Сочинение иван тимофеевич в повести олеся куприна (образ и характеристика)

Сочинение Иван Тимофеевич в повести Олеся Куприна (Образ и характеристика)Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна «Олеся». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.

Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся — настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают.

Сама красота Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».

Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя.

Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати —двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть…»

«Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Почему гоголь назвал мертвые души поэмой, а не романом?

Оценим за полчаса!

Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.

Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо.

Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, — чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки».

И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.

Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.

Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы.

И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила судьба.

Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил.

Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем.

Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.

Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.

Источник: http://www.rlspace.com/povest-a-i-kuprina-olesya-obraz-glavnoj-geroini/

Образ Олеси в повести А. И. Куприна "Олеся"

Сочинение Иван Тимофеевич в повести Олеся Куприна (Образ и характеристика)
Олеся Куприн

В русской литературе очень много характерных образов женщин. Среди них встречаются и сильные духом, и умные, и самоотверженные, и многие другие.

Русские женщины с их богатством внутреннего мира всегда притягивали известных писателей и поэтов, чьи произведения дают возможность лучше понять человеческие взаимоотношения и жизнь в целом. Они описывают сложные трагические ситуации, поведение различных характерных персонажей, дают возможность прочувствовать всю глубину чувств, которые терзают героев.

Повесть «Олеся» занимает особое место в русской литературе и в сердцах читателей. Главная героиня Олеся вызывает у читателей разные чувства, порой весьма противоречивые. И это связано с ее характером, который является слишком свободолюбивым. 

Чтобы лучше понять Олесю, нужно заглянуть в ее прошлое. Ее жизнь проходила в постоянной суете, смене мест, вплоть до лесной глуши, поскольку за ней всегда шла дурная слава. Олеся даже не ходила в церковь, потому что верила в то, что силы ей дает не Бог. Это вызывало еще больше отторжения со стороны людей. А именно такое отношение побуждало ее душу становиться сильнее.

Она выросла и превратилась в очень красивую девушку, которая весьма отличалась от типичных деревенских жительниц. Он пышет свободолюбием.

Однажды в ее жизнь врывается большая любовь — Иван Тимофеевич. Сначала Олеся старается не реагировать, но со временем жар любви только сильнее разгорается в ее сердце. И она отдается ей без остатка. Всю свою искренность и нежность она отдает Ивану Тимофеевичу. Она даже решилась пойти в церковь, несмотря на все свои принципы.

Но даже независимо от всей силы своих чувств, Олеся думает и о будущем своего возлюбленного. Она дает отказ на его предложение выйти за него замуж, потому что не хочет быть бременем и не желает, чтобы он стыдился ее присутствия. Она прощается с ним и оставляет ему в память о себе только лишь бусы. 

В своей повести, Александр Куприн нарисовал образ красивой и искренней девушки, которая выросла обособленно от людей, но благодаря этому обрела гармонию с природой и способность на высокие чувства.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/03/obraz-olesi-v-povesti-kuprina-olesya.html

Характеристика образа Ивана Тимоеевича (по повести Олеся : Куприн А. И.)

Александр Куприн весьма драматично рассказал о судьбе типичного русского интеллигента. Коих можно охарактеризовать как людей не предприимчивых, не действующих, в противоречие к тому, что они многое знают, понимают и чувствуют. Будь деятельность такого интеллигента более активной — она стала бы результативна, но Иван Тимофеевич не способен придать ей значимости.

Этих героев можно было наблюдать в русской литературе начиная с образа Обломова-Гончарова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Иван Тимофеевич очень близок к нему, пусть он и не пролеживает диван, но его пассивность сказывается на его судьбе ничуть не лучше. Когда нужна решимость, он может засомневаться : «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!». А ведь он таким восклицанием создал проблем горячо любимой женщине.

Автор наполнил образ как положительными чертами, так и требующими презрения. Грамотный, умный мужчина совершенно не понимает чем занять самого себя во время пребывания в Полесье.

Иван Тимофеевич берется от безделья лечить людей, обучать грамоте Ярмолу, знакомится с местной интеллигенцией. Ему хочется чего-то яркого и интересного. Так Иван Тимофеевич знакомится с местными ведьмами.

Необычная девушка Олеся подмечает его плохое качество: «Слову вы своему не господин». И оказалась права.

Отвратительно читать измышления Ивана Тимофеевича, где он показывает что условности для него важнее, чем любовь. Например, мнение общества: герой мысленно примеряет на Олесю роль светской дамы и оказывается недоволен получившейся картиной.

Судьба Ивана Тимофеевича оказалась несчастлива, в соответствии с предсказанием юной ведьмы. И поменять он ничего не сумел. Начитанный и неглупый он не прислушивается к себе и своим ощущениям.

Когда Олеся противилась воцерквлению, он вдруг решил уговорить ее сделать это. А ведь чувства предупреждали его: героя охватил ужас и желание попросить Олесю не идти в церковь. Но он так не поступил.

Не уберег от предвиденных последствий свою любимую.

Влюбленный Иван Тимофеевич оказался не способен на поступок. Он привык жить плывя по течению.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8938

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=8938

«Олеся» краткое содержание для читательского дневника по повести Куприна (11 класс) – главная мысль, сюжет, мое мнение, отзыв

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

В первой главе он говорит о том, что перечитал все имевшиеся книги, а перед уездом в деревню успел отправить в газету рассказ. Значит, как и все помещики того времени, он образованный, умел читать и писать, а также имел сведения о лечении. И все же ему не хватало терпеливости, чтобы лечить людей или научить их грамотности.

Он лишь научил Ярмолу писать его «фамилие».

Автор не дает полного описания внешности. Читатель сам лишь может догадываться об этом. Из его разговоров с Олесей мы узнаем, что он молодой и холостой. Ивану Тимофеевичу явно не нравится привычка людей прислуживаться, целовать руки. Он осознает, что это осталось после веков рабства и насилия. Также, герой произведения любит охоту. Собственно, из-за этого он и попал к ведьмам в избу.

Когда персонаж встретился с Мануйлихой, он не растерялся и хитро предложил ей денег за гадание. Что интересно, о человеке по имени Иван говорят, что характер у него очень противоречив. Он одновременно добродушный и коварный. Кроме этого, он сильно нервничает, когда перед ним стоит выбор, и, в конце концов, делает промах.

В произведении «Олеся» Александр Иванович показывает, что Иван Тимофеевич любит молодую ведьму. Герой и сам так считал после разлуки из-за его болезни. Но затем, когда он предложил ей выйти за него замуж, сам подумал, не случится ли какого-нибудь несчастья. Мы знаем, что он несуеверный человек.

И все же он захотел остановить Олесю, понимая, какой ужас предстоит ей там. Но он так и не остановил ее. Вроде бы он звал ее замуж, то есть в церковь, но вдруг передумал. Он так и не решился на этот поступок. Догадываясь, что Олеся пойдет в церковь, он не остановил ее.

Это говорит о слабости духа и нерешительности.

Мне очень жаль, что так все случилось. Иногда хочется пожалеть его и дать шанс все исправить. Но ведь как правильно, что они больше не будут вместе. У персонажа несколько раз была возможность избежать плохих последствий, но он не воспользовался этим. Я думаю, что довольно сложно в реальности понять, насколько искренен человек. А ведь как это важно!

  Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Краткое содержание «Олеся» для читательского дневника

ФИО автора: Куприн Александр Иванович

Название: Олеся

Число страниц: 96. Куприн А. С. «Олеся». Издательство «Эксмо-Пресс». 2020 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1898 год

Главные проблемы «Олеси» Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем.

Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора.

Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу.

Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий.

Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Главные герои

  • Иван Тимофеевич – молодой барин, добрый, отзывчивый, чуткий молодой человек, без предрассудков.
  • Олеся – красивая, открытая, добрая девушка, необразованная, считающая себя колдуньей.
  • Мануйлиха – бабушка Олеси, замкнутая, недоверчивая женщина, которую местные жители считали злой ведьмой.

  Сравнительная характеристика Кирибеевича и Калашникова

Ярмола – слуга молодого барина.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Олеся»
  • для самых компанейских — Главные герои «Олеся»
  • для самых крутых — Читать «Олеся» полностью

Особенности произведения

  1. Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе «Олеси» Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

  2. Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

  3. Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Сюжет

Повествование ведется от лица молодого барина Ивана Тимофеевича, писателя, которого судьба забросила в глухую деревушку на окраине Полесья.

Единственным его развлечением была охота, да попытки обучить грамоте своего слугу Ярмолу. От него же барин узнал, что неподалеку живет самая настоящая ведьма.

Ярмола рассказал, как в селе невесть откуда появилась женщина по имени Мануйлиха, но вскоре она была изгнана за свою связь с нечистой силой.

Вскоре Ивану довелось лично познакомиться с таинственной колдуньей. Заблудившись в лесу во время охоты, он набрел на избушку, хозяйкой которой оказалась та самая Мануйлиха. Иван попросил ее погадать, но в самый разгар гадания появилась внучка колдуньи – молодая темноволосая красавица Олеся.

В мыслях Ивана прочно засел образ красивой девушки и, как только просохли дороги, он вновь отправился к избушке Мануйлихи. Барин попросил Олесю погадать ему, и девушка призналась, что уже дважды раскидывала на него карты. Она рассказала, что молодому человеку выпадает великая любовь, но сам он принесет много горя той, кто его полюбит.

С этого дня Иван стал частым гостем в лесной избушке. Его привлекала не только красота Олеси, но и ее пытливый, самобытный ум и чистая душа. Постепенно между молодыми людьми возникло чувство глубокой привязанности.

Однажды Иван застал Мануйлиху и ее внучку очень расстроенными – местный урядник, угрожая тюрьмой, приказал им покинуть избушку в течение суток. Барину удалось задобрить урядника, и тот пообещал оставить в покое женщин, которых ненавидели и боялись местные жители.

