Сочинение бэла в романе герой нашего времени (образ и характеристика) лермонтова

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) ЛермонтоваСочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» является одним из самых трогательных и трагичных в русской литературе. Эта юная черкешенка благодаря Лермонтову стала символом чистоты и преданности. Интересно, что само имя Бэла, придуманное автором, впоследствии широко распространилось на Кавказе. Сама страна с ее природными данными, снежными вершинами гор, нравами и бытом местного населения всегда являлась лакомым кусочком для поэтов и писателей. В этом смысле Михаил Юрьевич не стал исключением.

Характеристика и образ Бэлы

Образ Бэлы во многом противостоит Печорину. Она искренна, красива, горда, наивна и свободолюбива. Она не искусна в любви, но факт, что она влюбилась в молодого офицера, говорит о ее незаурядном уме. Ведь черкесов Лермонтов изображает страстными, горячими, грубыми, а Печорин внешне более, чем хорош собой.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

В главе «Максим Максимыч» автор подробно описывает портрет героя, его тонкие руки, статную, тонкую фигуру, нервный нрав, который прельщает женщин.

Он страстен, его недюжинный ум и интуиция (об этом можно судить по главе «Фаталист») помогают «раскусить» неопытную черкешенку, дав ей полную свободу.

Бэла цельная натура, по сути она счастливый человек, которому пришлось испытать настоящую жертвенную любовь, которая не всем дается.

Встреча Бэлы с Печориным произошла на свадьбе старшей сестры. Несмотря на скромность, по местному обычаю незамужняя девушка должна была спеть небольшой комплимент тому юноше, который ей понравится. Бэла выбрала русского офицера. Это был храбрый поступок с ее стороны, ведь он был чужаком. По сути девушка первая протянула руку навстречу своей судьбе.

Семья

О семье Бэлы Лермонтов дает краткую характеристику. Она дочь местного князя, то есть достаточно обеспечена и получила то воспитание, которое и полагалась девушке в ее положении. Ей не приходится зарабатывать себе тяжелым и грязным трудом. За шестнадцать лет она научилась всему тому, что должна была уметь княжеская дочь. 

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

«Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» — говорит ее младший брат, и это действительно так.

Анализ главы показывает, что княжеская семья была небольшая: отец, две дочери и сын. Мать видимо рано ушла из жизни.

Сам князь был кунаком, то есть другом Максим Максимыча, а это означало, что они должны были поддерживать добрые, приятельские отношения.

Бэла принадлежала к гордому, горному самобытному народу, которого автор охарактеризовал словами: «разбойники, голыши, зато отчаянные башки». Ведь они действительно храбро защищали свои земли от врагов, в лице русского воинства. 

По вероисповеданию черкесы были мусульманами, и этот факт огорчал героиню. Будучи воспитанной в своей среде, она не захотела стать христианкой, хотя понимала, что в той жизни больше не встретится с Печориным. В этом проявилась ее преданность своему народу.

Внешность

В повести «Бэла» описание главной героини занимает немалое место.

Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу.

Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Впервые увидев девушку на свадьбе, Печорин был поражен ее внешностью, кротким нравом и скромностью.

Этот светский лев, после истории с княжной Мэри и Грушницким, был направлен в «горячую точку», в место, где постоянно велась скрытая война местного населения с «захватчиками».

И даже в таком месте Григорий не мог не потешить собственное самолюбие, влюбив в себя молодую, как он сам называл Бэлу, дикарку.

Характер

Первое, на что обращает автор внимание читателей — это гордый и независимый характер молодой черкешенки. После того, как Печорин узнал про страсть брата девушки: во чтобы то ни стало завладеть конем Казбича, он разработал и воплотил в жизнь план похищения Бэлы.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Будучи в плену, она не забывала, что является княжеской дочерью и никто не смел посягать на ее свободу, даже такой симпатичный похититель. Главный персонаж первой главы романа «Герой нашего времени» каждый по своему упрям, независим, свободолюбив. 

Но, в отличие от Печорина, Бэла искренна, верна и преданна как любимому человеку, так и своему народу. Гибель девушки является кульминационным моментом в главе.

Печорин и Бэла

История любви Печорина и Бэлы ярко характеризует такое понятие как «любовь», которая может быть недолговечной, но прекрасной, гордой и страстной. Печорин в этой главе показывает себя храбрым, наблюдательным, искусным в бое. В нем тлеет надежда, что благодаря горной нимфе от него отойдет тоска.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Действительно, пока девушка была непокорна, он добивался ее всяческими способами. Ему нравилось быть завоевателем, хотелось покорить черкешенку. Однако, добившись своего, Григорий Печорин быстро охладевает.

Этот несчастный человек, больше других страдающий от собственного равнодушия, отдает себе отчет, что не способен глубоко переживать. Даже такая удивительная девушка как Бэла не смогла вылечить его от хандры.

В итоге гибель молодой черкешенки ложится тяжким бременем на душу еще юного человека, испорченную светом.

Как сложилась судьба героини Лермонтова

Судьба молодой и трепетной черкесской княжны сложилась на первый взгляд трагично.

Бедную героиню жаль за ту недолгую жизнь, что была ей предначертана, но при этом этот небольшой период становится самым счастливым в судьбе Бэлы.

Ведь не зря на смертном одре она говорит только о Печорине и совсем немного об отце и брате, полностью забыв о Максим Максимыче, к которому относилась нежно, как к отцу.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Взаимоотношения молодых героев вошли в тупик благодаря Григорию, а не Бэле, поэтому ее гибель Максим Максимыч видит как лучший выход из положения, так как гордая девушка рано или поздно погибла бы, не смирившись с судьбой нелюбимой жены.

Заключение

Михаил Юрьевич Лермонтов обладал тонким знанием человеческой души. Произведение «Герой нашего времени» — это попытка показать современника, много лет ищущего идеальный образ в каждой личности. Печорин совершал поступки, на которые не каждый решится за всю жизнь.

Он украл самую красивую и гордую девушку в ауле, не побоялся головореза Казбича, смеялся над жадностью и страстью Азамата, любил, как мог Бэлу, при этом оставаясь глубоко несчастным и, как он сам чувствовал, лишним человеком в обществе. Краткий эпизод, где он размышляет о любви, показывает все особенности этой незаурядной личности. Для него любовь дикарки так же неинтересна, как и любовь знатной барыни.

Если б он был верующим человеком, то пошел бы в монастырь, где есть ответы на все вопросы и терзания незрелой души. Чувствуя скорую гибель, Печорин едет в Персию, где хочет побыстрей уйти из этой жизни, чтобы не страдать от пустоты, которая гнетёт его изнутри.

Источник: https://nauka.club/literatura/obraz-bely-v-romane-geroy-nashego-vremeni.html

Женский образ в романе "Герой нашего времени". Главные герои романа :

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера («Бэла» и «Максим Максимыч») и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова Но порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Автор специально нарушает последовательность событий в описании биографии Григория Александровича. Это помогает писателю привлечь внимание читателей к герою, к его личности и судьбе. Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине — узнаем о его смерти, а затем он сам рассказывает свою историю. Это придает роману особую интригу, романтичность и глубокий психологизм, и помогает всесторонне и полностью раскрыть личность главного героя.

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция — всё это придает роману самобытность.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Но, самое главное в романе — это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин — главный герой произведения. Он — человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины — это самая сильная страсть героя, он честно признается, что » кроме их на свете ничего не любил».

Женщины, которые привлекают его, — молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти — умение любить верно, преданно, самозабвенно.

Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни.

Каждый женский образ , представленный в романе, — это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Бэла

Первой на страницах романа «Герой нашего времени» появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) ЛермонтоваХотя Бэла очень юна и неопытна, завоевать её сердце непросто: ни подарки, ни красивые слова не помогают Печорину. Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову. Полюбив героя, девушка всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей натуры:верность, преданность, чуткость.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость.

Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом.

Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому — она переживает , что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков.

Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная — воплощенная женственность! Бэла — самый трагический женский образ в романе «Герой нашего времени».

Вера

Следующий женский образ в романе «Герой нашего времени»- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера — единственная женщина в «Герое нашего времени», которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) ЛермонтоваОна покорилась своей судьбе и продолжает любить его вопреки голосу разуму, который подсказывает ей ненавидеть источник страданий. Как говорит сама героиня, её любовь «срослась» с её душой, «потемнела, но не угасла». Она страдает, скрывает свою страсть от мужа, мучается ревностью. Вся глубина и сила её чувства наиболее полно раскрывается в её последнем письме, письме — прощании, письме — исповеди. Она понимает, что больше никогда не увидит возлюбленного и просит героя всегда помнить её, не любить, а только помнить. Но ревность не дает покоя сердцу Веры, в последних строчках письма она умоляет Печорина не жениться на Мери.

Читайте также:  Сочинение на тему книга - источник знаний

Княжна Мери

Мери Лиговская — молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки.

Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства.

Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) ЛермонтоваМери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в «Герое нашего времени» — девушка-контрабандистка. Ундина — так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление? Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии. Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь. В её душе уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.

Источник: https://www.syl.ru/article/354529/jenskiy-obraz-v-romane-geroy-nashego-vremeni-glavnyie-geroi-romana

Характеристика и образ Бэлы в романе Герой нашего времени сочинение

Бэла — героиня произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этому персонажу посвящена одноименная глава.

Бэла — высокая девушка с длинными чёрными косами и хитрыми чёрными глазами. Она — гордая и независимая дочь местного князя. Красивая девушка всегда пользовалась вниманием у мужчин, но никто не мог овладеть ею. Гордая красавица отказывала любому, кто просил у неё руки и сердца. Именно ее неприступность привлекла Печорина. Хитростью он крадёт девушку.

Несмотря на то, что главный герой нравился Бэле, свободолюбивая героиня не захотела покориться похитителю. Никакие подарки от Печорина, будь то красивые платья или шикарные драгоценности, не могли заменить юной красавице независимость.

Использовав все средства, которые подействовали бы на любую, даже самую гордую, светскую красавицу, Печорин освобождает девушку. Но как только Бэла получила свободу, она добровольно стала жить с возлюбленным. Верность любимому мужчине — важная черта характера героини.

Она до конца своих дней не предала и не изменила ему. Охлаждение Печорина стало для девушки ударом. Она хуже себя чувствовала, терзала себя, но не могла уйти от возлюбленного. Бела хотела лично убедиться, что не нужна молодому человеку.

Даже когда юная красавица умирала, её желанием был поцелуй возлюбленного.

Суровое национальное воспитание родителей сильно сказалось на девушке. Бела не умела лгать, кокетничать и притворятся. Она говорила искренне. Красавица не привыкла скрывать своих чувств. Если героиню что-то тревожило, она спрашивала об этом вслух. Все свои желания, будь то любовь Печорина, свобода или прощальный поцелуй, Бэла тоже не скрывала.

К сожалению, красавица стала жертвой Печорина. Девушка перестала интересовать главного героя тогда, когда покорилась ему.

Характеристика и образ Бэлы

Григорий Печорин  безумно влюбился в Беллу,  дочь князя.  Он выкрал молоденькую девушку у отца и спрятал в крепости. Поспособствовал краже брат  черкешенки. Белла была пугливая, как серна. Несколько дней  девушка сидела, забившись в угол.

Она с ужасом вспоминала, как ей связали руки и ноги, а потом долго везли на коне.  Белла избегала Печорина, ничего не брала из его рук, хотя капитан считал, что  пленница должна быть ему благодарна.  Привыкала  к новому  окружению Белла очень долго.

Коротала время, напевая грустные песни. Эта худенькая шестнадцатилетняя девушка тяжело пережила разлуку, ведь она очень любила отца и свой дом, хотя и симпатизировала Григорию Александровичу.

Также она дорожила свободой, поэтому статус пленницы стал страшным наказанием и отложил свой отпечаток на поведение Беллы.

Постепенно девушка  начинает доверять Печорину, а со временем доверие перерастает в нежность и обоюдную влюбленность. Печорин покупал дорогую одежду и украшения, преподносил изысканные блюда.  Девушка расцвела, похорошела, глаза  заблестели – она начала радоваться жизни. Белла была полностью поглощена Печориным.

Связь с родными была полностью потеряна  после трагической смерти отца. Крепость стала для Беллы настоящим домом, а её семьёй  стал офицер.  Черкешенка обвыклась и уже не придерживалась тех строгих правил, что были свойственны её национальности.

Однако девушка всё равно очень страдала от того, что не была официальной женой офицера.

Будущее Беллы было неопределённым.  Она понимала, что в любой момент он мог её оставить, поэтому отъезды Печорина черкешенка переносила тяжело, страдала и плакала. Даже выезд Печорина на несколько часов на охоту становился настоящей трагедией для молодой девушки.

Офицер начинает разочаровываться, ему приелось внимание и забота Беллы. Он стал меньше обращать внимание на девушку,   редко её обнимал и говорил нежные слова.

  Это отношение положило отпечаток на внешность черкешенки: та еще больше похудела, глаза стали светится страданием и болью, Белла стала молчалива и замкнута. Она понимала, что надоела Печорину. Смысл земной жизни был утерян. Она всё больше начинает думать о смерти.

Её мысли стали материальными: Белла смертельно ранена Казбичем. Даже в последние часы  своей жизни она думает только о любимом. Жалеет девушка лишь о том, что она не одной веры с Печориным и не сможет быть с ним рядом на том свете.

Для Печорина Белла была жертвой: пока та была неприступна  — офицеру интересно, но как  только девушка полностью растворяется в любимом, она сразу же переходит для мужчины на второй план.

Если  для Григория Александровича отношения с Беллой были игрой, то черкеска отнеслась к ним с полной серьёзностью. Она не умела лукавить, а всегда была честна с возлюбленным. Не думала о материальных благах, а мечтала о единении душ с Печориным. Никогда не упрекала и не жаловалась, а покорно терпела холодность и отрешённость офицера, когда ему надоела.

Белла не заслужила такого обращения с собой. Они могли бы быть прекрасной парой, если бы Печорин не был таким эгоистом. Смерть Беллы станет постоянным упрёком и тяжёлым испытанием за его безнравственное поведение.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова Характеристика и образ Бэлы

Сейчас читают:

  • Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова сочинение
    К вопросу о том в коком жанре написана пьеса «Вишневый сад», обращались неоднократно, так как огромное количество приверженцев творчества этого удивительного писателя считают, что она чисто драматическая, но есть мнения, которые склоняются
  • Сочинение на тему Если бы я был президентом
    Если бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?
  • Сочинение Человек-амфибия — отзыв о книге
    История, которая описана в этом удивительном, фантастическом романе, вызывает у читателя небывалый восторг, так как все происходящее, очень похоже на нашу жизнь. Этот роман, по праву можно считать шедевром фантастического стиля
  • Сочинение по картине Максимова Все в прошлом 6 класс
    Картина «Всё в прошлом» была создана Василием Максимовичем Максимовым, талантливым художником, в 1889 году. Он изобразил дворянскую усадьбу тех времён в плохом состоянии и двух её представительниц – обанкротившаяся помещица и её прислуга.
  • Сочинение по картине Верещагина Смертельно раненый
    Василий Васильевич Верещагин — это известнейший российский художник, который писал свои картины в военной тематике. Своими работами он показывал борьбу против бесчеловечности. Он всегда показывал настоящую картину военных действий,
  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир (5 класс)
    Картину русского художника А. Семенова «Как прекрасен этот мир» можно считать одним из самых выдающихся его произведений. Оно интересно простотой сюжета, и в то же время, глубоким смыслом, в ней заключённым – в том что жизнь прекрасна

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-bely-v-romane-geroj-nashego-vremeni

Герой нашего времени — женские образы в романе Лермонтова

Содержание

  • 1 Вера
  • 2 Княжна Мери
  • 3 Белла
  • 4 Девушка из Тамани

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Вера

Вера была первой юношеской любовью Печорина. Но она, пообещав ждать его, вышла замуж. По признанию Печорина, Вера была «с характером», то есть, сильной женщиной. В романе автор дает понять, что Печорин и Вера встретились в Пятигорске, как старые знакомые. Правда, когда-то они «расстались врагами».

Отношения между Печориным и Верой складываются довольно странные. Она, как запуганный зверек, боится подпустить к себе Печорина, потому что печется о мнении общества, хочет сохранить доброе отношение к себе мужа. И в то же время она ревнует Григория Александровича в княжне, требует его любви и верности.

Вера настояла на том, чтобы Печорин сблизился с семейством Лиговских, объяснив, что только там она может встречаться ним, не уронив своего достоинства. Одной из причин того, что Печорин стал заигрывать с Мери, было стремление вызвать ревность Веры. Он надеялся, что тогда Вера найдет возможность встретиться с ним наедине.

Изменив мужу, Вера не смогла скрыть этого от своего мужа. Произошел скандал, и муж предпочел увезти ее подальше от соперника, чтобы случившееся не стало достоянием общественности.

Княжна Мери

Мери – еще одна героиня этой главы. Она была хорошенькая, стройная, с бархатными глазами. Под наблюдением своей матери она одевалась изысканно, со вкусом.

Избалованная мужским вниманием девочка держала себя заносчиво и, порой, несносно. Тем интереснее она была как объект для манипуляций. Печорину нравилось манипулировать людьми, вынуждать их делать то, что хочет он, возбуждать в них чувство любви или ненависти. Несмотря на молодость, он был неплохим психологом.

Обратить на внимание на княжну его вынудил Грушницкий. Этот юнкер раздражал Печорина своим франтовством, тем, что считал Мери чуть ли не собственностью. В отношениях с Мери Печорин выбрал тактику: «от любви до ненависти». Он всячески демонстрировал Мери свое полнейшее к ней равнодушие. Не искал знакомства с нею. Избалованная девочка злилась, и готова была возненавидеть его.

Однажды на балу Печорин защитил ее от приставания грубого пьяного капитана. Княжна Мери стала смотреть на Печорина благосклоннее, а мать Мери, княгиня Лиговская пригласила его в дом. Как и предполагал Печорин, княжна утратила интерес к Грушницкому, как только он пришел в юнкерском мундире. Героем ее романа стал Григорий Печорин.

Белла

Белла – черкешенка. Она – первая героиня, с которой читатель знакомится в романе. Очаровательная шестнадцатилетняя девочка, любимица своего отца, мирного князя. Она была высокая, стройная, но особенно обворожительными были ее глаза. Черные, они словно в душу заглядывали.

Белла сразу полюбила Печорина, как только увидела его. Но когда родной брат похитил ее и привез в крепость, она долго дичилась и не подпускала к себе Печорина.

И тем интереснее ему было завоевать ее любовь. Правда, Печорину она быстро успела наскучить. Он стал уезжать из крепости на охоту. А она скучала и плакала.

Белла погибла от руки Казбича, у которого Печорин выкрал коня, чтобы обменять его на Беллу.

Ради собственной прихоти Печорин сломал жизнь целой семьи. Казбич из мести убил отца Беллы, полагая что тот повинен в хищении его любимого коня. Сама Белла тоже погибла. Но если бы она осталась жить, то, скорее всего, Печорин оставил бы ее, и она сама рассталась бы с жизнью, чтобы избежать позора.

Читайте также:  Сочинение на тему левша - народный герой 6 класс

Девушка из Тамани

У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. Девушка была похожа на русалку. Она была стремительная, энергичная, постоянно что-то пела. Ей было лет восемнадцать.

Она была связана с контрабандистами, и опасалась, что Печорину стало что-то известно об их контрабандистской жизни. Ундина выманила Печорина на берег. Она хотела утопить Григория Александровича, чтобы тот не донес властям о контрабандистах. Но не рассчитала своих девичьих сил. Печорин разгадал ее замысел, и сам сбросил ее в воду.

Выросшая на море девушка и плавала, как русалка. Она самостоятельно выплыла на берег. Печорин кое- как поломанным веслом догреб до берега.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/geroj-nashego-vremeni-zhenskie-obrazy-v-romane-lermontova

Взаимоотношения Печорина и Бэлы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Сочинения на все темы

Взаимоотношения Григория Печорина и Бэлы в романе М.

Ю Лермонтова «Герой нашего времени» являются основой одного из ключевых эпизодов,на примере которого можно лучше понять характер главного героя,человека,который находится в конфликте с внутренним миром и потому является эгоистичным,несколько отчуждённым и не считается с чувствами и желаниями других людей.Чтобы понять,как качества и характеристики личности Печорина проявляются в его взаимоотношениях с Бэлой,рассмотрим и проанализируем данный эпизод романа.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

События берут начало от встречи Печорина с Бэлой в доме её отца, местного черкесского князя.

В тот вечер Бэла произвела настолько сильное впечатление на Печорина,что тот,спустя некоторое время,несмотря на то,что видел девушку лишь раз,решил украсть ее из родного дома,заключив сделку с ее братом.

Это обстоятельство лучшим образом показывает,что Печорина не так заботит судьба или желание девушки, сколько удовлетворение собственного тщеславия. По самого Григория,«дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа».

Печорин был заинтересован в девушке,ему нравилось осознавать,что она как бы принадлежит ему.Движимый мимолетным интересом,он пытался добиться признания черкешенки дорогими подарками и громкими речами о любви к ней,которые,к сожалению,были лишены искренности.

Первое время Бэла хранила молчание,не отвечала Григорию взаимностью,но он,будучи довольно хорошим психологом,решил инсценировать свой отъезд,якобы связанный с равнодушием девушки к нему,что заставило Бэлу под неким давлением признаться Печорину в чувствах.

Получив желаемое – любовь дикой черкешки – Печорин постепенно теряет к ней интерес. Главный герой начинает появляться дома все реже , меньше времени уделяет возлюбленной. Для Бэлы это оказалось страшным ударом,ведь девушка искренне полюбила Григория.

Она постепенно увядала,теряла смысл жизни и не воспринимала всерьёз предупреждения об опасности,которая послужила для неё роковым фактором.До конца своих дней Бэла была верна любви к Печорину,хотя он ничего кроме некой привязанности к девушке не испытывал.

Таким образом,мы видим,что для Печорина эта история — сиюминутное увлечение, маленький эпизод в биографии, вершина, которая вскоре после покорения перестала его интересовать.Эгоизм и незаинтересованность в чувствах других,которыми обладает Печорин,смогли сломать судьбы не только Бэлы,но и многих героев,которые были свидетелями событий того эпизода жизни главного героя.

  Ни 

Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ⭐ ️⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️

Источник: https://sochineniena5.ru/2019/09/06/geroy-nashego-vremeni-lermontov/

Образ Бэлы в романе Лермонтова “Герой нашего времени”

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова. “Герой нашего времени” – золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения – юная черкешенка по имени Бэла, воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является

происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имен.

Через все произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину.

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа.

Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу.

В этих глазах отражались все перемены настроения ее души: очи то сверкали, как два черных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала.

Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она – нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых ее обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе ее старшей сестры, будучи приглашенным туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью.

У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего – то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения – чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца.

Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям.

Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными.

Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для нее, ибо сознает, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-bely-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе».

Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина.

Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры.

Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз».

Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза.

Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной.

Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе.

Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать.

Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого.

Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась.

Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем.

Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой.

Читайте также:  Сочинение феклуша в пьесе гроза (образ и характеристика)

Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй».

На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/harakteristika-bely.html

Характеристика Бэлы (Герой нашего времени)

Печорин на протяжении всего произведения сталкивается с разными людьми. Для них его появление в их жизни не проходит бесследно. Он приносит одни страдания и разочарования. Несчастный сам делает несчастными других.

Образ и характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени» помогут лучше раскрыть образ и характер самого Печорина. Бэла стала очередной жертвой его психологических комбинаций в играх с людьми.

Юная и наивная девушка не могла предугадать последствия связи с сердцеедом, за что и поплатилась.

Бэла дочь князя. Один из центральных персонажей романа.

Семья

Семья Бэлы старшая сестра, отец и брат. Матери у девушки не было.

Внешность

Девушка азиатской внешности. Совсем юная. На вид ей давали не более 16 лет. Высокого роста. Стройная. Хороша собой. Длинные черные волосы.

«…Глаза черные, как у горной серны…». Сверкали, словно два уголька, прожигая насквозь, до глубины души. Она обращала на себя внимание скромностью и непохожестью на других. По национальности черкешенка. Мусульманка по вере.

Характер. Особенности

Бэла свободолюбива, горда и независима. Она не могла жить в неволе, трепеща, как птица в клетке, задыхаясь без свежего воздуха и с подрезанными крыльями. Печорин не сразу понял причину странного поведения по отношению к нему.

Он видел, что нравится ей, но Бэла оставалась холодна и неприступна. Она боялась потерять свободу и не хотела этого. Устав терпеть ее выходки, Печорин решил отпустить красавицу на волю.

Получив долгожданную свободу, Бэла передумала покидать крепость, решив остаться.

Бэла могла не только грустить и печалиться. Она умела веселиться, петь и отплясывать так лихо, что пятки сверкали.

«…А уж как плясала! Видал я наших губернских барышень…только куда им! Совсем не то…» На досуге девушка занималась рукоделием. Любила вышивать, когда выпадала свободная минута.

Любовь в жизни Бэлы

В любви женщины, как Бэла раскрываются полностью, показывая глубину и искренность чувств. В отношениях с Печориным проявились лучшие стороны ее характера и души. Страстная, верная, внимательная к партнеру, чуткая, преданная. Мечта любого мужчины. Для Бэлы других не существовало. Любовь к Печорину одна и до конца жизни. Она не играла с ним, в отличие от него.

Когда Григорий охладел, сердце Бэлы сжалось в комок. Исчез привычный блеск в глазах. Девушка осунулась, потускнела. Словно из нее выжали все соки. Понимая, что Печорин перестал нуждаться в ней, Бэла принимает ситуацию как данность.

Страдая, не высказала слов упрека, не предъявила обвинений, не осуждала любимого. Она была создана для любви. Без любви ей жизни не было.

Последний аккорд

Бэла, сама не ведая приблизила смерть. Выйдя за пределы крепости, была похищена разбойником Казбичем. От раны, нанесенной им, девушка умерла, промучившись несколько суток.

В смертельном бреду Бэла не переставала повторять имя Печорина, признаваясь в любви. Единственное, что волновало умирающую перед уходом в мир иной невозможность быть с любимым на небесах. Разные религии мешали.

Уходя просила об одном, чтобы помнил и не забывал.

Печорин понимал причастность к смерти девушки. Жизнь несчастной могла сложиться по-другому не пойди он на поводу низменных желаний. В глубине души Печорин переживал случившуюся трагедию, стараясь не показывать виду. Разлюбив ее, Печорин не потерял уважения к Бэле. Она единственная женщина в его жизни, любившая по-настоящему. Отдававшая себя целиком, без остатка.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

  • Краткое содержание
  • Анализ главы «Бэла»
  • Анализ главы «Максим Максимыч»
  • Анализ главы «Тамань»
  • Анализ главы «Княжна Мэри»
  • Анализ главы «Фаталист»
  • Статья Белинского о романе (кратко)
  • Цитаты из романа
  • История создания
  • В чем противоречивость характера Печорина?
  • Образ и характеристика Печорина
  • Образ и характеристика Максима Максимыча
  • Образ и характеристика Грушницкого
  • Образ и характеристика Веры
  • Образ и характеристика Бэлы
  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • Взаимоотношения Печорина и Мэри
  • Женские образы в романе

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1357-harakteristika-bely-geroy-nashego-vremeni.html

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Бэла
  • Ундина
  • Княжна Мэри
  • Вера
  • Заключение

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина. В романе представлено 4 женщины, так или иначе повлиявших на судьбу молодого человека: Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.

Каждая из них прекрасна по-своему и каждая представляет свой мир.

Бэла

Бэла – шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие и искренние чувства, она преданна до крайности. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия.

Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!». Описания внешности в повести мы не находим. Автор отмечает только ее глаза – способные заглянуть в самую душу. Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение жить.

Даже такая искренняя любовь не способна вызвать в нем ответное чувство.

Ундина

Ундина, девушка-контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал.

Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза, — все это невероятно притягивает Печорина.

Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, разрушает его.

Княжна Мэри

Княжна Мэри – молодая дворянка, образованная и начитанная, чуткая и воспитанная. Она ровня с Печориным по социальной принадлежности. Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с другой женщиной – Верой.

Выслушав рассказы молодого человека о его нелегкой жизни, Мэри начинает жалеть его, а впоследствии влюбляется. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения.

История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и, насладившись ею всласть, бросить где-нибудь на дороге.

Вера

Вера – самый поверхностно выстроенный образ в романе. Мы знаем только, что герои любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут.

Пожалуй, из всех именно Вера дорога Печорину по-настоящему, так как только она понимала и принимала его таким, какой он есть, прощала ему всю боль, которую он причинял. Главное качество Веры – жертвенность.

Заключение

Женские образы в произведении подчеркивают, насколько одинок Печорин, он не может быть счастлив ни с кем, любовь не является для него идеалом или мечтой. Это чувство способно увлечь его лишь на мгновение, а когда порыв проходит, он без сожаления оставляет тех, кого любил в стороне. В этом, по-моему, и заключается одна из главных трагедий героя.

Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Источник: https://spadilo.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Бэла и Мери (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а логикой развития характера главного героя. По мнению В.Г.

Белинского, «его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».     Главный характер в романе – Григорий Александрович Печорин. Женские образы используются автором для раскрытия образа своего главного героя.

Но это не помешало Лермонтову передать характеры яркие и интересные. Личность «героя нашего времени» не прячет в тень личности женщин, окружавших его. Неслучайно их имена вынесены в название глав.

Если говорить о жанровой природе романа, то следует отметить, что произведение состоит из отдельных самостоятельных повестей. Таким образом, роль женских образов существенно возрастает. Особенно важны в романе образы Бэлы и Мери. 

    С первой героиней мы знакомимся уже в самом начале произведения. Вопрос о национальности Бэлы не вполне ясен. Максим Максимыч называет князя, отца Бэлы, татарином. В те времена под татарами подразумевались все кавказцы мусульманского вероисповедания.

    Главными достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэла была хороша: высокая, тонкая, глаза черные, как у горной серны.

Что касается умения хорошо работать, то сюжет позволяет автору коснуться этого один раз. Азамат, выпрашивая у Казбича коня, сказал, что Бэла прекрасно вышивает золотом. «А уж как плясала!» — вспоминает Максим Максимыч.

В других местах романа упоминается, что Бэла поет песни, пляшет лезгинку, танцует с бубном, двигается лучше московских губернских барышень.

    После похищения, находясь у Печорина, Бэла довольно быстро начала «понимать по-нашему». Характерно, что одно из первых слов, которому она научилась, было «поджалуста» (пожалуйста).

    Бэла не считает себя рабыней Печорина. Она полюбила его как княжеская дочь: «А если это так будет продолжаться, то я сама уйду! Я не раба его – я княжеская дочь!..». 

    Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Отдавшись Григорию Александровичу, Бэла обесчестила свой род. Отец должен был ее убить или отречься от нее.

Девушка осталась верна Печорину, умирая, обняла его.

По замечанию Белинского, Бэла «одна из глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а, отдавшись, уже не могут больше принадлежать никому другому, ни самому себе».

    О княжне Мэри, единственной дочери княгини Лиговской, Лермонтов рассказывает подробнее. Она богата. Но в придворных петербургских кругах Лиговские влияния не имели.

    Мэри читала Байрона по-английски, изучила алгебру.

    Из текста романа мы узнаем, что героиня «прехорошенькая», с бархатными глазами, длинными ресницами. У нее «благородная походка», от нее веет «неизъяснимым ароматом». Одета она по правилам лучшего вкуса.

Вот впечатления Печорина от бала и танцев с Мэри: «Я не знаю талии более сладострастной и гибкой… Она вальсирует удивительно хорошо… Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…».

    В обычной спокойной обстановке Мэри хорошо владеет собой. Когда девушка поняла, что любит Печорина, она первая призналась ему в своих чувствах. Она обещает Печорину всем пожертвовать для него. Ее мать говорит Печорину, что Мэри воспитана так, что составит счастье мужа.

    Но она не нужна Печорину! Несчастная девушка очень тяжело это переживает. При последнем объяснении с героем, дойдя до середины комнаты, Мери пошатнулась, губы «напрасно старались улыбнуться». Но она сохранила достоинство, сказав Печорину, что ненавидит его.

    О Мэри Белинский замечает, что «эта девушка неглупая… Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходить в толстой серой солдатской шинели».

    Роль женских персонажей в романе выявляется с позиции того, какую роль они играют в жизни Печорина. Ситуация с Бэлой банальна: роман русского офицера с черкешенкой. И только финальная катастрофа бросает трагический свет на это приключение. Именно этим, возможно, объясняется холодная встреча Печорина с Максимом Максимычем как свидетелем тех событий. 

    По мере того, как в Мэри начинает проступать душа, как в ней растет искреннее и глубокое чувство к Печорину, отношение его к княжне смягчается. Но не настолько, что он смог полюбить ее.

Страх перед обыденным жребием заставляет Печорина отвергнуть чувство Мэри. Перед последним объяснением с княжной Печорин холоден и спокоен.

Но страдание молодой девушки не оставляет его равнодушным, он жестоко осуждает себя.

    Таким образом, женские образы подчеркивают противоречивый характер героя, выявляют скрытые мотивы его поступков.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4362-bela-i-meri-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector