Сочинение базаров — нигилист 10 класс

  • Цели:
  • Образовательный аспект: создать условия для выявления проблемы, можно ли назвать Базарова нигилистом, не вызывает ли нигилизм Базарова сомнение у читателей.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).
  • Оборудование: презентация, фрагмент фильма «Ошибка Базарова» (4 серия) — «Смерть Базарова» Ход урока.
  1. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения (Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений).

  1. Отрицающий, противоречащий
  2. Отвергает, проверяет, испытывает
  3. Оказался в сложнейшей ситуации
  4. Нигилист

 — Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два. В ходе нашего урока вам предстоит решить каждому, действительно ли, Базаров является нигилистом, или его нигилизм вызывает сомнение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Реализация (работа с таблицей ЗХУ).
  1. Заполнение колонки «Что я знаю о герое?» — 10 мин 12 мин

 — Давайте вспомним, что мы знаем о герое произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Работа сначала самостоятельно – 3 мин. , затем в группе – записи дополняются).

 — Выделите в ваших записях главное с вашей точки зрения (заслушивание групп)

  1. Заполнение колонки «Хочу узнать». – 2 мин 4 мин.

 — Однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. Как и любая теория, нигилизм имеет сильные и слабые стороны. Поэтому при рассмотрении жизненных взглядов и принципов Базарова возникает много вопросов. Какие бы вопросы вы задали герою или автору произведения? Сформулируйте их и запишите во 2 колонку вашей таблицы.

  1. Заполнение колонки «Что нового я узнал(а)?»

 — Ребята, у вас возникло большое количество вопросов, и это замечательно. Читая внимательно данный роман, я думаю, что вы найдете ответы на многие из них. Но сегодня мы попытаемся ответить с вами вместе на один вопрос, но достаточно важный для понимания образа героя и замысла И. С. Тургенева.

  • Просмотр фрагмента из фильма «Ошибка Базарова» (4 серия) — «Смерть Базарова» — 4 мин.
  •  — Скажите, пожалуйста, от чего умирает Базаров? (ответы учащихся)
  •  — Итак, вопрос: «Гибель Базарова — это досадная случайность или же она предрешена всем ходом повествования?»

Сочинение Базаров - нигилист 10 класс

Работа с текстом. – 8 — 10 мин

Смерть Базарова… Его гибель – это досадная случайность или же она предрешена всем ходом повествования?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение помещики в мертвых душах гоголя

Оценим за полчаса!

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Почему Тургенев «умертвил» своего героя, можно определить две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова – от народа.

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров – представитель раннего революционера – разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно.

Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Трагизм увеличивается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы.

У Базарова нет положительной программы, он только отрицает. На вопросы: «А что дальше? Что делать после того, как разрушил?» — Базаров не может ответить. В этом заключается бесперспективность романа.

Это главная причина того, что Тургенев не смог наметить будущее.

 С точки зрения автора, трагизм этого героя заключается прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает: умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

Вторая причина – внутренний конфликт героя. Базаров не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Базаров побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.

Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком. С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть.

Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти.

Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Тургенев не верил, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но он принимал их нравственную силу и большое общественное значение. «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, — писал Тургенев, — если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».

(Работа сначала самостоятельно – 5 мин. , затем в группе – подчеркнуть совпавшие записи; заслушивание групп).

 — Почему Тургенев «приводит» героя к смерти?

  1. Рефлексия. – 5 мин. 8 мин

 — Всем ходом сегодняшнего урока мы пытались с вами разобраться в образе Базарова и выяснили, что на протяжении романа герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни.

Но в финале романа перед нами человек, познавший сомнения… Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость.

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Базаров оказался гораздо больше и выше убогой схемы своей теории.

А теперь давайте вернемся к теме нашего урока «Базаров — нигилист!?» Я предлагаю вам написать мини — эссе, взяв для заголовка тему урока, а какой знак препинания поставить в конце фразы, каждый из вас решает сам. Но свою точку зрения вы должны обосновать.

  1. Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса, потому что …
  2. Базаров – нигилист! В конце этой фразы я ставлю восклицательный знак, потому что …
  3. Базаров – нигилист!? В конце этой фразы я бы поставил(а) и тот, и другой знак, так как …
  1. Написание эссе.
  2. Прием «Авторский стул» (зачитать несколько эссе, желательно с разными знаками препинания в конце данной фразы)
  3. Формативное оценивание «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/bazarov-nigilist.html

Нигилист Базаров в романе “Отцы и дети” — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С.

Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего.

Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова.

В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С.

Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20105-nigilist-bazarov-v-romane-otcy-i-deti.html

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: сочинение, характеристика образа жизни в литературе

Если вам надо написать сочинение про образ Базарова, то в этой статье вы найдете цитаты, характеристику этого персонажа и других.

Базаров — главный герой романа «Отцы и дети», который написал И. С. Тургенев.

Его образ стоит наряду с другими известными литературными персонажами такими, как Обломов, а также Евгений Онегин и другие.

В этой статье вы найдете характеристику и описание образа Базарова нигилиста с цитатами для сочинения.

Сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеристика, образ жизни

Образ Евгения Базарова нигилиста

Евгений молодой человек, сторонник нигилизма — модного течения того времени. Подробнее про его образ, жизненные предпочтения, семью, читайте ниже. Вот сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» — характеристика, образ жизни:

Базаров – старший друг Кирсанова, будущий врач, что придерживается в убеждениях нигилизма. Его основные черты – острый ум, ирония, сарказм. Многие боятся его за остроту ума. Также герой может прямо выражать свою точку зрения, что далеко не всем нравится.

Персонаж реалистичен – он не восхищается красотами природы, не верит в любовь. Тем не менее, в его жизни появляется вдова Одинцова. Базаров считает, что чувства к ней – слабость и презирает себя за это.

Евгений с головой уходит в работу, чтобы найти утешение от неразделенной любви.

Почему же Базаров не герой времени, как Онегин или Печорин? Ведь он также придерживается прогрессивных и противоречивых взглядов, имеет свою точку зрения.

Все дело в том, что в ту пору нигилизм был в моде, его придерживались многие молодые люди.

Поэтому можно сказать, что Евгений Базаров не привносит ничего своего, он просто следует уже сложившейся модели поведения. Как и многие другие.

Кирсанов характеризует Базарова как человека смышленого. Видно, что приятель старше самого Аркадия. Учитывая, что Одинцовой 28 лет, то Базарову около 30-ти. Он обладает высоким ростом, носит длинный балахон с кистями. Евгений имеет бакенбарды, приятное, длинное и худое лицо, широкий лоб и заостренный нос. Ему не чужда самоуверенность.

Мать Базарова – потомственная дворянка. А вот отец – обычный врач. В Базарове чувствуется некая дерзость – и это нечто большее, чем обычный максимализм. Сложно сказать, унаследовал ли Евгений дворянство либо же он разночинец. Однако сам себя герой к дворянам не относит. Он человек принципиальный и гордый. Хоть и не богат.

Занимается естественными науками. Нигилист относится ко всему с критической точки зрения, все анализирует и не витает в облаках. Авторитетов у Базарова нет. Только он сам.
Герой ничего не принимает «на веру», ему важны доказательства и факты. В душе он бунтарь.

Тем не менее, Базаров не любит «церемониться» и прост в общении. На балах Базаров считает оставаться в стороне и не веселится. Разговорить ему достаточно сложно – возможно потому, что ему интересно общение только с теми, кто равен по интеллектуальным способностям.

Остальные кажутся скучными.

Манеры Базарова небрежны. Он несколько развязен. Базаров – самовлюбленный. Робостью не отличается. Любит подтрунивать над остальными. О чувствах Евгений не любит говорить, считает их слабостью.

Может быть надменным и презрительным. Герой не признает искусство и занимается самовоспитанием. Считает, что химик приносит больше пользы, чем поэты. К природе равнодушен. Что же касается женщин, считает, что если дама красива – умной ей быть необязательно.

Резок в своих высказываниях.

Краткая характеристика образа: 

Евгений Базаров – 30-летний, несколько надменный и самонадеянный врач. Нигилист и циник. Его выбор – анализ и логика, а не чувства и возвышенные эмоции.

Некоторые люди считают его грубоватым и надменным из-за того, что он не стесняется выражать свою точку зрения прямо. А она приятна далеко не всегда. Ведет себя герой развязно, а иногда даже вызывающе.

Но рационализатором не является, ибо нигилизм в то время был моден среди молодежи.

