Сочинение по повести белые ночи достоевского

Сочинение по повести Белые ночи Достоевского 3

26.07.2014

  • Достоинства:
  • Достоевский, романтическая подача
  • Недостатки:
  • концовка

Вчера обнаружила в библиотеке мужа эту книгу. Маленькая по размеру, классика жанра, Достоевский- это были те плюсы, по которым книгу хотелось прочитать. Тем более раньше ведь не читала такой. Повесть, которую я прочитала, мне понравилась…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:39 9 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

18.04.2018

  1. Достоинства:
  2. Описание Петербурга, романтично, душевно, философия
  3. Недостатки:
  4. Нет

Иногда хочется прочитать почитать что-нибудь легкое, сентиментальное и душевное. В один из таких порывов я вспомнила о книге Федора Достоевского «Белые ночи». Читала это произведение неоднократно по большому счету из-за красочных и реалистичных описаний Петербурга…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:81 10 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

23.06.2014

  • Достоинства:
  • сюжет, злободневность, язык, философия
  • Недостатки:
  • нет

Еще прошлым летом я грезила о поездке в Петербург, поэтому мне действительно хотелось почитать произведение, которое бы отразило дух, царящий в величественно-ледяной столице. По моему мнению, под это описание как нельзя лучше подходят шедевры великого…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:69 20 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского 3

21.06.2013

  1. Достоинства:
  2. Достаевский заставляет разделять и сопереживать героям своих произведений.
  3. Недостатки:
  4. Нет

Федор Михайлович Достоевский, по моему мнению, самый яростный защитник «маленького» человека в русской литературе, а, может быть и в мировой. Его произведения пронизаны любовью, жалостью, сочувствием к обыкновенному человеку, притесняемому и униженному всяким, кто…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:47 1 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского 1

08.02.2014

  • Достоинства:
  • интересная, романтическая, грустная истрия, хорошее оформление
  • Недостатки:
  • нет

Книгу «Белые ночи» я позаимствовала у знакомой, мне нечего было читать в тот вечер, а она была тоненькая, да еще и Федора Достоевского, всегда приятно почитать что-нибудь у классиков. Многие в школе читали «Преступление и…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:25 6 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

07.07.2017

  1. Достоинства:
  2. Потрясающие слова, затрагивающие душу
  3. Недостатки:
  4. нет

Потрясающая книга, особенно для тех, кто переживал романтические чувства. Я не читал ее в молодости, первый раз прочел эту повесть и потом возвращался опять к некоторым местам, чтобы еще раз их перечитать, еще раз прочувствовать…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:16 7 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

05.04.2017

  • Достоинства:
  • сюжет, смысл, стиль
  • Недостатки:
  • нет

Повесть Достоевского «Белые ночи» — лирическое произведение писателя, написанное им на ранней стадии творчества. Прочитала повесть быстро, она небольшая, но впечатление произвела большое и вопросов оставила немало. Местом действия является Петербург, где поздним вечером случайно…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:50 8 Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

30.03.2014

  1. Достоинства:
  2. Понятный язык, сентиментальность и романтизм.
  3. Недостатки:
  4. Нет.

Сентиментальный роман(так он назван самим Федором Достоевским) «Белые ночи» известен менее, чем, например, его же «Преступление и наказание». Но это не делает его менее привлекательным для читателя. Лично на меня эта книга произвела колоссальное впечатление…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:14 4 1

13.06.2017

  • Достоинства:
  • сюжет, стиль
  • Недостатки:
  • нет

Доброго времени суток, уважаемые читатели моих отзывов! С творчеством Достоевского я, до сегодняшнего дня знакома не была. Первым произведением, которое я прочитала стали «Белые ночи». Когда я увидела заголовок «Сентиментальный роман» желание читать даже как-…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:35 3

21.06.2018

  1. Достоинства:
  2. Федор Михайлович Достоевский.
  3. Недостатки:
  4. Раннее произведение.

Написанные в 19848 году, «Белые ночи» Достоевского уже зрелые и вполне себе состоявшиеся. Хотя и речь идет о романтизме, юности и все том же маленьком человеке, который, если еще и не присматривал где-то в подворотне…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:178 43

15.08.2015

  • Достоинства:
  • картины Петербурга, замечательный образ, дивная лирика души
  • Недостатки:
  • как же можно, это же Достоевский!

Вот часто размышляю, кто и как осуществлял подборку произведений классиков для программы средней школы. Ну почему часто выбраны не самые яркие произведения или более доступные детскому уму? Беда в том, что отбивается желание читать классиков…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:106 19

24.11.2016

  1. Достоинства:
  2. Стиль автора, сюжет, сентиментальность
  3. Недостатки:
  4. Не мне судить Достоевского

Главный герой повести «Белые ночи» — достаточно интересный типаж — Мечтатель с большой буквы, демонстрирующий лишнего человека (чем-то похож на лермонтовского Печорина). Герой не имеет имени поскольку это собирательный образ, мне кажется, в него и…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:96 18

11.05.2017

  • Достоинства:
  • Любовный треугольник
  • Недостатки:
  • Нет

Честно говоря, читая это произведение, я вспоминала как читала его в школе. И знаете было любопытно, что же теперь я буду думать о героях. И наверняка в школе мне оно совершенно не понравилось. Зато сейчас…

Читать весь отзыв Отзыв рекомендуют:

Источник: https://otzovik.com/reviews/kniga_belie_nochi-fedor_dostoevskiy/

Урок 8: Достоевский "Белые ночи"

  • План урока:
  • История создания повести «Белые ночи»
  • Краткое содержание повести «Белые ночи»
  • Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика
  • Образ Петербурга. Авторское отношение к городу
  • Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

История создания повести «Белые ночи»

Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г.

Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению.

Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.

В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека».

В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами.

Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства.

Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.

С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой.

Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа.

Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.

Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни.

Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний.

Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом.

Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.

Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни».

Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа.

Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».

Сочинение по повести Белые ночи ДостоевскогоИсточник

Краткое содержание повести «Белые ночи»

Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие

У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого.

Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их.

Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.

Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу.

Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки.

Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.

В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий.

Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен.

Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.

Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни».

Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух.

Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.

Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним.

Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым.

Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.

Читайте также:  Сочинение мое отношение к печорину (9 класс из героя нашего времени)

Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.

На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах.

Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени.

И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.

Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся.

Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни.

Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.

Сочинение по повести Белые ночи ДостоевскогоИсточник

Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика

Образ мечтателя и его рассказ-исповедь

Сентиментальные герои повести «Белые ночи» типичны для раннего творчества Достоевского. Они оба тонко чувствующие натуры, бережно относящиеся к чувствам друг друга.

Из их эмоциональных, часто очень взволнованных, по-детски наивных разговоров становится ясно, что для них важны незначительные детали и мелочи, касающиеся вопросов любви, дружбы, будущего.

Ничего не известно об их социальном статусе, они и сами не ищут причин во внешнем мире, живут своим внутренним миром. Оба любят мечтать.

Героине повести Настеньке семнадцать лет. Себя она называет девушкой простой, мало еще видевшей и мало учившейся. Но мечтатель считает ее умницей, что ее «красоте не мешает», возможно идеализируя возлюбленную.

Она, как и ее новый друг, жила изолированно, но не по собственной воле, а по бабушкиной прихоти. Эта домашняя изоляция сделала из нее тоже мечтательницу, в мечтах ей даже мерещилась свадьба с китайским принцем.

Но к своим мечтаниям она относится иронично.

Девушка – внимательный и чуткий собеседник, боится ранить чувства влюбленного в нее человека неосторожной фразой.

В собственное чувство она окунается полностью, ее любовь чистая и безграничная, как и у мечтателя.

Поэтому, когда она, сомневаясь в возвращении любимого, пытается отречься от своих чувств и построить свое счастье с другим, это выглядит беспомощной и обреченной попыткой самообмана.

Герой повести «Белые ночи» сентиментальный, впечатлительный, добрый человек. Он живет уже 8 лет в Петербурге, но так и не смог завести ни одного друга. Несмотря на свое одиночество, он духовно богат.

Мечтатель пытался уйти от реальности, погрузившись в собственный вымышленный мир. Мечты героя – это ответная защитная реакция на монотонность, однообразие, скуку и пошлость окружавшей его жизни, которой он не способен противостоять.

В своем воображении он создал фантастический мир, погрузившись в который живет вне времени и пространства. У него даже нет биографии. На просьбу Настеньки рассказать про себя, он удивленно отвечает, что у него нет истории. Не было значимых поступков, событий, знакомств.

Его жизнь – это бесконечная история фантазий и грез. Он даже справляет годовщины своих милых ощущений.

Герой осознает, что однажды ему придется столкнуться с реальным миром, и его призрачная жизнь будет разрушена. Он понимает, что его фантазии бессильны перед жестокой реальностью.

