Жанр и история создания
Картина «Масленица» Кустодиева создана в жанре жанровой живописи в стиле модерн. Кисти художника принадлежит еще 2 полотна, посвященных народному празднику.
Кустодиев написал картину в сложное для страны время, когда Россия вступает в Первую мировую войну. Незадолго до этого состояние художника резко ухудшается. Передвигаясь в инвалидном кресле и превозмогая сильные боли после операции, он начинает писать полотно, полное ярких красок, счастья и праздничного настроения.
Описание картины
Основная тема картины — народный праздник, отражающий размах и широту русской души, которые Кустодиев отразил в своем полотне.
Традиционная Масленица — это целая неделя гуляний, которые сопровождаются играми и соревнованиями. Нарядные люди ходят в гости, катаются на санях, поют веселые песни и танцуют. На городских площадях строят снежные городки и разбивают красочные шатры. Женщины прямо на улице пекут блины и угощают ими прохожих. Масленица — это встреча долгожданной весны.
На картине видны мелкие детали праздничных нарядов, которые достали из сундуков. Яркие платки, цветастые шали, варежки, лохматые шапки говорят о том, что люди ждали веселья и долго готовились к празднику.
Действие картины разворачивается на главной городской площади. Город укрыт белым снегом. Его освещают последние вечерние лучи. Закатное небо окрашено яркими красками. Купола церквей, высокие шпили отражают солнечный свет.
Внизу расположилась шумная ярмарка. Слышен скрип расписных качелей, быстро вращаются карусели. Вокруг царит веселая атмосфера. Художник точно передает гомон людей, спешащих на городскую площадь.
На переднем плане изображены красивые расписные сани, которые на полном ходу мчатся на праздник. Они украшены узорчатой золоченой дугой, которая подчеркивает праздничную атмосферу. Бородатый кучер лихо управляется с тройкой, которая пускается в галоп.
Чтобы показать массовость гуляния, Кустодиев изобразил еще несколько саней, в которых находятся веселящиеся жители городка. Видно, что между ними идет соревнование, кто быстрее, удалее, звонче.
Всех охватывает веселье, ведь катание на лошадях — традиционное развлечение в праздничные дни.
Недалеко от лошадей расположились люди, которые разговаривают и смеются. Там же стоит разносчик, в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу.
Автор полотна создал собирательный образ русского народа. Жители провинциального городка объединены одним праздником. Границы и условности стерты.
Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться легко и беззаботно. Простые люди и зажиточные купцы, торговцы и дети собрались вместе, чтобы отметить приход весны.
Они ожидают главное событие гулянья — сжигание соломенного чучела.
Выразительные средства
Картина «Масленица» Бориса Кустодиева отличается от работ других художников. Красочность и некий примитивизм создают легкое настроение и передают праздничную атмосферу в провинциальном русском городке.
Автор использует богатую цветовую палитру:
- золотистые и розоватые облака на зеленовато-голубом вечернем небе;
- нежно-голубой, розовый, серовато-сиреневый снег;
- желтые расписные сани;
- ярко-синий кафтан меховая шапка с красным цветом у возницы.
Выбор цвета позволяет художнику проникнуться атмосферой масленичного гуляния и точно передать ее.
Настроение произведения
В работах Кустодиева передан характер русского человека, его умение радоваться и веселиться. Художник точно передает размах русской души, ее чувственность и открытость. Полотно наполнено весельем, теплом, хорошим настроением и яркими эмоциями. В такой день нет места обидам и злобе. Все вместе радуются приходу весны и просят прощения друг у друга.
Имя великого русского живописца связано с яркими и живыми образами. Он всегда стремился показать самую лучшую и светлую сторону жизни. На картине передано общее веселое настроение, связанное с наступлением весны, песнями, плясками и вкусными угощениями.
Как подготовиться к уроку
Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением праздника и внимательно рассмотреть детали полотна.
Радостное настроение и вера, что в жизни всегда есть место празднику — главная тема картины Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине можно подготовить, используя следующий план рассказа:
- Кустодиев — великий мастер изображения народных праздников.
- Вид заснеженного городка.
- Народное гулянье.
- Поездка на тройке.
- Описание природы.
- Русские традиции на полотнах художника.
Сочинение по картине «Масленица» в 5 классе должно показать, как Кустодиев мастерски изображал бытовые сцены, подчеркнуть яркость красок и общее настроение.
Картина Кустодиева необыкновенно яркая, красочная и жизнерадостная. Изображение праздника живо и правдиво. Это не случайно. Художник тонко чувствовал народ и верил, что мечта обязательно осуществится.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/maslenitsa.html
Пишем сочинение по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича :
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» следует начинать с краткой справки о самом художнике. Например, то, что Борис Михайлович Кустодиев — один из величайших русских советских художников, который творил в различные периоды жизни России: он был рожден в Российской Империи, а умер уже в Советском Союзе.
Он отличался талантом уже в свои юные годы и получил множество медалей и наград во время обучения и по окончании Петербургской Академии художеств. Несмотря на то, что он был широко известен как портретист, его душа лежала к бытовому жанру — объединению портрета с пейзажем или интерьером.
Такой и является его картина «Масленица», написанная в 1919 году.
План написания сочинения на тему «Масленица» по картине Кустодиева
Как и любое другое сочинение, эта работа должна начинаться с продуманного плана.
- Первым пунктом, как обычно, является введение. Пример введения есть в начале данной статьи, его можно расширить при необходимости и ввести другие факты о художнике или картине.
- Далее в сочинении по картине «Масленица» Кустодиева следует описать детали картины: что находится на переднем и заднем планах, какие объекты или части акцентируют на себе внимание, рассмотреть цветовую гамму и общее настроение произведения.
- После этого необходимо описать свои чувства и эмоции, вызванные просмотром картины. Не стоит также скупиться на предположения о том, чем могут быть вызваны эмоции героев картины и ее общее настроение.
- В самом конце остается сделать емкий вывод, который будет обобщать все сочинение в целом.
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»
На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником — масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками , с наступлением весны и городскими гуляньями.
На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра.
Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам.
Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.
При просмотре данной картины возникают чувства, что ты являешься непосредственным участником всей этой веселой толкотни: хочется с ветерком прокатиться в санях, посмеяться с такими же, как ты, простыми людьми, поделиться с ними радостью и поддержать всеобщее ощущение счастья. Эта работа кисти Кустодиева не может вызвать негативных эмоций, потому что каждому из нас знакомо это праздничное настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека.
Завершение сочинения
В заключение сочинения по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.
Источник: https://www.syl.ru/article/381410/pishem-sochinenie-po-kartine-maslenitsa-kustodieva-borisa-mihaylovicha
Сочинение по картине Масленица Кустодиева 7 класс
На известной картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлен фрагмент из жизни русского провинциального города в самом начале ХХ века. События, изображенные художником, происходят в один из дней масленичной недели, в разгар этого веселого и вкусного праздника.
День выдался солнечный и морозный, деревья укутаны снежным нарядом, заметно, что это конец зимы, тени на снегу голубые и длинные. Город раскинулся на высоких холмах, на них виден храм с сияющими куполами и колокольней, белоснежные дома с колоннами. По крутой дороге мчатся к месту празднования тройки, везут на санях горожан.
А здесь, под холмами, где стоят небольшие двухэтажные дома, пестрящие различными вывесками, разворачивается главное действие народных гуляний, недаром сюда со всех сторон целыми семьями стекаются люди.
Вот на втором этаже трактир, а внизу магазин, где продают сыр, икру, фрукты, напротив – булочная, здесь можно приобрести закуски. Художник великолепно передал атмосферу праздника и настоящего веселья. Чувствуется, что жители города к нему готовились. Многие женщины в нарядных юбках и платках.
Лица у людей улыбчивые и веселые. Кто-то играет на гармони, и, наверное, уже звучат задорные песни.
В центре картины художник изобразил тройку лошадей в нарядной упряжи и колокольчиком под расписной дугой, удалого ямщика в красной шапке, который лихо замахнулся кнутом.
На санях он везет нарядную компанию – двух женщин в модных шляпках, укутанных в рыжие и белые меха, от мороза они спрятали руки в меховые муфты, с ними мужчина в дорогой шапке. Справа на полотне степенно беседуют о делах два пожилых купца в дорогих шубах с огромными меховыми воротниками.
Рядом стоит румяная и круглолицая купчиха в собольей накидке, она встретила знакомых и обменивается с ними веселыми шутками.
И повсюду видны продавцы блинов и пирогов, которые ходят с лотками и предлагают свой вкусный товар.
У здания театра толпится народ, здесь выступает силач, чемпион мира, рядом раскинут ярко украшенный балаган с ярмарочными артистами, тут же карусели, разноцветные шары, музыка, всюду идет бойкая торговля.
Люди радуются возможности развлечься и повеселиться от души. Ведь окончится эта неделя Масленицы и начнется строгий Великий пост.
В этой удивительно яркой и оптимистичной картине уже тяжело больной и прикованный к постели художник сумел передать всю широту, искренность и красоту души русского народа. Хотя на полотне представлены люди разных сословий – мещане, купцы, крестьяне, чиновники, все они одинаково охвачены радостью праздничного дня, который запомнится им надолго.
Вариант №2
Больше всего Кустодиеву нравилось изображать различные праздники на своих холстах. И эта картина не стала исключением. На знаменитой картине Кустодиева «Масленица» изображено знаменитое народное гулянье, о котором известно каждому человеку. И хотя бы один из жителей обязательно в нем участвовал. Справляется обычно Масленица зимой, а уже после этого наступает весна.
Обычно празднуется она целую неделю и по полной программе. Сегодня жители спешат на большую площадь, где и будет проходить данное веселье. И ради такого события весь народ решил воссоединиться и на время хотя бы забыть обо всех проблемах и заботах, которые ждут дома, а также и про все ссоры и обиды. Многие используют сани, запряженные к лошади.
Всем людям нравится, и они готовы веселиться целый день.
На переднем плане находятся красивые гнедые лошади. Каждая из лошадей запряжена в красивую повозку или расписные сани. Всего в санях запряжено три лошади.
На центральной лошади находится большая позолоченная дуга. Каждому человеку хочется прокатиться на них и пока несколько человек катаются и радуются, другие ждут своей очереди.
Среди людей имеются и мужчины и женщины. А вот управляет санями мужчина.
Немного дальше видно, что на праздник собралось очень много народу и всем весело и приятно здесь находиться. Рядом с ними расположена большая карусель и ярмарка, на которой продаются различные предметы. Сюда спешат все для того чтобы купить все что выставлено на продажу иначе уже через пять минут всего этого может и не быть.
На заднем плане располагается небольшая церковь, а рядом с ней растет большое количество деревьев. Недалеко отсюда построены дома разной формы и конструкции. Немного дальше белый снег сливается с домами и разобраться, что там нарисовано дальше очень тяжело.
При помощи атрибутики можно понять, что весь праздник поделен на три разные части. В первой части находятся все предметы, которые относятся к трапезе.
Если перейти ко второй части, то там встречается театр. А вот в третьей части находится все предметы, которые относятся к борьбе.
Здесь можно не только развлечься, но и просто побороться друг с другом и при этом отвлечься от всех невзгод и проблем.
Небо также изображено в разных и красочных цветах. На фоне зимы нарисованы птицы, которые спешат по своим делам, не обращая внимания на веселье и праздник, который царит на земле. С левой стороны стоят лошади, запряженные повозками или санями, а некоторые из них привязаны к дереву. Если посмотреть в правую сторону картины, то там растет огромное количество деревьев.
И они выглядят намного больше, чем с левой стороны. А также они выделяются среди толпящего народа и большинства развлечений. Возле этих деревьев стоят люди. Деревья имеются и на площади, на которой сегодня царит настоящий праздник и веселье льется рекой.
Из-за деревьев появляются сани, а в них народ, который кричит и дергает поводок для того чтобы еще сильнее разогнать лошадь.
Описание картины
Искусство удивительно хотя бы тем, что демонстрирует нам порой потрясающие воображение контрасты.
Так например, одна из самых ярких и праздничных картин Кустодиева – «Масленица», была написана им в тяжелейшее время для него самого и всей страны, в которой он родился, жил и творил.
Дело в том, что за несколько лет до написания «Масленицы» художник стал инвалидом и не брал кисть в руки на протяжении долгого времени. Однако тяга творца к тому, чтобы продолжать заниматься делом всей жизни, победила и в 1916 году картина была написана.
На этой картине отражена зрелищность и удаль русского гуляния во время праздника проводов зимы – шумного и веселого, с обильной вкусной едой и весельем перед долгим и трудным временем поста.
Это время, когда гуляли все – богатые и бедные, люди разных классов и сословий. Люди искренне радовались тому, что зима сдает свои позиции и уже скоро закончится.
Ярмарка и балаганы нравились Кустодиеву, ведь в них отражалась жизненная энергия народа, который хоть и трудно жил, но умел и отдыхать.
Первое, что бросается в глаза на этой картине – золотисто-розовое зефирное небо, которое кажется таким легким на закате, светится и переливается всеми самыми нежными оттенками из доступной для восприятия человеческим глазом палитры. Неба касаются серебристо-белые кисти деревьев.
Картина имеет такое композиционное строение, что мы будто скользим по ней, как по горке, сверху вниз, с неба на задний план и снова вверх, на передний.
На заднем плане располагаются купола церквей – символ того, что несмотря на языческое происхождение праздника, русский народ православный по своему духу и христианские традиции сильно повлияли на это торжество – оно является преддверием Поста.
На среднем плане мы видим целую палитру пестрых пятен – то ярмарка, шумная и веселая, блистает своими красками. На переднем плане расположены покрытые традиционной росписью сани, запряженные парой лошадей. Видно, что общее настроение праздника охватывает всех без исключения, блеск и красота, счастье и наслаждение не оставляют равнодушным никого.
Тема масленичных гуляний всегда была особенно близка Кустодиеву, любившему шумный, разудалый размах русского праздника, нарядную роспись, оттененную блеском пока еще не растаявшего зимнего снега. Существуют сведения о том, что и родился художник во время Масленицы, что также оказало некоторое влияние на его любовь к данной теме.
Создавая это и другие подобные полотна, написанные столь ярко и чисто, художник уходил от окружающей его реальности последних лет: это и собственная тяжелая болезнь, приковавшая его к кровати и мучавшая сильнейшими болями.
И ухудшавшееся с каждым годом положение внешних и внутренних дел России – политический и экономический кризис, вступление в Первую мировую войну и участие в ней без особых успехов, разочарование народа во всем прежнем образе жизни и все нараставшее предчувствие приближения революционных потрясений.
Все это было столько невыносимо для Кустодиева, что он всеми силами старался от этого уйти, воссоздавая хотя бы в своих картинах ту, прежнюю Россию, которую он знал, помнил и любил всем сердцем. Но разве же этого было мало? Я думаю, нет.
Создавая такие картины, он продлял жизнь и себе – ведь пока творец занят своей работой, он просто не позволяет себе уйти, не закончив ее – и той, старой России, которая оставалась жива хотя бы в человеческих сердцах благодаря подобным произведениям искусства.
2, 3, 5, 7 класс
Другие:
← Решетников — Мальчишки↑ По картинамЮон — Новая планета →
Кустодиев — Масленица
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию
Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал - Сюжет романа Обломов Гончарова сочинение
Данное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов. - Сочинение Челябинск — мой город
Город Челябинск имеет очень интересную историю. Изначально существовала небольшая деревенька под названием Челяба. В восемнадцатом веке на территории деревни была построена крепость, чтобы защититься от башкир. - Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс
Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение, - Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс
Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей. - Сочинение Мой любимый город Дербент
Я родился в республике Дагестан. Это великая и поистине могучая страна. Страна славится своими невероятными пейзажами, а если быть точнее, то это горы. Как говорят у нас, Дагестан – это страна гор.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/kustodieva-maslenica-7-klass
Урок русского языка "Описание картины Б.М. Кустодиева "Масленица" (7 класс)
Содержание
-
Оргмомент.
-
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательной, самой праздничной картиной художника — Бориса Михайловича Кустодиева. Узнаем новые термины, используемые в искусстве, а также вспомним устаревшие слова. В ходе беседы мы подготовимся к сочинению по картине.
-
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Значительное место в нашей жизни занимают праздники. А какие у вас любимые праздники? Почему? Расскажите, как вы их празднуете в вашей семье.
Сегодня мы познакомимся с творчеством художника- Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), который любил изображать всё яркое, праздничное. У него была даже любимая поговорка: «Будет и на нашей улице праздник». Как вы её понимаете? (Наступит время, когда всё наладится, когда всё будет хорошо) Перед нами некоторые из работ художника: «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой сад».
Эти картины не могут оставить равнодушным никого благодаря особой атмосфере тепла, лёгкости и веселья.
Сам же художник, когда писал их, был очень болен. Но он превозмогал страдания, боль и продолжал работать.
Всё увиденное в детстве: в Астрахани на Волге – Борис Михайлович Кустодиев запомнил и запечатлел на своих картинах. Художник говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно какие они яркие и красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость».
-
Беседа с учащимися по картине.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых праздничных картин художника – «Масленица».
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?(Когда смотришь на неё, кажется, что ты в сказке. Хочется самому сесть на санки и прокатиться с горы.)
- Масленица-это весёлый праздник, символизирующий проводы зимы и наступление долгожданной весны. На масленицу (следует говорить не в масленицу, а на масленицу) веселились, ели блины с маслом, икрой, мёдом, катались на тройках, ходили смотреть балаганные представления. Сегодня тоже отмечают этот праздник, но уже не с таким размахом.
На картине балаган расположен чуть пониже горы, на которой растут берёзки. Слово «балаган» заимствовано из тюрского языка и в переводе означает «высокий дом». В балаганах показывали различные фокусы, продавались явства, скоморохи пытались удивить, рассмешить народ.
Масленица проходила перед Великим постом. Что такое пост? Верующие сорок дней перед Пасхой (большой церковный праздник) не должны есть ничего скоромного, т.е. мяса, молока, сливочного масла.
- Что изображено на переднем плане картины?(Художник изобразил людей, сидящих в санях).
- Каких разных, непохожих друг на друга коней изображает художник! У всех у них чёрная грива, но окрас их туловища различен. Какие же цвета использует художник? (Серые, тёмные, рыжие).
- Говоря о тёмных лошадях , лучше сказать «гнедые», поскольку это слово означает «цвет огня, тёмно-рыжий». Рядом с серой лошадью чёрная, лучше сказать, вороная (как крыло у птицы ворона).
- Бывают и буланые лошади (светло-жёлтого цвета), и серые в яблоках.
- Что, кроме катания на лошадях, создаёт атмосферу праздника, весёлое настроение? (Девушки сидят на поваленном дереве и слушают песни гармониста. Около берёз ребятишки играют в снежки, кое-кто катается на санках. Даже собачки веселятся рядом с людьми. Около красивого балагана собралась целая толпа людей. Кто-то купил воздушные шары: красные и синие, а кто-то ест блины.)
- Итак, мы убедились в том, что на картине всё изображено в движении.
- Насколько соответствует одежда и окружающие вещи людей атмосфере праздника? (Люди в санях одеты ярко и красиво: на голове одной из женщин яркий платок с красными цветами. Женщина и мужчина, сидящие напротив друг друга, в шапках с бурым мехом. Одна из девушек накрыла ноги тёплой накидкой красного цвета.)
- Теперь уже редко носят платки. Да и вместо перчаток, рукавиц, привычных нам сегодня, раньше женщины носили так называемые муфты из пушистого и тёплого меха.
- Как одет извозчик? (На нём ярко-красная, с мехом шапка и тёмно-синий, подпоясанный кафтан. В сегодняшние дни такого уже не носят.)
- Посмотрите, какие красочные сани на переднем плане, на них накидка, расшитая ярко-красными розами. Что ещё яркого, праздничного на картине? (Девушки рядом с гармонистом в ярких платках и разноцветных юбках: жёлтой, розовой, малиновой. Ярко-синим цветом расписан балаган.)
- Как выглядит конская упряжь, состоящая из уздечки, дуги, саней, оглоблей? (Лошади на переднем плане запряжены в бледно-жёлтого цвета сани. Оглобли светло-зелёного цвета, уздечка золотистая, блестящая, как будто из камешков, а дуга белая, расписанная узорами
- Какие архитектурные сооружения изображены на картине7 (Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих на службу в церковь.)
- На картине всё занесено снегом. Он повсюду: на деревьях, на домах, на церкви, под ногами. Посмотрите, какие узоры «придумал» снег для берёз: они стоят, словно в шубах, развесив свои запушенные снегом ветви. Какой существует фразеологизм, говорящий о снеге? («Белый как снег»)
- Какого цвета снег на картине? ( Нежно-голубого, сиреневого, лилового, а кое-где и розоватого цвета,)
- Почему? (Потому что светит яркое солнце.)
- Какие цвета использует художник, чтобы показать едва ли не весеннее сказочное небо? (Всё небо в разноцветных разводах: лимонных, светло-зелёных, ярко-жёлтых, изумрудно-жёлтых, розовато-сиреневых, абрикосовых.)
- Итак, на земле зима, а в небе уже властвует весна. Что, кроме ярких цветов, доказывает приближение весны? (На небе художник изобразил огромную стаю птиц. Они снова возвращаются в родные места из тёплых краёв после зимовки.)
- Люди празднуют уход зимы и наступление долгожданной весны. Весна противопоставляется зиме. Такой приём в литературе называется антитеза. В основе антитезы лежит противопоставление.
- Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется всё: люди, птицы, тучи на небе.
- Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображённом на картине. (Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, веселятся, играют, сидят, смеются, спускаются, удивляются.)
-
Беседа по искусствоведческому тексту .
«В картине «Масленица» вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающуюся с возвышенности.
На первом плане наперерез друг другу, «бразды пушистые взрывая», мчатся весёлые тройки. Далее, в глубине пейзажа, видны крохотные фигурки людей; в лощинке расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним кишит людьми.
Движение на картине разворачивается по диагонали, но, перекрещиваясь, центрирует композицию; в этом месте, въезжая на пригорок, немного притормозила свой разбег главная тройка, словно бы специально для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой её убранства.
В таких картинах создан собирательный образ Родины-России-во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом. Композиция при всей её кажущейся жизненной непосредственности чётко и крепко построена.
В картинах, подобных «Масленице», Кустодиев воспел Русь, русскую землю».
- О чём этот текст? (Этот текст о картине Б.М.Кустодиева «Масленица», о том движении, которое «несёт» в себе эта картина, о том собирательном образе Родины, который лежит в основе этого полотна.)
- Что мы узнаём из первого абзаца? (В первом абзаце, состоящего всего из одного предложения, говорится о том, что картина «Масленица» вмещает в себя целую панораму города.)
- Как связаны между собой первый и второй абзацы? (Во втором абзаце описывается панорама города, говорится о том, как на картине показано движение.,)
- Чтобы ярче подчеркнуть процесс движения искусствовед цитирует поэтические строки. Кому они принадлежат? (Это строки написал А.С.Пушкин.)
- Вы отметили очень важную деталь – движение. Остановимся на этом более подробно. Как вы понимаете последнее предложение этого абзаца? (Движение на картине становится одним из элементов композиции, поскольку на полотне оно развёртывается не только по диагонали, но и в центре.)
- Таким образом, можно говорить о том, что во втором абзаце представлено описание действий. Попробуем это доказать. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол.)
А какие ещё части речи помогают выразить действия? (Причастие – признак по действию, деепричастие – добавочное действие, наречие – признак действия.)да, они тоже связаны с действием. Найдите и выпишите в столбик из второго абзаца все слова, которые создают образ движения на картине Б.Кустодиева «Масленица».
- Мчатся
- Видны
- Расположился
- Развёртывается
- Перекрещиваясь
- Въезжая
- Притормозила
- Разбег
- Глаголы – это части речи, которые чаще всего встречаются в повествовании. Перед нами же описание, но особое – динамическое. Основная задача которого – показать движение, динамику, быструю смену движений. От повествования отличается оно ещё и тем, что глаголы в нём чаще всего употребляются в настоящем времени. Мы с вами в этом уже убедились.
- Каким способом ( цепным или параллельным) связаны предложения в этом абзаце? (Цепным, потому что предложения словно образуют цепочку из смысловых слов.)
- Какова основная мысль третьего абзаца? (Картина Кустодиева изображает собирательный образ Родины.)
- Как следует понимать слово «собирательный»? (Совмещающий в себе черты многих явлений)
- Какую же тему поднимает четвёртый, заключительный абзац? (Тему любви к Родине.)
- Подберите синоним к выражению «любовь к Родине»? (Патриотизм.)
- Как называют человека, преданно любящего свою Родину? (Патриот.)
-
Домашнее задание(на выбор):
-
описать картину Б.М.Кустодиева «Масленица», уделив особое внимание динамике движения; упражнение №296 с.135
-
написать сочинение на тему: «Мой любимый праздник ( как вы празднуете свой любимый праздник, соблюдаете ли вы какие-либо традиции, за что вы любите именно этот праздник) или на тему: «Как я праздновал Масленицу» (рассказать о том, как отмечается Масленица в вашей семье.)
Урок по русскому языку в 7 «А» классе
На тему: «Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Масленица». Движение как элемент композиции».
Цели урока:
- Познакомить учащихся работами художника – Бориса Михайловича Кустодиева, подробно рассмотреть картину «Масленица»;
- Подготовить семиклассников к динамическому описанию действий по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»;
- Дать понятие о движении как элементе композиции;
- Ввести в речь учащихся искусствоведческие термины: жанровая живопись, многоплановость, колорит, собирательный образ;
- Активировать в речи учащихся устаревшие слова на тему «одежда»;
- Подготовить к написанию сочинения по картине «Масленица».
Оборудование:
репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой домик»;
Искусствоведческий текст по картине «Масленица» Е.В.Журавлёвой.
Учебник – «Русский язык», 7 класс, М.,»Дрофа» 2007 — под редакцией М.М.Разумовской.
Учитель: Орлова А.В.
Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-opisanie-kartini-bm-kustodieva-maslenica-klass-3417552.html
Сочинение-описание картины Масленица Кустодиева (7 класс)
- Сочинения
- По картинам
- Кустодиев
- Масленица
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
На полотне изображен праздник в разгаре. Все ещё укутано снегом, деревья в инее, а на дороге навалено снега. Сквозь эти кучи лихо проезжает праздничная упряжь лошадей, которыми управляет бородатый кучер. Он лихо управляется со своим кнутом, от чего лошади пускаются в галоп.
В санях находятся люди, и при резких кульбитах просто выпадают из них. На пригорках недалеко от тройки расположились люди. Они разговаривают, общаются и сопровождают это активной жестикуляцией, что указывает на праздничное радостное настроение. Там же, стоит разносчик-офеня с лотком полным товаров для продажи.
Он в ожидании, когда лошади промчатся, чтобы продолжить свой путь.
В других санях, запряженных лошадьми сидят двое – парень и девушка явно симпатизирующие друг другу. Молодой человек что-то шепчет на ухо красавица, на что та ему улыбается и отвечает взаимностью.
Справа художник изобразил крепких бородатых купцов в длинных шубах с женами, ведущих светскую беседу. У театра собралась толпа зевак, предвкушающая отличное времяпровождение и интересный сюжет на сцене.
На заднем фоне – вдали виднеется храм с куполами, куда потихоньку направляется народ.
На картине царит праздничная атмосфера праздника, который принято праздновать и сегодня. В этот день принято готовить блины с различной начинкой. Так повелось за счет формы кулинарного блюда – блин визуально напоминает Солнце, облик которого ассоциировался с наступлением весны и теплых солнечных дней.
Художник на картине отобразил всё, что было значимым в Масленицу. Это лошади с санями, продавцы сладостей. Кустодиев передал атмосферу народного гуляния, картина сияет позитивными эмоциями, радостным настроением, теплом и олицетворяет преддверие весны. В этот день невзгоды забываются, все просят прощения друг у друга за причиненные обиды и вместе радуются окончанию холодов.
И.С. Тургенев. Краткое содержание «Записок охотника»
Жанр и история создания
Картина «Масленица» Кустодиева создана в жанре жанровой живописи в стиле модерн. Кисти художника принадлежит еще 2 полотна, посвященных народному празднику.
Кустодиев написал картину в сложное для страны время, когда Россия вступает в Первую мировую войну. Незадолго до этого состояние художника резко ухудшается. Передвигаясь в инвалидном кресле и превозмогая сильные боли после операции, он начинает писать полотно, полное ярких красок, счастья и праздничного настроения.
Борис Кустодиев: биография
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии.
Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.
Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию.
Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.
Описание картины
Основная тема картины — народный праздник, отражающий размах и широту русской души, которые Кустодиев отразил в своем полотне.
Традиционная Масленица — это целая неделя гуляний, которые сопровождаются играми и соревнованиями. Нарядные люди ходят в гости, катаются на санях, поют веселые песни и танцуют. На городских площадях строят снежные городки и разбивают красочные шатры. Женщины прямо на улице пекут блины и угощают ими прохожих. Масленица — это встреча долгожданной весны.
На картине видны мелкие детали праздничных нарядов, которые достали из сундуков. Яркие платки, цветастые шали, варежки, лохматые шапки говорят о том, что люди ждали веселья и долго готовились к празднику.
Действие картины разворачивается на главной городской площади. Город укрыт белым снегом. Его освещают последние вечерние лучи. Закатное небо окрашено яркими красками. Купола церквей, высокие шпили отражают солнечный свет.
Внизу расположилась шумная ярмарка. Слышен скрип расписных качелей, быстро вращаются карусели. Вокруг царит веселая атмосфера. Художник точно передает гомон людей, спешащих на городскую площадь.
На переднем плане изображены красивые расписные сани, которые на полном ходу мчатся на праздник. Они украшены узорчатой золоченой дугой, которая подчеркивает праздничную атмосферу. Бородатый кучер лихо управляется с тройкой, которая пускается в галоп.
Чтобы показать массовость гуляния, Кустодиев изобразил еще несколько саней, в которых находятся веселящиеся жители городка. Видно, что между ними идет соревнование, кто быстрее, удалее, звонче.
Всех охватывает веселье, ведь катание на лошадях — традиционное развлечение в праздничные дни.
Недалеко от лошадей расположились люди, которые разговаривают и смеются. Там же стоит разносчик, в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу.
Автор полотна создал собирательный образ русского народа. Жители провинциального городка объединены одним праздником. Границы и условности стерты.
Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться легко и беззаботно. Простые люди и зажиточные купцы, торговцы и дети собрались вместе, чтобы отметить приход весны.
Они ожидают главное событие гулянья — сжигание соломенного чучела.
Полотно 1916 года
Лучи заходящего солнца освещают город в заснеженном уборе, купола церквей и высоких башен, кипучий праздник проводов зимы. На первом плане в ярких расписных санях мчатся две пары богатых жителей. Лицом к нам расположился офицер с молодой барышней. Кучер управляет парой лошадей в богатой сбруе.
Чуть дальше, левее и правее, видны различные упряжки из одиночных и парных лошадей с праздничными дугами и бубенцами. Всё в удивительном движении и праздничном оптимизме. Справа поют под гармонь. На заднем плане в низине видны шатры ярмарки. Люди гуляют и танцуют. Чуть выше слева ребята играют в снежки и катаются с горы.
Над виднеющимися далее домами взмыла в небо большая стая птиц.
Выразительные средства
Картина «Масленица» Бориса Кустодиева отличается от работ других художников. Красочность и некий примитивизм создают легкое настроение и передают праздничную атмосферу в провинциальном русском городке.
Автор использует богатую цветовую палитру:
- золотистые и розоватые облака на зеленовато-голубом вечернем небе;
- нежно-голубой, розовый, серовато-сиреневый снег;
- желтые расписные сани;
- ярко-синий кафтан меховая шапка с красным цветом у возницы.
Выбор цвета позволяет художнику проникнуться атмосферой масленичного гуляния и точно передать ее.
«Осень»
Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели.
Знаменитую «Русскую Венеру» он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня.
Полотно под названием «Осень» Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.
Настроение произведения
В работах Кустодиева передан характер русского человека, его умение радоваться и веселиться. Художник точно передает размах русской души, ее чувственность и открытость. Полотно наполнено весельем, теплом, хорошим настроением и яркими эмоциями. В такой день нет места обидам и злобе. Все вместе радуются приходу весны и просят прощения друг у друга.
Имя великого русского живописца связано с яркими и живыми образами. Он всегда стремился показать самую лучшую и светлую сторону жизни. На картине передано общее веселое настроение, связанное с наступлением весны, песнями, плясками и вкусными угощениями.
Борис Кустодиев: творчество
Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.
Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь — на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.
Как подготовиться к уроку
Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением праздника и внимательно рассмотреть детали полотна.
Радостное настроение и вера, что в жизни всегда есть место празднику — главная тема картины Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине можно подготовить, используя следующий план рассказа:
- Кустодиев — великий мастер изображения народных праздников.
- Вид заснеженного городка.
- Народное гулянье.
- Поездка на тройке.
- Описание природы.
- Русские традиции на полотнах художника.
Сочинение по картине «Масленица» в 5 классе должно показать, как Кустодиев мастерски изображал бытовые сцены, подчеркнуть яркость красок и общее настроение.
Картина Кустодиева необыкновенно яркая, красочная и жизнерадостная. Изображение праздника живо и правдиво. Это не случайно. Художник тонко чувствовал народ и верил, что мечта обязательно осуществится.
Популярные сочинения
- Сочинение Мое любимое время года Зима Моё любимое время года — зима. Зимой природа очень тихая и спокойная. Снежинки плавно падают на белое снежное покрывало. Деревья блестят ледяными ожерельями из инея. Крыши домов обличены в белоснежные шапки
- Главная мысль в повести Пушкина Станционный смотритель Русская литература 19-го века имеет определенную вневременность, которая делает старые истории актуальными даже сегодня. Один из примеров этого можно найти в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. К
- Сочинение Моя будущая профессия (врач) Все в детстве хотят быть пожарными, учителями и врачами. И, конечно, ребенок видит только красивые стороны профессии: блестящую каску и красную машину, линейку и глобус в руках доброго учителя
«Масленица» 1920 года
Общие мягкие краски картины расцвечивают яркие блики нарядных одежд, ярмарочных рядов, расписных саней. На первом плане ребятишки катаются на санках. Неспешно прогуливаются богатые горожане. Коробейники торгуют снедью вразнос.
Мчатся роскошные праздничные сани. В город приехал цирк, к которому справа мимо ярмарочных рядов тянется народ. Высокий православный храм слева упирается крестами ввысь.
Нежные цвета неба и снежных деревьев оттеняют величие храма и яркость праздничных гуляний.
Места постоянной экспозиции
Картины имеют постоянные места экспозиции. Дополнительно указаны размеры полотен. Все они написаны маслом по холсту.
Год написания | Размеры (см) | Город | Место нахождения |
1916 | 89 х 190,5 | С-Петербург | Русский музей |
1919 | 71 х 98 | С-Петербург | Музей-квартира Бродского |
1919 | 71,6 х 98 | Минск | Художественный музей Республики Беларусь |
1920 | 69 х 90 | Московская область | Санаторий «Узкое» АН |
Масленица в России число
Точной даты, когда праздновать масленицу, нет. В современном христианстве, до наступления Великого Поста, в последнюю неделю и празднуется Масленица. Пасха наступает через семь недель после Масленицы. В Христианстве, такая неделя, называется сыропустная.
Согласно церковным канонам, в эту неделю, необходимо от мяса отказаться, а есть только молочные продукты и рыбу. Это делается для того, чтобы каждый человек, готовился к Великому Посту. Так как, у Пасхи, в церковном календаре, нет постоянной даты, время праздника каждый год разное.
Например, в 2020 году, Пасху отмечали 1 мая, а масленицу с 7 по 13 марта. В 2020 — 17 апреля, масленица — с 20 по 26 февраля. В 2020 — 8 апреля, масленица — с 12 по 18 февраля. А в 2020 году Пасха приходится на 28 апреля, масленица — с 4 по 10 марта.
Масленицу в 2020 году отмечают 1 марта, а масленичная неделя начнётся с 24 февраля.
Менее известные полотна
Кроме четырёх известных картин «Масленица» классифицированы еще, по крайней мере, два полотна, созданных художником с тем же названием:
1916 год. Отличается от картины Русского музея только цветовыми деталями и находится в частной коллекции. 1920 год. Размеры 28 на 44 см. Гуашь по бумаге. Масленичные катания на санях в деревне. На косогоре видны три дома и жители деревни, вышедшие посмотреть на забаву. Картина находится в Нижнетагильском муниципальном музее изобразительных искусств Свердловской области.
По этим «Масленицам» Кустодиева не пишут сочинения в школе, они не известны по всему миру, но созданы тем же автором и имеют огромную ценность.
Невзирая на тяжёлую болезнь, художник всегда прославлял радостное отношение к жизни и любовь ко всему, что олицетворяло идеальную Русь. Масленица для него навсегда осталась образом народного мира, отображённого сразу на нескольких полотнах.
Источник: https://memblog.ru/obrazy-geroev/kartina-kustodieva-maslenica.html
Сочинение по картине Кустодиева Масленица
Темой картины Кустодиева “Масленица” стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей.
Веселая праздничная атмосфера царит кругом.
Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины.
Мужчина управляет лошадьми.
А чуть дальше виднеются
толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка. Спешит туда народ со всех сторон.
Много подъезжает людей к месту веселья.
Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.
Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх.
Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с
небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.
Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами.
За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.
По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани.
Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.
Сочинение по картине Масленица Кустодиева
Масленица в творчестве художника – самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику .
Как известно, Масленица – традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день – четверг.
Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются – здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления.
Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.
В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное.
Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями – “Булочная”, “Сыр и икра”, трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств.
В литературе символика поедания и трапез-пиров “на весь мир” достаточно часто встречающееся явление.
Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи – не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных .
Следующий план – справа открывают ярко-красная вывеска “Театр” возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом “Борьба” в заглавии.
Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить “пар”, избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни.
Кульминационным символом всего этого действа является церковь.
Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая “добро” на празднование.
Масленица все же – истинно христианский праздник. И даже нечто большее – это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.
Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских – и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в “Масленице” нигде больше не встретишь.
2, 5, 7 класс
(1
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-maslenica/