Олеся поначалу пыталась уйти от судьбы, но когда поняла, что это невозможно, призналась в любви Ивану. Ее чувства были взаимны, однако девушку все еще мучили дурные предчувствия после гадания. Герой хотел жениться на своей возлюбленной и увезти ее с собой, однако Олеся отказалась – она не хотела портить жизнь молодому, образованному барину из знатной семьи.

Однажды Олеся назначила Ивану встречу в церкви, но тот задержался по делам службы, и опоздал. Он узнал, что местные женщины, увидев молодую колдунью в церкви, до полусмерти избили ее. Чудом вырвавшись, Олеся прокляла их и убежала. Иван бросился в лесную избушку. Олеся, охваченная лихорадкой, сообщила, что ей с бабкой нельзя здесь больше оставаться, и она видит Ивана в последний раз.

Той же ночью на деревню обрушился сильный град, который побил весь урожай у селян. Утром Ярмола разбудил барина и настоял на том, чтобы тот как можно быстрее покинул деревню.

Местные жители не сомневались, что град был наслан колдуньями из мести.

Желая предупредить Олесю об опасности, Иван помчался в избу, но застал лишь следы поспешного бегства и красные бусы Олеси – единственно напоминание о ее безграничной любви…

Анализ «Олеси» Куприна

  • Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.
  • Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.
  • Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Сочинение про Олесю

Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?

Многие влюбляются в само имя — Олеся. Хоть оно романтичное и таинственное, но одна из тайн этой девушки, что на деле же ее зовут Алена. Девушке двадцать четыре года. И, стоит отметить, что это уже не девушка на выданье, а гораздо взрослее.

Черные волосы придавали образу загадочность, подчеркивая стройную фигуру. Автор говорит, сто раз вглянув в ее лицо, его уже невозможно было забыть. Глазам же Куприн уделяет особое внимание, описывая всевозможными прилагательными. Ее руки были так же красивы и изящны, как и она сама, хоть и натруженные от постоянной работы.

Девушка явно отдает предпочтение красному цвету, так как носила красную юбку. Дополняла свой образ Олеся таким же красным платком. От других девушек она отличалась не только внешностью, но и изяществом манет. Странно было это. Ведь не умея читать, она говорила настолько красиво и выразительно, что ее речь можно было сравнить с речью аристократки.

Росла Олеся у бабушки, без родителей. Когда-то жили они в селе, не зная проблем. Однако позже их обвинили в колдовстве. С тех пор бабушка с Олесей живут в лесу. Жизнь в лесу для девушки: она не любит людей и их общества, но обожает бывать наедине с природой. Животных она любит так же сильно.

Читайте также:  Роль знаний в жизни человека сочинение

Эта девушка не даст себя в обиду, отличаясь сильным характером. Она самоуверена и горда. Олеся верит, что именно она — настоящая колдунья.

Вот именно всеми этими качествами в совокупности и понравилась Олеся Ивану Тимофеевичу, который не встречал подобным девиц. Олеся действительно обладала даром, поэтому сразу увидела, что ждет ее с этим мужчиной. Увидела девушка и свой позор и его плохие качества. Но почему-то именно к нему ее тянет и сопротивляться своим чувствам она не в силах.

Именно благодаря уговорам Ивана Тимофеевича она оказывается в церкви, где на нее нападают разъяренные жители села. Случайность это или нет, но в порывн злости Олеся желает им море слез и тем же вечером сильный глад уничтожает весь урожай. Олеся заболевает. Она вынуждена навсегда покинуть эти места.

На память же Ивану Тимофеевичу остаются лишь красные бусы.

Вариант 3

Повесть «Олеся» по праву считается одним из лучших произведений Куприна. В ней речь идет о благородстве, чистоте и красоте необычной девушки по имени Олеся, которая живет вместе с бабушкой в глухом лесу.

Их уединение вынужденное, так местные жители считают, что бабушка с внучкой колдуньи. Сама Олеся уверена, что душа ее и всех женщин их рода продана дьяволу. Случайно повстречавшись в лесу с барином Иваном Тимофеевичем, Олеся постепенно влюбляется в него и даже готова выполнить любой его причуд.

Молодая «колдунья» выгодно отличается от деревенских девушек и женщин, живущих недалеко. Автор подчеркивает ее необычную красоту, но больше всего Ивана Тимофеевича поражает ум и целостность девушки. Непривыкшая никому подчиняться, кроме бабушки, кажется, что Олеся является частью природы, с которой слилась. Даже дикие звери и птицы слушаются ее.

Ее природный ум выгодно развивается в дали от «цивилизации». Подружившись с человеком из высшего общества, достаточно незаурядного, Олеся сама развивается. Ей интересно все, что может рассказать этот молодой человек. А он поражается тому, как разумно она делает выводы из его рассказов и как жадно впитывает все то, что ей неизвестно.

И хотя деревенские жители считают ее и бабушку «ведьмаками», Куприн показывает насколько в нравственном отношении эти женщины выше их.

