Сочинение аркадий кирсанов в романе отцы и дети (образ и характеристика)

Иван Сергеевич Тургенев, написавший роман «Отцы и дети», создал весомое произведение для своей эпохи.

Он освещал противостояние двух поколений, сравнивая представителей двух семей и их образ жизни. Тургенев сопоставляет нигилизм и привычные для российского дворянства жизненные принципы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Образ Аркадия Кирсанова помогает ярче продемонстрировать разницу в стремлениях главных героев повествования.

История происхождения

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году и оказался крайне актуальным для современников Тургенева. Он победил царящие в обществе предрассудки и произвел взрывной эффект среди критиков. Описывая взгляды на жизнь молодых и взрослых героев, писатель показывал тонкую грань между двумя поколениями и проблемы взаимопонимания, возникающие между «отцами» и «детьми».

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Иван Тургенев

Для Тургенева нет отрицательных и положительных героев. Отношение автора к взглядам персонажей читается поверх описываемых событий.

Его больше волнует моральная подоплека конфликта и анализ того, каким образом действующие лица демонстрируют свою точку зрения. Политическая позиция Базарова и Кирсановых – основополагающая категория для сравнения в романе.

Дворянство, к которому принадлежат Аркадий Кирсанов, его отец и дядя, не принимает революционных идей, символизирующих начало новой эпохи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение образ матрёны в рассказе матрёнин двор солженицына

Оценим за полчаса!

Аркадий Кирсанов – персонаж, благодаря которому действие обретает динамику. Сюжет романа выстраивается вокруг него, он олицетворяет дух противоречия.

Образ и характер

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Аркадий Кирсанов

Недавний выпускник петербургского университета, дворянин, чей возраст едва превышает 23 года, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Там его ждут отец, Николай Петрович Кирсанов – весельчак и добродушный помещик, лояльный к новомодным веяниям среди молодежи, и дядя Павел Петрович Кирсанов – либерал и франт, чья история жизни весьма непроста.

Аркадий в представлении автора – светлая душа, не испорченная обществом. Он скромен и сентиментален, жизнерадостностью пошел в отца, располагает хорошим воспитанием и образованием.

Эмоциональный и сентиментальный молодой человек принимает происходящие события близко к сердцу. Как и отец, любит заниматься делами имения и не благоволит конфликтам.

Его тонкая душевная организация проявляется в любви к музыке и природе.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Для Аркадия Кирсанова семья имеет большое значение. Базарова, который принадлежал к сословию разночинцев, юный помещик воспринимал как ее часть.

Приятель, чье происхождение не было проблемой для Кирсанова, стал его гостем. Нигилист и революционер активно пропагандировал свои идеи, пытаясь заразить друга энтузиазмом.

Аркадий становится последователем Базарова, хотя позиция старшего товарища не всегда близка молодому человеку.

Видя, как резко высказывается друг в присутствие его родственников, Кирсанов-младший перестает поддерживать недавнего наставника. Политика не обсуждается в доме Кирсановых, и регулярно поднимающий эту тему Базаров становится раздражителем в условиях привычных устоев поместья.

Счастье для Аркадия Кирсанова заключается не в противостоянии политическому режиму ради воцарения новых лидеров и законов, а в простом семейном счастье. Он находит свою тихую гавань в союзе с сестрой Анны Одинцовой, в которую был влюблен Базаров. Дальнейшая судьба Кирсанова предрешена: уютный домашний очаг, любимый сын и отцовское поместье были предметом его интереса.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Анна Одинцова

Поначалу кажущийся идеальным соратником для нигилиста, Аркадий оказывается мнимым последователем, для которого теория Базарова – увлечение юности.

Судьба уготовила герою более скромное предназначение, с которым он готов смириться ради собственного спокойствия и удовлетворения.

С возрастом он становится все ближе к отцу, и полезный Базарову юнец-помощник превращается в провинциального помещика с простым и предсказуемым кругом интересов.

«Отцы и дети»

Концепция героя в лице Кирсанова-младшего интересна: Тургенев описывает Аркадия как промежуточный персонаж между радикально настроенным Базаровым и приверженцем консервативных взглядов Павлом Кирсановым.

Эпоха, сформировавшая его личность, совместила интересы двух поколений. Герой не противостоит основам своего воспитания в угоду нигилизму.

В силу юного возраста ему кажутся интересными романтические революционные идеи, что характерно для представителей каждого нового поколения.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Евгений Базаров

Базаров стремился перевоспитать друга, чья характеристика казалась ему чересчур положительной для нигилизма. Привлекательная внешность персонажа соседствует с массой позитивных черт характера, делающих его «мягкотелым» в глазах наставника. Мягкосердечие Аркадия чуждо Базарову. Поэтический духовный склад приятеля, его мечтательность и чуткость вызывают у нигилиста порицание.

Под влиянием Базарова Кирсанов пытается отказаться от собственных идеалов, но его натура оказывается сильнее предлагаемых ориентиров. Аркадий, казавшийся тенью своего «учителя», отправляется в самостоятельное плавание.

Обаяние нигилиста становится слабее, а навязываемые идеи уже не кажутся столь реальными, потому что юноша понимает, что слишком слаб для участия в деятельности во имя революции. Он просто не в состоянии играть принятую роль.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

Приверженец семейных традиций, Кирсанов полностью противопоставлен Базарову в зрелом возрасте.

История героя, считающего себя «бобылем» и готового положить собственную жизнь на алтарь общественных убеждений, не связана с тем, кто объективно оценивает перспективы деятельности в масштабах провинциальной жизни.

Мягкий и ведомый Кирсанов в состоянии вводить изменения в жизнь простого люда, будучи близким к нему, а не вещая с баррикад, подобно другу.

Перевоспитание юноши не представляется возможным, и влияние Базарова ослабевает. Расставаясь с приятелем, Аркадий прощает ему резкие слова и упреки. В финале повествования оказывается, что Базаров не изменил в жизни Кирсанова ничего и не сумел повлиять на мировоззрение помещика.

Экранизации

Роман «Отцы и дети» был экранизирован пять раз. Первый фильм по произведению Ивана Сергеевича Тургенева вышел на экраны в 1915 году в постановке Вячеслава Висковского. Ф. Морской впервые воплотил образ Аркадия Кирсанова на киноэкране.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова

В 1958 году в ленте Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской в этой роли испытал себя Эдуард Марцевич.

Телеспектакль 1974 года, сыгранный артистами Государственного академического Малого театра СССР, до сих пор транслируют по телевидению, знакомя публику с режиссерской работой Алексея Симонова и Алины Казьминой. На роль Аркадия Кирсанова в постановке был назначен Юрий Васильев.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)Актер Александр Ратников

Вячеслав Никифоров, постановщик кинокартины «Отцы и дети» 1983 года, пригласил юного Владимира Конкина для работы над образом Кирсанова.

Современный фильм 2008 года Авдотьи Смирновой познакомил публику с интерпретацией образа Александром Ратниковым.

Источник: https://24smi.org/person/4264-arkadii-kirsanov.html

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Образ Аркадия Кирсанова неотъемлемо воспринимается читателями в сравнении с образом Евгения Базарова. Противоположность героев позволяет ярче воспринять сильные и слабые стороны этого персонажа, узнать о привязанностях Аркадия и путях их формирования.

История жизни

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете.

Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение.

В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Дорогие читатели! В этой публикации вы можете узнать о значении собаки Му-му в жизни Герасима. Грустную повесть “Му-му”, обличающую человеческую жестокость, написал Иван Тургенев.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Аркадий не особо огорчается этим событием – он влюблен в сестру Анны – Катю и намерен жениться на девушке. Впоследствии у них рождается первенец – сын Николай.

Характеристика личности

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни».

Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время.

Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства.

«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Аркадию нравится музыка, особенно классическая, например, Моцарт. Кирсанов питает слабость к красноречию, чем особенно огорчает своего друга Евгения, который считает умение говорить красиво больше недостатком, чем достоянием.

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий не способен на ненависть или злость по отношению к другим, он с готовностью прощает окружающим любые обиды, что, по мнению Евгения, плохо, ведь именно злость и ненависть является сильными чувствами, в то время как нежность и ласка относятся к слабым.

Аркадий – робкий, не циничный и не жестокий человек. Однако нельзя утверждать, что Аркадий мягкотелый, беспринципный человек. У него хорошо развито чувство справедливости. Ради отстаивания справедливости, Аркадий готов преступить через свою робость и стеснительность. В ссорах с Евгением он не может дать ему жесткий отпор, хотя все же пытается противостоять своему «другу».

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию.

Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)

Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Исходя из того, что Кирсанов не был «настоящим» нигилистом, дружеские отношения его с Базаровым были обречены и ограничивались лишь временными рамками. Случая для размолвки долго ждать не пришлось.

Небольшая тень сомнения на предмет своей отличности от Евгения у Аркадия закрадывается еще в самом начале их пребывания в родовом поместье Кирсановых – Базаров порой слишком резко критикует Николая и Павла Кирсановых, чем неприятно поражает своего друга, ведь Аркадий питает глубокое уважение и привязанность к своему отцу и дяде. В дальнейшем к этому присоединяются ухаживания за Анной Одинцовой. Благодаря вынужденному сближению с Катей Локтевой (сестрой Анны) Аркадий осознает свою романтическую привязанность и отказывается от общения с Евгением. «Я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе» – говорит он. Таким образом, дружба Евгения и Аркадия изживает себя.

Отношения с Катей

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)

В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой.

Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей.

Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой отца Базарова в произведении И. Тургенева “Отцы и дети”.

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Аркадий и Катя обвенчались в церкви в тот же день, что и Феня с Николаем Петровичем.

Обе свадьбы проходили без особых пиршеств и празднований – это было совсем не важно для любящих людей: «Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». В результате у Аркадия и Кати рождается сын, которого назвали Николаем.

Отношения с родственниками

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Читайте также:  Анализ «слово о полку игореве» (9 класс)

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним.

Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно.

Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.

Аркадий придает существенно значение браку и семье. Он, вместе с дядей, убеждает отца в необходимости сыграть свадьбу с Феней.

Таким образом, Аркадий Кирсанов является милым и добрым молодым человеком. Он дружелюбен по своей натуре и в первую очередь пытается найти в человеке положительные качества.

Его робость, стеснительность и неуверенность в себе играет молодому человеку плохую службу.

Однако в критических ситуациях Кирсанов находит в себе силы, чтобы преодолеть эти свои недостатки, что делает этот образ еще более симпатичным.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-arkadij-kirsanov.html

Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети сочинение

Как может показаться на первый взгляд, Аркадий Кирсанов, один из главных персонажей романа «Отцы и дети» воспитываясь в любящей семье, станет достойной сменой своим родителям, ведь даже день свадьбы сына и родителей выпадает на одно и тоже число. Однако, как только читатели поближе узнают этого героя, они понимают, что Аркадий очень сильно уступает и даже проигрывает в сравнении с Николаем Петровичем.

Сам старший Кирсанов, отец Аркадия всю свою жизнь проживает исключительно по своим лишь принципам и правилам, можно сказать по своим понятиям. Так же Николаю Петровичу удается прожить свою жизнь достаточно просто, но при этом достойно.

Даже его родной брат и единственный сын не в силах повлиять на этого мягкого и аккуратного во всех отношениях человека. Его решение совершенно не возможно изменить или направить в неправильное русло.

Единственный сын, Аркадий живёт совершенно другой жизнью. Он привык с самого детства от кого-то зависит, не в силах самостоятельно принимать решения, и быть в полном ответе за них. Ему гораздо проще подражать кому-то, нежели самостоятельно проживать свою жизнь.

  • Именно поэтому, он не долго думая, в очередной раз подражая, следом за Базаровым утверждает: “Мы не признаем авторитетов”.
  • А после сказанных слов, читатели могут увидеть, как он паникует и пасует перед уверенностью и настойчивостью Анны Сергеевны.
  • К сожалению этот герой не в состоянии отвечать, за свои слова и действия, и очень быстро способен от них отказать в пользу других людей.

Но, стоит отметить, что в конце концов он решает поступить так, как подсказывает его сердце: осознав, что Одинцова не видит в нем мужчину, он незамедлительно “переключается” на другую девушку Катю, которую считает более доступной. Этим Аркадий очень сильно отличается от других героев, которые способны на настоящее и крепкое чувство.

Сочинение Характеристика и образ Кирсанова

У каждого автора существует идея написания своего романа или произведения. Вот и Тургенев решил показать сложные взаимоотношения между поколениями и написал роман « Отцы и Дети ».

Вся суть романа построена на столкновение социальных отношений между молодым и старым поколением. Ярким персонажем становиться Кирсанов Павел Петрович. Что можно скачать про этого персонажа.

Сын генерала, его мечта стать военным, так и произошло к своим 28 годам, он осуществил все свои мечты в реальность.

В качестве образования на Пажеском корпусе, дало ему возможность стать военным офицером. Он во всем шел напролом любил веселья, развлечения и женщин.

Но все пошло не так как он планировал все из-за его любви к одной очаровательной даме, которая разбила все мечты и надежды на светлое будущие.

Любовь к княгине Р, довела его то того он забросил свою службу, все время был в разъездах по загранице, и за 10 лет он стал одиноким и некому не нужным.

Что конкретно можно сказать про этого героя романа.  Павел Кирсанов – аристократ, сохранивший все аристократичные привычки на всю жизнь. Ему сложно найти общий язык с простым русским народом. Он понятия не имеет, о чем с людьми говорить. Его увлечения, хобби чтение книг на английском языке, живя за границей старается придерживаться образа иностранца во всем касаемо даже имиджа.

Аркадий Кирсанов родился в семье, где царила любовь и уважение, мальчиком он был хорошим, добрым и любящим свою семью. Он целеустремленный окончил университет, и вернувшись домой, он видит то, что родной дом и люди живущие там ленивы и недовольны своим существованием.

Ему хотелось изменить внести, что-то новое в этот круг общения, но что именно он так и не понял. Аркадий был безумно рад возвращению в родной его дом, где все родное запахи любимые и родные лица.

Пока Аркадий получал образование, его отец принял в дом девушку, которая его не просто очаровала, а и родила ему сына.

На эту новость, что у Аркадия родился брат порадовала она его, он был безумно рад за своего отца. У Аркадия Кирсанова был наставник, друг которому во всем подражал и считался с его мнением. В спорах Аркадий всегда показывал красноречие, для того чтобы его друг Базаров уважал и ценил их дружеские отношения.

На любовном фронте у Аркадия все сложилось весьма отлично. Он сперва себе нашел друга в образе молодой девушке Катерины с которой ему было легко и просто в общении. Но прошел совсем небольшой промежуток во времени и он понял, что она та самая девушка, о которой он мечтал всю жизнь.

Они поженились с Катериной, и у них родился сын.

Если рассматривать Курсановых по отдельности они отличаются друг от друга кардинально. Кирсанов зрелый все жизнь живет по своим принципам легко и достойно. Некто не мог повлиять на его решения из членов его семьи.

А Кирсанов Аркадий совсем противоположность всегда велся на поводу у своего наставника и подражал ему. Отец и сын совсем живут по-разному.

И скорее всего старшему Кирсанову хотелось чтобы его сын его был успешней чем он сам, но к сожалению такого не произошло.

Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети

Сейчас читают:

  • Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение
    Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.
  • Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка
    Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом
  • Сочинения про природу
  • Сочинение Дружба и вражда рассуждение по литературе
    Дружба является очень важной составляющей нашей жизни. Без друзей человек лишается общения, помощи и внимания. Каждый человек хочет иметь хороших и верных друзей, но не каждый умеет дружить без корыстных намерений.
  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение
    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,
  • Сочинение по картине Зима в лесу (Иней) И.И. Шишкина 2, 3 класс
    Мы редко бываем в лесу. Чаще летом, когда выезжаем отдохнуть из города на летних каникулах. Когда смотришь на картину великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу. Иней» очень хочется оказаться в этом красивом, сказочном месте.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti

Характеристика Аркадия Кирсанова

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны.

Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.

И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома.

Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения.

Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки.

Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем.

Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Информация, опубликованная на этой странице, будет полезна учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Аркадий Кирсанов».
Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/harakteristika-arkadiya-kirsanova.html

Сочинение: Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) | Литрекон

(410 слов) Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель-реалист, работал над известнейшим романом «Отцы и дети» с 1818 по 1883 год. В его произведении раскрывается проблема столкновения поколений. Образ главного героя, нигилиста Евгения Базарова, стал примером для подражания, что лишний раз доказывает Аркадий Кирсанов — друг Евгения, но не единомышленник, а попутчик до первого поворота.

Аркадий Кирсанов, принадлежащий к дворянскому сословию, воспитывался отцом Николаем Петровичем, который прикладывал большие усилия, чтобы быть не просто отцом, но и другом. Однако пришло время отправлять ребенка в большое плавание, и Аркадий поехал в столицу. Во время своего обучения в университете он познакомился с Евгением Базаровым, сыном военного врача.

Аркадий привязался к новому другу и в какой-то степени восхищался им, а его нигилистическая позиция стала важным элементом в жизни Кирсанова.

Может показаться, что он стал похожим на своего приятеля, однако Аркадий боролся с самим собой, ведь новые идеи были ему чужды: если Евгений был полностью уверен в своих нигилистических взглядах, то Кирсанов только подражал авторитету и относился к этому поверхностно. 

По своей натуре Аркадий обладает «детским» нравом: он, наивный и кроткий, любит жизнь и воспринимает её как палитру, полную ярких красок. Ему, как и множеству молодых людей, хочется казаться взрослым, в связи с чем он чувствует неловкость из-за недостатка умений взрослой жизни. Нигилизм стал для него ширмой, за которой можно было спрятать инфантилизм и отсутствие самостоятельности суждений.

Подтверждение мы находим в тексте: сначала Тургенев знакомит нас с бездеятельным Аркадием, который ничем не занимается и лениво проводит своё время. Ситуация меняется после ссоры с Базаровым и женитьбы на Кате: Кирсанов начинает интересоваться делами родового поместья и обучаться ведению хозяйства. В прошлом всё это вызывало в нём отвращение, но теперь он мечтает об агрономической деятельности.

Аркадий повторяет путь своего отца, как жизненный, так и духовный. Он предпочитает классическую музыку, в особенности Моцарта, а также достаточно силён в красноречии, что огорчает Евгения, который считает разговорный навык скорее недостатком, чем достоинством.

В любовании природой Аркадий находит особое удовольствие: он умеет замечать едва уловимые изменения и восхищаться ими. Эта черта говорит о его миролюбивом характере и чувствительности.

Герой подвержен сентиментальному поведению и даже способен прослезиться, но старается скрывать эту черту от окружающих, боясь осуждения.

Образ Аркадия Кирсанова служит не столько дублером Базарова, сколько доказательством преемственности поколений.

Сколько бы ни спорили отцы и дети, их объединяет одна кровь, и однажды сын все равно ступит на тропу, проложенную предком.

Истинно новые веяния способен сотворить лишь тот, кто оборвет эту связь и пожертвует собой, не оставив наследника. Обычные же молодые люди, воплощенные в образе Кирсанова-младшего, будут идти по проторенной дорожке.

Мария Гальчева

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-arkadiya-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/

Образ Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”

И. С. Тургенев так говорил о своем романе ” Отцы и дети “: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?..

Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.

В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия

Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же – нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили “отцы”-либералы.

Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил.

У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими “последователями и попутчиками”.

Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..”

Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков.

Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет.

“Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?”

Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он “никого не ненавидит”. Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков.

А в глазах радикала Базарова это признак слабости: “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… ” Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий “обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища”.

Читайте также:  Анализ драмы фауст гёте

Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами.

Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова.

Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше “противоположных общих мест”, исчи-тает, что “красивые речи” Аркадия просто “неприличны”.

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его “своим”, но очень скоро убедился, что это неосуществимо: “Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки”. Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия – следствие художественной одаренности его натуры – поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях.

Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией.

Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.

На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово “революция” часто заменяли словом “дело”.

Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: “…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”.

Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, – его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости.

Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее.

Объясняясь с Катей, он говорит: “Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, – вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой…

Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…” По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей “отсталости” по духу ближе Базарова.

При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он “бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз “.

Но уже вечером того же дня, “разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике”. Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов – лучший из учеников Базарова.

Другие “последователи” Евгения – Евдокия Кукшина – изображены сатирически.

Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку.

Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного.

Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно – отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой “новой” моде. Базаров относится к этим своим “последователям” презрительно.

Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.

Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники – недалекие, но послушные исполнители.

Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-arkadiya-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti/

Характеристика Аркадия Кирсанова (Отцы и дети)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал знаковым произведением своего времени.

В нем автору удалось отразить вечное противостояние двух поколений на примере нескольких семейств, а также в более глобальном смысле – противостояние молодого нигилизма и устоявшихся принципов общественной жизни России.

В романе представлена целая галерея интереснейших образов, каждый из которых важен и интересен. Образ и характеристика Аркадия Кирсанова с цитатами в романе «Отцы и дети» помогут полно раскрыть противоречивость образа главного героя.

Формирование характера Аркадия

Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.

Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.

Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.

Отец и сын

Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:

«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку». По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность: «Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:

«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы». Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.

Аркадий и Базаров

Встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком:

«…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой…». Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда: «…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…».

Любовь Аркадия Кирсанова

Аркадию не чужд романтизм его отца, поэтому душа его открыта навстречу нежным чувствам. Познакомившись с Одинцовой, он воображает себя влюбленным.

Молодой человек мучается от мыслей, что Анна Сергеевна не воспринимает его всерьез, считая молоденьким юношей. Увлекшись муками ревности, он не замечает, как сближается с сестрой Одинцовой, Катей.

Внезапно он понимает, что рядом с этой девушкой очень хорошо и интересно. Катя становится женой Кирсанова, вместе они обретают счастье.

Кирсанов являет идеальное сочетание новых взглядов с прежними традициями. Женившись и осев в Марьино, он продолжает внедрять идеи преобразования в ведение хозяйства.

Другие материалы по роману «Отцы и дети»:

  • Краткое содержание
  • Образ и характеристика Евгения Базарова
  • Образ и характеристика Ситникова
  • Образ и характеристика Анны Одинцовой
  • Образ и характеристика Фенечки
  • История создания романа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1182-harakteristika-arkadiya-kirsanova-otcy-i-deti.html

Братья Кирсановы в романе "Отцы и дети"

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы. 

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной».

В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки».

Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом».

Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине.

Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт.

Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека.

Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным.

Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р.

вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных… сил».

А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом.

Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс.

Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом.

При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая , на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды.

Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому.

В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына.

В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора.

Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии.

Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов.

Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию.

Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета».

Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н П — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны».

С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича . Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/bratja_kirsanovy_v_romane_otcy_i_deti/41-1-0-1164

Ссылка на основную публикацию