Ревизор — история создания комедии гоголя

Ревизор - история создания комедии ГоголяРевизор - история создания комедии Гоголя

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Этапы создания произведения

В комедии рассказывается о приезде в уездный город чиновника низшего ранга Хлестакова. Местные власти, погрязшие в коррупции, ожидают проверки из Петербурга. Ивана Александровича ошибочно принимают за ревизора, и он не спешит опровергать их домыслы. Существует несколько версий истории создания «Ревизора» Гоголя.

Замысел и сюжет

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Принято считать, что сюжет знаменитой комедии Гоголю подсказал его друг А. С. Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич написал поэту о желании создать комедию. В своём сообщении он просил дать ему идею. По одной из версий Александр Сергеевич рассказал другу о своей поездке в Нижний Новгород. Там поэт собирал информацию по восстанию Е. Пугачёва. Местный генерал-губернатор Бутурлин ошибочно принял Пушкина за высокопоставленного чиновника.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Согласно другой версии, Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю, случившуюся с журналистом-издателем Павлом Свиньиным. Мужчина, склонный к авантюрам, прибыл в Бессарабию и осознанно выдал себя за столичного чиновника. Издатель быстро освоился в новом месте, но спустя некоторое время был разоблачён. Первые читатели «Ревизора» сразу отметили сходство между Хлестаковым и Свиньиным.

Историки и литературные деятели не раз поднимали вопрос о том, кто написал «Ревизора». Ведь письма Гоголя к Пушкину были написаны всего за 2 месяца до опубликования произведения. Некоторые литературные критики полагали, что Александр Сергеевич отправил другу внушительную часть текста, а Николай Васильевич лишь доработал его. Эта версия не была подтверждена самими писателями.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

К тому же тема «Ревизора» не была оригинальна. Ещё перед премьерой комедии, были выпущены другие похожие по сюжету романы и поэмы:

  1. «Неистовый Роланд» А. Вельтмана.
  2. «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Квитка.
  3. «Провинциальные актёры» А. Вельтмана.

Произведения других авторов не пользовались большой популярностью. А вот «Ревизор», созданный Н. В. Гоголем, стал очередным шедевром литературы.

Процесс доработки

Написание произведения заняло всего 2 месяца. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич впервые презентовал «Ревизора». Это произошло на творческом вечере в доме В. А. Жуковского. На мероприятии присутствовали знаменитые общественные деятели, писатели и поэты, в числе которых были:

Ревизор - история создания комедии Гоголя

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение на тему весна в лесу

Оценим за полчаса!
  • А. С. Пушкин;
  • И. С. Тургенев;
  • П. А. Вяземский.

Новое произведение понравилось слушателям, но большинство людей не смогли понять глубокий смысл, заложенный автором.

В «Ревизоре» видели классическую «комедию положений», сатиры на российскую власть и провинциальное светское общество зрители не нашли.

Для постановки пьесы в театрах Гоголю пришлось составлять поясняющие записки, в которых кратко описывалась суть произведения, особенности характеров героев. Итоговая версия «Ревизора», какой её знают современные читатели, вышла только в 1842 году.

Постановки в театре

Николай I не сразу дал разрешение на презентацию пьесы, так как усмотрел в ней критику действующей власти. На решение императора повлиял В. А. Жуковский, который был приближен ко двору. Первая театральная постановка «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

На спектакле в Александринском театре Санкт-Петербурга присутствовала вся императорская семья и высший свет Северной столицы. Премьера комедии вызвала бурные эмоции. Чиновники отзывались о произведении, как о «клевете и фарсе».

Николаю 1 постановка понравилась. Сам Н. В. Гоголь был чрезвычайно недоволен. По его мнению, спектакль получился примитивно-комичным, его главные идеи не были раскрыты.

Больше всего автору не понравилась игра актёров, которые не смогли показать характер героев.

Николай Васильевич был настолько огорчён, что отказался принимать участие в постановке пьесы в Москве. Но премьера «Ревизора» в столице всё же состоялась 25 мая 1836 г. Билеты на эту дату были скуплены за несколько дней.

С постановкой «Ревизора» в театре связан интересный факт. После посещения премьеры спектакля Николай I приказал написать аналогичную комедию, но с другим финалом. Заказ императора исполнил Д. Цицианов, пьеса получила называние «Настоящий ревизор».

Действие происходило в уездном городе, но в финале порочные чиновники были наказаны государственными властями, то есть императором. Такой исход событий показался Николаю I более приемлемым.

«Настоящий ревизор» не пользовался успехом в театрах, а произведение Гоголя ставили не только в России, но и в зарубежных странах.

Мнение критиков

Произведение Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В первую очередь критике подвергалось происхождение сюжета. Недоброжелатели автора утверждали, что в пьесе нет ни одного правдоподобного героя.

Например, городничий поражал зрителей своей наивностью. Ожидая приезда ревизора, он не попросил у Хлестакова подорожной грамоты, которая подтверждала полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далёкими от реальности.

Возмущение вызывало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

И всё же положительных отзывов было больше. Произведению дали высокую оценку лучшие литературные деятели XIX века:

  1. В. Белинский.
  2. П. Вяземский.
  3. К. Аксаков.
  4. В. Одоевский.

«Ревизор» разошёлся на крылатые выражения, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века произведение включили в обязательную школьную программу. Пьеса Н. В. Гоголя является безусловным шедевром русской литературы.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-komedii-revizor.html

История создания "Ревизора" кратко :

Человек впервые знакомится с известной и глубокомысленной комедией «Ревизор» еще в школе на уроке литературы. Ее сюжет навсегда откладывается в памяти. А главная фраза Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» активно цитируется как взрослыми, так и детьми.

Быть может, вы не забыли еще, какова история создания «Ревизора»? Если не помните, не беда! Просто прочитайте данную статью и узнайте все тайны, что скрывает эта увлекательная комедия.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Кто написал «Ревизора»

Конечно же, история создания комедии «Ревизор» недопустима к рассмотрению без упоминания такого важного человека, как автор произведения. Им является великий и неподражаемый Николай Васильевич Гоголь.

Его фигура довольно таинственна, а произведения наполнены мистикой и некой «чертовщинкой». Но несмотря на это (а может, именно поэтому), Гоголь полноправно считается одним из лучших поэтов, драматургов, прозаиков, публицистов и критиков всех времен.

Его вклад в русскую литературу огромен. Ведь он подарил современникам и потомкам столько увлекательных и необычных произведений, например «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также множество других замечательных историй.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Начало пути Николая Васильевича

Перед тем как история создания «Ревизора» получила свое развитие, Гоголь прошел долгий путь длиной в двадцать шесть лет.

Именитый писатель родился в 1809 году в марте 20 числа по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его род произошел от малороссов, а назван необычный человек в честь Святителя Николая.

Школьные годы Гоголя были довольно посредственны, особым талантом он не отличался. Из всех предметов ему удавались лишь рисование и изучение русской словесности, а произведения, которые он писал тогда, были значительно далеки от шедевров.

По достижении девятнадцати лет будущий гений русской литературы поехал в Петербург. Там он сыскал себе место чиновника, а также пробовал себя в театре и литературе. Но служба была Гоголю в тягость, да и в театре у него мало что получалось. В итоге будущий писатель решил развиваться на литературном поприще.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

С чего начался успех

История создания комедии «Ревизор» случилась гораздо позже. А в начале литературного пути Гоголя было много тяжелых испытаний. Публика никак не хотела замечать и принимать его. Он писал и откладывал свои рукописи в стол, потому как они никому интересны не были.

Время было трудным, но писатель выдержал его и, наконец, издал произведение, которое принесло ему долгожданные известность и успех. Это был «Вечер накануне Ивана Купала» (первое название «Басаврюк»). Именно после него мир узнал Николая Васильевича как хорошего писателя.

Мистика Гоголя

История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.

Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание.

Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях.

А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница.

Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души».

Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

История создания комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя

Считается, что идея написать данную комедию пришла в голову Гоголя, когда он работал над первым томом «Мертвых душ». Дело было в 1835 году, автор решил создать произведение, в котором бы собрались все пороки человека, все дурное, что было в России того времени.

Писатель хотел показать людям все несправедливости жизни, не только высмеять их и заставить читателей и зрителей сделать соответствующие выводы, но и просто от души посмеяться над тем бедламом, что описан в пьесе и, соответственно, творится в стране.

Свою работу Гоголь закончил по прошествии двух месяцев. Но продолжал переписывать, дописывать полученный результат. Так история создания комедии «Ревизор» Гоголя растянулась до 1836 года.

Первый показ

Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.

Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.

Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.

Окончательный вариант

Должную реакцию комедия получила лишь в 1842 году, когда была представлена окончательная версия «Ревизора». Тогда именитые критики и редакторы журналов отмечали, что главной ее чертой является гротескность, которая ощущается абсолютно во всем, начиная с самого сюжета и заканчивая представленными героями.

Однако Николай Васильевич желал, чтобы его творение поняли и оценили максимально полно и достойно, а потому после печати комедии в газете и показа в театре он выпустил несколько статей о том, каков все-таки истинный смысл «Ревизора».

Тайная история создания ревизора. Гоголь Николай Васильевич

Сама идея написать комедию «Ревизор» посетила непосредственно Гоголя. А вот сюжет данного произведения был подсказан ему Александром Сергеевичем Пушкиным.

Ревизор - история создания комедии Гоголя

Это доказывает сохранившаяся переписка двух величайших литературных гениев тех времен, в которой Гоголь, обращаясь к Пушкину, просит его подкинуть интересный сюжет комедии, что, по его словам, станет смешнее всех, что были до нее.

И Александр Сергеевич в ответ присылает несколько строк, что служат завязкой будущей грандиозной комедии. Вот какова история создания «Ревизора».

Источник: https://www.syl.ru/article/362655/istoriya-sozdaniya-revizora-kratko

Ревизор — история создания

События, описанные в пьесе, происходят в уездном городе N, куда судьба занесла одного пройдоху, которого ошибочно местные чиновники приняли за ревизора, а он, не растерявшись, сумел воспользоваться сложившейся ситуацией себе во благо.

История создания комедии Гоголя «Ревизор» для многих покрыта завесой тайны, окружавшей не только личную жизнь писателя, но и все его творчество в целом.

Точной информации о начале написания комедии так и нет, одни предположения и догадки, что еще больше подогревает интерес читателя к данному произведению.

Замысел

Идея написать злободневную комедию крутилась в голове писателя давно, но собрать мысли воедино не удавалось. С просьбой подкинуть сюжет будущей комедии Николай Васильевич обращается к другу.

Гоголь точно знал, что комедия будет в пяти актах. Каждый из них смешнее предыдущего. Письмо А.С. Пушкину было следующего содержания:

«…хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет…»

Читайте также:  Сочинение-описание картины зимний вечер крымова (6 класс)

Пушкин моментально среагировал на призыв о помощи. Вернувшись недавно из Михайловского, он поведал Гоголю историю, в свое время взволновавшую его до глубины души. Это было в октябре 1835 года. Этот период времени считается стартовым в написании «Ревизора».

Идея создания

Версий по поводу создания «Ревизора» существует немало. Чаще всего в статьях фигурирует имя А.С. Пушкина. Именно он подтолкнул Гоголя к написанию комедии. У Пушкина была наготове история, вполне годившаяся для будущего сюжета. Речь шла о Павле Петровиче Свиньине.

Во время путешествия по Бессарабии данный товарищ выдал себя за высокопоставленное лицо, за чиновника из Петербурга. Быстро освоившись на новом месте и войдя в роль ревизора, Павел Петрович чувствовал себя вполне комфортно, пока его не поймали за руку на прошениях.

На этом вольготной жизни пришел конец.

Существовала и другая версия создания пьесы. Некоторые смели предположить, что Пушкину самому пришлось оказаться в роли ревизора. Когда Пушкин гостил в нижегородской области, собирая информацию о пугачевском бунте для «Капитанской дочки», генерал Бутурлин принял писателя за важного чиновника, визита которого в их края ожидали со дня на день.

Какая из двух версий является настоящей уже не узнать. Тем не менее сходство Хлестакова со Свиньиным весьма очевидно. Это подметили многие литераторы, анализируя письма Пушкина и текст «Ревизора». Споры возникли по другому поводу.

Как можно за пару месяцев написать далеко немаленькое по объему произведение. По словам исследователя А.С. Долинина черновые наброски Гоголю всегда давались легко. Этого не отнять. Больше всего времени у него уходило на доработку материала.

Исходя из этого, он предположил, что сюжет будущего произведения Гоголь получил от Пушкина гораздо раньше, чем в октябре 1835.

Жанр «Ревизора» общественная комедия. Гоголь пытался отразить в ней

«…все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Работа над «Ревизором» постоянно переделывалась. Гоголь старался довести текст до совершенства. Загвоздка состояла в детальном описании характеров героев. Художественные образы дались ему сразу, но передать точный характер главных персонажей с первого раза не получалось. Шесть раз приходилось редактировать «Ревизора» пока он не получил то, что хотел. Это было в 1842 году. После постановки на сцене комедия имела неоднозначную реакцию. Ее хвалили и ругали одновременно. У некоторых она вызвала глубокое недоумение. Гоголь был расстроен. Не такого эффекта он ожидал от публики. Людям не удалось до конца понять смысл пьесы. Ни один из зрителей во время просмотра даже не догадался переложить сюжет на себя и хоть на минуточку представить, что все описанное может произойти с каждым из нас. В любом городе, в любом месте, в любое время.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1441-revizor-istoriya-sozdaniya.html

"Ревизор": история создания, жанр и сюжет комедии

В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта». Содержание этого письма показывает, что Гоголь уже размышлял о будущей комедии и, возможно, делал наброски к ней.

Пушкин, вернувшись в Петербург из Михайловского 23 октября, в один из ближайших дней рассказал Гоголю сюжет возможной комедии, в котором фигурировал мнимый ревизор. Таким образом, октябрь 1835 года следует считать началом активной работы Гоголя над «Ревизором».

Тем не менее неверно полагать, что заслуга появления сюжета с мнимым ревизором принадлежит исключительно Пушкину. Во-первых, ко времени написания «Ревизора» существовали произведения с подобным сюжетом: «Провинциальные актёры» (1835) А.Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) Г.Ф. Квитки-Основьяненко.

Кроме того, подобного рода шутка или розыгрыш встречались в реальной жизни, да и сама ситуация ложной личности всегда была популярной. И всё же тесные творческие отношения двух великих русских писателей в первой половине 1830-х годов приносили богатые плоды.

Общение с Пушкиным, безусловно, вдохновляло Гоголя, может быть, поэтому уже в декабре 1835 года комедия была закончена.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре, в Петербурге. Главные роли исполняли лучшие актёры того времени: Иван Сосницкий (Городничий) и Николай Дюр (Хлестаков). Пьеса получила на премьере высочайшее одобрение, в театре присутствовали Николай I с наследником.

Император много смеялся и высказал своё мнение так: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Гоголь же был разочарован, потому что актёры, как ему показалось, не поняли своих ролей, недостаточно хорошо уяснили идею самого произведения.

Особенно не понравилось Гоголю исполнение роли Хлестакова: по его мнению, Хлестаков был сыгран как один из «водевильных шутов».

В дальнейшем автор неоднократно объяснял свою комедию и в специально написанной для этого пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1842), и в своего рода наставлении актёрам «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора»» (1846), и в разъяснении финала комедии — «Развязка „Ревизора»» (1846). Приведённые примеры ярко характеризуют Гоголя как неравнодушного, взыскательного художника, на которого возложена высокая ответственность «сказать слово правды», как декларирует это сам Гоголь в поэме «Мёртвые души».

Жанр «Ревизора» как общественной комедии определился благодаря глубоко продуманному социальному сюжету.

Свой общий замысел Гоголь выразил в известном высказывании: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь», 1847). Местом действия Гоголь выбрал уездный город, структура власти в котором легко проецируется на любой другой город России, а нравы жителей — на всё население страны. В фокус сатирического изображения попали чиновники, злоупотребляющие своим положением. При этом преступное поведение чиновничества города изображено с такой убедительностью, что даже не возникает мысли об их исключительности — так происходит везде, различия лишь в масштабе злоупотреблений и характере их проявления.

Образ уездного города — собирательный. Помимо чиновников, он складывается из портретов городских помещиков, купечества, мещанства, слуг. Большую роль в изображении городских нравов играют женские образы. Сюжет «Ревизора» формируют темы провинциального российского города, чиновничества и гражданства.

В основе сюжета лежат две ситуации: уездный город, живущий привычной для него жизнью (главный герой в этой сюжетной ситуации — городничий), и уездный город, в котором оказывается мелкий петербургский чиновник, мнимый ревизор (она получила название «миражной» ситуации или «ситуации заблуждения», и главный герой в ней — Хлестаков).

Конфликт в комедии возникает не в результате столкновения этих ситуаций — конфликт в том, что они отражают, хотя и по-разному, неправедное отношение людей к жизни, долгу, обязанностям, их преступное или безнравственное поведение. Проблематика произведения формируется по мере раскрытия конфликта в сюжете комедии.

В «Ревизоре» два плана проблематики — общественная и нравственная. Общественная проблематика проявляется при изображении социальных преступлений и нарушений, нравственная — моральных пороков и недостатков.

Своеобразие социального и нравственного пластов произведения можно выразить следующим образом: то, что в социальной жизни преступление, в нравственной — грех.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/revizor_istorija_sozdanija_zhanr_i_sjuzhet_komedii/35-1-0-1971

«Ревизор» краткое содержание — история создания, главные герои

«Ревизор» – наиболее узнаваемая, переведенная на множество языков, пьеса Гоголя. Это не просто комедия, это – сатира, больно ударившая по самолюбию чиновничьего аппарата, а потому получившая противоречивые отзывы.

https://www.youtube.com/watch?v=rn3Sp0iSan4

В ней, по признанию самого автора, собрано все дурное, низкое, несправедливое, творящееся в российской глубинке. Примечательно, что среди персонажей нет абсолютно положительной личности, а классическая структура, где добро побеждает зло, отсутствует.

Кратчайшее содержание «Ревизора»

Все описанные в комедии «Ревизор» события происходят в начале 19-го века. Чиновники города N узнают о предстоящем приезде ревизора. Они в панике, поскольку прекрасно осознают все свои грехи, начиная от обмана и мошенничество и заканчивая казнокрадством.

После этого в город приезжает неизвестный господин, которого все приняли ошибочно за ревизора. Чиновники в страхе преклоняются перед ним, всячески стараются угодить, выполняют все его капризы.

Хлестакову понравилось в роли мнимого ревизора, у него даже нет желания разбираться в чем собственно дело. Он закрутил роман с женой и с дочерью городничего, а потом уехал.

Развязкой комедии служит сцена, когда жандарм приносит новость о приехавшем по указу из Петербурга чиновнике. Прибыл настоящий ревизор.

Главная цель комедии – высмеять всю ту несправедливость и абсурдность русской действительности 19-го века. Бюрократию, невежество и беспринципные взгляды чиновников, отношение их исполнению закона и порядку в делах.

Надо отдать должное, писателю это удалось сделать прекрасно, применяя юмор и сатиру, как средство борьбы с существующими реалиями. Многие современники так и называют сатиру Гоголя «издевательской».

Писателем были затронуты самые важные вопросы общественности. Все образы не являются случайными, они являются типичными для тридцатых годов 19 века.

Было собрано все дурное и пороки общества, что было характерно для России того времени, воедино, и осмеяно в особом неординарном стиле, столько характерным для Гоголя. Прошел не один век, а затронутые вопросы остаются такими же актуальными.

Читая это произведение, очень многие могут узнать современные реалии, знакомые ситуации и поведение людей.

История создания

Общеизвестно, что идею «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, обличив в форму анекдота реальную ситуацию. В уездном городке Устюжна задержался «проигравшийся до нитки» мелкий чиновник, которого приняли за столичного ревизора. Воспользовавшись ситуацией, он весомо пополнил собственный кошелек за счет местных казнокрадов.

История так вдохновила Гоголя, что осенью 1835 года он принялся за работу. Пьеса множество раз подвергалась редактированию. Неоднократно автор пытался бросить свое произведение, но Пушкин и Жуковский уговорили его довести начатое до конца.

Именно в доме Жуковского на одном из литературных вечеров в 1836 году Гоголь впервые представил свое творение на суд публике. Особое одобрение он получил от Тургенева, Вяземского, Пушкина. Однако не все критики приняли произведение с восторгом, многие называли пьесу «позором и поклепом на Россию».

Чтобы постановка увидела свет, Жуковский лично убеждал императора в отсутствии политической подоплеки. Николай I, посетив представление, заметил: «Досталось всем, а больше всего – мне». В дальнейшем «Ревизор» прочно вошел в театральный репертуар, как в классическом, так и в вольнодумном варианте.

Главные герои

Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.

Хлестаков

Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.

Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.

Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего.Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.

Сквозник-Дмухановский

Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.

Ляпкин-Тяпкин

Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.

Хлопов

Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.

Земляника

В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.

Шпекин

Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский

Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.

Анна Андреевна

Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.

Другие персонажи

Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.

Осип

Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.

Жалобщики

Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.

Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.

Марья Антоновна

Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.

Тряпичкин

Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.

Краткое содержание

Действие разворачивается в доме Сквозник-Дмухановского, где собираются чиновники, чтобы выслушать «пренеприятное известие». Городничий зачитывает письмо, полученное им от друга, в котором сообщается, что в город тайно прибывает ревизор с особым предписанием – осмотреть губернию.

Чиновники в панике. Они выдвигают версии, к чему бы такая инспекция: возможно Россия вступает в войну, может ищут изменников? Городничий отметает подобные подозрения, заключая: «Видно, судьба. До сих пор стороной обходило, пришла и наша очередь».

После первого потрясения городничий приходит в себя и начинает отдавать деловые поручения. Он отчитывает Хлопова за вольнодумство и странные поступки учителей. Землянике приказывает заменить колпаки его подопечных на чистые, а над кроватью каждого больного написать по-латыни поставленный диагноз.

Судье указывает на грязь и наличие домашней живности в присутственных местах. А вот о собственных грешках Антон Антонович не беспокоится, нет таких людей, говорит он, которые взяток не берут, так самим богом устроено.

Вскоре появляется встревоженный почтмейстер. Городничий просит его, во имя общей пользы, аккуратно вскрывать и читать письма, приходящие из Петербурга, чтобы вовремя распознать инкогнито. Шпекин не отказывается, тем более, что он занимается этим уже давно.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине бубнова утро на куликовом поле

В гостиную вбегают Бобчинский и Добчинский. Они сообщают о молодом человеке очень приличной наружности, который находится в трактире уже две недели, не оплачивает проживание и не собирается съезжать. Все присутствующие уверились, что это и есть ревизор, прибывший тайно и наблюдающий жизнь в городе.

Антон Антонович немедленно требует повозку. Перед отъездом он отдает распоряжение о сломе старого забора перед площадью, что создаст видимость большой стройки.

Тем временем в трактирной комнате Осип, лежит на барской кровати и ворчит на молодого человека за то, что тот проигрался, оставшись без гроша в кармане.

Дольше кормить в долг барина и его слугу трактирщик отказывается, а двинутся в дорогу им не за что. Возвращается Иван Александрович Хлестаков. Он отправляет Осипа к хозяину заведения, выпросить обед. Слуга недоволен, но отправляется выполнять поручение.

С пререканием и недовольством трактирщик все же подал кой-какую еду, пригрозив Хлестакову жалобой за неуплату. Молодой барин, ругая поданное кушанье, съедает его полностью.

В этот момент входит Осип с сообщением о приезде городничего.

Иван Александрович пугается, неужели его заберут в острог за неуплату? С первых минут знакомства он начинает оправдываться, обвиняя капитана, обыгравшего его в дороге.

Городничий считает, что гость специально придумал историю, чтобы сохранить инкогнито. Хлестаков распаляясь жалуется на непочтительное обращение со стороны трактирщика: еда невкусная, кровать с клопами, в комнате темно.

Пришла очередь Антона Антоновича испугаться. Он оплачивает все долги лже-ревизора и приглашает его жить в свой дом.

Хлестаков в восторге. Его приглашают осмотреть богоугодные заведения Земляники, где досыта кормят обедом. Тем временем Добчинский спешит к жене городничего с запиской о скором приезде гостя с указанием подготовить комнату, лучшие яства и вино. Мнимый ревизор остается доволен поездкой, а городничий расположением «чиновника».

В доме Сквозник-Дмухановского молодой барин знакомится с его женой и дочерью. Рисуясь, он рассказывает о своих государственных подвигах, о своей важности в решении стратегических проблем.

Зарвавшись, Хлестаков сообщает, как играл в карты с послами иностранных государств. Что находится он «на короткой ноге с Пушкиным» и сам пишет стихи и прозу.

Перебрав вина лже-ревизор с трудом удерживается на ногах и его препровождают в комнату на отдых.

Городничий остается в гостиной, размышляя. Если даже половина того, что рассказал гость правда, ему, городничему, несдобровать, а значит надо задобрить инспектора. В комнату входит Осип, и обе женщины приступают к нему с расспросами, что нравится его хозяину: какой цвет, какие глаза, какие женщины. Осип отвечает уклончиво, но со своей выгодой. Ему дают денег на чай с баранками и отпускают.

Посовещавшись, чиновники решают умилостивить «ревизора» взяткой. Первым выступил Ляпкин-Тяпкин. Не зная, как предложить деньги, он случайно роняет их возле стула, смущается, отказывается от них. Но Хлестаков предлагает дать ему эту сумму взаймы.

Судья радостно соглашается и покидает комнату. Далее по очереди входят Шпекин, хлопов, Земляника, Добчинский и Бобчинский. Лже-ревизор сначала стесняется, постепенно смелеет, наконец прямо требует дать ему взаймы. Все посетители охотно делятся деньгами. Мнимый инспектор получает более тысячи рублей.

Хлестаков, осознавая комичность ситуации, описывает ее своему товарищу – питерскому журналисту в письме. Его отвлекает шум за окном, пришли просители и жалобщики. Он впускает их, выслушивает, обещает свое заступничество, принимает подарки. Осип торопит барина с отъездом, дабы не вскрылся их обман.

Встречая в гостиной Марью Антоновну Хлестаков встает перед ней на колени, рассказывая о ее достоинствах. В это время входит Анна Андреевна, и дочь, смутившись, убегает в слезах.

Так как в глазах молодого повесы обе женщины привлекательны, от встает на колени перед женой городничего, признается в поразивших его чувствах. В гостиную возвращается Марья Антоновна. Чтобы избежать скандала, Хлестаков просит руки девушки.  Вошедший городничий узнает радостную новость, со слезами благословляет молодых.

«Ревизор» отпрашивается на один день, посетить богатого дядю, а по возвращении обещает жениться. Повозка скрывается из виду. Городничий с женой счастливы, они грезят о жизни в столице.

Приходят гости, они поздравляют Сквозник-Дмухановского с удачно обставленным делом, просят не забывать их после обустройства в Петербурге. Врывается запыхавшийся почтмейстер с вскрытым письмом.

Он зачитывает вслух все, что написал своему другу Хлестаков, не постеснявшийся наградить нелестными эпитетами каждого из присутствующих. Городничий в неистовстве. Чиновники возмущены. В поисках виноватых все взоры устремились на Бобчинского и Добчинского.

В этот момент входит жандарм. Он сообщает, что прибывший из столицы ревизор, остановился в гостинице и немедленно собирает всех чиновников.

Оцепенение и молчание.

Источник: https://logoprav.ru/literatura/revisor-kratko

Замысел и история создания комедии

  1. Замысел и история создания комедии

      Работа
    над “Ревизором” была связана с замыслом
    Гоголя создать истинно современную
    комедию, о возможности существования
    которой на русской почве высказывались
    всяческие сомнения (хотя комедия как
    жанр, естественно, существовала). Так,
    в “Московском Вестнике” за 1827 г. была
    напечатана статья С. Шевырева о комедии
    В.

    Головина “Писатели между собой”, в
    которой доказывалось, что современная
    жизнь не содержит комических элементов
    (и потому критик советовал переместить
    центр тяжести на историю). Также и П.
    Вяземский в статье “О нашей старой
    комедии” (1833) объяснял, почему русская
    жизнь не благоприятствует комедии:
    “Начну с того, что кажется в русском
    уме нет драматического свойства.

    Должно
    полагать, что и нравы наши не драматические.
    У нас почти нет общественной жизни: мы
    или домоседы, или действуем на поприще
    службы. На той и на другой сцене мы мало
    доступны преследованиям комиков…”.
    Подобно Шевыреву, Вяземский также видел
    выход в комедии исторической.
      
    В этом контексте понятнее становится
    и подоплека спора Гоголя с С. Т.

    Аксаковым
    в июле 1832 г. в Москве. В ответ на реплику
    Аксакова о том, что “у нас писать не о
    чем, что в свете все так однообразно,
    прилично и пусто”, Гоголь посмотрел на
    собеседника “как-то значительно и
    сказал”, что “это неправда, что комизм
    кроется везде”, но, “живя посреди него,
    мы его не видим”.

       Обоснование
    прав современной отечественной комедии
    Гоголь мыслил как общую задачу своего
    творчества и раньше, в пору работы над
    отложенными затем временно “Владимиром
    3-ей степени” и комедией “Женитьба”,
    начатой в 1833 г. под названием “Женихи”.

    Комедия “Ревизор” (третья по счету
    комедия Гоголя) выдвинула новые проблемы
    и новую, значительно более высокую
    степень обобщениям.

    “В “Ревизоре” я
    решился собрать в одну кучу все дурное
    в России, какое я тогда знал, все
    несправедливости, какие делаются в тех
    местах и в тех случаях, где больше всего
    требуется от человека справедливости,
    и за одним разом посмеяться над всем”,
    – писал он позже в “Авторской исповеди”
    В своем письме, от 7 октября 1835 года,
    Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о
    «Женитьбе», а за одно, так как искал
    поддержки и ждал совета от Александра
    Сергеевича, просит его подсказать сюжет,
    «… хоть какой-нибудь смешной или не
    смешной, но русский чисто анекдот. Рука
    дрожит написать тем временем комедию.
    Если ж сего не случится, то у меня пропадет
    даром время, и я не знаю, что делать тогда
    с моими обстоятельствами… Сделайте
    милость, дайте сюжет; духом будет комедия
    из пяти актов и, клянусь, будет смешнее
    черта» [12, 286]. Пушкин на просьбу Гоголя
    откликнулся и поделился с ним сюжетом,
    который волновал и его самого. Пушкин
    рассказал ему историю о Павле Петровиче
    Свиньине, который во время поездки в
    Бессарабию стал выдавать себя за очень
    важное и значительное лицо, за
    петербургского чиновника, а остановлен
    был лишь тогда, когда стал брать прошения.
    Позже, уже в 1913 году, историк литературы
    Н.О.Лернер в своем труде «Пушкинский
    замысел «Ревизора» // Речь. 1913.» ,
    сделав анализ и писем Пушкина, и самого
    текста «Ревизора», пришел к выводу, что
    некоторые черты Свиньина и Хлестакова
    совпадают. Прототипом Хлестакова
    оказался довольно известный своим
    современникам живописец, историк,
    создатель «Отечественных записок».
    Лернер отождествлял ложь Хлестакова с
    ложью Свиньина, считал, что и похождения
    их до крайности похожи.

После того как
сюжет был передан Пушкиным в 1835 году
Гоголю, Николай Васильевич начал работу
над «Ревизором». Первый вариант комедии
был написан довольно быстро, этому
свидетельствует письмо Гоголя к Погодину,
от 6 декабря 1835 года, в котором писатель
говорит о завершении первых двух черновых
редакций «Ревизора».

Исследователь А.
С. Долинин в «Ученых записках Ленинградского
гос. пед.

ин-та» все же высказывает
сомнение в том, что Гоголь мог за полтора
месяца проделать такую огромную и
кропотливую работу, ведь по его словам,
писатель достаточно долго «оттачивал»
свои произведения.

Долинин считает, что
Пушкин передал сюжет Гоголю намного
раньше, возможно в первые годы из
знакомства. История о Свиньине просто
осталась в памяти писателя, а реализовать
сюжет он решил тогда, когда пришла идея
о написании последней комедии.

И все же большинство
исследователей истории литературы
считают, что черновые наброски Гоголь
писал всегда достаточно быстро, а вот
на «оттачивание» уходило гораздо больше
времени.

Войтоловская
считает, что установлена связь между
идеей сюжета Пушкина и «Ревизором»
Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала
работы над комедией.

Первый вариант
«Ревизора» был существенно переделан,
в результате чего комедия обрела более
целостную структуру.

Но и после второй
редакции писатель снова внес ряд
изменений, после чего пьеса была передана,
наконец, в печать и отправлена в
театральную цензуру.

Но и после получения
разрешения на театральную постановку,
которое было дано 2 марта, Гоголь не
переставал улучшать своего «Ревизора».
Последние исправления были приняты
театральной цензурой всего за несколько
дней до выхода комедии на сцену.

В ходе создания
«Ревизора» Гоголь не чувствовал
сложностей, которые могли сопровождать
работу писателя над большим произведением.

Образы, которые проходят через всю
пьесу, сформировались сразу; уже в первой
редакции мы наблюдаем все ключевые
события, всех главных героев с их
отличительными чертами.

Поэтому сложность
творческого процесса заключалась вовсе
не в поисках сюжетных линий, а в более
ярком и точном раскрытии характеров
персонажей.

Этому произведению
Николай Васильевич придавал большое
значение, ведь именно этим и можно
объяснить то, что он продолжал работать
над текстом и после первого издания
пьесы.

Когда Погодин спрашивал Гоголя
о том, чтобы выпустить второе издание
«Ревизора», писатель отвечал, что нужно
немного подождать, так как он начал
переделывать некоторые сцены, которые,
на его взгляд, выполнены небрежно.

Исправлены были, прежде всего, сцены
встречи чиновников с Хлестаковым в
начале четвертого акта, они стали более
естественными и энергичными. Уже после
этих изменений в 1841 году выходит второе
издание комедии, но Гоголь понимает,
что его работа над «Ревизором» еще не
закончена. И осенью 1842 года писатель
снова шлифует пьесу целиком.

Все это и
есть процесс художественной обработки
автором своего произведения, в результате
которого заметна выразительность каждой
детали. В комедии было очень мало сцен,
которые Гоголь не переделывал, пытаясь
добиться глубины образов и речи. Только
шестая редакция «Ревизора» стала
окончательной.

2.
Комедия «Ревизор» и социальная
действительность России 1830-х годов.
Особенности изображения «сборного
города».

 Город, в котором происходит действие
комедии, вымышлен, однако выглядит он
необыкновенно типично. Десятки таких
городов были разбросаны по России. «Да
отсюда хоть три года скачи, ни до какого
государства не доедешь» — так устами
своего персонажа автор характеризует
этот город. Место действия комедии
выглядит как маленькое государство.

В
нем есть, кажется, все необходимое для
достойной жизни горожан: суд, учебные
учреждения, почта, полиция, учреждения
здравоохранения и социального обеспечения.
Но в каком плачевном состоянии они
находятся! В суде берут взятки. Больных
лечат кое-как, вместо поддержания порядка
полиция бесчинствует.

И самое удивительное
то, что весь административно-финансовый
механизм, бюджетные учреждения и прочее
работает вполне сносно. Этот город —
далеко не худший в России.     Гоголю,
как известно, пришлось неоднократно
оправдываться по поводу своей великой
комедии.

Автор утверждал, что место
действия комедии — это «сборный город
всей темной стороны», то есть сборище
всероссийской мерзости, показанное
лишь затем, чтобы искоренить пороки
общества. Но каждый рядовой зритель и
каждый власть имущий прекрасно понимал,
что город, с такой силой и живостью
изображенный в «Ревизоре», есть не
что иное как образ николаевской России.

В этом смысле комедия Гоголя стала не
только сатирическим, но культурологическим
феноменом, сохранившим свое значение
до сего дня.

Появление в 1836 году комедии
“Ревизор” приобрело общественно важное
значение не только потому, что автор
критиковал и высмеивал пороки и недостатки
царской России, но и потому, что своей
комедией писатель призывал зрителей и
читателей заглянуть в свою душу,
задуматься об общечеловеческих ценностях.

В комедии “Ревизор” местом действия
автор избирает маленький провинциальный
городок, от которого “хоть три года
скачи, ни до какого государства не
доедешь”. Героями пьесы Н. В. Гоголь
делает городских чиновников и “лицо
фантасмагорическое”, Хлестакова.

Гениальность автора позволила ему на
примере небольшого островка жизни
раскрыть те черты и конфликты, которые
характеризовали общественное развитие
целой исторической эпохи. Он сумел
создать художественные образы громадного
социального и нравственного диапазона.
Маленький городок в пьесе запечатлел
все характерные черты общественных
отношений того времени.

Основной
конфликт, на котором построена комедия,
заключается в глубоком противоречии
между тем, чем занимаются городские
чиновники, и представлениями об
общественном благе, интересами жителей
города.

Беззакония, казнокрадство,
взяточничество — все это изображено в
“Ревизоре” не как индивидуальные
пороки отдельных чиновников, а как
общепризнанные “нормы жизни”, вне
которых власть имущие не мыслят своего
существования. У читателей и зрителей
же ни на минуту не возникает сомнения
в том, что где-то жизнь проходит по другим
законам. Все нормы отношений между
людьми в городе “Ревизора” выглядят
в пьесе как повсеместные. Гоголя занимают
не только социальные пороки общества,
но и его нравственное, духовное состояние.
В “Ревизоре” автор нарисовал страшную
картину внутренней разобщенности людей,
способных объединиться лишь на время
под воздействием общего для всех чувства
страха. В жизни людьми руководит
высокомерие, чванливость, угодничество,
стремление занять более выгодное место,
устроиться получше. Люди утратили
представление о подлинном смысле жизни. Следует отметить, что творчество
Гоголя не утратило своего значения.
Сегодня мы наблюдаем те же пороки в
нашем обществе.

«Сборный город»
раздираем
противоречиями: в нем есть свои угнетатели
и угнетенные, свои обидчики и обиженные,
люди с разной степенью
должностных проступков и прегрешений.
Гоголь ничего
не утаивает и не сглаживает.

Но наряду
с этим, как бы
поверх всех индивидуальных забот, в
город вторгается единая «общегородская»
забота, единое переживание, вызванное
к жизни и накаленное до предела
чрезвычайными обстоятельствами —
«ситуацией ревизора».

Но
и на фоне произведений, рисовавших жизнь
всего города,
«Ревизор» обнаруживает важные отличия.
Гоголевский
город последовательно иерархичен. Его
струк-> ра
строго пирамидальна: «гражданство»,
«купечество», выше
— чиновники, городские помещики и,
наконец, во. главе
всего городничий.

Не забыта и женская
половина, тоже
подразделяющаяся по рангам: выше всех
семья городничего,
затем — жены и дочери чиновников, вроде,
дочерей
Ляпкина-Тяпкина, с которых дочери
городничего пример
брать не подобает; наконец, внизу:
высеченная по
ошибке унтер-офицерша, слесарша
Пошлепкина…

Вне города
стоят только два человека: Хлестаков и
его слуга Осип.

  1. Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.

Источник: https://studfile.net/preview/2623518/

Ссылка на основную публикацию