Читайте также:  Сочинения по творчеству мольера

Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение

Образ родителей Базарова

Конфликт отцов и детей – основная проблема произведения. Базаров не может найти точек соприкосновения с отцом и матерью. А может даже и не хочет. Вот сочинение на тему «Образ родителей Базарова» — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

Отец его был заслуженный лекарь, добился дворянского статуса своими заслугами. А вот мать Базарова была женщиной весьма доброй и суеверной. Умело вела хозяйство.

Вне зависимости от разницы рода деятельности и мать, и отец Евгения – консерваторы. Допустим, отец, Василий Иванович, достижения науки игнорирует.

Считает, что медицина должна быть традиционной.

Родители Базарова трудолюбивые. Однако, в отличие от сына, им не хватает любознательности и стремления познавать новое. Они словно погрязли в своем устаревшем мирке, который уже давно не соответствует реалиям. Тем не менее, Евгений для них – смысл жизни. Да и они дороги ему – хоть, со стороны кажется, что Базаров вовсе не любит отца и мать.

Тем не менее, с родителями он более мягок, чем с другими людьми. Открыто выразить свои чувства он смог только перед смертью, когда осознал, что бороться с консерватизмом нет смысла. Кажется, единственная слабость в Базарове – это любовь к родителям. Но поддерживая в себе нигилиста, он намеренно скрывает свои чувства.

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова

Базаров – герой прогрессивный, но неоднозначный. Он практически никого не уважает, никогда не прогибается ни перед кем и не придает значения чужому мнению. В душах читателей он оставляет неизгладимый след.

По крайней мере, им можно восхищаться либо ненавидеть, но равнодушным герой не оставляет никого.

Вот сочинение с цитатами для 10 класса про образ героя Базарова на тему «Бунтующее сердце»:

Как и Чацкий, он стремится открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, показаться глупым, не боится, что его отвергнут. По большому счету, Евгению безразлично, кто и что про него думает.

Герой – вольнодумец. Он говорит то, что считает нужным и никого не боится. Это «новый» человек, что верит в прогресс, который настанет благодаря благам науки. Что же касается искусства, он считает это бесполезным явлением в обществе. На первое место Базаров ставит разум и анализ.

Это дерзкий, надменный молодой мужчина, которому никто не указ. Тем не менее, тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение – заблуждение. Будущее не за такими людьми, они должны уходить. Вполне возможно, что в чем-то Базаров был прав. Но, увы, не во всем.

Цитаты:

  • «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
  • «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
  • «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои».
  • «Нечего мешкать. Мешкают одни дураки да умники».
  • «Вот, что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь».
  • «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно лучше зависит от меня».

После влюбленности в Одинцову, его взгляды несколько меняются. Но суть остается прежней. Базаров уверен, что любовь – это непростительная слабость.

Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика

Образ Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов – представители кардинально разных точек зрения. Вот подробная сравнительная характеристика этих образов:

Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, которые сформировались незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер – либерал, а другой – консерватор. Один – молодой человек, готовый менять мир. Второму нравится жить по привычному укладу.

Даже двигаются они по-разному. Базаров ходит быстро и уверенно, а Кирсанов – медленно. Друг Евгения по своей натуре аристократ. Он следит за своей внешностью. В молодости был любимцем женщин.

Теперь же он среднего возраста. Что же касается Базарова, это бедно одетый молодой человек с густой шевелюрой. У него худощавое лицо с выразительными глазами. Он умен и самоуверен.

Видно, что Евгений не особенно следит за своей внешностью.

Для молодого Базарова главное – движение к прогрессу путем развития научной мысли. Что же касается Кирсанова – ему главное жизненное спокойствие. Соответственно, его все устраивает. Менять он уж точно ничего не собирается.

Отличается и происхождение. Базаров – сын военного лекаря. Именно поэтому он далек от высшего общества. Что же касается Кирсанова, это офицер, дворянин. Бывать в высшем обществе для него не в новинку.

Кирсанов не интересуется наукой, он мало эрудирован. А вот Базаров, напротив, несмотря на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни.

Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще спят. Порой он даже забывает поесть. Если Базаров попадает за стол, то ест много и много пьет.

 А вот Кирсанов ценит комфорт и годами принимает пищу в одно и то же время. Он любит нежиться в постели, встает поздно.

Что же касается взглядов на семью, Павел Петрович после смерти любимой женщины хранит ей верность. Ведь он однолюб. А Базаров вообще отношения с женщинами ни во что не ставит, он цинично говорит о любви.

Хоть впоследствии и обретает ее. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверие. Но сочувствует простому люду. Считает, что все равны.

А вот Кирсанов жалеет крестьян для вида, а при встрече с ними ему мерзко, он морщится и не разговаривает с ними.

Подобных Базаровых и Кирсановых можно и ныне наблюдать в современном обществе.

«Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования: сочинение

Трагизм образа Базарова

Образ Евгения трагический. В чем это проявляется и почему, описано ниже. Вот сочинение на тему «Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования:

Образ Базарова можно считать трагическим, поскольку герой так и не успел реализовать свой выдающийся потенциал. Он имел много идей и видел пути развития общества, но на практике ничего не применил. Герой считал, что такие разночинцы, как он, должны стать основой общества, что не должно быть бедных и богатых. В своей борьбе Евгений категоричен и активен.

Он повергает семейство Кирсановых в шок, когда они понимают кто приятель Аркаши. Его друг (то есть Базаров) – нигилист, что не имеет авторитетов и подвергает все анализу.

Ему не важен опыт предыдущих поколений, он считает все дурным и неправильным. Аристократы для него – не приспособлены к жизни и не полезны для общества (равно, как и творческие люди). Для Базарова – главное наука.

Даже чувства для героя – пустое место.

Однако трагизм еще заключается и в том, что Евгений забывает о созидательной цели своего существования. Борясь с несовершенствами общества, он несет разрушение. А конкретно: опровергая все на свете, он не выдвигает своих стратегий развития общества, не делает ничего, чтобы изменить его к лучшему.

Получается, «ломать – не строить». Все раскритиковать и не сделать нового взамен – куда проще, чем наглядно показать, как сделать общество лучше. Он хочет освободить жизнь от аристократических накоплений, поскольку народу не нужно. Но Евгений не считает, что его поколение рождено созидать.

А что будет, если на месте старого не построить ничего нового? Останутся только руины. Даже если такие люди, как Кирсанов живут неправильной жизнью и вредны для общества, Базарову следовало продумать стратегию развития страны и общества и прилагать усилия, обзавестись единомышленниками. Тогда держава зажила бы лучше.

Евгений считал, что «расплачиваться» за его «социальные руины» будут дети и внуки – пусть они строят новое государство и новое общество. Что еще раз говорит о том, что его идеи – демагогия.

Так же, как герой не готов к серьезным отношениям с женщинами, так он не готов и к изменению системы, что царит в стране. Бунт в его душе, безусловно присутствует. Но это протест ради протеста.

И «логичный» и «критичный» Базаров сам себе противоречит, поскольку он только разрушает, а взамен ничего не предлагает.

Точно также думает и Тургенев. Он намеренно подвергает Базарова испытаниям, пытаясь развенчать его самонадеянность и сменить точку зрения. Кстати, тот факт, что умирая, Евгений признает свою неправоту, говорит сам за себя.

Писарев «Базаров» — образ Базарова: когда написана статья, о чем?

Писарев «Базаров» — образ Базарова

Для Писарева «базаровщина» — не правильный подход, а болезнь. Болезнь и заблуждение целого поколения. Молодой доктор самонадеян.

Он сеет налево и направо нигилистические идеи, не имеет авторитетов, ломает, не стараясь при этом построить новое и лучшее.

Вот что писал Писарев про образ Базарова в статье «Базаров» — о чем и когда она написана:

Общество понимает, что стратегия Евгения неверная. Быть может, поэтому у Базарова нет единомышленников, и даже женщины не обращают на него внимания? Да, сила Базарова в его уверенности в себе и верности идеалам (каким бы то ни было). Но жить совершенно без принципов и авторитетов невозможно.

Автор уважает тот факт, что перед смертью, Базаров признал свою неправоту и отказался от нигилизма. Писарев говорит, что умереть как Базаров – значит, совершить подвиг. Именно поэтому он прощает герою все несовершенства.

Тургенева Писарев считает эстетом, поэтому уверен, что Базаров ему антипатичен. Однако Евгений – неплохой молодой человек. Просто он, как и многие люди своего возраста, впадал в крайности. Если бы он этого не делал, а просто был практикующим медиком — то, вполне вероятно, считался бы полезным в обществе человеком.

Что же касается Аркадия, то это просто подражатель идей Базарова. Он пытается стать нигилистом, поскольку это модно. Писарев намекает и на то, что Кирсанов – не противоположность Базарова, а родная душа. Несмотря на разницу в сословии и идеях, они оба эмпирики и скептики.

Образ Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение, кратко

Образ Базарова и Одинцовой

Образ Одинцовой очень интересный и прослеживается на протяжении всего произведения. Вот краткое сочинение про образ Одинцовой и Базарова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

Анна Сергеевна Одинцова прожила непростую жизнь. Отец был азартным человеком и проигрывал все в карты. Поэтому ей пришлось рано повзрослеть, и начать заботиться о семье.

После она вышла замуж по расчету. Муж был богатым мошенником. Тем не менее, он ее очень любил. Однако взаимности не получил.

После смерти супруга, Одинцова наконец почувствовала себя свободной женщиной.

Она холодна и рассудительна. Существование Одинцовой скорее размеренное, чем бурное. Она облагораживает поместье, никого вокруг не замечая. Базаров видит в ней человека душевно близкого, но она отвергает его.

Несмотря на то, что Одинцова и Базаров одного возраста, она выглядит и мыслит намного старше. Мало того, героиня апатична. Она считает, что уже погубила свою жизнь и поздно что-то менять. К слову, в конце творения она вновь выходит замуж по расчету. Анализируя образ, невольно возникает вопрос: «А может сама Одинцова виновата в тот, что ее жизнь погублена?».

Видео: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-bazarova-v-romane-otcy-i-deti-sochinenie-harakteristika-obraza-zhizni-v-literature

Сочинение на тему “Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева “Отцы и деты”)

Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев».

Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает.

Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм».

Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того.

«Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… – В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем».

Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию.

Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

Читайте также:  Анализ произведения «фауст» гете (9 класс)

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью».

Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё.

Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью».

Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его».

В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-nigilizm-bazarova-po-romanu-i-a-turgeneva-otczy-i-dety/

Уроки 7–8 . Базаров – нигилист

  • Уроки 7–8 . Базаров – нигилист
  • Цели уроков: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  • Ход урока
  • I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

Нигилизм — это…

  1. — (от лат, nihil — «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  2. — «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)
  3. — «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин… приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков)

2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

3. Вывод и ответ на вопрос:

— Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

  • II. Работа по тексту романа
  • Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.
  • — Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий.

Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист — это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного.

Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».

Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

— Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям.

Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь…», — т. е.

во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

Комментарий учителя.

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму.

Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

— С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

— Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви… с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях… придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички…

все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах… Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное.

Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики».

На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

— Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» — героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями — демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)

III. Слово учителя

Базаров — умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме… но где нет главного — «дела».

Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее.

В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

— Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым.

Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели —отрицания старого жизнеустройства — и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них — способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости.

Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

— Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е.

что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего.

Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек — загадка».)

— В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы.

Прежде такая знакомая и полезная («Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет…»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

  1. — Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?
  2. (Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)
  3. — Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» — раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)

V. Итог урока

Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова — «горькая, терпкая, бобылья жизнь» — это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным.

Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной.

Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?

Источник: https://multiurok.ru/files/uroki-7-8-bazarov-nighilist.html

Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом — Сочинение

Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»,— так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров — «лицо трагическое». И действительно, Базаров у Тургенева «реф­лектирующий нигилист».

Свои взгляды Базаров раскрывает во время споров с Пав­лом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, обществен­ный строй, принципы.

При этом Базаров считает, что ниги­лизм — это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии.

Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: «Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает «ерун­дой», потребность мечтать — «блажью».

Нигилизм героя про­является и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник».

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины.

Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник всякого рода романтики.

Другой — страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гор­дость» .

Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов. Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,— поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание.

Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры.

В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций.

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига.

Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека. Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше «уездных аристократов», выше Одинцовой.

Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Стра­ницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчет­ливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызван­ные его гибелью.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями». «Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», — от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева — «рефлек­тирующий нигилист». Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры — Онегин, Печорин, Раскольников.

Здесь искали:

  • почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом
  • почему базаров нигилист
  • рефлектирующий нигилист

Источник: https://sochineniye.ru/pochemu-bazarova-mozhno-nazvat-reflektiruyushhim-nigilistom/

Ссылка на основную публикацию