Память о войне — сочинение (рассуждение)

Память о войне - сочинение (рассуждение)

Великая Отечественная война закончилась более семидесяти лет назад. С каждым годом всё и меньше становится очевидцев и участников тех страшных событий, но не утихает людская боль, и время не лечит от скорби о героях, не вернувшихся домой с полей сражений. Зачем нам нужно сохранять память о войне? Над этим вопросом, на мой взгляд, размышляет известный русский писатель Борис Васильев.

Проблема памяти о Великой Отечественной войне, безусловно, относится к категории нравственных и ещё долгое время будет оставаться актуальной. Наводя нас, своих читателей, на размышления, Б. Васильев повествует о героической Брестской крепости, защитники которой первыми отразили удар врага.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Автор призывает своих современников: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь». Память о прошлом сохраняют сотрудники музея: она жива и в оружии, «которое когда-то стреляло», и в солдатских башмаках, и в других личных вещах, и в знамёнах, не отданных врагу.

Писатель выделяет и особую памятную дату – 22 июня, подчёркивая: «Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны». Б. Васильев обращает наше внимание на «старую женщину», которая целый день стоит у входа в вокзал и читает надпись на мраморной плите. Возможно, именно здесь погиб её сын.

Но, как отмечает писатель, «не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались».

Из повествования вырисовывается авторская позиция. Б. Васильев убеждён в том, что люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, и эта память жива благодаря сотрудникам и посетителям музеев, участникам почётного караула, родителям, не дождавшимся своих детей и приезжающим к братским могилам.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Память о прошлом священна, неприкосновенна, она должна жить вечно. Эта мысль отражается во многих произведениях русской литературы.

Например, как заклинание, звучат строки из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»: Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!

Поэт утверждает: память – это то, что «нужно — не мёртвым», «это надо – живым!» Хочется надеяться, что подвиги погибших солдат, о которых пишет Р. Рождественский, никогда не будут преданы забвению.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение мой родной край

Оценим за полчаса!

Надо помнить о трагических страницах истории своей страны и своей семьи. Именно об этом говорится в финале поэмы А. Т. Твардовского «Дом у дороги»: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!

В заключение хочется ещё раз отметить, что сохранять память о войне – её событиях, подвигах, людях — это духовная обязанность каждого ныне живущего человека. Мы должны помнить о том, кто и какой ценой завоевал для нас великую победу!

Исходный текст

Источник: https://saharina.ru/metod/ege/essays/?name=essay23

Проблема памяти о Великой Отечественной Войне — Итоговое сочинение 2017 — 2018, готовые аргументы и тезисы

Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость…» (по Б.Л. Васильеву).

Полный текст

(1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (З)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость. (4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни.

(б)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла. (6) Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь.

(9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям… (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут.

(13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. (14) Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью. (16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17) На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек.

(19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат. (21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.

(23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости.

(25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. (26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит.

(29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: «НИКОЛАЙ». (ЗЗ)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. (36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

Статья русского писателя Бориса Васильева заставляет нас задуматься, помним ли мы тех солдат, которые защищали нашу страну, нас, от чёрной чумы фашизма. Проблему памяти Великой Отечественной Войны поднимает автор статьи. В нашей стране много музеев, посвященных героям-солдатам. Одним из них является музей защитникам Брестской Крепости.

Позиция автора четко выражена в словах: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь».  Автор призывает современную молодёжь помнить о тех, кто нам дал свободную жизнь, сохранил наше государство, наш народ. И самое главное это то, за что они сражались, а сражались они за наше будущее.

Я полностью согласен с автором статьи. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб в этой кровавой бойне, мы должны знать и чтить их могилы, их памятники. Нельзя жить, не касаясь этого, ведь это наша история. Это обязательно нужно помнить и передавать знания будущим поколениям.

Многие русские писатели поднимали тему войны в своих произведениях. Написаны великие произведения о героических подвигах советских солдат. Это и «Судьба человека» М. Шолохова, и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, и многие, многие другие.

Прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», я долго не мог отойти от того состояния, в которое он меня ввел. Андрей Соколов пережил очень многое. Судьба, которая пришлась на время войны – самая тяжелая.

Но, несмотря на все трудности, пройдя весь ужас плена, концлагеря, Соколов смог сохранить в себе человечески чувства доброты и сострадания.

Также и Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» рассказывает о простых советских девушках, которые не побоялись во много раз превосходящего их врага и исполнили свой воинский долг: не дали пройти немцам к железнодорожным путям, чтобы взорвать их. За бравое дело девушки поплатились своей жизнью.

Забывать о том, чего стоила нашей стране свобода, нельзя. Мы обязаны помнить о тех, кто сложил свои головы за будущее потомков. Чтить память, и учить этому своих детей, передавая память о войне из поколения в поколение.

(307 слов)

Читайте также:  Город в комедии ревизор сочинение (описание)

Источник: https://decsoch.ru/ege-rus/primery-sochinenij-ege-po-tekstam/problema-pamyati-o-velikoj-otechestvennoj-vojne.html

Эссе о Великой Отечественной войне

Не надо войны, не надо… Давайте-ка лучше работать, мыслить, искать. Единственная настоящая слава — слава труда. Война — удел варваров.

Г. Мопассан

Война — противное человеческому разуму событие. Сколько боли, тоски, горечи и одиночества несёт она в себе… Ничто в этом мире не проходит бесследно…. Даже через много лет война рисует в памяти людей страшные картины: голод, разруху, смерть, потери. Все эти ужасные воспоминания оставляют огромные шрамы на сердцах миллионов жителей нашей планеты.

В чём же заключается смысл войны? За что воюют люди и по сей день?

Эти вопросы волнуют уже несколько поколений жителей Земли. Каждый видит войну по-своему: для кого-то это способ наживы, возможность оторвать «лакомый кусочек», а для кого-то — единственный способ защиты от врага и обеспечения мирного существования.

Для нас война — самое страшное, что может случиться в мире. Ведь она начинается только по вине человека. Зачем люди идут с оружием друг на друга? Зачем убивают? Ради чего? Из-за власти, территории или материальных ценностей? Впрочем, это даже не важно. В мире нет ничего дороже, чем жизнь.

Жизнь — это величайший дар, данный нам Богом, и мы не имеем права самостоятельно распоряжаться им. А на войне именно так и происходит. Убийства, кровопролитие, жестокость… Люди забывают про свою человечность и превращаются в бездушных дикарей, жаждущих крови. Это неправильно…

У людей нет повода воевать друг с другом. Все мы живём на одной планете, нас связывает многовековая история. Конечно, все мы разные, и никто не идеален, но это не повод махать оружием и убивать. Всегда можно договориться и достичь мира без пушек, ракет и танков, а с помощью диалога.

Надо учиться жить мирно и помогать друг другу.

Военная тематика много раз затрагивалась в литературных произведениях всемирно известных поэтов и писателей, не раз встречалась в кинематографе. Одним из самых ярких произведений на военную тему является советский кинофильм « В бой идут одни «старики»».

Пример советских лётчиков (главных героев фильма) показывает, как нужно любить свою отчизну. Зрелые и ещё совсем молодые лётчики поднимались в небо и сражались с фашистами, не боясь сложностей и даже смерти.

В их сердцах жила огромная любовь к своей родине, и именно эта любовь толкала лётчиков на новые подвиги. Девушки и мужчины сражались не за мировое господство, а за честь своей страны.

Советские лётчики стремились защитить свою родину и подарить детям и внукам мирную жизнь.

Великая Отечественная война, в годы которой развернулись события в кинофильме, показала, насколько силён русский человек, отразила всю сущность русского народа. Русские люди не воюют против кого-то, они сражаются за свою свободу, за возможность жить под мирным небом.

Великая Отечественная война показала, что дух русского народа несломим. Разве удалось бы нашим дедам, прадедам, бабушкам, прабабушкам одержать эту Великую Победу, если бы они не осознавали, что воюют за честь своей страны, что на их плечах лежит судьба России и, может быть, всего мира? Разве удалось бы жителям Ленинграда пережить страшную блокаду, длившуюся 872 дня?

В этом году в Российской Федерации будет праздноваться знаменательная дата — 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Каждый год 9 мая страна вспоминает своих героев, чтит их память. Дети готовят праздничные открытки, концерты, поздравляют ветеранов, которых осталось уже не так много.

Каждый год страна объединяется, чтобы вспомнить тех героев, которые отдали свои жизни за наше мирное существование, которые подарили нам ещё одну «мирную весну». В этот день мы возлагаем венки к Вечному огню, поём фронтовые песни.

Мы уверены, что в голове каждого россиянина в такой день ненароком, но пробегает такая фраза: «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Мы надеемся, что русский человек силён духом и по сей день и всегда будет оставаться таковым. И как говорил Валентин Пикуль: «Россия способна вынести любые поражения, но побежденной ей не бывать. И нет такой силы, чтобы сломить ратный дух русского народа».

Источник: https://to35.minjust.ru/ru/node/138566

Эссе: Память о Великой Отечественной Войне

  • Есть память, которой не будет забвенья, и есть слава, которой не будет конца.
  • память война патриотизм победа
  • «Прошла война, прошла страда.
  • Но боль взывает к людям:
  • Давайте, люди, никогда
  • Об этом не забудем!
  • …Затем, чтоб этого забыть
  • Не смели поколенья.
  • Затем, чтоб нам счастливей быть,
  • А счастье — не в забвенье!»
  • Твардовский

Что есть память для нас? Несложный, казалось бы, вопрос. Но не каждый сегодня способен на него ответить правильно.

Хотя правильного ответа как такого здесь и нет, но всякий должен понимать, что память, о которой сейчас идёт речь, не то, с чем мы сталкиваемся, когда учим, допустим, стихотворение или конспект на завтрашний урок. Нет. Здесь память — это обязанность человека не забывать о тех событиях, подвигах, людях, кому и чему посвящена эта тема. Но каждый ли повинуется этому «закону»?..

Красивые, а главное наполненные смыслом слова Роберта Рождественского невольно заставляют задуматься, что мы вообще знаем и что или кого мы помним из тех далёких, но до сих пор страшных времён? Ну, было и было, — скажет кто-то сегодня. Но нет, это не просто «было».

Это есть и по сей день, ведь пока хоть кто-то помнит те страшные 5 лет для нашей страны, события тех времён будут ещё долго терзать нас и наведываться к нам в гости, принося непреодолимую горечь и печаль. «Есть память, которой не будет забвенья…». Так ли это? «… и есть слава, которой не будет конца».

Хм? В этих строках заключена очень болезненная тема для нашего времени — память о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Кто на данный момент времени в стране является истинным патриотом? Нет, поставим вопрос иначе — кто из нынешнего поколения детей на данный момент является истинным патриотом своей страны? У кого повернётся язык назвать хоть какую-то цифру? Кто по-настоящему чтит и помнит подвиги ВОВ и восхищается мужеством людей, которые их совершали? То-то и оно. А это — проблема, как ни крути.

Что пытается донести до нас этот великий поэт советского времени? Неужели то, что память останется «жить» несмотря ни на что? Не думаю.

Память-то может и останется, как историческая справка, например, но разве она будет всё такой же, какой мы желаем её видеть и чувствовать в людях навсегда? Конечно, нет. Мне кажется, что его слова — это призыв.

Призыв не забывать те слёзы, те потери, те жертвы и, конечно же, радость от победы и не придавать забвению столь значительную дату в истории не только России, но и всего мира.

Немногие люди решатся противоречить этим строкам, но в их числе, как ни странно, окажусь я. Это не значит, что я не хочу того же, что хочет поэт, отнюдь. Но мне кажется, что в его словах есть немалая доля…сказки, что ли.

Ну подумайте, разве вспоминаем мы с таким же восторгом и другими подобными эмоциями победы, например, Александра Невского? Два его великих сражения и победы для тогдашней Руси. Как сделали чем-то обыденным, или же просто ничем не примечательным куском истории, эти подвиги, так вскоре будет и с победой 1945 года, я уверен.

Вспомните хоть освобождение Руси от Татаро-монгольского Ига. Двести лет Русь жила под гнётом захватчиков, но разве мы отмечаем день изгнания чужаков, как праздник? Всё забывается, и это не исключение, увы. Не поймите меня неправильно, уважаемые читатели. Я, как автор данных строк, не пытаюсь привить кому-то антипатриотическое мышление, увольте.

Я лишь пытаюсь быть реалистом и привожу факты, которые считаю неопровержимым доказательством того, что всякие попытки сохранить память о ВОВ, грубо говоря, ничтожны. Хотя кто знает…

Хоть тема сочинения именно Великая Отечественная Война, а точнее память о ней, хотелось бы немного отойти от «прямой» темы и посвятить пару (десятков?) строк патриотизму. Вспомнилось мне произведение Роберта Крайтона, которое называется «Тайна Санта-Виттории». Дело происходило в Италии, как раз в последние годы войны.

Рассказывается об одном маленьком винодельческом городке, название которого, как вы догадались, Санта-Виттория. Город жил отчуждённо и война его не касалась, по крайней мере, до некоторого времени. Но как-то раз приходит весть, что к ним направляются немцы.

И люди, поднявшись с духом, спрятали около миллиона бутылок с вином, как единственное, что у них было, в старых погребах. Если вам кажется это пустяковым делом, то вы ошибаетесь. Во-первых, город был маленьким, а его люди не признавали новизны, а потому не было у них никакой современной техники.

Ближе к сути: когда пришли немцы, а пришли они именно из-за вина, ибо вино это считалось самым лучшим в Италии, все в городе, как один, молчали о том, куда они спрятали миллион бутылок с вином, даже под угрозой смерти. Их пытали ЭСЭСовцы, некоторых даже убили, но люди молчали.

В конце концов, когда была объявлена капитуляция Германии, фашисты ушли, а город не потерпел убытков и разрухи благодаря патриотизму и хитрости.

К чему я это веду? А к тому, что люди выстояли натиск немцев ради своего вина, которое, кстати, сейчас считается самым лучшим в мире. Люди выстояли ради своего будущего и получили это самое будущее.

А за что сражались наши отцы и дети? За толстые, простите, задницы наших политиков? За то, чтобы огромная страна во всех отношениях жила нищенствуя? Если люди из Санта-Виттории сражались за вино, которое теперь приносит немалую прибыль Италии, и благодаря которому Италия сегодня одна из самых развитых стран (не только поэтому, конечно, но всё же), то за что сражались люди тогда? Меня всё мучает этот вопрос…Что мы получили от победы?

Вот где таится проблема памяти, не в забытье, а в свинском отношении людей к людям.

Герои с большой буквы сражались за наши жизни, а теперь на нас, откровенно говоря, плюют с высокой колокольни… Вот почему я не вижу смысла во всех этих призывах помнить, во всём этом патриотизме и прочем.

Всё, за что можно было когда-то сражаться, давно погибло… И нет уже никакого желания помнить, чтобы видеть «труд» Героев в таком искаженном и уничижительном виде.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/82460

Память о войне

Каждый из нас слышал это страшное слово – война. Наверное, трепет перед ним находится у нас на генетическом уровне, ведь совсем недавно наши предки столкнулись с ней лицом к лицу.

Великая Отечественная война стала одним из самых страшных событий за всю историю человечества. Сколько невинных людей погибло ни за что! Сколько юных героев бросало свои тела на амбразуру, чтобы защитить мирных жителей!

Память о погибших, о страшных событиях прошлого живет до сих пор.

Ребенок впервые узнает о той страшной войне от своих родителей. В дальнейшем его знания дополняют учителя. В каждой уважаемой себя школе постоянно проводятся классные часы, посвященные героизму нашего народа.

В каждом городе вы без труда найдете мемориалы, на которых изображены герои того времени, а может и просто сборные образы «неизвестного солдата» или «матери-героини».

Всё это призвано сохранять в людях память о тех страшных временах. Последующие поколения должны чтить тех, кто подарил им жизнь. Ведь если бы наши предки не закрыли своими телами нашу родную землю, нас могло бы и не быть.

Говорят, что война приходит через поколение. С момента окончания Великой Отечественной войны сменилось уже несколько поколений, а над нами продолжает ясно светить солнце, а в воздухе слышны трели птиц, а не грохот взрывов. И я хочу, чтобы так было и в будущем!

Люди воют из-за абсолютно глупых, на мой взгляд, вещей. К чему все деньги, власть, территории, если это стоит миллионов человеческих жизней?

Долг каждого человека хранить и приумножать память о войне, чтобы не допустить подобного впредь.

В будущем каждый из нас станет родителем, и я призываю своих ровесников, донести до своих детей то, что рассказывали в детстве вам. Несмотря на всеобщие усилия, память с течением времени потихоньку гаснет, но того не должно случится.

Читайте также:  Васюткино озеро - сочинение для 5 класса

Но это всё будет еще не скоро, а пока всё, что мы можем сделать – это оказывать посильную помощь ветеранам. Их осталось уже слишком мало. К сожалению, государство не заботиться о них должным образом, но, это в наших силах – улучшить их существование. Люди, которые боролись за нашу с вами свободу, не должны заканчивать свои дни в нищете.

Помните про подвиг наших предков, про страшное прошлое нашей Родины. Помните и передавайте эту память следующим поколениям, чтобы не допустить больше повторения подобного ужаса.

(9 votes, average: 4.56

Источник: https://school-essay.ru/pamyat-o-vojne.html

Возможности школьного сочинения, посвященного памяти о Великой Отечественной войне

Голова Ксения Вячеславовна

Возможности школьного сочинения, посвященного памяти о Великой Отечественной войне

Тема Великой Победы рефреном звучит в жизни русского человека, причем мы вспоминаем о ней не только в преддверии 9 мая, когда прикрепляем к одежде георгиевскую ленточку. Эта тема стала частью генетической памяти нашего народа: нас с детства учат уважать ветеранов и интересоваться фактами из истории Великой Отечественной войны.

Школьная программа также призвана формировать осознанное отношение к национальной истории и, в частности, к событиям 1941-1945 гг. Этому способствуют уроки истории, литературы, русского языка, музыки и другие.

Кроме того, практически в каждой школе классные руководители проводят занятия, посвященные памяти о Великой Отечественной войне. Это и классные часы, и экскурсии по местам боевой славы, и встречи школьников с ветеранами.

Цели этих занятий очевидны – воспитывать патриотизм и активизировать эмоциональную вовлеченность учеников в события военных лет.

Как учитель-словесник и классный руководитель я стараюсь вносить свой вклад в формирование у ребят памяти о войне.

Кроме перечисленных мероприятий патриотического характера в моем учительском арсенале есть такой эффективный метод, как сочинение, посвященное памяти о Великой Отечественной войне.

Возможности этого школьного жанра очень широки: от раскрытия творческих способностей ребят до систематизации их знаний в данной сфере.

  • Далее привожу темы сочинений, распределенные по годам обучения в среднем звене:
  • 5 класс: сочинение-повествование «Как в нашей семье празднуют День Победы»;
  • 6 класс: сочинение-рассуждение «Что значит для меня День Победы»;
  • 7 класс: сочинение-повествование о посещении музея Челябинского тракторного завода (выставка «От Урала до Берлина танки русские идут»);
  • 8 класс: сочинение-рассуждение «Почему мы смотрим фильмы о войне»;
  • 9 класс: сочинение-рассуждение «Память о Великой Отечественной войне в нашей семье».

В 5-7 классах работа над сочинением идет на уроках развития речи, в ходе которых после предварительного обсуждения ученики создают собственный текст. В 8-9 классах сочинение пишется дома в качестве вариативного домашнего задания.

В рамках данного материала нет возможности осветить все темы подробно. Остановимся на отдельных темах и приведем наиболее яркие образцы сочинений.

Так, на уроках русского языка в 6 классах ребята пишут сочинения на тему «Что значит для меня День Победы». В этих работах важен личный отклик учащихся, их осмысление темы с опорой на собственные знания. В качестве первого примера приведу отрывок из сочинения шестиклассника Никиты:

День Победы для меня – не просто день поражения СС, а наглядный пример того, как одной лишь силой духа можно успешно противостоять технически более совершенной, более обученной армии. Даже больше скажу, на момент битвы за Москву наша армия была почти полностью демобилизована, а программа перевооружения войск не была завершена.

Для меня 9 мая — это не только день победы над нацизмом, а нечто большее. Этот день показывает: неважно, какая у тебя армия, важно лишь то, кто в ней воюет. Как говорил генерал Шепард: «Да, это важно, какая у тебя дубина, но более важно то, кто ей размахивает».

Этот день напоминает о том, как рядовой Ванька со своей замурзанной винтовкой и заржавевшим от крови штыком дошел до Берлина. С последними патронами и двумя гранатами, на рукояти которых красовалось: «Подарок Гитлеру», этот Ванька установил советский флаг над догорающим немецким городом.

Вот что значит для меня День Победы!

Никита П., 6 «А» класс

Ученик, написавший данное сочинение, интересуется историей Великой Отечественной войны, зачитывается мемуарами и историческими трудами. Через приобщение к этим материалам у него формируется понимание исторических закономерностей, вырабатывается собственное мнение.

Так современный шестиклассник оказывается вовлеченным в тему Великой Победы. Все это помогает ему емко и образно формулировать мысли, чтобы высказывать свою позицию с опорой на цитируемый материал (высказывание генерала Шепарда).

В результате тема сочинения становится для ученика поводом поделиться своими размышлениями.

В качестве другого примера приведу сочинение шестиклассницы Арины, в котором мы видим несколько иной взгляд на тему:

Кто-то спокойно скажет: «Великая Отечественная война началась в 1941-м, а закончилась в 1945-м». Но я так не могу!

Вы только подумайте: целых ЧЕТЫРЕ ГОДА войны, кровожадной, голодной, не щадящей ни детей, ни стариков, ни женщин! Эти четыре года длились вечно.

Этот бесконечный кошмар унёс жизни миллионов ни в чём неповинных людей! Представьте, что ваш близкий ушёл… Вы не знаете, что с ним сейчас и что будет потом.

Вы понятия не имеете, где он, придёт или останется там навсегда, насовсем. И бегут, да что там – ползут, тащатся, плетутся – эти ЧЕТЫРЕ ГОДА.

Поэтому, когда закончилась война, все были безумно рады! Ведь теперь не надо глядеть в неизвестность и ждать: «Когда же конец, когда?»

Понимая это, я радуюсь вместе с нашими предками. Я рада, что мы победили! Я рада, что сейчас мы носим гордое имя Россия! Благодаря им мы ходим по своей земле, дышим своим воздухом и должны, обязаны благодарить их за Победу!

Арина С., 6 «Б» класс

Автор данного сочинения – творческая натура, она занимается в художественной школе и в кружке юных журналистов. Ее тексты представляют собой выразительные словесные зарисовки.

Так, в приведенном сочинении с помощью восклицательных предложений, синонимичных рядов и эмоционально-окрашенной лексики ученице удается создать яркий текст, в котором она взволнованно говорит о благодарности.

Вся работа проникнута чувством преемственности поколений, единства русских людей в борьбе за будущее страны.

  1. Итак, сочинения на уроках развития речи позволяют ребятам определить и высказать свою позицию, а также поупражняться в словесном творчестве.
  2. Кроме того, в рамках личностно-ориентированного подхода я практикую вариативные домашние задания. Так, на уроках русского языка в 9 классе при повторении темы «Сложноподчиненные предложения (СПП)» ученики получают домашнее задание на выбор:
  3. выполнить 2 упражнения из учебника
  4. или

написать сочинение на тему «Память о Великой Отечественной войне в нашей семье», используя СПП. Определить вид придаточных.

  • Такие задания дают ученикам возможность выбора: пойти традиционным путем (вставить пропущенные буквы, переписать текст, выполнить грамматическое задание) или проявить свои творческие способности. Предлагая второе задание, я ставлю перед учениками следующие задачи:
  • Развитие самостоятельного мышления;
  • Построение логически выстроенного высказывания;
  • Отработка темы «СПП» на примере создания своего текста.

Многие ученики предпочитают первое задание, как вполне понятное и не требующее особых «сочинительских» усилий. Но в каждом классе есть несколько ребят, которым первое задание кажется обыденным, а второе — праздничным. Это творчески-ориентированные ребята, которые создают неординарные тексты.

Например, девятиклассница Анастасия написала сочинение, отрывки из которого приведены ниже: (в квадратных скобках указаны СПП, ниже определен их тип).

Каждую весну наша семья ходит на Парад Победы, участвует в шествии Бессмертного полка. Возникает непередаваемое чувство единения и гордости за своих предков, когда по улицам города плывут, как по воздуху, фотографии героев войны [1]. В этот день в каждой семье вспоминают своих героев. И нашу семью война не обошла стороной.

Когда мы листаем страницы старых фотоальбомов, родители часто рассказывают мне о наших предках – участниках Великой Отечественной войны[2].Каждый из них вносил свой вклад в дело Великой Победы. Эти истории стали своеобразными семейными летописями, из которых я узнала имена, фамилии, страницы биографии своих предков [3].

Так, я узнала, что мой прадедушка Милютин Емельян Игнатьевич прошел всю войну от Москвы до Кенигсберга [4]. Он был награжден двумя орденами и двенадцатью медалями.

Моего дедушку Абросимова Анатолия Прокопьевича война застала ещё несовершеннолетним, когда в 1943 году его послали в Тюмень на лесозаготовки [5].

А еще я узнала про мою прабабушку Клеба Марию Арсентьевну, которая работала санитарным инструктором [6].

Память о предках-участниках войны бережно хранится в нашей семье. Если мы знаем о своих отважных предках, то это помогает нам никогда не падать духом [7]. Я надеюсь, что эта память и дальше будет передаваться в нашей семье из поколения в поколение [8].

  1. [1]- обстоятельственное придаточное времени.
  2. [2] – обстоятельственное придаточное времени.
  3. [3]- придаточное определительное.
  4. [4]- придаточное изъяснительное.
  5. [5]- обстоятельственное придаточное времени.
  6. [6]- придаточное определительное.
  7. [7]- обстоятельственное придаточное условия.
  8. [8] – придаточное изъяснительное.
  9. Анастасия А., 9 «Б» класс

Данное сочинение представляется удачным образцом творческой работы, ведь ученица не только справилась со всеми учебными задачами, но и опросила родственников об истории семьи и систематизировала информацию в собственном тексте. Кроме того, это сочинение в дальнейшем может стать отправной точкой школьного исследовательского проекта, например, по истории.

Итак, ясно, насколько широки возможности школьного сочинения, посвященные памяти о Великой Отечественной войне. Это и осмысление давно ушедшей эпохи, и обобщение имеющихся знаний, и выражение своего мнения, и упражнения в творчестве, и закрепление пройденного материала по русскому языку(как в указанном примере – тема «СПП»), и фундамент для дальнейшей исследовательской работы.

В заключение приведу слова Е.Н. Ильина, замечательного педагога-словесника и автора книги «Рождение урока»: «Что взойдет на моей учительской ниве? Я ускорил духовное созревание своих учеников или только научил грамотно и умело писать «на тему»?»1 Эти вопросы учитель русского языка может взять как ориентир для анализа своей работы.

1 Ильин Е.Н. Рождение урока. М. : Педагогика, 1986. С. 56-57.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vozmozhnosti_shkolnogo_sochineniya_posvyashennogo_pamya_174834.html

Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл

  • Муниципальное бюджетное образовательное
    учреждение
  • Макарьевская основная общеобразовательная
    школа
  • Конспект открытого
    урока по русскому языку
  • в 9 классе.
  • Тема: «Анализ
    текста.
  • Подготовка к
    сочинению в жанре эссе на тему
  • «Память о военном
    лихолетье».

Учитель русского языка и литературы:
Хлопова Н.В.

с. Макарий, 2015 г.

  1. Тема: Анализ текста.
  2. Подготовка к сочинению в жанре эссе
    на тему
  3. «Память о военном лихолетье».
  4. Цели:
  1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи.

  2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.

  3. Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.

  • Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
  • Вечную славу поет вам народ.
  • Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
  • Память о вас никогда не умрет!
  • Ход урока.
  1. Оргмомент. Цели, задачи урока. (Слайд 1,2,3)

  2. Лексический диктант.

III. Обсуждение
эпиграфа.

70 лет прошло со дня окончания Великой
Отечественной войны, но память о ней
неподвластна времени – бережно хранимая
и передаваемая из поколения в поколение,
она будет жить века… Давно заросли
травою и сгладились окопы на полях
сражений. Возродились разрушенные
города и села, но Родина помнит своих
сыновей и дочерей, в час смертельной
опасности отстоявших страну. Тысячи
памятников народному мужеству воздвигнуты
повсеместно.

VI. Знакомство с
текстом для анализа:

– Давайте обратимся к содержанию текста,
лежащего у вас на столах. (Учитель читает
текст, в это время идут слайды 4,5). Прочтите
его еще раз и самостоятельно выполните
тестовые задания к нему. Ответы сдайте
на проверку консультанту (он сверяет
ответы с ключом, данным учителем).

(1) Памятники жертвам войны и героям
Победы. (2) Их много – у нас в стране, в
разных концах мира. (3) Иногда мне кажется,
что я слышу, как в тишине ночей каменными
и бронзовыми голосами они ведут строгую
торжественную беседу между собой,
перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина — мать неотрывно смотрит на
надгробия павших детей своих в тишине
Пискаревского братского кладбища в
Санкт- Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших
ход войны в сражении на Волге, словно
прорастают сквозь склоны степного
Мамаева кургана, там, над ширью великой
русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть
они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую
к нему спасенную им девочку, высится
бронзовый воин нашей страны посреди
берлинского Трептов – парка.

Источник: https://pedsovet.su/russ_yazyk/46268_analiz_teksta

Ссылка на основную публикацию