА ВОЙНА И МИР   Язык романа. Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развит…
  • ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА   ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА Творческая деятельность Толстого продолжалась около шестидесяти …
  •   СМЕРТЬ ТОЛСТОГО 28 октября 1910 г., в одну из тёмных, сырых  осенних ночей, 82-летний Толстой…
  •   РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти …
  • РАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕ   РАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕ Роман Роман «Воскресение» написан Толстым в 90-х годах «Воскоесение»…

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/62-tolstoj-ln-russkaya-literatura/336-vojna-i-mir-obraz-pera-bezuxova.html

Пьер Безухов в романе Война и мир | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Война и мир, образ Пьера Безухова. Характеристика и духовные искания героя. Жизненный путь Пьера Безухова. Описание, внешность и цитаты Безухова. 

«Война и мир» — одно из самых масштабных произведений мировой литературы. Л.Н. Толстой раскрыл перед читателями широкую панораму имен, событий, мест.

Каждый человек может найти в романе близкого по духу героя.

Честным и бескомпромиссным подойдет Андрей Болконский, живым и оптимистичным – Наташа Ростова, уступчивым и тихим – Марья Болконская, добрым и импульсивным – Пьер Безухов. Именно о последнем и пойдет речь.

Пьер – незаконный, но любимый сын графа Безухова, получивший после смерти отца высокий титул и состояние.

Внешность героя не аристократична: «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках», — но его лицо становится красивым и приятным, когда Пьер улыбается: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Л. Н. Толстой уделял огромное внимание улыбкам: «В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Портрет Пьера отражает и его внутренний мир: что бы ни происходило, он остается добрым, наивным и несколько оторванным от реальности.

Пьер 10 лет учился за границей. Вернувшись, герой находится в поисках своего призвания. Он ищет что-то подходящее, но не находит.

Безделье, влияние ловких людей, всегда готовых развлечься за счет богатых друзей, собственная слабохарактерность – все это ведет Пьера к кутежам и безумствам. На самом деле, он добрый и умный человек, готовый всегда помочь и поддержать.

Пусть он наивный, рассеянный, но главное в нем – душа. Поэтому Андрей Болконский, хорошо разбирающийся в людях, и чуткая Наташа Ростова питают к Пьеру теплые чувства.

В свете герой не пользуется успехом.

Почему? Все просто: свет насквозь лживый и прогнивший, чтобы стать там своим, надо потерять лучшие свои качества, забыть о собственных мыслях и говорить только то, что хотят услышать, льстить и скрывать настоящие чувства.

Пьер же скромный, простой, правдивый, он чужд свету, его «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» не было места в салонах.

Чего не достает герою для счастья? Решительности и силы воли, ведь жизнь носит его, как соломинку по реке. Так он кутил, потому что не хотел отстать от «друзей». Потом женился, потому что Элен Курагина соблазнила его, окружила его своей красотой, хотя они оба не любили друг друга.

Пьер ездил на ненужные ему собрания и балы, обманывал себя иллюзиями, ложными идеями (например, масонством). Найти себя ему помогло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. Герой участвовал в Бородинской битве, наблюдал то, как простые люди, не философствуя и не рассуждая, как любил сам Пьер, просто идут и умирают за Родину.

Кроме страшной и героической битвы, Безухов испытал унизительный плен, но там встретил знакового человека – Платона Каратаева. В Платоне заключались настоящая жизненная мудрость и духовность. Его философия не витала в облаках, а заключалась в том, что счастье внутри каждого человека, оно в его свободе, удовлетворении потребностей, простых радостях и эмоциях.

После этой встречи жизнь Пьера изменилась: он принял себя и окружающих с их недостатками, он обрел смысл жизни и любовь. Его отношениям с Наташей постоянно что-то мешало: сначала она была невестой друга, а Безухов не мог совершить предательство, потом девушка была слишком подавлена разрывом с женихом, и ей было не до чувств.

Читайте также:  Жизненные ценности - сочинение-рассуждение 9 класс 15.3

И только после окончания войны, после духовного перерождения и Пьера, и Наташи они смогли отдаться любви, сделавшей их счастливыми на долгие годы.

Эволюция Пьера Безухова наиболее полно отражена в романе. Кем он был в начале? Сыном богатого отца, которого, как теленка, могли увести за собой куда угодно.

И кем же герой стал? Самодостаточным человеком, который знает, чего хочет, и несет ответственность за себя и свою семью. Л.Н.

Толстой приводит героя к счастью и внутренней гармонии, и Пьер этого действительно заслуживает, ведь трудно найти более сердечного и духовного человека, чем он.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-pera-bezuhova-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера- это путь открытий и разочарований, путь поисков, ошибок, потерь и обретений.

Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонность к философствованию; он мечтатель. Толстой не показывает его как идеального человека, лишенного недостатков. У Пьера слабая воля, он рассеянный человек, непрактичный. Почему же он стал любимым героем Толстого? Да потому, что главная его черта- искания смысла жизни, поиск ответа на вопрос: ”Зачем я живу? Для какой цели я родился?”

Впервые мы видим Пьера в салоне А.П.Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик героя: «массивный, толстый молодой человек” с “умным и … робким, наблюдательным … взглядом”.

Он не таков, как остальные гости Шерер. Его отличает ум, доброта, естественность поведения. Толстой много раз на протяжении романа подчеркивает улыбку Пьера.

В то время, когда он улыбался, лицо его становилось по-детски беззащитным, добрым.

Очень много горя принесла Пьеру женитьба на Элен. Толстой проводит героя через серьезное испытание: надо уметь противостоять дурным и безнравственным людям. Во время дуэли с Долоховым Пьер винит себя во всем происшедшем: глупо убивать человека, мешать его жизни из-за развратной женщины.

Да, конечно, я не оправдываю Долохова, он поступил дурно: живя в доме Пьера, сделал его шутом в глазах всего светского общества. Но Толстой наказал Долохова: Пьер, который не стрелял никогда в жизни, остался жив, а дуэлянт Долохов — ранен.

Так писатель показал свое, авторское отношение к происходящему.

Пьер увлекся идеями масонов. Ему были близки идеи равенства всех людей, братства, желания помочь ближнему. Пьер всей душой стремится быть лучше, чище, нравственнее. Он, как и князь Андрей, хочет принести пользу людям, сделать для них добро. В конце концов, Пьер разочаровался в масонах, поняв, что это пустые, ничтожные люди, их интересуют ”мундиры и кресты”, карьера и деньги.

Новый душевный подъем испытывает Пьер во время войны 1812 года. Он не военный человек, но понимает, что обязательно должен быть на Бородинском поле, где решается судьба отечества. Он потрясен мужеством и стойкостью простых русских солдат, их готовностью к самопожертвованию.

Пьер наивен. Он решает убить Наполеона, для этого надевает кучерский кафтан, но все равно видно, что он аристократ, дворянин. Толстой показывает читателю: главная черта в Пьере — совестливость.

А во время войны цель каждого честного человека — быть вместе со своим народом, разделить его участь до конца. Пьер не осуществил своего намерения, но он спас девочку из огня, заступился за девушку – армянку, которую хотели ограбить французы – мародеры.

Очень важно для Толстого, что его любимый герой в дни испытаний для всего народа находится вместе с ним, переживает тяготы войны. Большое влияние на Пьера оказал Платон Каратаев.

Пьер, чудом избежал расстрела, испытав голод и холод, сблизившись с простым народом, понял высшую мудрость, что человек сотворен для счастья, а счастье есть сама жизнь в обычных ее проявлениях.

Таким образом, Пьер стал одним из любимых героев Толстого потому, что наделен благородством, умом, умением любить людей, справедливостью и человечностью. Я считаю, что Пьер во многом похож на самого Толстого, ведь девиз их жизни одинаков: «Спокойствие — душевная подлость”.

Кутузов и Наполеон

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» императору Наполеону должен был бы быть противопоставлен русский император Александр 1. Однако Толстой считает, что власть обоих императоров только мешает естественному ходу жизни народа. Оба эти властителя несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы народов.

Наполеону в романе Толстой противопоставляет главнокомандующего Кутузова.

О Наполеоне мы слышим с первых страниц романе. Он занимает воображение гостей А.П. Шерер, о нем спорят. Одни его ненавидят, другие восхищаются им.Толстой видит в Наполеоне прежде всего воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Он не скрывает своей ненависти к Наполеону.

Чем же возмущен Толстой? Наполеон допускает, чтобы сорок человек польских улан погибли в волнах Немана из преданности ему. Наполеон привык к мысли, что он божество, что он может вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель. Толстой беспощадно развенчивает миф о величии Наполеона. И один из способов сделать это- портретная характеристика героя.

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах»… Вид у Наполеона, по мнению Толстого «представительный, осанистый, который… имеют живущие в холе сорокалетние люди».

Тысячи людей не замечали, не хотели видеть в нем ничего некрасивого, он был для них кумиром, полубогом. Даже свой физический недостаток: когда он волновался, у него начинала дрожать левая нога,- даже это представлялось Наполеону признаком его избранности, гениальности.

Толстой настойчиво подчеркивает неестественность поведения Наполеона, склонность к игре, рисовке, фальши. Таким мы его видим во время встречи с Билибиным или перед портретом сына накануне Бородинского сражения.

Бородино — идейный центр всего романа. Наполеону Толстой посвящает семь из двадцати глав, где описывается Бородинская битва, Кутузову — только одна. Во всех этих главах Наполеон напряженно-деятелен, он отдает распространения, принимает послов, диктует приказ по армии, объезжает позиции.

Наполеон употребил все средства для истребления русских, а русские стояли в конце дня так же стойко, как и в начале сражения. И с этого момента Наполеон испытывает страх и ужас, впервые Наполеону некогда думать о впечатлении, которое он производит на окружающих.

Кутузов превзошел его как полководец; русские одержали нравственную победу, «в первый раз под Бородином была наложена руке сильнейшего духом противника».

Говоря о Кутузове, Толстой замечает: «Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели».И цель эта- очистить родную землю от нашествия врагов.

Толстой – философ считал, что победы можно достичь не благодаря перевесу в численности войск и снарядов, а благодаря моральному духу войска. Он наделяет Кутузова мудростью, терпением, умением брать на себя ответственность за все происходящее.

Кутузов подбадривает солдат, обращаясь к ним, он восклицает: «И с такими молодцами все отступать и отступать?» Перед сражением он приказал устроить молебен. Кутузов, опустившись на колени перед иконой, «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости».

Толстой много раз подчёркивает немощность Кутузова, его физическую слабость, но это усиливает впечатление духовной мощи. Кутузов предельно близок солдатской массе. Так во время смотра в Браунау он просто разговаривает с солдатами и офицерами, которых знал по предыдущим походам.

Изображая Кутузова на поле Бородина, Толстой говорит, что главнокомандующий сидит на одном месте, словно бы сквозь дремоту выслушивая донесения. Когда все вокруг начинают ликовать, Кутузов сдерживает всеобщий восторг, говоря, что надо подождать радоваться. Но когда ему сообщают, что войска разбиты и бегут, он кричит: «Неприятель побеждён и завтра погоним его из священной земли русской…»

Кутузов на военном совете в Филях решился, зная, что его будут обвинять во всех смертельных грехах, принять решение об оставлении Москвы; ему важно сохранить армию, тогда и вся военная компания будет выиграна.

Таким образом, Кутузов не пассивен, он не простой созерцатель. Главнокомандующий оказывает моральную помощь, выполняет волю народа.

  • Таким образом, сравнивая двух полководцев, Толстой разрушает культ личности Наполеона и утверждает подлинное величие Кутузова.
  • В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ
  • ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЁТУ
  • По роману «ВОЙНА И МИР»
  • История создания романа

Шестидесятые годы — время работы Толстого над романом «Война и мир» (1864—1869)—были периодом напряжённой классовой борьбы, развернувшейся вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 г. не разрешила по существу вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с помещиком.

Многочисленные восстания, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественного внимания.

В публицистике и художественной литературе с особой остротой ставились и освещались проблемы крестьянства и дальнейшего развития страны. Появляется особый интерес к произведениям, ставящим острые политические, философские и исторические вопросы.

В свете исторического прошлого рассматриваются важнейшие вопросы эпохи.

Вот в этой-то общественной и литературной атмосфере и возникает у Л. Толстого мысль об историческом романе, но таком, который на материале истории дал бы ответ на жгучие вопросы современности. Толстой задумал столкнуть две эпохи: эпоху первого революционного движения в России — эпоху декабристов, и 60-е годы — эпоху революционных демократов.

К эпопее «Война и мир» Толстой подошёл от романа «Декабристы». В 1856 г. после смерти Николая I были амнистированы оставшиеся в живых декабристы. Возвращение их из Сибири возбудило естественный интерес к ним в русском обществе. В связи с этим у Толстого и зарождается тема романа «Декабристы».

В нём Толстой предполагал описать семью декабриста, возвратившегося из Сибири. Но скоро он бросил начатое и перешёл к 1825 г.

, эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя, а затем «другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года», желая показать молодость декабриста, совпавшую по времени с Отечественной войной.

Но ему, как он сам отмечает, было «совестно» писать о торжестве России в борьбе с Бонапартом, и он переходит к эпохе 1805—1806 гг., времени «неудач» и «срама» России. Так, отойдя от 1856 к 1805 г., Толстой намеревается «провести уже не одного, а многих… героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

Этот грандиозный замысел Толстой не осуществил. Но в связи с введением в роман исторических событий рамки его значительно расширились. Появились исторические деятели эпохи — Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский и другие; более сложным стал жизненный путь основных персонажей романа — Андрея Болконского и Пьера Безухова; в роман вошёл—в качестве одного из основных героев — народ.

Так углубился в процессе работы идейный замысел писателя. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, Толстой в окончательной редакции романа нарисовал широчайшую картину жизни помещичьей и крестьянской России, дал изображение борьбы народа за свободу в первую четверть XIX в.

Работая над эпопеей «Война и мир», Толстой, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны 12 года». «Я старался, — говорил он, — писать историю народа».

Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.



Источник: https://infopedia.su/10xa8fa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector