Сочинение по произведению слову о полку игореве

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении.

Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.

Сочинение по произведению Слову о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда.

Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века.

Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу».

В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по картине девушка в платке венецианова

Оценим за полчаса!

В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения.

Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин:

«Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены.

Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву.

Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

  • «Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
  • На четыре княжеских шатра.»

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.

Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен.

После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными.

Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Сочинение по произведению Слову о полку Игореве

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена.

В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев (смотри сочинение «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»). И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца.

В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно.

Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.

На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением.

Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Источник: https://slovo-igoreve.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-slovo-o-polku-igoreve/

Сочинение на 5.Ру

Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича.

В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек.

Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.

В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.

Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.

Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой.

В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров.

Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства.

Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских.

В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне.

Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.

В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия.

Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом.

Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.

Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю.

В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини.

Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев.

Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».

Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-slovo-o-polku-igoreve-prizyv-k-edineniyu-russkoj-zemli/

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве” – героическая поэма о Руси

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году.

В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги.

Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников.

Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы».

Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:

 «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого;

с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Эти слова князя обращены к любимой дружине.

Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:

  •  «А мои куряне — опытные воины:
  • под трубами пеленаны,
  • под шлемами взлеяеянны, с
  • конца копья вскормлены,
  • дороги им известны, овраги знакомы,
  • сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле,
  • ища себе чести, а князю — славы».

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:

  1. «О, дружина моя и братья!
  2. Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;
  3. сядем же, братья, на борзых коней,
  4. да посмотрим хоть на синий Дон».

Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:

  • «Яр Тур Всеволод!
  • Бьешься ты в первых радах,
  • прыщешь на воинов стрелами,
  • гремишь по шлемам мечами харалужными,
  • … куда, ярый тур поскачешь,
  • своим златым шлемом посвечивая,
  • там лежат поганые головы половецкие».

Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской.

Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского.

Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

Читайте также:  Сочинение что можно считать подлинным искусством?

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора.

С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ». (Карл Маркс).

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-geroicheskaya-poema-o-rusi/

Сочинение «Слово о полку Игореве» как героическая воинская поема

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать (Л.Н.Толстой).

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность.

Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним.

Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.

В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем.

Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников.

После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.

В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение».

Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы.

Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.

Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.

А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение.

И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами.

Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.

Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.

Читайте подібні твори

  • Сочинение «Старый гений» по рассказу Н. Лескова
  • Сочинение на тему «Компьютер»
  • Сочинение «Потерянная вещь» или «Пропавшая вещь»
  • Сочинение «Моя любимая вещь» или «Описание вещи»
  • Сочинение-рассуждение на тему «Время» 2 варианта

Tweet


Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=64

Слово о полку Игореве. Сочинение. 9 класс

В 9 классе на уроках литературы изучается произведение «Слово о полку Игореве». После подробного разбора и  анализа ученикам предстоит написать сочинение по данной теме.

Сочинение по теме «Слово о полку Игореве» 9 класс

«Слово о полку Игореве» — величайшее произведение древнерусской литературы. На Руси в XII веке, когда написали эту поэму, культура была не свойственна обычному человеку. Мало было грамотных людей, умеющих прочитать и понять основной смысл поэмы. Однако «Слово…» прошло через века, и поэтому так выделяется на фоне других произведений.

«Слово о полку Игореве» — это поэма. Поэмы – литературный жанр, крупное или среднее по объему многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определенному автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. «Слово о полку Игореве» имеет интересную композицию, немного не соответствующую реальной истории.

Основные части композиции представлены описанием выступления в поход Игоря; (изострил он в думах неустанных мысль свою обидой русских сел и полки на половцев поганых в бой за землю русскую повел), солнечного затмения, присоединения к Игорю Всеволода, первый удачный бой с половцами.

Интересными и очень нужными в композиционном ряду являются сон Святослава и Золотое слово Святослава. Затем начались неудачи: второй бой, ранение и пленение Игоря. И как следствие – набеги половцев на Русь.

Интересным включением в поэму является часть «Плач Ярославны» — описание подвига русских женщин, безмерно любящих своих мужей – воинов. Лаконичным завершением гениального произведения является побег Игоря из плена.

Для многих кажется непонятным, почему «Слово о полку Игореве» такое значимое произведение древнерусской литературы. Мне кажется, что все благодаря поэтическому дару и таланту неизвестного автора. Именно поэтический язык поэмы так привлекает литературоведов и обычных читателей.

Благодаря тому, что «Слово о полку Игореве» было написано на древнерусском языке, у него множество разных переводов. И каждый по — своему хорош. В «Слове о полку Игореве» много средств выразительности речи, такие как сравнения: «как серые волки…», метафоры: «Растекаемся мыслию по древу, серым волкам по земли, сизым орлом под облаками» и другие.

Данное произведение с первого взгляда покажется сложным, но, когда вникнешь в суть, открывается истинный смысл послания с древних времен: только вместе – мы сила!

Не зря «Слово о полку Игореве» называют величайшим произведением древнерусской литературы. Я соглашаюсь со многими критиками в том, что этой поэме не было равных во времена ее написания, да и сейчас оно очень тонко учит понимать, как нужно сосуществовать человеку в современном мире. Основная идея – единение народа перед лицом опасности – особенно актуальна и в наши дни.

«Слово о полку Игореве» — величайшее произведение!

Источник: https://proekt-klass.ru/sochinenija/slovo-o-polku-igoreve-sochinenie-9-klass

Капканы ЕГЭ и ГИА

  • Задание 8. 
  •  Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?  
  • Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно. 

Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева.

 Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира.

 Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.

В  интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

  1. Задание 8. 
  2. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
  3. Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.

  Она  носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли.

Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва.

В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

  • Задание 8.
  • Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным? 
  • Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.

Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.

Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.

Задание 8.

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.

Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся.

Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.

Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Задание 9. 

Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. 

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом. 

Задание 9. 

Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

 Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря.

Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам.

Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев.   Наделены   символическими   смыслами   и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения. 

  1. Художественная  функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
  2. Задание 9. 
  3. В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

 Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку.

Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М.

Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

Задание 9. 

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон — это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего.

Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна.  В качестве примеров можно назвать  сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого «Война и мир», сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Повесть «Гробовщик» у Пушкина полностью строится на приеме сна. 

Задание 9. 

 В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»? 

 Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили  художественное осмысление в литературе.

 Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.  

Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

В  «Слове о полку Игореве»,  в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка  здесь лежат языческие и мифологические представления.

  • Задание 9. 
  •  В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
  • Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой. 
Читайте также:  Сочинение на тему весна в лесу

 «Слове»  тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк.  Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.

Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова.

Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру — таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений  о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».

Составитель: С.Н.Мищенко

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-ochinenij-dlya-ege/nravstvennaya-problematika/1824-sochinenie-po-tekstu-demoversii

Анализ "Слово о полку Игореве"

«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.

Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.

С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие перево­ды, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерус­ского языка.

«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному по­ходу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.

«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и про­никновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.

Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.

Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоис­тических целях.

Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду.

Идея единства Руси продолжала сущест­вовать в народе.

Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича.

С небольшими силами, не сговорившись с ки­евским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.

Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») — князь Курский и Трубчевский.

Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) до­несли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.

Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.

На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало про­тив себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков.

Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжес­кой дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен.

Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.

На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами.

Схва­ченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.

«Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.

Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.

Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Полов­цы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и весели­лись, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.

Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.

Так рассказывают о походе Игоря Святославича лето­писи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объеди­ниться и защитить Русь.

Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью про­изведения.

Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещи­ми знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.

Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.

Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объ­ясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.

И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он про­износит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонаде­янно пошли на половцев.

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.

Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.

Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтич­ных мест в «Слове».

Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, ис­полнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.

«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение.

«Слово» не за­пись устно произнесенной речи или спетой исторической песни.

«Слово» было с самого начала написано его авто­ром, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи.

«Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира.

Его поэтические достоин­ства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/498-slovo-o-polku-igoreve.html

Сочинение «Кто был автором «Слова о полку Игореве», — Сочинения по литературе

Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным- Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой.

После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы.

Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова «возник вопрос об авторе произведения.

К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.

Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова».

Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии.

Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал».

Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми суще ствами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».

Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря.

Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы.

Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу».

Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.

Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла.

Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда.

Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс).

Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги полов цев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам.

«Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.

Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую.

Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».

Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воин ская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин.

Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.

Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы.

«Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота».

Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.

В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать».

Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-kto-byl-avtorom-slova-o-polku-igoreve/

Ссылка на основную публикацию