Сочинение настя в произведении на дне (образ и характеристика)

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)
Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

Краткое содержание произведения

Самому себе поставленную главную задачу Максим Горький с блеском выполнил. Автор сумел дать по-настоящему страшную и реалистичную картину быта низов общества. Для более полного понимания характера любого персонажа произведения необходимо хотя бы кратко вспомнить содержание социальной драмы. Вот оно в наиболее кратком варианте:

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика) Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

  1. Действие происходит на рубеже XIX—XX вв. в ночлежке, которую содержит чета Костылевых. Никаких условий для жильцов, кроме крыши над головой, здесь нет. Ночлежка производит гнетущее впечатление.
  2. Несмотря на ужасные условия, жильцов тут хватает. Шулер, вор, опустившийся артист, слесарь, бывший чиновник — кого только нет. Среди этих людей, которым остается только мечтать о лучшей доле, нашлось место и даме легкого поведения Настене.
  3. Настена — тонко чувствующая натура. Ей хочется настоящей любви, а приходится удовлетворяться обществом бывшего чиновника Барона. Девушка постоянно вспоминает о своем бывшем поклоннике, но он существует только в ее воображении. Рассказ у девицы всегда один, а имена у поклонника разные.
  4. Костылевы делают жизнь своих постояльцев нервозной, но не прочь пользоваться ими в своих целях. Вдобавок хозяйка ночлежки Василиса изменяет престарелому мужу с вором Пеплом.
  5. Сам Пепел уже тяготится связью с женщиной и начинает заигрывать с ее младшей сестрой Наташей. Василиса ревнует и бьет девушку.
  6. Дядя Василисы и Натальи служит в полиции. Он знает правду о происходящем в ночлежке, в том числе и о скупке родственниками добычи Васьки Пепла, но покрывает это.
  7. Новый постоялец, старик Лука, любит давать советы. За душой у беглого каторжника есть многое. Он вроде бы старается помочь другим, но на практике выходит наоборот.
  8. К Луке можно относиться по-разному, но именно его действия становятся причиной трагических событий. Пепел убивает хозяина заведения. Вместе с Василисой он оказывается в тюрьме. Наташу отвозят в больницу и след ее теряется.
  9. Каторжник после роковых событий исчезает. Актер совершает самоубийство.
  10. Остальные продолжают заниматься привычными делами. Ночлежка так и остается их пристанищем.

Мечта Насти, как и желания других обитающих на самом дне людей, в пьесе Горького выглядит неосуществимой. В раннем варианте произведения концовка была более оптимистичной. Позже писатель усилил идею безысходности.

Особенности образа гулящей девушки

В России произведение было опубликовано годом позже, чем в Германии. Первый тираж в Санкт-Петербурге разлетелся в считаные дни. Специалисты отмечали, что ни одна книга ранее не пользовалась таким спросом, как пьеса «На дне».

Прошлое Насти, трагедия Наташи, свободолюбие Пепла — все это вызывало интерес читателей. В относительно небольшом произведении почти не оказалось проходных персонажей.

Не стала исключением и более чем неоднозначная Настена:

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика) Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

  1. Девушка зарабатывает, торгуя своим телом. Можно сказать, что профессией ее является проституция. Но в произведении впрямую об этом не говорится. Самооценка ее — «я таковская». Барон говорит, что его подруга — «шалава».
  2. «Таковская» близка с опустившимся дворянином Бароном. Он считает любовницу доброй, но невероятно глупой, даже дурой. Барон называет ее и Настькой, и мразью, но к ней же и идет занять денег на спиртное.
  3. Молодая женщина терпит выходки Барона. Она все прекрасно понимает, но отношения с «бывшим» дворянином для нее все равно важны. А вот высказаться от души ей ничто не мешает. Она говорит, что любовник похож на червя, который использует ее, как яблоко.
  4. Судя по тому, как девушка говорит, она неглупа. Из высказываний Настены можно составить богатый цитатный ряд. Глупость же является своеобразной маской молодой женщины.
  5. Девица обожает читать о высоких чувствах, которые взаимно, может быть, никогда и не испытывала. В книгу «Роковая любовь» она уходит полностью, не видит и не слышит, что происходит вокруг.
  6. Героиня плачет над книгами. Ей жаль других людей, которые тоже несчастливы в любви. Конечно, девица мечтает о настоящем чувстве.
  7. Скорее всего, именно из любовных книжек она и берет основу для создания собственной романтической истории. В ней есть и влюбленный юноша, и его огромный «леворверт», и желание покончить жизнь самоубийством из-за невозможности быть с Настеной.
  8. Рассказывая о придуманной любви, девушка, кажется, полностью убеждена в ее реальности. Она даже клянется Богом, что все было на самом деле.

У героини есть настоящий талант. Она умеет красиво и образно говорить. Но здесь, внизу, такие таланты не ценятся. Романтическая особа мечтает (но только мечтает) сменить образ жизни, съехать из ночлежки, поменять бедность, безысходность и унижения на что-либо светлое. Пока же она только пьет от бессилия все изменить.

Развернутые схемы сочинений о Насте

Горькому не сразу удалось добиться разрешения на театральную постановку своего произведения в России. Критика признавала, что автор сумел создать драму мирового значения. Цензура же исходила в своих запретах из слишком большой вольнолюбивости пьесы. Время многое расставило по местам. Произведение есть в школьной программе, его изучают, пишут по нему сочинения.

Чистота романтизма

Девушки нередко выбирают для сочинений образ Насти. Из всех женских персонажей пьесы «На дне» именно мечтательница выглядит наиболее привлекательной.

К тому же в целой галерее бывших «настоящих людей», на фоне их пьяного бессмысленного существования романтическая фантазерка вызывает наибольшее сочувствие.

Сочинение о главной героине можно написать, опираясь на такой развернутый план:

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика) Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

  1. Образ Насти является одним из главных, если не центральным в произведении Максима Горького. Автор долго раздумывал над ним, собирался создать предысторию попадания девушки на дно жизни, но затем оставил зрителям и читателям возможность додумывать ее самим.
  2. Девушка живет в грязной ночлежке вместе с другими ее обитателями. Как она попала в мир жестокости и нищеты, можно только догадываться. Возможно, все дело было в несчастной любви, поэтому Настеньку так и тянет к романтике.
  3. Героиня вынуждена зарабатывать проституцией. Даже близкий ей Барон не стесняется обзывать барышню. Но сокровенные чувства девушки остаются чисты. В мир ее грез суровым обитателям дна входа нет.
  4. В отличие от других героев произведения Настена почти не вызывает негативных эмоций. Девушка, несмотря на мнение окружающих, умна и, видимо, образована. Она выглядит в ночлежке если и не случайным человеком, то вынужденным гостем. Но чем дальше, тем больше ее затягивает апатия.
  5. Общую безысходность подчеркивает описание ночлежки. Выхода из нее, кажется, нет ни для кого. Но барышня умеет уходить в мир фантазий, что и спасает ее от окончательного падения в бездну.
  6. Можно сказать, что молодая женщина живет в выдуманном ею мире. Неважно, что Рауль или Гастончик является плодом воображения или сошел со страниц обожаемых ею романов. Для нее влюбленный юноша более чем реален.
  7. Именно выдуманный юноша и побуждает свою создательницу к действию. Только действие это является пассивным. Настена, кажется, просто ждет, что ее идеал придет в ночлежку во плоти, вырвет ее из ада.
  8. Чтобы поддержать в себе веру в будущее, барышня рассказывает о возлюбленном всем своим соседям. Увы, они не в состоянии принять простодушную искренность молодой женщины. Если кто и сочувствует ей, то это лишь Наталья и Лука.

Настя чиста в своем романтизме. Но будущее ее выглядит печальным. Вряд ли после жизни в настоящем мраке ей суждено вырваться на свободу.

Невинная жертва

Максим Горький тонко прописал в пьесе «На дне» горестные судьбы российских женщин. Ярким примером тому является образ Насти.

Девушка без прошлого и будущего продолжает верить в свою судьбу, хотя находится буквально на социальном дне, живет среди обманщиков, преступников, торгует собой.

Она, пожалуй, единственная, кто выглядит в произведении невинной жертвой обстоятельств. Вот еще один набросок сочинения:

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

  1. Горький создал в своем произведении ряд уникальных образов. Они настолько красочны и богаты, что кажутся не выдуманными, а взятыми из реальной жизни. Нельзя без содрогания читать об опустившейся к самому краю молодой проститутке Насте.
  2. Единственной ниточкой, которая связывает девушку с желанием жить, является мир ее фантазий. Это выглядит странно, но в том-то и заключается одна из особенностей образа. Барышня живет, пока мечтает.
  3. Удивительно, что молодая женщина не пытается всерьез вырваться из грязного бытия ночлежки. Она покорно ждет принца на белом коне, терпит унижения и издевательства окружающих. Когда же сил не остается даже на мечту, Настена находит спасение в алкоголе.
  4. Настю называют и «русской бабой». Она способна на достойный отпор своим обидчикам. Но характер героини все-таки слаб. Настоящего стержня в нем нет, иначе бы она вряд ли так опустилась в жизни. Вероятно, обстоятельства оказались сильнее женщины, она стала случайной их жертвой. Теперь героине только и остается, что обещать себе исполнение заветного желания.
  5. Тем не менее грязь и нищета не убили в девушке человека. Барышня всегда отзывчива, а временами и жизнерадостна. Но она также и наивна. Настя, как ребенок, желает любви, понимания, защиты, ласки. Получить же все это в ночлежке представляется маловероятным.
  6. Жизнь дна — это путь к смерти. В мечтах девушка готова идти на жертвы ради любви. Но в подвале такую жертвенность никто не оценит. Другое дело, когда она в очередной раз даст денег на спиртное пользующемуся ее добротой Барону.
  7. Очевидно, что героиню ждет скорый и печальный конец. Реальность уже сейчас перемалывает очередную жертву, которую некому спасти. Равнодушие большинства других персонажей таково, что ухода Настены из жизни никто, наверное, и не заметит.

Барон говорит, что содержащая его девушка ему «не чета». На самом же деле он, как и другие жители последнего пристанища, не чета Настене.

Педагог всегда оценит наличие в работе ученика цитат. В более или менее развернутом сочинении их должно быть не менее пяти (можно и больше). В этом случае сложностей возникнуть не должно — прямой речи персонажей в произведении много.

Специалисты считают, что Горький смог обогатить русский литературный язык, внести в него через героев пьесы нечто новое. Речевой набор произведения действительно чрезвычайно богат. Это дает читателю возможность мыслить свободнее и шире. В этом (и не только в этом) отношении произведение еще долго будет оставаться актуальным.

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-nasti-na-dne.html

Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть.

Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни.

Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества. Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:

Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски: Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно! Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.

Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно: Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра — умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу. В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:

В тюрьме я и в карты играть научился …

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Читайте также:  Влияние природы на человека - сочинение

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение: Организм… органон… Сикамбр… Макробиотика… ха!

Сатин. А то еще есть — транс-сцедентальный…

Бубнов. Это что? Сатин. Не знаю… забыл… Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова… В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги: я много читал книг…

Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость.

Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие: Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы — жулики, тебе известно. Татарин. Надо играть честно! Сатин. Это зачем же? Татарин. Как зачем? Сатин. А так… Зачем? Татарин. Ты не знаешь? Сатин. Не знаю. А ты — знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой: Сатин. Кто это бил меня вчера? Бубнов. А тебе не все равно?.. Сатин. Положим — так… А за что били? Бубнов. В карты играл? Сатин. Играл… Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо: Не обижай человека — вот закон! Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…

  • Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!
  • Сатин не любит рассказывать о своей жизни: Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть: Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета: Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости: Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.

Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная: Вы — все — скоты! Вы — тупы, как кирпичи Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь… и — врешь! Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю… Сатин умеет красиво изъясняться:

Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое-что знаю!

  1. Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности: Когда я пьян… мне все нравится Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
  2. Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь: Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан!

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны: Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни: Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным: он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом.

Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи: Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/na-dne-satin.html

Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне"

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)
Лука, Образ Луки

Пьесу «На дне» Горький написал в тяжелое предреволюционное время, когда перед писателем встали насущные вопросы о проблемах падения человека на дно и путях ее решения.

В произведении описывается жизнь в ночлежке, где собрались «бывшие люди» — представители разных профессий и прослоек общества, которые по разным причинам опустились на самое дно. Эти люди пытаются найти ответы на многие вопросы, отыскать истину, ответить на вопросы о том, как перенести все тяготы жизни, терпеть или бунтовать.

Однажды в ночлежке появляется некий странник – Лука. Его образ вызывает у читателей весьма противоречивые отзывы. Одни считают, что он – спаситель.

Другие обвиняют его в том, что он лишь выражал жалость к обитателям ночлежки, но никаким образом не оказал им реальную помощь. А ведь им и нужны действия, а не простые обещания, а Лука попросту не имеет способности на то, чтобы действовать.

Однако и та, и другая сторона сходятся в едином мнении о том, что Лука, по крайней мере, не причинил им никакого вреда. 

Да, Лука жалеет всех этих людей, но разве это так плохо и унизительно? Разве способность к неподдельному сочувствию – это черта, свойственная отрицательным персонажам? Вовсе нет. Лука – не лжец, не лицемер. Он – настоящий. Он дарит людям надежду, пусть и мимолетную. 

Образ Луки представлен как положительного персонажа, он утешает каждого обитателя ночлежки, старается подбодрить и вселить надежду. Пусть далеко не все его слова правдивы, но эта ложь служит лишь благим намерениям.

Кроме того, все эти люди первый раз встречают человека, который может выслушать их истории, поверить им, понять и искренне посочувствовать. Он дарит им возможность выговориться, пожаловаться, отыскать приятные воспоминания.

К сожалению, читатели пьесы убеждаются, что всем мечтам этих людей не суждено сбыться, как и всем намерениям Луки. Странник лишь помог им вернуть чувства и положительные эмоции, веру в существование добра и сострадания. 

Без существования таких людей, как Лука, общество павших на дно людей совсем погрузилось бы во тьму. А Лука сыграл роль лучика света, вселяющего надежду. Он постарался показать каждому, что есть смысл в жизни.

Пьеса «На дне» является одним из лучших произведений Максима Горького, ее прочтение просто не может оставить никого равнодушным.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/03/obraz-luki-v-pyese-gorkogo-na-dne.html

Сочинение на тему Роль женских образов (по пьесе На дне : Горький Максим)

Пьеса «На дне» — достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства.

Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни.

Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе.

Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями.

Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга.

Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость.

Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать.

Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце.

Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству.

Читайте также:  Сочинение по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского (описание)

Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник.

Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти.

Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3883

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=3883

Система образов «На дне» сочинение

Система образов играет большую роль в целостном анализе и понимании как лирической, так и прозаической части произведения Горького «На дне». Говорить о ней можно после детального изучения главных и второстепенных персонажей. Важная часть системы — биография героев. 

Пьеса не богата детальным повествованием о биографии персонажей, однако, благодаря особым деталям и моментам произведения выстраивается образ каждого из жителей ночлежки. Все они — это абсолютно разные личности, объединённые жестокостью обстоятельств в подвале.

Образы персонажей ночлежки в пьесе На дне

Константин Сатин

  Одним из самых неоднозначных образов пьесы принято считать Сатина — мужчину 40 лет, пьяницу без дома, а также бывшего тюремщика.

О прошлом героя известно лишь то, что он был опытным телеграфистом и увлекался чтением.

Образованный и приятный в общении человек кардинально изменился после несчастного случая: заступаясь за свою сестру в разборках, по случайности убил виновного, за что на 5 лет был заключен под стражу. 

Послетюремная жизнь сделала из него отшельника, пьяницу и опытного карточного мошенника. Сатин не в силах изменить свою жизнь в другое русло, но в нём таятся философские начинания. Герой мечтает изобрести личную философию и представить её свету. Он считает, что каждый человек имеет право на творчество, ведь оно запрятано в душе у всех. 

Лука

Система образов Горького На дне успешно начинается выстраиваться после разбора ещё одного ключевого персонажа — Луки. Это таинственный пожилой странник, по неизвестным причинам временно поселившийся в ночлежке. Его главная цель и миссия — успокаивать людей, давать им надежду.

Однако, не всегда утешить человека можно правдой. Именно по этой причине Лука зачастую прибегает ко лжи, ко лжи во благо, как он считает. Например, когда Анна умирала и осознавала, что её воспоминания пусты и не наполнены хорошими моментами, Лука пообещал ей лучшую жизнь на том свете.

 

Странник мечтает помочь каждому нуждающемуся. Он верит, что в сердце любого человека живёт добро, сострадание и искренность.  

Настя

  Девушка 24 лет, занимающаяся «непристойной работой» для собственного содержания. По всей видимости, между ней и Бароном есть любовная связь, но «дворянин» абсолютно не уважает героиню. Он оскорбляет её за способ заработка, но продолжает общаться ради денег, которые Настя ему даёт.

Девушка — мечтательная и романтичная особа, живущая выдумками о великой любви. Она восхищается любовными романами, поэтому постоянно проводит свободное время за ними. Настя даже сочиняет свою собственную трагическую историю любви, но ей никто не верит, ведь она «девушка лёгкого поведения». Утешает героиню лишь Лука, которые выражает доверие к её фантазиям.  

Алёшка

Алёшка — ещё одна часть системы образов Горького На дне. Это 20-летний пьяница сапожник. В его мечтах никогда не было желания подняться вверх по социальной лестнице, ведь он — счастливый человек, довольный своим нынешним положением. Он ничего не хочет, ему ничего не нужно, но всё-таки Алёшка — очень хороший мастер и вежливый человек. 

Таким образом, даже некоторые персонажи дают представление о системе образов пьесы Горького На дне. Все жители ночлежки — заложники обстоятельств, со своими особенным мечтами и взглядами на жизнь. Однако, выбраться с социального дна для них довольно сложно. Лучше всего анализировать На дне систему образов в таблице. 

Источник: https://sochinyshka.ru/sistema-obrazov-na-dne-sochinenie.html

Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» — интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?
    Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка».

Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»
    Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться.

Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох».

О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.

    Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».
    Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все.

Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости. На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни.

И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь». Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть.

А ведь Анне лишь только тридцать лет…
    Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно — мечтать.

Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя.

Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»
    К сожалению, все это — лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость.

Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.
    Василиса, жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? На мой взгляд, нет. Ведь человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце.

    Василиса — женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Эта героиня – любовница вора Васьки Пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих чувств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души.

    Внешняя красота этой героини противопоставлена ее внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство. А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник.

Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничем не может ей ответить.
    Наташа, по своей природе, очень добрый и мягкий человек. Она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но Наташа не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь. Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..» Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику. Потом эта героиня ушла в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.

    Безусловно, все герои пьесы Горького «На дне» по-своему интересны. Каждый из них выражает авторскую позицию. Но именно благодаря женским образам произведения мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни людей «дна», понять весь трагизм их существования.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00625861214041330278

Характеристика и образ Насти из “Кладовая Солнца” – сочинение на тему — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Характеристика Насти из рассказа «Кладовая Солнца», написанного Михаилом Михайловичем Пришвиным, важно для полного понимания сути произведения. Характер Насти, ее поступки указывают на бескорыстность девочки и на ее милосердие.

Содержание

  • Портретная характеристика
  • Характер героини
  • Поступки

Портретная характеристика

Волосы Насти были непонятного цвета: «ни темные, ни светлые», они «отливали золотом». На лице у девочки было множество крупных веснушек, которые были похожи на «золотые монетки».

Веснушкам этим было «тесно», они выпадали очень часто и «лезли во все стороны». Нос, который «глядел вверх», был чист от веснушек. Внешностью своей Настя напоминала «Золотую Курочку на высоких ножках».

Рассказчик не один раз называет девочку именно так.

Описание внешности героини, а также ее прозвище указывают на сказочные мотивы рассказа М. М. Пришвина. Писатель, описывая образ Насти, использует ласковые слова, чтобы указать на ее доброту и искренность по отношению к брату и другим людям.

Характер героини

Многое за героиню говорят ее внутренние качества. Характер Насти схож с характером Митраши. Оба они не сломились в тяжелое для них время. Они смогли продолжить жить и трудиться. Трудолюбие – вот главная черта Насти. «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха».

После того как Настя выгоняла «любимое» стадо, весь оставшийся день она то топила печь, то чистила картошку, то готовила обед – хлопотала по хозяйству до самой ночи. Однако Настя работает не только для себя и брата, но и для всего колхоза.

«Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

Настя – заботливая девочка. Она старается быть во всем похожей на свою мать, которая недавно умерла от болезни. Настя заботится о своем брате. Она способна успокоить Митрашу, который был упрямым по характеру: «Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился».

Читайте также:  Знание - сила - сочинение-рассуждение

Поступки

Образ Насти «Кладовая Солнца» характеризуется также ее поступками. В свои 12 лет она ведет себя как заботливая мать. Когда Настя собирается за ягодой, она берет с собой хлеб, молоко и картошку, потому что предполагает, что они могут заблудиться.

Настя во всем берет пример с покойной матери: она вспоминает, как мама ходила за грибами и обвязывает через плечо полотенце, чтобы большой вес клюквы не резал ей плечо.

Когда перед братом и сестрой встает выбор, куда же пойти за ягодой, Настя осторожничает и выбирает безопасный путь – проторенную дорожку. Девочка поступила себя благоразумно, и именно за это качество ценили Настю в деревне. После случая с клюквой односельчане «одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы».

Однако сама Настя винит и корит себя за то, что все внимание уделила сбору клюквы. Она хотела все «больше и больше». В это время она совсем забывает про своего брата, который, по ее мнению, сейчас «в темном болоте голодный идет».

Настя не может простить себе ту жадность, которую она проявила на палестинке. Автор не винит маленькую девочку за поступок, он дает ей шанс искупить свою вину.

Всю собранную клюкву девочка отдает детдому, где находились эвакуированные ленинградские дети. Только тогда жители села узнали, насколько сильно Настя переживала из-за своей жадности.

После случая в лесу Настя стала более внимательной к другим людям и их проблемам.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Настя в рассказе «Кладовая Солнца», рассмотрит образ девочки через ее портретную характеристику, через внутренние качества героини и через ее заботливые поступки.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20381-harakteristika-i-obraz-nasti-iz-kladovaia-solnca-sochinenie-na-temy.html

Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М.

Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М.

Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».

В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон.

Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни.

Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.

Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М.

Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна».

А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении.

При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.

Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.

Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью.

Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке.

Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»

Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.

А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.

Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный.

Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта.

Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.

Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе.

Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь.

«Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!».

Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.

Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.

Источник: http://diktanty.ru/sochinenie-obrazy-nochlezhnikov-v-pese-a-m-gorkogo-na-dne/

Женские образы в пьесе «На дне»

В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса — жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа, и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня — Настя и Василиса — Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями.

Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», — признается она Луке.

Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как — тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене — ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти.

«Надо вон тащить! — Вытащим…» Она ушла из жизни — словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, — один Бог знает. Она пожила замужем и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала — на всю жизнь памятно…

» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки.

Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно — слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя — незащищенна и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она — «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня.

Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и — плачет», — удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью.

Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления Настя не только не взрослеет — она не просыпается.

Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него агромадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль..» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз — Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок.

Ткнувшись носом в действительность она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает.

Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и следовательно появляется надежда проснуться.

Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она — Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует — все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке — «голый человек», ей «все позволено».

И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво. «Наслаждаться — убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа — самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности.

К Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Коростылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна изо всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны.

Тусклый свет, доходящий «сверху от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обителей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, кая Мармеладову «идти некуда». Когда убивают Коростылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христе ради… в тюрьму меня!» Наташе ясно — убил не Пепел. На всех вина. Все убили.

Это ее правда ее, а не Сатина. Не правда гордого сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности.

Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого.

Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Источник: https://bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/327-zhenskieobrazy.html

Ссылка на основную публикацию