Для него жизнь представляет собой клубок противоречий, в котором перепутаны добро и зло, и зло порабощает добро. Но все же он тянется к жизни, откликаясь на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей.

Благодаря влюбленности в Настеньку в нем вспыхнули новые надежды. Он даже готов отказаться грезить о несбыточном ради маленького реального счастья. Но Настеньку он не смог удержать, она ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Его счастью не суждено было сбыться.

В первом же столкновении с суровой реальной жизнью мечтатель был сломлен. Он замкнулся в себе, окончательно уйдя в мир своих отвлеченных размышлений.

Автор осуждает словами своего героя всех мечтателей, бегущих от пошлости и зла в обществе, неспособных бороться против них. Сам мечтатель говорит, что за один день этой жалкой, но реальной жизни готов отдать «все свои фантастические годы».

Но осуществить свое желание он не в состоянии, не проявив достаточной настойчивости для его осуществления. Отчасти в образе мечтателя угадываются автобиографические черты.

Писатель восклицает: «И не все ли мы более или менее мечтатели!» О себе уже в зрелые годы Достоевский писал: «И чего я только не перемечтал в своей юности… До того замечтался, что проглядел всю мою молодость».

Сочинение по повести Белые ночи ДостоевскогоИсточник

Образ Петербурга. Авторское отношение к городу

Действие повести происходит в северной столице. Петербург тесно связан с именем Достоевского, там он прожил большую часть своей жизни, хотя не любил столицу империи, называл самым промышленным и угрюмым городом России, «чухонским болотом».

Достоевского считали писателем, по страницам произведений которого можно изучать топонимику[1] Петербурга: названия площадей, улиц, зданий, набережных, мостов. Литературные герои его петербургских произведений жили по реальным адресам, ходили по настоящим улицам.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи» иной, чем в других произведениях Достоевского, где он, как правило, враждебен человеку и является воплощением пороков. Рассказчик-мечтатель любит город, который считает своим другом и собеседником.

В этом произведении отсутствуют проблемы внешней городской жизни, город откликается на внутренние переживания героев.

Живущий уединенно мечтатель любил бродить по улицам, считая дома своими единственными друзьями, которые «глядят на него во все окна», делятся проблемами. Одному в мае «прибавят этаж», другому «завтра в починку», третий чуть не сгорел, четвертый изуродовали, перекрасив в «канареечный» цвет. Мечтатель о петербургских зданиях рассказывает, как о живых людях.

Он представляет, как они с ним здороваются, желают здоровья. Герой «Белых ночей» рассказывает о местах своих гуляний. Он упоминает о канале (Екатерининский канал), речке Фонтанке, Невском проспекте, Каменном, Крестовском и Аптекарском островах. Жил он в отдаленнейшей части города, в районе Коломны и Сенной площади.

В XIX веке эти районы были населены небогатыми людьми, считались местом обитания нищих, пьяниц, мелких преступников.

В самом названии повести «Белые ночи» создается образ величественного города, который славится своими чарующими, полными романтики июньскими ночами. Не случайно действие происходит в это время года, когда все настраивает на романтический и мечтательный лад. К тому же название-оксюморон[2] намекает на некую нереальность и фантастичность событий повести.

Сочинение по повести Белые ночи ДостоевскогоИсточник

Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

В повести «Белые ночи» нашли отражение важнейшие вопросы, волновавшие общество 40-х годов XIX в., а именно противоречия между идеалом и реальностью, мечтой и действительностью. В эти годы мечтатель стал весьма распространенным общественным типом.

Эпоха реакционного правления Николая I принуждала смириться с действительностью, порождала стремление исключить себя из общественной жизни. Люди передовых взглядов того времени не могли мириться с подобными проявлениями гражданской пассивности. Белинский еще в 1840 г.

записал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы…». Критик называет современный ему XIX век врагом мечтательности, которая «смешна, пошла и приторна».

Критическое отношение к мечтательности сложилось у Достоевского под влиянием Белинского.

Тем не менее, осуждая своих героев за бездеятельность и оторванность от жизни, писатель не прячет своего сочувствия к ним, понимая униженное и забитое положение жертв социальной несправедливости.

Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского слышна «боль о человеке», который понимает, что «не в силах … быть человеком настоящим».

Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь неким предостережением об опасности погружения в мир заманчивых, но бесплодных иллюзий, которые рано или поздно рассеиваются. В XX в. подобное явление в психологии получило название «эскапизм».

Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы.

Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости.

Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.

Словарь

1. Топонимика – раздел лексики, занимающийся изучением географических названий, их происхождением и значением

2. Оксюморон – словосочетание из противоречивых по смыслу слов.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-8-dostoevskij-belye-nochi

Главная тема романа Достоевского «Белые ночи» — сочинение

статьи

школьная программа

Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

В своих произведениях Достоевский поднимает вечные проблемы человеческого бытия, которые волновали людей и в 19 веке, и сейчас. В одном из самых ранних произведений писателя, в романе «Белые ночи», поднята тема социальной адаптации человека и попытка ответить на философские вопросы, что же такое счастье и какой должна быть любовь.

Статья написана в формате школьного сочинения.

Главный герой произведения отражен в образе Мечтателя, за которым не сложно увидеть самого Достоевского. Этот человек отличается от большинства других особым мышлением и отношением к миру.

Мечтатель постоянно погружен в свои мысли, в которых он создает идеальные, на его взгляд, сюжеты и совершенно идеальных людей. Он склонен грезить о чем-то ярком и необычном, хотя признается, что глубоко в душе он очень робкий и одинокий, потому что чувствует себя лишним в окружающем мире.

Скорее всего, реальность не соответствует представлению Мечтателя о прекрасном, и он сбегает от тяжелого и жестокого настоящего в мир своих грез.

Еще один важный персонаж – это Настенька, милая девушка, в которую влюбляется главный герой.

Читайте также:  Образ пьера безухова в романе толстого война и мир

Внезапно возникшая любовь к ней делает счастливым Мечтателя и возвращает его из возвышенных фантазий, пусть и ненадолго, в реальный мир. Он готов практически на всё ради того, чтобы возлюбленная была счастлива.

Но в итоге Настенька покидает его и связывает свою судьбу с другим человеком. А Мечтатель снова остается в одиночестве и погружается в печаль и грезы.

Было ли счастливое будущее у Мечтателя с Настенькой? Не разрушатся ли столь прекрасные чувства при столкновении с реальной жизнью? Ведь они были знакомы так недолго, всего лишь несколько дней. А настоящие отношения – это каждодневный труд, совместные проблемы, которые нужно преодолевать вместе.

Получилось бы это у Мечтателя, человека, с полным отсутствием не только опыта любовных отношений, но и просто опыта обычного общения? Может, несмотря на трагизм ситуации, это было лучшим вариантом развития событий? Ведь светлое чувство и хорошие воспоминания останутся с Мечтателем и дальше, а вот разочарование в реальном человеке, когда любовь разбивается о быт и разногласия, оставляет глубокие раны.

Одинокий Мечтатель чувствует себя непринятым окружающим миром, совсем чужим в нем. Но в то же время, он не презирает общество, а наоборот, испытывает огромную симпатию не только к малознакомым людям, но и к домам в Питере. Образ Петербурга в романе также играет немаловажную роль.

Город представляется герою живым и дружелюбным, и Мечтателю кажется, будто деревья и строения на улице с ним общаются и понимают его. На всем протяжении романа, читатель может наблюдать постоянную рефлексию Мечтателя.

Герой анализирует свое состояние, чувства, размышляет о своем существовании и о своем месте в этом мире.

Но все же, главный герой не был отвергнут обществом. Мечтатель сам сбежал в мир своих фантазий, он и сам отвергает мир, избегает других людей. Знакомство с Настенькой было первой попыткой реального взаимодействия с миром, и нельзя сказать, что она не удалась.

Девушка приняла его, пыталась понять. И даже согласившись выйти замуж за другого мужчину, которого она полюбила задолго до знакомства с нашим героем, Настенька предлагает юноше продолжение дружбы и общения.

Ведь она – тоже мечтательница, оторванная от мира. Правда, не добровольно, как главный герой, а невольно, стараниями своей бабушки.

Но Настенька, в отличие от Мечтателя, всеми силами пытается в мир вернуться, вырваться из убогого бабушкиного мирка.

Композиция произведения построена очень оригинальным образом. Роман «Белые ночи» содержит 5 глав – одно утро и четыре ночи. Эти ночи были очень важными в жизни Мечтателя, ведь ему посчастливилось испытать настоящие чувства к реальной девушке. Да, они оказались безответными, но он сохраняет возвышенность своей любви и благодарен Настеньке за нее.

Его отвергнутая любовь не переходит в ненависть, как часто бывает и в жизни, и в книгах. В последней фразе романа и заключается главная мысль произведения: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» То есть, главный смысл жизни с точки зрения Мечтателя – это любовь, которая питает душу и наполняет ее блаженством.

И тот, кто хотя бы раз испытал ее, может считать, что жил не зря.

Советую посмотреть:

Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

Краткое содержание романа «Белые ночи»

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/dostoevskiy-belye-nochi-sochinenie.html

Сочинение-анализ «Белые ночи»

В творчестве Ф. М. Достоевского 1840-х гг. тип петербургского «мечтателя» занимает особое место. Этот оригинальный тип людей писатель называет «странными существами среднего рода».  Достоевский посвятил «мечтателям» одно из самых романтических произведений — повесть «Белые ночи».

Произведение было впервые напечатано в «Отечественных записках» (1848 г.). В собрании сочинений 1860 г. Достоевский внес в повесть небольшие стилистические изменения.

Смысл названия

Достоевский очень остро чувствовал и умел передать особую атмосферу петербургских белых ночей. На этом фоне разворачивается все действие повести и раскрываются образы и психологическая характеристика главных героев.

Сочинение по повести Белые ночи Достоевского

Центральная тема повести — любовь

Любовь Настеньки и любовь рассказчика очень схожи между собой. И в том, и в другом случае это чувство было вызвано одиночеством, уходом от реальности в волшебный мир мечты.

Образ мечтательного главного героя очень трагичен. Он полностью раскрывается в страстном монологе перед Настенькой. Достоевский вкладывает автобиографический смысл в этом монолог, когда говорит о существовании тайной петербургской жизни, представляющей собой «смесь чего-то чисто фантастического, горячо идеального и вместе с тем… тускло прозаичного и обыкновенного».

Главный герой осознает свой увеличивающийся разрыв с реальностью, погружаясь в сказочные мечты все глубже и глубже. Тем мучительнее становится для него возвращение в свою серую и скучную комнату. В этот момент он понимает, что волшебный мир — всего лишь обман воображения, «глупый, круглый нуль», но мечтает вновь забыться в своих грезах.

Бедный мечтатель уже давно создал для себя женский идеал и испытал весь спектр любовных переживаний. При этом дожив до 26 лет, он еще ни разу не испытывал этого чувства к реальной женщине. Главному герою мешают слабость и застенчивость, неумение общаться с живыми людьми.

Случайная встреча с Настенькой — переломный момент в жизни рассказчика. Он наконец-то нашел свой идеал, который обрел плоть и кровь. Главный герой влюбляется в Настеньку после обмена несколькими фразами и приходит в восторг.

Непосредственность и открытость девушки еще больше усиливают его чувство. Впервые он так легко и свободно разговаривает с женщиной.

Ободряющие слова Настеньки позволяют главному герою уже на втором свидании немедленно раскрыть перед нею свою душу, рассказать о мучающем его противоречии между мечтой и действительностью.

Узнав о тайне девушки, рассказчик из-за своей склонности к фантазированию поначалу не придает никакого значения тому, что она уже влюблена. Он настолько счастлив знакомству, что даже соглашается помочь Настеньке встретиться с любимым.

Однако на третью ночь главный герой понимает, что случайно обретенная любовь также оказывается фантазией. Наивная фраза Настеньки «я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня» заставляет его сердце сжаться от мучительной боли.

Женская проницательность все же приводит девушку к догадке, что чувство ее собеседника далеко от простого дружеского участия. Ей жалко этого милого и доброго человека: «Зачем он — не вы?»

Четвертая ночь становится одновременно самым радостным и самым печальным событием в судьбе главного героя. Ободренный отсутствием долгожданного жениха, он признается Настеньке в любви.

Отчаявшись встретиться с любимым, девушка дает рассказчику надежду на взаимное счастье. Взволнованные молодые люди находятся «как будто в чаду, в тумане». Они строят планы на будущее, непрерывно ходят, смеются.

Идиллия внезапно нарушается появлением незнакомца, в объятия которого Настенька бросается…

Финальное утро резко противоречит очарованию четырех петербургских белых ночей. Они оказываются для главного героя очередным сном, призраком. Ему остается лишь благодарить судьбу за кратковременную «белую минуту блаженства».

Любовь Настеньки также вызвана одиночеством. «Пришпиленная» к бабушке, она, подобно рассказчику, часто отрешалась от действительности в мечтах. Но к девушке реальная любовь пришла раньше в лице приятного нового жильца.

Чувство Настеньки зародилось внезапно и, по сути, не имело под собой прочного основания. Несколько поездок в театр вместе с бабушкой, случайные встречи на лестнице наполнили жизнь девушки новым смыслом. Она даже решилась на отчаянный поступок, собрав вещи и придя к постояльцу перед его отъездом.

Возлюбленный Настеньки оказался честным и порядочным человеком. Он не воспользовался наивностью девушки, но пообещал жениться на ней ровно через год.

Настенька терпеливо дожидается возлюбленного, нисколько не сомневаясь в его возвращении. Четыре мучительных дня, встречи с рассказчиком, обида на предполагаемого жениха чуть было не заставляют ее распрощаться со всеми надеждами и попытаться найти счастье с новым знакомым. Но возлюбленный все-таки появляется, избавляя Настеньку от бесплодных мечтаний.

Проблематика

Проблема неудовлетворенности серой обычной жизнью, желания уйти в идеальный мир от повседневной рутины очень волновала Достоевского. «Все мы более или менее мечтатели!», — отмечал он. Однако человек может легко переступить грань и навсегда отрезать себе путь к реальности.

Встреча с Настенькой могла спасти главного героя от непоправимого шага. Горькое разочарование после четырех блаженных белых ночей, скорее всего, очень тяжело скажется на его душевном состоянии.

Позднее писатель блестяще разработает проблему ухода от действительности в психологическом романе «Преступление и наказание».

Композиция

Повесть четко делится на четыре главы — «белые ночи». «Ночь вторая» включает в себя обособленную «Историю Настеньки». Противопоставлена основной части произведения заключительная печальная глава — «Утро».

Источник: https://spadilo.ru/sochinenie-analiz-belye-nochi/

Образ Петербурга в “Белые ночи” Достоевского – сочинение на тему — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Петербург – это не просто город. Это своего рода символ одной из сторон русской души, вызывающий любовь или неприятие, но едва ли оставляющий кого-то равнодушным. Поэтому-то образ Петербурга в «Белых ночах» становится не просто местом действия в произведении, а его важной частью и даже героем.

Петербург в русской литературе

Писатели часто обращались к изображению Петербурга как важной составляющей идейного содержания произведения.

Петербург, восхитительный, но убийственный в “Медном всаднике” Пушкина: он виной гибели бедной Параши; фантасмагоричный – в “Петербургских повестях” Гоголя: он заманивает Пискарева в ловушку, а потом сводит с ума.

И, конечно, северная столица – важнейшая составляющая содержания произведений Достоевского. Петербург давит своими тесными каморками и дворами-колодцами впечатлительного Раскольникова и запутывает в переплетениях улиц героя “Двойника” – господина Голядкина.

Не исключение и “Белые ночи” – произведение, само название которого уже наводит на мысль о городе Петра.

Петербург и Мечтатель

В повести Достоевского “Белые ночи” мы видим северную столицу глазами главного героя – Мечтателя. Это человек, живущий в своих мечтах и иллюзиях, робкий, но эмоциональный и чувствительный. Он почти не общается с людьми, но очень подолгу бродит по улицам, разглядывая здания и людей. И вот что удивительно. С людьми Мечтатель не сходится, а вот среди домов у него много друзей.

Здания рассказывают Мечтателю новости из своей жизни, жалуются на произвол (один дом не хочет, чтобы его перекрашивали, но его мнение никого не интересует!), делятся радостями или невзгодами. У молодого человека есть любимые домики, мостики, улочки. Есть такие уголки, в которые он приходит за утешением, когда ему плохо, как к своим близким друзьям.

Вот примеры высказываний мечтателя о петербургских домах: «Мне тоже и дома знакомы.

Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?» Или еще: «Был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо».

Петербург для Мечтателя более одушевлен, кажется, нежели люди, его населяющие. Говоря о петербуржцах, автор нередко метонимически употребляет вместо слова «жители» название города: «Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу…» и тому подобное.

Читайте также:  Сочинение по рассказу господин из сан-франциско бунина

Природа Петербурга

Мечтатель внимателен к природе. В день встречи с Настенькой он ходил за город и от этого чувствует себя счастливым. Он любит рассуждать о погоде и все время старается угадать, будет ли следующий день теплым и солнечным или мрачным и пасмурным. А еще герой очень любит солнце.

Чем объяснить такое отношение героя к неласковой питерской природе? Возможно, в нем так много радости и добра, что он переносит свои чувства и ощущения на все, что его окружает.

Он вкладывает душу в свой город, дарит ему любовь, поэтому Петербург кажется ему одушевленным, добрым и приветливым.

Ведь добрый и чистый человек часто приписывает такие же качества всем окружающим, подобно тому, как хитрец постоянно боится быть обманутым.

Петербург – это удивительный город, который поистине стал героем многих произведений русских классиков вообще и Достоевского в частности. Но, наверное, ни в одной книге он не предстает перед читателем таким радостным и дружелюбным.

Мы надеемся, что эта статья поможет в работе над сочинением «Петербург в «Белых ночах» Достоевского».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20386-obraz-peterbyrga-v-belye-nochi-dostoevskogo-sochinenie-na-temy.html

Проблема одиночества в белые ночи. Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи

  • Год написания
    1848
  • Жанр
    — роман
  • Главные герои:
    Мечтатель и Настенька

Тема произведения «Белые ночи»
это тема одиночества, счастья, смысла жизни и любви.

При этом тема «мечтателей», одиноких молодых людей главная тема повести «Белые ночи». Автор показывает, что богатый внутренний мир не спасает от одиночества. И что какими бы ни были мечты, человек всегда будет хотеть реальных событий.

В повести «Белые ночи» Ф.М.Достоевский поднимает проблему
маленького человека и его внутреннего мира, в котором живет его главный герой Мечтатель.

Главная мысль
-это одиночество людей,их оторванность от реального мира и неумение жить среди людей,наслаждаться радостями жизни,взамен мира призрачных мечтаний и несбыточных грёз.

Смысл названия повести «Белые ночи»
: в
период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька
.
В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…».
А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция
«Белые ночи»

состоит из 5 глав. Четыре главы с названиями: «Ночь 1», «Ночь 2», «Ночь 3» и «Ночь 4». Пятая глава носит название «Утро».
Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом
. Таким образом, в названиях отражено развитие сюжета — сон и пробуждение.

Повествование
ведется от 1-го лица, от лица героя
, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами
рассказ- исповедь
.

Сюжет «Белые ночи»

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.

Особое внимание Достоевский уделяет изображению внутреннего мира человека, его душе. В его произведениях проводится глубокий психологический анализ действий и поступков персонажей, рассматривая эти поступки не как деятельность извне, со стороны окружающего мира, а как результат напряженной внутренней работы, совершаемой в душе каждого человека.

Интерес к духовному миру личности особенно ярко отражается в «сентиментальном романе» «Белые ночи». Позднее эта традиция развивается в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Достоевского по праву можно назвать создателем особого жанра психологического романа, в котором человеческая душа изображается как поле сражения, где решаются судьбы мира.

Наряду с этим, для писателя важно подчеркнуть и опасность подобной, порой придуманной жизни, в которой человек замыкается на своих внутренних переживаниях, отрываясь от внешнего мира. Такой мечтатель изображен Достоевским в «Белых ночах».

С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек, С другой стороны, этот герой подобен улитке, которая «селится большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от живого света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу…»

В этом же произведении разрабатывается тема «маленького человека», типичная для творчества Достоевского и для всей русской литературы XIX века. Писатель стремится подчеркнуть, то жизнь «маленького человека» всегда полна «больших» – серьезных, непростых – проблем, его переживания всегда сложны и многогранны.

В ранней прозе Достоевского мы видим также изображение несправедливого, жестокого, порочного общества. Об этом его повести «Мальчик у Христа на елке», «Елка свадьба», «Бедные люди». Данная тема разрабатывается в более позднем романе писателя «Униженные и оскорбленные».

Преданный пушкинским традициям в изображении социальных пороков, Достоевский тоже видит свое призвание в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Отстаивание идеалов гуманности, духовной гармонии, идей доброго и прекрасного – неотъемлемая черта всего творчества писателя, истоки которой заложены уже в его ранних повестях.

Яркий пример этого – замечательная повесть «Маленький герой». Это повествование о любви, человеческой доброте, всеотзывчивости на чужую боль. Позже выросший в князя Мышкина «маленький герой» скажет знаменитые слова, ставшие афористическим призывом: «Красота спасет мир!..».

Индивидуальный стиль Достоевского во многом обусловлен особой природой реализма этого писателя, главный принцип которого – чувство иного, высшего бытия в реальной жизни. Не случайно сам Ф.М. Достоевский определял свое творчество как «фантастический реализм». Если, например, для Л.Н.

Толстого не существует «темных», «потусторонних» сил в окружающей действительности, то для Ф.М. Достоевского эти силы реальны, постоянно присутствуют в повседневной жизни любого, даже самого простого, рядового человека. Для писателя важны не столько сами изображаемые события, сколько их метафизическая и психологическая сущность.

Этим объясняется символичность мест действия, деталей быта в его произведениях.

Не случайно уже в «Белых ночах» Петербург предстает перед читателем как город особенный, наполненный флюидами потусторонних сил. Это город, где встречи людей заранее предопределены и взаимно обусловлены. Такова и встреча юноши-мечтателя с Настенькой, повлиявшая на судьбу каждого из героев этого «сентиментального романа».

Не удивительно также и то, что более других встречающееся слово в произведениях раннего Достоевского – это слово «вдруг», под влиянием которого внешне простая и понятная действительность оборачивается сложными и таинственными сплетениями человеческих отношений, переживаний и чувств, обыденные события таят в себе нечто необыкновенное, загадочное. Это слово указывает на значительность происходящего и отражает авторский взгляд на то или иное высказываний или действие персонажей.

Композиция и сюжет большинства произведений Достоевского, начиная с ранних повестей, построены на строгом хронометрировании событий. Временная составляющая выступает важной частью сюжета. Например, композиция «Белых ночей» строго ограничена четырьмя ночами и одним утром.

Таким образом, мы видим, что основы художественного метода писателя заложены еще в ранних его произведениях и этим традициям Достоевский остается верен в своем последующем творчестве. Одним из первых в русской классической литературе он обратился к идеалам добра и красоты. Проблемам человеческой души и вопросам духовности общества в целом.

Ранние повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности, отличая добро от зла и сопротивляясь человеконенавистническим идеям, видеть подлинное счастье в духовной гармонии и любви к людям.

(1
votes, average: 5.00

Источник: https://maratakm.ru/toys-and-games/problema-odinochestva-v-belye-nochi-sochinenie-po-povesti-dostoevskogo.html

Сочинение по повести Достоевского “Белые ночи”

Одним из моих самых любимых произведений великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского является его повесть “Белые ночи”. Она поражает глубиной мысли, интересной и захватывающей сюжетной линией. Больше всего меня поразил финал этого произведения – он очень непредсказуем, и я ожидал совершенно другого.

Но давайте по порядку. На первых страницах повести Достоевского “Белые ночи” мы встречаем мечтателя. Однажды, когда над Петербургом стояли прекрасные белые ночи, главный герой-мечтатель познакомился с красивой

и доброй девушкой Настенькой. Мечтатель выложил перед ней всю свою душу, раскрыл все свои переживания и невзгоды, поделился самым сокровенным, тем, что тревожило его и беспокоило. И Настенька прониклась взаимным доверием к главному герою, и они полюбили друг друга.

Описывая их взаимоотношения, раскрывал перед своими читателями тему отношений полов. Любовь и вера, обман и предательство – через всё это предстояло пройти героям повести “Белые ночи”. Когда в отношениях мечтателя и Настеньки возникает третий мужчина, она встаёт перед очень тяжёлым для всех участников этого треугольника выбором.

Именно в этом

выборе, на мой взгляд, и заключается главная мысль автора. Главный герой произведения витал в облаках, жил мечтами, грёзами, и считал себя счастливым человеком. Когда он повстречал Настеньку, он обрёл настоящее счастье. Увы, оно было слишком недолгим – выбор Настеньки оказался не в пользу мечтателя. Главный герой даже не попытался остановить возлюбленную и остался один.

В повести Достоевского “Белые ночи”, автор не встаёт ни на одну из сторон своих героев. Он предлагает своим читателям самостоятельно разобраться в ситуации и обдумать, за кем из персонажей произведения правда. Моё личное мнение сводится к тому, что главный герой повети “Белые ночи” должен был хотя бы попытаться завоевать сердце любимой девушке.

И если бы у него это не получилось, он бы вызвал у меня чувство жалости. Но он даже не приложил к этому никаких усилий, в этом слабость и ошибка главного героя. Каждый человек сам вершит свою судьбу, и своего счастья надо добиваться, за него надо бороться, отвоёвывать его.

Мне кажется, что именно об этом и хотел сказать Достоевский в повести “Белые ночи”.

Глоссарий:

    • белые ночи сочинение
    • белые ночи достоевский анализ
    • сочинение белые ночи
    • сочинение на тему белые ночи
    • белые ночи достоевский сочинение

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-po-povesti-dostoevskogo-quot-belye-nochi-quot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector