Сочинение лебезятников в романе преступление и наказание (образ и характеристика)

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Чиновник, подопечный и друг адвоката Лужина.

История создания

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Раскольников и Мармеладов

Лебезятников вводится в книгу «Преступление и наказание» как карикатура на героев Чернышевского. В рассуждениях героя о коммуне и общественном устройстве можно разглядеть пародию на диалоги, которые ведут герои романа «Что делать?».

Первое появление Лебезятникова происходит в главе I пятой части романа, хотя первое упоминание о герое встречается еще в начале романа в диалоге Мармеладова и Раскольникова.

«Преступление и наказание»

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Роман «Преступление и наказание»

Полное имя персонажа — Андрей Семенович Лебезятников. Герой служит чиновником в некоем министерстве под началом господина Лужина. Это молодой человек маленького роста, худосочный и болезненный на вид, со светлыми волосами и нелепыми бакенбардами, похожими на котлеты. У Лебезятникова скверное зрение и постоянно болят глаза.

У Лебезятникова заносчивый характер и манеры самоуверенного человека. Такое поведение в глазах других персонажей выглядит смешно, поскольку не соответствует внешности героя. Лужин называет Лебезятникова милым молодым человеком. Лебезятников — «добренький», с мягким сердцем.

Сам Лебезятников считает себя просвещенным и образованным господином, но при этом не владеет иностранными языками. Персонаж не умеет внятно изъясняться даже по-русски, и адвокатская работа мало ему подходит.

На самом деле герой простоват и даже глуповат, склонен ко лжи и пошлости. У героя редко водятся деньги, связями в обществе Лебезятников не располагает, хотя силится продемонстрировать обратное.

Катерина Ивановна Мармеладова считает Лебезятникова «скверным мерзавцем» и «подлым льстецом».

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Герой пытается выглядеть «актуальным» и производить впечатление, поэтому выставляет себя сторонником модных в среде прогрессивной молодежи течений, нигилистом, сторонником прогресса и «обличителем». Лебезятников считает, что способен заниматься пропагандой прогрессивных идей. Но на самом деле взгляды героя не принадлежат ему, и «продвигать» новые идеи у него получается скверно.

Любимая тема героя — создание некой новой «коммуны» в обществе. Лебезятников также пропагандирует трезвый образ жизни и сам не пьет. Квартирная хозяйка считает Лебезятникова порядочным человеком, потому что тот исправно платит за жилье.

Местом, где герой пропагандирует «модные» идеи, стал дом, где он живет. В своей «протестной» деятельности герой ограничивается тем, что дает читать «вольнодумные» книги соседям, например, Соне Мармеладовой.

На практике герой не способен осадить даже собственного приятеля Лужина и независимым человеком только кажется.

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Соня Мармеладова

Когда Соня начинает зарабатывать на жизнь проституцией, Лебезятников принимается приставать к ней, однако получает отказ.

После чего персонаж выходит из себя, заявляет, что не собирается жить «с таковской» в одной квартире, и «выживает» Соню из дома. В результате героиня переезжает в другое место.

Герой проявляет полное равнодушие к тому, что сделал жизнь девушки сложнее, и заявляет даже, что относится к Соне «с уважением».

Лебезятников придерживается массы «прогрессивных» теорий. Например, считает, что чистка помойных ям «полезнее» работы художника, что искусство не нужно обществу. Герой выдвигает и другие идеи.

Выступает против института брака, считая, что брак лишает человека свободы, и ратует за «свободные отношения», когда супруги открыто заводят увлечения на стороне.

Герой утверждает, что сам привел бы любовника жене, если бы та не завела его.

Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, — о своего рода коммунизме. При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным.

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Катерина Ивановна на улице

Между героем и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент. Персонаж обошелся с женщиной грубо, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее. Герой оправдывает собственное поведение тем, что является сторонником идеи равенства между мужчиной и женщиной, которые должны быть равны и в драке.

Лебезятникова называют «двойником» Раскольникова, главного героя романа, из-за того, что оба совершают аморальные поступки под влиянием собственных идей.

У Лебезятникова – говорящая фамилия, которая указывает на то, что персонаж «лебезит» перед модными идеями, желая выглядеть в собственных глазах передовым человеком.

Экранизации

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Юрий Медведев в роли Лебезятникова

В 1969 году вышла драма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Роль Лебезятникова в этом фильме сыграл актер Юрий Медведев. Позже, в 1980 году, актер сыграл в биографической драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» роль помощника пристава.

Еще одна экранизация — «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Святозарова – вышла в 2007 году. Это драматический сериал из восьми 50-минутных эпизодов. Образ Лебезятникова здесь воплотил актер Сергей Бехтерев.

Цитаты

Источник: https://24smi.org/person/6339-lebeziatnikov.html

«Преступление и наказание» образ Лебезятникова

Сочинение Лебезятников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Господин Лебезятников — один из второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского. Этот персонаж — яркий и запоминающийся, как минимум, благодаря своей «говорящей» фамилии.

 «Преступление и наказание» характеристика Лебезятникова

Андрей Семенович Лебезяитников — молодой человек, друг господина Лужина. Это человек прогрессивных взглядов, служащий «в министерстве». Он следит за последними событиями в Европе, новыми течениями и идеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Образ Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» это собирательный образ людей, которые во времена написания романа были носителями новых и модных тогда идей о коммунизме и жизни в коммунах, о всеобщем равенстве, феминизме и т.д.

Своими политическими взглядами Лебезятников щедро делится в своих высказываниях на страницах романа.В результате, Лебезятникова нельзя назвать ни отрицательным героем, ни положительным. Он трусоват, циничен, но при этом за свои идеалы он готов бороться и протестовать. В общем, он может быть и благороден, если это соответствует его политическим убеждениям.

История Лебезятникова

Лебезятников проявил смелость и выступил в защиту Сони, когда Лужин оклеветал ее в день поминок ее отца, Мармеладова. Лужин обвинил Соню в краже 100 рублей. И только благодаря вмешательству Лебезятникова Соня доказала свою невиновность.

Читайте также:  Память о войне - сочинение (рассуждение)

Лебезятников, как известно из романа, давал книги Соне, которая та читала раньше, а последнее время перестала брать. Лебезятников пытался «просветить» ее и наставить на путь коммунизма.

Соня, в силу мягкости характера, видимо, какие-то вещи с ним обсуждала, но в коммуну записываться не спешила.

Лебезятников также говорил, что ему нравится Соня как девушка и ценил ее человеческие качества. По словам Лебезятникова, он вел себя с ней более прилично, чем многие окружающие ее люди. Сама Соня действительно по-доброму относится к Лебезятникову — хотя Соня вообще по-доброму относится ко всем людям.

Бунтарский и протестный дух живет почти во всех высказываниях Лебезятникова. Вообще, слово «протест» — одно из самых ходовых слов в его речи.

Источник: https://ktoikak.com/prestuplenie-i-nakazanie-obraz-lebezyatnikova/

Соня в романе "Преступление и наказание": образ героини

С точки зрения функциональной роли в романе Соню и Лизавету разделить нельзя. Это один человек в двух лицах.

Когда Раскольников признается Соне в содеянном двойном убийстве, ее поражает ужас, но она не спасается бегством от убийцы, который находится перед ее глазами. Не упрекает она Раскольникова и в том, что он убил ее подругу.

Вместо этого она дает ему свой кипарисовый крестик. Сама же она собирается надеть медный — тот, который подарила ей Лизавета.

Как известно, подарить нательный крест — это стать братьями во Христе. Мышкин и Рогожин в «Идиоте» тоже меняются крестами и становятся «братьями».

Старьевщица Лизавета и проститутка Соня были такими сестрами во Христе. Они принесли обет взаимной верности. Теперь же Соня и убийца ее «сестры» тоже связаны крестом и клятвой. И Соня выступает в романе как спасительница Раскольникова.

Следуя задаче, поставленной писателем — направить Раскольникова к возрождению — Лизавета приносит себя в жертву. Ее слова о том, что не бывает радости без страдания — это прямое обращение к Раскольникову, который находится в плену «мертвой жизни». Ее сестра во Христе Соня надевает крест, который принадлежал Лизавете, и отправляется вместе с Раскольниковым в ссылку.

Соня — это, конечно, главная героиня романа, но она не предпринимает каких-то действий, которые бы обращали на себя внимание читателя.

Это потому, что она выступает в качестве исполнительницы воли своей старшей сестры — Лизаветы. Ее роль состоит в том, чтобы сопровождать Раскольникова, который должен пройти через чистилище.

Еще одна особенность «прощения» Лизаветы и Сони заключена в том, что это прощение безответных жертв.

Честная Лизавета, которую людям не в чем упрекнуть, ко всему относится с прямодушием — даже когда топор занесен над ней, она и не думает убежать — настолько она безответна. Она — жертва и прощение в одном лице. Сильные мира сего не могут пропустить слабого и выискивают себе жертву.

Что до человека «хорошего», то он не исходит из предпосылки, что люди являются его врагами, у него отсутствует комплекс агрессивности, он похож на ребенка — такова «слабая» женщина — проститутка Соня в романе «Преступление и наказание». Даже когда ей действительно плохо, она спешит простить врага.

Вот такого всепрощающего человека, который с обывательской точки зрения — чистое недоразумение, представляет читателю Достоевский.

Соне уготована в романе совершенно определенная функция, а потому ее характер как бы остается в тени этой функции. Достоевский задумывал Соню как «спасительницу», и потому в ее образе не хватает «телесности». Ее можно рассматривать как своего рода «ангела». Но в то же самое время все-таки нельзя сказать, что Соня совсем оторвана от земли и лишена человеческой мудрости и человеческих чувств.

Соне восемнадцать лет, она — старшая дочь уволенного со службы спившегося чиновника, она худа, обладает хрупким телосложением и похожа на девочку. У Катерины Ивановны, на которой Мармеладов женат вторым браком, есть трое маленьких детей, о которых Соня трогательно заботится. И дети отвечают ей любовью.

Героиня отдает себе полный отчет в том, что ее отец уже не в состоянии работать и превратился в никчемное существо. Он на все наплевал, и изменить его уже невозможно. Катерина Ивановна больна чахоткой, так что в семье нет ни одного работника.

Сониным брату и сестрам некому принести куска хлеба. Поэтому она дает Катерине Ивановне уговорить себя, получает в полиции «желтый билет» и отправляется за клиентами на улицы ночного города.

Она считает, что если кто-то должен быть принесен в жертву, то пускай это будет она сама.

Катерина Ивановна часто говорит о мучениях, вызванных нищетой, но Соня предпочитает об этом молчать. Вместо этого она молчаливо и решительно тащит предназначенный ей груз — именно такой остается восемнадцатилетняя Соня в нашей памяти.

Соня в романе «Преступление и наказание» — девушка малообразованная, но, тем не менее, она такова, что безошибочно ухватывает суть дела.

Когда Раскольников начинает приводить свои путаные аргументы в пользу совершенного им убийства, она чуть слышно говорит ему: «Вы лучше говорите мне прямо… без примеров».

Она чувствует, что логика Раскольникова не ясна до конца и ему самому и является ложью.

Соня попадается в ловушку Лужина, и ее в присутствии жителей квартиры начинают подозревать в краже у Лужина ста рублей. Когда же, благодаря свидетельствам Лебезятникова и Раскольникова выясняется, что это не так, и все присутствующие начинают поносить Лужина, Соня просто молча уходит. Она знает, что любой человек может безнаказанно унизить ее.

В отличие от Настасьи Филипповны из «Идиота», Соня в романе «Преступление и наказание» совершенно не склонна делать из своих унижений мировую трагедию. «Типичный» герой Достоевского представляет собой сочетание болезненной гордости и такой же униженности, но Соня не такова, и в этом отношении ее образ не типичен для творчества Достоевского.

Однако когда Раскольников самонадеянно говорит Соне, что будущее ее беспросветно, что она выбьется из сил и умрет в мрачном и мокром подземелье и что ее младшей сестренке придется зарабатывать на жизнь тем же самым унизительным способом, она истерически плачет. Соня в романе «Преступление и наказание» избавлена от дилеммы гипертрофированной гордости и униженности, но удары судьбы оставляют в ее сердце глубокую рану.

Читайте также:  Сочинения по творчеству распутина

Достоевский говорит нам о неприемлемости ситуации, при которой молоденькая девушка из городских низов обречена на жизнь, лишенную помощи и возможности образования. Для Сони же, которая ведет именно такую многотрудную и многострадальную жизнь, вера в Бога является единственным выходом.

Когда Раскольников просит ее почитать вслух евангельские строки о воскрешении Лазаря, она постепенно как бы забывает о своем слушателе, ее глаза блестят, религиозное чувство наполняет всю ее, она испытывает душевный подъем.

Она, которая всегда прячет свое лицо от людских глаз, преображается и выглядит совершенно другим человеком. В ней ясно видна сила, поддерживающая ее. Она свято верит в пришествие совершенно другого мира, с открытой душой она ожидает его.

В глазах образованного молодого человека — Раскольникова — это выглядит словно помешательство.

Соня говорила Раскольникову, что они с Лизаветой вместе читали Писание и говорили о Боге, и, без всякого сомнения, эти две «юродивые», усевшись рядом в той же самой комнате, говорили о божественном мире и обретали уверенность в том, что в этом божественном мире обретут радость, несмотря на нынешние страдания. У Сони достаточно сил, чтобы представить себе это. И Раскольников пасует перед Сониной силой.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/sonja_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie_obraz_geroini/66-1-0-955

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Скачать сочинение

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей.

По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории.
    Значимость романа Ф. М.

Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным.
    Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе.

И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.

    Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических “двойников” героя.

Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова.
    Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ними, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: “тварей дрожащих” и “право имеющих”.

    Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая “теория” попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости.
    Лужин — приверженец “экономической правды”. Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот”.

Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен “единичной” и ничего не решающей помощью.

Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно — рано или поздно -украдет.
    Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони.

Он очищает “арифметику” Раскольникова от “деятельного сострадания”.
    Двойник Лебезятников — “прогрессист”. Он выступает против таких предрассудков, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз.

Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”
    Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.

    Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается” к главному герою, желающему “взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

    Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов -загадка”, — думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.
    “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.

    Свидригайлов — это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал.

Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.

14919 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Читайте также:  Почему нужно заниматься спортом - сочинение-рассуждение

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00031001184864070380/

Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Конфликт, обозначенный Достоевским  в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов.

Образная система в «Преступлении и наказании»

В центре романа главный герой — Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные образы романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.

Раскольников — бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа:

  • отношение к семье Мармеладовых,
  • отношение героя к сестре и матери,
  • к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое.

Герой, как пишет Достоевский,

«задавлен бедностью».

В его уме зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:

«имеющих право на кровь по совести» и «тварей дрожащих».

В романе названо много причин его преступления, но главная из них — проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.

Образная группа — «жертвы главного героя»

Одна группа образов «Преступление и наказание» — это непосредственные жертвы теории Раскольникова:

  • Алена Ивановна, ростовщица,
  • ее сестра Лизавета,
  • неродившийся ребенок Лизаветы,
  • Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать,
  • Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном.

Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.

  • Но автор данной группой героев показывает,
  • что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.
  • Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,

не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.

Образы униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание»

Это группа — Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы, эти персонажи подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников-теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти герои появляются только один раз в романе, но их беседа о возможном преступлении

«Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

  1. — подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей его решения проверить себя.
  2. Герои-двойники Раскольникова
  3. Это Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:

«… мы одного поля ягоды».

Не зря же, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:

» А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения —

«возлюби прежде всего одного себя».

Но есть и расхождения.

По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

Раскольников такую возможность имеет: его душа не выносит преступления, для него возможен путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Группа образов антагонистов героя

Однако есть в романе образы, которые опровергают эту теорию: следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дунечка Раскольникова и, конечно, Сонечка Мармеладова. Прежде всего, эти герои не укладываются в две категории по теории Родиона.

А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика).

По его мнению, Родион —

«совсем не такой подлец».

Подлость, по Порфирию, — это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.

Но Порфирий — и обличитель героя, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова же — противостояние следователю — дело чести, потому что Порфирий Петрович для него — представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Образ Сони в системе романа

Главным же судьей и спасением центрального персонажа романа становится Соня Мармеладова.

Герой видит в в ней близкого себе человека, так как она тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но Соня, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, «себя убил». Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории. В основе жизни Мармеладовой — жертвенность и соблюдение христианских заповедей. Именно она, ужасаясь, говорит:

«Это человек-то вошь?»

Только Соня подводит героя к покаянию. Ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.

Образ города в «Преступлении и наказании»

И еще один образ играет большую роль в романе. Это образ города — Петербурга. Города, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его столица — это место духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок -«шкафов», «гробов». Писатель показывает, что именно здесь и могла зародиться теория героя.

Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ «свободы», где время остановилось, » точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Система образов романа «Преступление и наказание» помогает читателю понять и прочувствовать главную мысль Достоевского — мир разочаровался в своих идеалах, он требует изменений, но рассудочные теории, подчиняя себе человека, какие бы благие цели не имели, приводят к краху мира внешнего и внутреннего.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sistema-obrazov-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector