Сочинение характеристика судьбинского в романе обломов

Главная страницаСудьбинский

Сочинение Характеристика Судьбинского в романе Обломов
Иллюстрация к роману «Обломов».
Художник А. В. Учаев

Господин Судьбинский является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа «Обломов» И. А. Гончарова.
Краткая характеристика Судьбинского
Господин Судьбинский — это бывший сослуживец главного героя, Ильи Ильича Обломова. Когда-то герои вместе служили чиновниками в канцелярии. Однако Обломов бросил службу спустя 2 года, а Судьбинский настойчиво продолжил карьеру. Теперь Судьбинский занимает почетную должность начальника отделения в одном из департаментов. Благодаря службе он получил чин коллежского советника.
Судьбинский — настоящий карьерист. Он старается получить на службе все возможные награды, премии и т.д. По сути смысл его жизни заключается в государственной службе, наградах, чинах и т.д. Судьбинский много работает: ездит в командировки, готовит доклады и т.д. Он вечно занят работой и, по-видимому, не имеет никаких других интересов. Построив карьеру, Судьбинский теперь думает о женитьбе. Но, судя по всему, он женится не столько по любви, сколько ради выгоды (отец невесты дает неплохое приданое и т.д.). Судьбинский приглашает Обломова быть его шафером на свадьбе. Господин Судьбинский является приятелем и бывшим сослуживцем Ильи Обломова
«…Насилу заглянул к старому сослуживцу!..»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Судьбинский служит чиновником в канцелярии:
  • О внешности Судьбинского известно следующее:
  • Судьбинский все время занят служебными делами:

«…Прощай, – сказал чиновник…»

«…Это был господин в темно зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой…»

«…Ни минуты нельзя располагать собой…»
«…Но сколько дела – ужас!..»
«…К четвергу надо приготовить доклад – адская работа!..»
«…Так вот как: всё в трудах! – говорил Обломов, – работаешь…»Судьбинский получил повышение по службе, и теперь он занимает пост начальника отделения:
«…Приходи обедать, выпьем за повышение! – сказал Обломов…»
«…Начальник отделения – вот как! – сказал Обломов. – Поздравляю!..» (то есть начальник отделения департамента в одном из министерств)

Чин Судьбинского — коллежский советник:

«…Я думаю, на будущий год в статские махнешь…» (статский советник — следующий чин после коллежского советника согласно Табели о рангах)

  1. Судьбинский старается получать все возможные награды и премии на службе:
  2. Господин Судьбинский получает хорошее жалованье, какое получают итальянские певцы:
  3. Судьбинского очень ценят на службе:

«…Еще нынешний год корону надо получить; думал, за отличие представят, а теперь новую должность занял: нельзя два года сряду…»
«…с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет; кто и ничего не делает, и тех не забудет. Как вышел срок – за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, – деньги выхлопочет…» (Судьбинский о своем начальнике и службе)

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение спорт в моей жизни

Оценим за полчаса!

– Да что: тысяча двести рублей жалованья, особо столовых семьсот пятьдесят, квартирных шестьсот, пособия девятьсот, на разъезды пятьсот, да награды рублей до тысячи.
– Фу! черт возьми! – сказал, вскочив с постели, Обломов. – Голос, что ли, у тебя хорош? Точно итальянский певец!..»

«…Ну, конечно, он не имеет такой репутации. Меня очень ценят, – скромно прибавил он, потупя глаза, – министр недавно выразился про меня, что я «украшение министерства»…»

Он является жизнерадостным человеком:
«…Жаль! – сказал Судьбинский, – а день хорош…»

Судьбинский — трудолюбивый и отвественный мужчина. Он считает, что за свою зарплату он должен добросовестно работать:
«…Надо работать, коли деньги берешь…»

Судя по всему, господин Судьбинский является скромным человеком:

«…Меня очень ценят, – скромно прибавил он, потупя глаза…»

При этом Судьбинский не видит себя ни в какой другой сфере, кроме службы чиновником:
«…А что ж бы я стал делать, если б не служил? – спросил Судьбинский…»
Добившись успехов в карьере, Судьбинский наконец собирается жениться. Однако этот брак, судя по всему, он заключает не столько по любви, сколько ради выгоды:
«…Деньги нужны: осенью женюсь, – прибавил Судьбинский…»
«…Да, отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить…»

Господин Судьбинский просит Обломова быть шафером на его свадьбе:

«…На свадьбу, Илья Ильич, шафером приглашаю: смотри…»Также во время своего визита Судьбинский зовет ленивого Обломова на гулянье и на обед, но тот отказывается:
«…Да, я заехал спросить: не поедешь ли ты на гулянье? Я бы заехал…»

«…Поедем, если хочешь, к ним обедать…»

Отношение Обломова к Судьбинскому

Обломов доброжелательно относится к Судьбинскому и вполне радушно принимает его у себя дома. При этом Обломов считает этого приятеля «несчастным» карьеристом. По мнению Обломова, карьера чиновника не позволяет такии людям, как Судьбинский, проявлять себя, свой ум, душу и т.д.:«…А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!..»

Это был цитатный образ и характеристика Судьбинского в романе «Обломов» Гончарова: описание героя в цитатах, отношение Обломова к Судьбинскому и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/07/sudbinskij-oblomov-goncharov.html

Характеристика Обломова

Характеристика Ильи Ильича Обломова  весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным.   Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих  родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать.

Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали.

В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему  поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам  и ничего не ждет от других.  Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь…  А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно  — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком.  В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Сочинение Характеристика Судьбинского в романе Обломов

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-oblomova/

Характеристика Обломова (с планом). По роману И.А.Гончарова «Обломов»

Сочинение Характеристика Судьбинского в романе ОбломовУже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.

Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.

Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.

С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман.

Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе.

А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.

Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.

Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.

При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену.

Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене».

И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.

Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.

Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.

И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела.

Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании.

Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.

  • Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?
  • Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».
  • Далее разберемся в вопросе о том, какое место занимает Обломов в ряду других литературно-общественных типов.

Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.

Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.

Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин».

Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней.

В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».

Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.

Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским.

Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.

План характеристики Обломова

  1. Вступление.
  2. Основная часть. Характеристика Обломова
    1) Ум
    а) Отношение к знакомым
    б) Оценка близких людей
    в) Отсутствие образования
    г) Незнание практической жизни
  3. д) Отсутствие перспективы

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/goncharov/harakteristika_oblomova/

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге­рое безволие, апатию, бездейственность.

Идейную на­правленность своего произведения сам автор опреде­лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от­чего у нас люди превращаются прежде времени в…

кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об­стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви­жения сюжета: читатель видит главного героя лежа­щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо­ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро­ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин.

Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя.

Читайте также:  Сочинение на тему мой папа самый лучший

Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета­рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст­венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах­нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма­нутые им надежды…

» и погрузился в мысленное со­ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос­тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо­ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами… Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков».

Он востребован в светском обществе, поль­зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни­чего привлекательного для себя. «»В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!..

Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко­нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка­кую-нибудь Лидию…

она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевер­тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус­тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу­живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро­кратический Петербург — канцелярский и департа­ментский.

«Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны­ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени­ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на­чальника отделения, собирается выгодно жениться.

И все это на фоне Обломова, который малодушно уво­лился из страха, что начальник объявит ему замеча­ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,…

а равно хронической болью в пе­чени…, угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж­ность…» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз… И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире.

А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…

А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де­вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра­жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо­дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол­кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен­щин, о прекрасных апрельских днях,… о вновь изо­бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло­мова.

Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос­тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч­ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду­маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо­творяется любовью.

Протяните руку падшему челове­ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову… Изображают они вора, падшую женщину,… а челове­ка-то забывают или не умеют изобразить.

Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию… Человека давайте мне!.. люби­те его…» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли­тератору.

«Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб­ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки­петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться…

И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на­станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от­дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни.

Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут.

А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага».

И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво­лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано­вится «грустно и больно…

за свою неразвитость, оста­новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че­ловеческой судьбе и назначении,… когда в голове про­сыпались… разные жизненные вопросы». Но несмот­ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона­жей в романе, ведь они являются одним из средств ха­рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз­можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви­дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по­лезного и нужного.

Источник: http://5litra.ru/soch/189-rol-vtorostepennyh-personazhey-v-romane-i-i-goncharova-oblomov.html

Характеристика Обломова

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности». На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность.

В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо.

Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном». Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них». Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки». Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов». Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома. «Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

«Дальше строки, где учитель проводил черту, он не смотрел, не задавал вопросов, не требовал объяснений». Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать.

Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился.

Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены». Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях». Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно. «Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады». Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!» Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц». Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит». Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе». В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

Читайте также:  Почему гоголь назвал мертвые души поэмой, а не романом?

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Другие материалы по роману «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»
  • Образ и характеристика Штольца
  • Образ и характеристика Обломова
  • Образ и характеристика Ольги Ильинской
  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  • Отношения Ольги и Обломова
  • Детство Обломова
  • Образ жизни Обломова
  • Женские образы в романе
  • Гости Обломова и цель их прихода
  • История создания романа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1174-harakteristika-oblomova.html

Образ Обломова в романе "Обломов" (подробный анализ)

Обратите внимание на то, с какой простотой и закономерностью развивается повествование в первой части, как подчинены все его элементы единой задаче: обрисовать героя, дать объёмный портрет Ильи Ильича Обломова.

Художественное пространство и время: один день из жизни героя, похожий на множество других, дает представление о целых годах, прожитых в стенах этой квартирки на Гороховой улице. Этот замкнутый мир, едва сохранивший связующие нити с шумной и суетливой жизнью вовне, весь пропитан Обломовым: каждая вещь здесь носит отпечаток его личности.

Обратите внимание также на гоголевский подтекст в первых главах романа: мечты Обломова об уединенной сельской жизни (глава 8), описание интерьера комнаты (глава 2) не могут не напомнить о Манилове.

А кого ещё из героев Гоголя мы вспоминаем, читая эти страницы? Замкнутость, закупоренность обломовского жилья воскрешают образ Коробочки, упорные поиски вчерашнего сыра вызывают призрак Плюшкина, некоторая неопределенность черт сближает Обломова с Чичиковым, а вдохновенная ложь о благодеяниях крестьянам всего на шаг отстоит от беззастенчивого ноздрёвского вранья.

Гончаров идет вслед за Гоголем и творчески перерабатывает его опыт. Вот Обломов оказывается в окружении своих знакомых: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева.

Как ярко каждый из них воплощает в себе ту или иную сторону петербургской жизни! Но в отличие от Чичикова, который с любым помещиком находит общий тон, обнаруживая внутреннее сходство с ними, Обломов в разговоре с каждым из гостей проявляет умение не сливаться с чужими мнениями, не признавать чуждых ему истин.

Хамелеонство Чичикова раскрывает в нем ничтожность человеческого содержания. Напротив, несходство Обломова с окружающими показывает его незаурядность, нравственное преимущество.

Гончаров заставляет нас вспомнить персонажей «Мёртвых душ» далеко не случайно. Он обнаруживает типологическое родство Обломова с гоголевскими помещиками, заставляя задуматься над вопросом, предстала ли перед нами ещё одна «мёртвая душа» или эта душа жива и способна очнуться от сонного оцепенения.

Автор даёт нам возможность увидеть и лучшие человеческие свойства героя: способность в ясные сознательные минуты трезво и сурово оценивать себя; честность, искренность и доброту, «волканическую внутреннюю жизнь», невидимую для окружающих. Именно внутренняя честность заставляет Обломова мучительно переживать собственную никчёмность и задаваться вопросом: «Отчего я такой?»

В первой части романа Гончаров мастерски использует все средства реалистической типизации для создания живого, убедительного, объёмного образа главного героя. Автор заставляет нас не только посмеяться над Обломовым, но и проникнуться к нему симпатией, а главное, задуматься, отчего он такой и может ли он измениться. Ответ мы будем искать вместе с героями на протяжении всего романа.

Писатель-реалист старается точно, правдиво и полно изобразить избранное им явление действительности (в данном случае это личность Обломова).

Реализм требует не только объективного изображения, но и аналитического исследования этого явления, стремится на его примере раскрыть законы жизни (социальные, психологические, нравственные закономерности). Поэтому Гончаров не останавливается на изображении Обломова.

Он стремится исследовать и объяснить, как и почему возник этот тип, какие свойства русской действительности закономерно привели к его возникновению.

Эта задача приводит нас в Обломовку.

Приступая к разбору этого фрагмента, обратим внимание на то, что рассказ о жизни обломовцев ведется как бы с двух точек зрения: один взгляд — маленького Илюши Обломова, чуткого, впечатлительного ребёнка, впитывающего в себя всё, что он видит, и воспринимающего это как должное, как норму жизни. Другой — беспристрастный, проницательный и критичный взгляд автора.

Обломов — плоть от плоти своей родной Обломовки, он не мог стать иным, он продолжение целой череды обломовых, под разными фамилиями населявших Русскую землю. Но ведь время не стоит на месте, жизнь меняется. Подумаем, чем образ жизни Ильи Ильича отличается от образа жизни его родителей:

  • ♦        Илья Ильич получил лучшее образование;
  • ♦        он дольше жил в свете, вращался в обществе;
  • ♦        он впитал многие современные идеи, проникся ими.

Резкое отличие показано автором уже в первых главах второй части: Обломов ведёт свою сонную барскую жизнь не на лоне мирной природы, не среди таких же, как он, соседей, а в шумном Петербурге, окружённый деловитыми, энергичными, целеустремлёнными людьми.

Не случайно во сне Обломовка видится герою утраченным раем. Илья Ильич и сам любит подчёркивать своё отличие от грубых и невежественных провинциальных помещиков прежней эпохи.

Но вдумаемся, какой идеал жизни рисует он в своих мечтах, чем этот идеал отличается от существования Обломовки.

Герой Гончарова не только оставил Обломовку в прошлом, но стремится перенести её и в будущее. Внешние небольшие отличия не скрывают единой сути: идеал Обломова — сытая, неспешная жизнь на лоне благодатной природы, жизнь без труда и заботы, полная любви, нежной дружбы и сознания своей хозяйской власти над природой и людьми.

В Обломове есть поэтическая жилка. Чувствительность, тонкость и нежность души Обломова раскрываются в его рассказе не меньше, чем в его сне. Мы понимаем, что выросший в атмосфере любви Илья Ильич воспринимает её как естественную норму человеческих отношений и с трудом существует в мире, где любовные, братские чувства вытеснены тщеславием и корыстью.

«Сон Обломова» не картина жизни патриархальной России. Детская память Илюши Обломова избирательна. Она не запечатлела ни стихийных бедствий (даже просто плохой погоды), ни голода и нищеты, ни тяжёлого крестьянского труда.

Воображение героя создаёт идеализированный, утопичный образ, далёкий от реальности. Жизнь настоящей Обломовки приоткрывается нам через письмо старосты. Вспомним слова Гончарова: «…

если б вы могли представить себе всю грубость и грязь, которая таится в глубине наших обломовок… » Гончаров в этой главе не показывает нам грубость и грязь, он открывает нам Обломовку такой, какой видит её Илья Ильич.

Но даже поэтически преображённая, вымечтанная, она привлекает далеко не всех. Многие вслед за Андреем Штольцем отвернутся от неё с презрением и скажут: это не жизнь, это какая-то… обломовщина.

Обломов и Штольц

Повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости.

Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4).

Декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости.

Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет цитата М. М. Пришвина: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… и т. д.»

Сопоставление героев помогает увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм.

Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью.

Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц.

Гончаров изобразил переживания Обломова, связанные с размышлениями об искусстве, природе и любви очень ярко и подробно.

О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь.

Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же как и в полезность его практической деятельности.

Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна.

Обломов и Ольга Ильинская

Исследуя тип Обломова, автор стремится изучить все его стороны, проанализировать все таящиеся в нём возможности.

Способен ли Обломов к возрождению, есть ли такая сила, чтобы вернуть Илью Ильича к деятельной жизни? Мы видели, что усилия дружбы оказались напрасными.

У Штольца не хватило упорства всю жизнь тащить Обломова за собой, и он не нашел того идеала, ради которого Обломов стал бы двигаться сам. На смену дружбе приходит любовь — самая могучая из всех стихий, властных над человеком.

Идеал Обломова неотделим от образа утраченного обломовского рая с его спокойствием и неизменностью. Между тем в облике Ольги подчёркнута внутренняя энергия, устремлённость к какой-то ещё неведомой цели.

Осмысляя характер героини, обратимся ещё раз к способам создания образа в романе. Обратим внимание на то, что в изображении Ольги преобладает авторское описание, проникнутое симпатией и восхищением.

Достоинства героини, названные писателем, впоследствии раскрываются чередой её поступков. Используется и приём сопоставления с антиподом. Ольге противопоставлена Сонечка — воплощение светской пустоты, кокетства, расчётливости в любви.

Контрастом образу Ольги служит также образ её тетки. На их фоне резче выступают индивидуальные черты героини, ценимые автором: искренность, чистота и сила чувств, ясность ума, простой и здоровый взгляд на жизнь.

Испытание любовью заканчивает исследование личности Обломова. Ольга предлагает Обломову цель, согласную с его собственными стремлениями: любовь, счастье, единую жизнь двух прекрасных душ. Но и ради этого идеала Илья Ильич не смог преодолеть житейские трудности, победить собственные сомнения и лень. Он совершает открытие: «…

в любви нет покоя, и она всё меняется, всё движется куда-то вперёд, вперёд… как вся жизнь…» Ольга подтверждает: «Я видала счастливых людей, как они любят…

у них неё кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют!» В то же время прекрасные свойства души Обломова: честность, деликатность, бескорыстие — проявились в этом испытании особенно ярко.

Пути Ольги и Обломова расходятся. Закономерность такого финала раскрыта автором изначально. На жизненном пути героя встречается другая женщина: она так же во всем противоположна Ольге, как Обломов противоположен Штольцу.

Обломов и Агафья Пшеницына

Для Андрея Ивановича Пшеницына «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ведь самые проникновенные, задушенные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне.

Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности.

Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.

В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем.

Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну.

Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.

Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.

Обломов и обломовщина

Писатель-реалист исследует одно из ярких явлений русской действительности — обломовщину. Гончаров раскрыл её исторические и социальные корни (крепостничество, система барства и рабства), её психологические проявления (лень, апатия, неприспособленность к жизни), её исторические перспективы (неизбежность гибели старой Обломовки, буржуазное обновление России) и т. д.

Критик-демократ Н. А. Добролюбов так и считал, что в романе И. А. Гончарова главное не Обломов, а обломовщина, а герой служит только её наглядным примером. Но почему тогда Гончаров не назвал роман «Обломовщина»? (Третий свой роман писатель также планировал назвать именем героя: «Райский», но заменил это заглавие на «Обрыв». Значит, это для Гончарова принципиально важный момент.

)

Если понимать обломовщину исторически конкретно, как социально-психологическое явление, возникшее в эпоху отмирания крепостного строя, то нужно увидеть в Илье Ильиче угасающий «обломок» этой уходящей жизни и вместе со Штольцем приветствовать зарю новой действительности, восклицая: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век!» Тогда и роман Гончарова интересен нам лишь как музейный экспонат, свидетельство далёкого прошлого.

Но где же тогда носители будущего? Ольга и Андрей тоже устроили свой быт, построили свой мир. Чувствуют ли они себя вполне счастливыми? Как в романе оценивается разумное и благополучное существование Штольцев? Это худший вариант обломовщины, по мнению ряда исследователей.

Если принять эту точку зрения, придётся признать, что труд как таковой, активность, подвижность сами по себе ещё не спасают от обломовщины. «Что же тогда не обломовщина?» — вновь возникает перед нами тревожный вопрос Ильи Ильича. Обломов признаёт, что не нашёл ответа, но известен ли этот ответ Штольцу? Ответил ли на него автор романа?

Уже в первые годы после выхода романа в критике появилась тенденция толковать обломовщину очень широко. Прочитаем фрагмент статьи Добролюбова, где описаны разновидности обломовщины.

Критик находит её проявления фактически повсюду, в любой деятельности, не направленной на активное социальное преобразование. Для Н. А. Добролюбова единственный способ преодоления обломовщины — коренное революционное обновление всего уклада русской жизни. А. В.

Дружинин тоже трактует понятие обломовщины весьма масштабно, хоть и оценивает её иначе. Для него обломовщина — это младенчество нации, преодолеваемое естественным путём в процессе роста. С тех пор Россия стала старше на полтораста лет и пережила не одну революцию.

Жива ли ныне обломовщина? Встречаетесь ли вы с её проявлениями? Что же такое обломовщина?

Обломовщину можно трактовать и как особую мировоззренческую позицию, как философию, противопоставляющую западному идеалу прогресса иные ценности.

Идейная проблематика романа Гончарова чрезвычайно глубока и сложна, а объективность автора так устойчива, что допускает самые разные, даже противоположные истолкования его замысла.

Но даже тех, кто не вдумывается в эти проблемы, вряд ли может оставить равнодушными смешная и трогательная фигура Ильи Ильича Обломова.

Какой след оставил Обломов в жизни людей? Этим вопросом можно завершить размышления о романе. Вспомните те строки, где говорится о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о безграничной преданности покойному Захара, о том, как наполнилась смыслом благодаря Обломову жизнь Агафьи Матвеевны.

Оценке личности героя может способствовать анализ роли второстепенных персонажей романа. Так, бесцветный Алексеев не только является одним из воплощений унылой обломовщины, но и подчёркивает незаурядность, богатство душевной жизни Ильи Ильича.

Образ Тарантьева помогает нам увидеть, с одной стороны, житейскую неприспособленность Обломова, а с другой — его непримиримость к явному злу, способность противостоять ему.

Пощёчина Тарантьеву — доказательство, что есть вещи, ради которых Обломов может встать с дивана и явиться грозной силой на защиту своей душевной святыни.

Если обломовщина шире, чем просто образ жизни Обломова, то и Обломов не исчерпывается обломовщиной. Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и как истинный художник делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/goncharov_i_a/obraz_oblomova_v_romane_oblomov_podrobnyj_analiz/75-1-0-2282

Ссылка на основную публикацию