Сочинение анна одинцова в романе отцы и дети (образ и характеристика) тургенева

Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор наибольшее внимание и особую тщательность ,в написании, уделяет, созданию образа Анны Одинцовой.

Она прекрасно образованная аристократка, молодая вдова, которая очень хороша собой. Была за границей. У нее свежее, милое лицо. Одевается она со вкусом, но не вычурно. У нее великолепная осанка, которая привлекает к ней, внимание мужчин.

Анна Сергеевна обладает сильным характером и твердой натурой. Она прекрасно разбирается в людях. Но больше всего в жизни она ценит покой и независимость.

Когда, в юности Ани, ее отец проиграл все, даже их имение, а у нее на руках оставалась маленькая сестра, их мать рано умерла.

Девушка, не только смогла удачно выйти замуж, за старого богатого помещика, чем обеспечила не только себя, но и сестру Катю.

Через время ее муж умер, и она осталась хозяйкой приличного состояния и имения, которое она прекрасно содержала.

Анна всему знает цену, пройдя сложный жизненный путь, она научилась не робеть и держать себя в руках, в какую бы ситуацию она не попадала. Ее невозможно обмануть. Она умна и в меру прогрессивна, но ее все чаще одолевает скука.

Она достаточно демократична и свободна в суждениях. Но нет в ее в жизни, ни мечты не желания. Анна Сергеевна, говорит, что она устала от жизни. Она никогда и никого не любила. Чувства, интересны ей были лишь со стороны, как объект наблюдений, и не более. Она безразлична ко всему.

Ее общение с Базаровым и Кирсановым, которые оба влюбились в нее, было лишь «занятием от скуки». Они были для нее, что «игрушки». Вызвав в Евгении « бурю страсти» она испугалась, что лишится своего, так любимого ею, покоя.

И она, постаралась сделать все, чтобы закончить, не начиная, эти отношения.

Позднее, она вновь, выходит замуж «по убеждению», то есть по расчету. Создавая, а вернее не нарушая свою благополучную, спокойную жизнь.

Вот, такой «холодной» и неприступной, предстает перед нами, Анна Одинцова. И не зря автор дал ей эту «говорящую» фамилию. Она всегда идет по жизни одна, и никто ей не нужен.

Иначе нарушится ее размеренное и спокойное существование, которое, она выстраивала так долго.

Сочинение Анна Одинцова в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Тургенева Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Печорин и Грушницкий
    Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.
  • Сочинение Что такое подвиг рассуждение 15.3 9 класс ОГЭ
    Для каждого подвиг ассоциируется по-разному. Но что же это такое в общих чертах? Словарь говорит нам, что подвиг это поступок, который совершает человек в трудных опасных условиях вдохновленный глубокими чувствами. Какие действия можно считать
  • Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова сочинение
    Дмитрий Ионыч Старцев на начало рассказа предстает перед нами интеллигентным, жизнерадостным и доброжелательным молодым человеком. Он был недавно назначен земским врачом и в городе С. знакомых не имел. Как обладателю просвещенного ума,
  • Сочинение по картине Жуковского «Осень. Веранда»
    Художник Станислав Жуковский считался певцом усадебных мотивов, а еще он очень любил осень. Это было время его вдохновения. В своей работе «Осень. Веранда»
  • Сочинение-рассуждение Любовь к родине 11 класс
    Наверное каждый человек рано или поздно задумывается над тем, что же такое любовь к родине и в чем она заключается? Кто-то думает что быть патриотом и возвышать место где ты родился и есть любовь.
  • Сочинение по картине Вишняк Букет сентября 5 класс
    Невозможно было бы представить картины русских художников без представителей растительного мира. Среди них ярким пятном выделяются цветы, которые все художники представляют по-разному.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obroz-anny-odincovoj-iz-romana-turgeneva-otcy-i-deti

Сочинение: Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) | Литрекон

(407 слов) В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев изобразил множество интересных персонажей с различными ценностями и взглядами на жизнь. Тем не менее, одну из наиболее прочных позиций занимает Анна Сергеевна Одинцова, далекая от светской жизни женщина, которая столкнулась с по-настоящему трудными жизненными обстоятельствами.

Героиня родилась в знатной семье, однако ее отец проиграл все свое состояние. Анна и ее младшая сестра Катерина остались одни на произвол судьбы, когда их отец ушел из жизни. Ситуация сложилась так, что всей семье пришлось жить в небольшом домике в деревне.

После смерти матери Анна вынуждена была сама вести хозяйство и обеспечивать сестру, далекую от забот. Так она привлекла внимание местного богача Одинцова, который предложил ей руку и сердце.

Эта жертва позволила ей стать достаточно богатой и независимой женщиной, но старика-мужа она «едва выносила». Уже после его смерти все наследство перешло Анне, которая проживала тихую и размеренную жизнь, не стремясь к чему-то особенному.

Всего, чего ей хотелось, она уже добилась. Теперь героиня была свободной и обеспеченной распорядительницей капитала.

Знакомство с Базаровым позволило читателю узнать героиню поближе. Анна Сергеевна была внешне очень привлекательной и красивой женщиной, обладавшей правильной осанкой и великолепными манерами. Но это далеко не все ее достоинства.

В разговоре она проявляла тонкий ум, деловитость и смекалку. Она внимательно слушала и спокойно, неторопливо излагала свои взгляды на мир. Наблюдательность, рассудительность и живость ума подкупили Евгения. Он увидел в ней родственную душу.

Однако неоднозначность ее отношения мучала его. 

«По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления…» — пишет автор.

Однако после решительного объяснения герой, наконец, понял характер Одинцовой. Дороже всех страстей и прелестей жизни она считала свой покой. Анна предпочитала любви независимость, и видела в браке лишь материальную выгоду. Из-за этого она отвергла Евгения, хоть и он и интересовал ее.

Его устами автор сказал: «Вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны». Эта фраза наиболее полно характеризует образ Одинцовой. Эта гордая и высокомерная женщина стала рабыней удобства души и роскоши обстановки. Базаров не вписывался в ее систему ценностей, как и весь мир с его радостями и горестями.

Только одиночество и богатство были для нее родной стихией.

Анна Сергеевна «прошла через огонь и воду». О ней в губернии говорили, что она — «тертый калач».

Видимо, именно этот тяжелый жизненный опыт обогатил натуру Одинцовой, но в то же время отнял у нее способность чувствовать.

Оказавшись наедине с бедностью и отчаянием, героиня вынуждена была подавить в себе все человеческое, что жило в ее сердце. Это глубоко трагический образ сильной женщины, ставшей заложницей своей силы.

Ирина Мельник

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-anny-odintsovoj-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/

Анна Одинцова

Анна Одинцова важна в романе «Отцы и дети» не только как возлюбленная Евгения Базарова, но и как отдельная личность, женский характер. Причиной трагичных отношений Одинцовой и Базарова стал далеко не нигилизм главного героя, а именно мировоззрение Анны.

Одинцова красива, молода и свежа. Автор несколько раз при ее описании подчеркивает тонкий стан, ухоженные руки и покатые плечи. Раскрывая образ героини, писатель употребляет слова, обозначающие несомненную красоту.

Походка у Анны Одинцовой плавна и естественна. Вещи всегда были на ней «изящно, даже изысканно» одеты.

Несмотря на то что Базаров-нигилист оценивал женщин только с биологической точки зрения, он смог оценить красоту героини, провозглашая то, что ей «хоть сейчас в анатомический театр».

Путь героини романа по-настоящему можно назвать трудным. В обществе про Анну Одинцову было принято говорить: «Прошла через огонь и воду». «Тертый калач» – в этом выражении отразился истинный образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Это очень сильный женский образ, который не смогли напугать никакие трудности на жизненном пути.

Отец Анны, не заботясь о своем состоянии и состоянии своих детей, после смерти оставляет дочерям только долги. Одинцову не сломили эти трудности, а, наоборот, только закалили. Она всего в жизни привыкла добиваться самостоятельно, что оказало влияние на образ жизни героини. Одинцова считала себя женщиной свободной и независимой.

Получив прекрасное образование, героиня занимает высокое положение в обществе, хотя и тяготится им. Не светская жизнь важна Анне Одинцовой, а спокойная и комфортная жизнь.