Скорее жителей Полесья бесит то, что бабушка с внучкой сами не желают сходиться с ограниченными людьми, держатся особняком.

Из зависти и злости, они под пьяную руку обвиняют Олесю с бабушкой во всех бедах, сплетничают, ненавидят, и все это поразительно контрастирует с безмятежностью молодой девушки, с ее сильным характером и богатым внутреннем мире.

Для таких женщин как Олеся любовь — это то чувство, которое рождается один раз. Она однолюб и как цельная натура готова принести себя в жертву. Девушка отлично понимает, что церковь — это не то место, где ее поймут. Олеся суеверна, она «видит» судьбу, уготованную человеку. Может предсказать смерть и так далее.

Пожалуй это единственный минус у этой славной девушки. Но даже в этом она не виновата. На желание Ивана Тимофеевича прийти в православную церковь Олеся отвечает согласием. Может быть она делает это не только для него, но и для себя. Может быть хочет удостовериться, что храм Божий и для нее также открыт, как и для других.

Однако ограниченность и дикие обычаи местных жителей приводят к тому, что красивую, высокую, свободолюбивую девушку избивают. Это испытание она выдерживает с гордо поднятой головой. На желание Ивана Тимофеевича выйти за него замуж, она отвечает отказом.

Несмотря на то, что она выросла в лесу, Олеся более дальновидная, понимает, что их брак обречен. Она не принадлежит его кругу и скорее всего он рано или поздно не выдержит такого испытания.

Олеся не хочет, чтобы барин возненавидел ее, поэтому на следующий день после избиения она с бабушкой уезжает в неизвестном направлении.

В этом заключается мудрость женщин, но будут ли данные герои счастливы в дальнейшем — никто не знает.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый уголок природы (5, 6, 7, 8, 9 класс) У каждого человека есть свою любимые уголки природы. Весенний луг, укромное место в парке или просто дачный участок. В таком заветном уголке можно остаться в тишине наедине со своими мыслями, помечтать, посмотреть на красоту природы.
  • Сочинения по творчеству Маяковского Сочинения по произведениям Маяковского
  • Сочинение в жанре путевых заметок Часть путешествий всегда занимает дорога. А в дороге часто встречается что-то интересное: события, люди, места. Вроде бы мелочь, но описание всего этого и складывается в путевые заметки.

Образ в произведении

(Иван — Геннадий Воропаев и Ярмола — Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф «Олеся», СССР 1971)

С Ярмолой Иван сходится по одной страсти – охоте. Бывает время, когда его ничего не интересует и не радует, кроме лесных пейзажей, он чувствует некую нераздельность с лесными тропинками. Он чувствует потребность быть столь же естественным человеком, какой была Олеся в родном лесу. Только такая естественность кажется герою красивой, а олесины слова – мудрыми и точными.

  Сочинение на тему «Мой любимый учитель» для разных классов

(Олеся — Людмила Чурсина; Иван — Геннадий Воропаев, кадр из х/ф «Олеся», СССР 1971)

Именно поэтому видится четкое противопоставление образов Олеси и Ивана и воспевание образа естественного человека. Иван, интеллигент, образованный человек и писатель, но места ему нет ни в глуши, ни в свете, так как кругом ложь, человеческие страсти, пошлость, ограниченность или невежество.

Олеся как чистый луч света на лесной полянке, мелькает в его жизни, но до неё Ивану не дорасти, нравственно он проигрывает её неподражаемому благородству, её милосердию, бескорыстности, доброте, самоотдаче.

И в этом трагедия всей русской интеллигенции 19 века — начинать и бросать, влюбляться и предавать, жить, плывя по течению и всюду не находить места.

Источник: https://memblog.ru/analiz-proizvedenij/olesya-analiz.html

Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента.

Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни.

Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его могла бы быть более результативной, но сделать ее значимой он не способен.

Такие герои в русской литературе начались еще с легкой руки Гончарова. Его Обломов перевернул представления об интеллигенции России 19 века. И Иван Тимофеевич из купринской «Олеси» ничуть не лучше.

Он, конечно, не лежит на диване, но его пассивные желания имеют такую же разрушительную силу, как лень Василия Обломова. Когда нужно действовать решительно Иван Тимофеевич только вопрошает: «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!» .

А ведь женщине, которой адресован этот вопрос и которую он искренне и горячо любит гораздо тяжелее, чем ему в ту минуту.

Александр Куприн как-то сумел нарисовать для читателя своего героя на грани между положительным к нему отношением и презрением.

Грамотный, умный мужчина, который относится к слову «благородный» и производным от него, как к чему-то неприятному и постыдному: «Во всех ее движениях, в ее словах,… есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова)…», он от скуки не знает чем заняться во время вынужденного пребывания в Полесье. Это и приводит к беде.

Никого не осуждая и не высмеивая, Иван Тимофеевич пытается народ лечить, рассказы писать, уроки давать и даже делает попытки наладить взаимоотношения с представителями местного общества. Однако человеку тонкой душевной организации хочется настоящего, интересного и волнительного.

