Сочинение евгений базаров и павел петрович кирсанов сравнение

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан и опубликован в 1862 году, то есть фактически сразу после отмены крепостного права в России. Именно это событие и последовавшие за ним изменения в российском обществе побудили писателя обратиться к философским, идейным, морально-нравственным и эстетическим проблемам, получившим освещение в романе.

В основу композиции положен идейный конфликт между представителями старого и нового поколения. В более широком смысле это конфликт между представителями основных общественно-политических сил в России 50—60-х годов XIX века, то есть между дворянами-либералами (в лице братьев Кирсановых и Кирсанова-сына) и разночинцами (в лице Базарова).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В то же время роман «Отцы и дети» отражает и разногласия между Тургеневым (он был сторонником реформ, постепенного преобразования российского общества) и наиболее активными писателями-демократами, выступавшими за революционный путь проведения государственных преобразований (к этому лагерю принадлежали, в частности, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов).

Чтобы в полной мере оценить масштабность отражённого в романе конфликта, достаточно рассмотреть противоречия и расхождения во взглядах между «отцом» — Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей», молодым разночинцем Евгением Базаровым.

Аристократ «на английский манер» Павел Петрович Кирсанов воспитывался на идеалах дворянства конца XVIII — начала XIX века, когда понятия сословной чести были основополагающими и неотделимыми от самого звания дворянина.

В романе он предстаёт человеком, «весь облик которого, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов».

Будучи убеждённым и непримиримым идеалистом, Павел Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Евгения Базарова — студента-естественника, приверженца материалистической точки зрения на историю и развитие общества.

Неудивительно, что после нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью — такой исход вполне отвечал этическим принципам аристократа Павла Кирсанова.

Евгения Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Его взгляды основаны на неприятии всего, что ему видится косным, отсталым. Базаров отрицает практически всё, что не имеет естественной, материальной основы. И даже духовное начало он исключает из области своих интересов как нечто лишнее, мешающее.

Всё это приводит к тому, что личность Базарова ярко выделяется как на фоне приверженного традициям семейства Кирсановых, так и на фоне Ситникова и Кукшиной — своих карикатурных «двойников», кичащихся показным нигилизмом. Нигилизм Базарова основан на внутреннем убеждении.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение на тему дружба в жизни печорина (9 класс)

Оценим за полчаса!

Он заключается в отбрасывании всего ненужного, не относящегося к поставленным жизненным целям.

Сверхрациональная натура Базарова, высмеивающего и отвергающего изжившие себя принципы «отцов», представляется, на мой взгляд, более сильной и душевно устойчивой, чем характеры братьев Кирсановых. Вместе с тем жёсткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на идейное одиночество.

Самым уязвимым в позиции Базарова является то, что, отрицая всё и вся, он ничего не противопоставляет взамен. Возмущённый его идеями и слепой верой в них, Павел Кирсанов восклицает: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить!». Справедливость этого упрёка очевидна.

Будучи убеждённым рационалистом и материалистом, Базаров не осознаёт, что в его душе вопреки всякой воле живёт романтик. И отнюдь не случайно именно испытание любовью стало той отправной точкой, с которой началось изменение характера героя и запоздалое переосмысление им своих жизненных позиций.

Столкновение с реалиями жизни, с невозможностью категорического отрицания всего — нравственных идеалов, искусства, любви — в финале романа приводит Базарова к трагическому ощущению пустоты. Он не видит для себя места в этом мире. «Я нужен России? Нет, видно, не нужен », — мужественно признаёт Базаров перед смертью.

К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов.

Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович много размышлял обо всём случившемся и несколько смягчился по отношению к молодёжи.

«Мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету», — произнося эти слова, Павел Кирсанов, как мне кажется, частично признаёт несостоятельность своих взглядов на данном этапе развития России.

Итак, в идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всём безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/evgenij_bazarov_i_pavel_petrovich_sochinenie_po_romanu_otcy_i_deti_turgeneva/41-1-0-1795

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз­ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра­жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при­вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест­венными науками, планирует получить степень док­тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку.

По всем пра­вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду­шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз­говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию.

Лицо его при встрече выражает самоуверен­ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру­га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро­вич — бывший офицер, живет со своим братом в де­ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо­минаниях о прошлом.

Во внешнем виде его не развяз­ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако­вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под­черкивает автор, «изящный и породистый».

Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима­ет из кармана панталон свою красивую руку с длин­ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв­ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы­ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го­ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида­нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте­ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши­вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре­зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари­стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База­ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер­шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот­но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз­кое».

Конфликт между героями нарастает, когда Ба­заров принимается высказывать свои нигилистиче­ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро­вичу, знающему и любящему литературу.

В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины.

Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие.

Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по­седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла­сен объяснять его поведение воспитанием.

«Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово­рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни.

Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда­ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем­ноте, неразвитости народа, о его суеверии.

Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви­ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи­сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур­ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото­му Базарова любит прислуга, любят ребятишки…».

А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива­ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво­рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его.

Он считает его горде­цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров.

Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за­ранее раздраженный и решительный.

 Кульминационным моментом в развитии их отно­шений является произошедшая между героями схватка.

Слово «аристократишко», брезгливо бро­шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением.

В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только «место расчистить».

«Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать», — заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,.

Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком.

Кирсановы же — типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: «Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

Источник: http://5litra.ru/soch/143-evgeniy-bazarov-i-pavel-petrovich-kirsanov-po-romanu-i-turgeneva-otcy-i-deti.html

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова – сравнение их отношений — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Для понимания сути спора «отцов и детей» важна сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова. Именно эти герои выразили конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Содержание

  • Биографии
  • Внешность
  • Взгляды на жизнь

Биографии

Павел Петрович Кирсанов – генеральский сын, бывший офицер, который в результате любовных переживаний переезжает в деревню и живет вдалеке от светского общества. Кирсанов – либеральный дворянин-аристократ.

Евгений Базаров – разночинец. О его прошлом автор почти ничего не говорит, однако читатель узнает, что весь путь к признанию главный герой проходит благодаря собственным способностям и желаниям. Базаров, чей дед «землю пахал», строит жизнь почти с самых низов. Благодаря своему уму герою удается добиться успехов в науке.

Именно происхождение героев и их жизненный путь становятся главными основаниями для конфликта. Это спор между либеральными дворянами и революционными демократами.

Внешность

При сравнении Кирсанова и Базарова необходимо увидеть то, как они относятся к собственной внешности. Портрет является важнейшей характеристикой персонажа.

Павел Петрович был красавцем с юных лет, автор несколько раз подчеркивает красоту героя. Он имеет аристократичную внешность. По собственным убеждениям Кирсанов тщательно следит за своим внешним видом, одеваясь в соответствии с модой.

Базаров же не обращает внимание на собственную внешность. Его одежда неопрятна и стара.

В описании внешности важно другое: у Базарова «широкий лоб», который является показателем его ума и способностей.

Важной деталью внешности Базарова является его «обнаженная красная рука», которая свидетельствует о том, что он привык к работе и физическому труду. Эта деталь также говорит о демократизме взглядов.

Она противопоставлена изящным рукам Павла Петровича, за которыми герой ежедневно ухаживает.

Эти детали внешности говорят о том, что Базаров – человек деятельный, а Кирсанов, как представитель дворянства, доживает свой век.

Портретная характеристика Кирсанова говорит о его изысканности и утонченности натуры. Во внешнем описании видно аристократическое происхождение. Портрет Базарова, наоборот, говорит о разночинце-демократе.

Взгляды на жизнь

Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича во многом определяется их отношениями к жизни и ее проявлениям.

Для Кирсанова главным являлись «принсипы», без которых, по его мнению, могут жить только безнравственные люди. Базаров же, наоборот, считал, что никаких принципов нет вообще, а есть в жизни только ощущения.

Павел Петрович, который однажды обжегся любовью, верит в нее с искренностью. Базаров же отрицает любовь, женщин рассматривает только с анатомической точки зрения.

Различно отношения героев и к искусству. Если Кирсанов защищает его, то Базаров отрицает и говорит, что наука важнее поэзии и других форм искусства.

Читайте также:  Сочинение про воспитание

По поводу природы мнения Кирсанова и Базарова противопоставлены. Базаров не видел ценности природы, для него она является мастерской, в которой работает человек.

Но самое яркое, в чем не сходятся позиции героев, – отношение к общественному положению дел. Кирсанов не понимает нигилистов, считая их разрушителями общества.

Базаров, наоборот, считает, что общество тормозит уже устаревшее дворянство, которое не может вести общество вперед.

Его мнение таково: для развития общества необходимо «расчистить место» и только потом строить новые социальные отношения.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова», рассмотрит, в чем проявились основные различия позиций героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20236-sravnitelnaia-harakteristika-bazarova-i-kirsanova-sravnenie-ih-otnoshenii.html

Сочинение на тему “Базаров и Аркадий: сравнительная характеристика (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети)”

Затрагивает он и тему дружбы истинной и мнимой. Так, другом главного героя, Базарова, уже с первых страниц произведения считается Аркадий Кирсанов. Но уже в начале мы понимаем, что они разные люди. Каков же Аркадий по своему характеру?

По своим взглядам на жизнь Аркадий относится к лагерю «отцов». Правда, он искренне увлекается теориями Базарова, стремится подражать ему и выдаёт себя за такого же «правоверного», как и его приятель. Впрочем, герой часто забывает о своём «нигилизме», о своей новой роли.

Аркадий обнажает свое идейное родство с отцами. Он то и дело защищает их: пытается убедить Базарова, что Павел Петрович – «золотой человек». Он упрекает Базарова в том, что тот резко обошёлся с Павлом Петровичем и оскорбил его: «Он глубоко несчастен, презирать его грешно».

Наконец, Аркадий совсем освобождается из-под чуждого ему влияния Базарова и находит своё душевное успокоение с младшей сестрой Одинцовой. Отдельными тонкими штрихами Тургенев раскрывает процесс «перевоспитания» Аркадия Катей.

Это процесс его превращения из случайного попутчика нигилиста Базарова в благовоспитанного, либерального помещика, не осмеливающегося даже громко произнести тост за своего бывшего товарища. Мне кажется, был прав Д.И.

Писарев, сравнивая Аркадия с куском чистого и мягкого воска: «Вы можете сделать из него всё, что хотите, но зато, после вас, всякий другой сможет сделать всё то, что этому другому будет угодно». Согласно прогнозу критика, из Аркадия в перспективе мог бы выйти не более, чем «расформированный Манилов». Таков Аркадий.

Базаров же – совершенно противоположная ему по характеру личность. Этот человек принадлежит лагерю «детей», и не по возрасту, а по своим идейным убеждениям.

Базаров – сильный человек, имеющий определённый кодекс чести, морали и принципов, отстаивать которые он готов, несмотря ни на что.

Этот герой привык преодолевать трудности, возникающие у него на пути, и руководствоваться лишь своими идеями.

В отличии от Аркадия, который, попав под влияние Базарова, начал увлекаться нигилизмом, главный герой искренне убеждён в правильности своих взглядов.

В споре с «отцами» (Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми) Базаров не позволяет им убедить себя в правильности их убеждений.

Он, по своему характеру, не может принять «чужую правду», пусть она даже и будет частично верна. Выбрав однажды свой жизненный путь, Базаров следует ему до конца.

Как видим, Аркадий и Базаров – это совершенно разные люди. Аркадий умеет идти на уступки, приспосабливаться, подстраиваться и , в конечном счёте, он устраивает свою судьбу. Базаров же из-за своих жизненных принципов подвергается душевным терзаниям. Но это было неизбежно.

Основа острого конфликта, выявление основных противоречий между Аркадием и Базаровым раскрывается в их диалоге. «Ваш брат – дворянин, – говорит Базаров Аркадию, – дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь – и уже воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим».

Неслучайно это место в романе привлекает внимание исследователей творчества Тургенева (например, Бродского). Некоторые критики считали, что сцена «прощания Базарова и Аркадия – это исторически точное воспроизведение разговоров двух общественных классов накануне «крестьянской реформы».

Действительно, как могут быть друзьями люди разных классов? Базаров, наделённый более сильным характером, постоянно подавлял Аркадия. Он относился к нему снисходительно, покровительственно: «Ах, да! Птенец этот. Нет, ты его не трогай. Он теперь в палки попал», – говорит главный герой о своём мнимом друге.

Почему так? Возможно, потому, что Базаров видит лишь внешнюю оболочку человека и плохо разбирается в тонкостях души. Вспомним, ведь он экспериментатор, человек, отрицающиё всё «нематериальное», духовное. Потому Базаров и считает Аркадия просто более молодым, ещё наивным и простодушным человеком. Но мы–то теперь понимаем, что он совсем другой.

Итак, перед нами два совершенно разных типа героя. Евгений Васильевич Базаров – целеустремлённый, принципиальный, никогда «не сознающий своих позиций» человек, с одной стороны.

И Аркадий Кирсанов, не умеющий отстоять свою точку зрения (да у него её и нет), слабый, влекомый, с другой.

Тургенев специально сталкивает этих двух героев, возводит их в «ранг друзей», чтобы ещё резче подчеркнуть эти различия между ними, различия не только отдельных личностей, но и двух поколений – «отцов» и «детей».

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-bazarov-i-arkadij-sravnitelnaya-harakteristika-po-romanu-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/

С5.2. В чём смысл противопоставления П. П. Кирсанова и Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»?

В романе Тургенева «Отцы и дети» мы находим множество ярких, запоминающихся персонажей: это и романтичный юноша Аркадий, и настоящая дама Ольга Одинцова, и комичные Ситников с Кукшиной… Но мне больше всех запомнились дворянин Павел Кирсанов и разночинец Евгений Базаров. Запомнились потому, что между ними возникает конфликт, потому, что автор противопоставляет их друг другу. С какой целью Тургенев это делает?

Роман затрагивает  большое количество проблем: дружбы, любви, семейных взаимоотношений… Но особое внимание приковывает социальный конфликт либералов-аристократов и нарождающейся демократии. Первые предстают нам в образе Павла Кирсанова, а вторых олицетворяет Евгений Базаров. Именно поэтому Тургенев противопоставляет этих двух персонажей.

Рассмотрим их повнимательнее. Базаров – деятельный молодой человек. Он занимается точными науками, никогда не сидит без дела. Но вместе с тем он отрицает вечные ценности: искусство, поэтичную красоту природы, любовь.

По его мнению, «природа – это мастерская, а человек в ней – работник». Кирсанов же, наоборот, не обладает созидательным взглядом на мир.

Однако он глубоко бездеятелен, не может оторваться от старых дворянских «принсипов», которые уже изжили себя.

Противопоставляет Тургенев персонажей  и внешне. Такая деталь, как «красивая рука с длинными розовыми ногтями», говорит нам о богемном образе жизни героя.

Напротив, красная рука Базарова свидетельствует о том, что он человек труда. Примечательна и речь персонажей. Базаров говорит просто, иногда грубовато, речь его пестрит поговорками («…Рафаэль гроша медного не стоит»).

Павел Петрович употребляет иноязычные слова, ведь это «аристократично».

При этом у Базарова и Кирсанова есть общие черты. Оба они умны, готовы отстаивать свою точку зрения. Сближает их также неудача в любви. Как Базаров не смог обрести счастье с Одинцовой, так и Павел Петрович с загадочной графиней.

Мне кажется, через противопоставление автору сильнее удаётся выделить как достоинства, так и недостатки персонажей. И больше всего меня поражает объективность Тургенева. Он показал, что обоим героям не место в данной исторической эпохе.

Базаров умирает, но и Павел Петрович мёртв – духовно. «Да он и был мертвец», – слышим мы в эпилоге.

И думается мне, смысл противопоставления этих персонажей – поиск золотой середины, того типа людей, которые, по мнению автора, были действительно нужны России в середине XIXвека.

Алена В. 330 слов

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/rabota-nad-oshibkami/1056-s5-2-v-chjom-smysl-protivopostavleniya-p-p-kirsanova-i-evgeniya-bazarova-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti

Сочинение на тему: "Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика"

Тургенев И.С.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.

Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением.

Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым.

“Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу.

Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов.

Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям.

Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-evgeniy-bazarov-i-arkadiy-kirsanov-sravnitelynaya-harakteristika

Евгений Базаров и Павел Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») сочинение

Евгений Базаров и Павел Кирсанов . Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — конфликт старого и нового, противостояние поколений. Этот конфликт наиболее явно проявляется во взаимоотношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Базаров — представитель нового взгляда на мир, ниспровергатель основ, нигилист. В V главе романа Аркадий (под влиянием Базарова) так определяет это понятие: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру».

Павел Петрович Кирсанов отвечает ему на это: «Мы люди старого закона, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя». Вот, в сущности, причина их противостояния: Базаров выступает против догмы, против застывших форм старой культуры, Павел Петрович пытается все это сохранить.

Отсюда следуют и другие противоречия в их взглядах. Павел Петрович восхищается патриархальностью, невежеством народа, говорит о необходимости преклоняться перед ним. Базаров же стоит за трезвое отношение к народу.

Он считает, что у крестьян еще много предрассудков и таких черт, с которыми необходимо бороться.

Павел Петрович восхищается Шиллером и Гете, Базаров же считает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» Для Павла Петровича любовь — великая и прекрасная тайна, ради

которой можно легко и просто отдать жизнь. Базаров же говорит, что любовь — «чувство напускное». В воззрениях каждого из героев есть рациональное зерно. В Базарове самое продуктивное — критическое отношение к действительности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу.

Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетического преклонения «барчуков» перед искусством. Но герой в этой ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «их» искусства перерастает в отрицание всякого искусства, отрицание «их» любви в утверждение, что любовь сводится к физиологии.

Порывая с ценностями «отцов», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры.

А Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми устоявшимися формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Но это доверие к опыту прошлого предполагает проверку его жизнеспособности, внимание к молодой, вечно обновляющейся жизни. Павел Петрович этих чувств лишен.

Нужно отметить, что ни Базаров, ни Павел Петрович сами не соответствуют собственным взглядам.

Уже с первого знакомства с Базаровым видно: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих как тщательно прячет тревожное и уязвимое свое сердце. Трагическая любовь к Одинцовой раскалывает его душу на две половины.

Отныне в ней живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических чувств. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек.

Не вполне искренен с самим собой и Павел Петрович. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, которого разыгрывает из себя перед Базаровым.

Подчеркнуто аристократические манеры героя вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности. Противоречит его принципам любовь к милой простушке Фенечке.

В принципе, оба героя так или иначе приносят свою жизнь в жертву одной единственной любви, и это их фундаментальное сходство уничтожает все различия.

Мы попытались сравнить характеры и взгляды Базарова и Павла Петровича и убедились, что их противоположности носят поверхностный характер, а по внутренней сути они — трагические герои, наделенные всеобъемлющим чувством любви. Значит, не так уж непреодолима граница между «отцами» и «детьми».

Источник: https://prepodka.com/evgeniy-bazarov-i-pavel-kirsanov-po-ro-2/

Сочинение на тему «Евгений Базаров и Павел Кирсанов: противостояние героев»

Едва появившийся в печати роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» породил множество споров и критиков, и читателей, и других литераторов. До сих пор это произведение волнует умы, заставляя задумываться над его идеей, пытаться разгадать образы героев…

Автор романа впервые употребляет на страницах книги слово, которое впоследствии станет нарицательным и получит широчайшее распространение: нигилизм. Как опытный и тонко чувствующий всё, что происходит вокруг, именно И.

Тургенев так остро ощущает изменения, которые происходят в обществе того времени.

Он отмечает не только межпоколенные изменения, заставляющие «детей» искать удовольствие и удовлетворение потребностей не в традиционных для человека того времени занятиях, а в новых тенденциях; «свободомыслие» является одной из таких тенденций.

При этом в романе отчётливо наблюдается и социальный антагонизм в обществе; это время, когда «плебеи» встали во весь рост и осознали, что и у них есть гордость, что они ничем не хуже «баричей», как иронично Базаров назовёт своего приятеля Аркадия. Это сложное и многоаспектное противоречие находит своё воплощение в одной из самых напряжённых и интересных линий романа «Отцы и дети» — линии о взаимоотношениях Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Читайте также:  Красота спасет мир - сочинение-рассуждение

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Сам Тургенев, создавая эти образы, признавался, что, принадлежа к тому же классу, что и Кирсанов, он, автор, больше симпатизирует грубому, резкому и деятельному Базарову.

В одном из писем он честно и искренно заявлял, что, за исключением отношения Евгения ко всему художественному, творческому, он разделяет почти все его взгляды.

Тургенев занимает срединную, «золотую», позицию, уравновешивающую полностью противоположные мнения своих героев.

Базаров, как представитель класса «героев времени», типа персонажей, открытого ещё А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», изображён художником честно, без прикрас: это злая и крепкая фигура, «наполовину выросшая из земли», не лишённая истинно русских черт — трудолюбия, простоты, сердечной пылкости.

Своей искренностью и открытостью Евгений притягивает внимание и поражает воображение.

Кирсанов —старший же создан как образ гипертрофированный, гиперболизированный и во многом ироничный — однако и его фигура в своей непохожести на главного героя вызывает глубочайший интерес — как, впрочем, и интерес к конфликту между ним и Базаровым.

Впервые герои — антагонисты сталкиваются по приезде окончившего университет Аркадия домой. Несмотря на то, что до откровенных словесных столкновений им ещё далеко, оба героя, и манерный Павел Петрович, и нарочито неопрятный Базаров настораживаются, не принимая друг друга.

Даже во внешнем облике персонажей прослеживается удивительное противоречие, кажется, исключающее всякую возможность их дружелюбного отношения друг к другу.

Так, Кирсанов, привезший из Европы «страсть ко всему английскому», одевается нарочито изысканно, чем сильно выделяется не только среди слуг, но и среди многих других провинциальных дворян. Он, подобно Онегину, думает «о красе ногтей», и их аккуратность вызывает раздражение у Базарова.

Аристократические привычки Павла Петровича Тургенев подчёркивает при помощи одной детали: его постоянно сопровождает запах одеколона. При объятиях с племянником он трижды касается его щёк «надушенными усами»; герой велит обкуривать ароматной водой свою комнату, морщится и нюхает одеколон и т.д.

Базаров же, который всячески подчёркивает свою связь с народом, с землепашцами, выставляет напоказ своё незнатное происхождение. Он не гонится за модой и чурается изысканности, наоборот — его жизнь составляет крайне простой быт, небрежность, граничащая с неопрятностью, презрение к роскоши.

Павла Петровича смущает красная рука Базарова, выдающая незнакомство молодого доктора с перчатками, скромный балахон, длинные неухоженные волосы. Именно Кирсанов — старший первым выражает своё недовольство общением со своим противником. При встрече аристократ не подаёт руки Евгению Васильевичу и даже убирает её обратно в карман.

Эта деталь символизирует начало будущих идеологических столкновений.

Особое отличие в отношении героев друг к другу. Несмотря на то, что первое впечатление друг о друге у обоих сложилось непривлекательное, именно Кирсанов стал первым предпринимать попытки «уесть» разночинца—Базарова.

Отчего—то в его душе проснулась настоящая ненависть к этому незнакомому человеку, в то время как Евгений долгое время избегает реакции на колкости Павла Петровича; он относится к Кирсанову прохладно, равнодушно, а не негативно.

В самом первом споре он и вовсе не дискутирует, но тезисно высказывает все свои убеждения, противоречащие мнениям Кирсанова.

Евгений сразу причисляет Павла Петровича к плеяде «романтиков», которых он считает совершенно бесполезными для общества. Себя же он относит к нигилистам, реалистам, к людям, готовым «расчистить место» для всего нового, к тем, кто уничтожит старые принципы.

Он практик, который не терпит ничего бессмысленного, на его взгляд, бесполезного. Базаров — человек, раздражающий Павла Петровича своей развязной манерой говорить и обращаться с ним, с аристократом. Отрицание приличий и этикета есть проявление той самой «плебейской гордости», которая удивляет Кирсанова.

Если раньше разночинец пользовался милостью дворянина и мог быть вхож в его дом, то сейчас это — явление повсеместное; нет больше того трепета и… подобострастия, что ли, которые были так характерны раньше.

Эти происходящие в социуме изменения вызывают раздражение старого светского льва, который не готов смириться с постепенным утрачиванием дворянского авторитета. Это становится одной из причин его ненависти к своему антагонисту.

Однако несмотря на кажущееся противостояние, у Базарова и Кирсанова не так уж и много взаимоисключающих мнений. В первую очередь они касаются отношения к жизни и к любви.

Так, Павел Петрович считает себя человеком принципиальным; он цепляется за эти рамки приличия, норм. Во многом именно эти рамки сдерживают его и не дают «потерять лицо».

Базаров же отрицает любые авторитеты; его тезис — уважение нужно заслужить, заслужить собственным трудом.

Любовь — крайне спорное явление, кардинально отличающееся во взглядах героев.

Павел Петрович некогда был влюблён — сильно, отважно, отчаянно, но в силу обстоятельств эту любовь он потерял, но сохранил тот благоговейный трепет к женщине, к чувству.

Евгений Васильевич же выступает против любви как чувства, способного создать одни лишь неприятности, чувства, делающего любого человека уязвимым. Не позволить женщине завладеть и коником пальца — вот его убеждение.

При всём при этом и судьбы, и трагизм личностей героев на самом деле очень похожи. Тургенев нарочно сближает персонажей при всём их кажущемся отрицании друг друга, демонстрируя несостоятельность обоих типов мышления, двух мировоззрений.

Один из критиков утверждал, что Базаров не смог найти друзей, поскольку не встретил личность столь же сильную, что и он сам — а довольствоваться ролью «хозяина» в дружеских отношениях он не хотел, так что предпочитал ни с кем особенно не сближаться. При этом Павел Петрович — личность, по силе сравнимая с Базаровым. Вполне вероятно, что именно из них могли бы получиться настоящие друзья, если бы не трагическое окончание судеб обоих.

Итак, как уже было сказано выше, на самом деле герои и их убеждения не настолько противоположны, как может показаться. Это одинаково сильные личности, способные подчинять других людей своей воле и не желающие пользоваться этой способностью. Кирсанов и Базаров удивительно самолюбивы, горды, что тоже объединяет их.

Обоих героев таинственным образом тянет к Фенечке, и оба понимают, что эти желания эгоистичны, порочны и бессмысленны.

Судьбы героев окажутся удивительно похожи: отрицающий любовь, «убивающий в себе романтика», Базаров полностью повторяет трагическую историю Павла Петровича, влюбляясь в упоительную женщину — сфинкса, ставит всё на карту этой любви и, сломавшись, не выдерживает поражения.

Особая схожесть наблюдается во взглядах героев на искусство и в отношении к народу. Так, Кирсанов защищает прекрасное — но сам абсолютно равнодушен к творчеству. Базаров отрицает пользу искусства — и при этом демонстрирует удивительное знание произведений Жуковского, да и других романтиков.

И Павел Петрович, и Евгений Васильевич одинаково относятся к народу: они общаются с ним и видят его силу, но при этом одинаково сильно презирают крестьянство за его «темноту». Отличие состоит лишь в том, что Базаров не скрывает своего презрения, а Павел Петрович стремится спрятаться за маской добродетели.

Дуэль Базарова и Кирсанова — трагическая попытка разрешить неразрешаемое противоречие. Не в силах принять сторону другого, полнейшее отрицание чужого мнения приводят к необходимости избавления. Пылкое сердце Базарова отчётливо проявляется в этом эпизоде.

Нигилист, прекрасно понимающий бессмысленность дуэли, соглашается на этот исключительно светский, аристократический обычай, тем самым наступая на горло собственным убеждениям.

Этот на самом деле добрый и чувствительный человек оказывает помощь сопернику и даже помогает тому найти благовидный предлог для дуэли, чтобы скрыть его истинную причину и уберечь от волнений Аркадия и Николая Петровича.

Перед своей гибелью Базаров неожиданно для самого себя признаётся: он не нужен России, он ничего ей не дал.

Пожалуй, теми же словами можно охарактеризовать судьбу Павла Петровича: недаром после венчания брата и племянника он покидает имение и отправляется в Дрезден, далеко от Родины, понимая, что и он, как и Базаров, неспособен дать ей ничего.

Тургенев, как умелый психолог, раскрывает несостоятельность и бесперспективность максималистических мироощущений и Павла Петровича, и Евгения Базарова, демонстрируя необходимость найти «золотую середину» между прагматизмом и своего рода догматизмом.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/01/evgenij-bazarov-i-pavel-kirsanov-protivostojanie-geroev.html

Сочинение: Базаров и Павел Петрович

Иван Сергеевич Тургенев был человеком определенной эпохи, в которой умел видеть положительные и отрицательные черты и объективно показывать их на страницах своих произведений. Темой многих творений писателя стала трагедия русской интеллигенции. Эта же тема раскрывается автором и в романе «Отцы и дети».

В основе произведения – столкновение разночинцев-демократов («детей») и либеральных дворян («отцов»). Представителями этого поколения в романе выступают Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.

Различие их проявляется не только в убеждениях, во взглядах на российскую действительность, но и во внешних характеристиках.

С Базаровым читатель знакомится уже во второй главе романа, где герой предстает взору Николая Петровича Кирсанова как «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями».

Красная рука, которую Базаров подает отцу Аркадия, – признак демократизма, более того, плебейства. То, что он не подает руки первым, характеризует его как человека, не желающего соблюдать приличия.

Павел Петрович Кирсанов, наоборот, предстает перед читателем «изящным и породистым» аристократом, сохранившим «юношескую стройность и стремление вверх, от земли». В противоположность Евгению Базарову рука Кирсанова-старшего «красивая, с длинными розовыми ногтями».

Главный раздражитель Павла Петровича – неучтивое поведение Базарова. Исходя из этого, Павел Петрович и выводит свою теорию, согласно которой тургеневский нигилист – существо низшего сорта.

Евгений Базаров в глазах Павла Петровича предстает человеком безнравственным, тогда как для последнего аристократизм и нравственность – синонимы.

Причем нравственность выступает здесь как признак социальный, а не психологический.

Тургенев поддерживает Павла Петровича в том, что нравственность – одно из первейших человеческих качеств. Но несмотря на это, автор показывает своего героя обделенным жизнью, охраняющим свое пространство даже от ближайших родственников, тем самым «облегчая» себе нравственность. В этом человеке есть только попытки ухватиться за это понятие и упрочить себя в аристократическом кругу.

Павел Петрович Кирсанов себялюбив и эгоистичен. Претензия на нравственность, исходящая из уст тургеневского аристократа, у которого есть только внешний лоск, позволяющий герою держаться в глазах окружающих, не имеет под собой никакого основания.

Для Базарова все в жизни исходит от материальных основ. Однако такое отношение к жизни – не столько признак моды, сколько его убеждение. Ведь тургеневский нигилист появился в тот момент, когда с особенной силой стали развиваться естественные науки. И Базаров отрицает то, что мешает их развитию: незыблемые истины и авторитеты. И наукой он занимается лишь затем, чтобы помогать людям.

Тем не менее в нем потенциально присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное чувство, и даже умение оценить красоту поэзии.

В своей реальной практической жизни он всегда это отрицает. Не случайно, обращаясь к Аркадию, он однажды скажет: «Проштудировал анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду.

Это все романтическая чепуха, гниль, художество».

Евгений напуган тем, что все идет вразрез с его представлениями о жизни. Личность героя как бы раздваивается: с одной стороны, сильное чувство к Одинцовой, с другой – нигилизм, который оказывается несостоятельным при испытании любовью, природой, искусством.

Философский тон последних страниц возвращает нас к началу романа и заставляет вспомнить истоки пути Базарова. Многое во взглядах героя изменилось.

Перед лицом смерти оказались слабыми те опоры, которые поддерживали базаровскую самоуверенность: медицина, естественные науки обнаружили полное свое бессилие.

Они отступают и оставляют Базарова наедине с самим собой и смертью. В этот момент на помощь ему приходят те силы, которые он отрицал, но которые сохранились на дне его души.

И обращаясь к Одинцовой, тургеневский персонаж заговорил языком поэта о любви и прощении. И только в этот момент, а не в спорах с Павлом Петровичем, проявился истинный базаровский масштаб.



Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_bazarov_i_pavel_petrovich_turgene.html

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова Павла Петровича

Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и молят о покое, гонятся за новейшими технологиями и тянутся к родовым традициям. Никакая толерантность не сможет помирить эти два лагеря, поскольку они не слышат друг друга. О терпимости не может идти и речи, и именно эта невозможность показана и объяснена в «Отцах и детях». Трагизм ситуации заключается в том, что попытка понять противоположную сторону неизбежно приведет к осознанию того, что выбранный путь – не единственно верный, а именно эта вера является основой существования обеих сторон.

Традиционно принято сочувствовать и сострадать Базарову. Евгений действительно достоин уважения – человек, сделавший сам себя, грамотный и образованный, упорно идущий к цели.

На его фоне Павел Петрович Кирсанов выглядит ретроградом, вызывающим сострадание своей закоснелостью, цепляющимся за традиции, как за единственное спасение в жизни, основу основ. Кардинальные перемены для него равноценны жизненному краху.

Если же попробовать посмотреть на ситуацию объективно, то безоговорочный отрыв от корней, стремление все, что было в прошлом, разрушить и предать забвению уже приводили к трагическим последствиям. Тому есть примеры в истории России.

Однозначно, стоять на месте – не выход, и где-то наверняка есть знаменитая «золотая середина», но ее поиск не увенчался успехом ни во времена Базарова, ни сегодня.

Распространенное мнение, сводящее конфликт Базарова и Кирсанова к разным взглядам двух представителей разных классов, также кажется несостоятельным.

Либеральный дворянин Кирсанов, пытаясь устроить жизнь народа лучше сообразно собственным представлениям, не имеет понятия о насущных нуждах и приоритетах, образе жизни крестьян.

Нигилист Базаров, свято верящий в наличии революционного духа у пока еще темного народа, не намного ближе к истине.

Поэтому Кирсанов, курящий английский табак во время беседы с мужиком, и Базаров, попытайся он рассказать этому же мужику о собственном представлении дальнейшего развития государства, воспринимались бы народом одинаково – как нечто инородное, чуждое. В этом отношении у Кирсанова, скорее всего, есть приоритет. Добрый барин для мужика явление более привычное и понятное, чем нигилист, стремящийся порушить вековые традиции.

Отдавая должное таланту Тургенева, нельзя не сказать, что приняв конфликтующими сторонами в романе лучших представителей обоих лагерей, он подчеркнул трагизм неразрешимости конфликта.

Как среди дворян-либералов, так и среди разночинцев-нигилистов существовали намного менее достойные люди – менее образованные и целеустремленные, чем Базаров, менее благородные в смысле поведения, а не происхождения, чем Кирсанов.

Будь хотя бы один из них не столь ярким персонажем, не вызывай каждый симпатии читателей, весь роман свелся бы к примитивному противостоянию хорошего и плохого героя. Однако, читая «Отцы и дети», можно встать на сторону любой из двух противоположностей, нельзя лишь отрицать наличие достоинств и своей правоты у оппонента.

Нельзя отрицать того влияния на развитие страны, которое оказали такие, как Базаров, как нельзя и отвергнуть ценность для России стабильных, крепко стоящих на традициях людей, подобных Кирсанов.

В равной степени невозможно не видеть очевидных ошибок каждой из сторон – категоричности нигилистов, неспособности принять перемены дворян-либералов.

Именно это заставляет каждого читателя не просто пробегать роман глазами, а задумываться, размышлять, анализировать.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/sravnitelnaja_kharakteristika_bazarova_i_kirsanova_pavla_petrovicha/2016-02-27-1771

Ссылка на основную публикацию