Сочинение гриша добросклонов (образ и характеристика) в поэме кому на руси жить хорошо?

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом.

Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка.

Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности.

Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа.

Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Проанализируем соответствие этих категорий с личностными качествами персонажа. Имя «Григорий» имеет греческое происхождение в переводе и обозначает «бодрствую». Достоверно не известно использовал ли эти знания автор при номинации своего персонажа, но определенное сходство найти возможно.

Первый вариант заключается в прозаичном, бытовом варианте. В семинарии Григорий обычно просыпался в первом часу ночи и уже не мог уснуть – он ждал завтрака.

Второй вариант сходства представляется в социальной позиции Гриши – он пытается поделиться своими знаниями с простыми людьми, «бодрствует» на поприще их необразованности и сложностей жизнедеятельности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи.

Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго.

Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества.

В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний.

Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Григорий – это тот, кто пытается склонить других на добро, пытается поделиться этим качеством с другими людьми.

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

  • С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.
  • О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».
  • Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?
  • Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка Была куда заботлива, Зато и долговечности

Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь

Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

  1. После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон».

    В их доме никогда не было достаточно еды:

  2. Коровы нет, лошадки нет, Была собака Зудушка,
  3. Был кот — и те ушли.
  4. Григория с Саввой часто подкармливают односельчане.

    Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики. По мере сил, работою, По их делишкам хлопоты

Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.

  • Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?
  • Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».
  • Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.
  • Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:
  • Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного
  • Родного уголка.
  • Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/obraz-grishi-dobrosklonova.html

TESTSOCH.RU

         Одной из ключевых фигур в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принято считать борца за народную свободу – Григория Добросклонова.

        Отцом Гриши был полунищий церковный служитель – дьячок, а мать – крестьянка. Уже в возрасте пятнадцати лет Гриша знал, какое место в обществе он будет занимать. Голодное детство, постоянные лишения определили, что юноша будет бороться за народные права, за крестьян.

        Гришу очень волновали крестьянские интересы, он был готов самоотверженно защищать всех тех людей, кто, по его мнению, был унижен и оскорблен помещиками. Некрасов наделил Добросклонова железной волей, пытливым умом, высокой работоспособностью, неуемной жаждой знаний.

        Кому на Руси жить хорошо? Вопрос является довольно философским, на него, прочитав поэму, можно дать большое количество ответов. «Народный заступник» Григорий Добросклонов, видя обездоленную крестьянскую жизнь с самого детства, знал отнюдь не понаслышке, что хорошо живется в его время кому угодно, но уж точно не трудовому народу.

Парень желает разрушить устоявшееся социальное устройство. Ничуть не отличающийся образом жизни от любого деревенского крестьянина, Добросклонов понимает проблемы разногласий крестьянства и помещичества.

Некрасов наделяет своего героя чертами революционера-бунтаря, поместив в его образ знания о декабристах, политических партиях, защищающих крестьянские права, исторические сведения о крестьянских бунтах и восстаниях.

        Он, учась в семинарии, несомненно, познакомился с авторскими трудами вольнодумцев, желавших изменить политический строй Российской империи. Близость к народу и задатки революционера сделали из Григория Добросклонова борца за крестьянские идеалы. Ведь недаром окружающие его люди выдвинули его на роль идейного вдохновителя.

        Сердце Добросклонова переполнено любовью к матери, к людям, которым он стремится охотно помогать, к своей Родине.

Добросклонов считает, что он будет счастлив лишь тогда, когда будут так же счастливы все люди, находящиеся с ним рядом. Главной целью его жизни является улучшение жизни бедного крестьянского сословия.

Он громогласно призывает народ встать на путь борьбы. Простой крестьянский парень стремится научить таких же простых людей быть гражданами своего Отечества.

        Некрасов указывает в поэме на тот факт, что сделать подневольных людей искренне счастливыми может только свобода, которая стала доступнее для крестьян в 1861 году, хотя еще немало надо было сделать на благо людей труда, чтобы они могли добиться счастья и благосостояния. Автор всем сердцем переживал за самое многочисленное бедное русское сословие – крестьянство. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» становится тому только подтверждением.

        На примере такого персонажа поэмы, как Гриша Добросклонов, Некрасов показывает обществу, что сила духа, заключенная в человеке, является огромной силой, способной сподвигнуть на свершение великих дел.

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Источник: https://testsoch.ru/komu-na-rusi/obraz-grishi-dobrosklonova.html

Сочинение «НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК — ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Перед вами сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сочинение посвящено анализу образа Гриши Добросклонова.

Народный заступник — Гриша Добросклонов

Созданная в середине 70-х годов поэма «Кому на Руси жить хорошо» отразила период демократического подъема России, оказавшейся на пороге революции. Началось массовое движение интеллигенции в народ с целью революционной пропаганды.

Все надежды возлагались на “революционное” крестьянство, однако крестьянские массы остались “глухи” к проповеди народников и их «хождение в народ» не увенчалось успехом.

Споры о формах и методах пропаганды в деревне, о внедрении революционного сознания в народные массы, о том, как направить их на путь активной борьбы, то и дело возникали в народнической среде в то время. Автор, в образе Гриши Добросклонова, включается в этот спор.

Некрасов верил в необходимость “живой” пропаганды среди крестьян, в единение интеллигенции и народа, в ее действенность, даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу.

Борцом- агитатором, ушедшим в народ, в крестьянство — является Гриша Добросклонов — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб.

Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь.

  • … лет пятнадцати
  • Григорий твердо знал уже,
  • Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Чертами характера Гриша напоминает Добролюбова, даже фамилии их созвучны. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных.

Он хочет быть там, «…где трудно дышится, где горе слышится».

Ему не нужно ни богатство, ни личное благополучие, он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

  1. Ему судьба готовила
  2. Путь славный, имя громкое
  3. Народного заступника,
  4. Чахотку и Сибирь.

Григория не пугают испытания, он верит в торжество дела, которому посвятил жизнь, ощущая, как многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

  • Рать подымается
  • Неисчислимая,
  • Сила в ней скажется
  • Несокрушимая!

Мысль об этом наполняет его душу радостью и уверенностью. Сильное действие оказывают на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, они заражают верой в будущее счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, тяжел его путь, но и славен, «лишь души сильные, любвеобильные» вступают на него потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос, в котором заключается смысл поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор отвечает: борцам за счастье народа.

  1. Быть бы нашим странникам под родною крышею,
  2. Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
  3. Слышал он в груди своей силы необъятные,
  4. Услаждали слух его звуки благодатные,
  5. Звуки лучезарные гимна благородного —
  6. Пел он воплощение счастия народного.

Поэт связывает соединение крестьянства и интеллигенции с судьбой всего народа, предлагая свое решение вопроса — как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести Россию на широкую дорогу свободы и счастья.

Надеюсь, данное сочинение помогло вам лучше понять образ Гриши Добросклонова.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-narodnyiy-zastupnik-grisha-dobrosklonov-po-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-nekrasova/

Характеристика Гриши Добросклонова (Кому на Руси жить хорошо)

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий — сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина». В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом».

В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности.

Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду.

Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив.

Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа.

Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав.

Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.
  • Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

    Прототип Гриши

    Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

    • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.
  • Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

    Выбор героя

    Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет.

    Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, — с народом.

    Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше.

    Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

    «Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» — гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1442-harakteristika-grishi-dobrosklonova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

    Сочинение: Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов) | Литрекон

    (365 слов) Как известно, герои поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1877 год) искали по всей стране счастливца, но, так и не поняв, что такое счастье, прошли мимо того, за кем так долго шли. Почему же именно его, бедного поэта из глубинки, автор сделал счастливым? Для того чтобы понять это, необходимо проанализировать образ Григория Добросклонова.

    Герой является типичным представителем революционно настроенной интеллигенции, вышедшей из духовного сословия. Он имеет семинарское образование, так как отец его был дьяком. Детство юноши было сложным: голод, лишения, муки матери, которой нечем было посолить еду для детей.

    Его жизненный путь от полуголодного исхудалого ребенка к активному борцу за счастье очень тяжелый, ведь в доме, состоящим из одной тесной комнатки, не было даже скотины, и существовала семья за счет добрый соседей.

    В семинарии юноша совсем отощал от голода, и в деревне крестьяне пытались хоть немного подкормить его, будучи благодарными за помощь (грамотный Гриша хлопотал по их делам в городе). Однако несмотря на плохие условия жизни, Григорий имел добрую душу, способность к сочувствию и благотворительности.

    Его не страшат трудности, лишения и даже смерть. К несправедливости он относится резко негативно, и готов отстаивать свои убеждения. Годы рабства не убили в нем стремление к лучшей жизни, которым он хочет вдохновить всех крестьян на честный труд и борьбу за свои права.

    Свет и свобода – вот, чего действительно хочет герой, это те необходимые условия для благоденствия Руси. Любовь к родине соединилась в его сердце с любовью к матери, и свою радость он видит теперь только в ее радости.

    Гриша Добросклонов является героем-резонером, ведь Некрасов его устами провозглашает идеал всенародного счастья.

    Его жизнь во многом напоминает нам судьбы великих критиков и литераторов, а именно Добролюбова, Белинского, Чернышевского.

    Они тоже вышли из бедных семей и всю энергию посвятили не обогащению, а службе во благо народа. Именно эти выдающиеся деятели стали прототипами Добросклонова.

    Многие слова Гриши являются пророческими. Он надеется, что душа народа – это благодатная почва, для которой нужен добрый сеятель.

    И хотя Родина пока молчалива «как убитая», но скоро заговорит в ней сокрытая искра и поднимется на борьбу за свободу неисчислимая рать.

    Гриша выражает веру в свой народ, ведь он – это и есть сеятель, который уже вышел в поле и готов сменить заунывную «Голодную песню» Вахлачины на патриотические куплеты «Руси».

    Многомудрый Литрекон тоже будет счастлив, если его краткое сочинение-рассуждение Вам подойдет, но если же его желание не сбылось, он смиренно просит Вас сообщить причину Вашего недовольства.

    София Ловцова

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho/

    Сочинение на тему: “Образ народного заступника Гриши Добросклонова

    В поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья.

    Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа – это крестьяне, рабочие.

    К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян.

    Эта группа людей – простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут

    обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать “рабстве” у своих хозяев.

    Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли “отдохнуть” лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа – э то бояре, князья – правящий класс.

    Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша – сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме.

    Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих.

    Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян.

    С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни.

    Вот как пишет о нем Некрасов: “И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась – и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет”.

    В подтверждение вышесказанного привожу цитату: “В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною.

    Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо.

    В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим”. (Из “Дневника писателя”) С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ.

    На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.

    Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме “Кому на Руси жить хорошо” велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова – главный образ во всей поэме.

    Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное – это бороться за счастье.

    На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих “плыть по течению”, ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет.

    Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится.

    Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа.

    Некрасов пишет, что “сила неисчислимая” таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее.

    Образцом для подражания Некрасовым был “назначен” Григорий Добросклонов – мужественный, сильный и храбрый герой.

    (No Ratings Yet) Loading… Сочинение на тему: “Образ народного заступника Гриши Добросклонова

    Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-obraz-narodnogo-zastupnika-grishi-dobrosklonova/

    Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» (Н. Некрасов) | Литерагуру

    (341 слово) К закату собственной жизни Некрасов по-своему ответил на волнующий многих вопрос, кому же на самом деле хорошо живётся на Руси? Перед читательским взором на протяжении всего повествования проплывают людские судьбы – из них всё чётче вырисовывается целостный образ окончательно обнищавшей и морально опустившейся русской земли. Появляющийся в эпилоге Гриша Добросклонов – контрастно выделяющийся на общем фоне герой. Именно юный ученик-семинарист, слагающий добрые, воодушевляющие песни, – самый счастливый человек на Руси.

    Счастье Гриши заключено не в физических вещах или материальных благах – в его душе вовсе не отведено место честолюбивому желанию единоличного спокойствия и довольства. Он предан своему народу и живёт ради его благополучия.

    Юноша вырос в семье священнослужителя, но из-за неспособности отца обеспечить безбедное существование двум своим сыновьям и отсутствия матери он оказался среди обездоленных и растерянных крестьян.

    Дьяк Трифон не был плохим человеком, наоборот, бедные люди с состраданием относились к несчастному, который из-за слабости духа пристрастился к пагубному пьянству – неискоренимому пороку русских людей. Но из-за его порока сын был вынужден жить наравне с представителями самых низших слоёв.

    Там Гриша научился прекрасно понимать народную действительность и тонко чувствовать мрачные настроения, блуждающие в ней. Он располагал к себе крестьян и открыто делился с ними всем, что удавалось постичь самому. Они же, в свою очередь, всегда внимательно выслушивали его, чтобы после, уже в пересудах между собой, разносить услышанные речи всё дальше и дальше.

    Его сердце с нескрываемой болью отзывалось на все людские страдания. Он всеми силами старался облегчить жизнь людей и не позволял им поддаваться тягостным раздумьям, способным окончательно омрачить умы, позабывшие из-за обрушившихся невзгод о заложенной внутри них нерушимой национальной силе.

    В образе Добросклонова Некрасов воспевает народных поэтов, отдавших весь свой духовный запас на благо общества.

    Он также упоминает о том, что выделяющихся личностей, задумывающихся не только о собственной судьбе и готовых пожертвовать всем ради кого-то другого, ждёт немало сложностей. Будущее готовит для Гриши Сибирь и ссылку.

    Ну а пока в поэме слышны три его песни, последняя из которых обращена прямо к народу и может восприниматься, как настоящий призыв к вере во всеобщие силы во имя укрепления надежды в светлое и достойное будущее Руси.

    Мария Гуцало

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-n-nekrasov/

    Характеристика Гриши Добросклонова (Кому на Руси жить хорошо) с цитатами — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

    Один из центральных персонажей поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Гриша Добросклонов, характеристика которого имеет решающее значение для понимания произведения.

    Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику.

    Цитаты, характеризующие образ героя, вы найдёте в нашей статье.

    Характеристика образа Гриши Добросклонова

    Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни.

    Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее. Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив.

    Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. Образ матери и родины для Гриши стал единым.

    Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”.

    Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.

    Гриша и его семья

    Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ.

    Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька. Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей.

    “У Гриши — кость широкая,но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви.

    Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.

    Значение образа Гриши Добросклонова в произведении

    Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкоенародного заступника, чахотку и Сибирь”.

    Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому.

    Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения.

    За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).

    Характеристика Гриши “Кому на Руси жить хорошо” содержится в нашей статье. Здесь раскрыт образ и дана полная характеристика героя.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20508-harakteristika-grishi-dobrosklonova-komy-na-rysi-jit-horosho-s-citatami.html

    Образ Гриши Добросклонова ("Кому на Руси жить хорошо")

    Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

    • Еще конец страданию
    • Народному далек,
    • Еще далеко солнышко,

    но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

    В корректуре «Пира…», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

    Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье.

    Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо».

    В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

    1. Кто, служа великим целям века,
    2. Жизнь свою всецело отдает
    3. На борьбу за брата человека,

    Только тот себя переживет… («Зине»)

    • К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:
    • Доля народа,
    • Счастье его,
    • Свет и свобода
    • Прежде всего!
    • Он живет во имя того, чтобы землякам его
    • И каждому крестьянину
    • Жилось вольготно-весело
    • На всей святой Руси!

    Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно.

    Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века».

    Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

    1. В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:
    2. Немало Русь уж выслала
    3. Сынов своих, отмеченных
    4. Печатью дара божьего,
    5. На честные пути.
    6. Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она
    7. Благословясь, поставила
    8. В Григорье Добросклонове
    9. Такого посланца.
    10. И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:
    11. Ему судьба готовила
    12. Путь славный, имя громкое
    13. Народного заступника,
    14. Чахотку и Сибирь.

    Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

    болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом… »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе.

    Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси…» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни.

    Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

    Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов.

    Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

    Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни.

    Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

    • Сбирается с силами русский народ
    • И учится быть гражданином,
    • то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:
    • Доля народа,
    • Счастье его,
    • Свет и свобода
    • Прежде всего!
    • Мы же немного
    • Просим у бога:
    • Честное дело
    • Делать умело
    • Силы нам дай!

    О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая».

    А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

    А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром…

    », пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия… ».

    Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

    Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного».

    Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным.

    Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

    Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема.

    Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов.

    Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного.

    Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

    «Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам.

    Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного…» и «Русь».

    Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

    Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.

    Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). СПб: «Наука» РАН, 2001

    Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obraz_grishi_dobrosklonova_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-705

    Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами.

    Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество — возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу.

    Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

    Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть обязан…

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» — главном произведении его жизни — центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил — помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

    Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России.

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины.

    Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси».

    Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними», и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

    Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький», «убогонький», много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси — он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

    Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения — главе «Пир на весь мир» — появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

    Гриша — выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть.

    Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже», за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

    В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего».

    В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии — Николая Добролюбова.

    Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов — борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

    Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным.

    Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника», но при этом — «чахотку и Сибирь». Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

    Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку.

    Только «души сильные, любвеобильные», по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа.

    Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

    • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    • «Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
    • «Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
    • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
    • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
    • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
    • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
    • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
    • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
    • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
    • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
    • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
    • По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
    • По писателю: Некрасов Николай

    Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/939-obraz-grishi-dobrosklonova

    Ссылка на основную публикацию