Он готов, пренебрегая рекомендациями, познакомиться с местной ведьмой. Для чего ему это нужно, сам сказать не в силах. И здесь полностью проглядывает в каждом поступке, жесте русский интеллигент, описание которому так точно и ярко дала жительница леса Олеся: «Слову вы своему не господин.

Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

Права Олеся оказалась во всем. И судьба у героя Куприна не счастливая, и поменять он ее не смог или не захотел. Но самое главное, что Иван Тимофеевич, умный и начитанный, тонко подмечающий мельчайшие детали, вдруг пожелал соединить несовместимое.

Как можно было получить такой подарок от Олеси, как ее желание сходить в церковь? Как можно было, столько времени общаясь с ней и уже начиная чувствовать как она, не прислушаться к себе! «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня.

Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но не сделал этого Иван Тимофеевич. А расплатилась за все сполна невиновная Олеся.

Такая мягкость натуры, слабохарактерность и какое-то извечное чувство русского человека покорности судьбе дополнены Александром Куприным едва уловимыми замечаниями о том, что не любит его герой, когда ему руку целуют.

Более того, он сам пишет: «… я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…».

Подмечает автор, что жалеет Иван Тимофеевич первого пропойцу в Переброде Ярмолу, точнее, даже не его самого, а многочисленную семью: «Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода».

Не убегая от судьбы, он фактически губит бедную девушку, косвенно являясь причиной ее испытаний. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что себя в этой ситуации он не оправдывает. Все повествование, написанное легким, местами ироничным слогом, ведется от лица главного героя.

Иван Тимофеевич красочно передает свои эмоции и мысли. Любя искренне Олесю, он признает, что для него все же важнее условности.

В данной ситуации мнение света: «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…».

Как хотелось бы, чтобы роман Ивана Тимофеевича с Олесей завершился бы как у Владимира Высоцкого с Мариной Влади, которая стала знаменитой после роли главной героини в одноименном фильме по повести Куприна:

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,Пусть дождем опадают сирени,Все равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • По произведению: «Олеся»
  • По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/312-obraz-ivana-timofeevicha

Анализ повести «Олеся» (А. И. Куприн) | СуперСоч

Гармоничная взаимосвязь человека и природы, невидимые нити, связывающие людей и окружающий мир – все это волновало русского писателя Александра Ивановича Куприна.

В своих произведениях он часто рисовал образ так называемого «естественного» человека, способного оставаться чистым и свободным от суеты материального мира, быть максимально близким к матушке-природе.

В своей повести «Олеся» писатель в полной мере раскрыл проблему «естественного» человека в современном обществе.

История создания

Как-то раз Александр Иванович гостил в живописном Полесье у своего приятеля, помещика Порошина. От него он узнал любопытную историю непростых взаимоотношений помещика и местной колдуньи. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу повести «Олеся».

Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в журнале «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини  – «Олеся».

Жанр и направление

Творчество Куприна пришлось на тот период в литературе, когда модернизм стал конфликтовать с более привычным реализмом. Однако подобные модные веяния никак не отразились на произведениях писателя, который неизменно придерживался реалистических традиций русской литературы. Соответственно, направление повести «Олеся» можно смело отнести к реализму.

Жанр произведения – повесть, поскольку в нем воспроизводится естественное течение жизни в хронологическом порядке. Вместе с главным героем, Иваном Трофимовичем, читатели проживают все события и переживания, выпавшие на его долю.

Суть

В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.

Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи,  юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.

Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку.

В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов.

Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.

Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.

 

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа —  молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.
  • Центральная тема – всеобъемлющая любовь Олеси, ее способность пожертвовать собой ради любимого человека. Подобное чувство дано испытать не каждому человеку, и Иван Тимофеевич воспринимал любовь лесной красавицы как бесценный дар.
  • Извечное противостояние природы и мира людей. В произведении автор очень четко разделил людей на две группы. Жители деревеньки, городские жители, да и сам Иван Тимофеевич принадлежали к приземленному, мещанскому мирку, в котором правили лицемерие, зависть, предрассудки, поклонение золоту и высоким чинам. Олеся же была представительницей так называемых «естественных» людей, для которых искренние чувства и свобода были превыше всего. Они мыслили и относились к жизни совсем иначе, чем обычные люди. Живя вдали от цивилизации, Олеся смогла сохранить в себе свою истинную сущность, не испортить ее посторонним влиянием.
  • Влияние природы на человека. Автор мастерски описал природу, которая послужила фоном для развития отношений двух молодых людей. Она представлена словно некое живое существо, которое очень точно отражало мысли настроения главных героев. Если в начале любовного романа барина и Олеси стояла солнечная весна, дарящая светлые надежды на будущее, то их разрыв сопровождался страшной грозой, способной разрушить все до основания.

Проблемы

В повести «Олеся» Александр Иванович поднял проблему, которая очень его волновала. Он описал конфликт, который неизменно возникает между обществом и теми, кто по каким-то причинам не вписывается в него.

Так, старуха Мануйлиха и ее внучка Олеся совсем не походили на обычных сельских жителей, за что были обречены на жизнь в одиночестве в лесной избушке.

Читайте также:  Зимний пейзаж - сочинение

Их ненавидели и боялись, хотя женщины не представляли никакой угрозы для селян, у них попросту были другие жизненные ценности.

Писатель также поднял проблему религии. В кульминационной сцене, когда Олеся появилась в церкви, сельские жительницы набросились на девушку. Они искреннее считали, что она связана с дьяволом и не имеет права появляться в храме.

Вместо того, что проявить смирение и любовь к ближнему, как того требует православие, эти люди под маской праведного гнева чуть не разорвали героиню на части.

В этом проявилось лицемерие так называемых верующих людей, которые позабыли, что такое добро и справедливость.

Идея произведения заключается в том, что жизнь вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их.

По своей сути толпа неразборчива и покорна, в ней правят первобытные инстинкты, и зачастую верх в ней берут не самые лучшие ее представители. Так, жители деревни показали себя куда большими дикарями и варварами, нежели две одинокие женщины, выбравшие для себя путь уединения.

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Критика

Повесть «Олеся» — одно из самых знаменитых произведений Александра Ивановича Куприна, которое было оценено по достоинству еще при жизни писателя.

Писатель Максим Горький был покорен повестью Куприна. Ему была по душе та сила и непосредственность, с которой было написано произведение.

Профессор Константин Бархин дал высокую оценку повести Куприна, отметив необычайную красоту и мелодичность языка. Он даже назвал ее «лесной симфонией», сравнив литературное произведение с музыкальным.

Так, благодаря писательскому мастерству и проницательности А. И. Куприна повесть «Олеся» заняла достойное место в истории русской классической литературы.

Источник: https://SuperSoch.ru/ege/analizy-proizvedenij/analiz-povesti-olesya-a.-i.-kuprin.html

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся

Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения.

Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то влиять или изменить.

Главный герой относится к русской интеллигенции позапрошлого века, он очень внимателен ко всем людям.

Очень придирчив.

Писателю удалось показать своего героя читателям на распутье двух дорог. Когда читаешь повесть, появляется двоякое отношения к герою, с одной стороны мы оцениваем как положительного персонажа, но в то же время появляются отрицательные черты. Он очень умный и образованный человек, но скука побеждает этого человека, он не знает чем себя увлечь.

В это время он находится в Полесье, и его бездействие приводит к беде.

Главный герой никогда не обсуждал личную жизнь людей, но своими рассказами и нравоучениями он пытается научить общество чему-то полезным. Иван Тимофеевич, лечил людей, занимался репетиторством и даже хотел сотрудничать с местной властью. Но у него настолько тонкая душа, что ему это все скучно.

Нужно больше волнения и адреналина. Он готов на крайности, собирается познакомиться с ведьмой, которая жила в тех краях.

Очень хорошо описывает героя жительница леса Олеся. Она говорила, что жизнь его очень несчастливая, наполнена огорчениями и разочарованиями. Но Олеся тонко подметила, что Иван Тимофеевич, очень начитанный человек, знает множество отраслей наук, но он пожелал соединить не соединяемое. Он любил делать подарки девушкам. Однажды герой спросил у нее.

Что она хочет получить в подарок, на что девушка попросила сходить с ней в церковь. Для нее это был бы самый лучший поступок. Но он знал, что девушки нельзя туда идти.

Он бежал за ней, умолял, падал на колени, просил ее, что бы она туда не шла. Но не удалось убедить девушку, за что она и понесла расплату.

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся

  1. Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся» Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие,…
  2. Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича? Главный герой повести — Иван Тимофеевич, житель Петербурга, по воле судьбы оказался в небольшой украинской деревеньке в Полесье. Здесь он…
  3. Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с…
  4. Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно…
  5. Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» Александр Иванович Куприн — писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая…
  6. Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе. Пушкинская «дева гор»,…
  7. Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Повесть «Олеся» А. И. Куприна — одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается…
  8. Жіночий образ в оповіданні А. Куприна «Олеся» Російська література багата чудовими образами прекрасних жінок: сильних характером, розумних, люблячих, мужніх і самовідданих. Російська жінка з її дивним внутрішнім…
  9. Анализ произведения Олеся Куприна В конце девятнадцатого века А. И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края…
  10. Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? В своей ранней повести «Олеся» А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества,…
  11. Сочинение Моя любимая повесть Куприна «Олеся» Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает…
  12. Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной…
  13. По рассказу А. И. Куприна «Олеся» «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…» И. А. Бунин. . Трудно поверить, что эти…
  14. Олеся — характеристика персонажа Произведение: Олеся Олеся — девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или…
  15. Напишите сочинение по прозведению бунина олеся Сочинение по повести Куприна «Олеся» В своем творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трех его…
  16. «Молох» и «Олеся» Куприна Литературная биография Александра Ивановича Куприна (1870-1938) фактически началась в 1885г., когда стараниями старого поэта Л. И. Пальмина в «Русском сатирическом…
  17. Характеристика и образ Сильвио из повести Выстрел Пушкина Сильвио главный персонаж повести А. С. Пушкина «Выстрел», что входит в сборник «Повести Белкина». Как и все романтические персонажи, он…
  18. Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Повесть Лескова «Очарованный странник» была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика…
  19. Образ главного героя в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем…
  20. Образ Ивана Котигорошка из повести Коцюбинского «Дорогой ценой» Из теории литературы мы хорошо знаем, что в каждом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Наверное, так же, как и…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-i-xarakteristika-ivana-timofeevicha-v-povesti-kuprina-olesya/

Повесть а.куприна "олеся" в школьном изучении

Куприн любил «Олесю», хотя
видел недостатки повести и соглашался с
А.П. Чеховым, находившим её
«юношески-сентиментальной и романтической
вещью». Куприн признавался жене: «…

прав и
Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и
указывал мне, что загадочное прошлое старухи
колдуньи и таинственное происхождение Олеси –
приём бульварного романа». Именно поэтому
писатель не включил «Олесю» в свой первый
большой сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году.

Однако несколько лет спустя Куприн на вопрос,
какой из своих рассказов он считает лучшим,
ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь
жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим,
порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах
больше, чем в других моих рассказах, моей души».
М.

Горький хвалил эту повесть и сожалел, что она не
вошла в сборник «Рассказы». «Эта вещь нравится
мне тем, – говорил он, – что она вся проникнута
настроением молодости. Ведь если бы вы писали её
теперь, то написали бы даже лучше, но той
непосредственности в ней бы уже не было».

Удивительным обаянием обладает это
произведение, и прежде всего загадочен,
притягателен образ главной героини. В повести
запечатлена душа писателя, задача читателя –
постичь её.

– С какой целью молодой
«паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую
деревушку Волынской губернии?

«Полесье… глушь… лоно
природы… простые нравы… первобытные натуры, –
размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ,
со странными обычаями, своеобразным языком…

и
уж, наверно, какое множество поэтических легенд,
преданий и песен!» Всё это так привлекательно
для начинающего писателя! Но в деревне, кроме
охоты, нечем заняться.

Иван Тимофеевич не может
сойтись с местной «интеллигенцией» в лице
ксендза, урядника и конторщика, не удаётся
установить контакт и с крестьянами.

– Что же нарушает
привычную деревенскую скуку городского
«барина»?

Иван Тимофеевич узнаёт о
существовании ведьмы. «Ведьма живёт в
каких-нибудь десяти верстах от моего дома…
настоящая, живая, полесская ведьма!» Эта мысль
сразу взволновала и заинтересовала его.
«Паныч» решает посетить дом загадочной
ведьмы.

– Какие сказочные элементы
используются в описании Мануйлихи?

Дом её находится в
труднодоступном месте – за болотом: «Это даже
была не хата, а именно сказочная избушка на
курьих ножках». Хозяйка дома – старуха,
сидящая на полу около печи.

«Все черты бабы-яги,
как её изображает народный эпос, были налицо:
худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в
острый, длинный, дряблый подбородок, почти
соприкасавшийся с висящим вниз носом;
провалившийся беззубый рот беспрестанно
двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие,
когда-то голубые глаза, холодные, круглые,
выпуклые, с очень короткими красными веками,
глядели, точно глаза невиданной зловещей
птицы». Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но
внезапно слышится свежий, звонкий женский голос
и на пороге появляется самая загадочная героиня
повести – Олеся.

– Чем привлекателен
портрет Олеси?

Иван Тимофеевич невольно
залюбовался ею: «Моя незнакомка, высокая
брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти,
держалась легко и стройно. Просторная белая
рубаха свободно и красиво обвивала её молодую,
здоровую грудь.

Оригинальную красоту её лица, раз
его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было,
даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его
заключалась в этих больших, блестящих, тёмных
глазах, которым тонкие, надломленные посредине
брови придавали неуловимый оттенок лукавства,
властности и наивности; в смугло-розовом тоне
кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя,
несколько более полная, выдавалась вперёд с
решительным и капризным видом».

Портрет девушки – это
выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней
есть – и решительность, и властность, и
наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо,
необычно, волнующе.

– Как относятся сельчане к
Олесе и её бабушке?

Простые люди не притесняют
Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.

– Какой образ Олеси стоит
перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли
здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)

В душу Ивана Тимофеевича
«вливалась… поэтическая грусть». Образ
Олеси не покидал его. «Мне нравилось…

беспрестанно вызывать в своём воображении её то
суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой
лицо, её молодое тело, выросшее в приволье
старого бора так же стройно и так же могуче, как
растут молодые ёлочки, её свежий голос, с
неожиданными низкими бархатными нотками». В
облике Олеси, в её движениях и словах герою
видится что-то благородное, «какая-то
врождённая изящная умеренность». Как не
хватает этой умеренности городским жителям!
Оказывается, настоящее благородство присуще не
обязательно выходцам из богатых, образованных
слоёв общества, но и в глуши Полесья может
вырасти красивая, гордая, таинственная девушка.
Зарождается чувство, ещё не осознанное, но
глубокое, сильное и чистое.

– Как гадание помогает
узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли
предсказание Олеси?

Иван Тимофеевич – человек
хотя и добрый, но слабый, «слову своему не
господин». Деньгами не дорожит, копить не
умеет. Гадание обещает ему любовь со стороны
какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся.
Самой же даме выходит долгая печаль и большое
несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и
есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.

– Каким чудесным даром
обладает Олеся?

По лицу она может определить
судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх,
лечить простой водой самые сильные болезни, даже
свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не
использовала свой дар во вред людям.

– Как зарождается любовь: с
первого взгляда или в процессе общения? Что
очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)

В процессе общения Иван
Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче
привязывались друг к другу.

«О любви между нами
не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для
нас уже сделалось потребностью, и часто в
молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и
одновременно встречались, я видел, как
увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая
голубая жилка у неё на виске». Иван Тимофеевич
очарован не только красотой Олеси, но и её
цельной, самобытной, свободной натурой, ясным,
детски невинным умом.

– Какое несчастье грозит
Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать
Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого
изменилось поведение Олеси? Что переживает в
этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)

Олесе и её бабушке грозит
выселение, жадный урядник уже не довольствуется
их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без
колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё.

На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся
не может простить покровительства: «В её
обращении со мною не осталось и следа прежней
доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в
котором так мило смешивалось кокетство красивой
девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В
нашем разговоре появилась какая-то
непреодолимая неловкая принуждённость».

Иван
Тимофеевич удивлён: «Откуда, в самом деле,
могла явиться у простой, выросшей среди леса
девушки такая чрезмерно щепетильная
гордость?» Куприн прослеживает этапы развития
чувства: сначала интерес к необычному облику,
натуре, затем тяга к общению, наконец, период
«смутных, томительно грустных ощущений».

Сердце героя «привязано тонкими, крепкими,
незримыми нитями» к очаровательной девушке:
«…все мои мысли были заняты образом Олеси, всё
моё существо стремилось к ней, каждое
воспоминание… сжимало с тихой и сладкой болью
моё сердце».

– Почему развитие любви
показано в тесной связи с картинами природы?

Основная мысль повести:
только вдали от цивилизации, от равнодушного
города можно найти человека, способного любить
бескорыстно, преданно. Только в единении с
природой, в сохранении естественности человек
способен достигнуть нравственной чистоты и
благородства.

– Что несёт с собой болезнь
героя?

Она несёт разлуку. Но
«разлука для любви то же, что ветер для огня:
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает
ещё сильней».

Олеся счастлива, на её лице «в
одно мгновение отразились, сменяя друг друга,
недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая
улыбка любви». Иван Тимофеевич испытывает
«чистый, полный, всепоглощающий восторг».

В
глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее
признание в любви.

– Кто первым признаётся в
любви и какое предчувствие сопутствует
объяснению?

Первой своё чувство изливает
Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги,
предчувствие близкой беды не покидает обоих.

– Целый месяц длится
«наивная, очаровательная сказка любви».
Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич?
(гл. XI)

Выросшая среди леса, не
умеющая даже читать девушка «во многих случаях
жизни проявляет чуткую деликатность и особенный,
врождённый такт».

«Спокойная, здоровая,
чувственная» любовь порождает мысль о
женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его
женой, будет исторгнута из родной среды. Олеся же
боится, что однажды надоест любимому.

К тому же
силён в её душе и суеверный страх перед церковью.

– На какой поступок
решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и
Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?

Олеся преодолела свой страх и
пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх
крестьян, от которых ей чудом удалось
ускользнуть.

В отчаянии Олеся погрозила толпе и
теперь вынуждена уехать, поскольку первое же
происшествие в селе будет приписано её чарам.

На
память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых
красных бус, которые (как и гранатовый браслет в
одноимённом произведении) будут вечно
напоминать о нежной, великодушной любви.

– В чём драма этой любви?

Это красивое, нежное, чистое,
возвышенное чувство. Но слишком много внешних
препятствий для счастья. Влюблённых ждут разлука
и печаль.

Куприн ищет в реальной
жизни людей, исполненных святым чувством любви,
способных подняться над окружающей пошлостью и
бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя
ничего взамен.

«Гранатовый браслет» и «Олеся» –
гимны женской красоте и любви, гимны женщине,
духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному
первозданному чувству. Вечная тема любви всегда
волновала и будет волновать сердца людей, но
тайны её способны разгадать немногие.

Среди них
– замечательный русский писатель Александр
Иванович Куприн, произведения которого несут в
себе не только тихую грусть, но и веру в духовное
совершенство человека.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/kuprin/povest_a_kuprina_quot_olesja_quot_v_shkolnom_izuchenii/49-1-0-846

Ссылка на основную публикацию