Очарованный странник — сочинение по повести лескова

«Смелость города берет», «Смелого пуля боится, сме­лого штык не берет», «Отвага мед пьет», «Риск — благо­родное дело» и еще с десяток аналогичных пословиц о смелости, отваге и ловкости можно найти в Словаре по­словиц и поговорок, собранном В.И. Далем.

Как видим, смелые и храбрые люди были в почете у нашего народа. В Словаре С.И. Ожегова о смелом сказано: «не знающий страха, решительный», а об отважном — «смелый, храб­рый».

Как видим, понятия фактически идентичны, но в идиомах они всегда соседствуют, видимо для того, чтобы подчеркнуть необходимость этих качеств в русском чело­веке, которому приходилось сражаться веками. И не только с внешними, но и с внутренними врагами, а ино­гда и с самим собой.

Такой собирательный образ борца со всеми существующими врагами представлен в повести С. Лескова «Очарованный странник».

Главный герой повести Иван Флягин — не воин, он крепостной крестьянин, который с малолетства занима­ется графскими лошадьми.

Но это герой, щедро одарен­ный от природы силой, которая «так живчиком и пере­ливается» по его жилам, роднит его с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым, и об этом сходстве автор говорит на первых же страницах повести.

Лесков пытается сразу указать нам на то, что Иван — характер «почвенный», имеющий глубокие корни в русской жизни и русской истории.

Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем, до определенного момента он жи­вет вне категорий добра и зла. Однако случается траге­дия: в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, за­снувшего на возу с сеном.

Не смелость и храбрость при­вела Ивана к этому, а бесшабашность, беспечность, него­товность видеть последствия своего неоправданного ге­ройства.

Естественно, Иван тяготится происшедшим не­счастьем, совесть его нечиста, поэтому и является ему в сновидениях убитый им монах и предсказывает герою события, в которых он смог бы действительно показать свою богатырскую силу и смелость.

На смену его своеволию, случайности поступков при­ходит целеустремленность, Иван только и думает о том, как бы ему «постраждовать» и искупить тем самым свой грех. А где можно пострадать за правду? Именно на вой­не, куда Флягин и отправляется вместо молодого ново­бранца.

Вот тут таки, на Кавказе, Иван и проявляет все свои богатырские качества: смелость, храбрость, реши­тельность.

За воинский подвиг его представляют к на­граде и даже производят в офицеры, но Иван недоволен собой, «не ради корысти» он шел воевать, поэтому еще с большей силой голос собственный совести толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

Нельзя не отметить поведение Ивана Флягина в та­тарском плену. Показав себя человеком, сведущим в ко­неводстве, хорошим лекарем и мудрым советчиком, Флягин становится настолько нужным татарам, что они не готовы отказаться от его услуг ни на каких условиях. Мы помним, как тщетны были попытки миссионеров ос­вободить из плена Ивана, сколько было неудавшихся по­бегов.

Но даже после того, как татары зашили Флягину под кожу пяток резаный конский волос, чтобы тот не мог ходить, а только ползал на коленях, Иван не сдался: до­был у циркачей кислоты, вытравил волосы из пяток, а когда те зажили, сбежал.

Вот вам пример смелости и храбрости, которые приводят к победе и над врагами, и над обстоятельствами, и над собой, ведь не каждый ре­шится на такой поступок.

Смелость и храбрость в Иване Северьяныче Флягине с годами не только не уменьшаются, но и растут и креп­нут.

Одержимый идеей героического самопожертвования во имя отечества, он снова готовится пойти на войну. Именно об этом он говорит своим попутчикам на пароме: «за народ очень помереть хочется».

И верится, что в этой борьбе он выйдет победителем, потому что «победа любит отважных и смелых ».

Созданный писателем образ «очарованного странни­ка» Ивана Флягина содержит в себе широкое обобщение. В первую очередь это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «Я».

Во-вторых, это образ каждого из нас, готового смело и решительно в опасную для страны минуту встать на ее защиту.

В-третьих, это образ всего нашего народа, который имеет неисчерпае­мый запас сил, и эти силы помогут победить народу в лю­бой борьбе на мировой арене истории.

О чем хотелось бы сказать в завершение? Смелый не боится рисковать, а значит, он может стать победителем в любом бою, в любой ситуации. От храбрости и смелости порой зависит и наша жизнь. Поэтому лучше быть от­важным и смелым, чем трусливым и подлым. А уж на чьей стороне быть победе, и так, по-моему, ясно. (689 слов)

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-borba-v-povesti-ocharovannyj-strannik-leskov/

«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение

«Очарованный странник» — это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи.

Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа.

Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н.

Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы.

Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева.

Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком.

И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно.

Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н.

Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников.

Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя — особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки.

Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • По произведению: «Очарованный странник»
  • По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1213-ocharovanii-strannik-analiz

Тема странничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя.

В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

    Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих.

Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы.

Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

    Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

    С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.

Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

    Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

    По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном.

При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить.

Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

    Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта.

Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери.

В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

    Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение.

Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно.

Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

    Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования».

Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой.

Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Читайте также:  Сочинение про рассказ маугли

    Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

    Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

    Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/leskov-n-s/ocharovannyj-strannik/4825-tema-strannichestva-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik

Сочинение по произведению «Очарованный Странник» Лескова

Повесть Лескова «Очарованный странник» была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь.

Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпаке. Этому новому нашему спутнику.

по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца», — пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился «в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери «молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.

Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что этого человека преследует злой рок.

Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: «А вот. тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.

Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды.

И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства он попадает в плен к татарам. Мы видим, как в плену он начинает испытывать тоску по родине. Он говорит: «.

домой хочется. тоска сделалась, особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает да по шатрам спит, а я подниму у своего шатра полог и гляжу на степь.

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

И хотя прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), все равно его тянуло на родину. Поэтому герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность.

Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб.

Но там ему все равно лучше, чем в степи: «Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Вера для русского человека всегда имела большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку. и начинал молиться». «Так молишься, — говорит Иван, — что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».

Этот герой много испытал на своем веку. Широкая душа этого человека, его умение видеть прекрасное раскрывается при его встрече с Грушей. Он сумел понять ее, проявить самоотверженную любовь и преданность. Иван очень сильно переживал гибель Груши, не вынесшей измены любовника — князя.

После гибели цыганки Иван бредет неизвестно куда, погруженный в думах, как бы ему «постраждовать». На пути он встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно не доволен собой. Ему не дает покоя голос совести.

Он становится одержим идеей самопожертвования, ему «за народ очень помереть хочется».

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре.

На примере «очарованного богатыря» Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный.

Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро.

По моему, в этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-ocharovannyj-strannik-leskova/

Сочинение по произведению “Очарованный Странник” Лескова

“Очарованный странник” считается одним из самых увлекательных и неповторимых произведений Н. С. Лескова. На первых порах повесть получила название “Русский Телемак”, что выделяло национальность характера героя и нелегкость его судьбы. Телемак — сын Одиссея, и Лесков собирался, по всей вероятности, сотворить российскую “Одиссею”.

Действительно, где только не побывал Иван Северьяныч Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста, везде необыкновенные приключения. Их было столько, что хватило бы на несколько жизней.

Вторым названием повести стало “Черноземный Телемак”. Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека “от земли”, крепостного.

Но и это название было изменено. Окончательный его вариант — “Очарованный странник” — делает акцент сразу на два слова: “странник” и “очарованный”.

Наше внимание переносится с приключений на совсем иные вещи.

Ведь странник — это не турист, не искатель приключений, не охотник к перемене мест. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали герои некрасовской поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Не зря Флягина часто одолевают “думы”, а прозвище его — Голован.

Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее “хождение по мукам”, как сказано в Библии.

Но необычность лесковского странника состоит в том, что он “очарованный”, он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя “восхищенным человеком”.

Князь называет его “артистом”, а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем, как об “очарованном богатыре”. Это определение по-настоящему оправданно.

Уже в первой главе взору пассажиров предстает “в полном смысле слова богатырь, и притом типично русский богатырь — простодушный, добрый, напоминающий Илью Муромца”. Но важно не только внешнее сходство, а то, что вся его жизнь, его поведение в преодолении несчастий сопоставимы с богатырским подвигом.

Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть.

Он говорит себе: “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”. И это действительно так. Достаточно вспомнить случай, когда он проваливается с лошадьми в пропасть, или эпизод, когда он бросается в ледяную воду под татарские пули, или страницы его жизни, связанные с азиатским пленом.

Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.

Иван Северьяныч становится символом своего народа, самой России. Не зря о нем сказано в повести: “Русский человек со всем справится”.

Возникает такое ощущение, что сама история страны стоит за Флягиным: кочевье народа, конные переходы, татарское иго, крепостничество, походы на Каспий, войны с горцами на Кавказе, религиозные искания. И все вбирает он в себя.

Когда он слышит голос духа: “Ополчайся”, он собирается идти воевать. Он признается слушателям: “Мне за народ очень помереть хочется”.

Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяныча, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа.

Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли “саженные березы”, “и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный… Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул…” Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет.

А вот как он рассказывает о курской ночи: “По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает”. Даже в плену он может залюбоваться степью: “Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется”. Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями.

Какие нежные слова находит он для них: “Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!”

Иван Северьяныч волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов “инородцев”. “Я все эти любопытные примеры на ум взял”, — говорит Голован.

А как он умеет слушать песню, “томную-претомную, сердечнейшую”, которая “так за душу и щиплет, так и берет в полон”. И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади.

Он восторгается сильным характером лошади, ее “веселой фантазией”, ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством.

“Я в лошади красоту понимаю”, — признается лесковский герой.

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: “Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется”.

Даже речь его стала формулированием еще одного очарования — красотой и богатством стиля. А полная “очарованность” Флягина сплотилась в его разуме в представление о Родине и русском народе.

Ведь Отчизна — это все ее бескрайние степи, полноводные реки, вековые леса, неисчислимые табуны, красавцы кони. А родной народ — кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины. И все это по-настоящему достойно очарования.

Вот поэтому Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них “очень помереть хочется”.

Источник: https://school-essay.ru/strannik-leskova.html

Изображение русского национального характера в повести Н. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из найденных им типов стал герой повести «Очарованный странник».

Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем. Слова «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, напоминающий дедушку Илью Муромца…

» можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.

Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.

И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Читайте также:  Сочинение по картине не взяли на рыбалку от первого лица попович 5 класс

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.

Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.

Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам, вспоминает, как волнуется «серебряное море». Часто представляет он русскую степь, коорой нет ни конца, ни края. Видится ему и монастырь или храм, которому в татарских краях неоткуда взяться.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь.

Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление — толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины.

Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг.

После этого он рассказывает командиру всю правду о себе, раскрывает «прежнее бытие и звание». Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником».

Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью.

Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем.

Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души.

Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник — скиталец — странник — праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост.

Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра.

Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти и говорит, что ему «за народ помереть хочется».

Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.

В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека — жить для других, отдавая всего себя своему народу.

Источник: http://5litra.ru/soch/1023-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-povesti-n-leskova-ocharovannyy-strannik.html

Сочинение на тему «Очарованный странник» Н.С. Лескова»

«Очарованный странник» Н.С. Лескова»

Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году. Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям.

В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.

В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.

“Очарованный странник” был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”. “Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с “Левшою” под одним общим заглавием: “Молодцы”, — писал он в 1866 году.

Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти.

Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).

Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет.

В жизни он не участник, а только странник, “черноземный Телемак”.

В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К.

, беглый крепостной, нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, “справщик” в адресном столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.

Само имя у героя оказывается непостоянным: “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары )это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного “артистизма” и узкого “патриотизма” “воительницы”. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так отпущена на свою волю.

В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает “очарованный странник” в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью: “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром” да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет тёмный бор”.

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то природы существом.

И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об “обширной протекшей жизненности” Флягина, и этот эпизод не случайно “вынут” из последовательной цепи событий.

Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.

По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын “моленый” и “обещанный”, обязан посвятить свою жизнь служению богу.

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.

Путь, который проходит герой повести, — это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.

Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он по-своему на них отвечает.

Тема “хождения по мукам” развивается независимо от того, что герой не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. “Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют”, — говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.

У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым наделён от природы.

Его исключительность произрастает на русской народной почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями ума.

Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания.

В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей.

Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь личности.

Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – “лесковский” способ изображения.

Лесков умел изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.

Лесков верил и умел показать, что народ способен глубоко “понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным”.

Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть “вдохновенность” народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма.

Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. “Очень мне за народ умереть хочется”, — говорит очарованный странник. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.

В “Очарованном страннике” Лесков говорит о “добром русском богатыре”, о “добром простодушии”, о “доброй душе”, о “добром и строгом житии”.

Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая.

Она не открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод, рассуждая об “Очарованном страннике”: “…возникает догадка, что этот “Очарованный странник” и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа своего избавления”.

Не только герои “Очарованного странника”, но и многие другие образы писателя были “иконами”, но не в том смысле, что они были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались писателем “статически”, “традиционно”, в духе религиозных жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Читайте также:  Сочинение 23 февраля - день защитника отечества

Герой рассказа назван очарованным странником, — и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в “Запечатлённом Ангеле”, сама ставит человеку разные искушения.

Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании.

Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.

Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об окружающем мире.

Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви.

Поэтому произведение “Очарованный странник” не потеряло своего глубокого значения и по сей день.

На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с последним убежищем духа.

Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова “Очарованный странник”.

Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными, явными и тайными страстями.

Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего равнодушия, “одолевает дух” лесковских праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные порывы, но “строгое и трезвое настроение” их “здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле”.

Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных людей.

Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя.

В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

“Очарованная Русь” – термин условный, литературный. Это совокупный образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – “старая сказка” о нём.

Список литературы:

  1. А. Волынский “Н.С. Лесков”;

  2. В. Ю. Троицкий “Писатель Земли Русской”, “Лесков – художник”;

  3. Л. Крупчанов “Жажда света”;

  4. Г. Гунн “Очарованная Русь Николая Лескова”.

  5. Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” Н. С. Лескова”.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-ocharovanniy-strannik-n-s-leskova

Тема трагической судьбы талантливого русского человека (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Тема: Очарованный странник

Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей.

В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного героя в произведениях. В отличие от подавляющего большинства авторов, положительные герои которых являлись революционно настроенными искателями свободы, Лесков не видел в революционере идеал для русского человека.

Писатель создал свою разнообразную галерею положительных типов. Его положительные герои были из разных слоев общества, но неизменно наделены нравственным началом, цельностью души и характера. Персонажи Лескова были честными, стойкими, мужественными, а также религиозными и терпеливыми к жизненным невзгодам.

Лесков верил, что нравственное самосовершенствование является единственным средством преодоления зла.

Герой повести «Очарованный странник» воплощает собой талантливость русского человека, его жизнелюбие, почитание родной земли. Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна.

Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».

Писатель изображает Флягина как очарованного странника по русской земле.

Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. Флягин отнюдь не святой, хотя и чувствует в себе иногда пророческий дар, с ним происходят настоящие чудеса.

Иван грешен, как и все люди. Из-за него случайно погибает монах, он убивает татарского князя, толкает в воду Грушеньку, которую любит. Он скитается по земле и, когда ему некуда было деться, попадает в монастырь.

Флягин борется с дьявольскими искушениями, он всеми силами жаждет сразиться и «помереть за народ», совершить подвиг.

Описывая внешний вид своего героя, Лесков сравнивает его с былинным богатырем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Иван ищет свое место в жизни, пытается найти равновесие между стихийной силой своей личности и законами общества.

Писатель видел глубокий смысл в русском странничестве. Мотив дороги, пути имеет для него большое значение. Каждое новое место жительства Флягина — это еще один этап нравственного развития души героя.

Живя в господском доме, Иван спасает семью хозяев от смерти, когда повозка с людьми чуть не срывается в пропасть. При этом он не ждет благодарности, не думает, что совершил подвиг. Позже Иван служит нянькой, с любовью и состраданием воспитывая чужую девочку.

Здесь он получает опыт общения с душой другого человека, учится милосердию и доброте. Далее по воле судьбы девять лет Флягин проводит в плену у татар. Самым тоскливым для него здесь был однообразный степной пейзаж, сводящие с ума сплошные ковыли, простирающиеся до горизонта.

Иван не может понять жизни татар, тоскует по родине, думает о побеге. Материал с сайта //iEssay.ru

Возвратившись на родину, Иван чуть не пропал от пьянства, но от этой беды его спасает высокая, чистая любовь к цыганке Грушеньке. Герой полностью перерождается, отдавая все любимой женщине.

После смерти Груши Флягин опять пускается в путь, чтобы искупить грех. Вместо незнакомого человека он идет в солдаты, пожалев его престарелых родителей.

На войне он совершает подвиг, но все еще считает себя «великим грешником».

Лесков заканчивает повесть о жизни Ивана Флягина, когда тот, оказавшись в монастыре, все еще хочет пойти на войну и умереть за народ. Писатель создал обобщенный образ русского национального характера. Герой понял, что смысл жизни — отдавать себя другим людям, быть полезным народу и стране.

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему любовь в жизни ивана флягина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/l/leskov/sochineniya/ocharovannyj-strannik/tema-tragicheskoj-sudby-talantlivogo-russkogo-cheloveka-po-povesti-n.-s.-leskova-ocharovannyj-strann

Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Текст

Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души.

Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А.

Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра».

Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»! Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.

Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.

Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К.

, нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить.

Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению.

Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы.

Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе.

Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды.

Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Савари-кея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощени

е. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», – умоляла его несчастная Груша.

Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу.

Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков.

Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу.

Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», – говорит он.

Очарованный странник – воплощение русского характера. Причины его Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/115159

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector