Образ помещиков в поэме кому на руси жить хорошо некрасова

         Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» повествует читателю об обездоленной крестьянской жизни, о способах борьбы простых деревенских мужиков с устоявшимися требованиями помещиков. Поэтому не иначе, как глазами самих крестьян, мог смотреть автор на класс этих самых помещиков.

        Н. А. Некрасов просто не может не раскрыть образы помещиков, типичных для его времени. Автор рассказывает о данном привилегированном сословии на протяжении всей поэмы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Автор сам выступает с точкой зрения, согласно которой крестьянство до тех пор будет лишено личного счастья, покуда над ним будет довлеть неусыпное око барина-хозяина.

Но и помещикам существующее положение вещей не на благо: они теряют способность даже здраво соображать.

        В образе жестокого самодура представлен помещик Шалашников. Он привык собственных крестьян покорять, применяя к ним воинскую силу.

        Весьма колоритным персонажем является встреченный мужиками собеседник — помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Уже сама фамилия говорит за себя.

Помещик был румяненький,Осадистый, присадистый…

        Когда крестьяне спросила его, считает ли он себя счастливым человеком, он над их вопросом смеется от души. А потом с грустью вспоминает былые прежние времена…

Кого хочу помилую,Кого хочу казню.Закон – мое желание!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение должен ли разумный человек жить чувствами?

Оценим за полчаса!
  • Кулак – моя полиция!
  •         После введения крестьянской реформы 1861 года помещик утратил статус единоличного хозяина крестьян, отныне они могут поступать как хотят.
  • Разобран по кирпичикуКрасивый дом помещичий,И аккуратно сложеныВ колонны кирпичи!Обширный сад помещичийПод топором крестьянинаВесь лег, — мужик любуется,
  • Как много вышло дров.

        Своим презрением к крестьянству данный помещик показывает, что чужой труд он никогда не уважал, зато крестьянина считает чуть ли не своим главным врагом.

Он надеется выживать, как и прежде, за счет угнетаемого им народа, хотя он сам и не понимает, что заставляет страдать своих крестьян.

Однако даже в речи этого персонажа мы встречаем рассуждения о бедах крестьян: их необразованности, неспособности понять, что им во вред, а что на благо.

        Помещик Утятин («Последыш») также является весьма интересным персонажем в поэме. Его хватил удар, когда императором Александром II было отменено крепостное право.

Некрасов представляет его в образе чудаковатого человека, живущего грезами.

Его собственные дети вступают в сговор с крестьянами и врут отцу семейства, что крестьянство до сих пор заключено в цепях крепостничества, дабы батюшку «не хватил удар».

Порядков новых нонешнихЕму не перенесть.Поберегите батюшку!

Помалчивайте, кланяйтесь.

        Работающих крестьян в поле он принимает за крепостных, ругает их, даже не подозревая, что барская земля отныне перешла к другим хозяевам. Комедия перед Утятиным разыгрывается изо дня в день, а в это время вся округа открыто смеется над выжившим из ума помещиком.

        Помещик с мужиком в поэме представлены в образе двух противоборствующих сторон, вечных врагов. Реформа, посвященная решению крестьянского вопроса только лишь обозлила господ, лишив их прежнего счастья.

Образ помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Источник: https://testsoch.ru/komu-na-rusi/obrazyi-pomeshhikov.html

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.

Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Читайте также:  Сочинение про мой любимый вид спорта

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.

Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».

Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

  • Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.
  • В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.
  • В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  1. По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
  2. По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт.

Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Жесток “жадный, скупой” господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А.

Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.     Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы.

При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

    “…Наденьте шапочки, 

    Садитесь, господа!”

    Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”: 

    Ни в ком противоречия, 

    Кого хочу — помилую,     Кого хочу — казню, —

    вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

    Закон — мое желание! 

    Кулак — моя полиция!     Удар искросыпительный,     Удар зубодробительный,     Удар скуловорррот!

    Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло.

“Теперь не та уж Русь!” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику…

” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем. 

    Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться.     Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

    Нос клювом, как у ястреба, 

    Усы седые, длинные     И — разные глаза:     Один здоровый — светится,     А левый — мутный, пасмурный,     Как оловянный грош!

    Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

    Известно, не корысть, 

    А спесь его подрезала,     Соринку он терял.

    И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных.

Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

    Русь не шелохнется, 

    Русь — как убитая!     А загорелась в ней     Искра сокрытая…

    “Легенда о двух великих грешниках” подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника:

    Жить надо, старче, по-моему: 

     Сколько холопов гублю,     Мучу, пытаю вешаю,     А поглядел бы, как сплю! 

    —становится способом очистить от грехов свою душу. Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/komu-na-rusi-zhit-khorosho/5160-obrazy-pomeshchikov-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Образ помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах ХIХ века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств.

Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную».

Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид».

Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине аисты тихого (9 класс)

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники; и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом.

Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «Последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества.

Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили  «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер, бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права стался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, / Соринку он терял»).

Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по прежнему остается в руках дворянства.

Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

В главе «Савелий богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян.

С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалаш- никова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя.

Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими свой век, давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господ-помещиков и мир крестьянства, — Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

похожие материалы

Источник: https://bolshoy-beysug.ru/sochineniya/nekrasov/237-obrazpomeschikov.html

Морозова Н.Т.. Образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — презентация

1 Морозова Н.Т.

2 Образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

3 Каким предстаёт народ в поэме? трудолюбивый, смекалистый, щедрый, жизнерадостный = чувствуется сила; пьёт от безысходности, грубый, покорный, забитый = много в народе ещё тёмного

4 Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все мужицкое царство. Кому на Руси жить хорошо такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Главные герои поэмы

5 Яким Нагой — один из мужиков, с кем пришлось столкнуться странникам : Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа.

У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству: А всё вином кончается … В образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он – символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука кора древесная, А волосы песок.

6 Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь.

В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира.

Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

7 Народная молва приводит крестьян- правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой.

Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой счастливой женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею: Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Вся история жизни Матрены Тимофеевны это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».

8 Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди.

С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно, как из лесу, Согнувшись, выходил. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука.

Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

9 Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы.

Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

10 Жизнь трудовая Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай ? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего !

11 Типы крестьян в поэме по степени их социальной сознательности Образ Значение образа Семь мужиков Поиск правды, кому на Руси хорошо и вольготно живется. Яким Ногой Показание духовности русского крестьянства Ермил Гирин Защита общественных интересов. Савелий Противостояние власти, общественный деятель, образ русского богатыря.

Матрена Тимофеевна Противостояние общественным устоям в деревне.

Гришка Добросклонов Забота и переживания о судьбе русского народа Некрасову в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» замечательно удалось показать различные типы крестьян в зависимости от степени их социальной сознательности: размышляющие о судьбе русского народа, противостоящие несправедливым уставам общества, а также стремящие защитить общественные интересы.

12 Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» » Что значит, други милые, привычка-то помещичья!»

13 Сюжетной основой поэмы Кому на Руси жить хорошо становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков- крестьян, должно житься счастливо, вольготно на Руси. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин непримиримые, вечные враги. Хвали траву в стогу, а барина в гробу, говорит поэт.

Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы.

14 Вопросы: 1. Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян? 2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков? 3.

С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом? 4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики? 5.

Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия? 6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов? 7.

Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия? 8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?

15 Выводы: Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни.

Исключение — лишь образ доброй губернаторши Елены Александровны.

С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1391392/

Ссылка на основную публикацию