Сочинение образ матрёны в рассказе матрёнин двор солженицына

Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Героиня произведения “Матренин двор”

Маленькое сочинение-рассуждение о большой повести. Jacob

В рассказе «Матренин двор» повествуется о Матрене и об Игнатиче., как они вместе жили и о том, что у них происходило в доме, в какие ситуации попадали. Герой рассказа Игнатий, по описанию очень похож на самого Солженицына. Но речь идет больше о Матрене, о ней, о женщине, которая без корысти делала все для других.

Матрена – это женщина преклонных лет, с искоркой в сердце, отделяющая ее ото всех.
Образ Матрены характеризуется в тексте, как праведный. Это доказывают многие факты, которые разъясняют саму сущность Матрены.

Один из них это то, что у нее не было поросенка, коровы, не потому что она лодырь, у нее не хватало на все времени. К Матрене постоянно кто-то приходил и что-то просил сделать. А она по доброте своей душевной шла, и делала все, что ей скажут. За работу она не брала ни копейки.

Однажды к ней пришла супруга председателя колхоза и приказала ей брать свои вилы и идти со всеми на уборку картофеля. Матрена не состояла в колхозе по причине плохого состояния здоровья. И все же… Она пошла и сделала все, что требовалось. Матрена не получала никаких доходов. Эта женщина не имела пенсии, не заработка.

Только с приездом Игнатия все пошло в гору. За свое проживание он платил сумму, сельсовет также доплачивал потому, что Игнатий работал в школе учителем математики.

Матрена почти ни кому не рассказывала о своей судьбе, о жизни, о своих мечтах и жалобах. Она все держала в себе. Но в один поздний вечер, Матрена все рассказала Игнатию, и в нем многое прояснилось, по поводу старушки. У нее был прекрасный характер. Её сердце не знало слова «нет». Всегда, хотела она того или нет давала согласие на любые работы.

В судьбе Матрены было много «ухабов». В 19 лет она должна была выйти за Фаддея, которому было 23 года. Но началась война в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Фаддея забрали на фронт.

Фаддей вернулся через три года, но было поздно… Матрена вышла, за его младшего брата Ефима. Были скандалы из-за этого. Как-то все обошлось без рукоприкладства. Можно даже сказать ей в этом повезло. Ведь Ефим не бил ее, в отличие от Фаддея.

Матренина жизнь в браке продолжилась до июня сорок первого года. Ефима забрали на войну, и он больше не вернулся.

В конце рассказа шел спор, между Фаддеем и тремя сестрами Матрены за участок земли в Черустях. Чтобы им овладеть, надо было там построить дом. Но негде было взять бревна. А у Матрены как раз стояла горница. Фаддей хотел разобрать ее, увезти бревна и построить в Черустях дом. В конце концов, ему это удалось.

Матрена даже рубля за эти проклятые доски не получила. Она даже не просила ничего взамен. Когда ночью Фаддей начал увозить бревна с помощью трактора, взятого украдкой в колхозе и при помощи своих родственников, Матрена пошла с ними, накинув на себя телогрейку. Через некоторое время они проезжали через железную дорогу.

Но тут-то случилось не предвиденное. Один из прицепов отсоединился и остался на железной дороге. Пока они его прикрепляли обратно, по железной дороге незаметно подкрался поезд. Удар, стон… Перевернулся локомотив поезда, прицеп был разбит полностью, и были жертвы со стороны Фадея, а самое страшное, Матрена, героиня рассказа, была мертва.

Её переехал поезд, когда она стояла между первым и вторым прицепами.

Через три дня были похороны Матрены, вместе с ее племянником, который тоже находился там. Погода была не пригодная. Был февраль, метели. На поминках Матрены, мало кто сказал о ней что-то хорошее.

Хотя без нее нельзя было обойтись. Как говорил Игнатий: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не село строить. Ни город.

Ни вся земля наша».

Естественно, мне был очень интересен рассказ. Так как он раскрывает честность, трудолюбие, а так же любовь человека ко всем живущим на земле. Женщина, готовая помочь всем и всегда. Она отдавала практически все, что имела сама. Даже, как говорится «Горбушку хлеба и ту пополам».

Источник: http://danden.ru/shkolnoe-sochinenie-na-temu-obraz-pravednitsyi-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyina-matrenin-dvor/

Образ Матрёны в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Тема: «Не стоит земля без праведника». Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цели: 1. Сформировать представление о людях – праведниках и их подвижнической жизни, дать характеристику главной героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Матрёне как праведнице, расширить понятие о притче, как о литературном жанре;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки связной речи; умение работать с толковым словарём;

3. Воспитывать интерес к русской литературе, стремление к духовному самосовершенствованию, прививать традиционные ценности: терпение, трудолюбие, милосердие, бескорыстие.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, свеча в стакане, заполненном пшеном, дорогой подсвечник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и целей урока.

  • Слайд 1
  • — Что у меня в руках? (свеча)
  • — Можно ли сказать, что огонёк этой свечи обладает силой или слабостью?
  • — С чем можно сравнить ещё этот огонёк, исходя из его силы и одновременно хрупкости? (с душой человека)

— К сегодняшнему уроку вы читали произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Как выдумаете, о чем именно мы будем с вами говорить, опираясь на сюжет этого рассказа? (о душевных качествах главной героини)

  1. Слайд 2
  2. — А определять ход наших рассуждений будет эпиграф, который вы видите на доске:
  3. Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души.

А.И. Солженицын

  1. Анализ образа главной героини.

  • — Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? (1963)
  • — От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (Игнатьич)
  • — Можем ли мы сказать, что образ рассказчика автобиографичен?
  • — Как описывает среднюю полосу России автор?
  • Слайд 3
  • — Как зовут главную героиню рассказа? (Матрёна Васильевна Григорьева)

— Как автор впервые знакомит нас с ней? Какой мы её видим?

— Почему Игнатьич остановился именно у Матрёны Васильевны? Чем привлек его дом Матрёны?

— Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Слайд 5

— Что мы можем сказать об образовании героини? Какова речь Матрёны?

— Как Матрёна Васильевна воспринимает мир за пределами привычного быта?

Слайд 6

-Вспомните дом Матрёны? Что мы можем сказать о её избе? Что ещё было в её доме?

  1. Слайд 7
  2. Как проходил обычный день у Матрёны Васильевны?
  3. Слайд 8
  4. -Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?
  5. Слайд 9
  6. -Что пришлось испытать Матрене в прошлом?
  7. Слайд 10
  8. -Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней, запятнала ли душу ненавистью, злобой, завистью к другим?
  9. (Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

Верила ли Матрёна в Бога? В каких эпизодах она ведёт себя как дремучая язычница, а в каких – как истинная христианка? Что, на ваш взгляд, по-настоящему преобладало в её душе: веры или суеверий

  • -Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)
  •  -Как относится Матрена к работе?
  • (Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)
  • -Как она помогает  окружающим?

( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому  же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием  Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный  — чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

  1. Слайд 11
  2. — Давайте обобщим, какими же качествами обладает Матрёна?
  3. Милосердие
  4. Бескорыстие
  5. Трудолюбие
  6. Терпение
  7. Доброта
  8. Любит людей
  9. Верит в бога
  10. Умеет прощать
  11. — Каким человеком предстает перед нами главная любовь Матрёны – Фаддей?
  12. — Что поражает в его внешности?
  13. Говоря о нем, рассказчик более 6 раз употребляет эпитет Чёрный, как вы думаете, почему?

В рассказе несколько раз употребляется слово ДОБРО? Какое значение вкладывает в него рассказчик?

— Каким добром живет Матрёна? А каким Фаддей?

-Что изменило обычный образ жизни Матрены?Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?

  • (Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых  детей, потерю мужа.)
  • -Почему погибает Матрена?(Решила помочь мужикам) 
  • -Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
  • ( Не похоронный обряд, а политика)
  • -Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  • (Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.
  •  Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)
  • -Как отзывались окружающие о Матрене?
  • -Как ведёт себя Фаддей во время похорон?
  • Слайд 12

— Что рассказчик сам говорит о Матрёне после её смерти? Обратимся к финалу рассказа.

Слайд 13 (11)

-Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»? Обратимся к словарю Ожегова.

— Какое из этих определений подходит Матрёне?

Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? ( Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна.

  1. Беседа метапредметного характера.

Перед тем, как обобщить все, о чём мы сегодня поговорили, я хотела бы показать вам один анимационный фильм, снятый на песню – ПРИТЧУ Светланы Копыловой «Окно». Вспомните, что такое притча?

Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына

  1. Посмотрите и подумайте, какая связь между содержанием этой песни и рассказом Солженицына.
  2. Видео
  3. Что же важного каждый узнал сегодня на уроке литературы?

Итак, вернёмся к нашей свече – символу хрупкости и силы души. Нужны ли праведники в наше время, в нашем мире? Есть ли они?

Моя свеча стоит в простом стакане, а не в дорогом подсвечнике? Как вы думаете, почему?

Напишите небольшое сочинение «Нужны ли праведники в наше время?»

Источник: https://infourok.ru/obraz-matryoni-v-rasskaze-ai-solzhenicina-matryonin-dvor-1955031.html

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Читайте также:  Сочинение интервью с писателем

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.

У Матрены чистая, светлая душа. Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает. Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-matreny-v-rasskaze-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Сочинение на тему: Образ праведницы и трагизм ее судьбы в рассказе Матрёнин двор, Солженицын

Главная>Сочинения по произведению Матрёнин двор

Образ праведницы и трагизм ее судьбы

Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна.

Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными людьми, на которых держатся селения, города и страны. У этих людей ясные глаза и чистая душа.

Они могут жертвовать своим счастьем в угоду другим, с радостью помогают нуждающимся, оставляя свои личным проблемы позади.

Одним из таких людей была и главная героиня рассказа – Матрена Васильевна Григорьева. Несмотря на свой преклонный возраст, она продолжала трудиться на колхозе, помогала соседям сажать картофель, вскапывать огород, и т.д. Она просыпалась в четыре утра, и ее день был заполнен множеством дел. Такая жизнь не тяготила Матрену, она все делала с удовольствием.

И даже то, что ей отказывались платить пенсию после двадцати пяти лет безвозмездного труда в колхозе, ее не расстраивало, а лишь обижало до глубины души. В таком состоянии и застал ее рассказчик Игнатич, возвращавшийся с войны в 1956 году, с опозданием «годиков на десять».

Кочуя из одной деревни в другую, он пытался найти пристанище, чтобы остаться в глубинке «учительствовать» и случайно попал в Матренин дом в деревне Тальново.

Она не сильно радовалась квартиранту, но в то же время была добра и радушна. После тяжелых работ она лежала на печи и страдала, как она говорила «черным недугом». С появлением постояльца ее положение немного улучшилось. Ей решили все же выделить пенсию в восемьдесят рублей, а за Игнатича школа доплачивала сто рублей и давала машину торфа на зиму.

Соседи стали завидовать, появились давно не приходившие родственники, стали интересоваться ее наследством. Муж Матрены, Ефим, давно пропал без вести на войне. Он был хорошим и любящим человеком. Он никогда не бил жену, как другие, и хорошо к ней относился.

Однако Матрена с юных лет любила его брата, Фаддея, которого не дождалась с фронта, а он взял и вернулся через три года.

Фаддей был человеком жестоким и горячим. Сначала он хотел зарубить брата с Матреной, но вовремя одумался. Затем он женился на другой Матрене и частенько ее избивал. У него было шестеро детей, а у брата ни одного. Матрена взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру.

Она десять лет растила девочку, затем выдала замуж за машиниста, и обещала после смерти оставить ей часть своей избы. Фаддей не стал дожидаться, пока Матрены не станет и начал требовать сруб горницы.

Она по доброте душевной согласилась, хоть было и жаль рубить дом, в котором она прожила сорок лет. Из-за него Матрена умерла нелепой и трагичной смертью, перенося части собственной избы через железнодорожные пути, где и попала под колеса поезда.

На похоронах все родственники плакали по надобности и делили имущество умершей. Фаддей даже не показался на поминках.

Постоялец Матрены и раньше хорошо к ней относился, но после ее смерти осознал, что именно на ней праведной держалось все село. На таких людях держатся города, селения и страны, а без нее село словно осиротело. В его глазах ее облик был подобен иконе, а жизнь – житию святых.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Матрёнин двор, Солженицын
  • Характеристики главных героев произведения Матрёнин двор, Солженицын
  • Краткое содержание Матрёнин двор, Солженицын
  • Краткая биография Александра Солженицына

Источник: https://www.sdamna5.ru/obraz_matrenin

Образ Матрены

А. И. Солженицын. Рассказ “Матренин двор”

Образ Матрены

В центре произведения – судьба деревенской женщины Матрены. Это человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Несмотря на многочисленные несчастья (она похоронила шестерых детей, потеряла на фронте мужа), Матрена не утратила человечности, способности откликаться на чужую беду.

Автор дает возможность взглянуть на героиню с разных точек зрения. Сначала Матрена предстает не в лучшем свете. Так, односельчане высказываются о ней неодобрительно: нечистоплотная,

за обзаводом не гналась, даже поросенка не держала, и, “глупая, помогала чужим людям бесплатно”.

Они считают ее странным, непрактичным человеком. Однако постепенно перед читателем открывается и другая сторона медали. Героиня всю жизнь жила как бы не для себя.

Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом “мужицкую” работу, и никогда не просит за нее денег. Рассказчик видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.

  • Уже в самом конце рассказа, после смерти Матрены, герой перечисляет негромкие ее достоинства: “Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
  • Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
  • Ни город.
  • Ни вся земля наша”.

Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Матрена, сама того не понимая, является праведницей, живет в полном соответствии с канонами христианской морали. Она живет не для себя, а для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Согласно ее жизненной философии, все так и должно быть.

Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.

(No Ratings Yet) Loading… Образ МатреныЛингвистический энциклопедический словарь »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-matreny/

Охарактеризуйте Матрену, Матренин двор — Сочинение

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И.

Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой».

Складывается впечатление, что Матрена — святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»).

В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.

Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена — настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека.

Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели.

Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой.

Это — честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село».

Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

Источник: https://sochineniye.ru/oharakterizujte-matrenu-matrenin-dvor/

Образ праведника в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Слайд 1

Образ праведника в рассказе А. И.

Солженицына «Матрёнин двор» «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица.

И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».(А. Т. Твардовский) Автор презентации: Калошина Дарья ученица 10 класса РЦОд Руководитель: Варенцова С.А.

Слайд 2

Введение Воплощение идеи праведничества через раскрытие образа Матрены Васильевны в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». — Тема, идея рассказа — Черты характера, проявившиеся у Матрены по отношению к окружающим, ее образ жизни. — Судьба Матрены. — Философский смысл рассказа Выводы Литература и интернет-источники Содержание

Читайте также:  История создания произведения дубровский пушкина

Слайд 3

Цель: доказать, что Матрена Васильевна — героиня рассказа А.И. Солженицына — обладает качествами праведника земли русской, что она носительница лучших человеческих черт.

Задачи: — раскрыть образ главной героини рассказа через ее портрет, поступки, качества характера, ее образ жизни, отношения с другими героями рассказа, — понять авторскую позицию в тексте, — осознать смысл названия рассказа «Матренин двор», — сделать выводы о нравственном звучании рассказа.

Слайд 4

Тема рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Рассказ А. И. Солженицына — о простой крестьянке — Матрене Васильевне — многое пережившей и испытавшей, но сохранившей душевную чуткость и любовь к людям. Писатель показывает крестный путь праведника, мученика, на котором держится земля наша русская и весь мир. Прямо на это указывает первое название рассказа — «Не стоит село без праведника».

Слайд 5

Портрет Матрены Рассказчик отмечает светлую, как и ее душа, улыбку на лице героини: «..обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…» , «…

Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…» Автор подчеркивает, что Матрена больна, ее мучает недуг: «…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным.

И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…» Несмотря на это, рассказчик любуется этой женщиной: «…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…»

Слайд 6

Матрена — безгрешная душа Матрена — бедная женщина, но она не жалуется на несправедливое мироустройство, не держит ни на кого зла:»…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили.

Родные ей помогали мало…» Героиня радуется малейшей помощи от государства: «…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…

» Матрена живет в старом скромном доме, держит козу, кошку, которую подобрала из жалости, любит комнатные цветы — фикусы.

Слайд 7

Матрена — деликатная, воспитанная женщина «…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами.

До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?» — удивляется рассказчик вежливости Матрены.

Автор с благодарностью вспоминает о своей жизни в Матренином доме: «…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…», «…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…».

Слайд 8

Бескорыстие Матрены Матрена не гонится за деньгами и имуществом: «…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…» «…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…», «…она не скопила имущества к смерти.

Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Она помогает людям бесплатно: «…глупая, помогала чужим людям бесплатно…» Матрена — доброжелательная женщина: «…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки.

Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…»

Слайд 9

Матрена — трудолюбивая женщина Труд помогает ей забыть о бедах: «…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Матрена — независтливая женщина: «…

еще говорила без тени зависти: — Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..» Матрена всегда чем-то занята: «…

я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…»

Слайд 10

Прошлое Матрены Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом.

Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…». Преображается Матрена, когда рассказывает о своей молодости.

«Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены — как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда — испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Слайд 11

Матрена и Фаддей И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену». «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. — Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну — пропал…

Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки… Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе. Односельчане считают, что смерть детей Матрены вызвана «порчей».

Угроза Фаддея выливается в несчастья для Матрены, оказавшейся беззащитной перед мистическими силами зла, олицетворенными в образе Фаддея, не смирившегося с тем, что та не стала его женой.

Слайд 12

Судьба дома и его хозяйки В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом — стареет хозяйка.

Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили.

Жестокость родственников Матрены противопоставлена ее бескорыстной самоотверженной натуре: «Дом разбирают, как человека — «по ребрышкам», и «все показывало, что ломатели — не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Слайд 13

Смысл названия рассказа Название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены — то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

Слайд 14

Философский смысл рассказа «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию — «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом. Праведница Матрена — нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

По А.И. Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии Души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. А.И.

Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.

Слайд 15

1. Матрену можно назвать праведником земли нашей, человеком с чистой совестью и душой. 2. Ее главные качества — бескорыстие, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, любовь к труду, терпение, непритязательность— противопоставлены окружающим ее людям. 3.

Автор сожалеет о том, что бессовестных и жестоких людей, окружающих Матрену, оказывается больше, он подводит читателя к мысли: каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе совесть и человечность. Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.

Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе. 4.

Смысл названия рассказа символичен: рушится Матренин двор, мир добра и бескорыстия, погибает героиня рассказа — это начало гибели нравственного устоя. Выводы:

Слайд 16

Список литературы: Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г. Солженицын А.И. «Матрёнин двор» Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”. Интернет-ресурсы https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/a-i-solzhienitsyn-matrionin-dvor-priezientatsiia-k-uroku-litieraturyhttp://открытыйурок.рф/статьи/553775/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tema-pravednichestva-v-rasskaze-aisolzhenicina-matryonin-dvor-3049410.html http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585612/

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/05/31/obraz-pravednika-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna

Сочинение по рассказу «Матренин двор»

Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор.

В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения.

Матренин двор сочинение

Работая над сочинением по теме Матренин двор, мы видим рядом доброту и жестокость. Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения.

Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии.

Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?

Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее.

Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом.

Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном.

Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.

Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности.

Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село.

Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

Аргументы для сочинения

В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы.

Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры.

Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

Читайте также:  Анализ рассказа «дураки» (тэффи)

Матрена от всего сердца дарила добро окружающим, но взамен получала лишь жестокость и удары судьбы. Как по мне, наибольшая жестокость исходила от Фадея, который так и не простил замужества Матрены. Хотя ее вины в этом нет. Просто не смогла женщина пойти против воли семьи Фадея. Фадей же всю оставшуюся жизнь мстил, пытался извести Матрену, и даже на ее похоронах начал дележку наследства.

Жестокость показана и в смертях детей главной героини. Что может быть больнее и страшнее, чем потерять своего ребенка? Но и здесь добрая, праведная женщина не ожесточилась и не отвернулась от людей, сумев пройти все испытания.

Очень жаль, что таких людей остается все меньше, ведь именно они делают мир добрее и лучше.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-matrenin-dvor.html

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор» | СуперСоч

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» впервые появился на страницах литературно-художественного журнала «Новый мир». Произведение основано на реальных событиях. Его можно назвать документальным и честным.

«Матренин двор» рассказывает о сельской жизни 1950-х годов. В центре внимания автора — человек.

Эта книга о трудолюбии и добре, о способности к состраданию и взаимопомощи, о свойствах души, которые отличают праведного человека от нечестивого и корыстного.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена.

Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги.

История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен.

Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка.

Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась.

Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич. Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя.

Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера.

Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу.

По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины.

Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться.

Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений.

Образ Матрены — глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей.

В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым.

Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду.

Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру.

Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться.

То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова.

Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром».

Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера.

Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Источник: https://SuperSoch.ru/ege/analizy-proizvedenij/analiz-rasskaza-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Ссылка на основную публикацию