Сочинение манилов в поэме мертвые души (образ и характеристика)

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов.

Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать.

Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство.

Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью.

Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Чичикова в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе.

На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных.

Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью.

В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега.

Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку.

Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение.

Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Манилов как тип «живого мертвеца»

Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения.

С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России.

Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?

Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения: Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…

И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!

Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев.

Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице.

Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

И какой же он этот Манилов… на самом деле?

Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению.

Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове: Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…

А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать.

Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…».

Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим.

И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости.

Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

Образ Манилова в критике

Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:

Читайте также:  Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…

…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?

Г.

Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр.

88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…

Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…

Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь.

Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости.

Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.

Кстати, Манилова характеризует и сам автор.

Вот, что говорит Гоголь:

Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..

Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.

Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании.

Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина.

Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-manilov.html

Образ Манилова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера, портрет в цитатах

Главная страницаМертвые Души

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
Манилов.
Художник В. Андреев

Помещик Манилов является одним из центральных героев поэмы «Мертвые души» Гоголя. Ниже представлен цитатный образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера, портрет персонажа в цитатах.
Помещик Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Описание самого Манилова, а также его семьи и хозяйства можно найти во 2-ой главе поэмы.

Смотрите:

Все материалы о Манилове
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Мертвые души» 

О внешности господина Манилова известно следующее:

«… Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…»«… На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности…»
«… Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…»Помещик Манилов является отставным офицером:
«… В нашем полку был поручик …» (Манилов о своей службе)Господин Манилов — приятный человек:
«… В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»…»Помещик Манилов ведет себя заискивающе с окружающими, подстраивается и стремится понравиться им:
«… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…»«… он [Чичиков] неизвестно отчего оглянулся назад. Манилов тоже неизвестно отчего оглянулся назад…» Манилов — скромный и деликатный человек:
«… служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером…»

Господин Манилов является молчаливым и задумчивым человеком:

«… Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно…»Манилов является впечатлительным человеком:
«… Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут…»Помещик Манилов — доверчивый человек:
«… «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать…»Господин Манилов является ненаходчивым человеком. Он легко теряется и конфузится в трудных ситуациях:
«…Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает…» «… Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на него…» Манилов является законопослушным гражданином:«… не будет ли это предприятие […] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?…» (Манилов о том, что он боится закона)Помещик Манилов — скучный человек:
«… если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную…» (об общении с Маниловым)Манилов — ленивый человек. Он не занимается своим хозяйством:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»«… все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина…»Манилов — мечтательный человек. Он охотно строит планы, но мало действует:
«…Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания …» «…все эти прожекты так и оканчивались только одними словами…» (о планах и идеях Манилова)Господин Манилов является романтиком:
«… Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь…»

Помещик Манилов — чувствительный человек:

«… нежное движение его сердца …»Помещик Манилов хорошо относится к своим и чужим крепостным, а также к учителям своих детей и т.д.:
«… Учитель […] хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение…» «… Тут Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы»…»Господин Манилов и его жена являются гостеприимными, радушными хозяевами:
«… Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев…» (о гостеприимстве Маниловых)

Таков цитатный образ помещика Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание внешности и характера персонажа, портрет в цитатах.

Смотрите:
Все материалы о Манилове
Все материалы по поэме «Мертвые души» 

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/obraz-pomeshhika-manilova-vneshnost-harakter-mertvye-dushi.html

Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)Первый том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» был напечатан в 1842 году. С названием возникли проблемы, поэтому к нему Гоголь добавил фразу: «Похождения Чичикова». Но на самом деле из-за такого названия авантюрного романа не получилось. Сюжет произведения заключается в том, что «предприниматель и подлец» Чичиков ездит по окрестным усадьбам, навещает различных помещиков и покупает у них души умерших крестьян, чтобы на них потом сделать себе состояние. Как писал сам Гоголь, в первом томе герои – «один пошлее другого».

Манилов был первым из помещиков, к кому заехал Павел Иванович Чичиков покупать мертвые души крестьян. Его дом стоял на высоком месте и был виден издалека. Вокруг дома были устроены и подстрижены газоны, скошена трава, разбиты клумбы. Росли сирени и акации.

Стояла беседка, которая, как потом выяснилось, называлась «храмом уединенного размышления». Купол у нее был зеленого цвета, колонны – голубые. На фоне полуразвалившихся крестьянских изб совсем рядом это выглядит фальшиво. Гоголь называет этот сад «аглицким», т.е. устроенным на английский манер.

Так поступали многие русские помещики, которые с презрением относились ко всему родному, национальному.

Рядом находились крестьянские избы, которых насчитывалось около двухсот. Из всех щелей глядела бедность. Каким-то непонятным был день – светло-серого цвета. Уже по внешнему виду поместья можно сделать предварительные выводы о хозяине: он совсем оторван от реальной жизни и ее проблем, витает где-то в мечтах. Недаром в его фамилии слышится глагол «манить».

Манилов охарактеризован при помощи русской пословицы: «человек ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он внешне приятен и опрятен, улыбается и старается угодить. Но в его доброте слишком много притворства. Манилов весь какой-то сахарный, искусственный. У него не было никакого «задора», т.е. увлечения. Он много мечтал и хозяйством не занимался.

В его кабинете лежит книжка, заложенная на 14-й странице, которая читается уже два года. Так что его любовь к чтению означает отсутствие этой самой любви. Сам кабинет тоже выкрашен в серо-голубой цвет. Повсюду громоздятся горки табака. Манилов много курит, когда размышляет.

Но все его размышления и планы – это утопии, они так и умирают в его голове, не дождавшись реализации.

Интерьер комнат таков, что роскошь соседствует с запустением. На стулья опасно садиться. На стол ставят то старинный подсвечник, то старого «инвалида». Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид – в подражание античным персонажам.

Фемистоклом на самом деле звали одного из афинских правителей и полководцев, а Алкид – это родовое имя Геракла.

И при чем тут Россия и глухая глубинка? Для сыновей русского помещика имена, конечно, странные, если не сказать – глупые и фальшиво звучащие.

Сколько живо и сколько умерло крестьян – Манилов не знает. На просьбу Чичикова о покупке мертвых крестьянских душ хозяин реагирует полным шоком и недоумением, даже на некоторое время теряет дар речи.

Даже когда приходит в себя, начинает бормотать что-то невнятное и все его приятные манеры куда-то улетучиваются. Манилов отдает мертвые души даром. Чичиков вне себя от счастья.

Оба остались очень довольны друг другом.

Почему Манилов – тоже «мертвая душа»? Ведь он явно выигрывает на фоне Коробочки, Собакевича и особенно Плюшкина. Потому что у него нет цели в жизни. Он не живет, а просто плывет по течению.

Читайте также:  Сочинение на тему учитель

Он помещик и его развратила привычка ничего не делать. Его часто посещает скука, и развеять ее все труднее. В его характере нет «ядра», потому что и самого характера нет.

Это человек вроде бы и неплохой, но никакой.

У нас есть и другие сочинения по литературе!

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/obraz-manilova-v-poeme-n-v-gogolya-myortvyie-dushi/

Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.

Манилов – человек знатный.

Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны. Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи.

Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро, с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.

Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.

С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.

Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.

Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.

Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.

Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”

Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме “Мертвые души”, почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными.

Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: “Плюшкин какой!”.

Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.

Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него “на семи ветрах”, ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает.

Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.

Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени.

Губернатор у него “прелюбезнейший”, вице-губернатор – “милый”, а полицмейстер – “очень приятный”.

С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой – автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни.

Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.

Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота.

И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.

Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы “Мертвые души” позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

Образ Манилова в Мертвых душах Гоголя

Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой – аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них “мертвые души” крестьян.

Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.

Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?

Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.

Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям – главные черты характера Манилова.

Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.

Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте.

В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.

Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники – это “препочтеннейшие люди”.

Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.

Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность – очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею.

Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным.

У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.

Гамаюнов Александр

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/obraz-i-xarakteristika-manilova-v-poeme-mertvye-dushi-gogolya.html

«Мертвые души» — характеристика Манилова для сочинения, урока литературы: внешность, художественный образ семьи, хозяйства

Героев в «Мертвых душах» Гоголя достаточно много и все они разнообразны по характеристике. Давайте рассмотрим образ Манилова.

В мировом шедевре «Мертвые души» Гоголю удалось с помощью реальных ситуаций из жизни создать разнообразные образы крепостников. Каждый образ имеет свои уникальные черты и подкреплен сатирой. Автор мастерски обличает их лживость, беспринципность и безответственность.

Гоголь с добродушием высмеивает человеческие пороки и недостатки. Но в каждой его фразе заключен глубокий смысл. Из-за неорганизованности помещиков страдает прежде всего простой народ – крестьяне. Крепостное право оказывает негативное действие на все общество в целом. Помещики превращаются в тунеядцев и лентяев, а крестьяне становятся угнетенными рабами.

Описание внешности Манилова

Самыми яркими персонажами произведения выступают помещики, участвующие в безрассудной сделке. События разворачиваются вокруг похождений чиновника Чичикова.

Манилов выступает первым помещиком, к которому Чичиков обращается с предложением о покупке «мертвых душ». Знакомство Чичикова и Манилова происходит на губернаторском приеме.

Благодаря схожим чертам характера они быстро находят общий язык.

Образ Манилова, описанный Гоголем создает приятное впечатление. У него, безусловно, есть свои недостатки. Но на фоне помещиков из его окружения, его поступки более безобидны. Имя помещика передает иронию писателя. Манилова «заманивает» лень и, «манит» к мечтательности и сентиментальности. Его поведение характеризует его окружение.

Манилов

Гоголь представляет Манилова мужчиной средних лет. Его светлые волосы и голубые глаза дополняет заманчивая улыбка. В мужском взгляде присутствовала притворная сладость: «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…».

Помещик имел привычку прищуриваться. Сочетание улыбки и прищуренных глаз делало Манилова похожим на довольного кота, которого погладил хозяин. Гоголь неоднократно подчеркивает, что когда Манилова смеется, то за улыбкой и глаз не видно. Одежда помещика была подобна его окружению и никак не выделяла его из толпы.

Характеристика Манилова

Манилов создает впечатление приятного уравновешенного человека. В отличие от других персонажей, он контролирует свой гнев и не высказывает недовольство. Доброжелательность Манилова располагает к себе собеседника, но после скучной беседы интерес к нему теряется. Помещика сложно увлечь актуальной темой, так как он во всем соблюдает нейтралитет и не имеет своей точки зрения.

Отсутствие четких целей и предпочтений делает его малозначимым для общества. К окружающим Манилов всегда проявляет учтивость. Характеру помещика сложно дать конкретное определение: «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»

  • В прошлом Манилов был офицером, и с того времени за ним закрепилась привычка курить трубку. Бывшие сослуживцы отзываются о помещике, как о скромном и деликатном человеке.
  • Хозяйственные дела мало интересовали помещика. Манилов неоднократно мечтал о реконструкции дома и расширении хозяйства, но все его мысли не находили применения в жизни. Его излишняя сентиментальность и мечтательность отдаляла помещика от реальности.
  • Помещик сожалеет о своей необразованности. Этот факт мешает ему складно выражаться. Он даже ездит в город, чтобы пообщаться с образованными людьми. Но такие действия приобретают характер обычной показухи.
  • Мысли, озвученные помещиком, имели весьма абстрактный характер. В них не было никакой конкретики и детализации. Постоянное употребление неопределенных связующих в предложениях выдает его неуверенность в себе.
  • В разговоре с Маниловым, интерес к беседе пропадает уже в самом начале. Автор с сатирой описывает короткий диалог с помещиком, в котором на первой минуте Манилов очаровывает, на второй минуте приводит собеседника в ступор, а на третьей создается полное недоумение и желание избегать его тоскливого общества.
  • Помещику не хватает собеседника, с которым можно поразмышлять на отвлеченные философские темы. Он хотел бы жить с таким другом под одной крышей, беседовать с ним часами на пролет, устроившись под деревом.
Читайте также:  Сочинение по картине золотая осень остроухова (2, 7 класс)

Манилов не имеет целей

Более удачно дело обстоит с письмом. Его красивый и аккуратный почерк был отмечен Чичиковым. Манилов был одним из немногих, за кем не надо исправлять ошибки в бумагах.

К положительным качествам Манилова можно отнести его гостеприимство и симпатию к своему окружению. Помещик очень радовался приезду гостей. Людей своего круга считал почетнейшими и прилюбезнейшими. В беседе открыто выражает свой восторг и симпатию. Видит в людях их положительные стороны, а на недостатки закрывает глаза.

Семья Манилова

Манилов примерный семьянин и в этом отношении с него можно брать пример. С женой Лизой помещик находится 8 лет в браке.

За это время у супругов родилось два сына, в жизни которых активное участие принимает воспитатель. У мальчиков были необычные имена – Фемистоклюс и Алкид.

Для Манилова важно, чтобы общество обратило на это внимание. Старший сын немного умнее младшего, но в целом оба получали должное образование.

Обед у Манилова

Манилов испытывал самые нежные чувства к своей жене. Лиза была красива и хорошо воспитана. Ее основной недостаток в пассивном отношении к домашним делам. Домочадцев такое положение дел устраивало.

В диалоге супругов всегда присутствовали трогательные обращения друг к другу. Каждый радовался сюрпризу в виде сладости или несуразной безделушки. Проявление нежности выражало их любовь, но в некоторых моментах оно выглядело абсурдно.

Гоголь преподносит их слащавые отношения как пародийные и комические.

Хозяйство Манилова

В распоряжении помещика находилось около 200 домов, лесные насаждения и пруд. Этого вполне достаточно, чтобы успешно развиваться и разбогатеть. Но помещик, поддаваясь собственной лени, предпочел поручить все дела управляющему.

Манилов предпочитает спокойную жизнь и не утруждается хоть иногда принять участие в делах. Согласование дел с управляющим становится обычной условностью. Помещик поверхностно обсуждает все проблемы и не вникает в их суть. Приказчик, управляющий основными процессами, по своей сути пьяница. Но даже здесь Манилов проявляет слабохарактерность и предпочитает ничего не менять.

  • Возле усадьбы Манилова, вместо привычных красивых парков и садов, размещены несколько цветочных насаждений в английском стиле. Для отдыха выстроена беседка. Но все это находится в запущенном состоянии, что характеризует их хозяев. Беседка стала для помещика местом для его размышлений и фантазий. Ей даже придумали абсурдное название и придали статус культового сооружения для уединения хозяина.
  • Мысли Манилова постоянно уплывают вдаль, подальше от реальности. В то время, как дом обдувается семи ветрами и абсолютно не защищен, помещик размышляет о возможности построить подземный ход. Вместо того, чтобы принять участие в текущих делах, он мысленно проектирует каменный мостик через пруд. Его мечты наполнены абсурдом и легкомыслием.  Неприспособленный к труду, не особо заинтересованный делами, он строит воздушные замки.
  • Обстановка в доме и вокруг поместья отображала непостоянство семьи Маниловых. Здесь были как дорогие, так и дешевые вещи. В безупречном и в запущенном состоянии. В одной комнате красовалась красивая мебель, в то время как в другой не хватало хоть бы обычной. Гостям такое положение вещей сразу бросалось в глаза. К примеру, на обеденный стол рядом с пижонским подсвечником ставили грязную и хромую подставку. Создавалось впечатление, что все вокруг не доведено до логического завершения. Хозяев же это никак не волнует.
  • Отрывки красивых фраз, кусочки изысканной мебели, утонченные и неумело выставленные аксессуары становятся продолжением внутренней пустоты жителей дома.  Дорогая обертка скрывает дешевое содержание.

Запущенная усадьба Манилова

Равнодушие Манилова к делам отражается на жизни его крепостных. С одной стороны, не вникая в их дела, помещик позволяет им спокойно работать. С другой стороны, безразличие хозяина не решает их проблем и не приносит изменений в лучшую сторону.

Бесхозяйственность Манилова приводит к тому, что крепостные позволяют себе пьянствовать, воровать и повесничать. Если Собакевич вел учет как живых, так и «мертвых душ», то Манилов понятия не имеет сколько у него крепостных. Одна из попыток помещика организовать правильный счет закончилась полной неразберихой.

Из-за такого халатного отношения, Манилов предпочел просто подарить Чичикову «мертвые души» и, плюс ко всему, взялся восполнить расходы по оформлению. Он преподносит перечень в виде красивого списка, закрепленного шелковой лентой. Что в очередной раз подчеркивает его глупость и отстраненность от реальной жизни.

Для примера хозяйство Собакевича

То, что Манилов не задумался о собственной материальной выгоде и не получил от сделки ни гроша, характеризует его как никчемного хозяина. В данном эпизоде рассуждения помещика аморальны.

Он покупает и продает людей как обычную вещь, не испытывая при этом никаких чувств. Такое отношение является высшей точкой безнравственности. Численное количество умерших крестьян подытоживается одним словом «много».

Так спокойно может отвечать только человек духовно деградировавший.

Кабинет Манилова был похож на все остальные комнаты. Стены кабинета покрыты не то голубой, не то серой краской, которая придает обстановке безжизненности. При детальном рассматривании становится заметно, что некоторые вещи лежат не на своем месте и забыты своим хозяином.

На столе и в бумагах помещика был рассыпан табак. Книга, которую Манилов забросил еще несколько лет назад, так и лежала, ожидая своего хозяина. Непрочитанное произведение противоречит рассуждениям помещика.

Ему хочется быть воспитанным и образованным, но при этом он не находит времени для прочтения хоть одной книги.

Гоголь позиционирует Манилова, как весьма приятного человека. Основная проблема помещика – это чувство лени, которое тормозит его развитие. По сравнению с другими личностями из окружения Манилова, помещик выступает нейтральным персонажем.

  Собственная безынициативность превращает помещика в неинтересного пустого человека. За сладким приятным обликом скрывается пустое содержание. Он не приносит никакой пользы своему окружению. Его образ олицетворяет стремление общества к несбыточным мечтам.

Единственным смыслом жизни Манилова стала его семья.

Помещика Манилова можно причислить к «мертвым душам». Он ни к чему не стремится, соответственно не живет, а существует. Такая человеческая неопределенность превращает самые лучшие качества в моральное уродство. В образе помещика воплощено человеческое понятие «маниловщина» — стремление в выдуманному и нереальному, мечтательное и праздное отношение к жизни.

Видео: Гоголевский Манилов

Источник: https://heaclub.ru/mertvye-dushi-harakteristika-manilova-dlya-sochineniya-uroka-literatury-vneshnost-hudozhestvennyj-obraz-semi-hozyajstva

Сочинение на тему Образ Манилова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.

Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не Интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия.

Их цель — богатство. В своем стремлении к наживе человек не остановится ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И конечно же, Н. В. Гоголь не мог оставить это без внимания.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» очень символичен. Гоголь не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России.

Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере развития сюжета «Мертвых душ». Начало развития сюжета — пустой, праздный мечтатель и фантазер Манилов. Уже описание поместья говорит ц том, что его хозяин большой выдумщик.

Дом Манилова стоит на возвышенном месте, «открытом всем ветрам», склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления».

Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности.

В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.

Среди этого «великолепия» живет хозяин — Манилов со своей семьей. Эта жизнь очень похожа на идиллию: Манилов со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика.

Все, что остается Манилову, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершенствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома.

Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается. Однако Манилов смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка.

Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. Манилов даже способен на благородные поступки: имея возможность заработать на мертвых душах, он отдает Чичикову их бесплатно.

Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на » англицкий сад  с заросшим прудом», жиденький кустиками  и с бледной надписью «Храм уедимнённого размышления».

Говоря,о Манилове автор восклицает: » Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов
прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
представляются ему идиллическими и праздничными.

Манилов совершенно не знал

жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни.
О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(или живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное

удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к

практическому действию)

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался
образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома
Манилова, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых
отношениях  с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался
со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в

самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость

Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы».

Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя обокотором они живут.

Все это Гоголь не смог игнорировать и в полной мере отразил в «Мертвых душах». Люди мало изменились, поэтому «Мертвые души» — это предостережение и для нас.

Источник: http://11ege.ru/sochinenie-na-temu-obraz-manilova-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/index.html

Ссылка на основную публикацию