Добившись всего в своей жизни сама, Одинцова успела многое увидеть в этом обществе. Она «уже успела перечувствовать и передумать многое». Героиня не только обеспечивает роскошь и довольства себе, но и полностью воспитывает свою сестру Катю.

Несмотря на цельность характера Одинцовой, ее силу духа и решимость, Анна считает себя глубоко несчастной женщиной, которая уже устала от жизни: «Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка».

Главной причиной того, что Одинцова и Базаров не могли быть вместе, является то, что для героини важнее всего в жизни был комфорт. Она любила, чтобы все «катилось как по рельсам», чтобы жизнь ее была тиха, спокойна и не заставляла ее волноваться.

Героиня побоялась разрушить свой спокойный и размеренный образ жизни чувствами к Базарову. Страх и неспособность полюбить становятся причиной трагичных отношений Анны и Евгения.

Аркадий понимает, что Одинцова – женщина, которая никогда не сможет полюбить мужчину всем своим сердцем. В этом он оказался прав. Анна выходит замуж за человека, которого совершенно не любит. Отношения с ним она связывает «не по любви, но по убеждению».

Неспособность любить делает образ по-настоящему трагичным. Ее отказ Базарову можно рассматривать и как победу, и как поражение, что аргументирует таблица.

Читайте также:  Сочинение тихон кабанов в пьесе гроза (образ и характеристика)
Победа Поражение
Смогла преодолеть свои чувства Не может искренне полюбить
Не терзалась новыми чувствами Боится тревог и новых эмоций
Обрела уверенность в себе и своих поступках Комфорт важнее любви
Впоследствии удачно для себя вышла замуж Вышла замуж не по любви

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анна Одинцова», перечислит внешние характеристики героини, продемонстрирует весь ее трудный жизненный путь, а также раскроет основные причины, по которым ее отношения с Базаровым были обречены на провал.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/anna-odincova-obraz.html

Сочинение на тему “Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь “лишним” человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.

Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева – одни из лучших в мировой литературе. Его героинями – Лизой Калитиной, Натальей Ласунской – мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе “Отцы и дети”, вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.

Эта героиня стоит словно “особняком” от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока…

Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа.

О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: “Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье … Она поразила его достоинством своей осанки.

Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой”.

Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова.

Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе – в деревенском, в петербургском ли.

Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная.

Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

  • “- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
  • Базаров исподлобья взгляну на нее:
  • – Любопытством, пожалуй, но не иначе”.

Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры.

Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему.

Но … “Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло”.

Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол “занимал” уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.

Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. “А как же ее отношения с Катей?” – спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто “запугивает” сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.

Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания.

Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.

Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: “тертый калач”, “первый сорт”, “баба с мозгом”, “нрав спокойный и холодный”. А также автор: “Анна Сергеевна была довольно странное существо.

Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения.

Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги”.

В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя.

Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике.

Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.

Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье – любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова.

Это подтверждает и сам Базаров: “а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие”. Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное.

Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: “нет во мне желания, охоты жить…”

Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова – один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.

Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него.

А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально.

Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль – и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок.

Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать – это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?).

Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-anny-sergeevny-odinczovoj-i-ee-rol-v-romane-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/

Характеристика и образ Анны Одинцовой (Отцы и дети)

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

В свои 29 лет, Анна так и не познала смысл любви. Замуж она выходила из корыстных побуждений, чувства мужа были для нее безразличны. Ей так же были безразличны чувства, которые к ней испытывали и другие мужчины: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Читайте также:  Сочинение на тему семья в жизни человека

Вся ее внешняя недоступность и чувство собственного достоинства выражались буквально во всем:

в прямой осанке, высоком росте, изысканной одежде на ее красивом, здоровом теле, аккуратно уложенной прическе, красоте лица. Она понимала, что довольно красивая и привлекательная девушка. С людьми, особенно с мужчинами, она была мила, приветлива, ее легкая улыбка влюбляла в себя всех.

Она внимательно слушала своего собеседника, отчего все восторгались ее “прекрасными глазами”, которые “светились вниманием”.

Но ее единственным желанием и целью жизни было выбраться из состояния бедноты, в которое поверг семью отец-картежник, тратящий последние деньги на игру. Анна не хотела продолжать такое жалкое существование, вечно искать, где поесть, думать, что “завтра” может не наступить. Ей нужна была уверенность, что у нее всегда будут деньги.

  • Но, добившись своей цели, она даже не подумала, что следует делать дальше, как наслаждаться добытым счастьем.
  • Будучи аристократкой, она могла пользоваться всеми благами аристократической жизни, но ее это не радовало. В разговоре с Базаровым, Анна упомянула: “Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу… Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…
  • Мне и не хочется идти”.

Анна Одинцова – довольно расчетливый человек. Ей чужды человеческие эмоции, она не умеет наслаждаться мелочами жизни. Она ставит себе крупную цель и достигает ее. Дальше в душе девушки наступает кризис.

Она сама выбрала себе данный путь. Возможно, это ее понимание жизни: спокойствие и отсутствие излишних эмоциональных потрясений. В этой неспособности познать чувство любви, раскрыть себя в эмоциональном плане, заключается ее “несчастье”.

К сожалению, такой она останется до конца, выйдя снова замуж за нелюбимого человека, руководствуясь чисто практическими целями, а именно, обеспечить себе безбедную жизнь в старости.

Сочинение Характериситка Анны Одинцовой

Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.

Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.

После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.

Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.

Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.

Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.

Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.

Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.

Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.

Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.

Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.

Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.

Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.

Главная цель в жизни для Анны вести спокойную и финансово благополучную, размеренную жизнь. Поэтому отвергнув Базарова, она выходит замуж за более благородного и состоятельного человека.

По роману Тургенева Отцы и дети

Характеристика и образ Анны Одинцовой

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-i-obraz-anny-odincovoj-otcy-i-deti/

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе

    Иван Сергеевич Тургенев — один из писателей-романистов XIX века. Его произведения «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне», «Новь» являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.

    Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь «лишним» человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью. 

    Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева — одни из лучших в мировой литературе. Его героинями — Лизой Калитиной, Натальей Ласунской — мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе «Отцы и дети», вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.

    Эта героиня стоит словно «особняком» от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем.

Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно.

Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока…

    Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье …

Она поразила его достоинством своей осанки.

Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой».

    Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова.

Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

    Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе — в деревенском, в петербургском ли.

Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная.

Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

  •     «- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
  •     Базаров исподлобья взгляну на нее:
  •     — Любопытством, пожалуй, но не иначе».

    Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры.

Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но …

«Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло». 

    Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол «занимал» уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.     Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. «А как же ее отношения с Катей?» — спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто «запугивает» сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.

    Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания.

Читайте также:  Опыт и ошибки - сочинение (11 класс)

Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини. 

    Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

    Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: «тертый калач», «первый сорт», «баба с мозгом», «нрав спокойный и холодный». А также автор: «Анна Сергеевна была довольно странное существо.

Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения.

Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги». 

    В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя.

Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике.

Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь. 

    Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье — любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

    Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова.

Это подтверждает и сам Базаров: «а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие». Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное.

Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: «нет во мне желания, охоты жить…»

    Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова — один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его. 

    Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

    Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль — и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок.

Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать — это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?).

Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

    Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/turgenev-i-s/ottsy-i-deti/9118-obraz-anny-sergeevny-odintsovoj-i-ee-rol-v-romane

Сочинение на тему: “Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева “Отцы и дети”

План:

1. Загадка женской души в русской литературе. 2. Неординарная личность Анны Сергеевны Одинцовой. 3. Новый тип женщины в русской литературе. Одним из вечных вопросов, который в разные времена волновал писателей всех времен и народов является загадка женской души. Не являются исключением в этом отношении и русские писатели, поэтому в нашей литературе так много женских образов.

Представительницы прекрасного пола с их природной склонностью к эмоциональному выражению чувств, с их подвижной и восприимчивой психикой, были идеальными объектами для литературных исследований, не говоря уже о непредсказуемости и таинственности характера русской женщины. При этом чаще всего каждый писатель стремился наделить своих героинь теми качествами, которые выражали его представление об идеале, изменяя при этом только место и предназначение женщины в различных условиях.

Большое внимание женским образам уделяли такие великие русские писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь. Собственное видение женских характеров было и у И. С.

Тургенева, который в своих выдающихся произведениях смог мастерски показать немало ярких женских образов.

Эти образы впоследствии стали поводом для появления так называемой “тургеневской девушки”, черты которой стали сравнивать с чертами реально существующих дам.

Одним из наиболее ярких женских образов И. С. Тургенева стала Анна Сергеевна Одинцова – главный женский персонаж романа “Отцы и дети”. С первых же минут знакомства с этой героиней читателю становится ясно, что перед ним предстала неординарная, цельная и сильная личность.

Анна Сергеевна разительно выделяется среди городских дам чувством собственного достоинства, уверенностью и даже некоторой властностью характера.

Аркадий уже при первом взгляде на эту женщину сделал вывод, что “она много уже передумала и перечувствовала” в своей жизни, и в этом он не ошибся.

Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть, поскольку она рано осиротела и осталась с маленькой сестрой на руках.

Она была вынуждена самостоятельно заняться небольшим имением, которое досталось ей от отца, и самостоятельно преодолевать препятствия, которые встречаются на жизненном пути неопытных девушек.

Однако Анна Сергеевна не отчаивалась, и, не имея достаточного опыта, она все же сумела найти выход из сложившейся ситуации.

Она вплотную занялась хозяйственными делами, выписала себе в помощь престарелую тетку, а когда появилась возможность, пожертвовала собой и для того, чтобы обеспечить свою семью, и вышла замуж за богатого старика. За эту жертву Анна Сергеевна была вознаграждена – муж оставил ей хорошее наследство.

Молодая женщина отличалась необычайной рассудительностью, которая была несвойственна дамам высшего света. Управляя своим имением, она навела в нем безупречный порядок и считала, что, где бы она не находилась, она найдет для себя занятие и никогда не будет скучать.

Героев романа Анна Сергеевна поразила своей независимостью и отсутствием предрассудков, своим умом и умением решать самые сложные вопросы, своим равнодушием к пересудам и сплетням, которые мгновенно распространялись в светском обществе. “Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла.

Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения”.

Эта удивительная молодая женщина, которая осознанно поселилась в деревне, сторонилась городского общества и была редкой гостьей на светских вечеринках, с большим интересом относилась к новым идеям и достижениям науки, выписывая из столицы некоторые научные издания.

Скорее всего, именно поэтому она не могла не обратить внимание на нового молодого человека, который отличался суждениями, идущими вразрез с общепринятыми нормами.

Сблизило их и то, что каждый из них жил своим умом и не придерживался правил, принятых в обществе того времени.

Благодаря своим выдающимся качествам Анна Сергеевна быстро рассмотрела в главном герое бунтаря, не способного на спокойную и размеренную семейную жизнь, которой так дорожит большинство женщин.

И ее стремление во что бы то ни стало сохранить душевную и жизненную гармонию, которой ей удалось добиться неимоверными усилиями, гасят чувства к Базарову.

Ее минутная слабость к нему спустя некоторое время практически не оставляет никаких следов.

Из этого всего можно сделать вывод, что И. С. Тургенев относился к женщинам как к равным себе по положению и складу ума, он считал, что они наравне с мужчинами имеют право на независимость и самостоятельность.

Именно такие характеры, как у Анны Сергеевны, были более всего ему интересны.

Ведь иметь дело со спокойной и рассудительной натурой куда более приятно, нежели с самой привлекательной, но в то же время пустой кокеткой.

В романе “Отцы и дети” явно просматриваются характерные признаки такого общественного явления того времени, как эмансипация. В период творчества И. С. Тургенева все больше представительниц прекрасной половины человечества становились независимыми и не слишком считались с общественным мнением. Такие женщины, как Анна Сергеевна, прекрасно знали себе цену и не давали воли своим чувствам.

Над ними всегда преобладал разум. На примере героини романа мы видим, как в России XIX века складывался новый тип женщин, которые были способны без труда обходиться без мужчин, самостоятельно вести хозяйственные дела и быть экономически независимыми.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-na-temu-obraz-anny-sergeevny-odincovoj-v-proizvedenii-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector