Сочинение имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Слайд 1Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Слайд 2Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Имя существительное- самостоятельная часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей) Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом а грамматике называется все то, о чем можно спросить : это кто? или это что? По значению существительные делятся на следующие группы: конкретные — называют конкретные предметы живой или неживой природы:журнал, брат вещественные — называют различные вещества: воздух, вода, капрон, масло отвлеченные- называют явления, воспринимаемые мысленно: бег, новизна, радость, выносливость собирательные- называют множество одинаковых предметов как единое целое:листва, детвора Морфологические признаки существительных — род, число, падеж, склонение. Синтаксические признаки имен существительных: в предложении существительное чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и другими членами предложения — определениями и даже сказуемыми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Слайд 3Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Нарицательные- существительные, называющие однородные предметы : лес, стол, книга, учебник

Слайд 4Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Одушевленные существительные называют предметы живой природы(кто?):девочка, птичка

Слайд 5Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Род имени существительного. Род существительного можно определить, поставив к существительному местоимение мой(м.р.), моя( ж.р.), моё (ср.р.): (мой)бант, (моя)тыква, (моё) солнце.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Преступление и наказание - история создания романа достоевского

Оценим за полчаса!

некоторые существительные испытывают колебания в роде: тюль-этот тюль, эта тюль; шампунь-этот шампунь, эта шампунь Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, задира, забияка, плакса, неряха, разиня, грязнуля (Какой ты задира!- о мальчике. Какая ты неряха!- о девочке) Бант- м.р. Солнце- ср.р. Тыква- ж.р.

Слайд 6Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Число имени существительного.

Существительные имеют два числа: единственное и множественное Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного- много: книга-книги По числам изменяются конкретные существительные.

Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцы Не изменяются по числам отвлеченные, вещественные, собирательные существительные. Они имеют одну форму- единственного или множественного числа.

Слайд 7Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Число имени существительного.

Только форму единственного числа имеют: Вещественные существительные:молоко, сметана Отвлеченные существительные:любовь, дружба Собирательные существительные:листва Собственные имена существительные: Кавказ, Урал

Слайд 8Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Падеж имен существительных В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свою название и значение. Каждому падежу соответствуют свои вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении.

Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

Слайд 9Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Описание слайда:

Склонение существительных Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Существительные распределяются по трем типам склонения. К 1-ому склонению относятся существительные ж.р., м.р. с окончанием -а,-я.

Ко 2-ому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием, а также существительные ср. р. с окончанием -о,-е . К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием.

Они имеют мягкий знак в конце основы.

Слайд 10Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)Слайд 11Описание слайда:

Разносклоняемые существительные При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: -существительные на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя -существительное мужского рода путь

Слайд 12Описание слайда:

Неизменяемые существительные Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам.

К неизменяемым существительным относятся : — нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения : ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе… — названия девушки или замужней женщины : леди, мисс, миссис, мадам, фрейлейн, фрау — сложносокращенные слова: МГУ, ЭВМ, АЭС Число и падеж таких существительных можно определить в словосочетаниях и предложениях. На падеж таких существительных могут указывать предлоги.

Слайд 13Описание слайда:

Презентацию выполнила ученица 11 А класса Ершова Елена.

Источник: https://myslide.ru/presentation/568233_skachat-imya-sushhestvitelnoe

Имя существительное и его роль в речи

Здравствуйте, друзья мои!

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Я, как это уже часто бывало, хочу начать наш урок с загадки.

Не кукушка и не дрозд. Из металла крылья, хвост. Не гнездо любимый дом,

  • А большой аэродром.
  • Вы догадались, что это?
  • Самолёт.

Кстати, вы обратили внимание, какой вопрос я задал? Что это? А что обозначает слово «самолёт»? Предмет, а точнее – вид транспорта. Но, если слово отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет, значит, это имя существительное.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Вот об именах существительных сегодня и пойдёт речь.

Давайте ещё раз прочитаем загадку и определим, какие значимые части речи в ней используются.

Слово «кукушка». Оно отвечает на вопрос «кто?» и обозначает предмет живой природы, а точнее, птицу. Слово «кукушка» – имя существительное.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Слово «дрозд» тоже отвечает на вопрос «кто?» и обозначает птицу, предмет живой природы. «Дрозд» – имя существительное.

«Из металла». Это слово «металл», к которому добавился предлог и при этом изменилось окончание. Но само-то оно осталось. Слово «металл» отвечает на вопрос «что?» и обозначает вещество, то есть, фактически, тоже предмет.

Слова «крылья» и «хвост» отвечают на вопрос «что?» и обозначают предметы. Эти слова тоже являются именами существительными.

«Гнездо». Это слово обозначает жилище птицы. Это предмет. Отвечает на вопрос «что?» Конечно, имя существительное.

Слово «любимый» отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. «Любимый» – имя прилагательное.

Что? Дом. Обозначает строение, значит, предмет. Слово «дом» – это, конечно, имя существительное.

Слово «большой» отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. Это имя прилагательное.

Что? Аэродром. Это целый комплекс зданий, приспособлений, техники и специальная площадка для взлёта и посадки самолётов. Но в грамматике этот комплекс всё равно обозначает предмет. И отвечает слово «аэродром» на вопрос «что?». Значит, и оно является именем существительным.

И, конечно, слово «самолёт», также отвечающее на вопрос «что?» и обозначающее большой предмет, летательный аппарат, является именем существительным.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Посмотрите, как много имён существительных в этой загадке. Все они отвечают или, изменив окончание, могут отвечать на вопросы «кто?» или «что?». И все эти слова в грамматике обозначают предметы. Но при этом они очень разные по смыслу.

Это и названия птиц, и вещество, и предметы, обозначающие часть конструкции, жилище птицы и человека, целый комплекс сооружений, техники и место, где всё это находится, летательный аппарат. Видите, какие разные понятия объединяет группа слов, которая называется «Имена существительные».

А какие ещё слова могут относиться к этой группе?

Посмотрите, что выражают эти лица?

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Грусть и радость, удивление и злость. То есть разнообразные чувства. Все эти слова тоже отвечают на вопрос «что?» и обозначают предмет. Конечно, вы можете мне возразить: «Какой же это предмет, если его нельзя взять в руки или просто потрогать!» Но мы ведь раньше уже говорили о том, что в грамматике предметом называется всё то, о чём можно спросить «кто это?» или «что это?».

Гроза, молния, сияние – их потрогать нельзя. Часто это явления. Но к этим словам можно задать вопрос «что это?» и объяснить их значение.

  1. Гроза – это природное явление с громом и молнией.
  2. Молния – это электрический разряд в воздухе.
  3. Сияние – это яркий свет от какого-либо предмета или явления.

А можно ли потрогать или даже увидеть, например, килограмм? Не килограмм яблок, и не гирю массой в один килограмм, а именно сам килограмм? Конечно, нет, ведь это просто единица измерения массы. Но к слову «килограмм» можно задать вопрос «что это?». А его значение я уже объяснил.

Я надеюсь, вы усвоили, что:

Читайте также:  Без прошлого нет будущего - сочинение

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. А словом «предмет» в грамматике обозначают те слова, которые могут отвечать на вопросы кто это? или что это? и значение которых можно объяснить.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

  • Как говорится в стихотворении, которое написала Татьяна Рик:
  • Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты –  Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты,
  • Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Небоскрёбы и мосты, Уши, ноги и хвосты, Булки, яблоки, котлеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные!

  1. они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
  2. К именам существительным относятся слова, обозначающие:
  3. * Предметы, которые можно взять в руки, потрогать: тетрадь, учебник, мяч, тарелка…
  4. * Живые существа: человек, дети, кузнечик, кит, заяц…
  5. * Растения: трава, кусты, тюльпаны, клён…
  6. * Явления природы: гроза, молния, ветер, мороз…
  7. * Вещества: металл, вода, глина, клей…
  8. * Чувства и качества: радость, печаль, смелость, гордость…
  9. * События: салют, праздник, утренник, урок…
  10. * Имена и географические названия: Ольга, Владимир, Россия, Волга…

Этот список можно продолжить. Но зачем? Мы просто определим, что слово является именем существительным, если к нему можно поставить вопросы кто это? или что это?, иесли оно обозначает предмет в широком смысле этого слова и значение этого слова можно объяснить.

Но неужели имена существительные могут отвечать только на вопросы «кто?» или «что?»?

Возьмём, к примеру, слово «комната». Что это? Комната. Нет чего? Комнаты. Любуюсь чем? Комнатой. Как видите, слово «комната» может изменяться вместе с теми вопросами, на которые оно отвечает.

Или возьмём, допустим, имя Вася. Кто? Вася. Нет кого? Васи. Булку дам кому? Васе. Вижу кого? Васю. Горжусь кем? Васей. Думаю о ком? О Васе.

Видите, слово «Вася» тоже может отвечать на разные вопросы. И при этом изменяется окончание имени «Вася».

А теперь я покажу вам все вопросы, на которые могут отвечать имена существительные: кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?

При этом те слова, которые отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают, чаще всего, один предмет, считаются начальной формой слова.

кто? Вася что? комната

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Если же имена существительные отвечают на другие вопросы, у них меняется окончание и появляется новая форма этого слова. Например: кого? ВасИ, чего? КомнатЫ, кем? ВасЕЙ, чем? КомнатОЙ.

Вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел вам рассказать. Не забудьте!

  • К именам существительным относятся слова, обозначающие:
  • * Предметы, которые можно взять в руки, потрогать…
  • * Живые существа…
  • * Растения…
  • * Явления природы…
  • * Вещества…
  • * Чувства и качества…
  • * События…
  • * Имена и географические названия…
  • И многое другое.

Имена существительные могут отвечать на вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?.

Имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают один предмет, являются начальной формой слов.

А ещё постарайтесь запомнить написание слов сАмОлёт и комнАта. Это – словарные слова.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

У слова «самолёт» – два корня. Ведь он САМ ЛЕТает. И между корнями соединительная гласная О. А во втором слоге слова «комната» – буква А. Ком-на-та.

Источник: https://videouroki.net/video/37-imya-sushchestvitelnoe-i-ego-rol-v-rechi.html

Как написать доклад на тему "Что я знаю об имени существительном­", 3 класс?

Имя существительное в русском языке — часть речи, обозначающая предметы, явления и факты. Существительное отвечает на вопросы «что? кто?», а в начальной форме оно стоит в единственном числе в именительном падеже.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Имена существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные — это названия людей и животных, и все они отвечают на вопрос «кто?»: женщина, дельфин, орел. Неодушевленные существительные — это названия неживых предметов, названия растений и все они отвечают на вопрос «что?». Примеры: стол, дерево, трамвай, компьютер.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

  • Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
  • К собственным именам существительным относятся:

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Нарицательными существительными являются все общие названия однородных предметов и явлений.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

  1. В русском языке существуют три рода существительных: женский, средний и мужской. Примеры:
  2. ◆ Мужской род: пейзаж, ветер, мальчик.
  3. ◆ Женский род: улыбка, белочка, река.
  4. ◆ Средний род: крыло, окно, приглашение.

Имя существительное может употребляться в единственном числе и во множественном. Если речь идет только об одном предмете, то он стоит в единственном числе. Если имеется в виду более одного предмета, то — во множественном. Есть ряд существительных, которые употребляются лишь во множественном числе или только в единственном.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Большая часть имен существительных склоняется по падежам, а всего падежей шесть. Падеж определяется по вопросам.

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс) Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

Имя существительное в предложении может быть подлежащим или дополнением, хотя иногда оно может быть и несогласованным определением, и обстоятельством, и даже частью составного сказуемого.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2798813-kak-napisat-doklad-na-temu-chto-ja-znaju-ob-imeni-suschestvitelnom-3-klass.html

Глава 7. Морфология. Имя существительное

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет». К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:

 Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

– Cергей! — зовёт меня мама со двора.

(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл.

В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам.

Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет. Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.

 У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец  – мать , брат  – сестра, муж  — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д.  Грамматический признак рода соотносится с полом.

 У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова  океан , море, река, озеро, пруд  – разного рода, и род не определяется значением слов.

  • Морфологическим показателем рода являются окончания.Если у слова окончания:
  •  а, у  или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
  • а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
  • о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
  • Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола.

Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова  и т.п.

Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.  По-русски можно сказать:

Она такая умница! И: Он такой умница!  Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п.

Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач.

 Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.

Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

  1. Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
  2. Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
  3. Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
  4. Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
  5. Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются.

Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени.

Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.

Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е  в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание [э], гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и  — гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Читайте также:  Княжна марья болконская из романа война и мир толстого (образ и характеристика)

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя. 

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи.

Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой.

Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.

Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.

Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург

Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также  группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. – кто?, что?
  • Р.п. – кого?, чего?
  • Д.п. – кому?, чему?
  • В.п. – кого?, что?
  • Т.п. – кем?, чем?
  • П.п. – (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.). 

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? —  какаду – И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
  • (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения.

Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е.

словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает  журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама», — зову её я.

  • Мать — подлежащее
  • У окна – обстоятельство
  • Журнал — дополнение
  • Фотографии — дополнение
  • Людей — определение
  • Природы — определение
  • Мать — подлежащее
  • Учитель — сказуемое
  • Географии — определение
  • Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)

Правильные ответы:

  1. Имена собственные
  2. Имена нарицательные
  3. Да
  4. По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Разносклоняемые
  6. Постоянным (неизменяемым)
  7. Кто? Что?
  8. П.п.
  9. Да
  10. Нет

Смотрите также

  • Морфология. Имя существительное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/176

Сочинение на тему Имя существительное

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся.

Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.

Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”,

“дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т. д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.

Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей.

В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения.

Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.

Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно).

Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.

Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”.

Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевленные – обычные неживые предметы.

Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевленность являются обязательными морфологическими признаками имени существительного.

Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке.

Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

3, 4, 5 класс.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-imya-sushhestvitelnoe/

Сочинение на тему «Имя существительное»

Чтобы выразить свои мысли и чувства, передать информацию люди используют предложения. Они состоят их определенных словосочетаний, которые, в свою очередь, складываются из слов. Они помогают точно сформировать мысль. Язык является своеобразной системой, которая требует порядка и классификации. Все слова подразделяются на группы, которые носят определенное название.

Элементарные примеры

Русский язык богатая, словарный запас достаточно широкий. Он включает в себя много интересных, даже необычных выражений. Некоторые дошли к современникам от предков. Другие – пришли вместе с технической революцией. Для удобства они классифицируются в зависимости от вопроса, на который отвечают. Это удобная система определить принадлежность слова к определенному классу.

К основным частям речи относится имя существительное. Роль группы очень большая, ведь она обозначает практически все названия, имена, обозначения, события. Примеры: дерево, Катя, дождь, одеяло, арбуз, кот и много другого. Все вещи и живые существа имеют свои названия, так что примеров масса.

Все, что нас окружает, может быть одушевленным и неодушевленным. Так имя существительно может отвечать на вопрос: «кто?» (живые объекты) или «что?» (неживые объекты). Слово «собака» отвечает на вопрос «кто?», так как является одушевленным объектом. А выражение «картошка» отвечает на вопрос «что?», так как это неживой предмет.

Особенности использования

Имя существительное может по-разному звучать. Это зависит от рода, падежа и числа. В любой фразе встречаются такое название. Это основа любого предложения. Даже в школьной программе ученики первым делом изучают именно эту часть речи.

Вопросы, на которые отвечает слово, в любом случае отталкиваются от объекта. Вокруг имени существительного формируется все фразы. Нельзя точно передать информацию и любую мысль без имени существительного. Даже если целое предложение будет состоять из этой часть речи, то смысл будет оставаться понятным.

Можно быть неосведомленным в правилах русского языка, но важность имя существительного должен понимать каждый. Чтобы построить правильное предложение придется использовать именно эту часть речи.

Если убрать из языка названия предметов и живых объектов, то разговор станет непонятный и бессмысленный. Будет невозможно сформировать свое желание, передать эмоции, опыт, знания.

Важно детальней разобраться в особенностях данной группы слов, постоянно совершенствовать свои знания и пополнять словарный запас.

Так же вы можете прочитать сочинения на темы

Здоровый образ жизни – сочинение

Сочинение-описание внешности человека

Что такое дружба? – сочинение

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/imja-sushhestvitelnoe.html

Написать объёмное сочинение на тему: роль существительного в речи )

Написать объёмное сочинение на тему: роль существительного в речи )

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа. Существительные называют предметы в широком смысле, т. е.

не только конкретные предметы окружающей действительности (дом, стол), их совокупности (листва, джунгли) или составные части (ветка, стебель), но и живых существ (птица, человек, Пётр), а также действия и состояния в отвлечении от их производителей (бег, отдых), свойства и количества в отвлечении от их носителей (белизна, сотня).

Следовательно, значение предметности — это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным. Для обнаружения грамматического значения предметности (особенно в тех случаях, когда необходимо отграничить имя существительное от других частей речи с близким лексическим значением; ср.

: белизна — белый, сотня — сто, отдыхать — отдых) на практике используется подстановка местоименных слов с обобщенно-предметным значением: кто или что.

Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории имен существительных.

Для существительных русского языка характерны четыре морфологические категории: одушевленность ~ неодушевленность, род, число и падеж.

Одушевленность ~ неодушевленность и род — это лексико-грамматические категории существительных: каждое слово входит в определенный грамматический класс существительных одушевленных ~ неодушевленных, мужского, женского или среднего рода. Это — постоянные признаки существительного. Число и падеж — переменные признаки существительного: существительные могут изменяться по числам и падежам.

Общее категориальное значение предметности и частные морфологические категории одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа — это собственно морфологические признаки существительного, которые являются наиболее важными при характеристике имени существительного как части речи.

Для полной характеристики данного грамматического разряда важно также учитывать синтаксические и словообразовательные свойства. Имя существительное в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением: Их дочки Таню обнимают (П.).

Для словообразования имен существительных характерны суффиксы -тель, -щик, -ник, -ниj(e), -тиj(e), -ость, -ств(о) и др.

Каждый день мы начинаем с приветствия, слов, каких-то реплик, но очень редко задумывеамся о значение этих слов или частей речи к которым относятся эти слова.

Вы когда-нибудь задумывались о роли имён сущесвительных в нашей речи?

А ведб огромное количество произнесенных за день нами слов относятся именно к этой части речи. Существительные окружаютт нас по всюду…. любой называемый нами предмет одушевлен он или неодушевлен это как правило имя существительное.

 Могуч и красив наш язык, сколько прекрасных эпититов красивых слов, точных сравнений. Прежде чем начать сравнивать, нужно найти предмет о котором мы будем говорить. Общаться только эпититами, определениями или местоимениями, просто не возможно…

Следжуя из вышесказанного следует сделать вывод, что без имен существительных наша речь была бы сккомканной, не понятной и не связной. Мы просто напросто не понимали бы о чем говорим и что описываем, так что имена сущесвительные это слова которые имеют признаки описываемые другими частями речи.

Источник: http://uhschool.ru/4789

Ссылка на основную публикацию