Сочинение-описание по картине бубнова утро на куликовом поле

Главная страницаСочинения по картинам

Сочинение-описание по картине Бубнова Утро на Куликовом поле
«Утро на Куликовом поле». А. Бубнов

А. П. Бубнов — выдающийся советский художник, автор знаменитой картины «Утро на Куликовом поле». В этой статье представлено описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения.
Смотрите: Описание других картин «Утро на Куликовом поле» — самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину «Утро на Куликовом поле» вскоре после победы русской армии над фашистами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской.

Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве. Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину. В официальных источниках указывается, что Бубунов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но по другим источникам Бубнов писал картину 2 года — с 1947 по 1949 гг. В день 105-летия, в 2013 году в городе Аткарске, где вырос А. Бубнов, был открыт художественно-этнографический музей имени Бубнова. По словам исследователей, прототипом одного из воинов стал друг живописца, скульптор Александр Кибальников. Еще одним воином стал другой скульптор — Тимофеев. У картины «Утро на Куликовом поле» существуют другие варианты, созданные самим Бубновым. Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году. За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР. На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Читайте также:  Город в комедии ревизор сочинение (описание)

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Русское изобразительное искусство»: «Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если… не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами. Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.» (И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Всеобщая история искусств»:

«В 1943 г. начал работу над монументальным полотном «Утро на Куликовом поле» (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Законченная в 1947 г., эта картина — одно из лучших произведений советской исторической живописи. 
Глубоко проникнув в дух изображаемой далекой эпохи, художник достиг в своем полотне подлинного историзма. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли.» (О. И. Сопоцинский, «Всеобщая история искусств» том VI книга 2)

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «История русского и советского искусства»:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Большие художественные ценности создали во время войны графики-станковисты. Многие их произведения стали подлинным памятником героическим дням и годам Великой Отечественной войны.

Подчас обращение к историческим сюжетам сопровождалось стремлением опереться на традицию исторической живописи XIX в.- традицию Сурикова и Баснецова. Эта тенденция заметна в картине А. П. Бубнова (1908-1964) «Утро на Куликовом поле» (1943-1947).

Большой холст, изображающий Дмитрия Донского и его войско перед великим историческим сражением, вобрал большое число персонажей, каждый из которых выявлен в своей характеристике и действии.»

Читайте также:  Анализ шенграбенского сражения в романе война и мир

(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)

Это было описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения, история создания и анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-utro-na-kulikovom-pole-bubnov-sochinenie.html

Сочинение по картине Утро на Куликовом поле — Александр Бубнов

Сочинение-описание по картине Бубнова Утро на Куликовом поле

Перед нами одно из самых впечатляющих творений. Живописец решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-монголами. Сначала он сделал эскизы, которые способны рассказать нам о том сложном пути исканий, который прошел живописец.

Он никак не мог понять, как лучше всего выразить идею о том, что русский народ нельзя победить.

Мы не видим широкой панорамы всей битвы. Бубнов лишь запечатлел тот момент, когда воины ждут ее начала. Все переполнены нетерпением.

Каждый верит в непременную победу.

Мы видим русских солдат, которые стоят в широком поле. Кажется, что они полностью неподвижны. Но на самом деле это неверно. Движение постепенно растет.

Оно невероятно ощутимо и при этом сдержанно.

Мы видим, как один приподнял щит. Другой воин судорожно сжал топор. Третий уже стремительно натянул тетиву своего лука. Еще мгновение и начнется бой. Все смотрят в том, где находится враг.

Жест Дмитрия донского это усиливает. Его меч направлен в сторону полчищ татар.

Бубнову удалось запечатлеть затишье, после которого разразится буря.

Мы можем с легкостью угадать предысторию того события, которое запечатлено. Дальнейшее действие тоже понятно.

Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли. Их невозможно сдвинуть или потеснить.

Но это не говорит о статичности, так как во всем чувствуется движение.

Конца у войска нет, оно продолжается где-то там за пределами полотна. Все воины стоят плотно друг к другу. Создается ощущение, что неуловимо движется лавина.

Вся композиция выразительна и собрана. Главный герой картины сам народ Руси. Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей.

Это ощущение он мастерски передает всем зрителям.

Вся картина пронизана оптимизмом. Художник смог создать образ народа, который побеждает.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/bubnov-aleksandr/utro-na-kulikovom-pole-aleksandr-bubnov/

Картина «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова

На замеку: На информационном портале «Актоскоп» публикуются судебные акты, решения. В этой информационно-правовой системе можно ознакомиться с материалами уголовного дела Терентьевой А.Н: http://actoscope.com/dvfo/saha/lensk-jak/ug/1/krazha-to-est-taynoe-hishenie-07082012-4767328/ . Судьей в этом деле о краже выступила Ж.А. Шмидт.

Картина «Утро на Куликовом поле»

Сочинение-описание по картине Бубнова Утро на Куликовом поле

К Александру Павловичу Бубнову (1908-1964) настоящая известность пришла уже в послевоенные годы, когда он закончил ра­боту над центральным своим произведением — историче­ской картиной «Утро на Куликовом поле» (1943—1947).

 Военная гроза, сгустившаяся над Родиной, приве­дя в движение все неисчислимые силы народа, сообщила произведениям искусства тех лет особую остроту чувств. В обстановке всеобщего патриотического подъема ближе, понятнее становилась героика прошлых эпох. Естествен­ным было и обращение к исторической тематике многих мастеров литературы и искусства.

Замысел полотна Бубнова «Утро на Куликовом поле» безусловно лежит в русле подобных устремлений.

Разгром русским воинством под предводительством Дми­трия Донского татаро-монгольских захватчиков, свер­шившийся в 1380 году на поле Куликовом, стал фабульной основой картины.

Темой же ее было осознание народом сво­его национального достоинства, воля к борьбе против ино­земного ига. Художник осуществил свой замысел, исполь­зуя лучшие традиционные приемы реалистической живопи­си. Он прекрасно передал саму атмосферу события.

Показал этих могучих людей в боевых доспехах, как бы вросших в родную землю, — всю в буйном цветении трав. У каждого воина свой характер, свой возраст, облик, оружие. И каждый по-своему напряжен, готовый на смерть и на славу.

Не «поскупился» художник и на краски, живописуя кольчуги, шеломы, звериные шкуры, посконные рубахи и червленые щиты. И картина зазвучала многоголосым народным хо­ром.

После создания «Утра на Куликовом поле» исследова­тели творчества Бубнова прочили ему будущее историче­ского живописца.

Но в 1948 году была написана картина «Хлеб» с крестьянской темой, а в полотне «Тарас Бульба» (1951—1954) проявились явно декоративные тенденции.

В последних работах Бубнова «Лето», «Полдень», «Разго­воры» (все—1957) эти две линии как бы слились воедино и получили дальнейшее развитие. Жизнь крестьян в красочно-декоративном претворении теперь окончательно увлекла художника.

Источник: https://www.artcontext.info/articles-about-art/1285-kulikovo.html

Сочинение на тему утро на куликовом поле бубнов

  • Разделы:
    МХК и ИЗО
  • Цель: Ознакомить учащихся с одним
  • Задачи: Развитие логического

из известных полотен русской живописи – сделать
первые шаги в приобщении детей к прекрасному.

мышления учащихся, формирование навыков анализа
художественного произведения; продолжить
знакомство с выразительными средствами
живописи; формирование способностей к
самостоятельному суждению, правильному
оформлению высказывания.

Зрительный ряд: А.П.

Бубнов “Утро

на Куликовом поле”

  1. Вступительное слово учителя.
  2. История создания картины “Утро на
    Куликовом поле”.
  3. Беседа по картине.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с
жизнью и творчеством нашего земляка-художника –
Александра Павловича Бубнова. В этом году
Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.
Увидеть и передать передовые явления в
современной жизни своего народа, почувствовать
историческую преемственность духовных
национальных качеств русского народа – таков
склад дарования Александра Павловича.
Именно это чувство нового, любовь к овеянным
народной славой и легендами страницам родной
страны и определяют характер жизни и творчества
художника.
Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси
(Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу.
А детские и юношеские годы художника протекали в
деревне Бубновка Аткарского уезда и самом
Аткарске Саратовской губернии. Родители его были
уроженцами этих мест.
В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось
два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил
на всю жизнь неброские, скромные и задушевные
пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью
и бытом трудолюбивого русского человека,
ставшего впоследствии основным героем его
творчества.
Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной
рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские
улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку,
угол сарая, – все, что могло заинтересовать и
взволновать впечатлительное ребячье сердце. И
сколько же было радости, когда в
одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в
открывшуюся в Аткарске изостудию.
Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта
Саши Бубнова стать профессиональным живописцем.
Талант его был впервые замечен в Аткарске
простым учителем рисования Николаем Яковлевичем
Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из
скромного паренька из маленькой деревушки
Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел
большой художник.
Занятия живописью и рисунком, историей и
этнографией, участие в раскопках курганов
древнего городища, стойбища первобытного
человека, приоткрывших частицу исторического
прошлого народа, путешествия в глухие и
отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие
горячую любовь к истории, природе, знакомившие
его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в
зимние каникулы), былинами и частушками, бережно
хранимые памятью народа, – все это пробуждало в
Бубнове поэтическое восприятие окружающего
мира, способствовало укреплению уверенности в
том, что искусство – его призвание, его подлинный
и единственный путь.
В 1926 году после окончания девяти классов школы
второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в
Московский художественно-технический институт
– ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по
монументальному отделению. Не собираясь стать
художником-монументалистом, Бубнов учился
именно на этом отделении, так как преподавание
композиции было поставлено очень серьезно.
Первые его работы были посвящены героическим
событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для
своих картин темы, которые не только имели
общественной значение, но и волновали его лично,
будили его воображение, были напоены романтикой
и поэзией революции, гражданской войны,
современной жизни: “За шахматами”, “Проводы
делегатов на съезд колхозников”, “Яблочко”,
“Белые в городе” и другие.
Но мы с вами сегодня поговорим о главном
произведении Бубнова, в котором особенно полно
воплотились яркие, сильные, героические образы –
это картина “Утро на Куликовом поле”. Писал он
это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого
человека, который бы не видел этой картины. Само
полотно выставлено в Третьяковской галерее, а
репродукции с нее отпечатаны миллионными
тиражами на страницах школьных учебников, в
Большой Советской Энциклопедии. В
многочисленных книгах по искусству. За эту
работу художник был удостоен государственной
премией. Ему было присвоено звание члена
Академии художеств СССР, заслуженного деятеля
искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком
событии рассказано в этой картине?
Ученики: Это событие произошло в 1380 году.
На Куликовом поле развернулось ожесточенное
сражение между русским войском, которым
командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.
Учитель: Да, это событие произошло
довольно давно, но прежде чем мы перейдем к
разговору о картине, я вам расскажу об истории ее
создания.
Бубнов начал писать картину в самый разгар
войны, сами события которой, идеи, чувства,
переживаемые народом, воодушевили художника
создать произведение о великом подвиге русских
воинов, освободивших страну от двухвекового ига.
Его замысел был органично связан с тем огромным
напряжением сил, с тем патриотическим подъемом,
которым жила тогда вся страна. Гордость за весь
народ русский, прошедший через все самые суровые
испытания, одержавший величайшую победу, живое
ощущение и “связь времен”, напоминание событий
прошлого, в которых так явственно различимы
черты настоящего, – вот что определило внутренний
пафос и весь ход работы над этим полотном.
Художник мыслил свое произведение как народную
эпопею.
Сложные задачи стояли перед Бубновым в его
работе над картиной о древней жизни народа. Но
художник воспринимал историческое событие с
позиции сегодняшнего дня, сумел понять и
выразить то, что волнует человека нашего времени.
Художник изучал труды историков,
исследователей, опыт русских исторических
живописцев, литературные памятники, особенно
“Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о
великой победе, знакомился с бытом Руси
четырнадцатого века – обрядами, обычаями,
одеждой, с военным делом того времени, ходил по
Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом
уговаривал подходящую модель позировать –
тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит
для будущей картины, в частности одежду, оружие.
Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.
“В одном из подвалов нашли очень странного
человека, одержимого накопительством старины. Он
здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были
огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены
кольчуга, топорик, щит” – как вспоминает
Соловьева Г. В. – жена Бубнова.
Я уже сказала, что художник долго и тщательно
изучал по книгам и музеям одежду и оружие,
распространенные в Древней Руси, но он
обязательно “примерял” все это к людям,
стараясь “подсмотреть”, например, как берут
копье, щит в том или другом одеянии. Изучение
исторического он сочетал с жизненными
наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали
в повседневной жизни и умеет их использовать в
картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за
пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких
черточек быта, которые в целом создают
впечатление большой жизненности.
После Великой Отечественной войны Бубнов
поехал за Волгу. Там он увидел бригаду
крестьян-рыбаков, которые поразили его: все
кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили
типажами для некоторых героев картины. Интересно
заметить, что одного из героев к своей картине
Бубнов написал с известнейшего теперь
саратовского скульптора А. П. Кибальникова.
Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему
произведении тема борьбы с нашествием орды, так
не раскрывается, как в этой картине. В полотнах
других художников то это сражение, где трудно
различимы персонажи, то это раненный Дмитрий
Донской в окружении приближенных.
Но в своей картине Бубнов отказался от показа
самого боя.
Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
Какой момент художник изобразил в картине?
Куда так напряженно смотрят воины?
Расскажите, что они сейчас переживают?
С чем идут в бой воины?
Где, как вы думаете, на картине изображен князь
Дмитрий?
Что вы можете рассказать о нем?
Учитель: Художник не раскрывает перед нами
широкую панораму битвы и не рассказывает о
каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно
выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного
едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого
верой в победу.
Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся.
Русское войско стоит среди поля неподвижно и
молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в
первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре
нарастает движение, оно сдержанно и
выразительно. Напряжение ожидания, тревога и
решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и
верно переданы градации этих состояний в лицах и
позах умудренных опытом зрелых воинов,
напряженно всматривающихся в даль, откуда должен
появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в
состоянии которых решимость сложить свою голову,
перемешивается со страхом. Очень интересно
рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во
всей полноте раскрываются нюансы психологии
отдельных воинов и настроение всей массы в целом.
Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед
молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед
войска с топором и щитом.
Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный
русский парень, жадно и с любопытством
выглядывающий из второго ряда войска.
Уверенно и спокойно стоит бывалый воин,
оперевшись на копье. Подобало в то время старому
помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.
Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо
сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает
тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется
битва.
Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении
“Ратник” аткарского поэта В.Назарова.
(Стихи читают учащиеся, подготовившись
заранее).
Я горсть земли в ладонях растираю:
Похоже, что пришел мой час.
По сторонам с тоскою озираюсь
В который раз.
Нам перед боем дали выпить браги,
Смелее чтобы шли вперед,
Но мы и так полны и гнева и отваги,
Во взгляде – лед.
Сам Бог поможет справиться с врагами,
От стрел и копий защитит.
Я меч покрепче в кулаке сжимаю,
Готовлю щит.
Сейчас начнется лютый поединок,
Ведь некуда уж отступать.
Сойдутся в поле две великих силы:
Орда и рать.
С утра туман накрыл нас тишиною,
Замолкли даже кулики.
И мы стоим безмолвною стеною,
Сжав кулаки.
Я не боюсь погибнуть в этой битве
И богу не хочу мешать.
Выпрашиваю я в своей молитве
Лишь благодать.
Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в
себя смотрят, приглядываются русские люди к
невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу
направлены взоры людей, и эта устремленность
подчеркивается и усиливается жестом князя
Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя
Московского), указывающего мечом в сторону
татарского полчища.

Читайте также:  Сочинение-отзыв о книге человек-амфибия беляева

Словно ожили строки знаменитой “Задонщины”: “Богатыри
русския хотят ударити на великие силы поганого
царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во
златое сове стремя, и взем свой меч в правую
руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь
повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина
сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы
черкасские. А щеты московские… а мечи булатные…
Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю


за Русскую”.

Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий
Иванович, сняв великокняжеские одежды, в
доспехах простого воина встанет в ряды
сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с

Челубеем… Прозвучат трубы. “И была брань
крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И
падало мертвых бесчисленное множество от обеих
сторон… Не только оружием убивали, но и под
конскими ногами умирали, от тесноты великой
задыхались, потому что не могли вместиться на
поле Куликовом, между доном и Мечой, такого


множества сошедших сил”, –

заметил летописец
по поводу этой битвы. В картине изображено
непосредственно: грядущая борьба и победа
русских войск.
– Что вы можете сказать о композиционном
построении картина? Почему Бубнов так изобразил
воинов на картине?
Ученики: Ратники стоят близко друг к другу.
Этим самым художник хотел показать силу,
нерушимость и могущество этих воинов.

Они словно
поддерживают друг друга.
Учитель: Композиция полотна построена с
расчетом подчеркнуть сплоченность и
монолитность русской рати: этих людей не
сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит,
что композиция статична.

В вытянутом мече
Дмитрия Ивановича, в фигуре воина,
наклонившегося вперед и поднимающего щит с
земли, в копьях, взятых на перевес, – во всем этом
выражено движение, которое замыкается спокойной,
могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть
фигур срезано рамой картины, войско как бы
бесконечно и продолжается за пределами полотна.
Ряды воинов сомкнуты.

Одна фигура теснит другую,
дальше видны новые и новые лица, словно могучая
лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд
останавливается на фигуре старика, опершегося
всем своим телом на древко копья. И создается
ощущение, будто движение всего войска
остановлено, сдержано, но через несколько
мгновений, эта лавина двинется дальше.

Так используются контрасты между теми
элементами картины, которые создают ощущение
неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и
теми, которые воспринимаются как препятствие
этому трудно сдерживаемому движению.
Художник достигает выразительности
собранности композиции, подчеркивает ощущение
сил и могущества русских воинов.

Фигура Дмитрия
четко вырисовывается на фоне черного знамени с
золотым Спасом.

“О крепкое и твердое дерзание мужества! О как
он не испугался, не дрогнул от такого множества
войск? Ведь поднялись на него три земли, три
рати… Однако всех этих он не испугался,


  • нисколько не устрашился…” –
  • Заключительное слово учителя.
  • Задание.

говорится в
“Летописной повести о побоище на Дону” о князе
Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль –
роль полководца, возглавляющего русское войско.
В то время вся группа – Дмитрий и его
приближенные, выделенная композиционно, –
отодвинута на второй план. Образ Дмитрия
трактован более отвлеченно, чем образы других
персонажей, скорее в символическом, нежели
конкретно-индивидуальном плане, не становится
центральным. Фигура его не господствует в
картине. Князь не является главным действующим
лицом.
– Почему, как вы думаете, художник изобразил так
князя и кто здесь главный герой?
Учащиеся: Князь изображен так потому, что
главным героем здесь является все русское
войско.
Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская
битва раскрывается как народная эпопея. Русский
народ – вот подлинный герой произведения.
Картине “Утро на Куликовом поле” присуще
чрезвычайно существенное для произведения на
историческую тему качество – люди, изображенные
на полотне, не воспринимаются “сквозь мглу
веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них
есть сила характеров, близких современным людям,
и эти характеры обрисованы правдиво и
убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах
Древней Руси живых людей и это чувство передать
зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные
натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом
старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в
белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих
других персонажах картины есть та
художественная правда, которая заставляет
верить в них.
Художник сумел приблизить к нам события
далекого прошлого, заставить зрителя пережить
его.
И поэтому хочется обратиться к строкам стихов,
посвященных этой картине. Эти стихи написал
аткарский поэт В.Воробьев и называются они
“Перед картиной “Утро на Куликовом поле”.
(Стихотворение читают учащиеся,
подготовившись заранее).
Вид, ждущих Куликовской битвы
В предельно робкой утренней тиши
Толкает зрителя притихнуть и молитвой
Дрожь в глубине унять своей души.
Щиты, шеломы, копья, лица.
Грубый
Еще конем не тронутый ковыль,
На холст принес
земляк-художник Бубнов,
Показывая боль истории чрез быль.
Сурово-строги лица статных воинов,
Молчит единою задумчивостью рать…
Им предстоит под крики черных воронов
Убитым быть, иль тоже убивать…
Готов вот-вот и горизонт насупиться.
Из-за того, что грудь родной земли
Застонет, задрожит от зла и ужаса
И… окровавятся седые ковыли…
О, Русь моя! Увы, многострадальная.
Оттуда, из глубин былых веков,
Судьба твоя глядит с картин печальная,
Тревожа рай болотных куликов.
Побоищ после этого случалось,
Похоже, все еще не сочтены…
От века нашего три годика осталось,
Пропитан он кошмарами войны.
Двух мировых, гражданских и локальных,
От коих ужасы так трудно передать!
А пред картиною, уверен, не случайно,
Душа не может не затрепетать!
И крикнуть, побывав на поле Куликовом:
– Стремитесь, люди, к миру повернуть!
А автора шедевра добрым словом –
Нам непременно надо помянуть.
Ответьте на следующие вопросы:
О чем говорится в стихотворении?
Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой
картиной?
К чему призывает автор этого стихотворения?
Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок –
всего 56 лет. Но остались жить его полотна,
осталась добрая память о большом, щедром
человеке – Александре Павловиче Бубнове.
Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по
аткарским улицам, бродил по ковыльным и
земляничным полям Емельяновского леса, что
начинается прямо за околицей его родной деревни.
Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и
полянах леса, мы узнаем теперь на картине “Утро
на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые
свои зарисовки, учился видеть прекрасное и
необыкновенное в обычных людях, цветах, травах,
что его окружали, в синем небе, белых облаках,
отражающихся в тихих водах нашей Аткары.
В память о художнике в 1986 году улица линейная
была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в
местном педагогическом училище есть
художественно-этнографический музей им А. П.
Бубнова.
Написать сочинение-впечатление на тему “Перед
картиной Бубнова “Утро не Куликово поле”.

2.02.2009

Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-na-temu-utro-na-kulikovom-pole-bubnov.html

Ссылка на основную публикацию