Сочинение мастер в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Сочинение Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
Маргарита

Образ Маргариты предстаёт перед нам как красивой, воспитанной и имеющей семью женщины. Она красива, зеленоглаза, обладает особым ведьмовским очарованием и королевской величественностью.

Встреча Мастера и Маргариты, я считаю, судьбоносной. Именно она является дополнительным катализатором к написанию Мастером своего романа «Понтий Пилат».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Она воодушевлена, живёт им, ухаживает за Мастером, что показывает нам её превращение в настоящую женственную и любящую женщину, которая искренне влюблена и жаждет быть с объектом своей нежной страсти всё своё время.

Стоит отметить, что она не может уйти от мужа, готовится, решается, но не может, ведь она является целомудренной женщиной, а её муж был обеспеченным человеком, который любил и заботился о ней. 

В дальнейшем, когда Мастера забрали в психиатрическую клинику, Маргарита краски ушли из её жизни, она увяла как роза. Вся её жизнь потеряла значение, осталась лишь физическая оболочка, а разум и чувственность ушли. На мной взгляд это практически доведение себя до аттического состояния.

Однако, судьба дала ей шанс, которым она успешно воспользовалась- это встреча с Воландом и его свитой. Она принимает предложение Воланда и становится хозяйкой демонического вечера.

Однако до этого бала она в образе ведьмы мстит всем врагам, особенно критику Латунскому, который отверг роман «Понтий Пилат» и с руки которого началась жестокая травля на Мастера.

Этот момент показывает нам, насколько она самоотверженна в своём желании вернуть Мастера, в ней раскрывается её сущность, лёгкая мстительность и внутренняя сила, которая, как я считаю, была далеко спрятана в её душе.

Своим достоинством, силой выдержки и скромностью она поражает Воланда (Люцифера) и он соглашается помочь ей в исполнении своего главного желания — это встреча с Мастером и его освобождение из психиатрической больницы. В конечном итоге мы знаем, чем заканчивается история Маргариты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по повести живи и помни распутина (рассуждение)

Оценим за полчаса!

Она погибает, отравившись ядом, а её душа и душа Мастера навсегда остаются вместе под присмотром Воланда.

Подведя итоги, я могу лишь сказать одно, что её образ меня привлекает. Такая сила и самоотверженность есть далеко не у каждого человека. На мой взгляд Булгаков изобразил женский образ весьма реалистично, хотя в его романе наблюдается много фантастического.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/obraz-margarity-v-proizvedenii-master-i-margarita.html

TESTSOCH.RU

         Роман «Мастер и Маргарита» является апогеем творчества Михаила Булгакова. В каждой строчке книги прослеживается проблема, которая была характерна для Советской России 30-х годов.

Речь идет о трагедии писателя. Кто такой писатель? От обычных людей он отличается потребностью свободно говорить то, о чем думает.

В противном случае – это уже не писатель, а писака, утративший свою индивидуальность.

         Один из главных героев «Мастера и Маргариты» настоящий писатель. Он не пишет на заказ, в отличие от представителей МАССОЛИТа. Что важно для них? В первую очередь, материальная сторона вопроса.

Например, в разговоре с Мастером поэт И. Бездомный признался в том, что пишет плохие стихи на совершенно неинтересные темы. А Мастер? Нет, он не такой.

Вопреки запрету развивать тему о Боге, Мастер работает над романом о Понтии Пилате.

         Конечно, как и любой талантливый человек, Мастер мечтает о признании, об известности, да и о жизненных благах тоже. Но все это второстепенное.

В романе никто ни разу не назвал Мастера по имени, потому что это гений, написавший удивительнейшую книгу. Живет Мастер в небольшой квартирке, которая находится в подвале дома.

Но он не переживает по этому поводу, ведь у него есть дело всей его жизни, а любимая женщина ему во всем помогает.

         Мастер хочет быть признанным обществом трусов и лицемеров. И в этом его трагедия. Издательства отказываются напечатать роман, в то время, как литературные критики стали публиковать одну за одной статьи, которые разнесли рукопись в пух и прах.

Мастер впал в отчаяние. Находясь в состоянии депрессии, он сжег роман, которому посвятил всю свою жизнь, решив, что именно из-за этой книги на него посыпались несчастья. Последней каплей стала статья критика Латунского.

Мастер попадает в психиатрическую клинику.

         М. Булгаков в своем произведении показал трагическую судьбу, которая была уготована всем писателям, работавшим в тридцатые годы двадцатого века. Тем, кто отказывался писать «по шаблону», преграждали дорогу.

Многие писатели, рискнувшие произнести вслух свои мысли, были заточены в психиатрических клиниках либо влачили жалкое нищенское существование.

В романе «Мастер и Маргарита» отражено реальное состояние русской литературы в это тяжелое время.

         Возможно, Булгаков пишет о себе? Может, именно он и является прототипом Мастера? И Мастер, и Булгаков поднимают в своих произведениях одни и те же проблемы – проблемы христианства. Оба, оставшись непонятыми, бросают смысл всей своей жизни в огонь. Обе книги критика не признала.

И только после смерти Булгакова, литературная общественность назвала «Мастера и Маргариту» гениальнейшим произведением мировой культуры. Мастеру же его роман возвращает Воланд. Слова «Рукописи не горят!» стали пророческими. Гениальное творение не может быть забыто.

Искусство уничтожить невозможно.

Сочинение Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Источник: https://testsoch.ru/master-i-margarita/sochinenie-na-temu-obraz-mastera-v-romane-master-i-margarita.html

Сочинения на тему Образ Мастера в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по литературе

«Мастер и Маргарита» – это роман М. Булгакова, где царит свобода творческой фантазии и строгость архитектурного замысла одновременно. Перед нами, читателями, открывается невероятно-фантастический мир: на балу правит сам Сатана, прокуратор Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа, а Мастер вдохновенно пишет свой бессмертный роман.

Имя главного героя в романе не упоминается. Сначала его называет Маргарита Мастером, а потом в больнице его именуют, как «номер сто восемнадцатый из первого корпуса».

Первое знакомство с героем происходит в конце одиннадцатой главы, а уже более детально о нем рассказывается в тринадцатой. Автор характеризует его как человека «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми».

В образ Мастера автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для героя, как и для Булгакова, писательство является смыслом всей его жизни.

Он не считает себя просто писателем, он ставит себя выше тех поэтов, которые пишут то, во что они не верят.

Мастеру часто улыбается Фортуна. Еще в начале произведения мы узнаем о том, что герой выиграл сто тысяч рублей, большая часть из которых пошла на создание библиотеки. Тот момент для него стал «золотым веком».

Он пишет свой роман о Понтии Пилате и встречает Маргариту.

Мастер влюбляется в девушку и описывает свои чувства так: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».

Но герой оказался слабым. Ему не удавалось защищать свою возлюбленную Маргариту от нападок критика Латунского. Также он решает сжечь свой роман и отрекается от своих мыслей. У него не хватает сил сопротивляться против безбожной политической системы, где «атеизм никого не удивляет».

Внезапный крах надежд, безусловно повлиял на душевное состояние героя. Мастера потрясло ненеожиданное пренебрежение и даже призрение, с каким отнеслись к его главному труду. Это стало трагедией для Мастера, который осознавал, что его цель и мечта становились неосуществимыми.

Мастер сломался, он предал идею всей своей жизни, а значит и себя. Вот почему Иешуа не призвал его к себе. По словам Левия Матвея Мастер «не заслужил света, он заслужил покой». Этот покой он обретает в конце романа. 

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/340

Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа — Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них — это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны.

Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его.

Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги — не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате — труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде.

Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман — причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице.

Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа.

Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова.

Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание.

Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.

Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова.

Читайте также:  Образ помещиков в поэме кому на руси жить хорошо некрасова

В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания.

Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита.

Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера.

Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии.

Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя.

Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей.

Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

Источник: https://masterimargo.ru/master-2.html

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — сочинения для 11 класса

  1. Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа
  2. Индивидуальность личности Мастера
  3. Счастливый билет
  4. Главный подарок судьбы
  5. Период отчаяния и безнадежности
  6. Заслуженный покой

В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.

Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя.

Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды.

Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером.
Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других.

Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате.

Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу.

И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться.

Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним.

Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством.

Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного.

Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате.

Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда.

Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием.

Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита», портрет и история жизни | источник

М.А. Булгаков Мастер и Маргарита

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-mastera-v-romane-master-i-margarita-sochineniya-dlya-11-klassa.html

Сочинение на тему “Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти, личности и общества.

Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя.

Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа.

Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.

Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. Гете, одержим жаждой познания и поиском истины.

Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей.

Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.

У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены.

Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь.

Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.

Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа – трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти.

Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье.

Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием

Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…».

Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия – квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.

Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев – малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.

Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obrazy-ieshua-i-mastera-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Образ Мастера

Одна из самых загадочных фигур романа, безусловно, Мастер. Герой, чьим именем назван роман, появляется лишь в 13 главе. В описании внешности есть что-то напоминающее самого автора романа: «бритый, темноволосый, с острым носом человек примерно лет тридцати восьми».

То же можно сказать и обо всей истории жизни мастера, его судьбе, в которой угадывается немало личного, выстраданного автором. Мастер пережил непризнание, преследования в литературной среде. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины.

Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Мастер хотел донести до людей необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она, как и он сам, отвергнута.

Обществу чужды размышления об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии.

Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, не находит понимания, отзыва [22, с.376].

Первоначальная реакция Мастера на критические статьи о себе — смех — сменилась удивлением, а затем и страхом. Пропадает вера в себя и, что еще хуже, — в свое творение.

Маргарита ощущает страх и растерянность возлюбленного, но она бессильна помочь ему. Нет, он не струсил. Трусость — это страх, помноженный на подлость. Герой Булгакова не поступился совестью и честью.

Но страх разрушающе действует на душу художника.

Каковы бы ни были переживания Мастера, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно — «литературному обществу» не удается убить талант. Доказательством афоризма «рукописи не горят» служит сам роман «Мастер и Маргарита», собственноручно сожженный Булгаковым и им же восстановленный, ибо то, что создано гением, убить нельзя [22, с. 379].

Мастер не достоин света, который олицетворяет Иешуа, потому что отступил от своей задачи служить чистому, божественному искусству, проявил слабость и сжег роман, и от безысходности он сам пришел в дом скорби.

Но не властен над ним и мир дьявола — Мастер достоин покоя, вечного дома — только там сломленный душевными страданиями Мастер может вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной Маргаритой. Ибо покой, дарованный мастеру, — это покой творческий.

Нравственный идеал, заложенный в романе Мастера, не подвержен тлению, и находится вне власти потусторонних сил.

Именно покоя как противовеса прежней бурной жизни жаждет душа истинного художника. Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете.

Мастер избавляется от страха перед жизнью и отчуждения, остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством и в окружении своих героев: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь.

Читайте также:  Сочинение о чем шепчутся снежинки

Беречь твой сон буду я», — говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами» [1,18].

Источник: https://studwood.ru/1435048/literatura/obraz_mastera

Образ Маргариты — символ самопожертвования во имя любви

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Очень интересно, что, читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине романа. Впервые образ Маргариты вырисовывается из рассказа мастера о своей возлюбленной.

Иван Бездомный встретился с мастером в сумасшедшем доме. Всю ночь герои пробеседовали, и мастер рассказал историю своей жизни.

Неожиданно в его рассказе появилась «Она»: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы….

Эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… И меня поразило не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».

Маргарита была невероятно одинока до встречи с мастером. И именно в тот день она вышла с желтыми цветами, чтобы мастер, наконец, нашел ее. Между героями сразу же вспыхивают сильные, страстные чувства.

Но их любовь несет на себе печать тревоги, обреченности. Желтые цветы Маргариты как бы сигнализируют об опасности.

Об этом же говорят и ощущения мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Маргарита вдохновила мастера на продолжение работы над романом. Героиня создавала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа. Именно она и назвала героя «мастером».

Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова — Елены Сергеевны.

Она также вдохновляла писателя на работу над его великими произведениями, была с ним всегда рядом, разделяла горести и радости.

Маргарита убеждала мастера, что свет должен увидеть его роман, и произведение, в конце концов, было напечатано. Тогда и начались все несчастья. Критика безжалостно нападала на автора романа о Понтии Пилате.

Не выдержав этого, мастер начал сходить с ума. Но и в эти тяжелейшие моменты Маргарита была рядом со своим возлюбленным.

Она переживала каждую «хулительную» статью с такой же болью, как и мастер, жаждала отравить самого безжалостного критика – Латунского.

Позднее Маргарита никак не могла простить себе, что посмела в одну ночь оставить мастера одного. Именно тогда он сжег свой роман и попал в клинику. Для героини мастер был утерян, по ее мыслям, навсегда.

Маргарита не могла смириться и просто забыть своего возлюбленного. Она была верна ему и себе. Об этом говорит сам автор: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?…

За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

В главе 19 мы более подробно узнаем о возлюбленной мастера. Героиня вышла замуж в девятнадцать лет за человека хорошего, богатого, порядочного, обожающего свою жену. Но ни одного дня Маргарита не была счастлива.

Автор восхищается и удивляется своей героине: «Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами?» В дальнейшем, тема ведьмовства образа Маргариты получит свое развитие.

Героиня готова на все, чтобы вернуть своего мастера. Так, Маргарита после знакомства с Азазелло становится настоящей ведьмой и оказывается королевой на балу у Сатаны. Воланд, видящий насквозь всех и каждого, недаром выбрал хозяйкой своего бала именно Маргариту.

Оказывается, что она являлась потомком одной известной королевы. И королевская кровь дает о себе знать: героиня очень горда, честна, благородна. Она не стала просить после бала законной награды, а затем, получив шанс загадать любое желание, просит за детоубийцу Фриду.

Возвратив благодаря Воланду своего мастера, Маргарита готова быть с ним до конца, не смотря на то, что душевная болезнь сильно изменила ее любимого. Героиня вновь готова идти за мастером, быть с ним каждую минуту жизни.

Очень интересно, что в Маргарите сочетаются черты святой и ведьмы. С одной стороны, ее самоотверженная любовь, верность мастеру восхищают. Ситуация с Фридой говорит о добром сердце Маргариты, ее отзывчивости на чужую боль.

Но, с другой стороны, она согласилась стать ведьмой, то есть оказаться частью нечистой силы. Героиня безжалостна к врагам мастера.

Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что она убила бы критика Латунского, если бы тот оказался дома в момент разгрома его квартиры.

После смерти, освободившей героев, ведьмовское косоглазие Маргариты исчезло, лицо ее посветлело. Она больше не была ведьмой, но, как и мастер, не заслужила света, а лишь вечного покоя вместе со своим возлюбленным.

Образ Маргариты, без сомнения, является одним из главных в романе. Он отличается большой сложностью, неоднозначностью и, вместе с тем, удивительной красотой.

Сочинения по теме:

  • Новозаветная история — поиск нравственной истины (по роману «Мастер и Маргарита») сочинение
  • «Мастер и Маргарита» — роман-испытание нравственных экспериментов сочинение
  • Жестокость и прозрение Понтия Пилата в книге Булгакова сочинение
  • Понтий Пилат – что хотел передать Булгаков этим персонажем? сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/obraz-margarity-simvol-samopojertvovaniya-vo-imya-lubvi

Характеристика Мастера — героя романа Булгакова

МАСТЕР: характеристика героя для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.

МАСТЕР— заглавный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — появляется лишь в 13 главе, которая называется «Явление героя». Ни имя его, ни биография в романе не раскрыты. 

«…Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… < ... > На нем белое белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» — таким увидел Мастера Иван Бездомный в сумасшедшем доме.

«“Вы — писатель?” – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: “Я — мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой “М”. – < ...

> Она своими руками сшила ее мне”, – таинственно добавил он. “А как ваша фамилия?” — “У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней”».

Историк по образованию, Мастер два года тому назад еще работал в одном измосковских музеев и изредка занимался переводами. Мастер владел английским, французским, немецким, латынью и греческим и мог читать по-итальянски.

Жил он одиноко и однообразно, не имея родных и почти не обзаведясь в Москве знакомыми. Однажды ему повезло: Мастер выиграл сто тысяч на облигацию.

На эти деньги Мастер накупил книг и снял две комнатки на Арбате, в подвале маленького дома в садике. Службу в музее он бросил и сел за сочинение романа о Понтии Пилате.

Так и текла его одинокая жизнь. Зимой в его печке пылал огонь да изредка слышался хруст снега под ногами прохожих — и так изо дня в день.

Как-то внезапно для Мастера нагрянула весна, оделись в зелень кусты сирени. «Необыкновенно пахла сирень! И голова становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу». Мастер уже знал, что последняя фраза в романе будет такой: «…Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтии Пилат».

Порой, чтобы отдохнуть от работы, Мастер выходил погулять. И в одну из таких прогулок он встретил молодую женщину, которая через самое малое время стала «тайной женой» Мастера, и они поняли, что «столкнула их… сама судьба и… созданы они друг для друга навек».;

Мастер продолжал работать над романом, а она перечитывала написанное и под влиянием прочитанного стала называть его Мастером.;

В августе роман был окончен и перепечатан в пяти экземплярах. Начиналось знакомство Мастера с миром литературы. 

Издательский редактор, ознакомившись с рукописью, смотрел на Мастера так, какбудто щека у того была раздута флюсом.

Не говоря ничего по существу дела, он спрашивал Мастера, кто он такой и откуда взялся, давно ли пишет и даже задал «идиотский вопрос»: кто надоумил Мастера сочинить роман на такую странную тему? Потом он передал рукопись членам редколлегии, а через две недели ее, засаленную и растрепанную, возвратили автору под предлогом, что редакция завалена материалами на два года вперед.

Все же Мастеру удалось напечатать в одной из газет большой отрывок из своего произведения. Прошло не более двух дней, как на эту публикацию появились отклики.

Первым была статья критика Аримана «Враг под крылом редактора», в которой утверждалось, что Мастер «сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». В другой газете опубликовали статью Лавровича, предлагавшего «крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить…

ее в печать». Однако эти статейки могли считаться шутками по сравнению с опусом Латунского под названием «Воинствующий старообрядец».

Ознакомившись со статьей Латунского, новый неожиданный друг Мастера, журналист Алоизий Могарыч, состряпал на него донос, якобы Мастер хранит у себя нелегальную литературу — Алоизию очень нравилась квартира Мастера, и он хотел в ней поселиться. 

Разгромные рецензии меж тем все не прекращались. Над первыми Мастер смеялся, потом начал удивляться. Затем наступила третья стадия — страха.

Мастер стал бояться темноты, ему начало казаться, что в оконце влезает какой-то спрут с длинными и холодными щупальцами. Как-то в сумерки он заснул и проснулся в полной темноте сощущением, что спрут уже здесь. Мастер окончательно перестал владеть собой.

С трудом засветил он лампу и разжег огонь в печи, после чего вынул из стола рукопись и принялся жечь ее. 

В огонь уже была брошена последняя тетрадь, когда в комнате появилась Маргарита и выхватила из печки оставшиеся листки. Глядя на них, Мастер выговорил: «Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно».

Маргарита уходит, чтобы объясниться с мужем. Через четверть часа после ее ухода в окно постучали…

Дальнейшую часть своей истории Мастер рассказывает Ивану на ухо. Лишь после того, как извне перестали доноситься всякие звуки, Мастер отодвигается от Бездомного и начинает говорить громче.

В середине января Мастер жался от холода в своем дворике. Припав к оконцу своей бывшей квартиры, он увидел в комнате играющий патефон, и страх овладел каждой клеточкой его тела.

Мастер знал, что клиника доктора Стравинского уже открылась, и через весь город пошел туда пешком. И вот, он находится здесь уже четыре месяца. 

«Я неизлечим, – спокойно объясняет Мастер Ивану. – Когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю». 

Извлеченный по просьбе Маргариты из «дома скорби», Мастер возникает перед Воландом. «Его хорошо отделали», – замечает тот и велит Коровьеву угостить Мастера чем-нибудь горячительным.

После выпитого Мастеру становится спокойнее, глаза у него оживают. Воланд возвращает Мастеру роман со словами «Рукописи не горят», но Мастер снова впадает втоску и беспокойство, заламывает руки и, обращаясь к далекой луне, начинает бормотать: «И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О, боги, боги…»

Мастер вполне разделяет желание Маргариты вернуться в Арбатский переулок. «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. < ... > Он мне ненавистен этот роман… я слишком много испытал из-за него».

Мастер и его подруга возвращены в подвал, хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле покоя и счастья. Поэтому дух зла соглашается выполнить просьбу Иешуа, ознакомившегося с произведением Мастера, — взять несчастного с собой и «наградить его покоем… Он не заслужил света, он заслужил покой».

Став обитателем иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами.

Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший.

И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».

Маргарита «видела, как изменился Мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног Мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой…»

Воланд показывает Мастеру героя его романа, Понтия Пилата, и заключает: «Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой». «Мастер сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесным горам: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!”»

Простившись с Воландом, Мастер и Маргарита идут к своему новому жилищу. И Маргарита говорит: «Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером придут к тебе те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро.

А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».

А на земле следствию, которое велось по «делу Воланда», так и не удалось выяснить «побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники… Не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул навсегда под мертвой кличкой: “Номер сто восемнадцатый из первого корпуса”».

 Л.В. Суханова

Другие материалы по теме:

Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/117-literaturnye-geroi-master.html

Ссылка на основную публикацию